Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУТАКАЛЛИМЫ [От араб. «калам» - слово], мусульм. богословы-схоласты. Среди ислам. богословов велись споры о том, как следует интерпретировать слово Аллаха, открытое в Коране (Калам Аллах): как несотворенную часть божественной сущности или как то, что было сотворено в процессе говорения, т. е. о несотворенности или сотворенности Корана (см. ст. Мутазилиты ). Обращение к разуму как к высшей инстанции объединяло М. с философами арабо-мусульм. мира, опиравшимися на авторитет Аристотеля (араб. «фалясифа»). Различие между ними состояло в том, что для первых отправной точкой рассуждений были нормативные принципы ислама и проблематика, характерная для мусульм. богословия, а для вторых - нормативные принципы разума и античные модели философствования. М. стремились опровергнуть богословские аргументы христиан, иудеев и представителей др. религий. Они занимались вопросом совмещения божественной справедливости с предопределенностью посмертного наказания грешников. Др. задачей была гармонизация противоречивых фрагментов в Коране и хадисах. Хотя поиск знания (араб. «илм») является религиозной обязанностью всех мусульман, изучение науки калама (араб. «илм аль-калам») считалось предназначением высокообразованных ученых. По мнению имама Мухаммада аш-Шафии (767-820), основателя шафиитского мазхаба, должно быть ограниченное число знающих калам людей, к-рые могли бы защищать чистоту веры. Знаменитый мусульм. ученый Абу Хамид аль- Газали (1058-1111) полагал, что наука калама является не индивидуальной обязанностью отдельных мусульман, а коллективной ответственностью всей общины (араб. «умма»). Ханбалитский суфий Хаваджа Абдулла Ансари (1006-1089) написал специальный трактат «Дамм аль-Калам уа ахлихи» (Справочник по каламу и его представителям [мутакаллимам]), в к-ром критиковал использование калама. По мнению совр. мусульм. ученого Нух Ха Мима Келлера (род. в 1954), критическое отношение мусульм. ученых к каламу было связано с негативным отношением к рационалистической богословской школе мутазилитов, поэтому такие мыслители, как аль-Газали и имам Мухиддин ан-Навави (1233-1277), находили позитивные и негативные стороны калама и предостерегали от схоластических нападок мутазилитов и джахмитов, последователей мусульм. богослова Джахма ибн Сафвана (убит в 745), к-рого ранние ханбалиты считали еретиком ( Keller Nuh Ha. Mim Kalam and Islam//Islamica. L., 2005. N 13. P. 15-27).

http://pravenc.ru/text/2564408.html

Потом наступил второй период, стали оказывать им гораздо большее почтение, нежели в первый период. Затем наступил третий период, когда, по его словам, стали их чествовать только потому, что считали их ходатаями своими пред Богом, а потом стали покланяться им; значение их увеличилось и существование получило прочность. Поточу Бог послал Идриса, мир ему!.. Он запретил служение им и призвал их к служению всевышнему Богу. Но они смотрели на него как на лжеца, а потому Бог вознес его на возвышенное место, (дурные) же поступки их беспрестанно более и более увеличивались. Аль-Кельби со слов Абу-Салиха, со слов Ибн-Аббаса, говорит: (так продолжалось) до тех пор, как выступил Нух (Ной), которого Бог послал в качестве пророка. Ему было тогда 480 лет. Он призвал к (поклонению) верховному Богу, но они не послушались его и смотрели на него как на лжеца. Тогда Бог всевышний повелел ему устроить ковчег. Когда он окончил (постройку ковчега) и вошел в него, ему было 480 лет; после потопа он жил ещё 350 лет. Потоп поднялся на высоту и потопил всю землю. От Адама до Нуха (Ноя) прошло 2200 лет. Вода потопа низвергла этих идолов с горы Нуз на землю. Вода силою своего течения и своих волн носила их из страны в страну, пока не выбросила в область Джедды. Потом вода спала, и они остались на берегу Джедды, но подули ветры и покрыли их (песком). Гишам говорит: когда идол сделан из дерева, серебра, или золота в виде человека, то он (называется) ; а если он сделан из камня, то Гишам сказал: Амру-бну-Лухай... получил господство над Меккой и изгнал из неё джорхомитов, которые были здесь стражами храма и жрецами. У него был слуга из джиннов, по имени Абу-Темам. Он ему (слуге) сказал: поспеши отправиться в путь из Техамы счастливо и благополучно. Тот сказал: нет остановки (за мной). Сказал (Амру): ступай в Джедду, там ты найдешь несколько идолов, принеси их в Техаму и призови арабов к служению им. Он отправился на берег Джедды, отрыл их и принес в Техаму. Так как было время хаджа, то он призвал арабов к служению им.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Маших – библейский и коранический персонаж 38 Менахем – хазарский царь 203 Мешех – библейский персонаж, потомок Яфета 170, 171 Мешко – польский князь Мешко I (960–992) 79 Минучихр ибн Йазид – ширваншах (XI в.) 162 Моисей – библейский пророк 180, 196 Моисей – хазарский царь 203 Муавия – сын халифа-Омейяда Хишама I (724–743) 190 Муса ат-Тузи – проповедник в Дербенте (XI в.) 163 Муса ибн Фадл – правитель Гянджи (XI в.) 162 Муслим ибн Абу Муслим ал-Джарми – автор несохранившейся книги о Византии и Европе, выкупившийся из византийского плена в X в. 27 ал-Мутаваккил – аббасидский халиф (847–861) 39 Мухаммад (Мохаммед) – сын омейядского эмира Испании Абдаллаха (888–912) 189 Мухаммад ибн Ахмад ал-Азди – точнее: Мухаммад ибн Ахмад ал-Йазиди, ширваншах (981–991) 94 Мухаммад ибн Исхак – информатор Ибн ал-Факиха 35 Мухаммад ибн Халид ибн Йазид ибн Мазйад аш-Шайбани – правитель Арминии (845–849) 39 Нахшон – библейский персонаж 174 Нисси – хазарский царь 203 Ной (араб. Нух) 38, 110, 117, 170 Обадья – хазарский царь 203 Песах – см. Бул-ш-ци Петахия Регенсбургский – еврейский путешественник XII в. 208–210 Реувен бар Самсон – член киевской еврейско-хазарской общины X в. 176 Рипат – библейский персонаж, потомок Яфета 170 Роман I Лакапин – византийский император (919–941) 181, 182 Савир – библейский персонаж, потомок Тогармы 199 Савриил, Сабриэль – хазарский царь VIII в. (?) 180 Салман (Салман ибн Раби‘а ал-Бахили) – арабский полководец, участвовавший в арабском завоевании Закавказья в VII в. 36 Самана род – династия Саманидов, правившая в Табаристане до 914 г. 166 Свиет-малик, Свийт.м.л.к – имя или титул славянского правителя 46, 54, 57 Серах – жена Савриила 179 Сим – библейский персонаж 170 Симеон – библейский персонаж 180 Синай бар Самуил – член киевской еврейско-хазарской общины X в. 176 Смутсвит – см. Свиет-малик, Свийт.малик Сулайман – Соломон, царь Израиля и Иудеи (965–926 до н. э.) 140 Т-р-на – библейский персонаж, потомок Тогармы 199 Таршиш – библейский персонаж, потомок Яфета 170, 172

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отношение представителей ислама к Библии Ислам синкретически сформировался из нескольких источников: древнеаравийский культ, иудаизм, христианство, ханифизм (доисламское монотеистическое течение в Аравии) и маздеизм (древнеиранская религия). На формирование ислама, несомненно, оказали влияние ветхозаветные священные книги и Евангелие. В Коране упоминаются многие лица и события библейской истории. Однако эти рассказы приводятся весьма произвольно и неточно. Согласно Корану, человек сотворен из воды: «И Он – тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское. Господь твой – могуч!» (25: 54). В другой суре говорится: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка» (96: 1–2). Еще в одном месте сказано о глине: «Он сотворил человека из звучащей глины, как гончарная» (55: 13). В Коране, в отличие от Библии, не говорится о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Это расхождение весьма принципиальное. Имея в себе образ Божий и подобие, человек призван к прямому общению со своим Творцом. Он может соединиться с Господом. Этого нет в исламе. В книге Бытия повествуется, что вся семья патриарха Ноя (араб. Нух) спаслась в ковчеге. В Коране говорится о гибели сына Ноя: «И он плыл с ним в волнах, как горы. И позвал Нух своего сына, который был отдельно: “О сын, плыви вместе с нами и не будь с неверными”. Он сказал: “Я спасусь на гору, которая защитит меня от воды”. Нух сказал: “Нет защитника сегодня от повеления Аллаха, кроме как тем, кого Он помиловал”. И разделила их волна, и был он среди потопленных» (11: 44–45). В другой суре говорится несколько иначе: «Нуха, когда он воззвал раньше, и Мы ответили ему и спасли его и его семью от великого горя» (21: 76). Нет необходимости умножать примеры. Особенно искаженно в Коране говорится об евангельских событиях. Здесь расхождения сугубо принципиальные. Отрицаются: Боговоплощение, Крестная смерть на Голгофе, Воскресение. Даже известное всему миру событие Рождества Христова описано крайне странно. Утверждается, что Марйам удалилась в далекое место и родила Сына под пальмой (19: 23). В этой же суре («Майрам») Она названа «сестрой Харуна», то есть Аарона. У него, действительно, была сестра Мариам, но она жила за 15 веков до Рождества Христова.

http://pravoslavie.ru/68586.html

Вера в посланников (араб. наби – «пророк» или расул – «посланник») предполагает убеждённость в пророческой миссии отдельных лиц, возвещавших волю Аллаха людям. Суть профетических слов состояла в утверждении среди народов единобожия. Текст Корана содержит упоминания 25 пророческих имён 852 : Адам, Идрис, Нух (Ной), Худ, Салих, Ибрахим (Авраам), Лут (Лот), Исмаил (Измаил), Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Шуайб, Айуб (Иов), Зу-ль-Кифль (Александр Македонский), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Давуд (Давид), Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Альяса (Елисей), Йунус (Иона), Закариа (Захария), Йахьа (Иоанн), Йаса (Исайя), Иса (Иисус), Мухаммад. В числе посланников присутствует имя Исмаила (Измаила), рождённого, согласно библейскому тексту, от Авраама наложницей Агарью (см. Быт.16 ). Арабы, как мы помним, твёрдо убеждены в том, что именно Исмаилу принадлежит честь наследования обетований. Некоторые пророки упомянуты в Коране без указания имени. Из этого обстоятельства делается вывод о существовании в истории человечества и других посланников Аллаха, чьи имена неизвестны. Всем пророкам свойственны следующие атрибуты: 1 . опыт богообщения, при котором были получены богооткровенные сведения; 2 . способность творить чудеса; 3 . непогрешимость в трансляции другим людям полученных откровений; 4 . нравственная чистота; 5 . аристократическое происхождение. Примечательно, что последнее качество указывает на высокий социальный статус каждого посланника. Соответственно, простолюдин не может быть призван к профетическому служению, несмотря на свои духовно-нравственные достоинства. Образ пророка Исы (Иисуса) в исламе Рассказы о событиях из жизни Исы и Его Матери Марйам занимают важное место в тексте Корана. В этих отрывках угадываются сюжетные линии евангельских повествований, в значительной степени переосмысленные основоположником ислама. Коран о « людях Книги » «Людьми Писания» или «людьми Книги» (араб. ахль аль-Китаб) называются в Коране христиане наряду с иудеями. В целом о данной категории людей в Коране говорится весьма уважительно:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Точное число пророков неизвестно, поэтому, чтобы избежать ошибки, мусульманам рекомендуется говорить, что они веруют во всех пророков, начиная с Адама и заканчивая Мухаммадом. Часть пророков (25) упоминается в Коране, большинство - в суре «Скот»: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму [ср. Аврааму] против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь - Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака [ср. Исаака] и Йакуба [ср. Иакова]. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха [ср. Ноя], а из его потомства - Давуда [ср. Давида], Сулеймана [ср. Соломона], Айуба [ср. Иова], Йусуфа [ср. Иосифа], Мусу [ср. Моисея] и Харуна [ср. Аарона]. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию [ср. Захарию], Йахйу [ср. Иоанна], Ису [ср. Иисуса] и Ильяса [ср. Илию]. Все они были из числа праведников. А также Исмаила [ср. Измаила], Аль-Йасаа [ср. Елисея], Йунуса [ср. Иону] и Лута [ср. Лота]. Всех их Мы превознесли над мирами» (VI 83-86). В Коране упоминаются также Адам (III 33), Худ (VII 65), Салих (XI 61), Шуайб (XI 84), Идрис и Зулькифль (XXI 85), Мухаммад (XXX 40). Среди пророков существует иерархия: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней» (II 253). Пророк Мухаммад, с т. зр. мусульман, превосходит всех остальных пророков. Его пророческая миссия была всеобъемлющей. Она распространялась не только на людей, но и на джиннов. Мухаммад - «печать пророков», он последний пророк, посланный Аллахом перед Судным днем. В ислам. теологии пророки разделяются на 3 группы. К великим пророкам (улюль-азм) относятся Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса и Иса. Посланники (расуль; мн. ч. русуль) - это пророки, к-рые приносят новое свящ. писание и новый закон. Пророк (набий; мн. ч. анабийя) означает «приносящий известие», но в отличие от посланников пророки не приносят новое учение, а помогают общине понять то, что сообщил посланник. Каждый посланник является пророком, но не каждый пророк - посланником. Любой из пророков считается более совершенным, чем все др. люди, джинны или ангелы.

http://pravenc.ru/text/674977.html

  78) Поклонник св. горы видел в Карее псалтирь следованную, печатанную в Милешеве мон. 1557 г. при «архиепископе вьсее сербскыя земле и поморскые кир Макарие» стр. 125. 79) Сахарова Славян. библиогр. 24. 25. 28-31. 39. 41. Шафарика Югославян. Типографии в Чт. общ. ист. 1846 г. Как смотрели на печатание книги в Венеции высказывает дечанский иерод. Моисей в предисловии к сборнику 1538 г. «Велико поперение бысть от измаильтян на христианех ради согрешений наших. Того ради и наше укьснение бысть в западных странах италских, в велицей ереси римской, не могши изыти в своем отчьству, ради измаильтских великих поперений». Строева дополн. к Опис. стар. книг стр. 7. М. 1841 г. 80) Славянская оценка папе и Лютеру: на стене болгарского Зографского монастыря представлена на море ладья с учителями церкви и со Христом Господом на корме; с берега грозятся на нее еретики; папа старается багром опрокинуть лодку, а рядом с ним Лютер стреляет в нее из ружья. Заметка Поклонника стр. 333. 81) Летоп. в Гласнике V, 75. 82) См. пр. 71. Не знаем, на чем основаны известия Момировича стр. 131 о перенесении патриаршей кафедры в 1389 г. в новый Пек, в 1438 г. в Белград. Первого не видно по житию п. Ефрема. Стефан деспот избрал своею столицею Белград, но по памятникам не видно, чтобы патриаршая кафедра тогда же перенесена была в Белград; напротив п. Никодим приходил в Белград на погребение деспота (См. июля 19 прим. 11.) «Кое-что о сербской церкви под турецким владением». Спасича в Гласнике I, 140-153. Усердием преосвященнейшего и блаженнейшего кир. Макария патриарха – в л. 7070 (1552)»83). Блаж. патриарх Гавриил84), из дворянского сербского дома Раичей85), был первосвятителем сербским во время весьма тяжкое. Христиане сербские сильно страдали тогда от своеволий магометанского фанатизма. В октоихе, писанном в 1639 г. в Милешевом монастыре, писавший его говорил: «тогда подъехом нужду игонение великое и приет мучения венец Гавриил иеромонах м. октоврия в 9 день и много мучение подъеть от трьклетого Нух паши. И тогда изгна бостанжие из монастыря и не имехом, кому плакати. И идохь на царствующий град и царь (Мурат) бе на Богдаду; не имехом, кому плакати»86). По крайним нуждам кафедры и страны блаж. патриарх Гавриил отправился для милостыни в Валахию и оттуда явился в благотворительную Москву. – Здесь в 1655 г. он вместе с антиохийским патриархом присутствовал на соборе, весьма важном для славянских церквей. – Собор определил исправить церковные книги по греческим и древним славянским книгам. Восставшие тогда же против определений собора протопоп Аввакум, главный виновник порчи

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Очевидно, что славянская любовь к просвещению – не то, что любовь Лютера, топтавшего в грязь древнее, апостольское, христианство и доведшего учеников своих до антихристианства 357 . Блаженный святитель, по милости Божией, имел возможность сделать многое для Сербской Церкви и по ревности своей сделал весьма многое. Брат его был визирем при султане. При его помощи получил он гаттишериф султана на возобновление монастырей и церквей, расстроенных фанатизмом магометанским 358 . Прежде всего, как естественно, обратил он старание свое на возобновление древней патриаршей обители. Первые годы свои жил он в Милешевом монастыре 359 . Теперь он восстановлял свою кафедральную обитель. При обновлении святого престола Сербской церкви, говорит современная надпись, огромная трапеза патриархии, поддерживаемая тремя мраморными колоннами и тремя кирпичными, построена была «трудом и усердием преосвященнейшего и блаженнейшего кир Макария патриарха – в лето 7070 (1552)» 360 . Блаженный патриарх Гавриил 361 из дворянского Сербского дома Раичей 362 был первосвятителем Сербским во время весьма тяжелое. Христиане Сербии сильно страдали тогда от своеволий магометанского фанатизма. В октоихе, писанном в 1639 году в Милешевом монастыре, писавший его говорил: «Тогда подъехом нужду и гонение великое и приет мучения венец Гавриил иеромонах месяца октоврия в 9 день и много мучений подъет от трьклетого Нух паши. И тогда изгна бостанжие из монастыря и не имехом, кому плакати. И идох на царствующий град и царь (Мурат) бе на Богдаду; не имехом, кому плакати» 363 . По крайним нуждам кафедры и страны блаженный патриарх Гавриил отправился для милостыни в Валахию и оттуда явился в благотворительную Москву. Здесь в 1655 году он вместе с Антиохийским патриархом присутствовал на соборе, весьма важном для Славянских церквей. Собор определил исправить церковные книги по греческим и древним славянским книгам. Восставшие тогда же против определений собора протопоп Аввакум, главный виновник порчи книг при патриархе Иосифе, и друзья его, Коломенский епископ Павел и Муромский протопоп Даниил, отосланы были в монастыри на покаяние 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Давно уже Бог не посылал еврейскому народу наби (пророков). Со времени последнего пророка Малахии прошло уже более четырехсот лет. Поэтому, услышав о явившемся наби Яхье, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон стекался послушать его. Кто верил словам Иоанна и каялся в своих грехах, тех он крестил в реке Иордане, то есть погружал в воду, с возложением руки своей на голову. Поэтому Иоанн называется Крестителем. Крещение, то есть поливание водой и погружение в нее, столь озадачившее моих мусульманских друзей, практиковалось в Израиле еще с древнейших, языческих времен. Как известно перед молитвой мусульмане также совершают омовение. Это служит символом не только физического, но и духовного очищения. В христианской церкви установлен специальный обряд крещения, который совершается в храме. Священник молит Господа освятить воду, налитую в специальную емкость – купель и при этом трижды делает в воде знамение креста. После этого, подобно Иоанну, он три раза погружает в воду крещаемого. После этого человек считается христианином. Когда же Яхья увидел приближающегося к нему Иисуса, то поскольку он считал себя недостойным крестить Спасителя, то стал удерживать Его: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Коран, кстати, тоже ставит Иисуса на более высокую ступень чем “обычных” пророков. Пророков мусульманские богословы называют термином “наби”. Их, согласно вероучению, было ни много, ни мало – 124 тысячи. Среди наби выделяют 313 человек, которые носят одновременно термин “расул” (что переводится на русский язык как “посланники”). Это лица, которые получили от Аллаха не только устные, но и письменные откровения. Таким образом, в исламе все посланники (расул) одновременно и пророки (наби), но не все пророки одновременно и посланники. Среди посланников, в свою очередь, особым почитанием пользуются 9 человек, которых называют “стойкими пророками”. Восемь из девяти почитают и христиане: Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Иаков (Якуб), Иосиф (Юсуф), Моисей (Муса), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Иисус Христос (Иса). Из девяти стойких пророков самым большим почитанием пользуется девятый – Мухаммед. На втором месте по почитанию – Иса.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Для многих может стать большой неожиданностью тот факт, что Мухаммед и Коран проявляют большое уважение к Иисусу. Первая часть этой главы отражает множество моментов в учении Мухаммеда, касающихся Иисуса. Впрочем, Иисус никогда не говорил именно о Мухаммеде, потому что жил почти за шестьсот лет до рождения Мухаммеда. Несмотря на это, мы можем себе представить, что Иисус мог бы сказать о Мухаммеде, если возьмем за основу учение Самого Иисуса. Вторая часть этой главы предъявляет эти размышления. Уважение Мухаммеда к Иисусу Мухаммед говорит об Иисусе и о себе, как о «братьях по вере». «Посланник Аллаха сказал: «Я ближайший к Исе (Иисусу), сыну Мариам (Марии), из всех живущих ныне и в последующей жизни». Они спросили: «Объясни, Посланник, как это?» На что он ответил: «Пророки — братья по вере, рожденные от разных матерей. Их религия одна. И нет между нами апостола (между мною и Исой)». Таким образом, Мухаммед утверждал, что он и Иса исповедовали одну и ту же религию. Как же такое может быть? Для того, чтобы понять это и другие утверждения Мухаммеда об Иисусе, нужно знать, как Мухаммед объяснял отношения между исламом, христианством и иудаизмом. Ислам, иудаизм и христианство Следует не забывать о том, что Мухаммед жил в обществе, которое включало также иудеев, христиан и идолопоклонников. Так как Мухаммед признавал только одного Бога, так же, как и иудеи, и христиане, то ему нужно было объяснять, является ли один единый Бог, о котором говорит он, Богом иудеев и христиан. Объяснение Мухаммеда заключалось в том, что первой религией является ислам, и что Авраам (Ибрагим) исповедовал ислам еще до того, как появились христианство и иудаизм: «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников. Самые близкие к Ибрахиму люди конечно те, которые за ним последовали, и этот пророк и те, которые уверовали» (Сура 3:67–68). Согласно утверждению Мухаммеда, если Авраам исповедовал ислам, то все пророки, произошедшие от него, так же были приверженцами ислама. В Коране перечисляются многие библейские пророки поименно, включая Исаака, Измаила, Иакова, Иосифа, Ноя, Давида, Соломона, и Моисея (соответственно: Исхак, Исмаил, Якуб, Юсуф, Нух, Давуд, Сулейман и Мусса). Коран даже говорит, что Иоанн Креститель (Яхия) и Иисус тоже были пророками Аллаха (см. Сура 4:163; Сура 6:84–86; см. также Сура 2:135; Сура 3:94–95; Сура 4:125; Сура 6:161). Мухаммед относится к пророкам, как к своим «братьям», за исключением Ибрагима (Авраама), о котором отзывается, как об отце.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010