6. «В конце времен люди будут незрелыми, глупыми и испорченными. Они будут говорить о лучшем из созданий и читать Коран, но он не уйдет дальше их глоток. Если вы встретите их, убивайте их, потому что, поистине, кто бы ни убил их, того наградит Аллах в Судный день». 7. «Они худшие из людей и худшие из всех созданий». 8. «Вершина неверия – ближе к востоку (т. е. к Неджду). Гордость и высокомерие среди народа лошадей и верблюдов (т. е. арабов-бедуинов)». 9. «Грубость и холодность сердец находятся на востоке (т. е. в Неджде), а истинная вера – среди людей Хиджаза». 10. «О Аллах, благослови нашу Сирию и наш Йемен!» Они сказали: «И наш Неджд, о, Посланник Аллаха!» Пророк не ответил. Он благословил Сирию и Йемен дважды. И они дважды просили, чтобы он благословил Неджд, но он не ответил. В третий раз он сказал: «Там (в Неджде) будут землетрясения и разногласия и там зародится эпоха Шайтана». 11. «В конце времен выйдет человек из страны Мусейлимы, и он изменит религию ислама». Примечание: большинство хариджитов были из области Неджда, из племен Бану Ханифы, Бану Тамима и Ваиля. Мусейлима был из племени Бану Ханифы, а идейный глава ваххабизма ибн Абдуль-Ваххаб происходил из племени Тамима. Когда Али убивал хариджитов, кто-то сказал: «Слава Аллаху, который уничтожил их, и освободил нас от них». Али ответил: «Поистине, клянусь тем, в чьих руках моя душа, некоторые из них – все еще в чреслах людей, и они все еще не рождены, и последний из них будет бороться на стороне Даджаля (Антихриста)». Абу Бакр сказал о Бану Ханифа, т. е. племени лжепророка Мусейлимы: «Их долина (т. е. Неджд) всегда будет долиной разногласий, пока не настанет конец времени, и религия никогда не поправится от их лжецов до Судного дня». 12. «В моей общине будет великая смута. Не останется ни одного дома араба, куда бы ни войдет смута. Те, которые умрут из-за неё, будут в огне. Вреда от языка тогда будет больше, чем вреда от меча». 13. «Будет разногласие, и люди будут немы, глухи и слепы (т. е. они будут слепыми и не будут видеть истинную проблему и не будут слушать голос правды): кто бы ни попробовал контролировать это, будет под контролем разногласия».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

t. 3. p. 90, 172, 173 etc. 343 «Мунедиим-Баши-Агмед-Эфендий законодатель и первый астроном Порты (Отоманской), живший при Могаммеде четвертом. Великая сия его книга, почти одна в роде своем, содержит перечень книг исторических и канонических, самых древнейших и в наибольшем уважении от аравлян, содержит также сокращенную историю, всеобщую востока, древцюю u новейшую, священную и светскую). (Полная картина Оттоманской империи, том первый, замыкающий в себе Законополож. магометанства, д’Оссона, изд. акад. наук 1795 года, уложение религическое, стр. 5. 346 Не следует смешивать ханифов с ханифитами. Последние были правоверными мохаммеданскими сектантами, получившими название от основателя их секты Абу-Ханифа. (Lebeu und Lehre des Mabominad, von Sprenger, I В. seit. 45). 353 Leben und Lehre des Moh., von Sprenger, Erst. B., 67 – 68. Шпренгер замечает относительно слова «ханиф», что, хотя оно и 12 раз встречается в Коране, однако слово это не арабское, а перешло в арабский язык от арамеев. Оно встречается также в еврейском и сирском языках с разными нелестными значениями. Но кажется везде оно означало человека неверовавшего в признаваемую религию, или вольнодумца, или же принявшего другую веру. Но, как показывают свидетельства арабских писателей, сами арабские ханифы и лжепророк Мохаммед, прибегая к арабской этимологии, придавали слову ханиф хороший, похвальный смысл и приобретали между яаычниками последователей. (Смотр. Leben und Lehre des Mohammad, von Sprenger, I, 67, 68, 69). 354 Хотя в других местах от себя Шпренгер и называет ханифов сектою, противно мнению арабских писателей, и говорит, что: «ханифы суть ессеи, потерявшие почти всякое познание Библии и подвергшиеся разного рода чужестранным влияниям и изменениям. Их (т. е. ханифов) учение, выросшее в оазисах пустыни, содержит чистейшее выражение семитического духа и из него-то произошел ислам (Мохаммеда)». (Leben und Lehre Mogam., I, 43). Но основываясь на последних его мыслях образования учения ханифов арабами в Аравии, и также сравнивая все последующие, передаваемые им свидетельства о ханифах, кажется, что Шпренгер в приводимом месте выражается так о хэнифах лишь для того, чтобы придать только больше определенности и ясности от уподобления их известной, определенной единобожной секте ессев.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Основателем ханифитского мазхаба является Абу Ханифа. Этот мазхаб возник в восьмом веке в г. Куфа (Ирак). Особенности этого мазхаба: Коран понимается как источник права целиком и безоговорочно; Сунна принимается как независимый источник, но только после тщательного отбора хадисов; согласованное мнение (иджма) предшественников учитывается лишь, если оно исходит от передатчиков достоверных хадисов. Однако при исследовании новых вопросов принимается иджма любой группы авторитетных лиц, что создает возможность региональных иджма. Суждение по аналогии (кияс) может строиться на любом достоверном материале, но обязательно с глубоким логическим обоснованием. Если решение, принятое на основании кияса ведет к вредному или абсурдному результату, применяется предпочтительное решение (истихсан). Ханифитский мазхаб допускает широкое применение обычного права как вспомогательного, но независимого источника права, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в деловые и бытовые контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту. Благодаря широкой терпимости этот мазхаб, начиная с XI в., стал быстро распространяться, и в настоящее время ханифитами является подавляющее большинство мусульман России (кроме некоторых народов Северо-Восточного Кавказа), Средней Азии (кроме исмаилитов Памира) и стран Балканского полуострова. Основатель маликитского мазхаба – Малик ибн Анас Аль-Асбахи (713–795). Как и Абу Ханифа, имам Малик располагал источники мусульманского права по мере их важности: Коран, Сунна, иджма и местные обычаи. Особое значение он придавал хадисам как инструменту юридической практики. В отличие от Абу Ханифы, Малик не требовал, чтобы используемый хадис относился к категории широко известных. Главным для него было, чтобы передатчики этих хадисов не слыли явными лжецами или же не страдали слабой памятью. Особое значение Малик придавал практике жителей Медины и отвергал даже достоверные хадисы в том случае, если они противоречили повседневной практике жителей Медины. В настоящее время большинство мусульман, придерживающихся маликитского мазхаба, проживают в Африке.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Из муджтахидов второго и третьего веков гиджры шесть ученейших и благочестивейших докторов мусульманского права: Имам Агзам или Абу-Ханифа, Имам Малик, Имам Ассаури, Имам Ашшафий, Имам Альханбал, Имам Аззагири основали шесть самостоятельных школ законоведения, отличавшихся одна от другой в некоторых частностях, но согласных в основных пунктах и в духе мусульманского правоверия и потому почитаемых всеми суннитами одинаково истинными. Из этих школ самою авторитетною, первою среди равных считается школа Имам-Агзам 37 , а две школы (Ас-Саури и Аз Загири) недолго существовали самостоятельно; последователи их постепенно присоединились к другим школам и самые школы не упоминаются в наше время. Последователями школы Имам-Агзама (Абу-Ханифы) считаются мусульмане России, Турции, Бухары, Хивы, Афганистана и большая часть мусульман Индии. Последователи Имама Шафия считаются мусульмане Аравии и Египта, Явы и Цейлона. Последователи Имама Малика живут в северной Африке и Испании. Последователи Имама Ханбаля не представляют большинства ни в одной мусульманской стране, но встречаются в Аравии и в Балхе. Основатели самостоятельных юридических школ (мазхаб) не имели большой возможности и надобности письменно изложить при своей жизни полную систему законоведения: но новости и трудности дела, а также по обычаю стремились устно передать свое понимание и толкование основ фикха своим ученикам; в письменном же изложении своего учения они не видели большой надобности, потому что каждый ученик мог лично получить от своего муджтахида нужное разъяснение того или другого юридического положения или вопроса 38 . Поэтому от основателей школ не осталось много писаных трудов; Абу-Ханифе приписывают всего три сочинения: Маснад, Фикху-ль-ильм и Муаллим, в которых он изложил основания верований мусульман, заблуждения и противоречия неправоверующих и краткий катехизис мусульман. Имам Малик оставил одно сочинение – Муватта, в котором приведены наиболее замечательные решения пророка. Имам Шафий написал: «Усуль», т.е. основы фикха, Саннан и Маснад – трактаты о преданиях и, кроме того, разные сочинения по богословию. Имам Ибн-Ханбал написал «Муснид», содержащее в себе избранные предания, а другой тарктат его заключает в себе краткие правила и изречения, касающиеся управления страстями человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

А если он отпустит посредством имущества или для имущества, то исполняется баин, если она согласится, а посредством вина или свиней, не необходимо ничего. И исполняется баин при хульге и раджги при разводе. Если кто-нибудь дает жене развод под условием получить от неё известное имущество, то происходит развод баин и жена обязана уплатить это имущество, когда она согласилась на эту сделку с мужем, не переменяя мюджлиса. Если же мусульманин согласится на хульг или развод под условием получить от жены вина, свиней, кровь, мертвечину или нечто другое, цена чего не определена в шаригате, то жена не обязана уплачивать эти вещи, потому что они не позволены мусульманину. Однако при подобном условии хульга происходит баин, а развода происходит раджги. А если она разводится трижды за тысячу, а он разведёт её однажды, то баин за треть тысячи: а в (выражении): для меня тысяча раджги, то без всего по Абу-Ханифе. Если жена просит у мужа трёх разводов за тысячу рублей, а муж сделает только один развод-баин, то жена обязана уплатить треть тысячи рублей. Если же жена ищет трёх разводов за тысячу рублей, а муж дает развод-раджги, то по мнению Абу-Ханифы жена ничего не обязана платить; но Абу-Юсуф и Мухаммед полагают, что она обязана заплатить треть тысячи и при этом совершается развод-баин. А хульг мена в отношении её и справедливо возвращение её, а условие польза для неё и сокращается для мяджлиса. Хульг в отношении к жене есть развод за известное количество имущества. Потому жена имеет право отказаться от своего предложения хульга, сказав «я возвращаюсь», пока муж не выразил ещё своего согласия на хульг. Делать условием хульга согласие на него жены в её пользу правильно. Если после предложения хульга женою до согласия мужа, который-нибудь из них изменит мяджлис, то хульг уничтожается. стр. 85 А клятва в отношении его, пока изменяются постановления. Если хульг бывает клятвою в отношении мужа, т. е. соединяется с разводом, то вышеупомянутые постановления относительно согласия на предложение изменяются, так что если предложение будет со стороны мужа, то он не может отказаться от него прежде согласия жены, также если муж встанет, то мяджлис не изменяется, а если жена встанет, то изменяется; притом самоё присутствие жены не составляет необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

е. Мохаммеда). По этому его внушению, – продолжают арабские писатели, – многие мединские ханифы воздвигли молельню, в которой он по возвращении своем из Сирии, должен был сказывать молитву; а на этот промежуток времени сказывателем молитв они выбрали молодого ханифа, по имени Могамми. Когда же в 680 году по р. Хр. мохаммедане одержали первую победу над греческими войсками, последователи Абу-Амира пали духом и молельня их по приказанию Мохаммеда была разрушена и созжена 375 . Абу-Кайс-Сарма сын Малика также принадлежал к ханифам еще до появления Мохаммеда, и в особенности проповедовал справедливость. Он сочинял превосходные стихи и был одним из тех, которые вели аскетическую жизнь и омывались после сношения с женщиною. Он не входил в дом, в котором находился неопрятный человек или женщина, имеющая месячное очищение. Арабы воздавали ему всеобщее почтение. При появлении Мохаммеда в Медине, он был в глубокой старости, однако принял его учение 376 . Навави утверждает о Биляле, что он исповедовал ислам прежде, чем Мохаммед выступил как пророк 377 . Шпренгер, называя иных ханифов, как например Мазина сына Тадубы и Хатра сына Малика, не сообщает об них ни каких подробностей, потому что он не нашел еще более подробных положительно верных сведений о них 378 . За то о других он, вместе с Коссен де-Персевалем, передает много замечательного и интересного, например о ханифе поэте Омайе. Омайя сын Абу-Осальта, племени Такиф, был самым деятельным и знаменитым между ханифами, и, подобно отцу своему, известен поэтическим талантом. По сказаниям арабских писателей, Омайя читал древние божественные книги (христианские, иудейские и ханифские), и для служения единому Богу одевался во вретище. Он не веровал и не поклонялся идолам, считал вино недозволенным, и был одним из тех, которые говорили об Аврааме, Измаиле и вере в единого Бога ханифов. Омайя до Мохаммеда исповедовал и сильно распространял в Мекке ислам . Будучи современником Мохаммеда, Омайя был однако вполне самостоятелен, находился совершенно вне влияния Мохаммеда и даже с первой же поры деятельности последнего был его противником, потому что, вследствие всеобщего тогда ожидания в Аравии появления пророка, Омайя почитал себя самого этим ожидаемым посланником Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Потому он постановил, что для доказательства прелюбодеяния нужно четыре свидетеля; клеветники же, не представляющие свидетелей, должны быть подвергнуты 80-ти ударам розгами 290 . Этим он хотел положить пределы сплетням относительно Айши и остановить их. Таким образом, основной характер мусульманского брака носит на себе черты чувственности, благодаря главным образом чувственному характеру Мухаммеда. С другой стороны любовные интриги и похождения Мухаммеда вызвали некоторые частные постановления в браке, не уступающие в чувственности общему характеру. Здесь обнаруживается то же явление, что и в христианском браке, но только с противоположной стороны. Высоконравственному характеру Иисуса Христа обязан христианский брак своим чистым нравственным характером; напротив Мухаммед, благодаря своей чувственности и сластолюбию, создал брак крайне чувственный. 192 Мы не будем здесь представлять подробное изложение законоположения ислама о браке, чтобы мелочными частностями не затемнить его общего духа. Но не желая оставить без внимания и подробностей мусульманского законоположения об этом предмете, мы предпочли сделать несколько приложений в конце сочинения. 193 Торнау, Мусульманское право. Выпуск первый, 148 стр.; Döllinger, Muhammed’s Religion nach ihrer Innern Entwicklung und ihrem Einflusse auf das Leben der Völker. § 21; Осман-Бей, Турки и их женщины, султан и его гарем, стр. 75. 194 Мехром называется приданое, назначаемое жене при заключении условия о браке от её мужа из его имущества. 197 Взято из книги под названием «Хутьбалык». Молитв, называемых хутьбою, много. Мы здесь привели одну из них; остальные см. в приложении 2-м. 198 Испрашивание согласия совершается так: «это есть, – говорит мулла, – определение Всевышнего, который есть Творец, не перестающий творить, Который есть достопокланяемый вечно, наш Господь, единый сущий, Бог превознесённый: прибегаю к Богу от сатаны, побитого камнями! Берите столько жён, сколько вам угодно, две, три, четыре. Это есть сюнна посланника людей и гениев, провозвестника двух миров, Мухаммеда Мустафы, – да благословит его Бог всевышний и помилует! – По установлению имама Абу-Ханифы Куфского, который есть свет веры, путь народов, имама Абу-Юсуфа-Казия и имама Мухаммеда-Бен-Хусана Шиббапского, согласно мнению всех учёных, видевших в этом спасение и награду, в присутствии здесь находящихся больших и малых, при свидетельстве двух свидетелей, с утверждения опекуна, с определением мехра предварительного и заключительного и с сохранением четырёх условий, такой-то, такому-то, сыну такого-то, дочь твою такую за известный мехр в позволенное супружество отдал ли? И такой то за такого то сына твоего, такую то дочь такого то за известный мехр в позволенное супружество взял ли?» Взято из книги «Хутьбалык».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

стр. 74 мнению имама Абу-Ханифы, если муж предоставит жене право на один развод, а она разведётся тремя разводами, то ни одного не бывает. Впрочем, Абу-Юсуф и Мухаммед полагают, что в этом случае происходит один развод. Если приказывается баин или раджги, а она делает противное, то исполняется, что приказывается им. Если муж предоставляет жене право на баин, она разводит себя раджги; если наоборот, то исполняется тот развод, какой предоставил муж. А условие при (выражении): «ты разведена, если хочешь», желаемое безусловно, или соединено с тем, что существование уже известно, но не с тем, что известно после, напр. она скажет: «хочу, если ты хочешь», а он скажет: «хочу». Если скажет жене: «ты разведена, если хочешь», то условием развода служит то, чтобы жена не поставляла своего желания в зависимость ни к какому предмету; или чтобы она поставила его в зависимости от такого предмета, который сам по себе не допускает никакого сомнения, напр. если она скажет: «я хочу, если небо выше земли». Но желание жены не должно быть поставляемо в зависимости от того, что делается известным уже после её ответа, напр. если она скажет мужу: «хочу, если ты хочешь», а муж ответит: «хочу», в этом случае не происходит никакого развода. А в (выражении): «всегда когда хочешь», то разводится трижды раздельно, но не после тахлиля 598 . Если муж скажет жене: «делай себе развод во всякое время, когда хочешь», то жена имеет право сделать три развода, разделивши их друг от друга. Но после тахлиля жена не может сделать развода. А в (выражении): «как хочешь» исполняется баин или три, если она имеет намерение и если различается намерение её от его, а если нет, то раджги. Если муж скажет жене: «ты разведена каким угодно разводом», а жена разведётся, то стр. 75 происходит баин или три развода смотря по тому, что имеет в намерении жена и если притом её намерение не отличается от намерения мужа; в противном случае бывает раджги. А в (выражении), «что хочешь из трёх», то что в этом. Если муж скажет жене: «разведись каким угодно количеством разводов из трёх», то жена может сделать количество разводов только меньше трёх, потому по-арабски частица «из» (мин) употребляется для выражения разделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Сколько же еще было дюжин таких ханифов, о которых не упоминает Шпренгер потому только, как он сам замечает, что они, – например поэт Набига Гади, называемый ханифом и описанный в kitabalaghaniy, – мало относятся к предмету и цели его труда 371 . И если на ханифов, этих великих религиозных предтечей Мохаммеда, европейские, все анализирующие, систематично раскапывающие, дорожащие древностями ориенталисты – христиане обратили внимание едва только в настоящее время, то можно себе представить сколько еще дюжин ханифов, как и вообще многих замечательных личностей тех патриархальных времен, не дает возможности назвать современная им прихотливая история, страны, которая велась отрывочно и случайно одними только часто слишком живыми и небрежными арабскими поэтами! Сколько самих записей утратилось для нас от множества случайных причин с тех отдаленных времен! И при всем этом наконец о скольких еще дюжинах арабских ханифов сведения умышленно уничтожены и ревниво затаены фанатичными последователями Мохаммеда, заклеймившими живые времена, предшествовавшие обожаемому ими лжепророку, именем невежества!... И откуда иначе, как не из десятков и сотен дюжин арабских ханифов, т. е. вообще до-мохаммеданских ревнивых приверженцев простого единобожия, каким бы именем их ни называли, – откуда иначе само мохаммеданское предание наберет до Мохаммеда 240,000 одних только пророков и вероучителей о едином истинном Боге?!... Имена перечисляемых Коссен де-Персевалем и Шпренгером ханифов следующие: Вахиди упоминает двенадцать арабов ханифов, живших в Медине и разделявших единобожные убеждения ханифа Абу-Амира современника лжепророка Мохаммеда: 1) Хидзам сын Халида; 2) Таляба сын Хатиба; 3) Моатиб сын Кошайра; 4) Абу-Ха- биба сын Азара; 5) Аббад сын Хонайфа; 6–8) Гарийа с его сыновьями Могамми и Заидом; эти три ханифа были очень деятельны и принадлежали к семье Таляба, из которой многие обратились в иудейство; 9) Набталь сын Харита; 10) Бахзаг; 11) Бигад сын Отмана; 12) Вадийа сын Табита. Ханифы эти иринадлежали к различным семьям Авзитского племени 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

По поводу мытья пальцев на ногах ученик имама Малика ибн Анаса Ибн Уахб рассказывал следующее: «Однажды я услышал, что кто – то спрашивает Малика о мытье пальцев ног при совершении Ууду (омовение или ритуальное состояние чистоты, необходимое для совершения религиозных предписаний – авт.), на что он ответил «Люди не должны этого делать». Я подождал, пока большинство людей покинули учебный кружок, и сообщил ему, что есть один Хадис насчет этого. Он спросил, что это за Хадис, и я сказал, что и Аль – Лайт ибн Сад, и Ибн Лухайя, и Амр ибн Аль – Харис рассказали со слов Аль Мустаурида Шидада Аль – Кураши, что тот видел, как Посланник Аллаха (с) трет мизинцем между пальцами ноги. Малик сказал: «Это воистину хороший Хадис, который я никогда не слыхал раньше». Позже, когда я слышал, что люди спрашивают Малика о мытье между пальцами ног, он настаивал на том, что это место обязательно должно быть вымыто. (Ибн Аби Хатим, «Аль Джарх уат – Тадил» (Хайдарабад, Индия: Маджлис Дайрах аль Маариф аль Утманийя, 1952), предисловие, стр. 31–33 » 80 . Омовение ног без снятия сандалий или чулок считается недействительным. Однако в случае сильного мороза или опасности того, что обувь может быть украдена или насекомое ужалит обнаженную ногу, допускается омовение без снятия обуви. Если во время молитвы у человека возникло сомнение в том, правильно ли им было совершено омовение, молитва его считается недействительной и должна быть прервана. Относительно понимания аята о мытье рук: «..мойте ваши лица и руки до локтей...» (К.5:6) существует две точки зрения. Первой придерживались ученики Абу Ханифы Зуфар, Ибн Дауд Аз – Захири и некоторые из учеников Малика. Они принимали слова «до локтей», в смысле – не выше локтей. (Мухаммад ибн Али Аш – Шаукани, «Найл Аль Аутар») Ко второй принадлежали все четыре имама. Они считали, что этот аят означает: «до локтей, включая локти». («Аль Инсаф фи Баян Асбаб аль Ихтилаф») Свое мнение они основывали на достоверных хадисах, в которых говорится о том, как совершал омовение Мухаммед. «Нуайм Ибн Абдиллах Аль Муджмир рассказал следующее: «Я видел, как Абу Хурайра совершает омовение. Он полностью вымыл лицо, затем вымыл правую руку, в том числе и ее верхнюю часть... затем он сказал: «Я видел, что так совершает Ууду Посланник Аллаха (с)» (Собрано Муслимом «Сахих Муслим», англ, перевод, 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010