После того, говорят биографы его, Мухаммед получил убеждение, что он действительно посланник Божий, и сердце его исполнилось хвалою и благодарностью Богу. Откровения следовали одно за другим без перерыва. О виде и способе, которыми они передавались ему, он рассказывал: «Вдохновение снисходит ко мне двумя способами. Часто приходит Гавриил и сообщает мне откровение, как человек, беседующий с другим человеком. В другое время оно снисходить ко мне, в форме как бы колокольного звона, и проникает мне в самое сердце, как бы разрывая меня на части, и это связано с мучительной для меня болью». Преждевременную седину свою он приписывал тем «жестоким сурам», которые передавались ему откровением. Мы не можем обойти здесь вопроса о том, в какой степени сам Мухаммед убежден был в это первое время в своем пророческом посланничестве. Обыкновенно предполагается, что в это время он был еще вполне добросовестным и только позднее вынужден был к обману более или менее сознательному. Нам же кажется, что в это-то именно первое время и имела место ошибка решительная. Мы видели уже, что Мухаммед сначала имел вполне ясное сознание о своем болезненном состоянии. Как же удалось ему преодолеть такое сознание? Вдумаемся в его положение. Ему предстояло на выбор считать себя либо одержимым злым духом, либо пророком Божьим. Смотря потому, как объяснит он себе свое состояние, он должен был признать себя либо несчастнейшим, либо счастливейшим из всех смертных. Непосредственное чувство говорило ему, что он явно больной, желание же побуждало его в этом сомневаться. Разве не должен, мог он спрашивать себя, прийти на землю тот пророк, который восстановит религию Авраама? Разве не ждут ханифы божественной помощи? И разве в известных священных книгах иудеев и христиан, о которых слыхал ты темные толки, разве в них не обещано также появление пророка? Почему же ты сам не можешь быть этим пророком? Ты стремился к истине, ты освободил себя от служения идолам, чтобы поклоняться Единому Богу. Может ли же Он отдать тебя во власть джиннов? Могло ли исходить от каких-нибудь джиннов все то, что воочию ты и видел и слышал, когда все это как раз соответствует тому, во что веруют люди, поклоняющиеся Единому Богу?

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Рим к концу своей истории объединил дотоле враждебные и отчужден­ные друг от друга народности и таким образом подготовил почву для осуществления великой нрав­ственной христианской идеи о едином царстве Бо­жием. Это нравственное объединение человечества могло бы быть затруднено или, по крайней мере, замедлено, если бы древние народы были отделены друг от друга национальными преградами в той же мере, как это было до времени создания все­мирной римской монархии. Римская религия всегда была терпимой и склонной к теокразии (слиянию бо­жеств). Теокразия рано возникла в Риме. Мы уже отмечали отождествление римских богов с грече­скими. Но особенно усилилась эта теокразия с обра­зованием всемирной римской монархии. Божества всех национальностей ставились рядом или призна­вались за однозначащие; терпелся всякий культ, если он не шел в разрез с государственным порядком. Когда Рим сделался сборным пунктом всех религий и божеств древнего мира, которые имели равное право на существование, то это обозна­чало с одной стороны близость смерти язычества, а с другой выражало необходимость универсальной, единой для всех, религии. § 30. О магометанской религии Мухаммед знал три религии: национальную рели­гию арабов, имевшую свое центральное святилище в его родном городе Мекке, религию еврейскую и христианскую. Национальная религия арабов ко вре­мени Мухаммеда частью утратила всякий смысл, частью же сохранила смысл безнравственный; она была религией политеистической. Между тем пре­дание о единобожной религии, связанной с именами Авраама и Измаила, по-видимому, никогда не исче­зало на арабской почве. Поэтому и во времена Му­хаммеда хорошо была известна группа людей, на­зываемых ханифами, которые поставляли сущность религии в подчинении единому Богу. «Ислам» и зна­чит подчинение, а мусульманин – лицо, которое подчиняется единому Богу. Ханифы разделяли также верование христиан в грядущий суд; следствием их верований было то, что они предавались аске­тизму и удалялись от мира. Сначала Мухаммед был просто ханифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/k...

Все эти ереси были распространены преимущественно на севере и юге Аравии. Что касается Хиджаза, родины Мухаммеда, то здесь были еще иудео-христианские секты из Сирии и Абиссинии, облекшиеся в Аравии, сообразно с характером и языческими идеями жителей, в особенную форму, это сабеи, ракузийцы, ханифы. Обыкновенно принято думать, что сабеями назывались те из арабов, которое исповедовали веру в единого Бога и держались звездопочитания, полагая, что на звездах обитают ангелы Божии, которым поручено наблюдать за миром, т.е. что это были исповедники древней халдейской религии. Но судя по тому, что Мухаммед так говорит о сабеях: «иудействующим, и назарянам, и сабеям, тем, которые веруют в Бога, в последний день и делают доброе им награда у Господа их, им не будет страха» 39 и т.д., судя поэтому, следует заключить, что сабеи не были язычниками, а были близки по своим верованиям к иудеям и христианам. Поэтому Ренан думает, что сабеи были тождественны с элкезаитами или мендаитами, о которых говорят св. Епифаний 40 и Ориген , 41 и доказывает это следующим образом. Св. Епифаний говорит, что секта элкезаитов «доныне есть в земле набатеев и в Персии смежной с моавитской страною», а автор книги Китабуль-Фигрист писал о мутазилитах: «эта секта многочисленна в приморской стране, это суть те, которые называются приморскими сабеями. Они советуют омывания и моют все то, что едят. Начальник их назывался Эль-Хасих , он именно дал законы их религии» 42 . Свое название «сабеев» элкезаиты получили из Сирии, где они обитали прежде, в знак именно того, что учили необходимости омовения. Отсюда очень вероятно, что это были ученики Иоанна Крестителя, убежавшие на восток от преследований со стороны иудеев, но потом поселившиеся в Хиджазе. Здесь они придавали значение иудейским и христианским праздникам, имели апокрифические книги: Апокалипсис Адама, книги Сифа, Еноха и другие. Религиозные воззрения их были, скорее всего, иудео-христианские, почему мекканцы и говорили о Мухаммеде него последователях, что они сделались сабеями.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Христианизация пограничных областей означала, что районы, остававшиеся языческими, в какой-то степени познакомились с христианами и христианством. В литературный словарь даже поэтов-язычников входят христианские образы и понятия. В Аравии были свои христианские центры для поклонения, известно даже, что христиане принимали участие в паломничестве к святилищу в Мекке, покровитель которого был для них просто «Бог», и в Каабе, как сообщают историки, находилось изображение Богородицы с Иисусом. В некоторых городах (Сана, Нарджан) были даже церкви. Такие северноарабские племена как бану таглиб, бану акуль, бану танух и бану тау поголовно исповедовали христианство. Большая часть этих арабских христиан были монофизитами или несторианами, а также последователями других еретических течений и сект; Коран неоднократно упоминает о постоянных спорах христиан между собою. Однако, несомненно, были в Аравии и православные христиане. Глядя на темпы распространения христианства в Аравии, можно сказать, что, не будь ислама, b VII–IX вв. арабы были бы христианизированы полностью, правда, скорее всего, это было бы христианство монофизитского или несторианского толка. Примечательно, что процесс христианизации арабов продолжался какое-то время даже после распространения ислама, из мусульманских преданий известно, что некоторые мусульмане даже при Мухаммеде переходили в христианство, то же продолжалось и при первых халифах. Арабские монотеисты Помимо указанных групп, в доисламской Аравии существовали также ханифы 1 – арабские аскеты, искатели и почитатели единого истинного Бога, не принадлежащие ни к одному определенному вероисповеданию. Какого-то единого течения с определенной идеологией они не представляли. Среди искателей и проповедников истины, были также лица, выдававшие себя за пророков – наби. По их словам, истина, которую они возвещали, внушалась им верховным Богом. Одним из наиболее ранних представителей этого движения являлся пророк Маслама в восточноаравийской области Йемамы, известный затем под насмешливо-уменьшительным прозвищем Мусейлима. Согласно преданию, Мусейлима прожил свыше ста лет и был убит в 633 году в битве его сторонников с мусульманами. Мусейлима проповедовал о едином милостивом (рахман) Боге. Он также составлял свои «откровения» в священную книгу.

http://azbyka.ru/islam

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРАКА Вáрака ибн Науфал ибн Асад [араб.          ], араб-христианин из рода асад племени курайш, сыгравший значительную роль в жизни основателя ислама Мухаммада . Сведения о В. скудны и часто полулегендарны. Он жил в Мекке во 2-й пол. VI - нач. VII в. и принял христианство уже в зрелом возрасте, когда совет одного христианина помог ему спасти свою жизнь от гнева Амра ибн Аби Шамира из династии Гассанидов . Считался сведущим в вопросах вероучения, читал Свящ. Писание, писал на древнеевр., возможно, знал кроме него сир. и (или) греч. Вел праведный образ жизни: В. упоминается среди немногочисленных аравийских праведников, еще до ислама добровольно отказавшихся от употребления спиртных напитков, от гадания и азартных игр с использованием особых стрел (азлам). Сохранилось неск. его элегий и др. стихотворных произведений на араб. языке, написанных в традиц. манере. Вопрос о том, какое христианство исповедовал В., остается не вполне ясным. Вероятно, он принадлежал к одному из иудео-христ. объединений (к елкезаитам/елкессеям или к назареям), именуемых в Коране и доисламской поэзии термином «насара», к-рый позднее в классическом араб. стал обозначать христиан вообще. На связь В. с иудео-христианами указывает сообщение о том, что В. делал выписки из Евангелия на древнеевр. языке: речь, вероятно, шла о Евангелии от Матфея на арам., записанном квадратным письмом. В. считается одним из ханифов, монотеистов-богоискателей доисламской Аравии, однако нет оснований предполагать, что ханифы были объединены в особую общину, одним из лидеров к-рой являлся В. В. был тесным образом связан с Мухаммадом и его родом. Родная сестра В. пыталась безуспешно соблазнить Абдаллаха, отца Мухаммада, перед тем, как за него посватали Амину, поскольку сама хотела стать матерью буд. пророка. О тех признаках, по к-рым можно определить отца пророка (в частности, исходящее от него сияние), она узнала от брата. По-видимому, подобные суеверия, связанные с представлением о скором пришествии пророка из «сынов Исмаила», были тогда распространены среди аравийских христиан.

http://pravenc.ru/text/154073.html

Христианизация пограничных областей означала, что районы, остававшиеся языческими, в какой-то степени познакомились с христианами и христианством. В литературный словарь даже поэтов-язычников входят христианские образы и понятия. В Аравии были свои христианские центры для поклонения, известно даже, что христиане принимали участие в паломничестве к святилищу в Мекке, покровитель которого был для них просто «Бог», и в Каабе, как сообщают историки, находилось изображение Богородицы с Иисусом. В некоторых городах (Сана, Нарджан) были даже церкви. Такие северноарабские племена как бану таглиб, бану акуль, бану танух и бану тау поголовно исповедовали христианство. Большая часть этих арабских христиан были монофизитами или несторианами, а также последователями других еретических течений и сект; Коран неоднократно упоминает о постоянных спорах христиан между собою. Однако, несомненно, были в Аравии и православные христиане. Глядя на темпы распространения христианства в Аравии, можно сказать, что, не будь ислама , в VII–IX вв. арабы были бы христианизированы полностью, правда, скорее всего, это было бы христианство монофизитского или несторианского толка. Примечательно, что процесс христианизации арабов продолжался какое-то время даже после распространения ислама, из мусульманских преданий известно, что некоторые мусульмане даже при Мухаммеде переходили в христианство, то же продолжалось и при первых халифах. Арабские монотеисты Помимо указанных групп, в доисламской Аравии существовали также ханифы 1 – арабские аскеты, искатели и почитатели единого истинного Бога, не принадлежащие ни к одному определенному вероисповеданию. Какого-то единого течения с определенной идеологией они не представляли. Среди искателей и проповедников истины были также лица, выдававшие себя за пророков – наби. По их словам, истина, которую они возвещали, внушалась им верховным Богом. Одним из наиболее ранних представителей этого движения являлся «пророк» Маслама в восточноаравийской области Йемамы, известный затем под насмешливо-уменьшительным прозвищем. Мусейлима. Согласно преданию, Мусейлима прожил свыше ста лет и был убит в 633 году в битве его сторонников с мусульманами. Мусейлима проповедовал о едином милостивом (рахман) Боге. Он также составлял свои «откровения» в священную книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Николай Петрович Остроумов (1846–1930) — миссионер, исламовед, ученый-ориенталист, историк, этнограф, один из первых исследователей Туркестана. Предлагаемый вниманию читателя труд Н.П. Остроумова посвящен мусульманской богословско-правовой школе мазхаб. Для всех интересующихся правоведением и религиоведением. Данный труд Николая Петровича Остроумова пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:3-10 ; Инж., Мф.4:3-10 ). «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14-15 ; Инж., Мар. 1:14-15 ). Итак, мы видим, что Иисус с самого начала был уверен в Своем предназначении и самоопределении. Испытания не сломили Его. Мухаммед же, напротив, пришел в отчаяние, когда откровения перестали снисходить на него. Ну а теперь давайте посмотрим, как отреагировали люди на послания, представленные Мухаммедом и Иисусом. 6. Реакция людей на послания Мухаммед: первые тринадцать лет в Мекке. Возраст: с 40 до 53 лет Иисус: время от первой проповеди до поручения апостолам проповедовать без Него. Возраст: с 30 лет На этом этапе Мухаммед и Иисус объявили, что они призваны открыть миру Божественное послание. Давайте посмотрим на первые дни их проповедей. Мы увидим удивительные сходства в реакции их родных городов и явные различия в том, как Иисус и Мухаммед отвечали на эту реакцию. Тихое начало Мухаммеда Жена Мухаммеда, Хадижа, была первой новообращенной в ислам. Затем ее примеру последовал десятилетний двоюродный брат Мухаммеда (Али ибн Абу Талиб), который жил вместе с ними. Очень важным было обращение в эту веру бывшего идолопоклонника по имени Абу Бакр. Абу Бакр был довольно успешным распространителем ислама. Он обратил в ислам 25 человек, в том числе человека по имени Аль-Аркам. Дом Аль-Аркама стал важным центром, где учил Мухаммед.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Святыни и памятники Средиземноморского побережья Абу-Гош Последнее наше путешествие – к городам и памятникам древнего финикийского побережья. Мы отправляемся из Иерусалима по Тель-Авивскому шоссе, осматривая по дороге основные находящиеся здесь достопримечательности. В 11 км от Святого Града лежит, к северу от шоссе, деревня Абу-Гош. В XIX в. это было разбойничье гнездо одного из бедуинских шейхов, достаточно сильного для того, чтобы нагонять страх на путешественников, но не для того, чтобы быть опасным турецким властям. В результате перед самым въездом в Иерусалим возникли своеобразные феодальные «Мытищи», владелец которых с молчаливого разрешения турок еще и во времена А.Н. Муравьева взимал узаконенный «мыт» с проходящих паломников. В древности на этом месте находился ханаанский город Кириаф-Ваал («город Ваала») или Кириаф-Иарим (город лесов). Здесь, на стыке межплеменных границ колен Иуды и Вениамина, пролегал рубеж Филистимской земли, что делало ущелье Ваала важным стратегическим пунктом. Кириаф-Иарим нередко упоминается в Ветхом Завете. В течение двадцати лет здесь пребывал Ковчег Завета. И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили Ковчег Господа; придите, возьмите его к себе. И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил Ковчег Господа. С того дня, как остался Ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать ( 1Цар. 16, 21–7,2 ). Потом Давид торжественно перенес его в Иерусалим. Первоначально селение было расположено на вершине Дейр-аль-Асхар, где стоит современный католический храм с большой статуей Богоматери с Младенцем. Храм построен на развалинах византийской церкви V в., от которой сохранились фрагменты мозаичного пола. Со временем жители спустились в долину. Возможно, это произошло во II в. н.э., когда здесь был расквартирован Х легион, для которого было создано водохранилище над источником, встроенное позже в арабский караван- сарай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

За все время пребывания Мухаммада в Медине им было совершено более восьмидесяти боевых акций против соседних племен 13 . Подобная практика совершенно невообразима в рамках христианства: отношение Христа к тем, кто считал себя Его врагами, видно хотя бы из описания момента его пленения ( Мф.26:49-53 ). Слова Христа в момент Его пленения стали крылатыми: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:52 ). История первых веков христианства это история непрерывного самопожертвования, когда христиан убивали и пытали, бросали на растерзание диким зверям, сжигали и распинали. Но поступали ли так же сами христиане? Нет. Христиане проповедовали Христа своей жизнью, своим нравственным примером, духовным обликом, а не мечом. Христос не призывал к насилию, Он учил о любви к ближним: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ), полагая наличие любви в качестве главной отличительной черты христианина: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Обычно мусульмане упрекают христиан в крестовых походах, свидетельствующих о том, что многие христиане нарушают заповеди собственного Учителя. И с этим обвинением можно частично согласиться, но здесь уместно вспомнить слова Христа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Как Мухаммад относился к своим критикам, был ли он терпим к ним? Было ли милосердие одним из основных качеств его характера? Из жизнеописания Мухаммада очевидно, что его вряд ли можно назвать самым терпимым и милосердным человеком. Например, Мухаммад считал вполне допустимым физическое уничтожение своих оппонентов: по его приказу были убиты Кааб ибн Ашраф 14 , Абу Рафи 15 , Ал-Харис ибн Самит, Абу Афак, Асма бинт Марван 16 . Главным образом Мухаммад убивал поэтов, которые писали о нем сатирические стихи 17 . Интересно отметить, что все убийства совершались в ночное время, без лишних свидетелей 18 .

http://azbyka.ru/muxammad-ili-iisus-xris...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010