Суннизм – наиболее крупное течение в исламе, к которому относятся 85–90% всех мусульман. Основными признаками принадлежности к суннизму считаются признание достоверными сборников хадисов, составленных Мухаммадом Бухари, Мухаммадом ибн Иса ат-Тирмизи, Абу Даудом, Ахмадом ибн Шуайб ан-Насаи и Ибн Маджи, что определяет отличие суннитской сунны от шиитской, а также принадлежность к маликитскому, шафиитскому, ханафитскому или ханбалитскому мазхабам. Сунниты признают законность правления всех четырех «праведных» халифов: Абу Бакра, Омара, Усмана и Али. В отличие от шиитов, сунниты не разделяют идею об особой природе халифа Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат. В рамках суннизма действует большинство суфийских орденов. «Мазхаб» – это мусульманская богословско-доктринальная школа. Таких школ всего четыре. Кроме того, слово «мазхаб» имеет значение «метод», «путь», «основа». Как видно, смыслы этих слов в своей основе восходят именно к значению доктрины. Известный ученый, профессор, специалист по Среднему Востоку Гордон Ньюби раскрывает смысл термина следующим образом: «Мазхаб (мн. ч. мазахиб) – учение, школа, доктрина, толк, жизненная философия, способ прохождения мистического пути». К ним относят мазхаб имама Абу Ханифы, имама ин-Шафии, имама Малика, имама Ахмада». Богословская школа «Великого Имама» или мазхаб имама Абу Ханифы Основоположник школы: Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит ибн Зувата аль-Куфи (сокращенно имам Абу Ханифа). Годы жизни: 699–767. Почетное имя: аль-Имам аль-Азам (Величайший имам). Источники школы: 1. Священный Коран. 2. Пречистая Сунна (все хадисы тщательно анализируются, систематизируются). 3. Высказывания, деяния, поступки сподвижников пророка. 4. Суждение по аналогии, сопоставление аналогий (кыяс). 5. Причины предпочтения (истихсан). 6. Единое мнение богословов (иджма). 7. Апелляция к местному обычному праву, не противоречащему основополагающим источникам ислама. География распространения школы: Ирак, Сирия, Египет, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, страны Центральной Азии, Россия, Турция.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Такой абсолютный авторитет в мусульманском законоведении рассматривается в шариате, как высший дар Божий, которого вследствие благочестивой жизни удостоились все законоисследователи первого века гиджры и некоторые из второго и третьего веков, но с той разницей, что непосредственные сподвижники Мухаммеда считаются выше одною степенью исследователей фикха, живших во втором и третьем столетиях гиджры, как это видно из следующих слов Абу Ханифы (Имам-Агзама): «Что дошло до нас от асхадов, то на голове и на глазах наших 34 , а что дошло до нас от табиев (учеников асхабов), то она – люди и мы – люди». Отсюда выводят заключение, что учредитель школы законоведения Абу-Ханифа считал себя и других школоучредителей равными в правах по толкованию закона с учениками сподвижников пророка, тем более, что он в юношеском возрасте имел счастие видеть некоторых асхабов, как об этом будет сказано ниже, в его биографии. Для достижения высокой степени Иджтихада и получения титула муджтахида требовалось: 1) Знание Корана во всех отношениях, т.е. совершенное научное владение арабским языком, основательное знание юридических положений этого первоисточника фикха, их подразделений и соотношения между собою и связь с таковыми же положениями сунны; совершенное знание наизусть подлинного священного текста с толкованиями 35 . 2) Совершенное знание всех преданий или, по крайней мере, трех тысяч из них в отношении содержания, истории их появления 36 , соотношения их с постановлениями Корана, подразделения их и знание наизусть достоверных из них,– называемых мутаватир и считаемых основами закона (насс). 3) Строгая жизнь и благочестие. 4) Совершенное знание всех наук шариата. При строгом отношении общества улемов (ученых богословов юристов) к знаниям лиц, стремившимся к достижению степени иджтихада, конечно, только немногие, наиболее даровитые и удостоенные особенною милостью Божией могли получить титул муджтахида. В первом столетии гиджры таковыми были признаны: Зарара-бень Ауфи († 93), Саид-бен Альмусайиб, Абу-бекр бен-Абдуррахман, Хасан Аль-Басри, Ибн-Ханифы, Химад (наставник Абу-Ханифы) и др. Во втором столетии гиджры, с появлением сект и междоусобий, вызывавших фанатизм и кровопролития, была сознана необходимость в точном формулировании догматов ислама и в составлении руководительных книг по законоведению. На удовлетворение этой потребности выступили: Ибн-Джарид в Мекке, Имам Малик в Медине († в 179 г.=795 г.), Аль Аузаи в Сирии, Химад-бен Муслима в Басре, Муамар в Емене, Суфьян Ассаури в Куфе, Абу-Ханифа в Куфе (150=767 г.), Имам Шафий (204=819 г.) и др. В третьем столетии гиджры степень муджтахида имели Имам Ханбал (241=855 г.) и Имам Дауд Аззагири (270=883 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В общественной жизни мукалляфу разрешается торговля, но это занятие не должно удерживать его от молитвы. При торговле соблюдаются определенные правила, в числе которых в данном случае указываются следующие: 1) Вопреки учения имама Шафия, ханифитские ученые допускают и считают законною не только продажу навоза, идущего на удобрение земли, но экскрементов человеческих, если они смешаны с глиной, так как в этом случае в продаваемой смеси ценным и законным предметом продажи является глина; 2) Считается непристойным продавать мятежникам оружие, так как это усиливает мятеж и увеличивает народное бедствие. При этом в Хидае делается странное противопоставление продажи мятежнику с продажею сырого сока фиников или винограда лицу, намеревающемуся приготовить из этого сока вино: так как зло (опьянение) заключается не в сыром соке, то продажа его считается законною, а при продаже оружия мятежнику зло заключается в самом оружии и потому продажа его считается непристойною. 3) Так как вино не считается законным предметом торговли, то мусульманину не дозволяется уплачивать свой долг деньгами, вырученными от продажи вина; но если должником является христианин, то от него в уплату долга мусульманин может принять деньги, вырученные от винной торговли 4) При обыкновенном течении жизни, народные правители не должны устанавливать цен для населения согласно запрещения пророка. Цена составляет право продавца, а размер ее предоставлен хозяину продаваемого товара; но когда населению угрожает опасность от алчности торговцев, казий вправе урегулировать цены. Точно также казий имеет право препятствовать скупщикам хлеба и корма для животных и предписывать им продать весь излишек съестных припасов, сверх того, что необходимо для прокормления самого торговца и его семьи. Стачки торговцев казий также должен предупреждать и устранять при помощи опытных и добросовестных лиц. 5) По учению Абу-Ханифы, мукалляф может отдать свой загородный дом в наем под идолопоклонническую пагоду или под христианскую церковь , так как в данном случае виновником нечестия является не хозяин дома, а наемщик. Но оба ученика Абу-Ханифы считают такую сделку неприличною для мусульманина, так как она содействует греху нечестия. При этом имеется в виду, что в самом городе сияет свет ислама, не допускающий близости языческого безбожия и христианского иноверия. По отношению к Мекке существует правило, по которому считается непристойным продавать там усадьбы и дома, выдергивать дерн и траву (если таковые не засохли) и стряхивать листья с деревьев, так как все окружающее Каабу почитается священным и запрещенным (харам). Отдача участка городского в Мекке в аренду приравнивается к лихоимству, наказуемому по Корану (гл. 3, ст. 125; гл. 2, ст. 276–278). Считается непристойною для мукалляфа и скрытая лихва.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

«Мы хотим верить, что в глубине сердец этих людей – как вождей, так и рядовых бойцов – однажды проснется осознание того, что они пребывают в ослеплении, что они захотят изменить свою жизнь и станут употреблять свои силы на то, чтобы созидать, а не разрушать и уничтожать», -- сказал Леонардо Сандри. На следующий день, 2 мая, ватиканский иерарх побывал в багдадской мечети Абу Ханифы. Префекта конгрегации восточных церквей сопровождали представители иракского отделения международной благотворительной организации «Каритас». Сегодня эта суннитская мечеть – одна из крупнейших в иракской столице – оказывает приют тысяче беженцам-суннитам из западной провинции Аль-Анбар, частично захваченной боевиками «Исламского государства». Обращаясь к посланцу Папы Франциска, лидеры мусульманской общины подчеркнули, что христиане, жившие на земле Ирака еще до прихода сюда ислама, могут оставаться в своей родной стране. Со своей стороны, кардинал Сандри призвал «делать все возможное для торжества любви» и передал мусульманским беженцам гуманитарную помощь – предметы первой необходимости. Затем иерарх побывал в латинском соборе Багдада, где помолился с христианскими беженцами из города Каракош в Ниневийской долине, которая была занята ИГ прошлым летом. В завершение визита в Багдад глава ватиканской конгрегации встретился с президентом Ирака Фуадом Масумом и премьер-министром Хайдером Аль-Абади. Оба лидера заверили иерарха в том, что они считают необходимым дальнейшее присутствие христиан в их стране. Президент Масум также выразил надежду, что Папа Франциск сможет посетить Ирак, как только это позволят обстоятельства. 3 мая кардинал Сандри прибыл в столицу Иракского Курдистана Эрбиль. В христианском квартале Анкава, на площади перед сиро-католической церковью (сам храм не мог вместить всех желающих) иерарх принял участие в литургии, которую возглавил патриарх сиро-католической Церкви Игнатий III Юнан. В своей проповеди аргентинский иерарх упомянул не только нынешних христианских мучеников и исповедников, ставших жертвами гонений со стороны ИГ, но и их предков, пострадавших 100 лет назад в ходе так называемого ассирийского геноцида в Османской империи.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ставропольская епархия и Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарии подписали соглашение о сотрудничестве 16 сентября 2008 г. 11:15 13 сентября в Нальчике состоялось заседание недавно созданного межконфессионального молодежного клуба «Согласие», на котором обсуждались проблемы нравственности и асоциальных явлений в молодежной среде. В расширенном заседании клуба приняли участие студенты Кабардино-Балкарского государственного университета, Ставропольской духовной семинарии и Северо-Кавказского исламского университета им. имама Абу Ханифы, парламентарии, священнослужители и журналисты — всего около ста человек. Встреча прошла в здании Парламента КБР. После вступительного слова председателя республиканского Госкомитета по делам молодежи и общественных объединений Бориса Паштова к присутствующим обратился проректор Ставропольской духовной семинарии архимандрит Роман (Лукин). «Проблемы нашего общества, это результат многолетнего господства безрелигиозной морали, — отметил архимандрит Роман. — " Если Бога нет, то все дозволено " — вот квинтэссенция такой системы ценностей, сформулированная в " Братьях Карамазовых " Достоевского. Моральные принципы должны иметь прочное основание, и этим основанием является вера». Говоря о межконфессиональных отношениях на Северном Кавказе, священник подчеркнул, что христиане и мусульмане, сохраняя свою веру, могут и должны находить общий язык в решении социально значимых вопросов. Проректор СтДС рассказал о примере такого сотрудничества в Ставропольской епархии , где нынешним летом функционировал лагерь для православной и мусульманской молодежи, организованный по инициативе архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана . «Наши конфессии равно стремятся воспитать в молодежи религиозное чувство, нравственность, уважение к ценности семьи, нас многое объединяет, — сказал архимандрит Роман. — Нужно сотрудничать, активизировать молодых верующих на преодоление асоциальных явлений вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности».

http://patriarchia.ru/db/text/460554.htm...

А как для указания таких изъяснений нам потребуется ссылаться на некоторые сочинения в нашей богословской науке, предварительно укажу на те только из многочисленных богословских сочинений, которые покажут тебе издавность этой науки у христиан, познакомят с их учением о именах Божиих, могут скорее увеличить легкомысленный отзыв многих из мусульман о русских, что у них нет ни одной книги, в которой было бы написано о Боге. Самое раннее по времени, научно изложенное, изъяснение имен Божиих сделано Дионисием Ареопагитом , богословом первого века христианской церкви. В его сочинениях есть и особенный трактат «О именах Божиих«, написанный им с целью уяснить для верующего те имена, какими называет Себя Бог в свящ. Писании. В 8-м веке нашего летоисчисления Св. Иоанн Дамаскин написал первую систему христианского догматического Богословия под названием «Точное изложение православной веры«. Св. Иоанн Дамаскин был первым советником при дворе халифов Оммаядов, в городе Дамаск. Первый советник (Протосимвул), как назван он у византийского писателя, на арабском языке халифов назывался Визирь («несущий бремя» государственных дел, помощник государя, министр). Из указаний на время, в которое жил Св. Иоанн в Дамаске, выводим, что он был визирем при халифах Омар II (717–720), Иезид II (720–723), Гешам (723–743). Считаю уместным заметить здесь тебе, мусульманин, что ученая деятельность христианского богослова, приведшего в систему наше учение, несколькими десятками лет предупредила ученую деятельность установителя исламского суннитского уложения, – имама агзама, Абу-Ханифы, кончившего свою жизнь при 2-м халифе из Аббасидов, Аль-Мансуре (754–755). Не указываю здесь на писания св. отцов церкви. Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Афанасия Александрийского , Кирилла Иерусалимского , Григория Нисского и многих учителей, здесь не удобоисчислимых по одному имени, на писания, заключающие в себе неистощимое богатство христианского ведения о Боге. Их сочинения, написанные на эллинском (юнанийском) языке, наши русские Богословы, знающие язык тот, читают на их языке, не знающие его, читают их в переводах на язык русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Архиепископ Пятигорский Феофилакт принял участие во всероссийской конференции «Роль и место ислама в научно-образовательной системе России» 30 июня 2021 г. 20:32 29 июня 2021 года архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт выступил на всероссийской конференции «Роль и место ислама в научно-образовательной системе России». Конференция приурочена к 25-летию Северо-Кавказского исламского университета имени имама Абу-Ханифы. В мероприятии приняли участие ректоры исламских вузов России, представители Министерства науки и высшего образования РФ, Федерального агентства по делам национальностей, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, педагоги и студенты университета, гости из муфтиятов Северного Кавказа. Архиепископ Феофилакт поздравил педагогов и студентов исламского вуза и отметил важность качественного образования для будущих религиозных деятелей и верующих любой традиции. «К примеру, в ханафитском мазхабе, которого придерживаются мусульмане Северного Кавказа, среди семи источников права есть и местные обычаи. Благодаря применению этого источника, сохранилось разнообразие культур исламского мира. Здесь, на Кавказе, важнейшим обычаем является почитание старших, уважение к их мнению и опыту. Хорошее образование, знание источников права своей религии, таким образом, уберегает каждого мусульманина и всю общину от печальной ситуации, когда молодые начинают учить старших духовной жизни. Желаю достойного развитию исламскому образованию в традициях миролюбия и уважения к культуре народов нашего региона», — сказал, в частности, архиерей. На полях форума архиепископ Феофилакт пообщался с организаторами и гостями конференции. Пятигорская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

27 . И снова Коран говорит: “Христос молился, а молящийся – раб Бога”. Но послушай меня, жителя Эдессы. Я часто показывал тебе, что Христос является Словом Бога, о чем, кстати, говорится и в твоем Коране, так что не спорь. Все силы небесные и весь род человеческий славит, воспевает и покланяется Богу Слову. И Слово это стало плотью ( Ин 1:14 ), и плоть Его зовется храмом Бога Слова. И в этом храме Слово подобающим Богу образом воскрешало мертвых и т.п. Ты видишь: если Слово Бога есть храм Бога, то Ему нет нужды молиться. Если же молится перед людьми, то тем самым учит народ милости и прощению, желая спасти его. 28 . Ты говоришь: “И ангел был бестелесным и храмом Бога. Почему он молится?” Ты говоришь вздор. Никогда Бог не говорил никому из ангелов или пророкам: “Я ныне родил Тебя” ( Пс 2:7 , Евр 1:5 ), как говорит об этом Давид, или: “Ты есть храм Бога”, или: “Сей есть Сын мой возлюбленный, его слушайте” ( Мк 9:7 ). Он также не говорил никому из ангелов или пророков: “Сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих подножие ног Твоих” ( Пс 109:1 , Мф 22:44 ). Также не обращался Он к ангелу: “Бог наш одесную” ( Пс 15:8 ) или “из начала имя Твое над солнцем и луной во веки”. И не говорил Он ни ангелу, ни пророку: “тебе будут покланяться цари народа и племена, и будут благословенны благодаря тебе, и будут поклоняться тебе все люди”. Итак, ангел не является храмом Бога, как ты считаешь. 29 . И снова я спрашиваю тебя о том месте твоего писания, где ты говоришь, что существует 73 рода мусульман: один – рая, а все остальные – наказания. Все они знают одного Мухаммеда и признают одного Бога – Аллаха и исповедают четыре учения. Первый – от Абу-Ханифы, второй – от Шафи’и, третий – от Малика, четвертый – от Ахмада ибн-Ханбала. Я узнал, что Мухаммед в Коране говорит: 72 рода – наказания и один – рая. Но разумеется, Мухаммед воспитал свой народ не на большом собрании книг, так что некоторые знали это, а некоторые – нет. И только на этом собрании основывается все его учение и обращение к народу, и страшная вера, и догма, и признание рая, наказания, и покоя, и гимн, и псалмопение, и его пророчество и обучение, и мудрость, и свет, и закон, который он дал мусульманам: “Нет бога, кроме бога, и Мухаммед – посланник бога”. И это – главный пункт вашего спасения – говорить: “во имя милостивого и милосердного бога”, которому вы действительно молитесь. И кроме этой догмы ты ни во что не веришь, другого слова спасения не существует. А Мухаммед является посланником Божиим, не унаследовавшим царствия Божия. Всякий, признавший это, как написано, является гражданином рая. Горе роду мусульман от этого слова, ибо слышащий, что происходит в раю, вводит в грех большое количество людей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Берман прекрасно рассуждает: «И упал Авранам на лицо свое и засмеялся (ве-ицхак)... Упал на лице свое – отказался от своего стояния, от своей самости – и тогда засмеялся. Почувствуйте этот его смех... Внезапно, в озарении слов Бога, Авранам сознает невообразимую парадоксальность Замысла Бога и, пораженный и удивленный, – в потрясении своем – смеется. Вот как, оказывается, Бог делает человеком Свое Дело! Имя сына Авранама – Ицхак (засмеялся) – дано от этого смеха Авранама. Смех этот – чрезвычайно существенен и глубок» 591 . Это смех в трагедии. Это смех сквозь слезы. Это смех, который когда-то иссушит всякую слезу с очей плачущих. Получая обетование потомства от Сарры, Авраам выражает свою готовность иметь потомство, хотя бы от Измаила, своего сына от рабыни, он немного сдался в своей вере. При этом, видно, что Измаил ему далеко не безразличен: О, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! – восклицает он. Праотец согласен, хотя бы на Измаила. Но он и не только согласен, хотя бы на него, нет! – он и хочет его. Авраам хочет, чтобы Измаил был жив. Но он хочет и еще большего, он хочет, чтобы Измаил был жив пред лицом Божиим. Тем, его желание поставляет потомков Измаила в некоторое религиозное отношение к Единому Богу. Завет Бог заключит все-таки только с Исааком, сыном госпожи Сарры: Завет Мой поставлю, – говорит Бог, – с Исааком, которого родит тебе Сарра. Все, касающееся домостроительства спасения, будет происходить от Исаака. Но и об Измаиле услышал Бог Авраама: И о Измаиле услышал Я тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ – арабов. Однако, видно, что Бог благословляет большое потомство, его расселение и величие, но не духовные дары. Божие благословение Измаилу ради Авраама лежит в основе величия арабского народа и его судеб. Едва ли есть основание отрицать, что оно касается и веры арабов-измаильтян в единого Бога, которая никогда у них не иссякала вовсе, даже при их идолопоклонстве. Об этом свидетельствуют их ханифы и, наконец, вера, возбужденная среди них Мухаммедом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Кроме арабов-христиан, иудеев и последователей местных политеистических культов в доисламской Аравии существовала еще одна категория верующих людей. Ханифы веровали в некоего единого бога, отвергали поклонение идолам, жили довольно аскетической жизнью, стремясь соблюдать ритуальную чистоту, но при этом убежденно отделяли себя от христианской и иудейской традиций. По всей вероятности, такой неопределенный монотеизм ханифов послужил отправной точкой для возникновения ислама. Примечательно использование самого термина «ханиф» в арабском языке. О происхождении термина известно немного, но споров об истории его возникновения у ученых велось немало. Вероятно, сами ханифы себя так не называли. Наименование имеет внешнее происхождение. Известный западноевропейский исследователь ислама и арабской культуры Уильям Монтгомери Уотт считает, что первоначально название «ханиф» использовали сирийские иудеи и христиане применительно к арабам-язычникам 135 . Однако в Коране и у исламских богословов мы находим неожиданно новую интерпретацию этого термина. Согласно словарю, значение исходного для словообразования глагола anafa переводится на русский как «склоняться к чему-то» 136 . Резонно поинтересоваться, о каком устремлении идет речь? В Коране ханифом называется пророк Ибрахим, само слово используется в качестве синонима термину муслим, который означает человека, принявшего ислам и явившего покорность Богу: «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом, предавшимся [Аллаху] 137 , и не был многобожником» (3:67) 138 . Жажда поклонения истинному Богу, устремленность к Нему – вот основные отличительные качества настоящего ханифа в понимании Корана. «Пророки» доисламского арабского мира Ханифы не были закрытой религиозной общиной. Среди них были яркие проповедники, называвшие себя набú (букв. «пророк»). По их утверждению, с ними говорил сам Бог и от Него они получали свои откровения. Так, наиболее известным проповедником был наби Масламá, который жил в центральной части Аравийского полуострова – в Йамаме. То, чему он учил, было весьма схоже с проповедью Мухаммада. Он так же, как и Мухаммад, верил в Единого Бога, которого называл «Рахман» (букв. «милостивый»), и так же собирал свои откровения в священную книгу. Как гласит предание, однажды Маслама написал письмо пророку ислама с предложением объединить усилия в проповеди и договориться действовать сообща. Но Мухаммад решительно отверг это предложение, приказав написать ответ, который начинался словами: «От посланника Аллаха Мухаммада лжецу Масламе...». Противники Мухаммада часто укоряли его в том, что его учение копирует учение Масламы. В ответ на эти укоры появляются следующие строки в Коране, в которых все «пророки» – конкуренты Мухаммада – недвусмысленно называются лицемерами и обманщиками:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010