см. Русские и Наполеон. М. 1813. Конец 1 см. медную доску на стене Успен. Собора в Троиц. Лавре при гробе Преосв. Августина, где вкратце изображен послужной его список, коим я пользовался при составлении его биографии. Другие же подробности о рождении и воспитании его сообщены мне были его родственником Иереем Андреем Лебедевым, так равно и секретарем его Н.И. Малиновским, от которого я получил несколько письменных и словесных замечаний. 2 Для заведения нормальных (народных) училищ в России к Императрице Екатерине II прислан 1783 года Римским Императором Иосифом и Серб Федор Иванович Янкович де Мириево, бывший в последствии Членом Комиссии народных училищ и Российской Академии. В составленном по его плану Руководства учителям первого и второго разряда народных училищ Российской Империи, (СПБ. 1818. изд. 5.) о способе учения, сходном с Ланкастеровым, и утвержденном Комиссией, сказано следующее: «Способ сей состоит в совокупном наставлении, совокупном чтении, изображении чрез начальные буквы, в таблицах и вопрошении.» – О присылке же А. В. Виноградского в училище для узнания сей методы значится в записках Главного народного Училища, ныне М. Гимназии; выписка и сведение об этом сообщены мне Директором гимназии Статским Советником И. М. Дружининым 3 Donec enim vivam, per te mihi vita manebit; Dumque canam per te tunc mea Musa canet. Parvus adhuc tenuisque fui, cum lege severa Mortis, erat nobis raptus uterque parens, Non tibi blanditias primis, mea mater! in annis Incerto dictas parvulus ore tuli, Non ego captavi brevibus tua colla lacertis: Nec gremio sedi, sarcina grata, tuo. Cum pede vix potui terram signare trementi, Aptaque vix scivi reddere verba puer: Et jam, clare pater! lacrymans sua fata dolebam; Jam spes nulla mihi perfugiumque fuit. Undique surgebant metuenda pericula nobis, Undique tunc dubiis casibus actus eram: Adstabunt animo pereundi mille figurae, Et jam me stygios rebar adire sinus. Nunc hue, nunc illuc expes, et utroque ferebar; Spargebat nostras plurima gutta genas,

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

– Москва, Сионе святый! Где величие твое? Как потемне злато, како изменися сребро доброе ( Плч.4:1 ) Великолепные и гордые домы счастливых обитателей твоих разрушены; глубокий пепел покрывает стогны твои; алтари раскопаны, святыня поругана. – Но кто Бог, разве Господа: или кто Бог, разве Бога нашего ( Пс.17:32 )? – Посрамление сей великой святыни, может быть, одно могло вооружить раздраженное Божество, и подъять мстительный меч его на поражение нечестия и гордыни. Праведники, коих святые останки почивают пред очами нашими, предстоя в небесех Престолу Господа Саваофа, пали к подножю Его, и гласом велиим возопили: доколе Владыко Святый и истинный не судиши, и не мстиши крови избиенных на земли ( Откр.6:10 ), Се люди беззакония приидоша и в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим, яко овощное хранилище ( Пс.78:1–2 ). Вопли праведников сих подобно громам, потрясающим основания, раздались в превыспренних, и преклонили Божие милосердие в помощь нашу и ко спасенио всей Европы». «Братья мои! Велики были искушения, которые правосудию Божию угодно было ниспослать на нас; но множество грехов наших несравненно превосходит оныя. Может быть, зараза тех же беззаконий, тех же заблуждений, того же нечестия, в какие погрузились обуявшие Галлы, коснулась некоторых и из нас. Бог, яко Отец милосердый, громом гнева Своего восхотел не поразить нас, а паче уврачевать; не погубить, но паче возбудить от пагубнаго усыпления. – Мы: очувствовались, и из глубины души возопили: Горе нам, яко согрешихом. О сем смутися сердце наше, о сем померкнуша очи наша. Обрати ны, Господи, к Тебе, и обратимся, и вознови дни наши якоже прежде ( Плч.5:16–17, 21 ). – Услышан глас моления нашего; – и с той минуты обновилась вера в сердцах наших, воспламенилась любовь к Богу, к ближнему, к отечеству; и сыны России, возложив твердое упование на Господа сил, на самих себя явили миру: яко не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: благоволит Господь в боящихся Его, и в уповающих на милость Его ( Пс.146:10–11 ) – Слава в вышних Богу, и на земли мир.» «Кто исполины сии, грядущие от запада? – Мышцы их крепки, яко медь, ноги быстры, яко нозе елени; взоры их исполнены неустрашимости и мужества, но вместе человеколюбия и кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Латинские стихи его, по большей части, были прекрасной данью благодарности и уважения своему Меценату Платону; лучшим его произведением почесть можно Латинскую Элегию на смерть Моисея Гумилевского; в этом песнопении видны искренние чувствования, приносящие поэту честь, и тот жар сердечный, который заметен и в ораторских его произведениях. Пиитические опыты Виноградского изданы в свет от Перервинской и Троицкой Семинарий. Вникая в область отечественной истории, он перечитал всех тогда известных летописцев и историков русских, начиная от Нестора до Татищева и Щербатова, так что и дни для освящения соборов и церквей, и для других торжественных священнодействий, он избирал всегда ознаменованные событиями достопамятными и великими в гражданской и церковной истории Российской. Таким образом, сближая прошедшее с настоящим, он возвышал одно другим и в событиях, давно минувших находя сходство с современными ему, указывал на пути Промысла в судьбах человеческих. Хотя покойный Преосвященный, от юности до кончины своей, постоянно занимался любомудрием и Богословием; однако рассуждений и учебных книг касательно сих наук не издал в свет; остались только в руках учеников его система Богословия, писанная им для преподавания, равно и толкования некоторых Апостольских посланий. Сочинения свои сбирался он было, исправив, напечатать; однако не исполнил этого по многотрудным занятиям делами епархиальными и постигшим его болезням. При втором издании 1803 г. (сочиненного Митрополитом Амвросием) Краткого руководства к чтению книг Ветхого и Нового Завета, он приложил свою статью о Псалмах Давидовых и содержания оных. Впрочем, изустные рассуждения Преосв. Августина при разных случаях, его проповеди, его ученики служат верным свидетельством Богословских его сведений. Св. Отцы Восточной Церкви были всегдашними собеседниками и руководителями нашего Архипастыря; их читал он и в подлиннике, любил сверять с переводами славянскими; из них к случаю нередко приводил, в разговоре о духовных предметах, целые места с удивительной точностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

«Купечество! Под кроткой державой Благопромыслительного Монарха, под благодетельным покровительством правительства, среди тишины и спокойствия, при уважениии сограждан своих, ты стяжало великие сокровища. Отдай часть оных для спасения отечества, которое даровало тебе все, что ни имеешь. – Но лихвы ли кийждо от брата своего истяжет, юже вы истязуете? не добро дело, еже вы творите: тако не во страсе Бога нашею ходяще, убежите ли от поношения языков ( Неем.5:7, 9 ). Кто вземлет лихву от неимущих, тот пьет кровь братии своей и приобщается врагом нашим. Купечество, отверстым сердцем, отверстою рукою клади на алтарь отечества богатство свое. Приношение твое да исполнится туков; да благоухает любовью к ближним и ревностью к общему благу. – Жадный богач! Расторгни оковы сребролюбия, да проклятие отечества не преследует тебя из рода в род. – Ты клялся жертвовать Царю и отечеству не только стяжанием своим, но и самим собою: и Господь внял на клятвы, тобой произнесенные. Почто убо вземлеши днесь от клятвы своей? почто помыслил еси на сребро и злато свое? почто скрыл их в кущи твоей ( Нав. 7 ). Бог отмщений разгневается на тя яростью великою и погубит тя от лица земли. – Но да не будет сего. – Доблественный Минин еще жив в потомках сословия своего; оно дышит его великим духом; оно горит его любовью к отечеству». «Храбрый Российский народ! Воззри на святые гробы опочивающих здесь угодников Божиих. Нетленные телеса их, сии залоги любви и чудодействия Божия вверены благочестию твоему. Возстани убо, возстани на охранение святыни, благоговейно тобою чтимые; возстани на защищение олтарей Бога твоего. Поборай по Господе, и Господь поборет по тебе. – Вооружись на спасение достояния своего, жен и детей своих. Приими щит веры и упования на Бога спасающаго; облецыся в броню правды и мужества. Не предаждь законов отеческих; верностью к Царю посрами лесть врага, мужеством сокруши силы его». «Россияне! аще будете с Господом, и Господь будет с вами; дерзайте, стойте и зрите спасение, еже от Господа. Господь бо поборет по вас. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Глава увенчана лаврами; на величественном челе сияет знамение Святаго креста; на адамантовой груди блистает достойное христианскаго благочестия начертание: не нам, не нам, а имени Твоему ( Пс.113:9 )? 6 Шествие их сопровождают благословения всех народов; всюду признательность прославляет знаменитые их подвиги. – Кто исполины сии? – Се спасители Европы, се герои, вознесшие Россию на верх славы, се соотчичи, братия наши! – Какое уготовим сретение им? Чем украсим путь их? какие им сплетем венцы? Какие: воспоем хвалы? – Покрытый сединами старец! Родительская любовь да обновит старость твою, яко юность орлю; спеши, лети встретить возлюбленного твоего сына. Ты принес его в жертву отечеству; ты заклал его произволением; но Бог, поборник правых, отвратил от него убийственное оружие, и сохранил его тебе жива во пламени браней. Спеши, облобызай его, благослови, успокой в отеческих недрах от всех трудов и подвигов; излей на язвы его слезы отеческой любви. Они одни уврачуют их. – Нежная мать! восстани, иди во сретение рожденному тобою». «С растерзанным сердцем взирая на поруганную нечестивым врагом святыню нашу, женское помышление мужескою душею воздвизающи, ты рекла ему: не аз дух и живот дал тебе, но Творец создавый род чевеческий (2Макк.7:21–22, 23). Иди убо и отмсти безбожно за поругание Бога отец наших. – Счастливая мать! Возлюбленный сын твой свято исполнил заповедь твою и усугубь, ежели можно, любовь свою к нему, заключи его в объятия, прижми к сердцу твоему, от глубины души призови на него благословение небесное, и хвалися, что из чресл твоих изшел защитник Церкви и Отечества. – Верная и добрая супруга! Изыди в сретение супругу своему. Отри прах и пыль с геройского чела его, облобызай победоносный его меч, и храни его яко драгоценный памятник для чад своих, да, взирая на него, мужеством, любовию к Государю и Отечеству, будут подобны родителю своему. – Чада, сретайте родителей; падите к ногам их, поправшим нечестие и тиранию; облобызайте десницу их, охранившую наследие ваше, прославившую отечество и освободившую от порабощения многие царства и народы».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Шесть лет спустя после войны 20 августа 1951 года Я. Смелякова арестовывают и предъявляют самое тяжкое обвинение, какое только могло быть – «измена Родине и антисоветская пропаганда». Это уж никак нельзя объяснить тем, что поэт оказался «повторником». Это подтверждается и довольно странной особенностью следствия. Если открылись какие-то факты его недостойного поведения в плену, то почему единственным свидетелем выступила ещё довоенная знакомая поэта писательница С.С. Виноградская, которая из свидетельницы превратилась в обвиняемую и тоже оказалась в местах лишения свободы? Совершенно неожиданно заседание военного трибунала Московского военного округа было прервано, и суд решил вызвать товарищей поэта по плену, которые подтвердили бы, что он добровольно в плен не сдавался и в лагере вёл патриотическую работу. Как отмечает А. Белоконь, «такое решение суда случай по тем временем поистине беспрецедентный». Однако, несмотря на показания товарищей Я. Смелякова по плену, подтвердивших его правоту, приговор был убийственный – 25 лет исправительно-трудовых лагерей, поражение в правах на три года и конфискация имущества. И это – в 38 лет… Отбывал он «наказание» в Инте. За всё время пребывания в лагере, не подал ни одной жалобы, и дело его было пересмотрено в общем порядке. Сначала снизили срок до десяти лет, а 19 августа 1955 года Я.Смеляков был освобождён из лагеря. В ходе этого третьего «путешествия» поэта было ещё одно обстоятельство, обращающее на себя внимание и которое так же нельзя считать случайным. Когда следствие подходило к концу, 13 ноября 1951 года следователь подполковник Овчинников принял решение уничтожить фотографии, письма, черновики стихотворений, то есть весь архив, изъятый у поэта при его аресте… Конечно, мы теперь можем лишь предполагать что или какие силы понудили следователя принять такое решение. Однако, есть надежда на то, что не весь послевоенный архив Я. Смелякова был тогда уничтожен. Видимо, поэт, наученный трагическими превратностями своей судьбы, жил осторожно и вряд ли держал весь архив у себя дома.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/27/...

– Не достает нам Тебя, Августейший Виновник наших торжеств и радостей; не достает Тебя, Отец отечества, благодетель света, спаситель Европы. Мы слышим глаголы Твои, исповедающие величие Божьей к нам благости; слышим глаголы, возвещающие нам сколь вожделенный, столь славный мир. Но когда узрим мирные, радостотворные взоры Твои? – Мы слышим хвалы, какие воздаешь верности, любви отечественной и превосходным доблестям счастливых подданных Твоих. Но не Тебе ли единому принадлежит вся хвала и слава? Не Твой ли один великий, твердый дух способен был совершить то великое дело, которое удивило вселенную и заставило спасенные десницею Твоею царства прославлять имя Твое паче всех царей земных? Ах! когда, когда повергнемся к мощным стопам Твоим, уравнившим стропотные земли, и обратившим в пути гладки? – Когда, когда облобызаем победительную, миротворную и благодетельную десницу Твою? – Отец отечества! Сыны России за все подвиги, какие ни совершили в продолжении жестокой и кровопролитной брани, за все пожертвования, какие ни принесли отечеству, не могут требовать признательности Твоей. Их обязывала к тому собственная польза; обязывала честь и клятва в верности к Тебе и Отечеству, произнесенная пред лицом неба. – Они Тебе единому восписуют благодарственную. Победитель непобедимых! Хотя и не можем, но мы хотим победить Тебя в нашей к Тебе признательности и любви.» «Небесное светило! когда в несчастную для нас годину ты обратило течение свое от севера к югу, тучи ужасных бедствий покрыло любезное отечество наше, загремели громы браней, пламенные молнии пожгли селения и грады. Небесное светило! ты и ныне уклоняешься от нас. – Но прекрасное светило России, разогнавшее тучи браней, одарившее Евроиу светом своей благости, возвратившее народам тишину и благоденствие, скоро, скоро возвратитеся к нам. Оно за кратковременные печали наградит нас тьмами ненарушимых радостей; так как за минутное оскорблеше, какое дерзнула нанести нам безумная гордыня, озарило нас вечной славой.» Высокопреосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

В самом учении славянофилов мы не находим непосредственных свидетельств влияния старообрядческой идеологии. Приверженность славянофилов к господствующей церкви не позволяла им проявить каких-либо симпатий к старообрядчеству. Но не забудем, что сами Аксаковы вышли, если и не из старообрядческой среды, то из мира, и идеологически, и географически очень близкого к старообрядчеству и его центрам. Дед С.Т. Аксакова, так красочно описанный им под именем Багрова, переселился в Заволжье в одно время с заселением самарских и саратовских заволжских просторов старообрядцами, и любимый им Бугуруслан протекает всего лишь в каких-нибудь 80–90 верстах от Иргиза, в то время центра старообрядчества. Оренбург и Южный Урал в XVIII веке были почти сплошь старообрядческими, и тамошние помещики по укладу жизни и психологии стояли ближе к старообрядцам, чем к московскому или петербургскому дворянству. Не будучи " старообрядцами» по обряду, помещики типа Багрова были почти старообрядцами по психологии и идеологии, и внутренние связи славянофильского мира со старообрядчеством очевидны. Недаром Герцен в " Былом и думах» говорил: " Все раскольники – славянофилы» 1701 . Славянофилы в значительной степени заимствовали методологию, идеологическую конструкцию и приемы Гердера и Гегеля, но идеи, которыми они пользовались, были, в основном, идеями " Повести о Белом Клобуке» и Денисова, Аввакума и даже Сергея Гнусина. Недаром именно в органе славянофилов " Москвитянине» уже в 1849 г. (ч. IV) появляется первая в русской печати статья священника Ал. Сулоцкого " Протопоп Аввакум». В 1852 г. там же, в 5, помещается рассказ о сердечном отношении архиепископа московского Августина (Виноградского) к старообрядцу, а в 1854 г. 19) – статья М. Погодина о Никоне и его противниках. Кроме того, в конце 1840– х гг. и начале 1850-х гг. славянофилы постоянно встречались со старообрядцами, устраивая с ними публичные диспуты по вопросам веры, что не мешало близости их оценок прошлого России. В свою очередь, правительственный агент по расколу Липранди уже в 1853 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Но книга Амвросия недолго держалась в семинарии; ее скоро вытеснил Бургий, который поддерживал свою славу до самого конца существования семинарии. К концу прошедшего столетия один из лучших наставников риторики, Алексей (в последствии Августин) Виноградский, в своем отчете о преподавании за два месяца писал: «в течение двух месяцев в риторике происходило следующее: первые главы, в которых говорится о построении периодов, о тропах и фигурах, изложены ученикам по Бургию с ясным и, по возможности, рачительным толкованием. Но так как ясное и полное знание науки может быть приобретено не иначе, как посредством частого упражнения, то ученики, которые под моим руководством узнали правила, упражняли и развивали свой ум в практическом их приложении. К сему присоединяемо было тщательнейшее объяснение лучших авторов, как-тο: Цицерона, Плиния и Мурета и сверх того ученики дома внимательно занимались чтением отличных писателей и оказали в науке превосходные успехию. » 211 . В 1798 году указом св. синода предписано в семинариях, вместо Бургиевой риторики, ввести новоизданную риторику Франциска Лежая. Когда Платон потребовал от ректора Августина и префекта Моисея мнения по сему предмету, они представили такое замечание: «в риторическом классе, по силе указа, вместо Бургиевой риторики следует изъяснять новоизданную риторику; однако не благоволено ли будет при сем употреблять и Бургиеву, когда для большего объяснения потребно будет? » Так, была крепка привязанность семинарии к авторитету Бургия, по которому учился и учил сам ректор! Начальство семинарии из уверенности в преимуществе старого учебника силится ограничить обязательность синодского указа! Платон в своем определении дал риторике Бургия первое место, как книге руководственной, присоединив к ней новую риторику, как нечто придаточное: мнение начальства семинарского он поправил таким образом: «Бургиеву преподавать, а для большего объяснения и дополнения употреблять и новоизданную » 212 . В силу того же указа 1798 года открыт при Троицкой семинарии класс высшего красноречия , в котором должны были в особые часы обучаться студенты философии и богословия: предписано было учителю читать речи лучших авторов на латинском и русском языках, делая оным резолюции (разборы) логические и риторические, и по тем резолюциям заставлять студентов сочинять имитации.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Преемником Глаголевского на кафедре истории был учитель риторики Алексей (Августин) Виноградский, который в двухмесячном отзыве о своих чтениях писал: in classe historiae enarratum est de vitis factisque imperatorum, quosquos jam magnitudine sua laborans Roma habuit usque ad Constantinum magnum, qui splendore divinae veritatis captus, et ipse quidem a profanis stipendiis ad Christi vexilla convolavit et suos ad eadem convocandos curare nusquam desiit» 221 . В начале текущего столетия Платон отменил особый истороческий класс и приказал «обучать истории в четырех классах: поэзии, риторика, философии и богословии, каждому учителю в своем классе; в поэзии и риторике сокращенную истории, а в философии и богословии пространнейшую, и в богословии наиболее церковную.» По соображениям ректора и префекта в двух первых классах назначено для истории два часа в неделю, а в двух высших четыре часа. В поэзии руководством назначена сокращенная универсальная история Голберга; в риторике сверх повторения той же истории назначено «преподавать русскую историю по Несторовой (Кеннгсбергский список) и Никоновской летописи, делая сокращенно продолжение из Щербатова и наблюдая везде за первое, чтобы ученики твердо знали хронологию и родословие. В философии в руководство предназначена полная универсальная история по расположению Маттея о четырех Монархиях. В богословии, повторив кратко универсальную истории, предполагали заниматься более церковною, последуя в порядке Лангию и ведя по нему сокращеннейшее расположение церковной истории, делать дополнение, где следует, из Евсевия, Сократа, Созомена , Феодорита и из новейших: Мосгемия и Бингама». Платон утвердил и эти соображения начальства семинарии, написав на представлении: «поступать по сему: а более завпсит от благоразумных и рачительных учителей» 222 . Относительно изучения истории взгляд Платона высказан в его инсгрукции 1802 года, написанной для Вифанской семинарии и введенной в Троицкую; «ученикам (риторики) изучать краткую историю всесветную и российскую, а учителя долг есть только наблюдать, чтоб они сие твердо знали; ибо знание истории со- стоит наипаче в чтении и памятовании ее, а толкования много не требует.» Руководством при чтении русской церковной истории служила история Платона, русской гражданской – история Щербатова, для всеобщей – Фрейера и Шрекка.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010