В исламе есть четыре основных предмета веры: 1) в единого Бога; 2) в Его посланников и писания, причем называют пять главных “пророков-посланников” (расул): Ной (Нух), с которым Бог возобновил “союз” (завет); Авраам (Ибрахим), первый “верующий” (в единого Бога, т.е. му’мин); Моисей (Муса), которому Бог дал Закон (Тору) для “сынов Израилевых”; Иисус Христос (Иса), через которого Бог сообщил христианам Евангелие (вообще же отношение Мухаммада и ислама к Иисусу и христианству – сложное и противоречивое: отвергая Троицу, Коран резко выступает против представления о Сыне Божьем (9:30); Иса (Иисус) “только раб Наш, которого Мы облагодетельствовали и поставили Его в пример сынам Израиля” (43:57, 59). Христиане, почитающие Мессию (Христа) как Сына Божьего, “уподобляют себя неверным, бывшим прежде” (9:30); в то же время это не мешает Мухаммаду признавать Ису Мессией и называть Его одним из величайших пророков-посланников, предсказавших его собственное пророчество мусульманам, развивать культ не только Исы, но и святых Йахья (Иоанна Крестителя), Марйам (Девы Марии), Закарии (Захарии) и т.д., самих же христиан считать “покровительствуемыми”); наконец, Мухаммад – венец и “печать пророков”, завершивший цепь пророчеств; 3) в ангелов, во главе с Джибрилом (Гавриилом), Микалом (Михаилом), Израилом и Исрафилом, которые сотворены из света и передают людям вести от Бога (Аллаха) (15:8); 4) в воскресение после смерти и Судный день. В мусульманстве есть свое Священное писание и Священное предание. Основной источник мусульманского вероучения (и, вспомним, один из основных предметов веры) – Коран (от арабского кур’ан – декламация, чтение наизусть). Он понимается как превечное, несотворенное “Слово Божие” (аналогично отношение иудеев к Торе и части христиан, особенно неправославных, к Евангелию), т.е. Откровение, которое Бог как бы продиктовал слово в слово через Джибрила пророку Мухаммаду, выступающему лишь в качестве медиума, или пассивного передатчика (повторим, что, в отличие от христианства, исламское учение не делает различия между понятиями “откровения”, “богодухновенности” и “богопросвещенности”).

http://azbyka.ru/xristianstvo-i-drugie-r...

Такая вера подразумевает собой твердую убежденность в том, что Аллах направил к каждому народу посланника, призывавшего людей к поклонению одному лишь Аллаху, у которого нет сотоварища. В Коране поименно названо 25 пророков: Адам, Нух (Ной), Идрис, Худ, Салих, Ибрахим, Исмаил, Исхак (Исаак), Йа’куб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Аут (Аот), Шу’айб, Йунус (Иона), Муса, Харун (Аарон), Илйас (Илия), Закарийа (Захария), Йахйа (Иоанн Креститель), Йаса’ (Исайя), Зу-ль-Кифль (Александр Македонский), Дауд, Суляйман (Соломон), Айуб (Иов), Иса, Мухаммед. Кроме них были и другие посланники. Все они были благочестивыми, правдивыми и богобоязненными и призывали свои народы к единобожию. Особо великими считают Нуха, Ибрахима, Мусу, Ису и Мухаммеда. Сам образ библейских пророков в исламе зачастую совершенно иной, основанный на рассказах Корана и хадисов. Таким образом, посланников было несколько десятков тысяч. При этом и с библейским пониманием слова «пророк» мусульманское понимание имеет мало общего. Если в христианстве и в библейском понимании пророк это тот, кто возвещает будущее, то в исламе это человек, посланный с особой миссией от Бога, но будущее он не обязан знать и не знает. Примером является сам Мухаммед. В хадисах прямо говорится, что он не знает того, что случится с ним и что случится завтра, никто не знает когда пойдет дождь и т. д., в Коране говорится, что Мухаммед не прорицатель, т. е. не тот, кто пророчествует. Лица, упомянутые в Коране, имеют те же наименования, что и в Библии , но не имеют к реальным библейским лицам никакого отношения. Представления о них совершенно иные. Это совсем иные личности, про них рассказаны совсем иные истории, у них выведены совсем иные характеры, и им отведено совсем другое место. Неслучайно, что арабские христиане употребляли совсем иную форму названия Господа Иисуса. Если в Коране употребляется форма Иса, то арабские христиане употребляли форму Иесуа для того, чтобы дистанцироваться от этого мусульманского представления, потому что это представление не имеет ко Христу ни малейшего отношения. Точно так же, как те оккультные апокрифы, которые возникают в последние десятилетия, где фигурируют Христос, апостолы и др. библейские лица, от лица которых написана совершенная нелепица. Нельзя сказать, что это как-то относится к реальным библейским лицам. To же самое и в исламе. Нельзя сказать, что мусульмане почитают Христа, Моисея или кого-либо из библейских пророков, фактически они почитают совершенно иных лиц, выведенных как персонажей в мусульманском священном писании и последующей литературе. Так, например, считается, что Соломон занимался, главным образом, разговорами с птицами, зверями, насекомыми и духами. Авраам приносил в жертву не Исаака, а Измаила, вместе с ним построил Каабу и т. д. По сути, ислам изображает под именами библейских пророков и Самого Христа совершенно иные личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Николе К., руководитель центра римских древностей университета Сорбонны, академик Французской академии 12,13 Никольский Николай Михайлович, 1877–1959, историк-востоковед, библеист. С 1921 г. – профессор БГУ, с 1931 г. – академик АН БССР, член-корреспондент АН СССР (1946 г.). Известен своими исследованиями по истории религии, истории Древнего Востока. Получил известность, опубликовав в 1908 г. книгу «Царь Давид и псалмы». В советский период научное творчество историка нашло выражение в десятках работ по ранней истории Церкви, но наибольшую популярность приобрела его книга «История русской церкви» (1931 г.), выдержавшая несколько изданий 136 Никострат, святой мученик, римский исповедник, был крещен святым Севастианом. Святого Никосграта язычники схватили вместе со святыми Касторием, Клавдием, Викторином и Симфорианом, когда они отыскивали на берегу моря тела мучеников, погибших за исповедание христианской веры. Святые отказались принести жертву языческим идолам, за что приняли мученическую кончину (им привязали на шею камни и утопили в море) 62 Носовский Глеб Владимирович, род. в 1958, российский математик, соавтор книг (совместно с А. Т. Фоменко) по «Новой хронологии», теории, предлагающей свой вариант развития мировой истории 176 Нух, один из пяти пророков в исламе, посланных Аллахом к людям. В Библии ему соответствует Ной 111 Один, бог войны, верховный бог в скандинавской мифологии 84 Октавиан Август, см. Август Орловы Иван, Григорий, Алексей, Федор и Владимир, родные братья, сыновья новгородского губернатора Г. И. Орлова, за активное участие в возведении на российский престол Екатерины II были возведены в графское достоинство и затем принимали активное участие в государственных делах, а Алексей и Григорий являлись фаворитами императрицы 157 Павел, + 67, первоверховный апостол, первоначально носил имя Савл, был фарисеем и гонителем веры Христовой. По преданию к апостольскому служению Савла призвал Господь на пути в Дамаск, ослепив светом. Савл прозрел после крещения Ананией и стал ревностным христианином. Принял имя Павел (paulus – на латыни означает «малый»). Совершил апостольские путешествия вместе с апостолом Варнавой и другими подвижниками. Написал 14 посланий, являющихся системным изложением основ христианского вероучения. Был казнен мечом в правление императора Нерона за исповедание христианской веры 36,39–42,56, 61, 63, 65, 69, 77,102,103,122–126,160,186

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

478 . Очевидно, что славянская любовь к просвещению – не то, что любовь Лютера, топтавшего в грязь древнее, апостольское, христианство и доведшего учеников своих до антихристианства 479 .– Блажен. святитель, по милости Божией, имел возможность сделать многое для сербской церкви и по ревности своей сделал весьма многое. Брат его был визирём при султане. При его помощи получил он гаттишериф султана на возобновление монастырей и церквей, расстроенных фанатизмом магометанским 480 . Прежде всего, как естественно, обратил он старание своё на возобновление древней патриаршей обители. Первые годы свои жил он в Милешевом монастыре 481 . Теперь он восстановлял свою кафедральную обитель. При обновлении святого престола сербской церкви, говорит современная надпись, огромная трапеза патриархии, поддерживаемая тремя мраморными колоннами и тремя кирпичными, построена была «трудом и усердием преосвященнейшаго и блаженнейшаго кир. Макария патриарха – в л. 7070 (1552)» 482 . Блаж. патриарх Гавриил 483 , из дворянского сербского дома Раичей 484 , был первосвятителем сербским во время весьма тяжёлое. Христиане сербские сильно страдали тогда от своеволий магометанского фанатизма. В октоихе, писанном в 1639 г. в Милешевом монастыре, писавший его говорил: «тогда подъехом нужду и гонение великое и приет мучения венец Гавриил иеромонах м. октоврия в 9 день и много мучение подъет от трьклетого Нух паши. И тогда изгна бостанжие из монастыря и не имехом, кому плакати. И идохь на царствующий град и царь (Мурат) бе на Богдаду; не имехомь, кому плакати» 485 . По крайним нуждам кафедры и страны блаж. Патриарх Гавриил отправился для милостыни в Валахию и оттуда явился в благотворительную Москву.– Здесь в 1655 г. он вместе с антиохийским патриархом присутствовал на соборе, весьма важном для славянских церквей.– Собор определил исправить церковные книги по греческим и древним славянским книгам. Восставшие тогда же против определений собора протопоп Аввакум, главный виновник порчи книг при п. Иосифе, и друзья его, коломенский епископ Павел и муромский протопоп Даниил отосланы были в монастыри на покаяние 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Точное число пророков неизвестно, поэтому, чтобы избежать ошибки, мусульманам рекомендуется говорить, что они веруют во всех пророков, начиная с Адама и заканчивая Мухаммадом. Часть пророков (25) упоминается в Коране, большинство - в суре «Скот»: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму [ср. Аврааму] против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь - Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака [ср. Исаака] и Йакуба [ср. Иакова]. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха [ср. Ноя], а из его потомства - Давуда [ср. Давида], Сулеймана [ср. Соломона], Айуба [ср. Иова], Йусуфа [ср. Иосифа], Мусу [ср. Моисея] и Харуна [ср. Аарона]. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию [ср. Захарию], Йахйу [ср. Иоанна], Ису [ср. Иисуса] и Ильяса [ср. Илию]. Все они были из числа праведников. А также Исмаила [ср. Измаила], Аль-Йасаа [ср. Елисея], Йунуса [ср. Иону] и Лута [ср. Лота]. Всех их Мы превознесли над мирами» (VI 83-86). В Коране упоминаются также Адам (III 33), Худ (VII 65), Салих (XI 61), Шуайб (XI 84), Идрис и Зулькифль (XXI 85), Мухаммад (XXX 40). Среди пророков существует иерархия: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней» (II 253). Пророк Мухаммад, с т. зр. мусульман, превосходит всех остальных пророков. Его пророческая миссия была всеобъемлющей. Она распространялась не только на людей, но и на джиннов. Мухаммад - «печать пророков», он последний пророк, посланный Аллахом перед Судным днем. В ислам. теологии пророки разделяются на 3 группы. К великим пророкам (улюль-азм) относятся Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса и Иса. Посланники (расуль; мн. ч. русуль) - это пророки, к-рые приносят новое свящ. писание и новый закон. Пророк (набий; мн. ч. анабийя) означает «приносящий известие», но в отличие от посланников пророки не приносят новое учение, а помогают общине понять то, что сообщил посланник. Каждый посланник является пророком, но не каждый пророк - посланником. Любой из пророков считается более совершенным, чем все др. люди, джинны или ангелы.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Для многих может стать большой неожиданностью тот факт, что Мухаммед и Коран проявляют большое уважение к Иисусу. Первая часть этой главы отражает множество моментов в учении Мухаммеда, касающихся Иисуса. Впрочем, Иисус никогда не говорил именно о Мухаммеде, потому что жил почти за шестьсот лет до рождения Мухаммеда. Несмотря на это, мы можем себе представить, что Иисус мог бы сказать о Мухаммеде, если возьмем за основу учение Самого Иисуса. Вторая часть этой главы предъявляет эти размышления. Уважение Мухаммеда к Иисусу Мухаммед говорит об Иисусе и о себе, как о «братьях по вере». «Посланник Аллаха сказал: «Я ближайший к Исе (Иисусу), сыну Мариам (Марии), из всех живущих ныне и в последующей жизни». Они спросили: «Объясни, Посланник, как это?» На что он ответил: «Пророки — братья по вере, рожденные от разных матерей. Их религия одна. И нет между нами апостола (между мною и Исой)». Таким образом, Мухаммед утверждал, что он и Иса исповедовали одну и ту же религию. Как же такое может быть? Для того, чтобы понять это и другие утверждения Мухаммеда об Иисусе, нужно знать, как Мухаммед объяснял отношения между исламом, христианством и иудаизмом. Ислам, иудаизм и христианство Следует не забывать о том, что Мухаммед жил в обществе, которое включало также иудеев, христиан и идолопоклонников. Так как Мухаммед признавал только одного Бога, так же, как и иудеи, и христиане, то ему нужно было объяснять, является ли один единый Бог, о котором говорит он, Богом иудеев и христиан. Объяснение Мухаммеда заключалось в том, что первой религией является ислам, и что Авраам (Ибрагим) исповедовал ислам еще до того, как появились христианство и иудаизм: «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников. Самые близкие к Ибрахиму люди конечно те, которые за ним последовали, и этот пророк и те, которые уверовали» (Сура 3:67–68). Согласно утверждению Мухаммеда, если Авраам исповедовал ислам, то все пророки, произошедшие от него, так же были приверженцами ислама. В Коране перечисляются многие библейские пророки поименно, включая Исаака, Измаила, Иакова, Иосифа, Ноя, Давида, Соломона, и Моисея (соответственно: Исхак, Исмаил, Якуб, Юсуф, Нух, Давуд, Сулейман и Мусса). Коран даже говорит, что Иоанн Креститель (Яхия) и Иисус тоже были пророками Аллаха (см. Сура 4:163; Сура 6:84–86; см. также Сура 2:135; Сура 3:94–95; Сура 4:125; Сура 6:161). Мухаммед относится к пророкам, как к своим «братьям», за исключением Ибрагима (Авраама), о котором отзывается, как об отце.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Давно уже Бог не посылал еврейскому народу наби (пророков). Со времени последнего пророка Малахии прошло уже более четырехсот лет. Поэтому, услышав о явившемся наби Яхье, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон стекался послушать его. Кто верил словам Иоанна и каялся в своих грехах, тех он крестил в реке Иордане, то есть погружал в воду, с возложением руки своей на голову. Поэтому Иоанн называется Крестителем. Крещение, то есть поливание водой и погружение в нее, столь озадачившее моих мусульманских друзей, практиковалось в Израиле еще с древнейших, языческих времен. Как известно перед молитвой мусульмане также совершают омовение. Это служит символом не только физического, но и духовного очищения. В христианской церкви установлен специальный обряд крещения, который совершается в храме. Священник молит Господа освятить воду, налитую в специальную емкость – купель и при этом трижды делает в воде знамение креста. После этого, подобно Иоанну, он три раза погружает в воду крещаемого. После этого человек считается христианином. Когда же Яхья увидел приближающегося к нему Иисуса, то поскольку он считал себя недостойным крестить Спасителя, то стал удерживать Его: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Коран, кстати, тоже ставит Иисуса на более высокую ступень чем “обычных” пророков. Пророков мусульманские богословы называют термином “наби”. Их, согласно вероучению, было ни много, ни мало – 124 тысячи. Среди наби выделяют 313 человек, которые носят одновременно термин “расул” (что переводится на русский язык как “посланники”). Это лица, которые получили от Аллаха не только устные, но и письменные откровения. Таким образом, в исламе все посланники (расул) одновременно и пророки (наби), но не все пророки одновременно и посланники. Среди посланников, в свою очередь, особым почитанием пользуются 9 человек, которых называют “стойкими пророками”. Восемь из девяти почитают и христиане: Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Иаков (Якуб), Иосиф (Юсуф), Моисей (Муса), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Иисус Христос (Иса). Из девяти стойких пророков самым большим почитанием пользуется девятый – Мухаммед. На втором месте по почитанию – Иса.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

6 ыр кннен со, Нух зи соан кемени йнегин ашты. 7 Ол бир араны ушырып жиберди. Жер бетиндеги урыана дейин ара ушып келип-кетип турды. 8 Соынан Нух жер бетиндеги айтан-айтпаанын ушын бир кептерди ушырып жиберди. 9 Бира кептер онатуын жер таба алмай, жне Нуха, кемеге айтып келди. Себеби еле жер бетин аплап тур еди. Нух олын созып, кептерди з жанына, кемеге киргизип алды. 10 Жети кн ктип, Нух кептерди кемеден жне шыарып жиберди. 11 Кептер кеште айтып келгенде, оны тумсыында зйтн аашыны жаа жулынан бир жапыраы бар еди. Сонда Нух жер бетиндеги айтанын тсинди. 12 Нух жне жети кн кткеннен со, кептерди айтадан шыарып жиберди. Бул рет кептер айтып келмеди. 13 Нух алты жз бир жаса толан жылды биринши айыны биринши кни жер бетиндеги урады. Нух кемени тбесин ашып, жерди ураанын крди. 14 Екинши айды жигирма жетинши кни жер толы урады. 15 Сонда удай Нуха былай деди: 16 «аялы, уллары м келинлери менен бирге кемеден шы. 17 зи менен бирге барлы усларды, м жер да шыар. Олар жер жзине таралып, жер бетинде сип-нип, кбейсин». 18 Нух аялы, уллары м келинлери менен бирге кемеден шыты. 19 Барлы жер услар – жер бетинде тиришилик ммеси тр-три бойынша кемеден шыты.   Нухты урбанлы   20 Нух Жаратан Ийеге арнап урбанлы орын урды. Сол жерде ол адал деп есапланан м усларды ммесинен алып, оларды урбанлыа шалып, жаып жиберди. 21 Жаратан Ийе жаымлы ийисти унатып, з былай деди: «Мен енди жерди адамлар себепли нлетлемеймен. йткени адамны нийетлер балалыынан-а жаман болады. Мен усы ислегенимдей, енди еш ашан пткил тиришиликти жо ылып жибермеймен. 22 Ендигиден былай, днья туранша, егин оны ыссы м жаз м ыс, кндиз м тн бола береди».   9   удайды Нух пенен дзген келисими   1 удай Нухты м оны улларын жарылап былай деди: «сип-нип, кбейилер м жер жзин толтырылар. 2 Жердеги аспандаы усларды, жер жзиндеги тири жанларды м теиздеги балыларды ммеси сизлерден орып, ркетуын болсын. Олар сизлерди бийлигиизге берилген. 3 Барлы тири сизлерге болады. симликлерди бергеним сыялы, Мен сизлерге ммесин берип атырман.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

6 ыр кн ткс, Нух, кмл е уйан трне асып, 7 тыша оондо осороп ебре. Ер тндге ыуар ороана тиклем, оон бер китеп, бер килеп осоп йрн. 8 Ар та бан, ер ыуы айтан-айтмаанын беле сн, Нух кгрсенде осороп сыары. 9 мм кгрсен, уныр урын тапмайынса, кмг кире айтты, снки ер ыу атында ине ле. Нух, улын оноп, кгрсенде км эсен индере. 10 Ете кн ткс, ул кгрсенде яынан сыары. 11 Кгрсен уа кис кен йлнеп айтты — суышында зйтн аасы япраын килтергйне. Нух ер тнн ыуы айтанын аланы. 12 Ул таы ете кн ктп торо ла кгрсенде йн сыары. Был юлы кгрсен йлнеп айт ма ны. 13 Нуха алты й беренсе йш киткнд, беренсе айы беренсе кннд ер тндге ыу айтты. Нух кмне ишеген асып араайны, ере кипшенгнен кре. 14 Икенсе айы егерме етенсе кннд ер кипкйне. 15 Алла Нуха былай тине: 16 — атыны, улдары м килендре менн кмнн сы; 17 е менн алан бт хайуандары — ош-орт, мал-тыуар, йрлеп йрр йнлектре сыар, улар ер йнд таралын м р се ен, би хи сап артын. 18 Нух улдары, атыны м килендре менн кмнн сыты. 19 Улар артынан хайуандар, йрлеселр, ош-орт, ер йнд йшгн мм йн эйе тоом-тоом булып сыты. 20 Нух, Раббыа баышлап, орбан усаы эшлне, бт тр хлл малдан м хлл ош-орттан тотош яндырыу орбаны килтере. 21 орбанды хуш ее ошаны Раббыа. Ул ен е былай тине: «Башаса кешелр араында ерг ремде алыр булмам, снки кеше келенд яуызлы тыумышынан у була; бтнс тереклекте ю итмм. 22 Ер имен-аман торанда: ссе менн ура, эе менн ыуы, йй менн ыш, кн менн тн р ваыт булыр», — тине. 9 1 Алла, Нуха м уны уландарына фатиха биреп, былай тине: — рсеге, артыы, ер йн таралыы. 2 Ерге бт хайуандар, ауалаы мм осар оштар, ерге бар булан йнлектр, дигер йп йргн балытар ее алда урып-тетрнеп торон: ее хкмг бирел улар. 3 Элек бирелгн емлектр менн берг, Мин ег бт хайуандары аы итеп бирм; 4 мм йне, йни аны булан итте ашар булмаы. 5 ине аны ойолдо, мере лд икн, ошо анды кем ойа, — йыртысмы ул, лл туаныны мерен гн бндме ул — шуны ене аны ойолоуына дусар итскмен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

5 Нух Жаратан Ийени буйыранларыны барлыын орынлады. 6 Жерди топан басанда, Нух алты жз жаста еди. 7 Нух, оны уллары, аялы м келинлери топан ушын кемеге кирди. 8-9 удайды Нуха буйыранындай, адал м арам деп есапланан р трли услар м жер еркеги м урашысы жуп-жуп болып Нуха келип, кемеге кирди. 10 Жети кннен со, жер бетин топан аплай баслады. 11 Нух алты жз жаса толан жылды екинши айыны он жетинши книнде тере туыйыты барлы булаларынан атлыып, аспан апалары ашылып кетти. 12 Жер жзине ыр кн, ыр тн 13 Тап сол кни Нух, оны уллары Сам, Хам, Яфет, Нухты аялы м ш келини кемеге кирди. 14 Барлы жабайы малларды, жер барлы усларды м анатлыларды да р ыйлы трлери олар менен бирге кирди. 15 р трли жанлы жуп-жуптан Нуха келип, кемеге кирди. 16 Кемеге кирген удай Нуха буйыранындай еркек м урашы еди. Соннан кейин, Жаратан Ийе Нухты изинен кемени апысын жапты. 17 Топан ыр кн етти м тасып, кемени жерден жоарыа ктерди. 18 жер бетинде соншелли кбейип жоары ктерилгенликтен, кеме бетинде жзе баслады. 19 ктерилгени соншелли, жер бетиндеги барлы блент астында алды. 20 Ктерилген стин он бес шыана жоары аплады. 21 Жер жзиндеги барлы тиришилик: услар, маллар, жабайы жер м барлы адамлар ырылып алды. 22 уралытаы тири жанны ммеси лип алды. 23 Жер жзиндегилерди ммеси: адамлардан баслап маллара дейин, жер баслап услара дейин набыт болды. Тек Нух м оны менен бирге кемеде боланлар ана аман алды. 24 Топан жер жзин бир жз кн аплап турды.   8   Топан аыры   1 Бира удай Нухты м оны менен бирге кемеде болан жабайы менен малларды есине тсирип, жер бетине самал естирди. Сонда азайа баслады. 2 Туыйыты булалары м аспанны апалары жабылып, тынды. 3 сте-сте жер бетинен айта баслады м бир жз кннен кейин азайып алды. 4 Кеме жетинши айды он жетинши кни Арарат стинде тотады. 5 оныншы айа шекем азайып, оныншы айды биринши книнде тбелери крине баслады.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010