Лексикон автора выводит за пределы Дилльманна, и мы были принуждены некоторые слова оставить без перевода. Кроме того и текст не всегда дошел в исправности, отчего некоторые места нами непоняты и выпущены. Во имя Отца и Сына и Св. Духа, Единого Бога, начинаем с помощью Господа нашего Иисуса Христа писать житие и подвиги и труды и воздержание не только от хлеба и воды, но и от слов праздных, умерщвляющих душу. И воспомянем преизобилие терпения, явленного людям, а что он творил тайно, кто ведает, кроме Творца его? Мы поведаем благость отца нашего изрядного деянием аввы Яфкерана Эгзиэ. Мы не дойдем до половины этого, но (опишем лишь то), что пришло на язык или попало на глаз, как говорит книга Притчей: «есть море, длина, широта и глубина которого неизвестны, и пришла птица, называемая (’Ewit), самая меньшая из всего рода птиц 1 . Она прилетела и пила из этого моря». O возлюбленные, разве истощится море от пития птицы? Так же не истощится и не исчерпается житие сего аввы инока, звезды евангельской, главы звезд светлых, кроткого сердцем, слеза которого была близка к очам его для любви Божией и печальника за всех, за людей и за скотов до червей. И ныне скажем: «не достойно нам отверзать уста свои для восхваления величия чудес, сотворенных молитвою твоею святою, отче наш Яфкерана-Эгзиэ. O чада церкви, все слушающие подвиги сего добляго, будьте бдительны, стойте и слушайте духовными ушами, а не телесными, утвержденными извне. И когда ты будешь говорить сонному слово однажды, дважды и трижды, и пробудившись он скажет тебе: «что ты говоришь?». Также и неразумный, подобный мне, если, слушая это житие, скажет: «зачем написали это житие, бывшее не в наши дни?», то слушай, подобный мне убогий, и знай: зачем нам было писать его, когда отец наш был во плоти, чтобы прославить его? Иное дело после успения его, как сказал Соломон: «память праведного во век пребывает, память праведного с похвалами ( Притч. 10:7 ), и рог его вознесется во славе» ( Пс. 111:9 ). Разве сей ниже деяний одного из отцов, по имени авва Гор, который всегда ел во время путешествия 2 ? Житие его написано.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Кто так говорит, и кто не верует, тот явный душегубец. Особенно же, чада моя, блюдитесь в этот день от тех, которые говорят: «человек умерщвляет и человек оживлят», да не выйдете из стада Христова и не будете отлучены от чад церкви святой 42 . О, чада мои! Не от себя говорю я вам, но то, что слышал от святых апостолов, приявших водительство в царствие небесное». И снова сказал он им: «стяжайте смирение и кротость и безмолвие; не говорите праздного в церкви, ибо празднословящий в церкви подобен бросающему прах на главу жениха. Блюдитесь, чада мои, от пустословия во время молитвы. Кто разговаривает во время трапезы в собрании монахов, уподобляется месящему навоз и абсипт вместе со сладким медом; ибо сказал сам Сын: «идеже два или три собраны во имя Мое, ту есмь и Аз посреде их». Как радуется жених о невесте, так радуется Христос о душе праведника чистого, ибо всякая чистая душа – невеста Божия. Сие блюдите, чада моя», сказал Фаддей ученикам своим». Как мы уже сказали, временем жизни Фаддея с большой долей вероятности можно признать XIV в.: он был современником Абия-Эгзиэ и Самуила Вальдебского, также учеников Мадханина-Эгзиэ и постриженцев Банкуаля. Интересно, что житие его во многом напоминает жития этих двух подвижников севера. Литературная сторона и слог его приближают к первому из упомянутых агиологических памятников: здесь та же риторичность, расплывчатость, то же отсутствие системы, м. пр. странное распределение материала в два отдела, разделяемые кончиной святых, причем во второй вошли не только посмертные чудеса, но и рассказы о некоторых случаях из жизни и чудесах, совершенных до преставления. С житием Самуила Вальдебского наш текст роднит содержание: и здесь отец святого уходит в монахи, и здесь животные служат и поклоняются святому, который также ходит по воде, видит небеса и сам возносится на них и пребывает на них 12 лет с 24 старцами небесными, видит славу своих будущих чад и почитателей и т.п. Очевидно, перед нами произведения одной агиографической школы северной Абиссинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Издание ее составит одно из приложений к настоящей работе. После нескольких слов стихотворного вступления даются краткие сведения о до-монашеском периоде жизни святого. Он родился „в граде Аксуме, матери градов“ от родителей Стефана и Амата-Марьямы, которые были „знатны и изрядны родом и любили Христа всем сердцем“. Кроме святого у них был другой сын – Габра-Крестос. „Потом, когда наступило время учения, послали они его учиться к одному священнику. Окончив все учение, он был поставлен диаконом и пребывал (jegajs) в церкви вечер и утро; плакал и рыдал, хотя был отрок“. „Однажды сказала блаженная Аната-Марьям своему мужу Стефану: „пусти меня, чтобы я последовала Христу и сделалась монахиней, и сам поступи так же“. И ответил он: „я не покину своего города и домоправления“. Тогда сказала она своему мужу: „я сосватаю тебе жену на свои средства“. И после многих увещаний он согласился, и она сосватала ему жену, ввела ее в дом свой, никем не понуждаемая, ибо уязвлено было сердце ее любовью Христовой. И передала все свое имущество этой преемнице и благословила ее, и сделала наследницей всего, что в ее доме, а потом сделалась монахиней и начала подвиги, нося по одной горсти сухих смокв. И совершив пост святой четыредесятницы, она была восхищена в небесный Иерусалим; ей была показана ее обитель, и она упокоилась в мире. По кончине матери, говорили отец и ее наследница: „сосватаем нашему сыну невесту из городской знати, да будет стоять наше имя“. И они сосватали ему дочь богатых граждан. Когда услышал это человек Божий, отец наш Самуил, подумал и сказал: „какая польза тебе, душа моя, в том, что говорят о тебе? Ведь этот мир бренен“. Так сказав, он пошел в монастырь (dabra) аввы Мадханина-Эгзиэ, который есть Банкуал (Ban-küäl), поведал авве все свои мысли относительно монашества. И повелел отец наш авва Мадханина-Эгзиэ собраться всем монахам. И они сотворили молитву над одеянием и поясом и камилавкой, и облачил его авва Мадканина-Эгзиэ, сын аввы Такла-Хайманота, и благословил его и сказал Самуилу, сыну своему: „чадо, будь славен, как отцы наши Антоний в Макарий, угодившие (Богу)“.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Вот абиссинский святой Яфкерана–Эгзиэ Гугубенский  , «звезда пречистая и светлая», как называет его Житие. «Во имя Отца и Сына и Св. Духа, — говорит его Житие, — начинаем с помощью Господа нашего Иисуса Христа писать житие и подвиги, и труд, и воздержание не только от хлеба и воды, но и от слов праздных, умерщвляющих душу. И воспомянем преизобилие терпения, явленного людям, а что он творил тайно, кто ведает, кроме Творца его? Мы поведаем благость отца нашего изрядного деянием аввы Яфкерана–Эгзиэ. Мы не дойдем до половины этого, но (опишем лишь то), что пришло на язык или попало на глаз, как говорит Книга Притчей: «Есть море, длина, ширина и глубина которого неизвестны, и пришла птица, называемая " Ewit, самая меньшая из всего рода птиц. Она прилетела и пила из этого моря». О возлюбленные, разве истощится море от пития птицы? Так же не истощится и не исчерпается житие сего аввы–инока, звезды евангельской, главы звезд светлых, кроткого сердцем, слеза которого была близка к очам его для любви Божией, и печальника за всех, за людей и скотов и даже до червей». Воистину, — говорится в ином месте Жития, — мы имеем отца нашего Яфкерана–Эгзиэ, который молится за нас, и не за одних нас, но за всю вселенную; за царя и за митрополита, да дает им веру православную, христианам — соблюдение её, язычникам обращение, всей твари милость и милосердие да дарует». «И чтили его цари макванены, сеюмы за нищету его и отшельничество. Он был страшен для них, как страшный лев. Всех приходивших к нему, он утешал ко благу. Всем был открыт дом его». Подвиги его были самые суровые. «Он постился дни и ночи». «Отверг мир здешний, да приобрящет тамошний, закрыл уши свои чтобы не слыхать праздного слова, закрыл очи свои, чтобы не видеть суеты, желая видеть лицо Иисуса, Жениха Небесного, и ясно слышать глас Его сладкий. Он перестал говорит с людьми, ибо пленила его любовь к Богу», и с приходящими объяснялся только знаками, или при помощи азбуки. «Потом, — рассказывает Житие, — он начал подвизаться трудным подвигом, трудом, бдением, молитвою, поклонами, частым постом с молитвою, причем слезы его лились, как потоки воды; воздержанием и удержанием языка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Sejum области Зана (Zänä) Гуэльта-Марьян угнал монастырский скот и ограбил кельи. По молитве святого, его настиг на дороге змей и поверг на землю. Все люди его разбежались, а потом, вернувшись, потребовали, чтобы он вернул свою добычу. Другое чудо совершилось, когда Ираклид велел своим чадам есть только на трапезе друг с другом, творить милостыню и быть смиренными. Многие нашли для себя его уставы тяжелыми. Тогда он велел послушным отделиться от ропщущих и подойти к себе. Вдруг поколебался дом, и ропщущие смирились. Во все четыре поста Ираклид уходит с одним из учеников в пустыню, где питался зеленью и плодами. Однажды в великий пост явился ему во сне ангел и велел приготовить к смерти чад его. Вернувшись в монастырь, «чтобы приобщиться пасхального приобщения», он велел монахам принести все имущество, что у них было. Все принесли все до последней иголки, а некоторые, не имевшие ничего стояли перед ним. На его вопрос они ответили, что у них ничего нет, кроме травы для подстилок. Они принесли и ее, и положили перед ним. Тогда он заплакал, а они умерли в числе 45 монахов «без пятна нечистоты греха». Через год после них занемог он сам и болел пять месяцев. Несколько раз душа его возносилась на небо: ей было определено жить в обители Абия-Эгзиэ; он получил в дар своих последователей до 7-го рода и обещание, что все его чада, кроме двух не будут осуждены; он видел райские плоды и Богоматерь поила его райской водой живой. Получив наконец «завет», он почил 28-го текемта и погребен 29-го. Рукопись, содержащая эти два жития заканчивается духовным родословием подвижников обычного типа. Авва Антоний родил авву Макария, авва Макарий родил авву Пахония; авва Пахомий родил авву Мата; авва Мата р. а. Беесе-Салам; а. Б.-С. р. а. Адхани; a. А. р. а. Кебуэ-Баэгзиэ;... и т. д.; имена даны следующие: Валатина-Эгзиэ, Иехраяна-Эгзиэ, Абия-Эгзиэ, Габра-Крестос, Ираклид, Фаддей, Васнлий, Стефан, Зара-Энтонес, Тансеа-Крестос с Фаддеем, Иосифом и Зена-Гавриил. Последний родил авву Ана-Селасе, который жил во дни Гранья. Далее перечислено еще 19 поколений монахов без всяких пометок.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

5) Святой пошел «в землю Мараба (Marabä) к авве Мадханина-Эгзиэ, называемому Вальда-Тарамин (Walda Tarämin), из Шоа, ибо подвиги его изрядны и он ходил на крыльях, и многие знамения и чудеса его описаны»... При встрече «они узнали Духом Святым, что погибла церковь в Дабра-Энконамгос (D. Enqonärajos), когда захворали иереи Иона и Энбарэна. Они сказали: пойдем туда, угодить Благодетелю». Облако понесло их, и прибыв, они отслужили литургию Богородицы и исцелила больных священников. Потом ушли в келью Мадханина-Эгзиэ в Варабе, где провели некоторое время вместе, а затем Абия-Эгзиэ (Антоний) вернулся на свою Амба-Фаласа. Подходя, он увидел авву Ферэ-Кеддуса. поднимающимся на гору верхом на льве. 6) Святой на крыльях в три перелета носился в «землю живых», видел и беседовал c теми, которых не коснулась смерть. Потом вернулся в область Марата (Maratä), ибо сделал ее Господь пребывалищем плоти его. И каждый день летал он в землю Живых и ко гробу Господа нашего, и в Дабра-Метмак (Mötmäq). 7) Рассказывается о странном чуде на пути в Беркутань в сопровождении аввы Фарэ-Кеддуса. Святой извел воду и облегчил роды умиравшей корове, которая каялась перед ним человеческим голосом и потом последовала сначала за ним вместе с быком, а затем ушла в зехлю Фехлет (Föhlet). Случай дал повод для беседы между спутниками о браке. 8) Женщины пришли, желая увидеть чудо и просили во имя Божие напоить их. Святой, убоявшись имени Божия, велел авве Ферэ-Кеддусу подоить корову, о которой говорилось в предыдущем чуде, и других коров, и принести молока. Женщины отказались пить, говоря: «мы христиане. и не будем пить в среду, а это – день постный. Отче, разве ты не монах и не знаешь среды; нам казалось, что ты знаешь устав». Святой велел Фарэ-Кеддусу возвратить молоко коровам, и оно вошло к ним назад. Женщины, Видя это, покаялись перед ним. 9) Богатая чета, чтившая святого и ежегодно справлявшая его память обильной милостыней, наконец пришла в нищету. Когда приближался день памяти святого, муж предложил жене продать ее драгоценности, но их уже не оказалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

34 «Specie di grano sielto, Eleusine tocusso» (Guidi Vocab. Amar. 691). " Из нее приготовляется лучшее пиво; Вадьдеба по обилию этого злака называется «dagus- sama» (ibid.). 37 Странно: только что было вложено в уста Фаддея пророчество о своем преставлении через 7 дней. Не заимствование ли из жития Самуила Вальдебского? См. наши «Исследования» стр. 186, f. 57. Впрочем, в житии нет хронологической тщательности. Заметим, что эти 12 лет небесного пребывания не отмечены в перечислении лет различных периодов жизни святого на f. 39. Вообще, эта таблица лет спутана и не свободна от ошибок. Между прочим, в ней указаны два периода жизни святого в пустыне по 70 лет, тогда как в данном месте он сам суммирует ее всего в 70 лет. 38 Отдельное житие св. великом. Варвары пока неизвестно в эфиопской литературе: оно входит в состав сборника «деяний мучеников», древнейший экземпляр которого, м. 6. XIV в., имеется в Брит. Муз. под 689 (Wright, Catalogue, p. 160). 39 Упоминается в житии Самуила Вальдебского (f. 62), как одно из мест подвигов этого преподобного. См. «Исследования» 187. Понятно в виду соседства Тамбена и Вальдеба. 40 Вероятно, тождественна с известной из жития Иоханны, находящейся также в Тамбене (см. Zotenberg, Catal. p. 199), и с «амбой аввы Иоханны» в Тамбене, где муч. преп. жил изгнанный Аарон Дивный (см. «Исследования», стр. 136). 45 В тексте испорчено. Ср. по изданию Rev. Horner, The Statutes of the Apostles, p. 5, четвертая строка сверху – р. 131, 27 (перевод). 46 В тексте f. 2 в генеалогии, вероятно, пропуск. Вероятно, выпало имя жены Акхадома и первое упоминание о сыне. Возможно, что правильный текст давал следующую схему: Акхадом + x, дочь его Мрьям-Семр + y; внук Атфяхан + Кац; затем Елена + Андрей – родители святого. Даже при таком исправлении текста, устанавливающем три поколения между Акхадомом и Такла-Хаврьятом, генеалогия может не противоречить тому, что святой уже около 1429 года является в монастырь: Акхадом мог быть послан Давидом в самом начале царствования Яфкер.-Эгзиэ f. 21, и в это время Елена уже могла быть на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Говори все учения мои, отягощай, как я отягощал, и облегчай, как я облегчал; так пребывай, не уклоняясь от слова его ни направо, ни налево. И я не признавал другого наставника, кроме митрополита». Когда он так сказал, мы сказали ему: «разреши всех и молись за царя и митрополита и весь мир». Так сказав, он позвал нас трех братьев и сказал нам: «чада мои, труден исход души из тела. Возьмитесь за мою голову, грудь и ноги. И он тотчас воскликнул (застонал), взялся за голову свою, и ему ясна стала болезнь. Мы заплакали и застонали. Он сказал нам: «плачьте обо мне, чада мои», и с этими словами предал дух свой и почил. Братие, исполнилось сказанное в псалтыре: «всякия кончины виден конец». Отче, уснула душа твоя от скорби. Тогда было у нас рыдание, и вопли, и плач, и крик великий. Мы внесли его в церковь и поспешно погребли его, чтобы не похитили его у нас насильно. Прибыли миряне и монахи и вельможи, пришли жители двух сторон. Половина говорили: «выкопаем, вынесем и унесем», а другая половина: «не отдадим такового праведника и не отпустим его из своей страны». Едва не дошло до побоища. И оставили. Братия, чада Яфкерана-Эгзиэ вожделенного, плачьте рыданием Иеремии или Давида. Где вы найдете такого столпа света? Вот упал дом, строитель которого благ! Плачьте, отцы, и да капают слезы из очей ваших! Кто отныне будет шептать вам из окна и разговаривать при помощи азбуки? Кто отныне будет поститься и утруждаться ради вас? Какой отныне услышите голос страшный, как льва? Плачьте миряне, убогие: кто отныне, покровительствуя вам, спасет вас из руки оскорбляющего и сильного? Плачьте, миряне! Это умолк спасавший вас! Плачьте наставники, сидевшие у него, утренюя. Плачьте просители милостыни: кто отныне подаст вам в кротости? Плачьте сироты, старицы и вдовицы о том, на кого вы надеялись, которого вы не увидите, который исполнял желания ваши, как отец и мать. О смерть, ответь мне, почему ты не боишься воплей и криков людей, не боишься царя, митрополита, вельможи и малого? Братия, лишенные отца нашего, утешьте сердца ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

На другой день узнав, что он боится Бога, его позвали, введи, облобызали и дали келью для одного. Святой Божий, увидав жертвенное благовоние обители, весьма обрадовался и сказал небура-эду: «повели мне служить в bta-geber (ризнице?)». Отвечал небура-эд «да даст тебе Бог силу и совершение». И пребывал он, служа церкви с великим тщанием. Потом послал царь, чтобы принесли ему табот из монастыря Цава, ибо хотел идти на войну. И послали и принесли ему табот, освященный во имя Кирика. Взяв его, он пошел на войну и победил неверных врагов силою Иисуса Христа, Бога Кирика. И вернулся он в радости в дом царствия своего и поместил табот в храме Иисуса в лагере двора своей резиденции. Священники одели этот табот в золотую пелену. Когда он пробыл здесь несколько дней, (царь) велел вернуть его в монастырь Цаны. Царь дал новые пелены, и их надели на ту золотую пелену. И взяли табот и вернули его место. Придворное духовенство (khnta-dabtar), не найдя золотой пелены, сказало царю: «(исчезла) золотая пелена, бывшая от дней отца твоего до сего дня, которой нет подобного во всем доме царствия твоего». Тотчас царь послал диакона в монастырь Цн сказать: «верните мне золотую пелену табота Иисуса, принадлежащую моему двору и имеющуюся от дней отца моего до ныне, и я дам вам в обмен другую». Посланный прибыл в монастырь Цаны. Авва Яфекрана-Эгзиэ сказал: «когда я прислуживал в beta geber (ризнице), пришел ко мне отрок малый, облеченный в свет, увенчанный светом на голове и держащий в руке светоносный крест. Увидав его, я вострепетал, удал на лицо свое. Он тотчас поднял меня, взял за руку и сказал: «не бойся, иди, скажи царскому послу»: «не бери золотой пелены: я явился господину твоему, царю, и сказал ему: «зачем послал ты взять золотое облачение, находящееся в моей обители? хочешь ли ты с меня одно золотое облачение? желательно, чтобы ты прибавил мне другое». Когда я это ему сказал, он послал другого посла вслед за тобой, который скажет: «оставь эту золотую пелену. И вот он идет. если ты не веришь».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

„Из-за духовных чад Макаба-Эгзиэ раскололась апостольская церковь на два лагеря. Эти монахи почитают обе субботы и не входят в дома царей и митрополитов, не принимают священства, ибо цари и митрополиты не святят субботы, а равняют ее с будними днями и даже объявляют монахов жидами, гонят их и не пускают в церкви. Долгое время они жили в изгнании, бросив свои дома и уйдя в пустыню. Когда мой отец, царь Давид, услыхал, что многие из них погибли от голода, жажды, меча и диких зверей, послал, чтобы вернуть их из их рассеяния и позволил им праздновать обе субботы, как это заповедали Апостолы в Синодосе. Но и теперь еще они не входят к царю и митрополиту, и не принимают священства, ибо те не чтут субботы. Их отец, Макаба Эгзиэ, названный Евстафием, был великий священник, учивший мужчин, женщин и монахинь православной вере и согласно 81 писанию; чтил обе субботы, сам преподавал таинства и учил право, как Апостолы, происходил от православных родителей и жил в девственной чистоте. Но его духовные сыны, монахи, самовольно 161 изобрели закон, несогласный с 81 писанием, запретили принимать священные степени и посадили над собой начальником мирянина, который заведует у них всеми церковными делами. Тех, которые принимают священство, они удаляют от своих церквей, и если иерей, диакон или монах захотят поступить в их монастырь, они принимают их только после того, как те покаются перед ними и получат разрешение в том, что раньше были в другом месте. У них был начальник, простой монах, который не позволял им, если они впадут в грех , идти к церковным духовным, но он сам вязал и решил, не имея никакого церковного полномочия. Ему должны были исповедаться; он звал затем (т. наз.) священника, и перед тем грешник должен был еще раз исповедать свой грех; затем налагал он сам епитимии, и великие и малые, которые должен был бы налагать священник; и раньше, чем грешник не отбыл ее, он не мог ни входить в монастырь или церковь , ни приступать к таинствам. По этому правилу живет много евстафиан: в Дабра-Марьяме с 81 подворьями, в Дабра-Бизане с 8, в Дабра-Дакита с 6 – монахов, пресвитеров, диаконов, их же число Бог весть; но священник им никогда не был поставлен, а только мирянин, также как в 23 женских монастырях, приписанных к Дабра-Марьяму, 3 – к Д.-Бизану, с 1146 монахинями в 102 женских подворьях, приписанных к трем главным монастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010