Причиной возникновения течения было: “Племя Бену-Хозаа (пришедшие с Южной Аравии, были потомками иоктанитов), овладевши окрестностями Мекки, а затем и самой Меккой, отняв у корейшитов 13 заведование храмом, было более склонно к фетишизму и натуралистическому многобожию, нежели северяне-измаилиты, и водворение хозаитов в Мекке, без сомнения, усилило здесь идолопоклонство и способствовало косвенным образом той монотеистической реакции, которой победоносным представителем впоследствии сделался Мухаммад” 14 . Ханифы и их ожидания “Религиозное миросозерцание семитов, кроме монотеистической идеи, издревле характеризовалось идеей пророка или посланника Божия, то есть человека, находящегося в  особом личном отношении к Богу, получающего откровение свыше и становящегося посредником между Богом и людьми…” 15 Знания о Боге они могли черпать только из какого-либо источника. Нам известно, что многие ханифы в качестве своего учения использовали переводы на арабский сирийские апокрифические Авраамовы свитки (сохоф), относящихся к литературе сабиев. Далее В. С. Соловьев отмечает, что все эти апокрифы не могли вполне удовлетворить религиозную потребность ханифов, поэтому им оставалось только ожидать нового откровения. Известные нам ханифы: Мухаммад Мы видим, что возникновению ислама предшествовало религиозное пробуждение в арабском народе, ярким примером тому было движение ханифов. Это течение оказало влияние и на Мухаммада, поэтому он провозглашает: “Они говорят: “Будьте иудеями или христианами – найдете прямой путь”. Скажи: “Нет, – общиной Ибрахима (Авраама), ханифа , ведь он не был из многобожников”. “Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он  ханифом предавшимся и не был из многобожников”. “Потом внушили Мы тебе [Мухаммаду]: “Следуй за общиной Ибрахима, ханифа, и не был он из числа многобожников” (суры 2:129; 3:60; 16:124). Мусульманский комментатор Убайи бен Ка’ба, комментируя суру 98, показывает отношение Мухаммада к христианству и иудаизму, также провозглашая суть ханифства: “Посланник Аллаха к ним, читающий свитки пречистые, в которых писания истинные. Видел я иудаизм и христианство, поистине, самая правильная религия — ханифство – покорность Аллаху, а не многобожие, и кто бы не совершил дело благое, никогда этого не будут отрицать. Были люди одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещевателями, которые повелевали совершать одобряемое и исполнять молитву” 16 .

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

Прочность внутриплемённых связей можно было бы описать ёмкой формулой «все за одного». В обществе чётко действовал принцип коллективной ответственности: если с одним из членов племени случалась беда, то его выручали общими усилиями. Кроме того, коллективная ответственность была ещё и своего рода гарантией упорядоченности, спокойствия и нравственно здоровой обстановки жизни самого племени, поскольку никакой проступок не оставался безнаказанным. Самым же страшным наказанием считалось изгнание. В таком случае человек оказывался совершенно беззащитным и уязвимым перед лицом других людей: его могли безнаказанно оскорбить, ограбить или даже убить. Ханифы Кроме арабов-христиан, иудеев и последователей местных политеистических культов в доисламской Аравии существовала ещё одна категория верующих людей. Ханифы веровали в некого единого бога, отвергали поклонение идолам, жили довольно аскетической жизнью, стремясь соблюдать ритуальную чистоту, но при этом убеждённо отделяли себя от христианской и иудейской традиций. По всей вероятности, такой неопределённый монотеизм ханифов послужил отправной точкой для возникновения ислама. Примечательно использование самого термина «ханиф» в арабском языке. О происхождении термина известно немного, но споров об истории его возникновения у учёных велось немало. Вероятно, сами ханифы себя так не называли. Наименование имеет внешнее происхождение. Известный западноевропейский исследователь ислама и арабской культуры Уильям Монтгомери Уотт считает, что первоначально название «ханиф» использовали сирийские иудеи и христиане применительно к арабам-язычникам 826 . Однако в Коране и у исламских богословов мы находим неожиданно новую интерпретацию этого термина. Согласно словарю, значение исходного для словообразования глагола anafa переводится на русский как «склоняться к чему-то» 827 . Резонно поинтересоваться, о каком устремлении идёт речь? В Коране ханифом называется пророк Ибрахим, само слово используется в качестве синонима термину муслим, который означает человека, принявшего ислам и явившего покорность Богу:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Но не придавая слишком большого значения происхождению Аравитян от Сима в деле их монотеистической религии, мы тем большее значение придаем происхождению большинства их от Авраама, – от сыновей его, рожденных Хеттурой, от внука его Исава и, особенно, от Измаила – сына Агари. Это происхождение их вдвойне важно: во 1-х, они сделались в некоторой степени участниками благословения Божия, данного Аврааму и его семени: о Измаиле Я услышал Тебя; вот Я благословлю его ( Быт.17:20 ), сказал Бог Аврааму; во 2-х, что еще важнее, упомянутые родоначальники Арабов знали об откровениях Божьих Аврааму и, конечно, получили от Него истинные и твердые понятия о едином Боге. Измаил жил с Авраамом до 18-летнего возраста; по преданиям арабским Авраам навещал его и после разлуки с ним. Бытописатель говорит об Измаиле, что Бог был с ним, когда он уже стал жить в аравийской пустыне Фаран ( Быт.21:20 ). Есть известие, что Измаил, по повелению Божию, проповедовал истинную веру в единого Бога Джорхамидам, Иоктанидам, Амаликитянам и всем остальным Арабам и что некоторые племена приняли эху веру. Мохаммед в своем Коране постоянно твердит, что Господь дал Измаилу откровение и поручил ему сохранять чистой истинную веру и для других людей, что Бог Измаила есть Бог Авраама и Исаака и что Измаил был верен своим обещаниям истинному Богу, был апостолом и пророком. Но можно полагать, на основании священного писания, с которым в этом случае согласен и Коран, что и прочие родоначальники Авраамова потомства в Аравии имели истинную веру в единого Бога. В книге Бытия Бог говорит: Я избрал Авраама для того, чтобы он заповедал сынам своим (следовательно, не одному Исааку, но всем детям) и дому своему после себя ходить путем Господним ( Быт.18:19 ). Коран утверждает, что Авраам передал веру своим детям и что он неоднократно горячо молил Бога, чтобы Он сохранил его детей от языческого служения, и сделал, чтобы его потомство было верным. Ученые полагают, что Агарь, Хеттура, Исав с семействами их, подобно Измаилу, исповедовали истинную веру патриархов Авраама, Исаака и Иакова 90 . Как велико было влияние Авраама на веру родоначальников авраамовских Арабов, видно из того уважения, которое Арабы сохранили к Аврааму даже до времен Мохаммеда. В Коране истинность веры Мохаммеда доказывается согласием ее с верой Авраама 91 . Предшественники Мохаммеда в деле очищения религии от служения кумирам и другим предметам – Ханифы, составлявшие особую секту ревнителей почитания единого истинного Бога, смотрели на Авраама, как на основателя их учения, потому что он с древних времен считался главным хранителем учения о единстве Божьем. Конечно, Ханифы выводили свое учение от Авраама с той целью, чтобы придать ему (учению) вес в глазах современников, а это предполагало большое уважение Арабов к вере Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

«Теперь ты в блаженном месте, где услаждаются по милости Божией. «Там встретишь ты друга Божия Авраама. Ты не был беззаконником и не будешь ты брошен в огонь. «Милосердие Божие находит человека, если бы он даже был за тысячу долин под землею» 387 . Одним словом, даже по замечанию ученого академика, поклонника лжепророка Мохаммеда «хотя ханифы почитали себя по вере сынами и наследниками Авраама, но их учение было более христианское, чем иудейское; ханифы полухристиане» 388 . Таким образом злоупотребления, искажения, вкравшиеся и временно, в последние домохаммеданские века, господствовавшие во внешнем обнаружении древней чистой патриархальной Авраамовой веры аравитян, к концу и этого последнего периода, пред самым появлением мохаммеданства, до которого доведен теперь мой очерк, – искажения эти в действительности, de facto уже отжили, совершенно потеряли значение и оставались еще только официально, de jure. Множество поэтов и ханифов горячо со всех сторон Аравии протестовали против чрезмерного почитания вещественных изображений святых и ангелов; неверие кумирам становилось всеобщим; всюду слышалось недовольство существующею и внешностью религии, везде желали возвращения к древней, истинной вере праотцев, ожидали появления небесного посланника, личности сильной, твердой, энергичной, которая в родном арабском духе направила бы всеобщее религиозное движение. С другой стороны семена чистого, древнего, простого единобожия, давно уже рассеваемое по Аравии поэтами и ханифами, теперь уже взошли, окрепли, созрели, – и оставалось употребить только последнее усилие, чтобы, конечно не без некоторого все таки сопротивления, легко одолеваемого серпом- мечем, пожать их добрые плоды,– Это – то искуснее других арабов и выполнил смелый аравийский лжепророк Мохаммед сын Абдаллы, корейшитского племени. «До сих пор мохаммеданство (исламизм) являлось в истории, как факт вполне самостоятельный, как оригинальная попытка без предшественников. Было почти обязательным представлять Мохаммеда основателем просвещения, единобожия и даже литературы арабов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Собственно же говоря сведения о религиозных предшественниках лжепророка Мохаммеда именно до исследований Коссен де-Персеваля были вовсе неизвестны; почему вышеприведенные хвастливые слова Шпренгера о себе самом и заслугу первого открытия этого существенно-исторического обстоятельства, следует относить не к Шпренгеру, а именно к Персевалю. Но с другой стороны справедливо, что Шпренгер, занялся вопросом о хавифах и ханафстве более и подробнее, чем кто-либо из арабистов, и в особенности определением и уяснением самого значения этого наименования. «Исследования Шпренгера привели почти к совершенному слиянию идеи ханифа с идеею мусульманина» 352 . «Арабские писатели, основываясь на местах Корана, в которых находится слово ханиф, считают это слово не названием последователи известной секты, но прилагательным именем, и слово ханиф обясняют словом мохлис (mochlic) т. е. очиститель, пурист» 353 . «И действительно – добавляет от себя Шпренгер – во всех стихах Корана, данных в Мекке, где находится слово ханиф, оно может быть переводимо словом пурист» 354 . «Ибн-Аббас говорит: «ханиф есть тот, кто отвратился (отступил) от всех религий и обратился к религии покорности (исламу)». «Во многих местах Корана, – продолжает Шпренгер , – в которых находится слово ханиф, прибавляется, что они (ханифы) были мослимы, а не многобожники, и едва ли можно сомневаться, что мослим в том же смысле, как им называется последователь Мохаммеда, было также (еще много прежде Мохаммеда) и их (т. е. арабских хавифов) наименованием, и что они называли свою религию исламом» 355 . Слово же мослим значило в устах ханифов и Мохаммеда поклонника истинного Бога, без отношения к формам, потому что формы всегда бывают чем-то несвободным» 356 . «А то, что ханифы и Мохаммед понимали пол принципом ислама , мы видим всего яснее в 103 стихе XXXVII главы Корана. Там рассказывается, что Авраам готов был заколоть своего сына, что сын согласился быть жертвою, и потом Мохаммед добавляет, что оба они поступили в этом случае, как мослимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Поклонение святыням Каабы происходило следующим образом: паломники медленно обходили куб несколько раз и прикасались к священным камням, вмурованным в здание святилища. Самым важным из этих камней был Черный камень 134 , расположенный в восточном углу здания Каабы. Социальная организация жизни арабов Ключевыми понятиями в общественном устроении для арабов были племя и род (араб. бану – букв. «сыновья»). Так, например, Мухаммад принадлежал к племени курайш и роду (клану) Хашим. В древней Аравии основным принципом организации отношений между людьми были кровнородственные отношения, выстраивавшиеся по мужской линии. Но постепенно племена увеличивались не только за счет появления новых родственников, но и за счет тех, кто оказывался под покровительством того или иного племени. По давней и весьма почитаемой традиции гостеприимства это могли быть приемные дети, отпущенные на свободу рабы, примкнувшие чужаки из других земель. Племя состояло из различных родов и семей. Во главе племени стоял вождь. Его статус был обусловлен не происхождением, но силой, благородством, храбростью, богатством и личным моральным авторитетом. Реальная власть в племени принадлежала вовсе не вождю. Вождь был, скорее, главнокомандующим во время походов или набегов. Основные наиболее важные для жизни племени решения принимал совет старейших, выбиравший вождя, объявлявший войну соседям, распределявший завоеванное богатство и земли. Старшие члены семьи, рода и племени являлись гарантами безопасности и благополучия арабского общества. Прочность внутриплеменных связей можно было бы описать емкой формулой «все за одного». В обществе четко действовал принцип коллективной ответственности: если с одним из членов племени случалась беда, то его выручали общими усилиями. Кроме того, коллективная ответственность была еще и своего рода гарантией упорядоченности, спокойствия и нравственно здоровой обстановки жизни самого племени, поскольку никакой проступок не оставался безнаказанным. Самым же страшным наказанием считалось изгнание. В таком случае человек оказывался совершенно беззащитным и уязвимым перед лицом других людей: его могли безнаказанно оскорбить, ограбить или даже убить. Ханифы

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Каково же это влияние? Об исламе и его основателе в христианском мире высказывались в разное время самые разноречивые мнения. Средневековое христианство видело в исламе достойное проклятия язычество; Лютер и реформаторы вообще трактовали Мухаммеда, как одного из дьявольских соблазнителей; рационализм же прославлял его, со своей стороны, как одного из величайших благодетелей человечества, немного или даже и вовсе не уступающего самому Христу. И до сих пор еще не сложилось на этот счёт определённого мнения. Одним ислам представляется, как дело человеческого обмана и злобы и даже как проявление сатанинских влияний: другим же, как установление боговдохновенного пророка и законодавца. Одни усматривают в нём первостепенную культурную силу, могущую дать миру не меньшее благо чем само христианство; в иные головы и доныне еще как-то укладывается мысль, что Коран в известном смысле проповедует даже более высокую нравственность, чем само Священное Писание христиан. Другие, в свою очередь, видят в нем тормоз какого бы то ни было движения вперед, врага и разрушителя всякой культуры: между тем как третьи смотрят на него, как на своего рода мост, облегчающий переход языческих народов от идолопоклонничества к христианству. В чем же заключается истина? Какое влияние ислам имел и имеет доселе на домашний, социальный и политический быт своих последователей? Исследованию этого вопроса посвящается предлагаемый труд. Из заключительного результата последнего мы будем в состоянии, быть может, вывести и некоторые соображения насчет обязанностей христианских народов по отношению к мусульманской религии и к её исповедникам. Глава 1. Пророк арабов Характер араба. – Аравия в шестом столетии. – Аллах и джинны. – Мекка и Кааба. – Ханифы, христиане и иудеи. – Юность Мухаммеда и его женитьба. – Его болезнь. –Первое откровение. – Самообман. – Противодействие курейшитов. – Попытка приспособления. – Иудейские влияния. – Вера Мухаммеда в свое посланничество. – Бегство в Медину. – Организация общины верующих. – Первые войны . – Мстительность Мухаммеда. – Взятие Мекки. – Знакомство с христианством. – Гарем. – Упадок религиозной силы. – Хорошие черты из частной жизни Мухаммеда. – Последнее поучение и кончина. – Нравственный характер пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

У северных арабов издревле был известен рассказ об Ибрахиме (Аврааме) и Исмаиле (Измаиле), где говорится, что он был первым сыном Авраама от служанки Хаджар (Агарь). Авраам сам повел Измаила в пустыню Аравийскую и оставил его там, когда Хаджар и ее сын, умирая, вопрошали к Аллаху, то Он смилостивился и дал им источник Замзам. С тех пор аравийцы стали приходить на поклонение к этому источнику. Замзам – один из нескольких колодцев, находящихся в Мекке и вблизи от города. Соседство Замзама с ал-Каабой обусловило особое отношение к нему еще до ислама 12 . В Мекку на поклонение в храм приходили арабы, и этот ритуал носил характер воспоминания об отце Ибрахиме, Хаджар и его сыне. Это паломничество называлось ал-Хаджж, оно совершалось в зимнее время месяца зу-л-хиджжа. Оно считалось священным и длилось около четырех месяцев. • Совершая ритуал, все пили воду из источника Замзам, так как ангел Джибраил (Гавриил) дал им (Хаджар и Исмаилу) эту воду, когда они возжаждали. После этого паломники пробегали между холмами ас-Сафа и ал-Марва в память о страданиях Хаджар. “Ас-Сафа и Ал-Марва – из примет Аллаха; и кто паломничает к дому или совершает посещение, – нет греха на нем, что он обойдет кругом обоих, и кто добровольно изберет благо… ведь Аллах благодарен, знающ!” (сура 2:153 ). Паломники могли совершить и малое паломничество – Умра. “ …И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, путешествуя по всякой трудной и дальней дороге” (сура 22:28). • В долине Мина приносили в жертву животное, как воспоминание об Ибрахиме и Исмаиле. “…То тому, кто пользуется посещением для хаджа, тому – то из жертвенных животных, что легко; а кто не найдет, то – пост три дня во время хаджа…” (сура 2:192 ). Нужно отметить, что наряду с этим поклонением многие купцы, торговцы почитали идолов-богов (их насчитывалось около 360), которые были принесены из разных мест Аравии, а особенно из южной части полуострова. Таким образом, ханифы, провозглашая истинную веру Авраамову, призывали к тому, чтобы арабы отвернулись от идолов. После Мухаммад, скажет: “Очистите Мой дом для совершающих обход, и пребывающих, и преклоняющихся, и падающих ниц!” (сура 2:119).

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

Ханифы, религиозная секта арабов, своим собственным существованием подтверждают, что идея единобожия не только существовала и Аравии в древние времена, но и всегда сохранялась в умах арабов, иначе нам невозможно объяснить самого характера этих ханифов. Они, при своих рассуждениях с прочими арабами утверждали, что они следуют древней религии Исмаила, что признают культ Аллаха, который общ всем арабам, но отрицают только служение идолам. Правда, идеи ханифов могли образоваться под влиянием иудеев и христиан, живших в Аравии, но их постоянные ссылки на древнюю религию Исмаила, религию единого Аллаха, показывают, что эта религия всегда продолжала существовать в Аравии и что идея единого Бога составляла корень арабской религии всех веков. К тому же заключению приводит нас и общность имен, как верховного Бога, так и множества других религиозных понятий у арабов с прочили семитами. Эти общие семитам названия как нельзя лучше доказывают, что поклонение Аллаху остаток первичной религии, когда семитские народы еще не распались на разные отрасли, когда у них был еще один семитский первоязык. Так имена Бога общи у арабов с прочими семитами: ел, елоах, аллах; название храма: арабское – харам, химьяритско-эфиопское – махрам; жертвенного камня: арабское – насб, еврейское – незиб (колонна, столб); приносить жертву: арабское – забаха, еврейское – забах, сирийское – дбах; священник: арабское – кагин, эфиопское – коген, еврейское – коген, сирийское – коген; молитва , молиться: арабское – салят, салля, халдейское – зеля, сирийское – золи, эфиопское – залот. 611 Эта общность, особенно, в наименованиях верховного божества арабов с прочими семитами показывает, с одной стороны, глубочайшую древность чистой монотеистической идеи среди них, жившей во все века и сохранившейся до Мухаммеда, с другой стороны, показывает, что эта идея не была получена путем отвлечения от какого-нибудь чувственного предмета или символа, а есть остаток древней чистой патриархальной веры в верховное существо, веры, которая, не смотря на разные искажения всегда жила среди арабов. Идея об Аллахе и, особенно, как Аллахе тааля «Боге всевышнем» всегда во все времена была присуща арабу, и Мухаммед взял эту идею готовую среди своего народа из его религиозного сознания, конечно, эта идея о едином Боге не была так чиста, как у иудеев, которые руководилась на пути религии самим Богом, но все же у арабов она не сравнено чище сохранилась, нежели у других народов, даже семитского корня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Если мы подойдем с этими же требованиями к Корану, то результат будет плачевный. Невозможность изобретения учения Корана человеческим умом весьма сомнительна, так как самая главная суть его – строгий монотеизм, исповедали еще до Мухамеда ханифы. Любой не больной разумом человек, рассматривая творение, придет к выводу об существовании Единого Начала всего сущего. Как верно заметил Честертон, «Когда мы говорим, что в такой-то стране столько-то мусульман, мы хотим сказать, что в ней столько-то монотеистов, то есть людей, поверивших древнему ощущению. Они свидетельствуют необходимую и высокую истину, но ее никак нельзя называть новой. Их вера – не новый цвет, а неопределенный фон многоцветной человеческой жизни. Мухаммед, в отличие от волхвов, не открыл новой звезды – он увидел из своего окошка часть сероватого поля, залитого древним звездным светом» . Тоже самое можно сказать и о чистоте учения Мухаммеда. Оно вполне потакает всем человеческим страстям. Можно убивать неверных, брать без ограничения наложниц, обманывать неверных. Существует даже хадис, легализующий проституцию: «Рассказал нам Абдаллах: рассказал мне отец: рассказал нам Ваки со слов Ибн Аби Халида со слов Кайса со слов Абдаллаха, сказавшего: «Как-то, ещё молодыми, мы были с пророком. Мы сказали: посланник Аллаха, что нам, кастрировать себя? Пророк запретил нам это и разрешил нам брать в жёны женщин за вознаграждение на время». Сказав это, Абдаллах процитировал: Не запрещайте благ, разрешенных Аллахом». (Ибн Ханбал. Муснад, 1, 432). По меткому замечанию того же Честертона, «Христос учил другому, очень трудному, ничуть не более трудному сейчас, чем тогда. Разрешая многоженство, Магомет и впрямь приноравливался к среде. Никто не скажет, что четыре жены – недостижимый идеал, это практический компромисс, отмеченный духом определенного общества. Если бы Мухаммед родился в лондонском пригороде XIX века, он вряд ли завел бы там гаремы, даже и по четыре жены. Он родился в Аравии VI beka и приспособил брачный закон к тогдашнему обычаю» . Так что в Коране мы не найдем следов чистейшего Ума Божия.

http://azbyka.ru/semya/brak-s-musulmanin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010