Фото: vpmon.ru «Так почему же ты вцепился в грехи?» И как всегда вопрос: что делать на практике в эту неделю? Опыт исповеди обнаруживает одну потрясающую вещь. Вот человек кается в грехах. Спрашиваешь: – Ты ведь чувствуешь, как грехи отравляют тебе жизнь, приносят боль и разрушают жизнь? – Да. – Ты чувствуешь, как молитва и праведность приносят тебе легкость, радость и как в духе любви вокруг тебя расцветает мир? – Да. – Так почему же ты вцепился в грехи? Они-то в тебя вцепились, это понятно. Бес живет соками человека. А тебе-то бесы зачем? Что отвечают? Молчат и отворачиваются. Все понимают, а сделать ничего не хотят, да и не могут. Бесы, как клещи, выпивают жизнь человека. Душа его чахнет и тихо умирает, но страх Креста сильнее. Приняв крест, человек лишится того, главного, что унес с собой Адам из Рая – слова сатаны: – Будете как боги. Хочется остаться богом. Крест убьет эту мечту. Пусть эта мечта доведет до скотоподобного состояния. Пусть настоящим богом человек станет только вместе с Богом. Нет, ревнивая душа ни за что не поклонится Богу. Невыносимо такое поклонение не только гордому и злому человеку, но темному духу, в лапах которого находится самолюбивая душа. Такой человек в двойных цепях. Предмет их поклонения – Я и только Я – предмет пустой гордости, и страшная ошибка в том, что свобода в безбожии и безвластии над собой. Послушаем Христа: И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Свободных людей нет. Абсолютная свобода – это смерть. То, что кажется свободой, чаще всего видимость свободы. Каждый человек чему-нибудь да поклоняется: кто-то деньгам, кто-то рыбалке, кто-то аэробике, кто-то блуду, кто-то вину, себе, а кто-то Богу. Ясно, что человек кланяется не рублю и не бутылке, не своей фотографии, а духу самолюбия, сребролюбия или демону пьянства. Таким образом, поклонение – факт признания над собой власти некоего духа, которого нужно знать. Если все правильно, откуда уныние?

http://pravmir.ru/raspyatie-kak-marker-n...

Хотя Богочеловек Христос и был совершенным, эти слова Господь произнес как совершенный человек, над которым – Бог. Как решить спор о равенстве ( Ориген ) и неравенстве ( Дионисий Ареопагит ) изначально созданной Небесной иерархии? Вначале ангелы были созданы равными, но с возможностью совершенствования, которое зависит от свободы их воли. Что такое «среднее состояние» умерших в связи с идеей «чистилища»? Души, которые упокоились в надежде на воскресение, ждут молитв святой Церкви и своих родных, чтобы Господь освободил их от уз тех адских качеств, от которых они не смогли освободиться на земле. Это «среднее состояние» западная церковь называет «чистилищем». Позволительно ли говорить о Пресвятой Богородице как о Матери Церкви? Если Пресвятая Богородица вознесена над всем творением и удостоена быть Матерью Создателя мира, а Церковь – Невеста Христа Спасителя, то Она является и Матерью Невесты Своего Сына, Святой Церкви. Кто это – Яхве? Почему Он иногда так сурово наказывает («И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею» ( Чис. 15:35–36 ), или «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» ( Ис. 45:7 ))? Яхве – имя Божие, которым в Ветхом Завете призывали Бога. Бог есть Абсолютное Добро , и в Нем нет никакого зла. Зло и страдание испытывают разумные существа, которые в своей гордости, непослушании, зависти и зле отпали от благодати Божией и от полноты руководства Духа Святого, низвели себя до низкого мудрования, из-за которого страдают. Зло – это злоупотребление добром разумными существами, которые создают вокруг себя хаос своими мыслями и желаниями. Наш народ мудро говорит: «Ты можешь делать, что хочешь и как хочешь, но не можешь, сколько хочешь» или «И доброе дело в недобрых руках становится злом». Существует ли противоречие между словами псалма 138 ( Пс.138:1 ), где говориться: «Господи! Ты испытал меня и знаешь» и словами из послания апостола Иакова ( Иак.1:13 ) «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого...»?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

Что такое страх Божий? Может быть, спросите: разве должны мы бояться Бога как грозного Владыку, как карателя? Разве наш христианский Бог представляется нам таким, как представляли себе своих богов язычники? Разве наше христианское представление о Боге не должно отличаться от представления древних евреев, для которых Бог был грозным Судией и мстителем? Спросите, зачем бояться Бога, если Он – любящий нас Отец? Но разве вы не испытали сами в сердце вашем, что, если горячо любите кого-либо, вполне заслуживающего вашей любви, и преклоняетесь перед великими добродетелями, которые стяжал этот человек, то подходите к нему не без скрытого страха? Вы считаете себя недостойными подойти близко, трепеща сердцем от страха перед величием и святостью его души. Значит даже по отношению к великим людям, заслуживающим нашего глубокого уважения, чувства никогда не бывают свободны от примеси страха. Подобно этому и дети, любящие своего отца и преклоняющиеся перед ним, боятся его. Как же не иметь нам страха и трепета пред Великим и Всемогущим Богом? Хотя Бог и есть Вечная Любовь , но ведь Он правосуден, Он – Вечная Правда, и творящие неправду должны испытывать перед Ним страх, – страх, примешивающийся к любви, но нисколько не изменяющий ее. Это трепет перед Владыкой всей твари, перед Создателем всей вселенной, перед Тем, от Кого зависят все судьбы наши, решительно все, что происходит в нашей жизни. Посмотрите, что говорит Христос: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» ( Лк. 12:6–7 ). Даже волосы сочтены на главе вашей! И это не преувеличение. Ведь абсолютно все в мире совершается по воле Божией. Знайте, что и самая малая перемена в облике человека, когда буйная шевелюра молодости сменяется к старости седыми волосами или лысиной, не происходит никогда без воли Божией! От Духа Божия зависит все – и малейшее изменение нашей души, и даже выпадение волос. Когда наш дух растет, когда человек приобретает мудрость, изменяется и его внешность: иным становится взгляд, осанка, манера держать голову,– ибо все, что изменилось в духе, неизбежно отражается на теле. А дух наш – малая частица Духа Святого. Как видим, слова Христовы не странны, они глубоко истинны.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Это другой человек, несовместимый, абсолютно несовместимый, с человеком материалистическим. У него другое сокровище, другие печали, другие радости, другие ценности в жизни. Он может падать и изменять, но он дышит другим воздухом и в сердце его всегда светлая печаль о мире нестареющем, о радости и мире в Духе Святом. Праздник Всех Святых в Земле Российской Просиявших – это спокойное и радостное утверждение реальности другой России, той, про которую Тютчев сказал когда-то, что всю ее «в рабском виде Царь Небесный исходил благословляя». Русские святые. О них не говорят и не пишут – как будто их и не было. Но вот раз в год Церковь приглашает нас всех взглянуть духовным взором на некую огромную духовную икону России, на все это множество, великое множество людей самых разных классов и слоев населения: князей, епископов, монахов, богатых, нищих, юродивых, мужчин, женщин, живших небесной красотой, шедших узким путем нравственного подвига, искавших, алкавших, жаждавших только небесной правды, только любви, только победы духа. И можно быть верующим или неверующим и одинаково, в равной мере ужасаться тому, что все они вычеркнуты, ликвидированы в официальной истории народа, как ее строят и навязывают сегодня. Делается страшно за страну, отрекающуюся от своей души, от лучшего в себе. А именно этого хотят носители и насадители материалистического понимания человека. И потому Праздник Всех Святых в Земле Российской Просиявших – перерастает свое чисто церковное и богослужебное значение. Он становится вопросом, обращенным к каждому, вопросом о душе, о последнем смысле, последней ценности бытия народа. Преображение Иисус, по рассказу евангелиста Матфея, взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белы ми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи... Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Это справедливо. Когда в нашем сердце поселяется ненависть к человеку, мы бываем не способны приблизиться к Богу. И до тех пор, пока это чувство в нас сохраняется, путь к Богу нам прегражден. Вот почему необходимо молиться за врагов. Каждый раз, приступая к Богу Живому, мы должны быть абсолютно примиренными со всеми, кого воспринимаем как своих врагов. Вспомним, что говорит Господь: «если принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя... пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5:23, 24 ), И другое слово Господа: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» ( Мф. 5:25 ). «На пути с ним» – значит «в этой, земной жизни». Ибо если мы не успеем примириться здесь с ненавидящими и обидящими нас, с врагами нашими, то в будущую жизнь уйдем непримиренными. А там наверстать то, что упущено здесь, будет уже невозможно. 14. Семейная молитва До сих пор мы говорили главным образом о личной, индивидуальной молитве человека. Теперь я хотел бы сказать несколько слов о молитве в кругу семьи. Большинство наших современников живет так, что члены семьи собираются вместе довольно редко, в лучшем случае дважды в день – утром за завтраком и вечером за ужином. В течение дня родители на работе, дети в школе, дома остаются лишь дошкольники и пенсионеры. Очень важно, чтобы в распорядке дня были какие-то минуты, когда все могли бы собраться вместе для молитвы. Если семья собирается на ужин, то почему бы за несколько минут до него не помолиться вместе? Можно и после ужина прочитать молитвы и отрывок из Евангелия. Совместная молитва укрепляет семью, потому что ее жизнь бывает по-настоящему полноценной и счастливой лишь тогда, когда членов ее соединяют не только родственные узы, но и духовное родство, общее понимание и мировоззрение. Совместная молитва , кроме того, благотворно влияет на каждого члена семьи, в частности, она очень помогает детям. В советские времена запрещалось воспитывать детей в религиозном духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Я утверждаю, – говорит он, – что в личности, – в духе, ее оживляющем – и гора Нево, и сама обетованная земля...» Это не значит, что есть, и «значима» только индивидуальность, – это значит, напротив, что личность властна припасть к источнику животворящему и живоносному... «Истина, любовь, красота, – говорит Иванов, – хотят быть евхаристическими: «Ешьте Мою плоть и пейте Мою кровь; плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие»... Должно ценности быть распятой и положенной во гроб, и заваленной камнем, и запечатанной печатями: сердце увидит ее воскресшей в третий день...» «Мария перед крестом – вот символ сердца перед великою правдой вселенской ценности». Вселенская ценность, ценность абсолютная и всеобщая, но, тем не менее, вовсе не насильственная, не принудительная, а обретенная в тяжком подвиге самоотверженных исканий, – вот в чем разгадка приятия культуры Вяч. Ивановым. Он верит в Бога и в личное бессмертие, и именно поэтому, при виде уныния и тоски своего сожителя по комнате, первая мелькающая у него догадка: «Вы усомнились в личном бессмертии и в личном Боге», – с этого начинается переписка. Вера в Бога и в Его откровения в мире спасает Иванова от упадочнического томления, – он бодр и радостен, он – «веселый странник на земле» именно потому, что он знает, что он – не один, что не один он – «ценность»; не в себе самом и не из себя он должен построить свое «счастье»... «Ясно вижу, – пишет он, – что не найти мне в моей мнимой личности и ее многообразных выражениях ни одного атома, подобного хотя бы только зародышу самостоятельного, истинного (т. е. вечного) бытия. Я – семя, умершее в земле; но смерть семени – условие его оживления. Бог меня воскресит, потому что Он со мной...». «Поистине, – сознается Иванов, – и вряд ли легко дается и переносится это сознание, – я не чувствую в себе самом ничего, могущего притязать на вечную жизнь. Ничего, кроме того, что уже, во всяком случае, не я, кроме того всеобщего и вселенского во мне, что связует и духовно осмысливает, как некий светлый гость, мое ограниченное и неизбежно временное существование во всей сложности его причудливого и случайного состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Философия духа – наука о Боге, достигнувшем самосознания в человеческом духе и таким образом возвратившемся к себе самому. Каждая из наук излагается по трехчленной схеме, причем каждая триада проходит в свою очередь тот же диалектический процесс по трем степеням и т. д. В философии духа, т. е. уже духа возвратившегося из природы к себе самому, которая должна интересовать нас больше, чем первые две науки, различаются: учение о субъективном духе, учените об объективном духе и учение об абсолютном духе. Учение о субъективном духе разделяются на антропологию, фе- номенологию и пневматологию. В первой душа рассматривается сама в себе как нечто естественное, вышедшее из рук природы; во второй – душа, различающая себя от мира и мир от себя и достигающая разума; в третьей – душа, путем этого различения или противоположеяия достигающая сознания своего единства с миром и своей самоопределяющейся свободы. § 64. Учение Гегеля об об ективном духе и в особенности о праве, обществе и государстве Учение об объективном духе (о свободной воле) распадается на учение о праве, учение о моральности и учение о нравственности. Область права обнимает собой три стадии: собственность, договоры и право против неправа, т. е. наказание, другими словами право гражданское и уголовное. В собственности лицо создает себе внешнюю сферу свободы, в которой оно желает проявлять свою волю. В договоре воля одного лица сталкивается с волей другого лица, и из этого столкновения двух воль рождается общая, договорная воля, которая и становится правом. Но так как при этом возможен конфликт не только между двумя особенными волями, но и между особенной волей и всеобщей волей (т. е. законом), другими словами неправо, то является необходимость отрицания неправа и восстановления права. Следовательно, по терминологии Гегеля, норма закона есть положение, правонарушение есть отрицание этого положения, а наказание есть отрицание отрицания. – В область моральности входят: умысел и вина, намерение и благо, доброе и злое. Деяние признается собственным деянием лица лишь тогда, когда оно совершается сознательно и свободно, когда оно есть дело его умысла и его вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Общее значение философии Лотце в истории научно-философской мысли до настоящего времени, особенный интерес, пробудившийся к ней в наши дни, достаточно, мне кажется, оправдывают и появление настоящего исследования. Русская философская литература о Лотце слишком небогата, a психология его в полном виде и с идеально-телеологической точки зрения не обследована и в заграничной литературе. Это можно видеть отчасти уже нз самого заглавия относящихся сюда сочинений Baerwald’a, Bartels " a, Belau, Владиславлева, Drobisch’a, Geyer " a, Haeger’a, Hieronymus’a, Hübener’a, Krestoff’a, Lange, Lichtenstein’a, Löwenstamm’a, Nath’a, Otto, Pol’a, Powers’a, Prosenc’a, Raub’a. Seibert’a, Th. Simon’a, Stier’a, Stratileseu. Если в числе этих сочинений есть и такие (напр. Nath’a, Prosenc’a, Владиславлева), заглавие которых имеет отношение ко всей психологии Лотце, то все же содержание их ограничивается общим и кратким обзором, притом не с намеченной нами точки зрения. Не требует, думается, особых оправдывающих разъяснений и то обстоятельство, что из философии автора «Микрокосма» предметом исследования избирается в настоящем случае именно его учение о духе человеческом и Духе Абсолютном: дух человеческий стоит в центре философских размышлений Лотце, но полное представление о существе духа человеческого, с точки зрения нашего философа, можно получить только чрез выяснение отношений его к Духу Абсолютному, который вообще образует первое и последнее звено в этико-телеологическом мировоззрении Лотце и в котором основа и специфической природы духа человеческого, и его предназначения, и высоких его потенций и самого их осуществления; кроме того, учение Лотце о Духе Абсолютном содержит само по себе мысли, ценные и с философской и с богословской точки зрения. б) Значение философии Лотце с христиански-богословской точки зрения. Система Лотце вообще имеет не одно философское только значение. Уже то обстоятельство, что мыслители, которых можно причислить к школе Лотце, относятся главным образом к типу религиозно-философскому, показывает, что философия Лотце имеет большое значение и для области религиозного ведения или для богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

1336 . Таково в своих существенных пунктах учение Лотце о Духе Абсолютном или о Боге и об отношении Его к миру вообще. Что же касается отношения Бога к миру человеческому и отношения, с другой стороны, человека к Богу, то все это входит у нашего философа в специальную область религии и морали 1337 и требует особого рассмотрения. 1143 Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 10–12. Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 560 ср. Logik, 1874 г., 565–566. 1145 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 561 ср. Logik, 1874 г., 266; Kleine Schriften, III, 63. 1150 Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 12–15; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 554–557. 1151 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 557–559; Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 15–23; ср. Kleine Schriften, I, 377. 1157 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 473–474; ср. Metaphysik, 1841 г., 56; Metaphysik, 1879 г., 31, 33. 1158 Metaphysik, 1879 г., 159; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 483–484; Kleine Schriften, III, 419–420. 1159 Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 26–27; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 484, I, 426; Metaphysik, 1879 г., 112–115; Grundzüge d. Metaphysik, 1887 г., 42–43. 1162 Metaphysik, 1879 г., 123–124; Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 27–28; Grundzüge d. Naturphilosophie, 1889 г., 96. 1163 Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 28–29; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 485. 1168 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 485–486. Kleine Schriften, III, 420: Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, I, 428–429. 1183 Metaphysik, 1879 г., 164, 176; ср. 457; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 567; 580. 1184 Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 32, ср. Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 562. 1219 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 573; Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 40. 1230 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 576–577; Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Творческая тайна человеческой природы обращена к Христу Грядущему, к силе и славе Абсолютного Человека. В евангельском образе Христа эта творческая тайна не могла быть раскрыта, ибо человек должен был пройти вместе с Христом через тайну искупления, через Голгофскую жертву. Но в силах ли человек, обращенный целиком лишь к искуплению и видящий Абсолютного Человека лишь в образе жертвенного Искупителя, увидеть Абсолютного Человека в творческом образе Царя, сильного и прославленного? Не сокрыт ли другой аспект Христа от того, кто все еще в искуплении и кто не совершил подвига раскрытия своей творческой природы? Христос Грядущий никогда не явится тем, которые сами в себе свободным усилием не раскроют иного, творческого образа человека. Лишь подвиг свободного творчества обратит человека к Христу Грядущему, подготовит к видению иного образа Абсолютного Человека. И если для искупления нужно великое послушание, то для творчества нужно великое дерзновение. Лишь великим дерзновением можно узреть Христа Грядущего. В духе послушания навеки будет виден лишь Христос Распятый, лишь аспект Искупителя. Нужна жертва дерзновения, подвиг решимости оттолкнуться от всех безопасных берегов. Нужна добродетель небезопасного положения, способность бесстрашно стать над бездной. Третье творческое откровение в Духе не будет иметь священного писания, не будет голосом свыше: оно совершается в человеке и человечестве, это откровение антропологическое, раскрытие христологии человека. Антропологического откровения Бог ждет от человека, и человек не может его ждать от Бога. Третьего откровения нельзя ждать, его должен совершить сам человек, живущий в Духе, совершить свободным творческим актом. В нем все трансцендентное становится имманентным. Третье антропологическое откровение, в котором раскрывается творческая тайна человека, есть последняя свобода человека. Человек совершенно свободен в откровении своего творчества. В этой страшной свободе — все богоподобное достоинство человека и жуткая его ответственность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010