Откроем Послание апостола Павла к Ефесянам, которое посвящено как раз теме христианского единства. Видим: «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф 4:3–4). Апостол Павел ищет единство. Сегодня откройте учебники по сравнительному богословию, и вы увидите, что нас разделяет с католиками. Во-первых, разговор о том, откуда и как исходит Дух Святой. Во-вторых, чистилище. В-третьих, Вознесение Божьей Матери. В-четвертых, учение о Папе. В-пятых, индульгенции. В-шестых, непорочное зачатие. Как изменилось наше мышление: вместо того чтобы, как Павел призывает, искать общее, мы начинаем искать то, что нас разделяет! И это ведь не только у православных так. То же самое мы можем увидеть у таких ревнителей абсолютно во всех христианских конфессиях. Это не значит, что такая разница не важна. Но это говорит о том, на чем мы делаем акценты. Вот первые христиане старались общение сохранить. Сегодняшние христиане стараются друг от друга, наоборот, дистанцироваться во многом. И в этом смысле приведу потрясающий случай из Книги Деяний, историю с Аполлосом. Аполлос был из Александрии, сторонник, видимо, такого философического богословия. Некоторые считают его автором Послания к Евреям. И он, по-видимому, говорил о Господе и учил, правильно зная лишь только крещение Иоанново. То есть он вообще ничего не говорил о крещении Иисусовом, крещении Духом Святым, о третьем Лице Святой Троицы. И об Иисусе тоже говорил как-то не до конца (все правильно, но не до конца). Он был похож, я бы сказал, на свидетеля Иеговы. И что делает церковь, как вы думаете? Наверное, идет к римским властям и говорит: «Вот там Аполлос проповедует неправильно»? Нет. Услышав Аполлоса, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. Представляете, вот человек учит, но очень многое упускает, а Церковь берет его, все объясняет и поддерживает. И мне кажется, это очень важно для нас. Вопросы для размышления

http://blog.predanie.ru/article/chitaem-...

Отсюда ясен смысл строгого предупреждения апостола Иакова миролюбцам всех времен и народов: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4). Сегодня мир воспевает «общечеловеческие ценности», абсолютно противоположные вечным ценностям Святого Евангелия, но Сам Господь наш Иисус Христос обличает лицемерие фарисеев и мудрецов века сего: «Вы высказываете себя праведниками перед людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16, 16). По слову преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца, добродетели падшего человеческого естества, не ради Христа совершаемые, мзды в жизни будущего века нам не приносят, да и в здешней жизни благодати Божией также не дают. Добрый плод в человеческой деятельности может быть только в союзе со Христом, поэтому Он и говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Только благодатное единение человека со Христом возводит добрые дела человека в степень богоугодных. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20), но дела без веры - это идолослужение! «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! Храните себя от идолов. Аминь» (1 Ин. 5, 19-21), - заповедует нам возлюбленный ученик Христов апостол Иоанн Богослов. Ныне слугами и предтечами антихриста воздвигнуты для обязательного всемирного поклонения новые идолы: «глобализация», «мир и безопасность», «борьба с международным терроризмом и экстремизмом», «устойчивое развитие», «электронные государственные услуги», «электронная демократия», «улучшение качества жизни», «толерантность» и другие. Вместе с уже привычными - «демократией», «новым мировым порядком» и «общечеловеческими ценностями» - эти понятия буквально вдалбливаются в массовое сознание с помощью печатных и электронных средств массовой дезинформации с использованием специальных технологий программирования людей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Подобно другим религиозным группам, как древним, так и нынешним, иеговисты отрицают Св. Троицу, ссылаясь на Втор. 6:4 , где говорится: «...Господь един есть». Но древнееврейское слово, переведенное как «един», относится не к абсолютному, а к составному единству. Ведь здесь же, в Быт. 2:2 , где сказано о браке между мужем и женою, в словосочетании «одна плоть» используется то же слово. Таким образом, приведенная выше цитата никак не исключает триединства и вовсе не подразумевает, что речь идет исключительно об одном Лице. А в Ин. 18: 6 читаем: «И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю». Это была явная реакция на произнесение имени Божьего. Оно один раз произносилось в год первосвященником, и Христос произнес Его в эту ночь. На вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Иисус сказал: «Я» ( Мк. 14:61–62 ). В греческом тексте стоит: «Аз есмь». После таких слов первосвященник разодрал свои одежды, т.к. ясно понимал, что они означают, и действовал согласно преданию. Ведь Талмуд считает достойной наказания только такую хулу на Бога, при которой произносится имя Божие вслух, и если кто-то был виновен в этом богохульстве, то те, кто свидетельствовал против него, должен был порвать на себе одежду. Поэтому мы читаем в Слове Божием: – " Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах...» ( 1Тим. 3:16 ); – «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Богу нашему» ( Ис. 40:3 ); – «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности» ( Ис. 9:6 ); – «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ); – «Господь мой и Бог мой» (Фома) ( Ин. 20:28 ); – «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Аминь» ( Рим. 9:5 ); – " Богом всей земли наречется Он» ( Ис. 54:5 ); – «Я и Отец – одно» (по природе и целям, а не в смысле личности и положения) ( Ин. 10:30 ); – «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:13 );

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Подобными искажениями изобилует перевод Библии, данный в настольной для иеговистов книге «Новый мир». Силясь доказать свою ложь о смертности души, они прибегают к Священному Писанию : «После смерти, – Бог сказал Адаму, – возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 ). «Подумай, – толкуют «свидетели», – что это значит. Прежде, чем Бог создал его из праха, никакого Адама не было. Он не существовал, и после смерти Адам вернулся в прежнее состояние небытия» 94 . С этим преднамеренным упрощением, якобы следующим «букве» Библии, нельзя согласиться. Человек был создан для вечной, бессмертной жизни, и только преступление прародителей человечества положило начало смерти телесной, но не духовной в абсолютном значении этого слова. Лукавым молчанием обходят иеговисты конец 10-го стиха 3-й главы книги Бытия, где ясно сказано, что дух возвратится к Богу, который дал его. Речь идет именно о духе, а не дыхании жизни, которое – суть едино с телом человека. Очевидно, что по смерти человека к Богу возвращается личностный дух, в противном случае было бы сказано, что возвращается дыхание жизни. «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают… – оспаривают православных сектанты, – потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» ( Еккл. 9:5–10 ). После смерти, уточняют они, «выходит дух его, и он возвращается в землю свою, в тот день исчезают все помышления его» ( Пс. 14:5,4 ). Мы еще вернемся к этим библейским стихам, а сейчас рассмотрим логическую обоснованность некоторых суждений сектантов о смертности души. Иеговисты утверждают, что Библия не содержит упоминаний о бессмертии души. Еврейские и греческие слова, с которых сделан перевод слова «душа», встречаются в Библии 858 раз; из них 753 – в Новом Завете. Еврейские и греческие слова, с которых переведено слово «дух», употреблены 851 раз. В Ветхом Завете – 466 и 385 раз – в Новом. В общей сложности эти слова встречаются в Библии 1709 раз, и ни разу, отмечают иеговисты, и ни в одном случае они не несут значения бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Подчеркивая значимость новозаветного откровения, Иоанн употребляет выражение «благодать на благодать», выдающее семитский строй мышления (повторение термина для усиления его значения – один из характерных приемов в семитских языках). Наконец, мы не можем оставить без внимания термин «истина» (λθεια), трижды употребленный Иоанном в прологе. Этот термин не присутствует ни в одном из синоптических Евангелий, у Иоанна же он встречается 22 раза 57 и принадлежит к словарю Самого Иисуса. В беседе с самарянкой Иисус говорит об истинных поклонниках, которые поклоняются Богу в духе и истине ( Ин.4:23–24 ). Свой суд и Свое свидетельство Иисус называет истинными ( Ин.8:13–16 ). Уверовавшим в Него иудеям Он говорит: и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:32 ). Наконец, дважды Иисус отождествляет с истиной Самого Себя. Один раз в беседе с иудеями, когда говорит об Иоанне Крестителе: Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине ( Ин.5:32–33 ; здесь «свидетельство о Мне» идентично «свидетельству об истине»). Второй раз – в беседе с Фомой, которому говорит: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). Какое место занимает Моисей в прологе Евангелия от Иоанна? Включение этого имени в ту часть Евангелия, которая имеет программный характер и в которой каждый термин, как мы видели, играет свою функциональную роль, не случайно. Моисей – наиболее часто упоминаемый персонаж из ветхозаветной истории на страницах четвертого Евангелия 58 . В иудейской традиции Моисей был фигурой номер один, главным выразителем еврейского благочестия, посредником между Богом и избранным Им народом. Моисей пользовался абсолютным авторитетом, на него ссылались как на последнюю инстанцию. Иудеи называли себя Моисеевыми учениками и гордились этим. Когда человек, исцеленный Иисусом от слепоты, спросил их: или и вы хотите сделаться Его учениками? – они укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Познание человеком Бога неминуемо открывается и выявляет себя деятельною любовью к твари, как уже данною мне в непосредственном опыте. А проявленная любовь к твари созерцается предметно как красота. Отсюда – наслаждение, радование, утешение любовью при созерцании ее. То же, что радует, – называется красотою; – любовь, как предмет созерцания – есть красота. Моя духовная жизнь, моя жизнь в Духе, совершающееся со мною «богоуподобление» есть красота, – та самая красота первозданной твари, о которой сказано: «И виде Бог вся елика сотвори: и се добра зело» ( Быт.1:31 ). Любить невидимого Бога – это значит пассивно открывать перед Ним свое сердце и ждать Его активного откровения так, чтобы в сердце нисходила энергия Божественной любви: «Причина любви к Богу есть Бог – causa diligendi Deum Deus est», – говорит Бернард Клервосский; 109 Напротив, любить видимую тварь – это значит давать воспринятой Божественной энергии открываться, – чрез воспринявшего, – во вне и окрест воспринявшего, – так же, как она действует в самом Триипостасном Божестве, – давать ей переходить на другого, на брата. Для собственных человеческих усилий любовь к брату абсолютно невозможна. Это – дело силы Божией. Любя, мы любим Богом и в Боге. Только познавший Триединого Бога может любить истинною любовью. Если я не познал Бога, не приобщился Его Существу, то я не люблю. И еще обратно: если я люблю, то я приобщился Богу, знаю Его; а если не люблю, то не приобщился и не знаю. Тут – прямая зависимость знания и любви к твари. Центром исхождения их является пребывание меня в Боге и Бога во мне. «А что мы познали его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот – лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы – в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал…» ( 1Ин.2:3, 6 ). Но пока еще это взаимо-сопребывание Бога и человека есть положение свободной веры, и не факт принудительно-властного опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Поэтому царствие Божие не приходит приметным образом; нельзя сказать: вот, оно здесь, или: вот, там. Оно внутри человека. Только в духе человеческом, в его творческой энергии, может быть адекватная область применения его безусловных законов. Как неограниченность заповедей, так и абсолютное значение личности – это принципиальные основы христианской веры. Ни одна религия не возводит человека на такую высоту, как это делает христианство. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Мирской прогресс, движение к идеалу естественного совершенства, совершается в сфере форм и состоит в смене низших форм высшими, менее развитых более развитыми и сложными. В царстве Божием формы не имеют такого значения. Здесь они только внешняя граница внутренней безграничности, видимая условность духовной абсолютности. Несомненно с духовным прогрессом и формы должны меняться, но это изменение есть лишь необходимое следствие внутреннего роста. «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». В царстве Божием формы не имеют самостоятельного значения объективного средства для внутреннего развития. Последнее совершается в глубине духа, оно всегда бьет из источника «живой воды», всегда имеет абсолютный характер личного творчества. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Свобода творчества, свобода личности – вот необходимое условие духовной жизни, духовного развития. Это· есть свобода обладания истиной. Каждый христианин, как и Христос, есть сын Божий, имеет в себе духа Божия, который есть дух богосыновней свободы, дух свободного творчества. «К свободе призваны вы, братья», торжественно заверяет апостол: «духа не угашайте!» Этою духовною свободою определяются отношения христиан к внешней форме жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Прежде чем завершить обсуждение первенства, давайте обратим внимание на одну особо важную тему, которая имеет отношение не только к первосвятительским полномочиям, но и ко всем уровням церковного служения. Когда апостолы спорили о том, кому надлежит занять первое место, Иисус укорил их: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:25-26). Христос говорит абсолютно недвусмысленно: «между вами да не будет так». Начальствование в Церкви должно быть принципиально другим, чем в светских организациях. Как Царство не от мира сего — евхаристическое, духоносное, эсхатологическое — Церковь уникальна. Она никогда не должна приспосабливаться к образам власти и правления, которые господствуют в падшем мире, окружающем нас. Епископ — это не феодальный господин и не представитель в парламенте. Первоиерарх или предстоятель не является ни диктатором, ни конституционным монархом, ни председателем совета директоров. Сказав о том, чем церковная власть не является, Иисус говорит о том, что она есть. «Между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою… так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:26-28). Таков истинный смысл первенства. Первый станет последним. Власть, говорит Христос, есть служение: эксусия означает диакония . Перспективу нужно перевернуть, пирамида должна стоять на своей вершине. Среди именований Папы есть одно, которое наиболее понятно для православных людей — servus servorum Dei , «слуга слуг Божьих». Это именование можно применить к любому первенству в Церкви. И если призвание предстоятеля в том, чтобы служить другим, тогда его служение предполагает жертвенность и даже мученичество, внешнее или внутреннее; он может быть призван «отдать свою жизнь» по подобию Христову. Прежде всего, предстоятель совершает служение в духе любви. Как о. Иоанн Бер и архидиакон Хрисавгис справедливо заметили, «первенство главенствует в кенотической любви» . Старица и недостроенная башня

http://pravmir.ru/sobornost-i-pervenstvo...

Разделы портала «Азбука веры» В начале было Слово – первая строка пролога Евангелия по Иоанну, рассказывающая о вечном (“домирном”) бытии второго Лица ( Ипостаси ) Святой Троицы – Бога Сына , Божественного Слова ( Логоса ):  «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Первый стих Евангелия от Иоанна указывает на вечное, нетварное бытие Божественного Слова, существующего вне зависимости от сотворенного «чрез Него» мира ( Ин.1:3 ), на Его Божественное достоинство и на Его отношение к Богу Отцу . «С первого же стиха пролога Отец именуется Богом, Христос – Словом, и Слово в этом «начале», которое здесь носит не временной, а онтологический характер, есть одновременно и Бог («в начале… Слово было Бог»), и иной чем Отец («и Слово было у Бога»), – объясняет В.Н. Лосский . – Эти три утверждения святого евангелиста Иоанна «В начале было Слово – и Слово было у Бога – и Слово было Бог» – зерно, из которого произросло все тринитарное богословие. Они сразу же обязывают нашу мысль утверждать в Боге одновременно тождество и различие». Почему иногда говорят, что Бог создал мир через Слово, а иногда — словом? При том что Бог – Отец и Сын и Святой Дух – троичен по Лицам, Он абсолютно един. Помимо того, что Он един по сущности, Он един и как Действователь. Божественное действие всегда едино, всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе. Это же можно сказать и действии Божьем, которое было направлено на создание мира. Это творческое действие проистекало от Отца через Сына, который есть Слово Божье. Поэтому мы говорим: мир сотворен через Слово. Такое представление полностью соответствует свидетельству ап. Иоанна Богослова, представленному в прологе Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово… Все чрез Него начало быть…» ( Ин.1:3 ). С другой стороны, в библейском повествовании о создании мира, представленном в формате адаптированного под наше разумение антропоморфного языка, утверждается, что мир создавался по мере произнесения Богом таких-то и таких-то слов, например: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» ( Быт.1:3 ); «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]» ( Быт.1:6 ). Имея это в виду, мы говорим: Бог сотворил мир словом.

http://azbyka.ru/v-nachale-bylo-slovo

Ранее (7,4) мы видели всех верных, представленных как 144000 запечатленных. Соответственно этому символико-мистическому числу всех верных стена города их вечного жительства измеряется 144 локтями. Ибо стена – по Андрею Кесарийскому – есть также «божественное ограждение и покров, которым будут охраняемы святые». Андрей Кесарийский приводит еще такую расшифровку числа 12000. 12000: 7=1714=1000 + 700 + 14. 1000 означает совершенство бесконечной жизни, 700 – совершенство покоя, 14=7 x 2 – двойное субботство души и тела. Заметим, что деление Андрея Кесарийского 12000 на 7 не случайное, ибо семь – число круга времен земных страданий, а 1714=1000 + 700 + 14 (7 x 2) трижды указывает на совершенство вечного покоя. То, что число 12000 равным образом (длина, ширина, высота равны) употребляется трижды, указует на обретение вечного покоя только в Троице, причем равно во Отце, в Сыне и в Духе Святом. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта – абсолютная незыблемость и прочность вечного города. Длина и широта и высота его равны. Город живет жизнью Пресвятой Троицы, единосущной, нераздельной и неслиянной. Как не бывает длины без широты и без высоты, ибо все в этом мире трехмерно, так и Бог в трёх ипостасях, а Церковь – в Боге-Троице («полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Как нельзя одно измерение отделить от другого (длину от ширины), так и Троица нераздельна. И как, наоборот, нельзя свести одно измерение к другому, так неслитны ипостаси Троицы и несводимы одна к другой. Как длина, широта и высота характеризуют один и тот же объект, так единосущна и Троица. Как длина, широта и высота города равны, так равны в Божестве Отец, Сын и Дух Святой. Небесный город Иерусалим предстал тайнозрителю обителью живоначальной, нераздельной и единосущной Троицы. Об этом написано на страницах Писания: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» ( Еф. 3:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010