Михаил Рождественский Библиография А.В.Коротаев, В.В. Клименко, Д.Б.Прусаков. Возникновение ислама. А.К.Аликберов. Эпоха классического ислама на Кавказе. Абд аль – Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх: [каноны религиозной практики] пособие для исламских учебных заведений/Абд аль – Хамид Тахмаз [пер. с араб. А.Нирша] Абд аль – Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитских фикх в новом обличие. Религиозные обязанности (Ибадат): жертвоприношения (забихат, Удхийат, акыкат, хадй): изложение установлений шариата согласно мазхабу имама Абу Ханифы с указанием Корана и сунны. Абдальхамид Тахмаз. [Пер. с араб. Р.С. Ахмеджанова]. Религиозные обязанности (Ибадат). Абдулхаким Шаръий Жузжоний. Развитие шариата в Афганистане (Историко – правовое исследование) Автореферат диссертация кандидата юридических наук. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. Абдулмалек. Роль шариата и шариатского суда в оформлении частно – земельной собственности и сделок с землей в Афганистане в 50 – 70гг. XX в. (Анализ поземельных документов): Диссертация кандидата исторических наук. Институт востоковедения. Абу Ханифа Ад – Динавери, Антаки П.В. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Вып. 1 – 2 СПб. Депортация духовных дел иностранных исповеданий 1912 – 1913гг. 2т.; 24 Об опеке, дарении и признании по учению Абу Ханифы. Агакеримова Чинара Агашерифовна. Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской Империи: Историко – правовой аспект: Автореферат/Диссертация кандидата юридических наук. Адыгамов Абдулла. Исламское право (фикх): очищение, молитва, пост, закят, хадж. Российский Исламский Университет. ал – Баша, Абдель Рахман Раафат. Картинки из жизни сподвижников Посланника Аллаха. Изд. при содействии ком. мусульман Азии из Кувейта. Аль – Бути Мухаммад Саид Рамадан. Путь размечен: отказ от мазхабов опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому шариату. Перев. с араб. З.Атаев, З.Увайсов. аль Албани Мухаммад Насир ад – Дин. Описание молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): с самого начала до конца, как если бы это видели собственными глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

4) Более определенное указание встречаем в словах: 60 «Думают некоторые, что слова аль-хай-уль кайюм есть великое имя Бога. Это подтверждается тем, что рассказывает Аль-Байгакый относительно имен и свойств Божиих, передавая буквально слова Абу-имамя: «великое имя Бога, которым кто молится Ему, того Он слышит, находится в трех главах Корана: в главе: Корова, в главе: Семейство Имрана, и в главе: Тага». Я стал искать их, говорил Абу-имамя, и нашел в главе Корова, в стихе Престола: «Бог – нет другого достопокланяемого, кроме Его, Живаго, Присносущего» (Крн. 2:256); в главе Семейство Имрана: «Бог – нет другого достопокланяемого, кроме Его, Живаго, Присносущаго» (Коран. 3:1); в главе Тага: «И поникнуть лица пред Живым, Присносущим» (Коран. 20:110). Так сказано в книге Дюррюль-мансурь «Рассыпанный жемчуг». Иисус, когда хотел воскрешать мертвых, молился Богу словами: о Живый, о Присносущий!» Автор книги Мягалим-уль-якин «Признаки истинного знания» пишет: «По мнению некоторых Аль-хай-уль-кайюм «Живый, Присносущий» есть великое имя; по мнению других великое имя есть Зюль-джелали валь-икрам «Владыка славы и величия (85-ое имя в 99-ти именном списке). Бог лучше всех знает истину этого дела». 5) Не удовлетворяясь этими указаниями на великое имя Бога, большая часть исламских богословов предполагаем его в общем арабском имени Бога Аллаг. Свои мнения они высказывают и доказывают так: а) В книге Мягалим-уль-якин, указанной выше, читаем слова: «Много есть мнений о великом имени Божием: одни говорили, что оно неизвестно; другие говорили, что известно, и что имя Аллаг есть великое имя». б) В предисловии к сочинению Галия аль-Кария «Объяснение на фикги акбярь» читаются слова: «Рассказывают о Гешаме, что он говорил: я слышал о Мохаммеде, сыне Хасановом, который говорил: слышал я слова Абу-Ханифы: великое имя Бога есть это самое имя, каким мы называем Его, Аллаг. Тоже говорили Тазавий и очень многие из аскетов, посвятивших себя созерцанию Бога, так что, по их пониманию, для подвижников в аскетической жизни нет зикра выше зикра посредством этого имени 61 . Аллаг есть собственное имя Бога, первообразно составленное для означения понятия, не указывающее на какой-либо корень, от которого бы оно было взято. Этого мнения держатся очень многие; из числа их: Абу-Ханифя – благоволение Божие к нему, Мохаммед бен-Хасян, Шафий, Аль-Халиль, Заджаджь, Ибн-Кисан, Аль-Халямий, Имам-Харамейн, Газзалий Хаттабий, и другие».

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Правящий архиерей Элистинской епархии принял участие во встрече духовных лидеров Калмыкии с исламскими муфтиями юга России 14 декабря 2017 г. 10:50 12 декабря 2017 года в конференц-зале Правительства Республики Калмыкия состоялась встреча глав буддийской, православной и мусульманской общин Калмыкии с духовными лидерами мусульман юга России, прибывшими в Элисту по приглашению Духовного управления мусульман республики. Встреча проходила в формате круглого стола по теме: «Укрепление межконфессиональных отношений в Республике Калмыкия». Работу круглого стола провели глава Республики Калмыкия Алексей Орлов, заместитель начальника Департамента Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Алмаз Файзуллин, а также сопредседатели Межрелигиозного совета Калмыкии — архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и председатель Духовного управления мусульман Республики Калмыкия муфтий Солтанахмед Каралаев. В числе почетных гостей присутствовали: заместитель директора Благотворительного фонда «Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования» Руслан Волков; председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России Исмаил Бердиев; член Общественного совета Северо-Кавказского федерального округа Ибрагим Ибрагимов; председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарской Республики муфтий Хазраталий Дзасежев, председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края муфтий Мухаммад Рахимов; председатель Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия — Алания муфтий Хаджимурат Гацалов; председатель Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края муфтий Аскарбий Карданов; председатель Духовного управления мусульман Астраханской области муфтий Рауф Джантасов; первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Дагестан Абдула Аджимулаев; полномочный представитель главы Управления мусульман Кавказа на Северном Кавказе Шагабитдин Керимов; ректор Северо-Кавказского исламского университета имени имама Абу Ханифы Шарафудин Чочаев.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Багдад – Эрбиль, 5 мая, I.MEDIA/Apic/Благовест-инфо. Кардинал Леонардо Сандри, префект ватиканской конгрегации по делам католических Церквей восточного обряда, находится с 1 по 5 мая в Ираке . Главная цель визита высокого куриального прелата – засвидетельствовать солидарность с гонимыми христианами в этой стране. 1 мая, по прибытии в Багдад, кардинал Сандри направился в здание нунциатуры, где состоялась его встреча с членами межцерковной комиссии, которая, по поручению правительства, составляет новые учебники по основам христианской религии для иракских школ. Во встрече принял участие представитель министерства образования. Во второй половине дня иерарх совершил мессу в халдо-католическом соборе св. Иосифа иракской столицы. В своей проповеди аргентинский иерарх особо упомянул «многочисленных братьев и сестер – христиан всех конфессий и, шире, всех людей, которые в последние месяцы оказались жертвами неслыханного насилия и многие из которых погибли». Размышляя на тему отрывка из Деяний апостолов, повествующего том, как Савл – будущий апостол Павел – в своем ослеплении думал, что совершает службу Богу, преследуя первых христиан, кардинал коснулся того насилия, которое осуществляют сегодня в Ираке и Сирии джихадисты. «Думая, что они исполняют свой религиозный долг, эти люди попирают человеческое достоинство – как своих жертв, так и свое собственное». «Мы хотим верить, что в глубине сердец этих людей – как вождей, так и рядовых бойцов – однажды проснется осознание того, что они пребывают в ослеплении, что они захотят изменить свою жизнь и станут употреблять свои силы на то, чтобы созидать, а не разрушать и уничтожать», -- сказал Леонардо Сандри. На следующий день, 2 мая, ватиканский иерарх побывал в багдадской мечети Абу Ханифы. Префекта конгрегации восточных церквей сопровождали представители иракского отделения международной благотворительной организации «Каритас». Сегодня эта суннитская мечеть – одна из крупнейших в иракской столице – оказывает приют тысяче беженцам-суннитам из западной провинции Аль-Анбар, частично захваченной боевиками «Исламского государства».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости От коронавируса умер основатель Духовного управления мусульман Нижегородской области 09.11.2020 10:48 Фото: благотворительный фонд имени Абу Ханифы Некоммерческая организация Москва, 9 ноября. Первый руководитель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар Идрисов умер на 67 году жизни из-за коронавируса, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт управления. " Духовное управление мусульман Российской Федерации с глубоким прискорбием сообщает о кончине в ночь с 7 на 8 ноября основателя Духовного управления мусульман Нижегородской области, имама-хатыба Нижегородской соборной мечети Умара-хазрата Идрисова от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией " , - говорится в сообщении. Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин выразил соболезнования семье Идрисова и всей нижегородской мусульманской общине. " Умар-хазрат Идрисов стоял у самых истоков духовного возрождения уммы (религиозной общины – ред.) Нижегородской области... От возвращения мусульманам Нижегородской соборной мечети, строительства десяткой мечетей по всей области и до формирования системы исламского просвещения и образования, воспитания целой плеяды молодых религиозных деятелей – многие достижения нижегородской уммы являются прямой и непосредственной заслугой нашего усопшего брата " , - цитируются на сайте слова Гайнутдина. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин также выразил соболезнования родным и близким Умара Идрисова. " Вклад Умара Идрисова в развитие межнациональной дружбы народов нашего региона сложно переоценить. Он проводил огромную работу по строительству и реконструкции мусульманских святынь в Нижнем Новгороде и области. Умар Идрисов навсегда останется в истории региона как один из самых ярких духовных лидеров. Он был очень образованным человеком, помогал другим найти свой путь к знанию, проводил серьезную просветительскую работу. Именно такой подход к вере и является залогом мирного и гармоничного развития общества в целом " , - цитирует пресс-служба правительства региона слова Никитина.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ставропольская епархия и Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарии подписали соглашение о сотрудничестве 16 сентября 2008 г. 11:15 13 сентября в Нальчике состоялось заседание недавно созданного межконфессионального молодежного клуба «Согласие», на котором обсуждались проблемы нравственности и асоциальных явлений в молодежной среде. В расширенном заседании клуба приняли участие студенты Кабардино-Балкарского государственного университета, Ставропольской духовной семинарии и Северо-Кавказского исламского университета им. имама Абу Ханифы, парламентарии, священнослужители и журналисты — всего около ста человек. Встреча прошла в здании Парламента КБР. После вступительного слова председателя республиканского Госкомитета по делам молодежи и общественных объединений Бориса Паштова к присутствующим обратился проректор Ставропольской духовной семинарии архимандрит Роман (Лукин). «Проблемы нашего общества, это результат многолетнего господства безрелигиозной морали, — отметил архимандрит Роман. — " Если Бога нет, то все дозволено " — вот квинтэссенция такой системы ценностей, сформулированная в " Братьях Карамазовых " Достоевского. Моральные принципы должны иметь прочное основание, и этим основанием является вера». Говоря о межконфессиональных отношениях на Северном Кавказе, священник подчеркнул, что христиане и мусульмане, сохраняя свою веру, могут и должны находить общий язык в решении социально значимых вопросов. Проректор СтДС рассказал о примере такого сотрудничества в Ставропольской епархии , где нынешним летом функционировал лагерь для православной и мусульманской молодежи, организованный по инициативе архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана . «Наши конфессии равно стремятся воспитать в молодежи религиозное чувство, нравственность, уважение к ценности семьи, нас многое объединяет, — сказал архимандрит Роман. — Нужно сотрудничать, активизировать молодых верующих на преодоление асоциальных явлений вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности».

http://patriarchia.ru/db/text/460554.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Ф. Гиргас. Фотография. Кон. 70-х гг. XIX в. Владимир Федорович (1.12.1835, Гродно - 1887, Киев), рус. востоковед, лингвист, арабист; исследовал правовое положение христиан в мусульман. странах. Происходил из старинного польско-литов. дворянского рода, образование получил в С.-Петербурге, где учился в 4-й гимназии, а затем с 1854 по 1858 г.- в С.-Петергбурском ун-те на фак-те вост. языков. Затем на протяжении 2 с половиной лет в Париже посещал лекции учеников знаменитого франц. ученого Сильвестра де Саси - Коссена де Персеваля и Рено. Заинтересовался изучением совр. араб. языка и лит-ры. Зимой 1860 г. возвратился в С.-Петербургский ун-т, а 31 мая 1861 г. был отправлен в научную командировку в Сирию и Египет, к-рая продлилась до 1 мая 1864 г. В нач. 1865 г. Г. защитил магист. дис. «Права христиан на Востоке по мусульманским законам» и затем преподавал араб. язык и лит-ру в С.-Петербургском ун-те. В 1873 г. защитил докт. дис. «Очерк грамматической системы арабов» (СПб., 1873). В 1875 г. в С.-Петербурге вышло в свет литографическое издание его очерка истории араб. лит-ры, в 1875-1876 гг. совместно со своим учеником бароном В. Р. Розеном он составил фундаментальную хрестоматию по араб. лит-ре, в 1881 г. им был выпущен арабско-рус. словарь, в 1882 г. Г. осуществил перевод «Основ мусульманского права» нидерланд. ученого ван ден Берга. Также им были составлены учебники по араб. языку. Г. принимал участие в международном проекте - составлении указателей к антологии «Книга песен» (Х в.) и приступил к изданию истории Абу Ханифы ад-Динавери. 22 марта 1886 г. Г. подал в отставку по болезни (он был болен туберкулезом) и уехал в Киев, где и скончался. Соч.: Права христиан на Востоке по мусульманским законам: Дис. канд. фак. вост. яз. В. Гиргаса на степ. магистра араб. словесности. СПб., 1865; Словарь к Арабской хрестоматии и Корану. Каз., 1881; Арабская хрестоматия. СПб., 1875-1876. 2 т. (совм. с В. Р. Розеном); 18902, 19003, 19124; Арабско-рус. словарь к Хрестоматии. Ташкент, 1924. Лит.: Крачковский И. Ю. В. Ф. Гиргас: (К 40-летию со дня его смерти)//Зап. Коллегии востоковедов. 1928. Т. 3. Вып. 1. С. 63-90; он же. Очерки по истории рус. арабистики. М.; Л., 1950. С. 136-139. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед КРАЧКОВСКИЙ Игнатий Юлианович (1883-1951), востоковед-филолог, один из создателей отечественной школы арабистики, основоположник изучения арабо-христ. литературы в России АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР

http://pravenc.ru/text/165031.html

Основные ученики имама Заида: Абу Халид, Амр ибн Халид Аль Уасити (ум. в 889г.), Аль Хади Ила Аль Хак, Яхья ибн Аль Хусейн (860 – 911гг.), Аль Хасан ибн Али Аль Хусейни (845 – 917гг.). В настоящее время последователей этого мазхаба можно встретить по преимуществу в Йемене, где это течение представляет большинство жителей города. Мазхаб лаититов Основал мазхаб лаититов имам Аль – Лайт ибн Сад (716 – 791гг.), современник Абу Ханифы и имама Малика. Он родился в Египте и после всестороннего обучения стал видным ученым Египта. Аль – Лайт переписывался с Маликом по различным вопросам права и, в частности, о включении им практики жителей Медины (амаль) в один из источников права. Мазхаб Аль – Лайта прекратил свое существование вскоре после его смерти в 791 году. Причиной тому было то, что он имел мало последователей, а это, естественно, сказалось на будущем этого мазхаба. К тому же Аль – Лайт не заботился о том, чтобы его немногие ученики записывали его взгляды и доказательства. В результате после себя он оставил очень мало материала. Вдобавок к этому, сразу после смерти Аль – Лайта в Египте поселился другой известный ученый Аш – Шафии, который быстро распространил свое влияние в этой местности. Мазхаб тауритов Основатель мазхаба имам Суфьян Ат – Таури (719 – 777гг.). Он родился в Куфе и, как родоначальники других мазхабов, прилежно изучал хадисы и фикх. После своего обучения Таури стал основным ученым в Куфе по фикху и хадисам. Он был современником другого известного ученого Абу Ханифы, с которым был солидарен во мнениях. Единственное, что Таури не приветствовал у Ханифы, это кийяс и истихсан. Как и некоторые другие имамы, Таури был в немилости у тогдашней власти. Из – за своего прямого характера и несогласия с политикой Аббасидов, он часто конфликтовал с чиновниками этой династии. За отказ принять пост судьи (кадия) Куфы, его вынудили отказаться от преподавательской деятельности и навсегда оставить родину. Оставшуюся часть жизни он был вынужден скрываться вплоть до своей смерти в 777 году.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

По поводу мытья пальцев на ногах ученик имама Малика ибн Анаса Ибн Уахб рассказывал следующее: «Однажды я услышал, что кто – то спрашивает Малика о мытье пальцев ног при совершении Ууду (омовение или ритуальное состояние чистоты, необходимое для совершения религиозных предписаний – авт.), на что он ответил «Люди не должны этого делать». Я подождал, пока большинство людей покинули учебный кружок, и сообщил ему, что есть один Хадис насчет этого. Он спросил, что это за Хадис, и я сказал, что и Аль – Лайт ибн Сад, и Ибн Лухайя, и Амр ибн Аль – Харис рассказали со слов Аль Мустаурида Шидада Аль – Кураши, что тот видел, как Посланник Аллаха (с) трет мизинцем между пальцами ноги. Малик сказал: «Это воистину хороший Хадис, который я никогда не слыхал раньше». Позже, когда я слышал, что люди спрашивают Малика о мытье между пальцами ног, он настаивал на том, что это место обязательно должно быть вымыто. (Ибн Аби Хатим, «Аль Джарх уат – Тадил» (Хайдарабад, Индия: Маджлис Дайрах аль Маариф аль Утманийя, 1952), предисловие, стр. 31–33 » 80 . Омовение ног без снятия сандалий или чулок считается недействительным. Однако в случае сильного мороза или опасности того, что обувь может быть украдена или насекомое ужалит обнаженную ногу, допускается омовение без снятия обуви. Если во время молитвы у человека возникло сомнение в том, правильно ли им было совершено омовение, молитва его считается недействительной и должна быть прервана. Относительно понимания аята о мытье рук: «..мойте ваши лица и руки до локтей...» (К.5:6) существует две точки зрения. Первой придерживались ученики Абу Ханифы Зуфар, Ибн Дауд Аз – Захири и некоторые из учеников Малика. Они принимали слова «до локтей», в смысле – не выше локтей. (Мухаммад ибн Али Аш – Шаукани, «Найл Аль Аутар») Ко второй принадлежали все четыре имама. Они считали, что этот аят означает: «до локтей, включая локти». («Аль Инсаф фи Баян Асбаб аль Ихтилаф») Свое мнение они основывали на достоверных хадисах, в которых говорится о том, как совершал омовение Мухаммед. «Нуайм Ибн Абдиллах Аль Муджмир рассказал следующее: «Я видел, как Абу Хурайра совершает омовение. Он полностью вымыл лицо, затем вымыл правую руку, в том числе и ее верхнюю часть... затем он сказал: «Я видел, что так совершает Ууду Посланник Аллаха (с)» (Собрано Муслимом «Сахих Муслим», англ, перевод, 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Мохаммедане, называя свою вероучительную книгу Кораном, хотят всегда разуметь, что эта книга, содержащая в себе слово Божие, указавшая человеческому роду истинное Боговедение, верный образ служения Богу, прямой путь к спасению человека, есть книга, по преимуществу достойная чтения. В мохаммеданских вероучительных книгах есть несколько определений Корана, в которых, более или менее удовлетворяя законам логического определения, указаны черты этой книги, или понятий о ней мохаммеданские. В указанном выше сочинении Абу-Ханифы. Коран определяется так: «Коран есть слово Бога Всевышнего, пишимое в книгах, хранимое в памяти людей, произносимое языком и ниспосланное пророку». В книге «определения» дается следующее определение Корану: «Коран есть то, что свыше ниспослано пророку, написано в книгах. передано от него преданием непрерывным и несомненным». «Коран, по мнению правоверных ученых, есть Божественное учение, сокращенно содержащее в себе все основные истины». Эти определения, или, вернее сказать, описания Корана, и все названия, какие дают ему мохаммедане, указывают то на внешние качества его, как книги, имеющей определенные вид и объем, то на его содержание, на качество учения, передаваемого в нем. Рассмотрение первых качеств доставит нам исторические сведения о вероучительной книге мохаммедан; а рассмотрение вторых определит характер мохаммеданского верования в нее и христианский суд о ее вероучении. Для составления удовлетворительно полного понятия о Коране, рассмотрим 1) внешние качества его, 2) внутреннее его достоинство. Рассмотр Корана по внешним качества его, как книги При рассмотрении Корана с внешней его стороны, т.е. с как книги, берем в рассмотрение: 1)форму этой книги в нынешнее время, 2) две первоначальные редакции Корана при халифах Абубекре и Османе, 3) рукописи Корана на мохаммеданском Востоке и печатные издания его в Европе, 4) переводы Корана на другие языки. 5) употребление Корана теми, для которых он служит законодательным кодексом в вероучении. 6) язык, на котором написан Коран и 7) науку толкования Корана у мохаммедан. 1. Нынешняя форма Корана

http://azbyka.ru/svedeniya-o-korane

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010