А «ты развод в Мекке» тотчас же исполняется. И соединяется со вхождением в Мекку и исполняется на заре; в (выражении): «ты разведена на утро или в завтрашний день», то правильно намерение – только для второго; и исполняется тотчас же в (выражении): «ты разведена вчера»; а если женился после этого, то это пустое слово. Если муж скажет жене: «ты талак, т. е. разведена, в Мекке», то развод исполняется тотчас же, когда бы ни было это сказано. Если он скажет: «ты разведена, когда войдёшь в Мекку», то развод исполняется только тогда, когда она войдёт в Мекку, и именно на заре того дна, когда она войдёт. Если муж скажет: «ты разведена на утро или в завтрашний день», то полдень можно иметь в намерении только по отношению к завтрашнему дню. Если муж скажет «ты разведена вчера», то развод исполняется тотчас же. Если же он женился сегодня лишь, то этот развод пустое слово. И исполняется при конце жизни в (выражении): «ты разведена, хотя бы я не разводил тебя»; и тотчас в (выражении): «когда бы (мата лям) не разводил», и потом замолчит; а в (выражении): «когда» (идза), то что имеет в намерении; а стр. 68 если не имеет намерения, то происходит по Абу-Ханифе, – помилует его Бог! – Если муж скажет жене: «ты разведена, хотя бы я не совершал развода», то развод исполняется при конце жизни мужа или жены за час до смерти. А если муж скажет: «когда бы ни (мага лям) разводил я тебя» и потом замолчит, то развод исполняется тотчас же. Если же муж скажет: «ты разведена, когда (идза) я развёл тебя», то нужно знать, в каком смысле он употребил частицу «когда» (идза); если он употребил её в значении «хотя бы», то развод исполняется при конце жизни; если же в значении «когда» (идза), то развод совершается тотчас же, по мнению Абу-Ханифы. А день принимается за день определённый, когда происходит работа, напр. «дело твоё в руках твоих в день, когда возвратится Зеид» за время назначенное для развода, то он не прекращается с дневной работой, напр. «ты разведена в день, когда возвратится Зеид». Если в словах развода упоминается день и полагается временем развода, то нужно знать в каком смысле употребляется слово день. Он может означать срок времени, в которое производится работа, напр. муж скажет жене: «ты разведена в день, когда возвратится Зеид», а Зеид возвратится ночью, то слова мужа ничего не значат. Но слово день ещё может быть употреблено для обозначения вообще времени назначенного для развода, напр., если в вышеприведённом примере муж разумел под днем вообще время развода, то развод исполняется, когда бы ни возвратился Зеид.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Алау Адильбаев, заместитель председателя Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), наиб муфтий, доктор теологических наук: «Нам удалось кардинально решить проблему кадрового  дефицита» - В первые годы независимости Духовное управление мусульман Казахстана испытывало острую нехватку квалифицированных специалистов, а потому нам приходилось осуществлять набор кадров за счет казахстанцев, получивших образование в теологических учебных заведениях Ливии, Египта и Турции - естественно, после прохождения ими конкурса и проверки знаний. С развитием отечественного духовного образования ситуация постепенно менялась, и к настоящему времени нам удалось кардинально решить проблему кадрового дефицита. Сегодня доля выпускников иностранных вузов, работающих в ДУМК, составляет 7-8 процентов. То есть, подавляющее большинство наших религиозных служителей уже успели получить отечественное религиозное образование. Речь идет о таких учебных заведениях, как Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак», Институт повышения квалификации имамов, Научно-исследовательский центр Абу Ханифы, десять медресе (в том числе пять медресе-колледжей) и три центра по подготовке чтецов Корана. И надо заметить, что они функционируют достаточно успешно. Поэтому ДУМК активно поддержало предложение законодательно ограничить выезд казахстанской молодежи для получения зарубежного теологического образования. Мы считаем, что данный шаг, во-первых, положительно скажется на развитии отечественной системы духовного образования, а, во-вторых, позволит оградить нашу молодежь от влияния радикальных течений. При этом необходимо понимать, что данная норма законопроекта не лишает казахстанцев возможности учиться в зарубежных религиозных вузах. Все желающие имеют на это право, но при одном условии - базовое высшее духовное образование они должны получить на родине. И только после этого они смогут продолжить обучение в магистратуре или докторантуре в зарубежных вузах, правда, в тех из них, с которыми имеются соответствующие договоренности.

http://bogoslov.ru/event/5892006

стр. 48 одинаковое со свободной женщиной. Правилен также брак мужчины и женщины во время их пребывания в запрещённой черте, т. е. в окружности Мекки; правилен брак с женщиной беременной от прелюбодеяния не только участнику прелюбодеяния, но и другому мужчине; только этот не должен иметь с нею сожития, пока продолжается беременность. Касательно правильности этого брака имам Агзам и Мухаммед дали фетву; тоже упоминается в «Мухите» и «Гыдайе». Если женщина вступит в брак в запрещённой черте, то брак правилен. Но не женится на служанке, на жене раба, на неверной, кроме женщины писания, и на последней во время гыддата четвертой, а раб  – в гыддате второй, и на рабе сверх свободной или во время гыддата её, на беременной от близкого родственника. Запрещается брак со служанкой, с женой раба, с неверной, кроме женщины писания, на пятой жене во время гыддата четвертой жены, а рабу запрещается жениться на третьей во время гыддата второй. Впрочем, брак на двух жёнах считается более приличным и для свободного человека, потому что Мухаммед начал своё определение количества жён с двух 572 . Запрещается ещё жениться на рабе сверх определённого количества свободных жён или во время гыддата четвёртой жены, также на женщине беременной от близкого родственника. И ложный брак и временный. Ложный и временный браки несправедливы и незаконны. Форма ложного брака состоит в том, что кто-нибудь при свидетелях скажет женщине: я желаю пользоваться тобою на такой-то срок, напр. на десять дней. Этот брак был допущен два раза: во дни Хайбара и при взятии Мекки, потом всеми законоведами запрещён. Подобным образом и Хазрятт Алий Керим признает его неправильным во всех своих преданиях. Форма брака временного почти такая же, но только здесь упоминается количество мяхра и самое сожительство называется браком, напр. мужчина говорит женщине: я женился на тебе с таким-то количеством имущества и на такой-то срок; а женщина ответит: я согласна 573 . стр. 49 Брак заключается свободною и совершеннолетнею, хотя бы при неравенстве и без посредства опекуна; но ему предоставляется жалоба; а при неравенстве союз бывает непрочен. Женщина свободная, совершеннолетняя и в здравом уме может сама выйти замуж помимо согласия опекуна, хотя бы жених её был ей не равен. Однако, когда жених её не равен ей, а она вышла замуж без согласия опекуна, то опекуну предоставляется право пожаловаться казыю и расторгнуть неравный брак; но в «Шарх-вигкайе» говорится, что если в этом случае жена от неравного мужа родит дитя, то опекун не имеет права расторгать брак, чтобы этим не причинить вреда дитяти. Впрочем, имам Хусайн от лица Абу-Ханифы утверждает, что подобный брак не имеет силы. Этого мнения держится большая часть шейхов, и фетва Казыхана подтверждает то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

В конце 1980-х годах в Кабардино-Балкарии, как и во всей стране, религиозная жизнь активизировалась. ДУМ Кабардино-Балкарии управляется муфтием и советом раис-имамов (раис-имамы (старшие имамы) координируют деятельность общин в районах республики). В 2007 году муфтий Анас Пшихачев обозначил три основных направления деятельности ДУМ Кабардино-Балкарии: взаимодействие с органами государственной власти и правоохранительными структурами, борьба с проявлениями религ. экстремизма, связь с представителями традиционных религий. В 1992 году при ДУМ Кабардино-Балкарии открылись курсы по подготовке имамов, преобразованные в 1994 году в Кабардино-Балкарский исламский институт. В 1999 году институт перешел на 5-летнее обучение, однако в июле 2000 году решением суда приостановил работу из-за отсутствия гос. лицензии. В 2003 году учебное заведение было переименовано в Исламский институт при ДУМ Кабардино-Балкарии и получило лицензию на образовательную деятельность, в июле 2007 году преобразовано в Северо-Кавказский исламский унститут им. имама Абу Ханифы, признанный государством одним из 7 ведущих исламских вузов России. В марте 2011 года началось строительство Религиозно-образовательного центра, который будет включать соборную мечеть и университетский комплекс. В 1990-х гг. в Кабардино-Балкарии активно создавались мусульманских общины. С начала 2000-х годов на территории Кабардино-Балкарии действует вооруженное религиозных экстремистское подполье. Выступая по республиканскому радио в августе 2000 года, председатель ДУМ Кабардино-Балкарии Шафиг Пшихачев говорил о наличии в республике " воинствующего ваххабизма " . Участились убийства сотрудников правоохранительных и властных структур, взрывы и покушения на жизнь отдельных граждан, которые связывают с деятельностью религиозных экстремистского подполья. Борьба с религиозным экстремизмом в Кабардино-Балкарии осуществляется путем жесткого регламентирования работы мечетей в " зоне риска " , закрытия учебных заведений, где ведется пропаганда экстремизма и террора, изъятия и запрещения экстремистской литературы. Для предотвращения терактов и розыска членов подполья в Кабардино-Балкарии неоднократно объявлялся режим контртеррористической операции.

http://drevo-info.ru/articles/13678780.h...

Предполагалось, что одной из главных задач Фонда станет упорядочение зарубежной помощи, продолжавшей бесконтрольно поступать российским мусульманам. Арабским и турецким благотворителям было предложено перечислять все средства на счет Фонда, после чего совместно с его руководством распределять их действительно нуждающимся мусульманским структурами. Кроме борьбы с достигшим неправдоподобных размеров воровством, данная мера была призвана перекрыть каналы финансирования откровенно экстремистских или антироссийских сил. Эта инициатива вызвала резко отрицательную реакцию ряда муфтиев и их сподвижников, в первую очередь лидера Совета муфтиев Равиля Гайнутдина и президента Исламского культурного центра России Абдул-Вахеда Ниязова. Так, в июле 2008 года во время организованной Фондом конференции «Ислам победит терроризм» они пытались блокировать соответствующие инициативы его руководства, убеждая саудовских делегатов не изменять механизм перечисления средств. В итоге разразился скандал и отношения между Администрацией Президента России и Советом муфтиев резко ухудшились. К 2008 году ежемесячный объем грантов, выделяемых Фондом десяткам мусульманских организаций, достиг 24 млн рублей . Эти средства расходовались на строительство и восстановление мечетей, поддержку исламских вузов и СМИ, проведение конференций и стипендии студентам, а также на множество других целей. При этом немалую часть финансовых потоков из-за рубежа действительно удалось направить в эту структуру. С 2007 года Фонд принял активное участие в реализации программы Министерства образования и науки РФ по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 гг. План мероприятий в рамках программы был утвержден распоряжением Правительства РФ от 14 июня 2007 года. Согласно ему в России предполагалось создать пять исламских университетских центров на базе Московского исламского университета, Российского исламского университета в Казани, Российского исламского университета в Уфе, Северо-Кавказского университетского центра образования и науки в Махачкале (бывший Институт теологии и религиоведения им. Мама-Дибира аль-Рочи) и Северо-Кавказского исламского университета имени Абу Ханифы в Нальчике (бывший Кабардино-Балкарский исламский институт). Впоследствии число таких центров было доведено до семи благодаря включению в список Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова и Российского исламского университета им. Кунта-хаджи Кишиева в Грозном. При этом число студентов в данных вузах колебалось от нуля, в Нижегородском исламском институте, до нескольких сотен человек, в Северо-Кавказском университетском центре образования и науки в Махачкале .

http://bogoslov.ru/article/357694

В виду высказанных соображений, автор намерен издать последовательно несколько выпусков своего труда, в числе которых печатаемая книга составляет первый выпуск. Затем будут следовать: очерк жизни Мухаммеда – основателя ислама ; история текста Корана – главной законода­тельной книги мусульман, с изложением основных верований и нравственных обязанностей мусульман; очерк раз­вития мусульманского законоведения с кратким изложением разных отделов его, по школе Абу-Ханифы. План автора в этом деле таков: Аравия, Мухаммед и Коран – три имени, соединенные между собой тесной внутренней связью: без Аравии не было бы Мухаммеда и Корана, а без Мухам­меда и Корана Аравия не имела бы такой мировой известно­сти, какой она до сих пор пользуется, и того значения, ка­кое она имеет в религиозной и политической жизни мусульман. Высказанными соображениями объясняется заглавие печатаемого выпуска, в котором автор намерен показать зависи­мость учения Корана от географических, исторических и этнографических особенностей Аравии и объяснить, каким образом это малоизвестное, не везде оригинальное и притом не идеальное в своем существе учение первоначально рас­пространилось среди арабов, почему затем оно находило себе прозелитов преимущественно в Азии и Африке и какое влияние оказывает на них. Автор предполагает распреде­лить содержание печатаемой книги по следующим главам: 1) географическое описание Аравии; 2) исторические сведения о древней Аравии; 3) древние обитатели Аравии; 4) домашний и общественный быт древних арабов; 5) характер и нравы древних арабов; 6) религиозные верования древних арабов; 7) арабский язык – язык Корана; 8) Кааба и обряды хаджа у древних арабов; 9) арабы и христианство ; 10) современное положение Аравии в связи с распространением ислама. Средства для издания печатаемой книги, с разрешения Туркестанского Генерал-Губернатора, генерал-лейтенанта Александра Васильевича Самсонова, даны автору Статистическим Комитетом Сыр-Дарьинской области. Приношу Статистическому Комитету и его превосходи­тельству искреннюю благодарность за внимание к моему посиль­ному труду на пользу Туркестанского края, а также Владимиру Андреевичу Мустафину 2 , содействовавшему разрешению издания печатаемой книги на указанные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Кабардино-Балкарская Республика В настоящее время численность этнически мусульманского населения республики достигает 635 тысяч человек, а его доля составляет 72%. Умма Кабардино-Балкарии биэтнична – 78% (500 тысяч) в ней составляют кабардинцы и балкарцы, которые проживают в основном в Балкарском, Чегемском и Баксанском ущельях, долинах рек Западный и Восточный Черек. Мусульмане республики проживают преимущественно как в городах, так и в сельской местности. В регионе зарегистрировано более 130 мусульманских организаций (70% от числа всех зарегистрированных). Все зарегистрированные общины формально входят в состав ДУМ Кабардино-Балкарской Республики (ДУМ КБР), однако некоторые из них реально находятся под влиянием ваххабитов. ДУМ КБР управляется муфтием и Советом раис-имамов, в который входит муфтий, его заместители и раис-имамы основных административных единиц республики. При ДУМ КБР действует Северо-Кавказский исламский университет имени Абу Ханифы, входящий в число ведущих исламских вузов России. В настоящее время ДУМ КБР озабочено преимущественно двумя вопросами: стандартизацией исполнения религиозных обрядов и профилактикой экстремизма, которая заключается преимущественно в повышении образовательного уровня имамов, улучшении работы с молодежью и упрочении связей с религиозными организациями на местах. ДУМ КБР небольшим тиражом выпускает газету «Свет ислама», а также эффективно взаимодействует с местными СМИ, которые часто и корректно осветщают его деятельность. На республиканских телеканалах и радиостанциях выходят передачи об исламе, в том числе и регулярные. В Кабардино-Балкарии активно действуют агрессивные исламисты. Летом 2006 года военный амир Кабардино-Балкарии Анзор Астемиров в своем обращении к мусульманам республики, опубликованном на сайте чеченских террористов «Кавказ-центр», сообщил, что составляются списки «предателей из числа имамов». В обращении было сказано, что все они будут предупреждены и им будет дано время на исправление. В 2010 году террористами был убит муфтий республики Анас Пшихачев.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Мусульманин, стремящийся стать муфтием или аятоллой, должен пройти полный курс обучения, опубликовать ряд научных трудов и, в некоторых случаях, пройти специальный квалификационный экзамен. В среднем на это уходит более 10 лет. Самым известным суннитским вузом является каирский университет «Аль-Азхар». Помимо него признанные центры исламской науки находятся в Иордании и Сирии. У шиитов наиболее значимые медресе сконцентрированы в иранском городе Кум. В современной России из многочисленных исламских вузов наиболее авторитетны Российский исламский университет в Казани, Российский исламский университет в Уфе, Северокавказский университетский центр образования и науки в Махачкале, Северокавказский исламский университет имени Абу-Ханифы в Нальчике и Московский исламский университет. МУФТИЙ (араб. «высказывающий мнение», «дающий фетву») – высшее духовное лицо в суннитском исламе. М. имеет полномочия выносить заключения по спорным религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Официальные заключения муфтия называются фетвами и обязательны для исполнения его последователями. В шиитском исламе аналогом М. является аятолла. В начале истории ислама полномочиями муфтия обладали халифы, однако после присвоения этого званиями султанами Османской империи право выносить фетвы перешло к их специальным помощникам, которые и стали называться М. Считается, что первый М. появились в первой половине XVI века. Полномочия М. могут варьироваться в зависимости от региона. Носители этого звания избираются общиной либо назначаются светскими властями. В одних странах не может быть больше одного М., а в других среди нескольких М. выбирается главный, обычно именуемый верховным М. Особо уважаемые М. могут именоваться шейх-уль-исламами или раис-уль-улемами. Нередко М. обладают также административным ресурсом – управляют мусульманскими общинами, представляя их интересы перед властями. На данный момент по количеству М. лидирует Россия, в которой насчитывается около 70 носителей этого звания, включая двух верховных М.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Что касается изучения «Источников мусульманского права», то оно составляет предмет особой трудности и вместе гордости изучающего. Обыкновенно к изучению этого отдела курса мадрасы приступают студенты старшего отделения 27 , т.е. взрослые, а иногда и пожилые уже люди с хорошими природными дарованиями 28 и отменным усердием к знанию, венцом которого считается именно фикх законоведение. Для уразумения фикха они должны изучать признаваемые классическими сочинения об основах его, высшее богословие, учение о преданиях и толкования Корана. На прохождение этого курса полагается 5–7 лет непринужденного серьезного труда, возможного при хорошем знании арабского и персидского языков. Занятие фикхом считается настолько почтенным и богоугодным, что углубившемуся в чтение руководств по этому предмету дозволяется даже отложить время обязательной молитвы (фарз) и не выходить из своей худжры в мечеть, как это недавно пришлось мне наблюдать в одной мадрасе города Ташкента. Кроме перечисленных четырех основных источников мусульманского законоведения, некоторые ученые, по примеру того же Абу-Ханифы, придают практическое значение еще следующим приемам чисто умозрительного свойства, каковы: райй – мнение, догадка, адат и урф – местный обычай. Первый из этих приемов упоминается у Ибн Малика, как практиковавшийся в Медине, но не получивший всеобщего признания. Что же касается местного обычая, то он часто принимается в соображение при применении к данной местности общих законоположений, как это имеет место и в практике европейских юристов. Член Ташкентского окружного суда Н.А. Белозерский любезно сообщил следующие сведения о допустимости нашим законодательством применения норм обычного права. По общему положению, обычая применяются только в случаях, указанных в законе, а именно: 1) Волостные суды обязаны решать дела между крестьянами на основании местных обычаев и нравов (ст. 107 общего положения о крест.) 2) Казаки, обыватели Уральского казачьего войска, кочевые и бродячие инородцы востока и севера России (киргизы, калмыки, самоеды и пр.), инородцы Кавказа, Закавказья и Туркестана судятся по собственным обычаям (законы имеются в соответствующих положениях; п. 2. Выписан из учебника гражданского права Васьковского, вып. 1, изд. 1984, стр. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

исторических документов получены ИР из РГАДА (фонды Московского главного архива Мин-ва иностранных дел), РГВИА, Дагестанского филиала АН СССР (ныне Дагестанский научный центр РАН). Сравнительно малочислен, но очень интересен документальный материал, полученный из научных центров и б-к западноевроп. стран. В ИР хранятся сделанные в Б-ке Ватикана микрофильмы архива «Пропаганда фиде», где представлены документы 1626-1860 гг. на итал., лат., груз., арм. и рус. языках. Груз. и арм. материалы сопровождаются переводом на итал. язык. В архиве собраны офиц. письма, реестры, книги клятв и помилований, просительные записки, статистические данные о католич. церквах в Грузии и об их пастве. Указанные документы содержат сведения о политической обстановке в Грузии и о деятельности на ее территории католич. миссий. В этом фотоархиве хранятся автографические письма таких выдающихся деятелей, как Сулхан-Саба (Орбелиани), Вахтанг и Иоанн Орбелиани, груз. цари Теймураз II, Ираклий II и др., адресованные Римским папам, кардиналам и руководителям местных католич. миссий. Восточный фонд составлен из рукописей, касающихся всех сфер науки: истории, медицины, астрономии, философии, права, грамматики, лексикологии, прозы и поэзии, а также из эпистолярного наследия. Если в араб. рукописях преобладает традиц. учебно-схоластическая лит-ра, то в персид. и тур. манускриптах широко представлена художественная лит-ра. Каджарские рукописи входят в араб. (Ar. K, 34 рукописи), тур. (Tur. К, 37 рукописей) и персид. (P K, 192 рукописи) коллекции фонда. Самая ранняя из прозаических рукописей - Толкования Корана (Ar. L 159) 1295 г. В коллекцию входит «Медицинский трактат» Ибн Сины (Авиценны) (Ar. K 14, XIV в.), «Великое право» основателя ханифатской школы мусульм. права Абу Ханифы (Ar. L 44, 1784-1785 гг.). Богато оформлены неск. списков Корана XVII-XIX вв. (Ar. L 150, 1447). Здесь же хранится арабоязычный материал о Грузии и Дагестане, в частности письма груз. царей Теймураза II и Ираклия II правителям и представителям Дагестана по поводу политических и экономических отношений Грузии и Дагестана в XVIII в. В их числе - хроники истории Дагестана XIX в. (от раннего периода до пленения Шамиля) (Ar. L 365) и др.

http://pravenc.ru/text/468825.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010