Великие и сильные земли! все, что ни имеете, вы получили от Бога; вы сами дело рук Его. Скажете, может быть, что собственное тщание и труды образовали и возвысили таланты ваши, что мудрость ваша и деятельность облекли вас величием, что счастье и завоевания распространили власть вашу; но глас гремит с небесе: Мой совет и утверждение, Мой разум, Моя же крепость 116 . – Блажен, кто послушает гласа сего, и речет: вси живущии на земли ни во что же вменишася; власть Вышнего власть вечная, и царство Его в роды и роды! Кто боится Бога, тот все дарования и способности свои, яко дар благости Его, обращает к распространению славы не своей, но Божией; тот действует вместе с Богом, и слава деяний и подвигов, какие совершает, есть слава и его и купно Божия. Венценосный Ангел России! душа Твоя, исполненная талантов и добродетелей, наипаче украшается верой и благочестием. Не угаснет убо никогда слава Твоя, озаряемая славой Божией. Она не умолкнет во веки на земли; она возгремит и в небесех! – Народы, блаженствующие под сенью кроткого правления Его, воздвигнут Ему памятники не из меди и мрамора, но из собственных сердец. На них изобразят любезное имя Его; на их скрижалях предадут потомству деяния благодетельного царствования Его. – Сия древняя столица, по гласу Его воскресающая из пепла и развалин, исповедует величие милосердия Его и благости. Несчастные, им утешенные и оживотворённые, возвестят о Нём в роды и роды. Олтари Господни, благочестием Его восстановленные и обновленные, блеском лепоты своей усугубят сияние славы Его. Боже отец наших! вознеси во славе рог Христа Твоего; покори под нозе Его сопротивные и потреби окрест; даждь Ему по сердцу Его, и весь совет Его исполни. Низпосли небесные благословения на супругу его венчанную и превознесённую благочестивейшую государыню императрицу Елисавету Алексеевну; удиви милости и щедроты Твоя на всём Августейшем Доме! – Аминь! Слово по случаю победы, одержанной при Лейпциге российскими и союзными войсками над французской армией Говорено 2-го ноября 1813 года

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Благодарность есть необходимый долг, которым подданные обязаны царю: но могут ли они достойно ему благодарить? – Могут, могут достойную приносить ему жертву, ежели будут совершенно ему покорны и верны. – Исполним обязанности сии; воздадим Кесарева Кесаревы. Человек пал самолюбием. Извлечённый из ничтожества, дерзнул восхитить величие Того, Который есть начало и источник всякого бытия; персть возмечтала облещися во славу несозданного; тварь восхотела быть Творцом, человек Богом. Будете яко же бози 50 . Так; – к несчастью он стал богом, – богом самому себе. Сердце его есть кумир, которому служит и поклоняется. Страсти идол, которому приносит в жертву и закон Творца своего, и благо подобных себе. Первенец Адамов вознегодовал на суд Превечного, и упоенный злобой, как бы в отмщение Ему, первый обагрил руки в крови брата своего. Сей ужасный пример не устрашил человечества, и нимало не удержал стремления страстей: напротив сколь часто смертные видели кровавый образ его в подобных и еще ужаснейших событиях. – Человек, боготворя себя, сделался сам себе врагом. – Ежели проникнем в бытописания мира: увидим во всех веках ужасные черты разврата и злодеяний. Везде увидим злобу, ненависть, зависть, мщение, подъемлющих оружия свои на истребление человечества; везде увидим насилие, обиды, гонения и убийства. Поля опустошены, пылают селения, падают грады; вся земля дымится кровью человеческой. – Боже мой! Сколь несчастен человек! – Лишился рая, изгнан в землю проклятия, которая приносит ему только терния и волчцы. Надобно ли, чтоб сию страну изгнания собственной злобой сделал он еще мучительнее и ужаснее? Сам Бог, милосердый Отец тварей, раскаялся, что сотворил человека; тронутый бедствиями его, Он рек: се Адам бысть яко един от Нас 51 . Человек сотворён для общества. Но люди, имея столь корыстолюбивую природу, при буйстве страстей, среди общего разврата могут ли составить и сохранить общество? Может быть некоторые почтут сие возможным. Но пусть испытают они; да рекут: приидите, созиждем себе град и столп, его же верх будет даже до небесе 52 . Будучи разделены мнениями, желаниями, страстьми, в таком смешении языков, где никто не слышит гласа ближнего, зовущего в помощь себе, престанут они зиждуще град и рассеются по лицу всей земли. Истину сию засвидетельствовал опыт всех веков. Почему сама необходимость внушила человекам, для составления и утверждения общества, поставить над собой царя и властей; волю свою покорить воле единого, который бы законами своими господствовал над мнениями и склонностями всех, и направлял их к общему благоденствию. – Чтоб жить на небеси, человек должен был покориться Богу; – чтоб мог он жить и на земли, непременно должен покориться царю, и совершенно повиноваться законам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Умедли Моисей снити с горы, и людие восташа на Аарона. – Судия! твой венценосный Моисей, беседуя с Богом о благоустроении царства своего, умедлил с высоты престола воззреть на дела твои: – и ты оставил Бога истинного, Бога судию вдовиц и Отца сирых; ты сотворил себе боги неправды и лихоимания, поклонился злату, и в жертву ему принёс смиренна и нища. Где обеты твои? – где клятвы? – Нарушив верность к царю, ты стал неверен и Богу. – Трепещи Бога отмщений; – и суди людям в правоте. Умедли Моисей снити с горы, и людие восташа на Аарона. – Что же? – и Аарон, сам Аарон создал олтарь тельцу златому и вознёс всесожжение? Что, ежели самые тайники советов царских, ежели те, которые священнодействуют благо народов, будут неверны Владыке своему, ежели и они, или устрашатся толпы вероломной, или ослепяся златом, изменят правде и истине? Ах! сколь несчастно будет то царство! – Какие бедствия могут постигнуть его! Всяко царство раздельшееся на ся не станет; всяк град разделивыйся на ся опустеет 58 . Есть Бог . По Его гласу мир сей изъшёл из бездны ничтожества; Его волей сохраняет бытие и сей вечный порядок; по Его мановению движутся светила небесные; Его велением отверзаются источники, протекают реки, волнуется и утихает море. Он хочет – и пустыня процветает яко крин; иссохший лист не падёт с древа без власти Его. Ежели око провидения взирает на все твари, то не паче ли бдит оно над человеком, над тем, который носит в себе образ и подобие Божества, который с тем сотворён, чтоб господствовать над прочими тварями и обладать вселенной? – Что же вы? что вы господствующие над подобными вам человеками? Что? – бози есте, и сынове Вышняго вси вы, от Отца Небесного происходит всяко отечество на небесех и на земли 59 . От кого же наипаче, есть ли не от Него же, даются отцы отцом, отцы бесчисленным семействам, отцы целым народам? Владеет Вышний Царством, и ему же хощет дасть е. Его могущественной десницей поставляются и утверждаются престолы; от Него непосредственно приемлют власть свою цари и владыки земные. Почему, ежели мы лицемерно будем служить владычествующему над нами: лицемерие наше хотя сокрыто будет от его проницательности, но никогда не укроется от очей Божиих. Всякая неверность, всякая неправда, которую учиним пред царём, оскорбит самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Здесь я узнал, что в селе проживает старый слепой бандурист по имени Архип, знающий много старых казацких дум и песен, но его не могли найти для меня: он отправился в Новомосковск на ярмарку по своему песенному промыслу. Жители здесь, как и вообще на днепровском берегу около порогов, малоруссы, и если отличаются от жителей более верхнего края Малороссии, то разве сравнительно более сохранившеюся чистотою малорусской речи, большею опрятностью в домашней жизни, зажиточностью и ношением бород. Путь южнее Вольникского порога по правому берегу Днепра идет еще в виду нескольких порогов, одного за другим, но здесь, между порогами, являются на Днепре острова, заросшие лесом. Остров Княжий и остров Виноградский – самые обширные из этих островов. Кроме порогов, которых числом тринадцать, я встречал две заборы. Так называются тоже пороги в меньшем размере; но, по известию жителей, они не только небезопаснее для плавающих по Днепру, но даже представляют чаще случаев разбития челнов. Плавание между порогами опасно только при спущении челна через падение порога, но рыбаки без всякого опасения пускаются посреди порогов поперек Днепра ловить рыбу, которой, говорят, здесь изобилие. Последний, самый южный из порогов носит местное название Гадючий, почти такой же шумный, как Вольник и живописен по береговым окрестностям. Через несколько верст ниже его Днепр суживается; по обеим сторонам его берега очень высоки и круты; жители уверены, что здесь в незапамятные времена река пробила гору и нашла себе выход. Быть может, именно на это место намекает песнь о походе Игоря, выражаясь обращением к Днепру: «Ты пробил еси горы каменные сквозь землю Половецкую». Выступая из ущелья, Днепр широко разливается, и первый предмет, поражающий глаза, – остров Хортица, протяжением на двенадцать верст, с высокими берегами, поросший лесом. Этот остров в древности носил название Варяжского и в XVI веке был первым поселением запорожцев под начальством князя Димитрия Вишневецкого, но ненадолго. По жалобе крымского хана король Сигизмунд Август велел свести казаков с острова, а через несколько лет запорожцы заложили себе новое поселение пониже Хортицы, на острове Томаковке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Этот эпизод очень характерен для тогдашних смутных лет, — так ясно сказывается здесь вся сбивчивость и двусмысленность религиозных представлений. 4. Преобразование системы духовного образования В первые же годы Александровского царствования было начато преобразование духовных школ. Это было связано и с общим переустройством всей школьной системы, с открытием нового ведомства или министерства «народного просвещения» (в 1802 г.); и в 1804-м году, 5 ноября, было опубликовано и введено в действие новое «учреждение» Университетов и прочих гражданских училищ. Первое «предначертание» нового устройства духовных училищ было составлено в 1805-м году Евгением Болховитиновым (1767–1837), тогда викарным епископом Старорусским (в 1822 г. митрополит Киевский). Ему были переданы и отзывы, полученные с мест на вопрос желательных усовершениях. Вполне отрицательно к самой мысли о преобразовании отнесся, кажется, только Платон Московский. Впрочем, и никто из спрошенных преосвященных не предложил большего, чем только отдельные поправки и изменения в пределах привычного порядка. Единственным исключением было мнение московскаго викария Августина (Виноградского), епископа Дмитровского, который предлагал разделить ступени преподавания и построить Академию, как школу одних только «вышних наук», хотя и не только богословских. Он же предлагал перенести Московскую академию в Троицкую лавру… И сам Евгений был очень нетребователен в своих предложениях. Он предлагал освежить программу, ослабить засилие латыни в преподавании, оставив ее только для богословия и философии («да и оные лучше преподавать с переводом, как у нас всегда и поступали»). В том же смысле высказывалось тогда и правление Невской академии… Евгений внес в свое начертание только одну интересную подробность, — впрочем, тоже скорее в старом вкусе. Он предложил образовать в окружных Академиях особое ученое (точнее, учено-административное) отделение, или «ученое общество», с довольно смешанными обязанностями и компетенцией, — «поощрять богословскую ученость», издавать и цензуровать книги, следить за прочими духовными школами, заботиться об учебных пособиях. Эта мысль перешла и в позднейший проект (срв. устав Московского общества истории и древностей Российских, открытого именно в 1804-м году)…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Просьба синодальных певчих была принята во внимание, и князь Голицын обратился с письмом к архиепископу Московскому Августину (Виноградский, 1818-1819), который сделал представление Синодальной конторе с предложением учить малолетних певчих в приходских и уездных училищах, а если будут способны, то и в семинариях, но не покидая при этом хор . 30 апреля 1819 года Святейшим Синодом предложение было одобрено и в сентябре того же года 14 малолетних певчих были разосланы для обучения по училищам: двенадцать в приходские и двое в уездное. Но уже в 1829 году этот вопрос вновь стал актуальным. Синодальный ризничий, который вместе с протопресвитером Успенского собора управлял Синодальным хором, доносил Синодальной конторе, что « малолетние певчие, по причине спевок и служб, не имеют времени ходить в школы и не успевают в ученьи » . В связи с чем в 1830 году синодальный ризничий о. Порфирий (Петр Гаврилович Божанов, иеромонах, синодальный ризничий с 1828 по 1834 год) и протопресвитер Иаков Дмитриевич Никольский (протопресвитер Большого Успенского собора с 1816 по 1839 год) составили инструкцию для инспектора, в которой он должен был отчитываться о поведении учеников, успехах в учебе, нуждах в одежде, питании и учебных принадлежностях . Мерами наказания и исправления были лишение прогулки, лишение «стола» и стояние на коленях. Утверждение хорошего финансирования для инспектора, который должен был следить за учебным процессом, дисциплиной и материальным обеспечением учащихся, значительно повлияло на улучшение качества образования подопечных Синодального училища. Хор окончательно сформировался как смешанный , из больших и малых певчих, что связано, по словам Металлова, с утверждением для Синодального хора партесного четырехголосного репертуара Придворной певческой капеллы, для исполнения которого были необходимы высокие детские голоса. В таком составе из взрослых мужчин (теноров и басов) и детей (дискантов и альтов) хор просуществовал вплоть до революции 1917 года. В 1857 год был утвержден новый штат Синодального хора и Синодального училища при нем, численность хора увеличилась до 54 человек, из которых 30 были певчие-мальчики.

http://bogoslov.ru/article/6192535

Алексей, потеряв мать свою в Московскую чуму, рано изведал нужду и горе; потому что отец его, не всегда воздержный от горячих напитков, был характера неспокойного, так что малютка нередко оставался бы при нем без пищи, если б тихонько не кормила его одна родственница. Это произвело такое впечатление на Алексия, что он и в последствии, гнушаясь этого порока, более жалел, чем осуждал пьяниц и всегда соболезновал о сиротах, помня свое сиротство. Так началась жизнь Алексия под влиянием места рождения, тогдашнего общества, образа жизни и состояния! По вступлении Платона на паству Московскую, отец Виноградского умер и покинул двух сыновей и дочь в крайней бедности и без пристанища. Алексей, после отца, остался осьми лет, круглым сиротой; но Бог послал ему в одном дальнем родственнике руководителя, который, из сострадания и по чувству родственного сердоболия, взял к себе сироту Алексея, представил к ректору Московской Духовной Академии, Архимандриту Амвросию (в последствии Митрополиту Новгородскому и С. Петербургскому): сирота Алексий помещен был в Перервинскую Семинарию на казенное содержание. В этом рассаднике многих знаменитых Пастырей получив первоначальные познания в науках, он отличил себя от сверстников своими успехами и сделался достойным внимания учителей и начальников семинар. Наставником его в Латинском языке был Иеромонах Арсений Зерчанинов, проницательный слепец и Латинский стихотворец, любимый Митр. Платоном. При посещении Перервы и Латинского класса Иерархом, он представил ему Виноградского, как отличного ученика: Платон говорил с юношей по-латыни, и довольный скорыми и умными его ответами, заметил его и не позабыл; однако ж до тех пор не принимал его под особенное свое покровительство, пока совершенно не уверился в невинности покойного отца его, который был вмешан в одно сомнительное дело, производившееся в Консистории: это следствие он поручал на рассмотрение почтенному Протоиерею И. И. Ставровскому, члену Консистории. По окончании курса наук в Перервинской семинарии, Алексей Виноградский из Риторического класса переведен был в Московскую Духовную Академию для слушания Философии и Богословия: в одной наставником его был Афанасий Иванов, а в другой сперва Аполлос Байбаков, сочинитель Пиитики, потом опять Афанасий Иванов, в последствии Архиепископ Екатеринославский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В Нагасаки меня отправили к французскому консулу, который встретил меня любезно и уведомил, что на следующий день предстоят похороны русских матросов. Русские пленные в Мацуяме. В центре группы – генерал-майор Тахателев и полковник Урядов. Направо от полковника – священник о. Димитрий Трехсвятский. Рядом с ним – доктора Васильев и Арзуманов. Крайний – капитан Лебедев. Рядом с офицером с повязанной головой – доктор Ярославцев, второй слева – капитан Гиммельман. Б переднем ряду в черном костюме – морской доктор Штернберг. Перед ним справа – капитан Маставкин и штабс-капитан Афанасьев, слева – лейтенант барон Драхенфельд. Во втором ряду второй слева – капитан Вержаковский, третий справа – штабс-капитан артиллерии Якобов. Имена остальных офицеров (1904 г.) установить не удалось Отпевание происходило в японском храме Шинто, куда нас перевезли на катере через рейд. В присутствии французского консула, губернатора Нагасаки, полицмейстера и роты с военного морского корабля три их священника по обряду Шинто стали отпевать наш их матросов, говорили речи, содержание которых я узнал через переводчиков. И только на могиле я отпел своих солдат, надев епитрахиль и ризу, добытые в русской часовне, поверх японского костюма. После панихиды сказал также речь по-русски, ее перевели японцам, они, видимо, остались довольны. В Нагасаки я пробыл девять дней в ожидании парохода и все с бумагой на ноге. И все это время тайная полиция не оставляла меня ни на минуту. При отъезде в Шанхай мне дали 35 рублей на билет. В Шанхае, к моему несчастью, все меня принимали за японца: я происхожу из северных инородцев-якутов и тип мой мог ввести в заблуждение. Встреча с адмиралом Рейценштейном, попавшим сюда на «Аскольде», прекратила мои мытарства. Ему я передал свое донесение, а в местных английских газетах с моих слов написали правду о «Рюрике». 19 сентября я выехал из Шанхая, а 7 октября был уже в Петербурге». На крейсерах «Громобой» и «Россия» Корреспондент «Бирж. Вед.» из Владивостока передает со слов участников следующие эпизоды 1 -го августа 60 : Командир ««Громобоя», ныне флигель-адъютант капитан 1-го ранга Дабич был ранен в боевой рубке, окруженной 8-дюймовой броней; из нее ведется управление всеми частями корабля. Между куполом крыши и стенами рубки оставлен просвет для наблюдения моря. В него попадают осколки и ранят троих, в том числе командира в бок и в голову; он передает командование старшему офицеру капитану 2-го ранга Виноградскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самое отдалённое потомство оправдает их. Оно будет украшать священное имя твоё титлом великого в роды родов! Когда Владеющий царствами земными хочет народы сделать счастливыми, вручает их державе кротких, благодетельных и мудрых царей; напротив, наказуя во гневе Своём, подвергает их жестокой власти надменных, злобных и буйных обладателей. Наполеон был ужасное оружие в деснице Вседержителя, наказующее народы за их нечестие и беззакония. Александр есть благотворный посланник Неба, милующего человечество и избавляющего от тех ужасных бедствий, каким подвергло оно себя ради неправд своих. Наполеон есть тот человек, который в гордыне своей мечтал быть равен Вышнему, – который опустошал, разрушал всё и проливал реки крови. Александр, подобно Ноевой голубице, несёт к народам масличную ветвь в знамение общего мира, – в знак того, что кровавый потоп должен прекратиться на лице земли, что исчезнут тучи браней, и всюду воссияет тишина и спокойствие. – Вечные проклятья обременят главу жестокого разорителя Европы, но благотворный спаситель оной прославится во веки. – Царства и народы воздвигнут ему памятники в благодарных и признательных сердцах; в них сохранят благословенное имя его от едкости времён, истребляющих и медь, и мрамор. Сынове Сиони! возрадуйтеся о царе своем 155 . Он есть избранный Божий; да будем убо достойны его. Он с Господом, и Господь с ним; потецем убо в след его, взыщем Господа, и обрящется нам, и аще Господь будет с нами, тогда ошуюю падёт пред нами тысяча и тма одесную, к нам же не приближится 156 . Сынове Сиони! ублажая жребий свой под благотворной державой спасителя Европы, исповедайтеся Господеви; хвалитеся о имени святом Его. Воспойте Ему, и пойте Ему; поведите вся чудеса Его. Аминь. Слово по случаю заключения мира с Францией и восстановления спокойствия в Европе Говорено 21 июня 1814 года Слава в вышних Богу, и на земли мир 157 . Силы небесные сею торжественной песней восхваляли Бога при рождении Бога Слова, Спасителя мира; сим радостным гласом возвестили грядущее примирение твари с Творцом, и возведение человека в то блаженство и славу, с высоты коих низринуло его преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Боже мой! Какая будет неблагодарность со стороны нашей, ежели будем нечувствительны к толиким попечениям, к толиким трудам владычествующего над нами. – Ты спокойно живёшь в недрах семейства своего; ты мирно взираешь на нивы, пред очами твоими зеленеющие, на жатвы созревающие; но кто, – кто сохраняет для тебя блага оные? – кто ограждает тебя миром и тишиной? – Царь твой, Царь, сей нежный и попечительный отец. – Он бдит среди глубокой ночи, а ты крепким сном покоишься на мягком ложе. Он трудится, а ты спокойно предаешься удовольствиям и веселью; Он печётся утвердить в царстве своём правосудие; а ты, – ты, может быть, в ту самую минуту теснишь соседа своего. И так пусть царь возьмёт у нас детей наших, пусть возьмёт сёла, дома, и всё стяжание наше. Отдадим ему всё с покорностью; или паче принесём с любовью и признательностью. Его неусыпная бдительность всё возвратит нам сторицей; его попечения обогатят нас несравненно более. И села наши будут пространнее, и стада многочисленнее, и винограды обильнее, и сыны славнее. Воздадите убо Кесарева Кесареви 56 ; повинитеся царствующему не столько за страх, а паче за совесть. Покорность наша ему должна быть совершенная, искренняя, сердечная, соединенная с верностью постоянной и твёрдой. Умедли Моисей снити с горы, и людие воста- ша на Аарона 57 . – Какая неверность! Едва протекло четыредесять дней; и Израиль уже забыл того, который всегда был ходатаем между им и Богом, который для избавления его от работы египетской, дерзал на все опасности, не страшился мщения египтян, не ужасался ярости фараоновой. – Сколь слаб, сколь развратен человек! Умедли Моисей снити с горы, и людие восташа на Аарона. – Воин! твой порфироносный Моисей умедлил отличить твои дарования, умедлил наградить заслуги твои: и тотчас, – еще в цвете лет, в крепости сил, – отрекся ты служить ему; пренебрег благо отечества; сошёл с поприща славы, и сел ясти и пити. Но как дерзнул ты поставить себя судьей собственных дел своих? Сие принадлежит единому Богу и Помазаннику Его. – Почему предпочитаешь себя другим? – Не редко старцы сколько сединами, столько заслугами украшенные, от юности до маститой старости продолжают служить Царю своему; неослабно подвизаются в назидании общественного благоденствия; и хотя истощатся награды для них, но верность и усердие их не истощаются. – Ветреная юность! устыдися седин долголетних; – и обратися на путь правый, на путь обязанностей твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010