6. Наверное, для разума тяжелее всего объяснить как раз не Воскресение, а Вознесение: «Куда» вознесся Сын, если Бог — вне пространства ? И что значит «у десницы»? — На Востоке десница — символ силы и власти: монархи Востока ставили справа от себя престол для своих соправителей. Поэтому слова «воссевшего у десницы Отца» означает, что Сын теперь (не только как Бог, но и как Человек) — соправитель Отца (а не просто «Отрок-Слуга», как у Исаии пророка). 7. Именно в силу того, что Сын теперь — «у десницы Отца», Он и получает власть Суда. «Ибо Отец назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян 17:31). И Сам Иисус говорит, что «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин 5:22–23). Почему же именно Сыну? — Наверное, в силу того, что именно Он, «Своею Кровию однажды и навсегда …приобрел вечное искупление» (Евр 9:12). Он прожил на земле всю человеческую жизнь, так сказать, «в нашей шкуре», познав ее изнутри, а потому именно Он и имеет все права на суд над всем человечеством, ради спасения которого Он пострадал. Также важно, что Христос будет судить не какую-то часть человечества, а абсолютно весь род людской — как живых, так и умерших. Конечный Суд последнего Дня этого мира будет и началом Царства Божьего, которому «не будет конца». В этом Царстве Отец отдает всю полноту власти и славы Сыну, в силу выше указанных причин. 8. Здесь мы подходим к развернутому исповеданию учения о Третьей Персоне в Троице — о Святом Духе. Как и Отец и Сын, Дух обладает персональным самосознанием — именно поэтому мы можем обращаться к Нему в молитве. Он не является просто «бессознательной силой и энергией» Бога Отца. Так же небезынтересно, наверное, и то, что в семитских языках (еврейский, арамейский, арабский, сирийский и др.) Дух — существительное женского рода. Что отражалось в теологии христиан, говоривших на этих языках, видевших в Духе Своего рода материнскую нежность Отца, Заступницу и Ходатаицу за провинившихся.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

Абсолютной личностью является Бог, т. к. только Он имеет в самом себе полноту жизни, а человек становится личностью через усыновление, которое в Духе дается в Церкви. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы называться и быть детьми Божьими» ( I Uh. 3,1 ). Пребывающий в любви, не может стремиться расширить свою личность за счет других личностей, т. к. в каждой живет Христос. Напротив, в силу совершенной любви он готов отказаться от самого себя в пользу других личностей вплоть до того, чтобы положить свою за братьев своих. «И мы должны полагать души свои за братьев», т. к. «сберегший душу свою потеряет ее и потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» ( Мт. 10,39 ). Жертвенная отдача себя ради Христа есть отказ от самых существенных прав личности в эмпирической жизни: охранение физического бытия является начальной и конечной, первой и последней, задачей права, которую право было бессильно осуществить в эмпирической жизни. Отказ от права есть его преодоление, как несовершенного явления ради совершенного. И этот отказ от права в человеческих отношениях исповедывала первоначальная церковь . «Вы слышали, что сказано... А Я говорю вам...». То, что было сказано древним, был закон, совершенний не только для того времени, но совершенный в самом себе. Этот закон, как бы он ни был совершенен, преодолевается любовью, как проявлением свободной любви свободных сынов Божьих в Духе и через Духа. Любовь в новозаветных писаниях стоит всегда в связи с Духом. Она есть высший дар Духа, который «пребывает», «хотя пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание прекратится» ( I Kop. 13,8 ). Это не был новый закон, основанный на новых принципах права, это была совершенная отмена права, т. к. то, что говорил Христос в Нагорной проповеди, не вмещается в право. Сошествие Духа на день IIяmuдecяmhuцы знаменовало конец Закона. Новый Синай был Синаем не Закона, а Духа, с которым связана любовь. На место одного вступает другое в момент актуализации Церкви. Нагорная проповедь была благовестием любви и о любви, которая не нуждается в праве и которая выше права.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

«Бог создал человека свободным для делания правды» 643 . Афинагор Философ Афинский говорит: «Бог создал человека не для Себя, не для Своей пользы, а для собственной их жизни» 644 . То же говорит и Теофил: «Бог создал человека свободным» 645 . Бог дал релятивным существам, ангелу и человеку, почти абсолютную свободу, и если бы не было свободы, то не было бы и греха. Бог допустил в мир, в свое творение, грех и смерть, потому что в Его же руке свобода и бессмертие. Несвобода временна, а свобода вневременна и вечна и переживает всякую несвободу. И Освободитель Христос говорит: «Всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно, сын пребывает. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин. 8, 33–36 ). Апостол свободы Павел говорит: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал. 5, 1 ). Хотя мы и пребываем в Христовой свободе, но иго рабства стоит у наших дверей как грозное предостережение смерти. «К свободе призваны вы, братия»,– говорит апостол, и первые христиане жили в атмосфере благодатного чувства свободы, хотя многие из них были рабами. И это живое чувство свободы победило весь древний, казалось, несокрушимый, мир греко-римской несвободы. В прощальной беседе ученики должны были быть потрясены простыми словами Учителя: «Вы друзья мои, если исполняете то, что я заповедал вам. Я уже не называю вас рабами, ибо, раб не знает, что делает господин его» ( Ин. 15, 14–15 ). В чем же свобода человека конкретно? В духе, духовности, – отвечает ап. Павел и призывает верующих к жизни «в духе» и «по духу». Свободу духа Христос выразил в простых словах: «Дух дышет, где хочет, и никто не знает, откуда он приходит и куда уходит» ( Ин. 3, 8 ) 646 . Но и другая человеческая монада не лишена свободы. Эней Газейский говорит: «Свобода логической (разумной) души есть величайший дар Бога, свобода превращает человека в бога» 647 . Эта почти абсолютная свобода двух монад стала потенциальной, утрачена в значительной степени, и рядом с «законом свободы» стал «закон греха». Греховная несвобода человека есть эмпирический факт. Но как член интеллигибельного мира человек свободен даже при законе греха, а как член чувственного материального мира он не свободен, подчинен необходимости, но эта необходимость не подавляет его свободу. Свобода есть внутреннее сокровище, которое нужно извлечь из своего сердца, как извлекают из него свет и огонь. Человек чувствует сердцем свою свободу, но не обладает ею полностью. Свобода релятивного духа заключается в следовании своей духовной природе, а не природе соседних духу членов тримерии, неразумной душе и телу, или природе соседнего и чуждого духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > О смертоносном духе мира сего Часть 1 09.11.2016 1376 Время на чтение 25 минут Современные христиане подчас уделяют первостепенное внимание второстепенным вопросам, забывая о самом главном - спасении души для блаженной Вечности. Обретается оно через стяжание Духа Святаго Божия, которому противостоит дух мира сего - дух вечной погибели. Вот уже два тысячелетия благодатное Царство Христово - Царство правды и света, любви и добра - соприкасается с другим царством, абсолютно противоположным ему по духу и устроению жизни - царством лжи и мрака, ненависти и зла. Призванные в Царство Христово, считают себя на земле странниками, не имеющими здесь постоянного града, чают воскресения мертвых и жизни будущего века в Небесном Отечестве. Не останавливается их взор на видимых красотах, ибо помышляют они о горнем, а не о земном. Повинуясь гласу Спасителя «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), идут они тесным и скорбным путем, ведущим в жизнь вечную, где радость и веселие не имеют конца. Иное царство образует из себя человечество, живущее по началам жизни вещественной. Здесь жажда наслаждения тленными благами, служение гордыне человеческой и страстям. Шумными толпами с шутками и веселием идут широким путем искатели земного, принимая временное за вечное. Живут они на земле, словно безсмертные, не помышляя о Небесном, не задумываясь о грядущем Суде. Несмотря на собственные внутренние разногласия, а порой и открытую вражду, единодушны они в ненависти ко Христу и Его истинным последователям. В безумной слепоте своей воюют они против Самой Любви. Ненависть в ответ на любовь. О том, что это явление вполне естественное и неизбежное, говорит Господь Своим ученикам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 18-19). Мир - это, прежде всего, сообщество находящихся в рабстве у страстей людей - неверующих, ненавидящих Христа, враждебных Ему, Его учению и Его ученикам. Дух мира, противоположный Духу Утешителю, Духу Истины и Любви - это злой и лукавый дух антихриста (1 Ин. 4, 1-3).

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт. Следовательно, любовь – созидательная, церкве-строительная сила тела Христова, и особенно она проявляется в молитве в Духе ( Еф. 6:18 ; Рим. 8:15–16, 26–28 ) и молении о всех святых ( Еф. 6:18 ; Фил. 1:9 ; Кол. 1:3–4 ; Рим. 15:30 ; 1Сол. 5:17 ; ср. Мф. 18:19–20 ) 475 . Всё это обретает ещё большую полноту и совершенство в Святой Евхаристии как соборе и собрании всего Тела Христова, в котором присутствует телом Своим и Духом Своим «Тот, Кто дарует нам общие молитвы», как мы говорим в Святой Литургии Церкви. Абсолютное единство всех удов (членов) тела Христова, единство в одной Главе, в одном Духе, в одной жизни и благодати, вере, любви и молитве, и, наконец, самое глубокое – в таинстве святой Евхаристии, естественно, приводит к тому, что спасение стяжается только и единственно в этом единстве Церкви, единстве Христовом. Никто из тех, кто желает спасения, не должен отпадать от этого единства и целости тела Христова, иначе погибнет. Потому что так же как член тела, когда отделяется от него, умирает и погибает, так и отпадение от тела Церкви – смерть и гибель, ибо вне Церкви нет истинной жизни и спасения 476 . Поэтому вслед за апостолом Павлом, проповедником «Евангелия спасения» ( Еф. 1:13 ), советует и наставляет его златоустый наследник: «Не удаляйся от Церкви! Ибо Церковь – твоё спасение!» 477 «Если мы “тело Христово, а порознь – члены” (друг друга), а Он – наша глава, то Он не может быть главою тех, которые не составляют тела и не сделались членами Его» 478 . А мы знаем, что только Глава – Спаситель тела ( Еф. 5:23 ), «ибо Глава – спасение тела» ( κεφαλ το σματος σωτηρα στν) 479 . Следовательно, тот, кто существует вне единства тела Церкви, одновременно находится и вне спасения, и вне истинной жизни, которая исходит от Главы – Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Он бросает вызов развратившемуся народу: «Разве умалился Дух Господень? Таковы ли действия Его?» ( Мих. 2:7 ). В то время как другие пророки подчеркивают полную непостижимость Духа, Михей делает ударение на Его абсолютной свободе. Иеремия (626–580 г. до Р. X.), трагическая фигура в истории израильских пророков, приводит довольно упрощенное понимание ruach исключительно как Божественного орудия для наказания либо иудеев, либо их врагов. Концепция ruach как проводника Божественной воли была существенно углублена и расширена во время вавилонского плена, когда, являясь орудием суда и гнева Божия, ruach продолжал быть в центре Божественного плана спасения. Такой акцент на ruach, a также отсутствие понятия о вдохновляющем духе, указывает на конфликт, который был у Иеремии с лжепророками его времени 41 . Однако остается сильным настроение эсхатологической надежды на то, что в конце концов рассеянный народ вернется домой, чтобы жить там в мире и безопасности, что будет заключен «новый завет» и весь народ познает Бога (см.: Иер 31:31–34 ). В опыте апостола Иоанна и ранних христианских общин это обетование исполнилось через катихитические и мистагогические действования Церкви, где принявшие крещение достигают познания Бога через помазание Святого Духа 42 . Пророчества Иезекииля (593–571 гг. до Р. X.), связанные с наиболее тяжелым периодом пленения, дают остатку народа Израиля великое обетование спасения: «И возьму вас из народов , и окроплю вас чистою водою , и дам вам сердце новое, и дух новый ( πνεμα καινν) дам вам . Вложу внутрь вас дух Мой и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» ( Иез. 36:25–28 ). В окроплении чистой водой для очищения и оставления грехов ясно виден прообраз крещения народа, некогда рассеянного среди других народов и мертвого по грехам своим, но теперь имеющего обетование быть собранным в Новый Иерусалим и получить новую жизнь силою Духа Святого. Образ этого оживления приводится в Иез. 37:1–14 : когда народа не стало, когда он разложился, подобно костям в поле, Господь вводит в них дух, и они обрастают плотью, покрываются кожей и оживают.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 8-ю по Пятидесятнице после Литургии в Преображенском соборе подмосковной Каширы 22 июля 2018 г. 22:30 22 июля 2018 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Преображения Господня подмосковной Каширы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем чтении из Первого послания апостола Павла к Коринфянам мы находим замечательные слова: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Неслучайно эти замечательные апостольские слова мы читаем именно в этом послании, потому что Коринф, процветающий античный город на перекрестке очень важных дорог, был центром притяжения самых разных людей — с разными убеждениями, с разной культурой, с разным целеполаганием. Это был трудный город с точки зрения сохранения какого-либо общественного единства, и когда в Коринфе возникла первая христианская община, то влияние окружающей среды было настолько сильным, что и среди христиан возникли разделения. Коринф посещали многие из тех, кто проповедовал Христа, и потому коринфские христиане считали, что они должны называть себя учениками не Господа Иисуса Христа, а тех учителей, которые благовествовали им о Христе. И апостол Павел, так много сил положивший для просвещения коринфян, говорит в этом послании: «умоляю вас Господом нашим Иисусом Христом, сохраняйте единство в духе и единство в мыслях ваших». Великий завет апостола и сегодня имеет очень важное значение для всех нас. Вообще, что такое единство? Господь создал каждого человека неповторимым. Абсолютно одинаковых людей нет — даже близнецы отличаются друг от друга, и даже если они внешне похожи, то по характеру часто очень различны. Господь создал наше многообразие как величайшую ценность. Трудно представить, что было бы, если бы все были одинаковыми. Наверное, это была бы очень тяжелая жизнь — мы были бы лишены возможностей для всестороннего развития и построения многоразличных человеческих обществ.

http://patriarchia.ru/db/text/5241500.ht...

Реакция Никодима выдает его полное недоумение: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» В качестве единственного ответа Господь настойчиво повторяет требование, о котором он только что возвестил, уточняя, что значит «родиться свыше»: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». В ожидании этого нового рождения Господь говорит о двух началах — о воде и о Духе. То и другое необходимо для нашего рождения в новую жизнь. Эта тайна проясняется в перспективе Сошествия Святого Духа, Который введет учеников в полноту истины. Погружаясь со Христом в великие очистительные воды Его смерти, мы призваны воскреснуть с Ним дыханием Духа. Это будет исключительно делом Отчим — рождение свыше означает рождение от Бога, без всякой двусмысленности. Как к воскресшему Христу нельзя прикоснуться, так всякий человек, рожденный от дыхания Духа, находясь в самой гуще этого мира, уже находится в Царстве. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух», и такой человек является причастником жизни Самого Бога. Вот почему он абсолютно свободен по отношению к властям мира сего, он не связан тем, чем они поглощены, и не боится их угроз. Таково свидетельство Церкви с самого начала — от первых исповедников и мучеников, о которых мы читаем в книге Деяний, до исповедников и мучеников наших дней. Когда слышатся раскаты грозы и приближаются гонения, они не просят Бога удалить от них эту опасность, они предают себя Ему в полном доверии, молясь об одном — об обновлении в Духе Святом, чтобы им дано было возвещать слово истины с дерзновением и совершать во имя Христово знамения Его Воскресения. В эти дни, когда начинается наше восхождение от Пасхи к Пятидесятнице, будем молиться воскресшему Господу, чтобы и мы, обновившись горячим дыханием Духа, были мужественными благовестниками победы Божией, свидетельствующими о свете, — «дабы все уверовали» через нас (Ин. 1, 7), «что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31).

http://moral.ru/родиться-свыше/

Созерцание давалось людям не в словесных формулах, а в живом опыте. В явлении Нетварного Света – мы Трех видим как Единый Свет. В чистой молитве – Отец, Сын и Дух – видятся в Их единосущном единстве. Евангелие говорит: «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Дух Святой возносит нас в область Божественной любви. И не только живем мы эту любовь, но и начинаем постигать, что Бог, «Первый и Последний» (Ис.44:6), есть Любовь, которая не может быть моноипостасной, ибо ипостасность осуществляется в общении ипостасей. Моисей под Именем ЯХВЕ – АЗ ЕСМЬ – разумел единую Персону, и как следствие тому он дал своему народу Закон 9 . «Благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин.1:17). Бог Любви – есть Троица: «Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною» (Митрополит Филарет Московский ). «Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин.13:1). Таков наш Бог. И нет иного, кроме Него (ср. Ис.44:6). Тот, кому было дано ощутить дыхание Его любви по дару Духа Святого, знает всем своим существом, что такая любовь есть атрибут Триединого Божества, открытого нам как совершенный образ Абсолютного Бытия. Моно-Ипостасный Бог Ветхого Завета не знает любви. Любить – это значит жить ради возлюбленных, когда их жизнь становится нашей жизнью. Любовь соединяет в бытии. Такова Святая Троица. «Отец любит Сына» (Ин.3:35). Он живет в Сыне и в Духе Святом. Сын «пребывает в любви Отца» (Ин.15:10) и в Духе Святом. И Духа Святого мы знаем как Любовь всесовершенную. Дух Святой вечно исходит от Отца и живет в Нем и пребывает в Сыне. Эта любовь в итоге являет Божественное Бытие как единый вечный Акт. По образу сего Троичного единства человечество призывается стать единым человеком. «Я и Отец – едино есмы» (Ин.10:30). «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» (Ин.17:21).

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

4. «Если бы Библию прочитал непредвзятый человек от начала до конца, пришел бы он к выводу, что Бог триедин? Вовсе нет» (12). А как быть непредвзятому читателю со словами Иисуса: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»? Или слова апостола Павла: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет с вами» ( 2Кор.13:13 )? Учение о Боге в Трех Личностях заложено Самим Господом Иисусом Христом. «Свидетели Иеговы» часто сравнивают Святой Дух с электричеством, однако можно ли крестить людей во имя электричества? 5. Далее пишется масса сомнительных высказываний, похожих на предыдущие, например, что Иисус сотворен Богом, а не рожден. Или таких, как эта: «Иисус говорил, что, став началом Божиих невидимых творений, он существовал еще до того, как пришел на землю человеком». Что и говорить, любому, кто читал Евангелие, ясно, что Христос нигде так о Себе не говорил. Все приведенное (а также многое другое) дает основание полагать, что материалы секты, используемые в качестве доказательств своих учений, недобросовестны, а значит, опираться на них честный человек не может. «Дары различны, но Дух один и Тот же, и служения различны, но Господь один и Тот же, и действия различны, а Бог один и Тот же, производящий все во всех» ( 1Кор.12:4–7 ). Интереснейшая цитата из послания апостола Павла к Коринфянам стоит в эпиграфе. Здесь речь идет о Духе, Господе и Боге, каждый из которых «Один и Тот же»! Причем сказано производящий, а не производящие. Несомненно, это указание на некое триединство Бога... «Свидетели Иеговы» обычно говорят, что в Библии нет слова «Троица». Но мы помним, что все же есть Отец, Сын и Святой Дух, а посчитать, сколько это в цифрах – непредвзятому человеку не составляет труда. Троица – не имя, а выражение сущности Бога. Кстати, в Библии нет слов «исследователи Библии, «Зал Царств», «корпорация «Свидетелей Иеговы», «злая система вещей», «пионеры» (такие должности в секте) и прочего. Даже словосочетание «Свидетели Иеговы» не встретить в Библии! Иногда «Свидетели Иеговы» в доказательство своих учений приводят следующий стих: «Господь Бог наш, Господь Един» ( Втор.6,4 ). Однако слово «един» (евр. – «echod») не означает абсолютного и однородного единства. Как пример – слова Писания о муже и жене: «и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» ( Быт.2:24 ; Числ.13:23 ). Тут также употреблено слово «echod», однако речь идет о двух личностях – мужа и жены. Нечто подобное можно сказать и о принципе триединства в Боге – Он Един в Сущности, но Троичен в Личностях. Святые Отцы так объясняли природу Бога: как солнце само по себе одно, однако существует круг солнца, свет от него и тепло, так и Бог Един, но есть Отец, из которого рождается Сын (свет) и исходит Дух Святой (тепло). Но это лишь аналогия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010