далее... Весь смысл нашего жития и делания, должен быть заключен в воспитании такой самоотверженной любви, она не приходит сама собой, она приобретается непрестанным трудом - личным и соборным, постом, молитвой. Вот - призвание, достойное человека. Оно открывает человеческому бытию вечные и бесконечные горизонты, оно было и остается призывом к людям, особенно молодым, еще открытым и восприимчивым, еще не искалеченным мелочными суетными целями, ко всему, что целостно, вечно и совершенно. далее... Можно сказать, что св. Симеон - последний византийский полемист против ислама. Конечно, апологетические и критические трактаты такого рода возникали и после падения Константинополя, но это уже было слово, сказанное либо под мусульманским гнетом, либо на чужбине. В них не было уже той свободы и своеобразного самосознания, которые создавали мировоззрение и установки, единые для всех византийских полемистов. далее... Имя Феодора Абу Курры, выдающегося и весьма оригинального православного богослова и миссионера, фактически незнакомо российскому читателю, хотя в последнее время указания на необходимость исследования его богословского наследия стали звучать и в среде современных православных патрологов. Предлагаемая статья преследует своею целью дать некоторое общее представление об этой интересной фигуре средневекового православного Востока. далее... Священное Писание сравнивает храм Божий с раем. В видении пророка Иезекииля райский сад растет на берегах реки, вытекающей из храма: " Из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника… У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться " . далее... Влияние прп. Феофана на последующую антимусульманскую полемику и на восприятие религии арабов в целом, колоссально и вполне сопоставимо с влиянием прп. Иоанна Дамаскина. Тем интереснее, что, хотя прп. Феофан, по-видимому, был знаком с антимусульманским трудом прп. Иоанна Дамаскина, в материале, который он выбирает, в акцентах, которые он делает, в своих оценках и в своих трактовках он стоит совершенно обособленно от него.

http://pravoslavie.ru/1422.html

Ему опять явился Господь и, открывая Себя под именем Бога Всемогущего (Эл-Шаддаи), повторил ему прежние обетования еще с большею ясностью и подтвердил их таинственным символом. Такое подтверждение всемогущества Бога было необходимо для того, чтобы сделать для Его слушателей ясным, что то, что казалось по самому существу невозможным, возможно для Него. Приближалось новое испытание веры, и, чтобы подготовить Аврама к делу требовавшегося от него послушания, Бог повелел ему всегда жить пред лицом Своим и вести жизнь, чуждую всякого греха или непослушания. «Я Бог Всемогущий», сказал ему Господь; «ходи предо Мною и будь непорочен», или, по буквальному выражению подлинника, «будь совершенен». Это, очевидно, то же самое требование, которое впоследствии предъявил Христос Своим ученикам: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». Идеал этот далеко превосходит способность человека; но для человека уже спасительно самое стремление и желание достигнуть его, и кто стремится к совершенству, тот исполняет эту заповедь и приятен Богу. Это новое откровение содержит три особенности, уясняющие прежний завет. Первая касается семени. «И поставлю завет Мой между Мною и тобою», говорил Господь, «и весьма, весьма размножу тебя». И когда Аврам в благоговении пал на лицо свое, Бог продолжал говорить с ним и сказал: «Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов... и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя». В знак этого великого обетования и с целью постоянно напоминать ему и его потомству о его важности, самое имя Аврама было изменено в «Авраам» вставкою буквы «а» 143 , одной из основных букв в имени Иегова. Аврам или Абу-Раму, как оно встречается на вавилонских памятниках, означает «высокий отец», т.е.. глава и начальник племени; но новое имя означает по-арабски «отец множества» и было таким образом подходящим именем для того, которому предстояло быть основателем могущественных народов. Собственно говоря, от него именно произошли двенадцать колен Израилевых, измаильтяне, потомки Хеттуры и едомитяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: “Из Египта воззвал Я Сына Моего” ( Мф. 2:13 ). Коптская церковь празднует вступление Иисуса Христа на землю египетскую в день 24й коптского месяца вашанс, что соответствует 1 июня по нашему календарю. В этот день во всех церквах Египта торжественно звучат слова патриарха: “О Египет, о народ Египта, о дети Египта, и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к нам Возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков!”. В Египте, передаваясь из поколения в поколение, сохраняются несколько чудесных сказаний о Марии, Иосифе и Младенце-Христе, неизвестных остальному миру. Они близки сердцу всех египтян – христиан и мусульман, потому что составляют часть души этого народа, ревностно хранящего предание о посещении его родины Святым Семейством почти 2000 лет тому назад. В Старом Каире беглецы побывали дважды – в начале путешествия и в конце, по пути домой. Первая их остановка была краткой: местный правитель, разгневанный тем, что при появлении Иисуса падали каменные идолы, вознамерился убить его. Святое Семейство укрылось в гроте, над которым в пятом веке была построена церковь в честь мученика Сергия (Абу Серга). Затем им пришлось двинуться дальше. В Новом Завете ничего не сказано о том, какие места посетило Святое семейство в Египте, как долго оно там находилось. У коптов же эта история описана довольно подробно. Общепризнанным источником считаются труды папы Теофилиуса, 23-го патриарха Александрийского (384–412 гг.). В них он рассказывает, как однажды, после долгой молитвы, Дева Мария явилась ему и поведала о путешествии Святого семейства в Египет. Четыре года спустя, по смерти Ирода, как повествует уже Евангелие от Матфея, “Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте. И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву”. Но перед этим Святое Семейство еще раз побывало в Вавилоне Египетском, где по преданию, у Иосифа были дальние родственники, уговорившие его немного погостить у них.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Коптская Церковь празднует вступление Иисуса Христа на землю египетскую в день 24-й коптского месяца вашанс, что соответствует 1 июня по нашему календарю. В этот день во всех церквях Египта торжественно звучат слова патриарха: " О Египет, о народ Египта, о дети Египта, и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к нам Возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков! " . В Египте, передаваясь из поколения в поколение, сохраняются несколько чудесных сказаний о Марии, Иосифе и Младенце Христе, не известных остальному миру. Они близки сердцу всех египтян - христиан и мусульман, потому что составляют часть души этого народа, ревностно хранящего предание о посещении его родины Святым семейством почти 2000 лет тому назад. В Старом Каире беглецы побывали дважды - в начале путешествия и в конце, по пути домой. Первая их остановка была краткой: местный правитель, разгневанный тем, что при появлении Иисуса падали каменные идолы, вознамерился убить его. Святое семейство укрылось в гроте, над которым в пятом веке была построена церковь в честь мученика Сергия (Абу Серга). Затем им пришлось двинуться дальше. В Новом Завете ничего не сказано о том, какие места посетило Святое семейство в Египте, как долго оно там находилось. У коптов же эта история описана довольно подробно. Общепризнанным источником считаются труды папы Феофила, 23-го патриарха Александрийского (384-412 гг.). В них он рассказывает, как однажды, после долгой молитвы, Дева Мария явилась ему и поведала о путешествии Святого семейства в Египет. Четыре года спустя, по смерти Ирода, как повествует уже Евангелие от Матфея, " Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте. И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву " . Но перед этим Святое семейство еще раз побывало в Вавилоне Египетском, где по преданию, у Иосифа были дальние родственники, уговорившие его немного погостить у них.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Мухаммед рассказал своему дяде Абу Талибу, который вырастил его, о пережитом. И дядя решил защитить племянника, но сам не принял учения Мухаммеда. Итак, каковым же было учение Мухаммеда на тот момент? Он говорил своему племяннику, что для того, чтобы быть мусульманином, он должен «свидетельствовать о том, что нет Бога, кроме Аллаха, отречься от Аль-Лата и Аль-Уззы [идолов] и отказаться от других богов». Мухаммед сказал также, что Джабраил указал ему, как нужно молиться, и разъяснил правила молитвы своим последователям. Позднее Мухаммед доставил новые предписания, которых следовало придерживаться, дабы быть мусульманином. В самом начале Мухаммед и мусульмане старались не выделяться. Они уходили в пустынные долины за пределами города, чтобы люди не видели их во время молитвы. Таким образом, тихо и неприметно, Мухаммед провел в Мекке три последующих года. Драматичное начало Иисуса Повествование о жизни Иисуса в Евангелиях по-другому описывает начало Его служения. Уже через несколько дней после крещения Иисуса пятеро человек следовали за ним повсюду (см. Ин.1:35-40 ; Инж., Юхан 1:35–40). Они вместе отправились в Иерусалим на празднование иудейской Пасхи. Когда они вошли в храм, Иисус сделал то, что само по себе должно было приковать внимание иудейских религиозных лидеров к Нему до конца его дней. Увидев людей, продающих скот, овец и голубей, меняющих деньги, Иисус разгневался. И, сделав бич из веревок, изгнал из храма и торговцев, и скот, высказав им: «Возьмите это отсюда, и дома Отца моего не делайте домом торговли» ( Ин.2:16 ; Инж., Юхан 2:16). У религиозных деятелей были серьезные сомнения относительно Его полномочий, но они не посмели остановить Его. Иисус остался в Иерусалиме на празднование Пасхи и сотворил Свои чудесные знамения, которые побудили многих уверовать в Него (см. Ин.2:23 ; Инж., Юхан 2:23). Иудейские религиозные лидеры (фарисеи) стали следить за Его деятельностью (см. Ин.4:1 ; Инж., Юхан 4:1). Иисус начал проповедовать в еврейских синагогах, и «разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране… и от всех был прославляем» ( Лк.4:14-15 ; Инж., Лк.4:14-15 ).

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Он сделает вас из смертных людей богоподобными сыновьями и дочерьми Бога. Он Сам омоет вас Своей собственной кровью и поселится в ваших сердцах вместе со Своим Отцом и Святым Духом, а что может быть выше этого! Разве это может дать вам лжепророк, не знавший, что его ждёт (Коран.46, 8) и который сам был из числа сомневающихся (Коран.6, 114)? Конечно, нет. Так не глупо ли из-за национальных или иных предрассудков отходить от верного слова Господня, подтверждённого многими знамениями и чудесами и доселе совершающимися в Православной Церкви, и выбирать ни на чём не основанное заблуждение? Пусть они возвратятся к бессмертному Отцу. Зачем им умирать вечной смертью в своём заблуждении? Зачем верить Мухаммеду, который сам говорил: «я не знаю ни того, что сделает Он (Бог) со мною, ни того, что – с вами» (Коран.46, 8). «Я не говорю вам, что у меня сокровища Божии, ни того, что знаю тайное» (Коран.6, 50.11, 33), – и не верить Иисусу Христу, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ), говорящему: «Все Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 )? Христос знает всё – и прошлое, и будущее. Он Начало и Конец Творения ( Апок.1:10 ). Зачем же мусульмане не слушают Его, хотя и знают, что именно Он будет судить их в Последний День? Мухаммед никого не воскресил от телесной смерти, не избавил никого от греха – этой гибели духа. Он умер, и верить в него бессмысленно, как и сказал Абу Бакр в день его смерти: «если кто верил в Мухаммеда, то знайте, что он мёртв, а кто верил в Бога – знайте, что Он не умрет никогда». Так вот, этот Самый Бессмертный Бог повелевает делать единственное доброе дело – «чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:29 ) – Иисуса Христа, единородное Слово Его, и кто мы такие, чтобы противиться воле Создателя. К всякой душе взывает Бог, поя Свою чудотворную песнь: «Услышь, дочь Моя – душа, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» ( Пс.44:11-12 ).

http://azbyka.ru/semya/brak-s-musulmanin...

Преподобный Ефрем Сирин говорит, что эти слова Господь произнес, " чтобы ученики Его не относились легкомысленно к Его учению и наставлению " (Толкование на Четвероевангелие). " Смотри же, - пишет блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании, - в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания, и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания " . Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37). Для того, чтобы профессору Казанского университета это стало понятнее, мы напомним один хадис: " передал Абу Хурайра, что посланник Аллаха сказал: " Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто из вас по-настоящему, пока не полюбит меня больше, чем отца своего и сына своего " " (Ал-Бухари, 14). " Более того, Новый Завет описывает Иисуса (мир ему) как безразличного и даже не уважающего свою мать " . Долгие часы, проведенные над Библией г-ном Азимовым, потрачены, как видно, впустую. Быть может, при более внимательном чтении мусульманский профессор смог бы обратить внимание на то, как Евангелие последовательно подчеркивает, что Иисус с детства был в повиновении у Своей Матери (Лк 2:51). Из послушания ей Он совершил и Свое первое чудо (Ин 2:1-11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (Мф 19:19, Мк 10:19, Лк 18:20) и, напротив, именно за нарушение почтения к матери Он порицал современных Ему фарисеев: Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф 15:4-6, то же Мк 7:10-12). Именно из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (Лк 7:12), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству.

http://pravoslavie.ru/1454.html

Применялась она и ранневизантийскими авторами. В середине IX века святой Константин Философ в диспуте с арабами использует аргументацию Абу Курры, отвечая на утверждение мусульман, что разделение христианства на различные ереси и секты – доказательство его непоследовательности. Впрочем, позиция святого Константина всецело апологетическая, систематической критики ислама мы в обоих его диалогах с мусульманами, сохраненными в житии, не увидим. Диалоги же Феодора содержат четкую отрицательную позицию по отношению к вере ислама и к личности Мухаммеда, лжепророка-арианина (1560А), находящегося во власти беса (1545В-1548А). Но использованные доводы представлены так, чтобы они были поняты оппонентами, что соответствует принципам настоящего диалога. Традиция христианского полемического диалога восходит еще к Новому Завету – значительная часть евангельских истин преподана нам в форме диалога, нередко полемического, лучший пример чему – Ин 8:12–27 и Ин 9:13–34 . Христианская письменность восприняла и развила эту форму с очень ранних времен: уже от II века дошли до нас «Октавий», «Диалог Паписка с Ясоном», «Разговор с Трифоном Иудеем» – все эти памятники имеют основой реально бывшие диалоги. В фиксировании опыта живого свидетельства веры перед иноверными заключалась особая ценность для Церкви – не только создание реально работающей системы аргументации, не только адекватное интеллектуальное изъяснение христианского упования, но прежде всего запечатление прямого действия Духа Божия, во исполнение слов Господа: «Не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый ( Мк 13:11 ; Мф 10:19–20 ), итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» ( Лк 21:14–15 ). Однако если в диспутах с иудеями христиане опирались как на общий авторитет на ветхозаветные писания, а в полемике с язычниками обращались к античному дохристианскому наследию, то в случае ислама основой для диалога могли стать лишь логика и общечеловеческие понятия и представления.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Прощение грехов «Вы веруете в Аллаха и Его посланника, боритесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами… Он простит тогда вам ваши грехи и введет вас в сады, где внизу текут реки, и в жилища благие в садах вечности…» (Сура 61:11–12) Спасение от гнева Аллаха Аллах не любит тех, кто отказывается воевать: «А кто обратит к ним в тот день тыл, если не для поворота к битве или для присоединения к отряду, тот навлечет на себя гнев Аллаха. Убежище для него — геенна, и скверно это возвращение!» (Сура 8:16). Вознаграждения в жизни после смерти Рай Мухаммед говорил о том, что для того, чтобы заслужить рай, люди должны были сражаться. «Повернувшись лицом к врагу… посланник Аллаха сказал: «Воистину, врата рая покоятся под тенью мечей». Один простолюдин встал и спросил: «Абу Мусса, слышал ли ты, как Посланник Аллаха сказал это?» Он ответил: «Да». (Рассказчик сказал): «Он вернулся к своим друзьям и сказал: «Я приветствую вас (прощальное приветствие). Затем он снял ножны с меча, отбросил их в сторону, и пошел на врага с (обнаженным) мечом и сражался с ним, пока не был убит». Гурии (девы) Мухаммед сказал, что сады рая будут полны прекрасными девственницами для услаждения мужчин: «Там скромноокие, которых не коснулся до них, ни человек, ни джинн» (Сура 55:56). «В них (садах) — добротные» (Сура 55:70). Вознаграждения Иисуса за мир, милосердие и прощение Иисус никогда не учил о войне во имя Бога, соответственно, Он не обещал каких-либо вознаграждений за подобные деяния. При этом Он говорил о наградах для тех, кто отказывался сражаться. Это учение собрано в известной Нагорной проповеди Иисуса. Он начал проповедь с упоминания тех людей, которые «блаженны»: «Блаженны милостивые, они помилованы будут… Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» ( Мф.5:7, 9-11 ; Инж., Мф.5:7; 9-11 ). Затем Он объяснил Божьи требования для того, чтобы попасть в Царство Небесное: этим требованием была праведность, стоящая выше праведности закона. Это была праведность, которая превосходила какие-то внешние проявления, и проникала вглубь сердца.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Реакция противоположной стороны не заставила себя ждать. Безумием назвал акцию израильских религиозных экстремистов с закладкой основания третьего Храма представитель Иерусалимской Православной Церкви Рауф Абу Джабер. Он заявил, что " Израиль хочет изменить религиозную ситуацию, существующую в Палестине уже 1400 лет " , и " эта провокация может привести к взрыву с непредсказуемыми последствиями " . По его мнению, " вслед за агрессией против исламских святынь последует агрессия против христианских ценностей, в первую очередь — Храма гроба Господня " . А потому " арабы — и христиане, и мусульмане — готовы противостоять иудаизации Палестины " . Так сугубо научный спор о местоположении храма Соломона перерастает в крупную политическую проблему. Остается надеяться на трезвый расчет и здравый смысл ведущих политиков по обе стороны баррикад. Сам облик храма реконструируется на основании весьма пространного библейского описания в Первой Книге Царств и архитектурных аналогий. Полагают, что стиль его складывался из элементов, характерных для разных стран ближневосточного региона. На это указывают и библейские строки: " И послал царь Соломон, и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его, тирянин, был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону, и производил у него всякие работы " (3 Книга Царств. 7: 13-14). Сохранились глиняные модели святилищ в Израиле и близлежащих регионах. Одна из них была обнаружена в Телль Таинат на севере Сирии и относится к чуть более позднему времени. Храм делился на три части: внутренний двор, собственно храм и " Святая святых " , что полностью соответствует библейскому описанию храма Соломона (3 Книга Царств 6:2-3, 16). Другая глиняная модель из Транс Иордании дополняет сведения о входе в храм, перед которым по бокам стояли две колонны. Конечно же, архитектурные детали и орнаментация реконструируются очень предположительно. Аналогичные глиняным моделям формы колонн встречены во многих местах Израиля начиная с эпохи Соломона. Многие исследователи ориентируются на колонны из Хацора, стоявшие у главного входа в крепость. Стиль их капителей обычно определяют как " протоэолийский " . Вполне возможно, что именно так выглядели упомянутые в Библии Yakhin и Boaz — две колонны у входа в иерусалимский храм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010