541 Хотя возможно, что это окончание тоже восходит к Братановскому, только уже к другому, цитированному в табл. 3. Слову: «…не довольно того, чтобы умереть миру; надобно умереть и самому себе. Надобно умереть нам нашим чувствам и их порочным удовольствиям; надобно умереть самолюбию, честолюбию, тщеславию, гордости, упрямству, нерадению. Надобно умереть нам нашей воле, укрощая ее желания, очищая ее движения, подавляя ее похоти, исправляя ее страсти, словом, надобно умереть нам самим себе и всему миру, чтобы нам жить жизнью Бога, умершего за ны» (Братановский. Т. 3. С. 33). Даже если это и так, то из обоих слов Братановского безошибочно выбрано лучшее и наиболее адекватное содержанию проповеди. 546 И снова, к чести последнего: в марте 1806 года именно по поводу этой проповеди митрополит писал своему викарию, преосв. Августину Виноградскому : «А у меня появился отличнейший проповедник учитель Дроздов, я сообщу его проповедь, и удивитесь» (Из глубины воззвах. С. 104). 547 Братановский. Т. 3. С. 126–127. Том, правда, вышел из печати в 1806 году, что позволяет поставить вопрос о том, мог ли святитель ознакомиться с ним при сочинении своего Слова, произнесенного в самом начале года. Однако в принципе ничего невозможного в этом нет. Проповеди Братановского выходили и раньше, в том числе и отдельными оттисками. 549 Слова и речи. Т. 1. С. 118. В то же время если б не эти несколько строчек, то можно было бы говорить о полной зависимости и согласии хода филаретовской мысли с мыслью предшественников. Действительно. 554 Дубровин Н.Ф. Цит. соч.//РС. 1894. 11. С. 74 (Указывается только, что это приписка в письме Новосильцеву.) 555 СВ. 1806. Ч. 1. С. 14–15. Возможно, впрочем, что непосредственным толчком послужил текст из июльской книжки «Сионского вестника», вышедшей в свет, очевидно, как раз незадолго до того, как была произнесена сама проповедь: «…всякая философия, основанная на понятиях разума человеческого, собственно говоря, состоит не из истинных знаний, а из мнений человеческих… Итак, философия Вольфова, Лейбницева, Кантова, Вольтерова, Руссова и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Но где такими единственно управляются законами, где добро делают из награды, а от преступления воздерживаются только страхом наказания: там взаимная доверенность сохраниться не может; честь, собственность, личные права каждого не будут совсем обезопасены; повиновение подчинённых сделается нетвёрдым и сомнительным; там все связи общества слабы, и удобно расторгнуты быть могут. Истину сию, к несчастью, свидетельствует самый опыт. Не часто ли власть законов попираема бывает сильными? Мздоимство и пристрастие не повреждают ли весов правосудия? Самые ужасные злодеи от заслуженных ими наказаний не скрываются ли иногда под личиной честности и добродетели? Человек по растлению естества своего всегда более стремится ко злу, нежели к добру. И сколько законов во все века изобретаемо было, чтобы удержать пагубное оное в человеке стремление? Однако скорее ослабевали самые законы, нежели могли истребить развращение нравов. – Поток беззакония, опровергая все удерживающие его преграды, простирается из рода в род, из страны в страну, и покрывает всё лицо земли. И так, чтобы основания царства были тверды и непоколебимы, нужны правила, владычествующие не над действиями только нашими, но и над самыми чувствованиями. Нужны законы не на скрижалях каменных начертанные, но на скрижалях сердца плотяных, законы, которые бы истребляли в нас порочные склонности, силой своей к единому добру побуждали и влекли душу нашу. – Блажен народ, у которого закон Бога его в сердце его 43 . Сей закон острее всякого меча обоюду остра; он проходит даже до разделения души же и духа; он судит помышлениям и мыслям сердечным. Христианин! Сей могущественный закон в твоей только душе может быть начертан буквами неизгладимыми. Един христианин может любить Бога самой чистой и совершенной любовью. Он любит Его; но не за одни только милости и благодеяния, а паче ради неизречённых красот Божественного естества Его. Он любит Его; но не для небесных только и вечных наград, а паче ради бесконечных совершенств Его. Но сколь чиста и пламенна любовь его к Богу, столь велика и боязнь удалиться от Него и оскорбить отеческую Его к себе любовь. Сия есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем 44 . При таких чувствованиях последователь Иисуса не только дела свои, но и самые намерения старается сообразовать святому закону Его. Он во всём поступает так, чтоб быть угодным не пред очами человеческими, но паче пред очами сердцеведца Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Кому вверил Бог словеса откровения? Израилю. Для кого чудесными событиями наполнил небо и землю? для Израиля. Кому дал во обладание землю, кипящую мёдом и млеком? Израилю. Он основал, распространил и утвердил царство его, обогатил сокровищами, облек величием и увенчал славой. Но сей избранный и возлюбленный Богом народ, коликократно чувствовал на себе тяготеющую руку Божию, когда забывал предречения и наставления пророков своих? Сколь жестокие терпел бедствия и изгнания, когда удалялся от Бога своего? Коликократно носил оковы пленения и рабства у тех самых народов, пред богами коих преклонял колена свои и возжигал фимиамы? Все перемены, какие испытало царство Еврейское, были перст Божий; и мир и война, и злополучие и благоденствие, и плен и свобода, и безчестие и слава, низпосылаемы были от Вседержителя для сохранения и утверждения Царства Мессии. Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки 83 ; следовательно, и Царство Его пребудет до скончания века. Посему Бог, как до явления Христова на земле, так и по явлении творил и творит чудеса; и все перемены, какие ни производит в народах и царствах, обращает к умножению верующих, к назиданию и спасению их. Мудрость земная! истины сии кажутся тебе более странными, нежели убедительными, они превосходят понятие твоё, но прийди, и виждь 84 ! Россия! Ты всегда носила на себе знамения благоволения небесного; Бог твой всегда являл над тобой чудеса премудрости Своей, всемогущества и благости. – Все народы, какие ни погружены были во мраке идолопоклонства, нимало не заботились о истинном боговедении; но народ российский сам собой ощутил заблуждения свои, и всей душой, всем сердцем возжелал познать Сотворшего всяческая, и воздавать Ему почтение, достойное Его. Раскроем бытописания человеческие; мы увидим, что виноград возлюбленного Божия 85 , там только процвёл, где семена проповеди Апостольской с особенным усилием и терпением насаждаемы были, где оросила их кровь самих благовестников. Обладатель России, презрев всё земное, не прельщаясь бесчисленными сокровищами, не пленяясь славой побед своих, простирает взоры свои во все страны; ищет одного, – ищет Бога; и узрев на востоке свет Евангельской истины, тотчас озаряет ей все подвластные ему народы. Пали кумиры; сыны России тьмами бегут восприять небесное отрождение баней пакибытия. Кто не видит здесь особенного действия Божия? Кто не признаёт чудес Вышнего? Не власть земная, но сила небесная многобожный Днепр пременила в благодатный Иордан. Но восстали бури искушений и возшумели в винограде Христовом. Обширная и могущественная Россия, разделена будучи на многие владения, ослабела, беспрерывные и сильные нападения, иноплеменных истощили её, и подвергли игу жестокого рабства. Господи! ужели несчастья и бедствия суть уделом ведущих Тя? Но судьбы Твоя бездна много 86 . Чем более ослабляемо было Российское царство и внутренними и внешними потрясениями, тем более распространялось и утверждалось в нём царство Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Беззаконные обитатели Вавилона! отверзите врата ваши. Аз повелеваю, глаголет Господь: людие, иже грядут к вам, освящени суть; и Аз веду их. Исполини идут исполнити ярость Мою на вознесшуюся гордыню, радующеся, вкупе и укоряюще 142 . Обитатели Вавилова! отверзите врата ваши языку оружеборцу, пришедшему от земли издалеча 143 ; отверзите врата ваши, да внидут людие хранящий правду, и хранящий истину, приемлющий истину, и хранящий мир 144 . Не бойтеся; се грядёт обладатель России, пространнейшие в свете державы, сколько оскорблённой вами, столько великодушной. Се грядет Александр великий могуществом, но больший милосердием; се грядет царь кроток и смирен сердцем! Не бойтеся; Он грядёт не оковами рабства обременить вас, не восхитить достояние и сынов ваших на жертву славолюбию своему, не умножить болезни и скорби ваши: он грядёт расторгнуть узы порабощения вашего, оградить безопасностью достояние и личность вашу, возвратить родителям чад, супругам супругов, друзьям друзей, водворить среди вас тишину и блаженство. Он грядёт поставить над вами царя от руки Царя царствующих, царя по сердцу Божию. – Благословен грядый во имя Господне 145 ! Сколь велики, сколь блистательны, сколь бессмертны подвиги ваши, воины российские! тем чувствительнее для нас потеря храбрых сподвижников ваших, которые пали на поле брани, – Но утешимся! Они подвизались за спасение и свободу человечества; они совершали дело Божие. Веруем убо, что в небесех Бог правды и милосердия увенчает их славой у Себя самого, а здесь на земле память их пребудет во благословении. Отец отечества, друг человеков, благодетель вселенной! теки яко исполин со Августейшим братом твоим по пути геройских, бессмертных подвигов твоих; умножай победные трофеи; исполни весь совет твой, и блеском славы своей озари Россию, оживотвори вселенную! Но среди торжественных ликов из сего священного храма, где восприял ты помазание от Господа, моляще взываем к тебе: Ангел хранитель наш! храни Себя от летящих стрел хотя издыхающей, но еще ярящейся злобы; далее, далее уклоняйся от смертоносного стремления их. Той пламенной любовью, какой горит к нам сердце Твоё, умоляем Тебя о сём! – Но ах! сия самая любовь заглушает пред Ним глас моления нашего. – Отец не слышит чад Своих; – и то сердце, которое бьется только для нас, не трогается молением нашим. – Ради блаженства и славы России, ради спокойствия и счастья всей Европы Он стремится, Он летит быстрее стрелы против стрел вражиих; Он небоязненно подвергается всем опасностям; Он мужественно противопоставляет священную грудь Свою всем громам силы неприязненной; Он готов принести Себя в жертву царям и народам, рукой Его спасаемым.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Но что скажем о тебе, утеха человечества, спаситель Европы, слава России? Что скажем о Тебе, Христе Господень, Друже Божий, мужу желаний! Мы ничего не можем сказать. – Тот, Который избрал его от чрева матере в служение неисповедимых судеб своих, Тот, Который предназначил исполнить рукой его советы Свои, и сотворити его высока паче царей земных, Царь царствующих и Господь господствующих вещает о Нём в чудесных событиях, явленных ныне на лице земли, сколько вожделенных, столько непостижимых. В громах тех великих, благотворных деяний, которые совершил спаситель Европы, отзываются те же глаголы, какие Бог Отец произнёс о Спасителе мира: помазанный Мой, возлюбленный Мой, Его же прият душа Моя! Той призва Мя: Отец Мой еси Ты, Бог Мой и заступник спасения Моего 148 , и Аз удержах Его за руку и укрепих Его. Дах дух Мой нань, суд языком возвестит, не возопиет, ниже ослабит. Трости сокрушены не сотрет и льна курящася не угасит, но воистину изнесет суд. Возсияет и не потухнет, дóндеже положит на земли суд, и на имя Его языцы уповати имут 149 . – Уповайте на Него твёрдо, языки и народы; ибо Господь с Ним. – Уповайте на Него, ибо сколь Он праведен, столь велик благостью. Уповайте; Он исполнил желания ваши паче упования вашего; Он остановил токи крови, наводнившей землю; Он прекратил страдания всей Европы, успокоил вздохи, отёр слезы. Он возвращает родителям чад, чадам родителей, супругам супругов, родственникам родственников, друзьям друзей. Он в семействах, в селениях, в градах и царствах водворяет спокойствие и блаженство. Цари паки воссядут на престолах своих; и законы отеческие будут охранять каждого личность и достояние. Рассекут мечи на рала п копия на серпы; питательные недра земли всюду прольют обилие и довольство. Волны морские на хребтах своих принесут к нам сокровища стран отдалённых; и во дни российского Соломона во всех народах, коих разорила хищная рука низложенного врага, соберётся яко медь злато, яко олово умножится сребро 150 . Меч, который в деснице Его есть орудие не брани, но мира, почиёт во влагалище своём, почиёт навсегда, почиёт дотоле, доколе сильный не дерзнёт притеснять немощного. – Исповедайтеся Господеви; хвалитеся о имени святом Его. Воспойте Ему, и пойте Ему; победите вся чудеса Его 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Начало премудрости страх Господень 215 . Сын падшего Адама, исходя на свет, непосредственно погружается в глубокую тьму. Человек семя греха получает ещё во утробе матерней. Едва начинают действовать его чувства и члены, тотчас открываются в нём действия самолюбия, сего прародительского греха. Он доволен, когда ему угождают; но как скоро в чём откажут, тотчас негодование и даже гнев изливает он в слезах и воплях своих. Чувствителен к ласкам родивших его; но сия милая чувствительность тотчас оскорбится, как скоро будут разделять ласки с подобными ему. Я не почитаю виновными невольные чувства младенца; но хочу открыть ту наклонность ко греху, с которой рождаемся. Порфирородный Пророк, чувствуя сию плачевную истину, восклицает: в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя 216 . Настают лета юности; и с весной дней наших начинаются бури страстей. Чем более раскрываются способности ума, тем паче сердце отверзается прелестям соблазна. Чем более созревают силы ума, тем сильнее становятся страсти наши. Пылкий юноша, чувствуя дарования свои, стремится от сведений к сведениям, от познаний к познаниям, от наук к наукам; но что ж? когда мечтает быть во свете, в то самое время сердце его покрывается мраком пороков; и среди развалин своей невинности познаёт наконец слабость рассудка и суетность познаний своих. Прилежит человеку помышление на злая от юности его 217 . Грех столь сильно действует в душе нашей, что самый зрелый, самый основательный рассудок бывает не в состоянии удержать стремление страстей и предохранить нас от падения. Не еже хочу доброе, сие творю: но еже не хочу злое, то содеваю 218 . Философия! правила твои важны, учение назидательно, но просвещая ум, они не действуют на сердце наше. Истину сию засвидетельствовал опыт. Я не употреблю выражений Апостола, которыми описывает развращение древних мудрецов: они устрашат скромную стыдливость. Я спрошу только с ним: почему люди сии, которые умом своим возносились даже до небес, были низринуты в бездну беззаконий? Яко неискусиша имети Бога в разуме, сего ради предаде их Бог в неискусен ум творити неподобная 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

– Несчастные народы! Вот плоды той философии, которую с надмением Галлы вам проповедовали, и которой столько восхищались вы. Следуя их учению и обычаям, вы сделались пленниками их прежде, нежели они подъяли против вас оружие. Мера долготерпения Божия исполнилась. Они испили чашу гнева Божия; должно и вам вкусить от той же горькой чаши. Праведен еси Господи, и прави суди Твои 159 – Но еда во веки забудеши люди Твоя? еда оставиши их в продолжение дней 160 ? Россия, царство веры и благочестия, страна, в ней же положи Вышний селение Своё на земли! – О сколь блаженны сыны твои! – Россия! – Бог, тронутый воплями страждущего человечества, тебя избрал орудием милосердия Своего; тобой явил чудеса всемогущества, правды и благости, тобой прекратил громы браней, остановил токи крови, возвратил царям престолы, а народам свободу, спокойствие и довольство; тобой всюду водворил мир и тишину. Но ах! благословенная Россия! и твои священные пределы осквернены кровавыми стопами врага всей земли; и твоя неуязвляемая грудь уязвлена: злодейская стрела проникла в самое сердце твоё. – Москва, Сионе святой! где величие твоё? Како потемне злато, како изменися сребро доброе 161 ? Великолепные и гордые дома счастливых обитателей твоих разрушены; глубокий пепел покрывает стогны твои; олтари раскопаны, святыня поругана. – Но кто Бог, разве Господа: или кто Бог, разве Бога нашего 162 ? – Посрамление сей великой святыни, может быть, одно могло вооружить раздражённое Божество, и подъять мстительный меч его на поражение нечестия и гордыни. Праведники, коих святые останки почивают пред очами нашими, предстоя в небесах престолу Господа Саваофа, пали к подножию Его, и гласом велиим возопили: доколе Владыко Святой и истинный не судиши, и не мстиши крови избиенных на земли 163 . Се людие беззакония приидоша и в достояние Твое, оскверниша храм святой Твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище 164 . Вопли праведников сих подобно громам, потрясающим основания земли, раздались в превыспренних, и преклонили Божие милосердие в помощь нашу и ко спасению всей Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Таким образом державу свою ограждая безопасностью от вне, с каким напряжением старается он о внутреннем благоустройстве оной? Куда ни обрати взоры свои, везде увидишь бессмертные памятники его благочестия, его мудрости и прозорливости, его милосердия и человеколюбия. Нисходя с высоты престола своего, он делается оком слепых, ногой хромых; и от царских сокровищ его согреваются плеча убогих. Великий благостью Александр! Ты царствовати будеши в людех Господних во веки; Ты спасеши я от руки враг их окрест. Но какое чувствие одушевляет Его в сих святых и благодетельных подвигах? – какое, если не любовь к отечеству? О благословенная, о сладостная любовь! – да будет она всегда уроком нашим! – и я поставляю её предметом настоящей беседы. Любовь к отечеству есть сердечная привязанность к тому народу, среди коего получили мы бытие, и с которым соединены столь же тесно, как члены с телом. Природа при самом рождении нашем глубоко напечатлевает в сердце нашем сие благородное чувствование; воспитание, союзы родства, дружества и другие безопасные обстоятельства питают оное и укрепляют; и часто делают столь сильным, что никакое время и никакой случай истребить его в нас не могут. Сколь любезно то самое место, где в первый раз ступила младенческая нога наша? – С каким удовольствием воспоминаем о том жилище, где нежная мать питала нас и покоила на лоне своём? – С каким восторгом взираем на те древа, под тенью коих сердобольный отец в кротких беседах своих образовал ум и сердце наше, где душа наша изливалась в недра любви и дружества? Коль прелестны кажутся все места, в коих открылись нам первые пути к удовольствиям и счастью? Страны земли неравны между собой; всякая более или менее превосходит другую дарами природы и приятностями жизни; но страна отечественная всегда любезнее нам всякой другой, сколько бы оная ни была богата и прекрасна. Дикий американец, обитатель бесплодных пустынь Аравийских, хладным инеем покрытый лапландец не воздыхают ли о месте рождения своего, разлучался с ним, и сколь почитают себя счастливыми в минуту, когда паки возвращаются в оное? Что ж? сколь живее, сколь сильнее привязанность к отечеству будет в тех, коим провидение благоволило родиться под кротким и благодетельным небом, которые обладают землей, исполненной довольства и изобилия, землей, кипящей мёдом и млеком?

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Россияне! аще будете с Господом, и Господь будет с вами; дерзайте, стойте и зрите спасение, еже от Господа. Господь бо поборет по вас. Аминь. Воззвание к жителям Москвы, при раздаче пособия, присланного от государыни императрицы Марии Феодоровны Произнесённое 12 ноября 1812 года Печальные жители несчастной столицы! умерьте горестные чувства ваши, прекратите сетование, утешьтесь! В громах гнева Божия восчувствуйте оживляющие нас лучи чудесной благодати Его. Во смирении души с сыновней любовью облобызайте отеческую руку Его и наказующую нас и вместе милующую. Бог ожесточил сердце гордого и злобного фараона и попустил ему вторгнуться в пределы отечества нашего, разорить и опустошить древнюю столицу России. – Но чрез сие жестокое искушение Он хотел более утвердить нас в вере и благочестии, в верности к Царю, любви к отечеству; – и чрез то прославить в фараоне величие правосудия Своего, которое давно, давно изощрило меч на поражение гордыни, потрясшей царей и царства, опустошившей грады и веси и наводнившей землю кровью человеческой. Домы ваши обращены в пепел; и под сим пеплом угасла на веки слава ненасытного завоевателя. Расхищены и истреблены сокровища ваши; но ценой погибших сокровищ вы искупили свободу не только всей России, но и целой Европы. Разрушены великолепные здания, украшавшие град сей, но падением своим они сокрушили страшное могущество Наполеона. Утешьтесь! Аще Бог по нас, кто на ны? Рассыпаны олтари Господни, осквернены храмы, поругана Святыня. Не человек уже, но Сам Бог вооружается отмщать за оскорбление Божеского величества Своего. Россы! Господь Саваоф избрал вас не бичом для наказания человечества, но Архистратигами неприступные славы Своей. Всем дан пламенник веры истреблять нечестие и безбожие. Господи Боже наш, Ты ecu Бог, сда возможет противу Тебе человек? Утешьтесь! кто вообразит, сколько поразило несчастье столицы сей чувствительную душу кроткого и доброго Давида нашего? Самые страдания ваши едва ли равнялись его к вам состраданию. Сердце его, которое бьётся только для блаженства нашего, замерло при ужасной вести о бедствиях, постигших многолетнюю мать градов российских. Столь нежный, столь сердобольный отец отечества оставит ли чад своих без утешения и вспоможения? О! Его благость превосходит всякое чаяние наше. Он быстро льёт на нас реки бесчисленных щедрот и благодеяний. Се Августейшая Матерь Его, Матерь людей Его, пронзённая скорбью о страданиях наших спешит с высокими чады Своими излить елей милосердия Своего на глубокие раны ваши, чтобы уврачевать их; спешит облегчить несчастную участь вашу, прекратить сетование, стереть слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Мы совершенно ясно видим, что корневой идеологический состав «Соборной Грамоты» определяется 1) религиозными, 2) властными, 3) патриотическими и национальными идеалами, которые, видимо, впервые в таком тройственном единстве кратко были выражены в 1812 году призывом Святителя Августина (Виноградского), Архиепископа Московского и Коломенского: «За Веру, Царя и Отечество!», который неоднократно употреблялся им в проповедях и воззваниях в период Наполеоновского нашествия . Позже - в 1833 году эта ставшая популярной российская триада приобрела более точное, более идеологизированное, более обобщающее оформление: «Православие. Самодержавие. Народность». Последнюю формулу часто в исторической литературе называют «уваровской» по фамилии Министра народного просвещения графа Сергея Семеновича Уварова, который впервые сформулировал её в переписке с Императором Николаем Павловичем . При этом надо уточнить, в каком значении в данной формуле употребляется слово «народность». На протяжении долгого времени в Русском Языке конца XVIII - начала XX веков слово «народность» было синонимично понятию «национальность». И только с середины XIX столетия усилиями с одной стороны «славянофилов», с другой - так называемых «революционных демократов» понятию «народность» стало усваиваться значение «простонародность», то есть выражать принадлежность к простым сословиям. В конечном итоге к послереволюционному времени это «классовое» значение «народности» стало настолько преобладающим, что некоторые русские выражения первой половины XIX века стали пониматься неверно. Так и в этой идеологической триаде «Православие. Самодержавие. Народность» Государь Император Николай Павлович и граф С.С.Уваров под словом «народность» подразумевали именно «национальность», причем конкретную Великорусскую национальность, державообразующую национальность и всё сословия, в неё входящие, а не исключительно крестьян и другое простонародье. Прямая и прочная смысловая связь между формулами «За Веру, Царя и Отечество» и «Православие. Самодержавие. Народность» с идейным и духовным содержанием Владивостокской «Соборной Грамоты» от 3 Августа 1922 года вряд ли требует ещё дополнительных доказательств. «Соборная Грамота» составлена в устоявшихся традициях этих идеалов.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/14/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010