Мы замечаем, что Христос не сразу начал говорить об Отце, а о Духе Святом – лишь незадолго до исхода из Своей земной жизни. До пришествия Духа Божия слов Его до конца не понимали даже апостолы, и Господь не слишком пытался разъяснять им Таинство образа Божественного Бытия: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12). Вместо сего Он указал, каким образом можем мы достигнуть совершенного познания: через жизнь по духу Его заповедей. «Если пребудете в слове Моем, то познаете истину» (Ин.8:31–32). «Дух Святый... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). «Он, Дух истины, наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). И Дух пришел и явил нам полноту любви Божией, но мы не вместили дара. Он доселе не отступает от нас, терпеливо ожидая, чтобы и мы до конца возлюбили Христа – Божию Силу и Божию Премудрость, подобно тому как и Сам Он возлюбил нас (1Кор.1:24). «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6:63). И об этой жизни предстоит нам слово – о жизни, порождаемой молитвой по вдохновению свыше через нисходящую на нас любовь и разумное познание Перво-Бытия. Как описать состояние духа, которому Бог открылся как «АЗ ЕСМЬ»? Когда Живой Бог приходит в сердце, тогда радость души полна Света. Он тихий и кроткий. Я могу говорить Ему – Ты, лицом к Лицу. И в этом «АЗ», и в моем «ТЫ» – все Бытие. Он безначальный, Он самосущный, самодовлеющий. Он – Персона в абсолютном смысле. Его очам открыто и проницаемо все сущее. «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано... Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:26, 29–30). «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр.4:13). Всякий момент нашей жизни, каждое биение сердца нашего – все непрестанно во власти Его. Воистину Он есть «Свет, в котором нет ни единой тьмы» (1Ин.1:5). Никто и ничто не сокрыто от Его всевидящего ока.

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

нет в царстве Божием, в его истории. В царстве Божием требования абсолютны, и реализованы они могут быть только в абсолютных ценностях, а такими ценностями могут быть только человеческие личности. Поэтому царствие Божие не приходит приметным образом; нельзя сказать: вот, оно здесь, или: вот, там. Оно внутри человека. Только в духе человеческом, в его творческой энергии, может быть адекватная область применения его безусловных законов. Как неограниченность заповедей, так и абсолютное значение личности – это принципиальные основы христианской веры. Ни одна религия не возводит человека на такую высоту, как это делает христианство . „Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?“ Мирской прогресс, движение к идеалу естественного совершенства, совершается в сфере форм и состоит в смене низших форм высшими, менее развитых более развитыми и сложными. В царстве Божием формы не имеют такого значения. Здесь они только внешняя граница внутренней безграничности, видимая условность духовной абсолютности. Несомненно, с духовным прогрессом и формы должны меняться, но это изменение есть лишь необходимое следствие внутреннего роста. „Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани; ибо вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое“. В царстве Божием формы не имеют самостоятельного значения объективного средства для внутреннего развития. Последнее совершается в глубине духа, оно всегда бьёт из источника „живой воды“, всегда имеет абсолютный характер личного творчества. „Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную“. Свобода творчества, свобода личности – вот необходимое условие духовной жизни, духовного развития. Это есть свобода обладания истиной. Каждый христианин, как и Христос, есть сын Божий, имеет в себе духа Божия,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нет ничего неподвластного Господу нашему. И Своим державным словом Он изгоняет сатану из тех, кто, подчинившись злу, дал ему овладеть собой. «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского». Диавол – нечистый дух, его естество абсолютно противно чистейшему и святейшему Богу. Этот нечистый дух действует в сынах человеческих. Оказывается, можно быть одержимым диаволом и находиться в синагоге. И не только в синагоге. Даже бесы знают и веруют, что Иисус Христос – Святый Божий. Они веруют и трепещут ( Иак.2:11 ). Этот нечистый дух закричал громким голосом: «Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин?» У бесов нет ничего общего с Иисусом Христом, и нет желания иметь что-либо общее с Ним. А у людей, как бы низко они ни пали, какую бы власть ни взял над ними сатана, есть общее со Христом. Потому Он и пришел спасти нас. И Он повелевает сатане со властью: «Замолчи и выйди из него». Он не только велит нечистому духу замолчать, но заграждает ему уста. Христос показывает нам бессильную злобу побежденного врага, царствующего над миром видимым и невидимым. Как победитель, Он являет Свою благодать. Когда мы видим поверженного бесом посреди синагоги человека, то понимаем, что он сделал бы с ним, если бы Господь попустил. Всех людей, если бы только ему позволили, он разорвал бы на куски. И Господь показывает, какую власть Он имеет над сатаной – в том, что Он не только повелевает нечистому духу выйти из человека, но – выйти, нисколько не повредив ему. Когда сатана не может кого-то погубить, он старается причинить ему как можно больше вреда. Но он никогда не может повредить человеку больше, чем позволяет Христос. И тем, кто не отвергает Христа, он не может причинить никакого подлинного вреда. Бес «вышел, нимало не повредив ему». Власть Христа над бесами была очевидной для всех. «И напал на всех ужас, и рассуждали между собою «Что это значит? Что это за учение, что Он со властию и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?». Страх Божий, касаясь этих людей, приводит их к вопрошанию о тайне чудодейственного слова. И мы знаем, что речь идет о Духе, которым помазан Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но дальше намечается такая развилка: Бог выбирает Израиль. А про остальных Павел говорит, что Бог им оставляет пока ходить своими собственными путями. Проповедуя в Листре, Павел отмечает: «Мы — подобные вам человеки». Если в Афинах он проповедовал высоким интеллектуалам, то в Листре он проповедует людям, которые являются еще дремучими язычниками, готовыми приносить жертву Гермесу и Зевсу. «Мы — подобные вам человеки, благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные, и исполняя пищею и веселием сердца наши». То есть нет такого, что Бог ненавидит язычников. «Бог дал им свободу до определенного времени и благодетельствовал им», — говорит Павел. Он посылал и продолжает посылать свидетелей о Себе. Это можно видеть, например, в речи Стефана, который вспоминает о том, как Бог явился Аврааму, потом всем Праотцам, Иосифу в Египте, Моисею и так далее. И, наконец, послал Своего Сына Иисуса Христа. Интересно отметить: проповедуя, Павел нигде не говорит о том, что вот вы, дескать, верили как-то несовершенно, а теперь я вам совершенную веру предлагаю, у вас было что-то плохое, а я вам теперь хорошее что-то предложу. Нет, он как бы говорит: это вообще не связано. Просто произошло некоторое важное событие, что сам Бог пришел, что Сам Господь, Иисус пришел, пострадал, и вот теперь открывается новое время для всех — абсолютно для всех. И для меня, и для тех, кто из варваров, и для тех, кто из образованных язычников, и для тех, кто из иудеев. Просто открывается новая эра Спасения. В чем она заключается? «Вот вы, — говорит Павел иудеям в XIII главе, — не могли получить оправдание по Закону». Действительно, если вы посмотрите Ветхозаветное законодательство, то хоть как-то искупить можно было только те грехи, которые совершены по неведению, по ошибке. Все остальные грехи остаются на тебе тяжким грузом. И хоть будет Йом Кипур, ты каждый год будешь сидеть и трястись: продолжит Господь или не продолжит твою жизнь?

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы не знаем, чем все кончится 14.12.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово в Неделю 35-ю по Пятидесятнице «Невозможное человекам возможно Богу». Замечательная подробность этого события — то, что редко бывает в Евангелии, — мы не знаем, чем все кончится. Мы не знаем, что стало с этим человеком. Может быть, в конце концов он пошел за Христом? Этот вопрос евангельское повествование оставляет открытым. Точно так же бывает с нами прежде всего в личном плане. Забудем на мгновение о плане коллективном. В нашей жизни, с человеческой точки зрения, некоторые ситуации остаются неразрешимыми как некие тупики: мы либо не видим, как выйти из них, или даже если видим, не можем выйти. Нам недостает либо света, либо сил. И ответ на это Господа: «Невозможное человекам возможно Богу» — не теоретический ответ. Когда Он говорит так, Он знает, что говорит. Вспомним хотя бы два момента, два решающих события в Его жизни — Благовещение Пресвятой Богородицы и Его смерть и Воскресение. В этих двух событиях их осуществление абсолютно невозможно для человека. В первом — Архангел отвечает Пречистой Деве, Которая спрашивает, как это может быть: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1, 38). И в Его Воскресении — когда, рассуждая по-человечески, все кончено с Его смертью, будет действовать сила Духа Святого, проникающая все Его человеческое естество. Вот почему Христос — Живой, Тот, Кто всегда посреди нас. «Невозможное человекам возможно Богу». Христос прошел через это раз и навеки, и отныне проходит с нами. Вот почему это относится к нам, как и к Нему, неразделимо. В нас, как и в Нем, по дару Его принявших усыновление Богу в крещении во имя Пресвятой Троицы, все, что живо, жизненно, существенно, исходит от Отца в Духе Святом. Невозможное для нас — мертвая зыбь, в которую попала наша жизнь. Но Господь вводит нас в воды Иордана, чтобы мы стали живыми. Он знает, что с нами происходит, и открывает нам Отчую любовь и долготерпение. В этой любви и долготерпении Отца Небесного — наша сила. Во всех невозможных ситуациях Господь открывает нам также, что Отец Небесный всегда нам верен. Верность Отца Небесного — свет, который на каждом шагу освещает наш путь. Ибо в своей верности и в своем долготерпении наш Бог надеется на нас. И когда мы растерянно останавливаемся среди наших тупиков, Он верно и терпеливо ведет нас дальше. Он надеется на нас, Он предает Себя за нас. Он, как говорят святые отцы, рискует с нами в том, что есть наша жизнь.

http://moral.ru/nevozmozhnoe/

Однако и в смысле конкретных плодов покаяние не ограничивается оставлением греховной жизни (быть мертвым ко греху), но принимает решение «быть живым для Бога», т.е. идти путем нравственного совершенствования. И этот путь бесконечен, потому что нравственные идеалы, по их абсолютности, в условиях временной человеческой жизни, бесконечно высоки; но все же начальный момент покаяния-возрождения – самый существенный, потому что он отделен от прошлого пропастью подвига, а последующая жизнь есть органическое выражение и осуществление начального переворота. Но хотя душа и возрождается в покаянии, новая жизнь и в переживании и в нравственном делании продолжает осуществляться в покаянном духе. Покаяние как жизнь Личный опыт тех, кто, покаявшись, возродился к новой жизни, и весь опыт Церкви свидетельствует, что каждый день, совесть, работающая достаточно тонко и серьезно, показывает, что есть в чем каяться. Великий знаток и учитель любви, святой апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем сами себя, и истины нет в нас» ( 1Иоан. 1,8 ). И когда Господь Иисус Христос говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» – имеется в виду, прежде всего первое покаяние-возрождение, но не исключается и то непрестанное ежедневное покаяние, которое продолжается после возрождения, то медленное преображения души, которое совершается и после того, как человек стал «мертв для греха». Иначе невозможно понять: если мертв – то почему же продолжается действие греха? Почему душа так печально видит свое несовершенство и тоскует о совершенстве и покаянно взыскивает его? Апостол Павел пишет: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7,22–24 ). Эту мысль апостола можно еще выразить следующим образом: в результате первоначального сознания меняется «внутренний человек», так что сознание, ум, установки меняются настолько, что этот «внутренний человек» даже находит удовольствие в законе Божием. Исполнение этого закона, однако, связано с постоянным самоотвержением, отказом от многих прежних привязанностей, желаний, образа мыслей, чувств и действий. В том числе и таких действий, которые не обязательно могут быть оценены отрицательно, даже с позиций самой взыскательной морали.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Основание Церкви — восстановление, совершение учеников в единого с Учителем любимого ученика, “приклонившегося к груди Его”. И только совершенное единство верных во Христе становится основанием для совершенного Божественного разделения Духом и в Духе. Собранная Церковь исполняется Духом Святым в свою Пятидесятницу, обретая нераздельно-неслиянную полноту жизни. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:1–4). Бого-человеческое единство — Церковь — обретает таинственную полноту жизни сошествием Святого Духа на Апостолов. “Разделяющиеся языки” — новое Божественное разделение, разделение ради единства — восстанавливает индивидуальность каждого из собравшихся в её истинности, каждого в том, в чём он призван Богом. В Его любви каждая личность получает абсолютно справедливое определение. Он Сам есть любовь, которая, по определению митрополита Антония Сурожского, равна ко всем, но не одинакова. В основание Церкви Христос положил Самого Себя — “камень”, который отвергли строители Вавилонской башни. Они попытались положить основанием башни свою волю, своё “Я”, тем самым обрекли себя на разделение, на рознь как результат смешения, которое попустил Господь за их своеволие и гордость. Люди перестали понимать друг друга: разделение общего для всех языка стало причиной разрушения их единства. Это “вавилонское наказание” снимается в Пятидесятницу сошествием Святого Духа на Апостолов, собранных в Церковь. Единство Церкви получает дар Духа Святого — неслиянность. Апостолы начали говорить слова Божии, ибо не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34). Господь в Церкви возвращает верным Ему взаимопонимание. Если разделение Богом единого языка строителей Вавилонской башни привело к беспорядочному смешению, то Божественное разделение единого Святого собрания Духом Святым на индивидуальности, без потери их единства во Христе, утвердило это единство во всей его Бого-человеческой полноте, в которой преодолены крайности: излишней (Пётр) и недостаточной (Фома) устойчивости в вере: …мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим 12:5).

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Отвержение Бога, полный атеизм откроет страшную эру в существовании рода человеческого: «тот человек» под своим главенством и водительством водворит безбожие на земле, как некое новое исповедание, и под знаменем этого безбожия положит в лице своем основание абсолютного обоготворения человеческой личности, ибо: «он превознесется, – говорит Апостол Павел, – выше всего называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Очевидно, безусловный абсолютизм человеческой личности, как новый культ, наподобие религиозного культа, займет собой место религии в роде человеческом, и на упраздненном троне Бога воссядет сам человек. Что в стремлениях своих, в миросозерцании и действиях «тот человек» будет выразителем общего властного направления умов и сердец в людях, что он будет опираться в деятельности своей на могущественную поддержку не партии какой-либо, а массового в его сторону движения в роде человеческом, это следует заключить из того свидетельства Св. Писания, которое говорит, что он «сотворит по воли своей, и царь возвысится и возвеличится над всяким богом» ( Дан.11:36 ), получит «силу свою и престол свой, и великую власть» ( Откр.13:2 ), ибо дана будет «ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр.13:7 ). Достигнет, однако, он этого видимого своего торжества не без борьбы и не без усилий с своей стороны, а с напряжением всех своих сил и средств, действуя и влияя на поколения людей своего времени лестью в слове, явлением чрезвычайных каких-то знамений и якобы чудес, употреблением силы, огнем и мечем. Св. Писание говорит, что пришествие его будет, по действию сатаны, «со всяким неправедным обольщением погибающих», причем наступит в роде человеческом «действие заблуждения», так что люди будут верить лжи, не принимая любви истины ( 2Сол.2:9–11 ). Как нужно заключить из Божественного Откровения, человеческий род не вдруг станет под знамя «того человека», а разделится первоначально надвое и восстанет на ся: одна часть под водительством «того человека» и в смысле его направления станет в решительную брань с другой частью, остающейся под знаменем Бога и Христа, – и после «войны его со святыми», говорится в Св. Писании, и после победы над ними утвердится окончательно власть его на земле, и устроится порядок семейно-бытовой и общественной жизни в его духе, и тогда «поклонятся ему, – говорит Св. Писание, – все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца» ( Откр.13:7–8 ), поклонятся не по принуждению только, но добровольно и сознательно, как необыкновенному величию и чрезвычайной силе гигантства и исполинства в роде человеческом, так как пришествие его, «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Ответ Иова на речь Елифаза (6–7 глл.). Иов в ответ на богословскую концепцию Елифаза о путях Божиих говорит только о своих страданиях, о которых может судить только он один – страдающий: «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!» (6:2). Он говорит, что страдание его не временное испытание, его болезнь ничем не может быть исцелена, не может быть никакой надежды, никакого избавления, кроме скорой смерти. Иов не соглашается с обвинениями его в грехах, считает себя невинным (6:14–30) и продолжает дальше изложение своих тезисов: Бог для человека не то, что принято думать о Нем; Он не такой, каким Его обычно представляют. Бог посылает человеку трудную жизнь, единственным концом которой является «шеол» – ад (7:1–10). Иов жалуется, что Бог преследует его, вместо того чтобы простить его (7:11–22). «Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (7:20). Речь Вилдада (8 гл.). Вилдад говорит в традиционном духе о том, что божественная справедливость существует и что она подлежит определенной закономерности. Вилдад прямо отвечает на последний вопрос Иова, почему Бог его преследует и попутно старается опровергнуть утверждение Иова о том, что жизнь человека несправедливо наполнена страданиями и что страдания несправедливы. Вопреки Иову Вилдад утверждает, что есть божественная справедливость и есть утвержденное в мире право, которое даже Бог не может нарушить. «Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?» (8:3). Дети Иова, по словам Вилдада, наказаны за их собственные грехи (4 ст.). Если же сам Иов – праведник, то Бог восстановит его (5–7 стт.). Вилдад считает бедствия следствием греховности и ссылается на учение мудрецов о судьбах нечестивых (8:8–13). Ответ Иова на речь Вилдада (9–10 глл.). Тема ответа Иова очень интересна. Он утверждает, что божественная справедливость и правда абсолютно превышают всякое право. Иов уже не в состоянии защищать свою невинность, он только не знает, как оправдаться перед Богом; Бог – существо всемогущее и свободное; в Своей воле Он может обрушиться Своим гневом и на невинного, и если все же он, Иов, и виноват перед Богом, то он ничего не может сделать, чтобы очиститься в глазах Божиих и поэтому ожидает себе только смерти. Но Иов все же взывает к Богу и просит, чтобы Бог дал ему ответ в его недоумениях. Он вспоминает свои прежние отношения к Богу в ожидании отхода в «страну мрака».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Откровение содержится в Церкви, поэтому любое внецерковное учение не может быть правильным. Любое философское внецерковное учение уже ложно по факту своего возникновения. Если некое учение возникает вне Церкви, то нельзя относиться к нему как к Истине. Все внецерковные учения ложны, потому что Господь дал всю полноту истины Церкви: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3, 14–16 ). Прямо сказано: « Церковь – столп и утверждение истины». Как записано в Катехизисе, «не должно искать истину вне Церкви, в нее, как в богатую сокровищницу, апостолы положили все необходимое для спасения». Вне Церкви может быть только частичная истина, но абсолютной Истины вне Церкви нет. Вопрос Понтия Пилата «что есть Истина?» не имел смысла, поэтому Христос молчал. Имеет смысл вопрос «Кто есть Истина?». Истина – это Личность, и точка зрения этой Личности – Истина. Решения Церковных соборов. Высшим проявлением церковной власти является Вселенский собор. Голос Вселенского собора – это голос Святого Духа. Рассмотрим, что значит голос Вселенского собора, что относится к постановлениям Вселенского собора, которыми недвусмысленно и четко описывается Истина? Это: 1) оросы  (греч. ρος – «предел», «граница») – вероопределения, граница вероучения ( Символ Веры и другие определения); 2) документы, одобренные Вселенскими соборами (их очень много, например: Томос папы Льва (соборное послание святителя Льва Римского к Флавиану, архиепископу Константинопольскому), послание святого Кирилла Александрийского к Несторию, послание святого Целестина ); 3) канонические правила. Все, что выражено в этих документах, для нас не подлежит обсуждению. Если не существует постановления Вселенского собора на данный момент, мы руководствуемся 19-м правилом Трулльского собора (так называемого V-VI Вселенского собора): «Недопустимо истолковывать Священное Писание иначе, чем его истолковывали учителя Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010