Белякова - Белякова Е. В. “Афонские традиции в русских скитах XVII в.”,//“Патриарх Никон и его время: Сборник научных трудов”, М., 2004г., Труды ГИМ, вып. 139, стр. 341-347. Бондарев - Бондарев В. “Верен до смерти. Подвиг святителя Павла Коломенского”,//“Церковь”, вып. 4-5, 2002г., стр. 47-49. Булычев - Булычев А. А. “О публикации постановлений церковного собора 1620г. в мирском и иноческом «Требниках» (М. 1639)”,//“Герменевтика древнерусской литературы (сборник 2, XVI-haчaлo XVIII вв.)”, М., 1989г., стр. 35-62. Виноградский - Виноградский Н. “Церковный собор в Москве 1682г.: Опыт историко-критического исследования”, Смоленск, 1899г. Вознесенский – Вознесенский А. В. Сведения и заметки о кириллических печатных книгах. 8. Как у нас правились печатные книги: О кавычном экземпляре Псалтири (М. I. 1978)//ТОДЛ. 2003. LIV. Гиббенет - Гиббенет Н. “Историческое исследование дела патриарха Никона”, 2 т., Спб, 1882-1884гг. Голубинский - Голубинский Е. “История канонизации святых в Русской Церкви”, М., 1903г. Горский, Невоструев - [Горский А. В. прот., Невоструев К. И.] “Описание славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки”, отдел третий, книги богослужебные, ч. 1, М. 1869г. Дело - “Дело о патриархе Никоне”, Спб, 1897г. Дмитриевский I - Дмитриевский А. А. “Рецензия на сочинение проф. И. Мансветова “Церковный устав” //ХЧ, 1888г., 9 - 10. Дмитриевский II - Дмитриевский А. А. “Митра. Историко-археологический очерк”,//“Московские епарихальные ведомости”, 4—5, 2003 г. (1-ое изд. - “Руководство для сельских пастырей”, Киев, 1903, 11; я пользовался электронной копией статьи с сайта http://www.liturgica.ru/). Зернова - Зернова А. С. “Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVIIbb.” Сводный каталог. М. 1958г. Знаменский - Знаменский П. В. “Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра.”, СПб., 2003г. Исправление - [Строев П. М.] “Исправление богослужебных книг при патриархе Филарете”,//ПС, 1862г., август (стр. 361-405), сентябрь (стр. 32-86).

http://bogoslov.ru/article/376316

35 РГАДА. Ф. 27. 140. Ч. 3. Л. 367. 36 Чиновник архиерейского священнослужения. Москва, 1677. Л. 1. 37 Там же. Л. 2–3. 38 Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908. С. 15. 39 Деян. 20. 28. 40 Ин. 15. 15–17. 41 ММК. Инв. ТК–21; Савва, архим. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. М., 1855. С. 45–46. 42 Варлаам, архим. О пребывании патриарха Никона в заточении по актам Кирилловского монастыря//Чтения в ОИДР. 1858. Кн. 3. Отд. 1. С. 201. 43 Смирнов П. С. Иоаким, патриарх Московский. М., 1881. С. 53. 44 ААЭ. Т. 4. 190. С. 255. 45 Там же. 217. С. 290. 46 Смирнов. Иоаким, патриарх Московский. С. 62; Никольский В. К. Боярская попытка 1681 г.//Исторические известия, издаваемые историческим обществом при Московском университете. 1917. 2. С. 74. 47 Виноградский. Церковный Собор в Москве 1682 года. С. 48. 48 Там же. С. 54. Прил. С. 29–31. 49 Основанием для царских предложений служили 15 правило Двукратного Собора, 34 апостольское правило, 9 правило Антиохийского Собора, 8 правило Шестого Константинопольского Собора (Виноградский. Церковный Собор. С. 55). 50 Там же. С. 31, 56–58. 51 Там же. С. 31, 56–58. См. также: Оболенский М. А. Проект устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и думных людей по тридцати четырем степеням, составленный при царе Феодоре Алексеевиче. М., 1850. 52 Замысловский Е. Царствование Федора Алексеевича. СПб., 1871. Ч. 1. Прил. 3. С. XXXIV–XXXV. 53 АИ. Т. 5. 75. С. 110. 54 АИ. Т. 5. 75. С. 110. 55 АИ. Т. 5. С. 112. 56 Там же. С. 113. 57 Там же. С. 117. 58 Царский указ о запрещении торговать харчами в монастырях и около монастырей близ святых ворот, во время крестных ходов и государских шествий августа 1684 г.]//ААЭ. Т. 4. 281. 59 Доброклонский. Руководство по истории Русской Церкви. С. 13. 60 Там же. С. 120. 61 Смирнов. Иоаким, патриарх Московский. С. 26–27. 62 Там же. С. 58–61. 63 Гаврилов А. В. Литературные труды патриарха Иоакима. СПб., 1872. С. 1–2; Зиборов В. К. Иоаким//Словарь книжников. Ч. 2. С. 53–57.

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

Гурий , 1584. Иоасаф , 1589. Сильвестр , 1598. Иосиф , 1613. Лаврентий , 1623–27. Митрофан , 1628 и 29. Лаврентий , 1634 и 35. Савватий , 1637 и 38. Моисей , 1639–54. Иона , 1658–61. Иосиф , 1661–81. Антоний , 1682–91. Иов , 1695–1700. Феодосий , 1702–4. Иосиф , 1706–8. Феофан , 1709–13, уволен на покой в Угрешский. Гедеон определён 5 нояб. 1713, а в 1715 перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Сергий определён 22 нояб. 1715; уволен в 1721 на покой и жил там в 1726. Дионисий , в 1722–40. Николай , архим. Знаменский, назначен в исх. 1740, но, кажется, не был; с 2 окт. 1741 там же. Аввакум , в 1741–44. Иосиф , в 1745–49. Никанор , 1750–52. Панкратий Чарныйский в 1753 перев. из Иосифова, а в 1757 – в Бизюков мнтрь. Адриан , в 1757–61. Евфимий , бывший архим. Возмицкого монастыря, определён в 1761; † 4 июня 1768 Сильвестр , в 1768 и 69. Симеон , в 1769–76. Гервасий Линцевский 6 окт. 1776 перев. из Старорусского Спасского монастыря, а 2 авг. 1777 – в Суздальский Спасо-Евфимиев. Соломон Доброгорский 2 авг. 1777 перев. из Спасо-Евфимиева монастыря и вскоре † … Венедикт , в 1777–82. Ювеналий , в 1782–85. Арсений Изографов , перев. из Устюжского Архангельского, в 1786–94; перев. в Саввин Сторожевский. Серафим Глаголевский , из префектов Московской духовной акад., произведён в февр. 1795, а 28 сент. 1798 перев. в Заиконоспасский мнтрь. Августин Виноградский , ректор Троицкой семинарии, произведён 21 нояб. 1798, а в июле 1801 перев. в Московский Богоявленский мнтрь. Феофан Некрасов , в 1801–3, перев. в Спасо-Андрониев мнтрь. Мельхиседек Минервин в 1803 перев. из Вифании, а 25 сент. 1805 – в Новый-Иерусалим. Анатолий Связев перев. из Зилантова монастыря, в 1805 и 6. Амвросий Виноградский 4 июня 1806 перев. из Пензенского Спасо-Преображенского, а 29 авг. 1807 – в Московский Даниилов. Сергий Крылов-Платонов , определён 22 сент. 1807, а 20 апр. 1808 перев. в Заиконоспасский. Гедеон Фомин в окт. 1808 перев. из Златоустова, а в 1811 – в Богоявленский. Евгений Казанцев 11 авг. 1811 перев. из Дмитровского Борисоглебского монастыря, а 17 авг. 1814 – в Заиконоспасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для составления работы автор изучил: а) относящиеся к теме новейшие отрицательно-рационалистические сочинения – Шлей- —181— ермахера, Павлюса, Бунзена, Штрауса, Газе, Кейма; б) труды, написанные в положительно-апологетическом духе – Штенмейера, Годэ, Кейля, Эбрарда, Лютардта, Генгстенберга, Блека, свящ. Петропавловского, Соболева и других; из древне-церковных писателей автора самостоятельно изучал: св. Златоуста, блаж. Августина, блаж. Феофилакта и Евфимия Зигабена . Сочинение обнаруживает в авторе способность к самостоятельной работе при пользовании инославными положительно апологетическими трудами, тонкую критическую проницательность и основательность при разборе отрицательно-рационалистических воззрений и полное умение держать в должных границах литературной дозволительности заимствование из русских и иностранных книг, служивших прямым пособием автору для составления труда. Но особенно выдающимся достоинством сочинение г. Вахнина служит далеко незаурядная по нынешнему времени краткость, обработанность, ясность и отчётливость изложения, – свойства, благодаря коим сочинение получает характер строго продуманной работы, доставляющей большое удовольствие читателю своей истинно красноречивой простотой и истинно учёной художественностью. Можно бы пожелать от автора специального разбора мифологического объяснения, побольше филологических исследований и археологических сведений. Но, как кандидатское рассуждение, труд г. Вахнина вполне удовлетворяет своему назначению и заслуживает похвалы автору». 10) Отзыв ординарного профессора В. Ключевского о сочинении Николая Виноградского на тему: «Церковный собор в Москве 1681 г., происхождение и значение его постановлений»: «Сочинение студента Виноградского есть опыт историко-критического изучения деяний одного из Московских церковных соборов, имевшего немаловажное значение в истории русской церкви. Автор разрешает поставленную ему задачу в таком порядке. Распределив царские предложения собору и соборные постановления по содержанию тех и других, он излагает и, где нужно, объясняет каждое предположение и постановление, потом исследует исторические условия, которыми было внушено то и другое, и наконец, старается проследить практическое исполнение каждого соборного постановления и на основании этого оценить значение деятельности собора. Автор очень дельно объяснил происхождение многих царских предложений и соборных постановлений 1681 г. помощью исторического изучения явлений,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его брат Александр по окончании курса наук на Перерве продолжил свое обучение в Троицкой семинарии и также провел в Лавре без малого 10 лет, будучи, как и Алексей, по окончании обучения, определенным в учителя. Оба брата стали постриженниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и начинали в ней свой монашеский путь. Алексей Виноградский в 1789 г. за особую любовь к книгам был назначен библиотекарем Троицкой семинарии, и оставался на этой должности все время своего пребывания в Лавре до 1802 г., даже когда стал префектом, а затем ректором семинарии. В это время в семинарской и лаврской библиотеках по повелению Екатерины II начали делать списки с древних рукописей по истории России. Перепиской занимались семинаристы, а в обязанности библиотекаря, ректора семинарии и наместника Лавры входила сверка списков с оригиналом и исправление ошибок. За этой работой Алексей перечитал все русские летописи и исторические сочинения того времени, что в дальнейшем оказало заметное влияние на содержание его проповедей. Занятия в библиотеке также способствовали научной работе, к которой начал привлекать его Высокопреосвященный Платон, поручая делать выписки и высказывать свое мнение о различных богословских предметах. В 1792 г., в возрасте 26 лет Алексей Виноградский был назначен в префекты семинарии, и, в соответствии с должностью, стал преподавать философию. Все свободное время он отдавал выполнению различных поручений архипастыря, жившего в это время по большей части в Лавре и, кроме административных епархиальных дел, занимавшегося богословскими трудами. В это время митрополит Платон всячески развивал у молодого учителя и талант проповедника. Через два года 17 июня 1794 г. 1 Алексей на 28 году от рождения был пострижен в монашество правящим должность наместника Лавры ректором семинарии иеромонахом Евлампием в Трапезном храме прп. Сергия Лавры; и наречен Августином, в честь блаженного Августина Аврелия , епископа Иппонийского, память, которого праздновалась накануне его пострига – 15 июня. В течение следующего года он был посвящен в иеродиакона и иеромонаха 2 , а затем в августе 1795 г. стал соборным иеромонахом Лавры и ректором семинарии. В 1797 г. иеромонах Августин, как ректор семинарии принимал в Лавре императора Павла. Он приветствовал Государя речью, и «в присутствии его и всей Царской Фамилии производил Богословские акты, удостоенные внимания Монарха, который любил рассуждать и даже писал о Богословских предметах». Митрополит Платон с похвалою представил Августина императору, который «изъявил ректору Высочайшее благоволение за порядок и успехи в учении», и позднее из Москвы прислал ему в награду золотые часы с бриллиантами, а на Семинарию – 2100 рублей. Вскоре для иеромонаха Августина последовало повышение: 21 ноября 1798 г., он был посвящен в сан архимандрита и получил в управление второклассный Можайский Лужецкий монастырь «с удержанием должности Ректора».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

1766–1819 В этом году исполняется 250 лет со дня рождения архиепископа Московского Августина (Виноградского) . Как по отцовской, так и по материнской линии будущий архипастырь принадлежал к духовному сословию. Один его прадед был священником в храме Рождества Христова на Петровке, другой – в храме Михаила Архангела в селе Архангельском, дед по матери служил викарным священником у Николы в Хамовниках, а дед по отцу – в Покровском храме на Лыщиковой горе. Мать владыки Августина звали Пелагеей Антиповой, а отца – Василием Михайловым. Будущий архиерей родился 6 марта 1766 года, когда его отец служил дьяконом в Александро-Невском соборе Кремля, что на Тайницких воротах. Младенец был наречен Алексием, и примерно через 2 года у него появился брат, названный Александром. В 1771 г. Александро-Невский собор был упразднен, а дьякон Василий Михайлов рукоположен в священника в храму Димитрия Солунского на Ильинке. В том же году дети лишились матери, а спустя еще 4 года, остались круглыми сиротами и были определены родственниками в Перервинскую семинарию. Здесь они получили фамилию Виноградских. Вскоре Алексей успехами в учебе обратил на себя внимание учителей и часто посещавшего семинарию митрополита Платона (Левшина) . Особо он преуспел в латинском языке. Для дальнейшего обучения Алексей Виноградский был переведен в Славяно-греко-латинскую академию, которую закончил в числе лучших учеников в 1787 г. и был направлен учителем латинской грамматики на Перерву, а через год переведен учителем риторики в Троицкую семинарию. С этого времени его жизнь в течение 13 лет была связана с Лаврой Преподобного Сергия . В 1789 г. молодой учитель преподнес митрополиту Платону приветственное стихотворение на латинском языке, в котором описывал свою сиротскую жизнь. Архипастырю так понравились стихи, что он назвал их «золотыми» и дал указание напечатать и разослать их во все духовные учебные заведения. С этого времени Алексей Виноградский находился под непосредственным руководством митрополита Платона.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Августин, архиепископ Московский и Коломенский (Виноградский Алексей Васильевич) Родился 6 марта 1766 года в Москве в семье священника и живописца. Окончил Перервинскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию. С 1789 года – преподаватель грамматики и риторики Троице-Сергиевской духовной семинарии. В 1792 году назначен префектом Троице-Сергиевской духовной семинарии и преподавателем философии. В 1794 году принял монашество и в том же году рукоположен во иеромонаха. С 1795 года – ректор Троице-Сергиевской духовной семинарии. 21 ноября 1798 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря. В 1801 году – ректор Московской духовной академии и настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1802 году назначен цензором духовных книг, выходящих в Москве. В 1803 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди . 6 февраля 1804 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 13 июня 1811 года временно управлял Московской епархией в связи с болезнью митрополита Платона. 28 декабря 1812 года ему было вверено управление Московской митрополией. 30 августа 1814 года возведен в сан архиепископа. В этот период назначен членом Святейшего Синода. С 19 февраля 1818 года – архиепископ Московский и Коломенский. Скончался 3 марта 1819 года. Преосвященный Августин был замечательный оратор и проповедник своего времени. Его речи и проповеди отличались торжественностью. Будучи в 1803 году в Петербурге на чреде священнослужения, он своими речами обратил на себя всеобщее внимание. Сказанное им в 1807 году слово по поводу заключения Тильзитского мира произвело большое впечатление, и московский губернатор преподнес ему драгоценную панагию и послал один экземпляр речи императору Александру I. Ораторский талант преосвященного Августина сыграл положительную роль в период войны 1812 года. В это тревожное для России время преосвященный Августин управлял Московской епархией. Отличаясь чувством патриотизма, он своими речами воодушевлял московское ополчение на борьбу с неприятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1795-м году иеромонах Августин определён ректором Троицкой семинарии и учителем Богословия. В 1797-м году он удостоился внимания императора Павла Петровича, посетившего семинарию после коронации; выслушав приветственную речь ректора, а также богословские акты, государь остался весьма доволен внешним порядком и успехами обучения; похвальный отзыв Платона об Августине довершил удовольствие монарха, который пожаловал ректору богатые золотые часы, а ученикам 2100 руб. 21-го ноября 1798 года Августин возведён в сан архимандрита и получил в управление Лужецкий Можайский монастырь, а в 1801 году переведён настоятелем в Московский Богоявленский монастырь, с присвоением степени Лужецкого. Теперь Августин мог бы жить в своём монастыре; но митрополит не хотел с ним расстаться и не отпустил из Лавры. Кроме занятий по званиям настоятеля, ректора и профессора богословия, Августин изъяснял по воскресеньям Апостольские послания в церкви, пред Литургией. Императорское благоволение к нему продолжалось и в следующее царствование. Император Александр Павлович, при священном помазании которого, по назначению митрополита, Августин участвовал в служении, посетил Троицкую Лавру и семинарию; ректор последней приветствовал Августейшего гостя благодарственной речью и, в награду за усердие и труды по образованию юношества на службу церкви и отечества, всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени, которого знаки имели тогда немногие из архимандритов. В 1802-м году Августин назначен цензором духовных книг, а вскоре потом настоятелем Заиконоспасского Ставропигияльного монастыря, и ректором академии. Во время его ректорства здесь, вновь издано было сочинённое С. Петербургским митрополитом Амвросием краткое руководство к чтению книг св. Писания; в этом издании Августин заменил прежнюю, весьма краткую статью о псалмах, своей, пространнейшей, удержав из прежней только некоторые места. В 1803-м году Августин вызван был св. Синодом в С. Петербург на чреду священнослужения и проповедания Слова Божия. Здесь наречен и 7-го февраля следующего года рукоположен, по желанию Платона, во епископа Дмитровского и викария Московской митрополии; рукоположение совершено митрополитом Новгородским Амвросием, с сослужащими ему преосвященными: тверским Мефодием, грузинским Варлаамом и старорусским Евгением. Таким образом ровно через 10 лет после поступления в монашество сирота Виноградский возведён на высшую степень священнослужения. Впрочем вообще предшествовавший период жизни его не богат замечательными событиями, потому что ни современные обстоятельства не вызывали его к особенному действованию, ни власть его еще не была столь обширна, чтобы он мог выступить из среды современников.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

14) Известно со слов Коренченко и Виноградской входящие в организацию следующие: 1) Архимандрит Серафим из г. Киржача. 2) Архимандрит Стефан из г. Калязина Московской области. Вопрос: Вы не всех назвали лиц входящих в организацию? Ответ: Тех, которых я знал лично и из разговоров с Коренченко и Виноградской, я назвал всех. (Необходимо отметить, что список значительно пополнился и уточнился, названы, все-таки, скорее всего, именно названы, ближайшие сподвижники владыки Феодора, названы также и источники информации. – Ред.). Вопрос: Расскажите о практической деятельности членов названной организации. Ответ: Деятельность участников организации выражалась в посещении квартиры Холмогорова и устройстве антисоветских собраний. Архимандриты Симеон, Поликарп, игумен Алексей, иеромонах Павел и епископ Афанасий совершали нелегальные церковные службы, читали выдержки из церковных книг. Холмогоров и Коренченко в беседах со мной говорили, что митрополит Сергий продался Советской власти, потому в церковь ходить не надо, там поминают Советскую власть, поэтому благодати в церкви нет. Они агитировали меня, чтобы я бросил учебу в заочном институте и вербовали в их организацию и предлагали принять тайное монашество. В августе м-це 1935 г. Холмогоров послушника Карелина посылал к архиепископу Феодору в ссылку, что он туда возил и чего привез оттуда мне неизвестно». И на следующий день опять допрос Голубцова. В основном он касается знакомства и встреч Голубцова с Коренченко и другими даниловцами. Голубцов опять рассказывает, что его «вербовали». (Лл. 198–199 об.) Допрос Голубцова 2 февраля очень важен – в нем сформулированы уже основополагающие, можно сказать, для следствия «цели и задачи контрреволюционной организации церковников», которые опять же потом перейдут в «показания» о. Симеона, владыки Феодора и других: «Вопрос: На допросе 17 января 1937 г. Вы недостаточно отчетливо дали определение характера нелегальной организации церковников, созданной схиархимандритом Холмогоровым и ссыльным архиепископом Поздеевским. Уточните этот вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

В Чудовом монастыре мощи основателя монастыря свт. Алексия после усиленных поисков были найдены в кучах разодранных риз в преддверии Благовещенской церкви. С великой радостью преосв. Августин поставил их на прежнее место. Руки врага сорвали печать и замок с верхней гробницы, заключавшей в себе раку с мощами свт. Петра , митр. Московского. Преосв. Августин испросил разрешение Св. Синода оставить мощи святителя Петра открытыми навсегда. Открыв раку, он до земли поклонился и облобызал святые останки великого иерарха, потом совершил молебное пение, а по окончании литургии окропил св. водой материалы, приготовленные для поновления икон в соборе. Преосв. Августин прекрасно владел пером, любил писать стихи, обладал даром импровизации. Еще в 1788 году, по окончании духовной академии, он преподнес митр. Платону приветственное стихотворение на латинском языке, в котором описывал свою сиротскую жизнь. Митрополиту Платону так понравились стихи, что он назвал их " золотые стихи " и дал указание напечатать и разослать их во все духовные учебные заведения. Из личных качеств преосв. Августина можно отметить его хозяйственную распорядительность, благотворительность, инициативность и энергичность, прямодушие в словах (чем он наживал себе немало врагов). При всех своих положительных качествах ему были свойственны и некоторые отрицательные черты. Он обладал излишней вспыльчивостью и нервозностью. Барон Штейнгель В.И. в своих записках отмечал, что архиеп. Августин был очень вспыльчив, мог наговорить опрометчиво тьму оскорбительных слов, но, как бывает со всеми вспыльчивыми - поспешно стихал, оказывал снисхождение даже виновным. По отзывам Булгакова А.Я., в письмах к брату, преосв. Августин был очень груб и горд. Жизнь он вел очень простую. Кончина преосв. Августина была мирна и безболезненна. Перед самой смертью он исповедывался, причастился, соборовался маслом, сам начал читать отходную, но слабость одолела, и он сказал: " продолжайте, силы оставляют меня, а я сию временную жизнь... " и умер.

http://drevo-info.ru/articles/4018.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010