Этот догмат мохаммеданского Богословия в сочинении Абу-Ханифы, «Высшее знание», как прежде было сказано, выражен так: Коран есть слово Бога Всевышнего, пишимое в книгах, хранимое в сердце людей, произносимое языком и ниспосланное пророку (Мохаммеду). В системе догматического Богословия, известной под названием «изъяснение членов веры насафия», написанной Масъудом Тафтазани, почти такими же словами дается тот же догмат мохаммеданской веры в Коран 12 . Коран есть слово Бога Всевышнего, несотворенное, в то время как оно написано в наших книгах, держится у нас в памяти, читается нашим языком, слышится нашими ушами, пребывая вне этих ограничений проявления. Основную мысль в этих описаниях Корана, что он есть слово Бога, что он есть откровение Божие, данное Мохаммеду, последнему в лике пророков, посредников откровения, мохаммеданская наука старается основать на четырех главных положениях, или мнениях, выдавая их за несомненную, очевидную истину, дознанную и путем историческим и соображениями умозрения. Истину своего убеждения в откровении Корана Богом Мохаммеду, мохаммедане доказывают: а) свидетельством исторической действительности откровения Мохаммеду. б) качеством языка и художественной формой изложения Корана, имеющих ясные черты не человеческого , а божественного слова. в) качеством учения, данного в Коране, которое, по их понятиям, запечатлено печатию истины, г) свидетельством Бога, указавшего истину своего откровения Мохаммеду чудесами, какие Мохаммед предсказал и какие в свое время верно исполнились. д) Рассмотрим теперь, правильно ли выводится их этих положений мохаммеданского вероучения их убеждение, что Коран есть откровение Бога. Рассмотрение образов откровения, которыми, по учению мохаммедан, передан Богом Мохаммеду Коран Мохаммедане в утверждение своей веры, что Коран есть откровение Бога, во-первых, указывают на те образы, которыми совершилось откровение Корана Мохаммеду, признавая действительность откровений этими образами за исторически дознанную истину. В мохаммеданском вероучении указываются три образа, какими сообщалось ученике Корана Мохаммеду; они суть: Рассказ о последнем из трех образов откровения в мохаммеданском догматическом Богословии приводится, обыкновенно, в рассказах о чудесах Мохаммеда, будто бы совершенных им в подтверждение своего посольство от Бога; но как он по своему содержанию и прямой цели ближе идет к рассказам об откровениях Мохаммеду, то рассматриваем его здесь в связи с рассказами о двух первых образах откровения.

http://azbyka.ru/svedeniya-o-korane

В 2000 году суд в Адене, столице Йемена – приговорил к смерти 27-летнего сомалийского беженца Мохаммеда Омера Хаджи, перешедшего из ислама в христианство (в крещении – Георгий). Приговор должен был быть приведен в исполнение, если Хаджи к последнему судебному заседанию не отречется от Христа и не заявит трижды судье, что он снова принимает ислам. Каждую ночь в тюрьме Хаджи жестоко избивали и пытали так, что он не мог встать на ноги и даже говорить. Полицейские угрожали убить его, если он снова не примет ислам, а также пытались получить информацию о других христианах, выходцах из Сомали. Слава Иисусу, мужественный христианин твердо исповедовавший свою веру все же был выпущен на свободу под давлением мировой общественности. 16 Нигде в Коране не говорится о смерти как о мере наказания за вероотступничество. Конечно, ислам, подобно всем остальным религиям, не одобряет отход от него. Однако священная книга мусульман, порицая вероотступников, часто не упоминает о наказании для них, а если и угрожает карой, то относит ее исключительно к потусторонней, будущей жизни, но не к настоящей, земной. Поэтому в первые века ислама еще были богословы, которые в духе Корана предоставляли вероотступнику срок для раскаяния до конца его жизни. Были и такие, которые за этот грех полагали лишь тюремное заключение. В числе последних находился сам халиф Омар. А среди первых оказались такие видные богословы, как Ибрахим ан-Нахи (учитель Хаммада, наставника Абу-Ханифы) и Суфйан ас-Саури. Традиция приговаривать к смерти вероотступников в исламе сформировалась гораздо позднее. Причем, средневековые богословы-факихи, которые не в силах найти в Коране основания для присуждения вероотступника к высшей мере наказания, ссылались при этом лишь на пророческую традицию – Сунну, сборник высказывания Мухаммеда составленный много после его смерти. «Расстрельная» норма, разрабатывавшаяся средневековыми богословами, главным образом обосновывается следующим хадисом, возводившимся к пророку Мухаммаду: «Убейте того, кто поменяет свою религию». Данный хадис любят цитировать и современные фанатики, выдающие себя за защитников ислама.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости От коронавируса умер основатель Духовного управления мусульман Нижегородской области 09.11.2020 10:48 Версия для печати Фото: благотворительный фонд имени Абу Ханифы Некоммерческая организация Москва, 9 ноября. Первый руководитель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар Идрисов умер на 67 году жизни из-за коронавируса, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт управления. " Духовное управление мусульман Российской Федерации с глубоким прискорбием сообщает о кончине в ночь с 7 на 8 ноября основателя Духовного управления мусульман Нижегородской области, имама-хатыба Нижегородской соборной мечети Умара-хазрата Идрисова от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией " , - говорится в сообщении. Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин выразил соболезнования семье Идрисова и всей нижегородской мусульманской общине. " Умар-хазрат Идрисов стоял у самых истоков духовного возрождения уммы (религиозной общины – ред.) Нижегородской области... От возвращения мусульманам Нижегородской соборной мечети, строительства десяткой мечетей по всей области и до формирования системы исламского просвещения и образования, воспитания целой плеяды молодых религиозных деятелей – многие достижения нижегородской уммы являются прямой и непосредственной заслугой нашего усопшего брата " , - цитируются на сайте слова Гайнутдина.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В качестве источников Аш – Шафии использовал: Коран Сунна. Единственное условие, которое Аш – Шафии предъявлял к хадисам – это их достоверность (сахих). Иджма – согласованное мнение сахаба (сподвижников). Ар – раи. Принималось и индивидуальное мнение сахаба, при условии отсутствия среди них расхождений. Если же наблюдались разногласия, то избирался вариант, наиболее близкий к главным источникам. Кийяс. Аш – Шафии признавал и принцип аналогии, однако ставил его ниже мнений сахаба. Истисхаб. (поиск связи, увязки) Этот метод основывается на предположении, что правовые заключения, сформулированные при определенных обстоятельствах, сохраняют свою юридическую силу до того момента, когда становится достоверно известно об изменениях этих обстоятельств. Например, при длительном отсутствии человека, когда неизвестно, жив он или нет, согласно принципу истисхаба, все правила остаются в силе, как при живом человеке, пока не выяснится истина. Основные ученики этого мазхаба: Аль – Музани (791 – 876 гт.), Ар – Раби Аль – Маради (790 – 873 гг.), Юсуф ибн Яхья Аль – Буайти(?). В настоящее время большинство шафиитов проживает в Египте, Южной части Аравийского полуострова (Йемене, Хадрамуте), Шри – Ланке, Индонезии, Малайзии, Восточной Африке (Кении, Танзании), и в Суринаме (Южная Америка). Мазхаб ханбалитов Мазхаб основал очень известный и популярный ученый своего времени Абдаллах Ахмад ибн Ханбал Аш – Шайбани (778/780 – 855 гт.) Он занимался изучением права и хадисов у имама Юсуфа, ученика АбуХанифы, а также у самого Аш – Шафии. Имам Ахмад прославился, как великий рассказчик хадисов, которых он помнил наизусть огромное количество. Как и некоторые из имамов, Ахмад подвергся преследованиям со стороны халифов. В то время халифат принял концепцию мутазилитов (отколовшихся). По приказу халифа Аль – Мамуна (правил 813 или 818 – 832 гг.) имам Ахмад был заключен на два года за то, что отверг учение о сотворенности Корана. Будучи выпущен, он продолжил преподавательскую деятельность в Багдаде. Впоследствии он опять подвергся преследованиям со стороны нового халифа Аль – Уатака (правил 842 – 846 гг.) и был вынужден скрываться до тех пор, пока вновь вступивший халиф Аль – Мутауаккиль (прав. 847 – 861 гг.) официально не отверг идеологию мутазилитов. Последние годы жизни Ахмад провел в Багдаде, где занимался преподавательской деятельностью вплоть до своей смерта в 855 году.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

382 94-я стр. подлин. Современные мухаммедане, после посещения Сафа и Мярва и долины Мина, отправляются к колодцу Замзам и пьют из него воду. Мюхтас. Вигк. Глава о Хадже. Стр. 54. Примеч. 6. 384 99-я стр. подлин. После Зиярята (посещения могил Авраама, Абу-Ханифы и друг.) путешественники идут в узкую долину Мина и бросают здесь камешки по семь раз. Каждый камешек кладется на ноготь и сталкивается другим пальцем в общую кучу камней. Это повторяется при входе в долину, в середине ее и на конце, отчего там образовываются три кучи диавола. См. Мюхтас. Вигк. Глава о Хадже. Стр. 53–54, примеч. 2 и 3 на 54 стран. Сравн. Природа и Люди. Кн. 2. Стр. 65, где приводится другая легенда в объяснение обычая–бросать камни. 392 Города эти известны в Коране под общим именем: разрушенных городов. См. Коран, гл. 9, ст. 71. 396 Библейский Авимелех. Быт. гл. 20, ст. 2. Очевидно, мухаммеданский автор смешал историю Иакова, описанную в 34 Бытии с историей Авраама. 399 Представление о камне, принесенном Гавриилом для Иосифа имеет свое начало в иудейских преданиях. См. Апокр. сказан. Порфирьева, стр.52. 400 135–136-я стран. подлин. Этот колодец был вырыт по верованию мухаммедан Симом, сыном Ноя. В книге Яшар и Талмуде также рассказывается о змеях и скорпионах, наполнявших колодец, в котором находится Иосиф. См. Порфирьев. стр. 52. 401 138-я стр. подлин. Рассказ о волчице заимствован вполне из иудейских сказаний. Ср. Порфирьева, стр. 52–53. 404 182-я стр. подлин. У талмудистов существует верование, что Иаков получал от Исава вместе с первородством «священный меч» и «драгоценную одежду», которую носили прародители в раю и которая по наследству переходила от отца к сыну. См. Беседы А. Алексеева . Спб. 1372. стр. 180. Рассказ Рабгузы о чалме, очевидно, одного с талмудическим характера. 408 209–211-я стр. подлин. Замечательно стремление представить самого Гавриила истым мусульманином. Он был рад, что Багиль сказал: ребёнка вообще вместо: сына и потому подсказал Иову – согласиться на все. Его забота обращена на то, чтобы соблюдена была форма – и он прав вместе с Аллахом. Мусульманское законоположение все проникнуто этим духом формальности...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Говоря о значении Н.П. Остроумова в деле изучения ислама и распространения знаний о нем, нельзя ни упомянуть также и научно-педагогическую деятельность исследователя в рамках Ташкентской офицерской школы. В 1900 г. в Ташкенте была открыта офицерская школа по изучению восточных языков с. 98]. Н.П. Остроумов , считавшийся к тому времени, по словам известнейшего российского востоковеда В.В. Бартольда, «несомненно, лучшим знатоком ислама и его прошлого» с. 56–59], откликнулся на предложение руководства учебного заведения ознакомить слушателей с настоящим и прошлым ислама. Приняв приглашение ознакомить слушателей с курсом «Исламоведение», Остроумов на первых порах своей педагогической деятельности встретился с большими затруднениям, которые выражались, по его же собственным словам, в «отсутствии руководства по названному курсу» с. 3]. Для пополнения этого пробела исламовед решил переиздать работы об исламе и его прошлом, напечатанные им раньше, преимущественно в «Православном собеседнике», с некоторыми изменениями и дополнениями. Итогом же исламоведческих исследований автора явились пять работ, объединённых общим названием – «Исламоведение»: «Аравия – колыбель ислама» (1910), «Коран – религиозно-законодательный кодекс мусульман», «Шариат по школе (мазхаб) Абу Ханифы», «Догматы Корана» и «Введение в курс исламоведения» (1910–1914) с. 40]. После революции 1917 г. Н.П. Остроумов продолжал интересоваться судьбами местного исторического краеведения. Однако на службу в советские учреждения, помня его «дореволюционное прошлое» и зная о религиозных убеждениях, Н.П. Остроумова брали неохотно. Его лишь иногда привлекали в качестве консультанта и лектора по истории Туркестана и исламоведению. 17 ноября 1930 г. в дачном поселке Никольском под Ташкентом скончался магистр богословия Николай Петрович Остроумов . Так завершилась жизнь одного из виднейших воспитанников Казанской духовной академии. Восприняв все её традиции, он, несмотря на трудности и превратности судьбы, продолжил их и в Туркестанском крае, где был одним из известных специалистов в области миссионерства и изучения ислама. Н.П. Остроумов оставил после себя большое научное наследие, которое сегодня требует изучения. Библиографический список:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Люди из североарабского окружения Насра рекомендовали ему самый простой и радикальный способ справиться с упрямцем – убить его, и даже предлагали взять на себя выполнение этого замысла. Наср отказывался от такой крайней меры и кончил тем, что заточил его в цитадели Мерва, а для успокоения йеменитов, опасавшихся, что с их вождем там могут тайно покончить, разрешил быть при нем троим его сторонникам. Цитадель Мерва, известная в археологической литературе как Эрк-Кала, 686 была сложена из кирпича и глинобитных блоков, и это облегчало побег ал-Кирмани. Его сторонники обнаружили старый подземный водосток, расширили его и на двадцать девятый день помогли ему выбраться наружу. Вдобавок к страхам, вызванным возможностью застрять под землей, ал-Кирмани натолкнулся на змею, которая обвилась вокруг него, но, к счастью, не укусила. После один из спасителей с облегчением пошутил: «Наверное, эта змея – аздитка». Под цитаделью ал-Кирмани ожидал человек с лошадью, на которой он доехал до селения, где жили аздиты, и объявил, что выступает против Насра. Его поддержали 3000 йеменитов. 687 Это была сила, вполне способная доставить Насру серьезные затруднения. Тогда же в наместничестве Абдаллаха б. Умара появилась тень еще одного человека, способного нарушить спокойствие в Хорасане – вождя хариджитов Хариса б. Сурайджа, много лет воевавшего вместе с тюрками против своих собратьев-мусульман. Обострение отношений с ал-Кирмани побудило Насра искать контактов с Харисом, за что Йазид сделал ему выговор. Вскоре, однако, мнение Йазида переменилось. Делегация хорасанских сторонников ал-Хариса, заручившись рекомендательным письмом от прославленного уже тогда правоведа Абу Ханифы, попала на прием к халифу и ходатайствовала о помиловании ал-Хариса. Их аргумент был неотразим: ты ради укрепления веры пошел на убийство двоюродного брата, но и ал-Харис боролся за то же самое. Йазиду нечего было возразить, и он написал Абдаллаху б. Умару об амнистии ал-Харису и приказал возвратить конфискованную у того собственность; далее это распоряжение было передано Насру.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Основателем ханифитского мазхаба является Абу Ханифа. Этот мазхаб возник в восьмом веке в городе Куфа (Ирак). Особенности этого мазхаба: Коран понимается как источник права целиком и безоговорочно; сунна принимается как независимый источник, но только после тщательного отбора хадисов; согласованное мнение (иджма) предшественников учитывается лишь, если оно исходит от передатчиков достоверных хадисов. Однако при исследовании новых вопросов принимается иджма любой группы авторитетных лиц, что создает возможность региональных иджма. Суждение по аналогии (кияс) может строиться на любом достоверном материале, но обязательно с глубоким логическим обоснованием. Если решение, принятое на основании кияса ведет к вредному или абсурдному результату, применяется предпочтительное решение (истихсан). Ханифитский мазхаб допускает широкое применение обычного права как вспомогательного, но независимого источника права, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в деловые и бытовые контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту. Благодаря широкой терпимости этот мазхаб начиная c XI века стал быстро распространяться и в настоящее время ханифитами является подавляющее большинство мусульман России (кроме некоторых народов Северо-Восточного Кавказа), Средней Азии (кроме исмаилитов Памира) и стран Балканского полуострова. Основатель маликитского мазхаба – Малик ибн Анас Аль-Асбахи (713–795). Как и Абу Ханифа, имам Малик располагал источники мусульманского права по мере их важности: Коран, Сунна, иджма и местные обычаи. Особое значение он придавал хадисам как инструменту юридической практики. В отличие от Абу Ханифы, Малик не требовал, чтобы используемый хадис относился к категории широко известных. Главным для него было, чтобы передатчики этих хадисов не слыли явными лжецами или же не страдали слабой памятью. Особое значение Малик придавал практике жителей Медины, и отвергал даже достоверные хадисы в том случае, если они противоречили повседневной практике жителей Медины. В настоящее время большинство мусульман, придерживающихся маликитского мазхаба, проживают в Африке.

http://azbyka.ru/religioznye-osnovy-isla...

на 16 зарегистрированных мечетей приходилось уже 49 незарегистрированных мусульм. групп. Отсутствие регистрации не означало, что община существовала в подполье: практиковались публичные богослужения (во время праздников ураза-байрама и курбан-байрама), похоронно-поминальные обряды. В 1981 г. в Карачаево-Черкесской обл. имелось 12 легальных мусульм. общин. В 1944-1989 гг. мусульм. общины К.-Ч. входили в Духовное управление мусульман Сев. Кавказа, управлял мусульманами области кадий по Ставропольскому краю. В кон. 80-х гг. XX в., в ходе возрождения религ. жизни в стране, в К.-Ч. был зарегистрирован ряд мусульм. орг-ций и групп. В 1989 г. в регионе насчитывалось 26 легальных общин. В 1990 г. на 1-м съезде мусульман К.-Ч. и Ставрополья был учрежден самостоятельный духовный центр - казият, годом позже преобразованный в муфтият - Духовное управление мусульман Ставропольского края (с 1992 Духовное управление мусульман К.-Ч. и Ставрополья). В 1993 г. открылся Карачаево-Черкесский ислам. ин-т им. имама Абу Ханифы, главной задачей которого является подготовка мусульм. духовенства. В 2010 г. мусульмане Ставропольского края образовали собственный муфтият, разделение было подтверждено на 8-м съезде мусульман К.-Ч. и Ставрополья, прошедшем в марте 2011 г. и утвердившем новое название муфтията для К.-Ч.- Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесской Республики. В 1989-2011 гг. количество ислам. орг-ций в регионе увеличилось с 24 до 110, построено ок. 100 мечетей. Основная масса мусульман К.-Ч.- сунниты (см. Сунна ), последователи ханафитского мазхаба. Есть последователи суфизма , салафизма. На территории республики известны могилы мусульм. святых - зияраты, наиболее почитаемые из к-рых расположены у аула Хурзук и в Тебердинском ущелье. С 90-х гг. XX в. на территории К.-Ч. действует религ. экстремистское подполье. Большой общественный резонанс получили убийства в 2006 г. имамов Абдулкерима Байрамукова, Исмаила Батчаева и Абубекира Курджиева, а также убийство в 2009 г. ректора Карачаево-Черкесского ислам.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Ной, читаем мы, сказал: Господи мой! не оставляй на земле ни одного неверного (71, 27). Мстительные люди бывают неразборчивы в средствах мести. Природа их самая грубая; по характеру своему они бывают жестоки. Мухаммед в черствости и жестокости своей превосходил других. Ему чужды были эстетические удовольствия. За исключением поэзии он презирал всякое искусство. Музыку он терпеть не мог и, когда слышал ее, затыкал себе уши. Нафи рассказывает, что однажды он шел с Ибн-Омаром по одной дороге; послышались звуки свирели и Ибн-Омар, заткнувши пальцами уши, своротил на другую дорогу. „Я, – говорит Нафи, – спросил Ибн-Омара, зачем он так сделал и тот отвечал, что так поступал пророк, когда слышал звуки музыки“‎ 438 . Замечательно, что и теперь мусульмане не уважают музыки. Известные ученики Абу-Ханифы Мухаммед и Абу-ИОсуф не согласны даже со своим учителем в том, чтобы тот, кто разобьет музыкальный инструмент, например, свирель, барабан, кимвал и др., принадлежащие мусульманину, обязан был нести за это ответственность 439 . Неспособный к эстетическим впечатлениям, пророк Аравии лишен был чувства сострадания. Заподозривши евнуха в привязанности к Савде, он послал его в Гулему. Когда приближенные сказали ему, что евнух умрет в пустыне с голоду, он позволил ему только два раза приходить в город за пищей. Если верить толковникам Корана, спартанская грубость и черствость Мухаммеда доходила в нем до заглушения родственных и сыновних чувств. Говорят, во время одного похода, проходя мимо могилы матери своей, он остановился, прослезился и хотел было помолиться, но вдруг встрепенулся и прочитал: Не подобает пророку и верующему просить у Бога прощения многобожникам, хотя бы они были близкими родственниками, после того, как объявлено, что они будут изгнаны в огонь геенский (9, 114) 440 . В другой раз он задумался было о своих родителях, но тут пришел к тому выводу, что с него „не спросится ответственность за идущих в адский огонь“ 441 (2, 13). Злоба его к врагам и огрубение в нем сердца росли прогрессивно. Политические соображения перепутывались с религиозными стремлениями и сделали его каким-то несчастьем для Аравии. Перерезать и замучить на глазах сотни людей для него ничего не значило. Когда над Бени-Корейзой был произнесен бесчеловечный приговор и одни стали уговаривать пророка, а другие говорили, что пророк посрамил себя поступком, достойным идолопоклонника, он объявил, что приговор этот сходит с третьего неба 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010