И великая любовь к людям и добрые дела угодные Богу, которые он оказывал, усугубились на нем, и он усиленно творил милостыню бедным, и охранял пришельцев и прославлял боящихся Бога, и спешил служить старцам. А те благословляли его, видя усердие и благость того, кто в служении своем беспристрастен и щедр в делании добра. И положил печать премудрости на уста его и дверь ограждения о устнах его, ибо Господь освятил его из чрева матери его и удалил от него желания плоти и помышления праздности, и почему был поставлен домоправителем церкви сей Макаба-Эгзиэ, древо веры духовное, насажденное у истоков вод, процветшее ягодами премудрости и увенчанное венцем благословения, сладостное для очей и приятное для зрения тем, кто созерцает его. И он был послушен наставнику своему и бодр для делания добра. И все удивлялись благости его: он был мал возрастом и высок премудростью, и говорили друг другу: «что убо отроча сие будет, совершенное в премудрости и разуме? Окружает его благодать Божия; шествие его в законе, как старца. И он упреждает монахов и предваряет их, идя в церковь к молитве ночной и дневной». И когда авва Даниил увидел, что сын сестры его Макаба-Эгзиэ, будучи совершен во всех благих делах, как Моисей хранит повеления закона, как Петр сохраняет устав канонов и ищет их и совершенствуется в них, и как Антоний и Макарий возлюбил монашество, чист в детстве и соблюден в смирении, совершен в воздержании и увенчан кротостью, умерен устами, которые не осуждали ближнего, он стал угоден сердцу отца Даниила и сердцу всех чад его. И они избрали его быть диаконом и сказали ему, ибо он по правде был достоин сего. И когда ему сообщили и его заставляли наставник и все чада, отрок трепетал и говорил им: «поставьте себе из великих или из малых, во мне же нет премудрости и разума; я, неразумен и недостоин поставления во диакона, ибо мал я и нег во мне премудрости и разума». И не будучи в состоянии уговорить его, все монахи опечалились и оставили его. И на другой день явился ему Господь наш Иисус Христос и сказал: «мир тебе, Макаба-Згзиэ, избранный мой и раб мой, возросший в заповедях моих, – ибо я благоволил о тебе, чтобы ты служил церкви моей преимущественно перед всеми чадами наставника твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И с этими словами отослал его в его монастырь. Настоятель, узнав, что он посвящен в иереи, обрадовался великой радостью».–в беседе с одним другом, Такла-Хаврьят сказал, что у него есть другое имя, и предложил ему молиться об открытии этого имени. Послышался глас с неба, который назвал его Замада-Орини за терпение в подвиге, Замада-Аарон – за священство, Замада-Набият – за пророчество. Он рассказывал: «однажды побудила меня мысль, говоря: «выйди в пустыню». Я вышел и ходил, и там встретил женщину, по имени Арв. Я спросил ее: «сколько тебе лет, откуда ты пришла в эту пустыню?». Она отвечала мне: «мне 70 лет». Чем ты питаешься?» Она отвечала: «этими листьям снизу». Мне показалось горько, как алоэ (agustr), и я вскрикнул. Она сказала мне: «попробуй сверху» и мне показалось сладко, как мед. И прославил я Бога, творящего так для любящих Его. И она объяснила мне все. Затем пошел я в другую пустыню, и нашел там человека Божия великого и преславного, по имени Ираклид; за ним следовало два льва. Я благословился от него, облобызал его руки и ноги, и он поведал мне все...» «После этого вышел он из Дабра-Либаноса и пошел в город области Мугар именуемый городом Растений. Вошел он в церковь , поклонился и помолился. Окончив молитву, он вышел и встретил вдову, рабу Божию, по имени Эгзиэ-Кебр, и приветствовал ее целованием духовным, и они беседовали о величии Божьем. Она рассказала ему о гробнице митрополита, о том, что она находится в земле Гуаль близ города Растений, и имя этого митрополита Афанасий. Услыхав это, отец наш сказал ей: «поведи меня туда, чтобы я увидал его гробницу». Она позвала сына своего, по имени Хабта-Микэля, и поручила ему проводить его к гробнице митрополита. Отец паш пришел туда, поклонился и облобызал могилу, остался там семь дней и молился. И он сотворил чудеса и знамения...» «После этого он размышлял о жизни святых, обитавших в пустыне. Трое скончались от войны, один – от яда, один – от срамных слушаний, один – от срамных видений. Услыхав об этом, он вышел из пустыни и пошел в город Аги и жил в земле Зй.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

О том, какая это эпоха, не может быть сомнений. Это – время завершения устроения новой Абиссинии, период «реформ» Зара-Якоба. Имени этого царя нет в житии, но в качестве современников и наставников Такла-Хаврьята названы дабра-либаносские настоятели Иоанн-Кама и Андрей; оба относятся к XV веку; Андрей неоднократно упоминается в хронике Зара-Якоба и его преемника, Баэда-Марьяма. Настоятельство Иоанна-Кама, как увидим ниже, падает на время Исаака (1414 – 1429). Такла-Хаврьят прибыл в обитель еще при Иоанне-Кама; его связывало с Дабра-Либаносом не только духовное влечение, но и родство – он был братом будущего настоятеля Андрея. Сведения о его родственных отношениях для нас также интересы, хотя при испорченности текста мы не в состоянии вполне ими воспользоваться. Ясно только, что в четвертом или третьем поколении он нисходит от тиграйского макванена Акхадома, которого мы встретили уже в житии Яфкерана-Эгзиэ, как современника царя Давида (1382–1411). Таким образом, генеалогия святого не противоречит историческим данным жития 46 . К числу последних можно также отнести упоминание об авве Иоанне дабра-вифатском (f. 3 v.), к которому приходит Такла-Хаврьят в самом начале своих подвигов, прямо из родительского дома. Как известно, из краткой хроники, этот преподобный почил в 10-й год царствования Зара-Якоба 47 . Культурно-исторические данные жития замечательно близки к тем, которые почерпываются из других памятников эпохи Зара-Якоба, как исторических, так и агиологических. Укажем на f. 185, где рассказан случай изуверства, поразительно аналогичный тому, который с ужасом передает Зара-Якоб в своей «Книге Света» и который имел место еще при его отце Исааке в Дамоте 48 . Где произошел описанный в нашем житие случай, не говорится: на берегу Такацы грешник ожидал святого, придя из «своей страны». И там, и здесь, виновницей изуверства была колдунья (mrit); и там, и здесь побуждением было желание разбогатеть. Но в «Книге Света» видна некоторая связь между изуверством и его целью: злодей убивает отца и съедает его части, чтобы сделаться его наследником; возможно, что и здесь каннибальство объясняется верой в унаследование всех духовных свойств и материальных прав покойного.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Усилия отца и родичей вернуть ее не имели успеха: она постриглась, и настоятель даже сделал ее игуменьей. Тогда Елисей решился и сам уйти в тот же монастырь. Чрез три года он задумал предпринять паломничество в Иерусалим. На пути встретил его ангел в виде монаха и вернул его назад, указав на его долг – устроить свою семью. Возвратившись, он разделил свое имущество детям. Иулиания и двое младших: Фаддей и дочь Мекхена-Марьям последовали за ним в пресельничестве и отправились в тот же монастырь Куахайн. Фаддей скоро стал учиться и был поставлен диаконом. Монахи однако скоро подверглись искушению зависти, и по их наущению архимандрит (mamher) должен был против воли выслать пришельцев из монастыря. Изгнанники направились в Тамбен, где поселились в пещерах и проводили время в молитве и подвигах (стоял целый день, делал по нисколько тысяч поклонов днем и ночью, бил в грудь, смотрел в небо, проливал слезы до крови, бдел, ел смоквы не до сытости и т.п.). Дочери ходили собирать смоквы и не боялись зверей; их не трогали львы и с ними делились носороги, но однажды Мекхена-Марьям упала с дерева и убилась. «Пришли святые из монастыря и принесли ее в пещеру и погребли там». Это и наставления отца сильно подействовали на юного Фаддея, и он пошел к Мадханина-Эгзиэ и постригся в монахи. Вскоре Елисей, почувствовав приближение кончины, простился с детьми, и затем умер 27 генбота. «И послышалось благовоние кадила, и окружил пещеру великий свет , и сошел Господь наш Иисус Христос , и с ними ангелы и архангелы... И пришли святые мужи, отпели и погребли его, и были там многие знамения и чудеса». Фаддей затем пошел к митрополиту и получил священство, а потом стал подвизаться, уйдя в дальнюю пустыню; сестра осталась на прежнем месте и усилила свои аскетические подвиги, к ней стали приходить ученицы. Посещал ее и брат ее Фаддей. Однажды при нем она ходила по реке Варэ, разостлав мантию. Фаддей, видя это, усугубил свои подвиги, желая достичь такого же совершенства. Он 40 суток простоял в воде по шею с камнем на голове, пока не полилась из него кровь и ангел не явился исцелять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Не могу удержаться, чтобы не привести одну из аскетических выписок «Столпа». Это кусочек из жизни аввы Яфкерана абиссинского – «звезды евангельской… кроткого сердцем, слеза которого была близка к очам его для любви Божией, и печальника за всех, за людей, и скотов, и даже до червей». Далее говорится о том, как однажды он и его друг авва Захария, живший вдалеке, встретились на озере Азаф, «чтобы утешить друг друга, ради величия Божия». «И пошли оба, как по-суху, по озеру силою Господа Бога своего, и встретились среди озера, и облобызались духовно. Снял авва Захария свои сандалии и отряс прах с них; снял и авва Яфкерана-Эгзиэ и нашел немного влаги на сандалиях своих. Показал авва Яфкерана авве Захарии: «Брат мой возлюбленный, почему мокры мои сандалии?.. Скажи мне, прошу тебя, о возлюбленный мой». Отвечал авва Захария и сказал ему: «Отче, встань, помолимся Господу Богу нашему, да откроет нам, почему нашлась влага в сандалиях твоих«… Они встали вместе и помолились. После молитвы сказал авва Захария авве Яфкерана-Эгзиэ: «Отче, не за изрядство мое явлено сие мне, а ради величия молитвы твоей. Сандалии твои омочены водою потому, что ты скрыл плоды ячменя, чтобы не съели их птицы, тогда как Бог милосерд и помышляет о всей твари и дает ей пищу. Потому-то и оказалась влага на сандалиях твоих». После этой выписки мысль уже с большим, чем прежде, пониманием возвращается к эпиграфу этого письма: «Яснеет к свету». Кстати, эпиграфы-виньетки взяты из книги Амбодика «Symbola et Emblemata selecta». Краски для обложки книжки подобраны по основным цветам древних Софийных икон 123 . «Один из новейших исследователей, – пишет Флоренский, – характеризует подвижничество как «искусство святости»… Но эта характеристика – вовсе не новость… Это – не метафора, ибо если всякое художество есть преобразование того или другого вещества, вложение в него нового образа высшего порядка, то в чем ином состоит духовное делание (христианского подвига), как не в преобразовании всего существа человеческого?» 124 ·

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Подобно греческим и славянским житиям, эфиопские весьма часто имеют после себя длинный ряд повествований о чудесах святого. Каждое из них предваряется заглавием такого типа: „чудо отца нашего (имя рек); молитва и благословение его да будут с возлюбленным его (имя заказчика рукописи) во веки веков. Аминь“. Иногда этой фразе предшествует цифра, если чудеса занумерованы, как это мы встречаем в житии Абия-Эгзиэ и Валатта-Петрос. Чудеса, описываемые в этом приложении к житию большей частью совершены по кончине святого, но иногда, как напр., в житие Абия-Эгзиэ или Габра-Эндреяса, а также Габра-Манфас-Кеддуса по парижской рукописи 116, большая часть всего агиологического трактата разбивалась на рубрики, озаглавленные приведенной фразой. Нечто подобное встречаем мы и в житии Самуила вальдебского, где хотя эта фраза и отсутствует, но факты жития изложены без всякой системы и все без различия названы „чудесами“. Нечего и говорить, что эти ряды „чудес“ напоминают не только наши четьи-минеи, но еще в большей степени копто-арабские сборники чудес великомученика Георгия, а также столь распространенные в эфиопской письменности „чудеса Марии“. Вкус к подобного рода литературе был, несомненно, весьма развит в Абиссинии и простая справка в любом каталоге эфиопских рукописей убедит в их распространенности, но трудно сказать, представляют ли повествования о чудесах туземных святых самостоятельное явление, или они вылились в ту форму, какую нам дают рукописи, под влиянием переводной литературы? Уже в житии Габра-Манфас-Кеддуса, написанном при Давиде I (1380–1409) есть отдел посмертных чудес, следовательно, на него могли влиять только переводы житий муч. Василида или Мины, сделанные около того же времени, так как появление в эфиопском облике чудес Георгия или Богородицы относится уже к более позднему времени: первые переведены при Александре (1487), вторые, как всем известно – при Зара Якобе. Посмертные чудеса, вероятно, записывались в монастырях, бывших местами подвигов святых, с целью прославления последних. То, что мы имеем в приложениях к житиям, я думаю, представляет пересказы или даже просто копии этих монастырских записей. Доказательством этому может служить тот факт, что житии разных редакций дают чудеса в весьма близком изложении. Например, во всех трех редакциях жития Евстафия, при значительных вариантах и даже особенностях в изложении в биографии святого, повествование о чудесах несравненно ближе, и местами доходит до буквального тожества, только число чудес в разных редакциях различно. Тоже самое можно сказать о житиях Такла-Хайманота. О том, что вальдебская редакция значительно отличается от дабра-либаносской даже в существенных пунктах, повторять нет надобности, но следует заметить, что три первых чуда святого и в той, и в другой изложены почти дословно; остальные чудеса, отсутствующие в вальдебской редакции, вероятно, более позднего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том I  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том I А первая буква всех европ. (кроме герм. рунического) и большинства ближневосточных алфавитов A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения «AAMUN KOITTO» (фин.- Утренняя заря), духовный журнал, офиц. орган Финляндской автономной Православной Церкви ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии АБАГАР печатный или цельногравированный молитвенник-амулет, распространенный у болгар и сербов в XVII–XVIII вв. АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ (IX–X вв.), автор произведения арабо-христианской литературы, посвященного полемике с исламом АБДАЛЛАХ ИБН АЛЬ-ФАДЛ АНТИОХИЙСКИЙ православный арабский церковный деятель, одна из ключевых фигур в истории арабо-христианской литературы АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АБИЯ ЭГЗИЭ аскет кон. XIII - нач. XIV в., подвизавшийся в Сев. Эфиопии в обителях келлиотского устава АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии АБО ТБИЛИССКИЙ (757-758 - 786), мч. (пам. 8 янв.), почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси АБСОЛЮТНОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ рукоположение (епископское, пресвитерское, диаконское), совершаемое без назначения конкретного места служения или должности для рукополагаемого лица

http://pravenc.ru/vol/i.html

И рассказала она мужу своему Крестос-Моа, как благовествовал ей Ангел чистый Архангел Михаил о младенце, который родится от нее. И сказал ей Крестос-Моа: «я раньше узнал о младенце, который родится от нас: он будет обитель Святого Духа. И будет изобильна в нем премудрость, и будет он тверд в вере и совершен в милости». И спустя немного дней зачала Сена-Хейват, жена Крестос-Моа, и родила прекрасного младенца, согласно благовествованию честного Архангела Михаила. И младенец, когда сосал молоко матери своей, поднимал глаза и славил Бога и хвалил Его, и удивлялась этому мать его. И говорила она: «не было и не будет такого младенца: не говоря, подобно людям, он хвалит и поет и благодарит Бога». И радовалась мать его этому. И говорила она: «дитя мое, свет очей моих, кто научил тебя такому славословию?» И ничего не отвечал и не сказал ей младенец. f.5. И дал ему отец имя Макаба-Эгзиэ. И когда младенец был на лоне матери ночью, при наступлении часа молитвы, он опять славил Бога. Воистину славен Бог во святых своих, избравший сего младенца и освятивший его из чрева матери его, как Иеремию пророка из Анафофа, Как сказал сам Господь наш: «прежде неже мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя, пророка во языки поставих тя» (Иерем. 1, 5), Воистину свят Господь, исполнивший Духа Святого сего младенца. И Он открыл язык его, чтобы возвещать славу Его прежде, чем разумети доброе и лукавое; ибо Он отверзает уши глухих и язык младенцев делает правильным. Пророчество Давида исполнилось над сим младенцем: «дивна свидения Твоя, сего ради испыта я душа моя: явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы» ( Пс. 118, 129 ). И паки говорит он: «закон Господень непорочен обращаяяй души; свидетельство Господне верно, умудряющее, младенцы» ( Пс. 18, 8 ). Еще говорит он: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу Твою» ( Пс. 8, 1 ). Как принял Господь наш Иисус Христос славословие из уст детей еврейских, когда входил в «Осанну», сидя на жребяти осли во врата Иерусалима, таким же образом принял Он благовоние славы из уст этого младенца на третий день после его рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Здесь он нашел большую скалу. Он поселился в келье, постился, молился, делал поклоны, исповедался, проливал слезы и плакал, и так жил много дней, не давая покоя плоти своей, ни днем, ни ночью. Постился он по седмицам, не вкушая пищи, кроме суббот, когда он ел плоды пустыни, овощи и воду. От частых поклонов сокрушились обе кости руки его, от продолжительного стояния распухли ноги его. И сделал он себе железный ошейник, в котором было 8 острых железных гвоздей: два спереди, два сзади, два на правой стороне, два – на левой, и кроме Рождества Христова, Богоявления и Пасхи, не снимал его с шеи до дня смерти своей, стоял ли, сидел ли, или делал поклоны. Когда он шел, они вонзались в тело его и, страдая, он напоминал душе своей страсти Сына, говоря: «грешная и блудная, разве ты не слыхала как распинали иудеи Господа нашего Иисуса Христа, Творца неба и земли, чистого от грехов? Он вменился с беззаконными ради нас, страдал, да разрешит нас от уз». Сие вспоминая, он проливал слезы, как воду. Волос головы своей он не стриг, и только в день Распятия Единородного жег их огнем, так что горело тело его. Однажды спросили мы его: «зачем, отче, ты это делаешь?» Он ответил: «как Господа и Бога моего увенчали тернием, так подобает и мне для оставления грехов моих». Это он рассказывал нам, и это он делал до своего успения». За это он удостоился великой благодати, посещения Богородицы, Апостолов, св. Георгия и самого Спасителя. «Затем он вышел из этой пустыни по воле Духа, помня сказанное Апостолами в их «Синодосе»: «приближающийся 45 к святым, сам будет свят». Посему он стал искателем святых, обходя страны востока, запада, севера и юга, где находились святые, пустыни, и монастыри и затворы. И он получал от них благословение и поручал себя молитвам их, и принимал тех, которые поручали себя ему». За это удостоился видения: он увидел реку, на ней корабль, на который он сел и поплыл, водимый прилетевшей с востока белой птицей и приведшей его к горе, на которой были бесчисленные святые; здесь он созерцал величие Божие и слушал небесную обедню, за которой Богоматерь велела ангелам приобщить его первым, раньше святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Тайнам перестал плевать 57 , то здесь мы находим целый рассказ, имеющий целью сделать это обыкновение обязательным для всех и ставящий его под авторитет чуда (f. 179 v.). И здесь, как и в других известных нам житиях рассказываются случаи с потреблением блевотины (f. 172). – К числу догматических мест жития следует отнести также f. 171 v., где указывается на равночестность Ипостасей Св. Троицы. Это, как мы знаем, заботило в те времена эфиопских монахов всех направлений и особенно подчеркнуто в житиях евстафианцев. Наш текст указывает на ту эпоху, когда и в дабралибаносские сферы проник то же догматический педантизм. Частые ссылки на книгу «Синодос» и возвеличение субботы (ff. 175–178), опять-таки подкрепленное чудом, делают это житие мало отличным по духу от писаний евстафианских монахов. Если оно отстоит от времени Такла-Хаврьята не слишком далеко, то это обстоятельство указывает на быстроту, с которой евстафианский дух проник во всю эфиопскую церковь после примирительного собора при Зара-Якобе. Житие выставляет Такла-Хаврьята миссионером не только среди язычников юга, но и среди иудействующих севера. То, что повествуется на ff. 187–191 о его подвигах в областях Цаламте и Самене, имеет интерес, хотя мы не видим, имело это место при Зара-Якобе, или при Баэда-Марьяме. При первом из этих царей области эти отложились; их правители Амба-Нахад и Цахай стали истреблять в них христианство и разбили царские войска 58 ; только при Баэда-Марьяме их вернул к повиновению вельможа Марк, после чего они обновили в своей области церкви, которые они некогда сожгли; царь установил (там) закон христианский и новых военных колонистов (sewä) 59 . Возможно, что миссионерство Такла-Хаврьята агиобиограф представлял себе именно в это время, говоря о крестившихся из страха царя и вельмож». Частые перемены в отношениях к царю и религии объясняют нам и то обстоятельство, что сеюм Цаламта идет «воевать с христианами», а мать его просит святого вернуть его. Такое явление вполне понятно при частых обращениях и отпадениях, при взаимных браках в семьях вассалов различных областей исконно христианских, иудействующих, мусульманских и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010