f.29. Доблести и подвиги св. Евстафия, как он подвизался и превозмог, чтобы победить сатану, когда помогала ему сила руки A’enäwon, когда покрыл его свет благодати светильника. И восхотев идти в Иерусалим, он помолился Богу, Владыке всей твари, и сказал: «Отче Господа Нашего и Спаса Нашего И. Христа, который глаголал с Авраамом и совершил творение Исаака и положил свидение во Иакове и милость (благодать) свою во Иосифе, и закон свой в Моисее, и сохранивший народ свой в пустыне сорок лет, осенивший их днем облаком и всю ночь просвещением огня, глаголавый во пророках и явивший богатство благодати своей на апостолах, когда они были собраны в одном доме и сошел на них Св. Дух в виде огня и они говорили языками всех стран. И мне будь руководителем в этом пути, по которому я пойду». И когда он окончил молитву свою, явился глас с неба, который сказал: «Евстафий, раб Мой, которого Я возлюбил, будь тверд, не бойся, ибо Я буду с тобой, Я вместо отца твоего, а вместо матери твоей – Иерусалим небесный, и рай сладости – вместо трудов и борений твоих. Когда услышал св. Евстафий этот глас от Бога, встал утром, чтобы идти в Иерусалим и созвал своих чад и сказал им: «не служите этим дискосом и этой золотой чашей, пока не узнаете о моей смерти и моей жизни. И сказали они ему: «да». И сказав это, он пошел и направил путь свой в Иерусалим; и провожали его чада его, и благословил он их и сказал им: «дети мои, храните заповеди, которые я заповедал вам, да встретимся мы вместе в царствии небесном». И простились с ним все чада его и возвратились на свои места, скорбя и печалясь о разлуке с ним, а Абсади, его сын, следовал за ним, радуясь. И сказал он отцу нашему Евстафию: «я не отступлю от тебя, ибо ты – мой руководитель; ни в жизни, ни в смерти не оставлю тебя, отче мой!» И они пришли в землю Bagüäs (Богос) и встретили их люди Bagüäs (Богос) и вышло два вождя Богос, верхом на лошадях, чтобы встретить св. Евстафия; и когда лошади увидали его издали, они испугались и затрепетали, и не могли идти лошади ни вперед, ни назад, ни направо, ни налево, но были прикованы к месту, как столбы, и не могли двинуться. И когда увидал народ силы и чудеса, которые творил св. Евстафий, удивился и весьма изумился, а два вождя Богос увидав это, затрепетали и испугались и недоумевали, что им сказать. И когда увидел отец наш Евстафий, как они боялись, сжалился и осенил их знамением креста. И встали кони и пошли; удивились, увидев случившееся два вождя Богос. И они уверовали в молитву его, и сошли с коней, и поклонились в ноги св. Евстафию и приветствовали его. И он спросил имена их. И сказал один из них: «имя мое Марара», а другой сказал: «Ганзая-Эгзиэ – имя мое». И сказал святой: «ты – не Ганза-Згзиэ, тебя назвала так мать твоя»; Марара сказал он: «назвала тебя мать твоя таким именем, а ты – не Марара». И это сказал отец наш Евстафий, зная Духом Святым, что Марара будет сосуд избранный Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Безумный Косма не отнесся со вниманием к слову святого аввы Яфкерана-Эгзиэ; он вернулся в свое место и усугубил воздержание, как мы говорили раньше, не вкушая ничего к чему прикоснулся огонь, и даже перестал приобщаться. Святые, находившиеся в этом монастыре, узнав об этом, скорбели весьма и сказали настоятелю (aba-ment): «отче, мы весьма скорбим о сем отшельнике, ибо прошло много времени, как он не приобщается, и мы думаем, что вошел сатана в сердце его». Настоятель, услыхав это, позвал Косму и сказал ему наедине: «почему ты не приобщаешься?» Косма отвечал: «отче, прости меня, ибо я ради греха моего начал молчание». Такой предлог выдумал он, чтобы тот оставил его, и (этим он) устроил сердцу своему позорную погибель. Настоятель, услыхав это, подумал, что это ради покаяния, и оставил его. Потом настоятель пошел к митрополиту, по имени авва Салама, и рассказал ему о деяниях этого отшельника. Митрополит, услыхав, весьма разгневался и сказал: «вошел сатана в сердце его. Накормите его мясом, напойте вином и сикером, свяжите ноги его оковами и руки цепью, чтобы изгнал он превозношение из сердца своего, если это возможно». Пророчествовал, ибо был святой этот митрополит. И этот настоятель, находясь на пути, послал к чадам своим, говоря: «мы вернулись в мире». Безумный Косма испытывал посланных, говоря: «вернулся ли отец ваш от митрополита?» И они рассказали ему приказанное митрополитом, чтобы накормить его мясом, напоить вином и сикером. Услыхав это, он был опечален, и зачем ночью ушел и отправился на три дня пути в пустыню, именуемую Самен, и другую–Цаламет. Здесь он жил, питаясь корнями деревьев. Жители Самена и Цаламта пребывали в вере иудейской, были весьма злы и легкомысленны. Когда сии неверные увидали Косму, обитавшего в пустыне, давали ему хлеб для еды, а он не взял и сказал им: «если есть у вас медь, дайте мне». Они спросили его: «умеешь ли писать?» Он ответил: «да». Они принесли ему меду и молока, а он написал им Тору, и дал им воды, прочитав (над ней) молитву; они окропляли (ей), и исцелились больные их.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

«Был человек в земле Шоа, по имени Андрей; должность его (simatu) была в земле Энрэть. Имя жены его – Елена. Она зачала и пошла к своим родным; жители ее города служили идолам. Когда наступил праздник волхвов, собрались на него мужчины и женщины и посылали свои дары, чтобы принести в жертву богам своим. Звали они и Елену и говорили ей: «отчего ты не кланяешься богам? Пойдем с дарами». Елена встала и пошла с ними. Когда волхв увидал ее издали, идущую к нему, воскликнул, говоря: «не подводите этой женщины». Все встали и сказали волхву: «что с тобой и из-за чего ты вопишь?» Он сказал им: «не позволяйте этой женщине подходить ко мне, ибо во чреве ее огонь». Когда она приблизилась к нему, он убежал, ибо жег его огонь духовный. находившийся на сем младенце, ибо от чрева матери освятил его Бог, как Иеремию пророка и как Иоанна... И когда она пришла туда, где находились собравшиеся, ей сказали, что изрек волхв и как он убежал от нен. Она вернулась со своим приношением домой, а затем ушла и возвратилась к своему мужу в землю Энрэть. Эта Елена была из славного рода. – Был один человек, по по имени Акхадом макванен Тигрэ. У него была дочь (?) 44 по имени Мрьям-Семр; и женился Атфеяхан на (женщине) по имени Кац. Она родила Елену, которая родила сына и воспитала его в Духе Святом. И он рос понемногу». Отданный мамхеру, он изучил псалтырь, писания пророков и все законы церкви. «Потом ему стали сватать невесту из царского рода. И ввели эту невесту с великим брачным торжеством. И этот отрок был в доме своего учителя, а эта невеста выросла. Сказал ее отец: «выросла дочь моя и достигла юности, а твой сын мал. Доколе будет ждать дочь моя? Давай судиться». Отвечал отец отрока Андрей: «я не отпущу невесты: пусть рассудят между мной и тобой». Люди города говорили: «зачем они препираются из-за того, что невеста выросла?» Из-за этого они пошли друг на друга. Отец отрока взял много добычи, и отослал отец эту невесту. По воле Божией случилось. что он остался девственником, как Иоанн Креститель под охраной Св. Духа. И послали этого отрока к митрополиту, и поставил тот его диаконом. Он вернулся в свой город и возвещал писания и был любим всеми – иереями и верующими. Иерея любили его за сладкогласие и сладость гортани его, верные же за законность и правду. И научился он ездить верхом, стрелять из лука и охотиться на зверей».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

И послал Бог двух Архангелов, охранять младенца, да не ухищряется сатана против него, чтобы искусить его, как охранял Ангел лицо Авраама. И когда он перестал питаться от груди матери, отвели его к авве Даниилу, чтобы он научил его премудрости и назиданию. И когда увидел авва Даниил Макаба Эгзиэ, сына своей сестры, он удивился благодати Божией, которая почивала на нем, препоясанном верою и украшенном всеми добрыми делами, обители Божия и доме молитвы Вышнего. И потом он начал изучать азбуку, и псалтирь Давида и песни пророков. И он изучил все писание и толкование его и преуспевал в премудрости и знании более других псалтырных чад, которые изучали псалмы. Он не празднословил и не играл вместе с детьми и младенцами и не был вместе с юношами, ибо от юности наполнила его благодать Божия. Он удалялся от людей, читал псалмы и возвещал писание, и делал поклоны, и молился постоянно днем и ночью, и сердце его было привязано к Богу его всегда, и он не ложился там, где было для него подослано, но ложился на голой земле в песке и пыли, и он просыпался в то время, когда спят монахи, и он бодрствовал и плакал и рыдал. И когда он лежал, явился Михаил Архангел и покрыл его своими светлыми крыльями. Когда увидали его монахи, лежащим в песке и прахе, стали порицать его: он показался им безумным, без сердца (разума). И он от многого смирения и премудрости казался неразумным, отвергши дух свой и тело свое презревши, внимая повелению Павла Апостола, который говорит: «умерщвляю душу мою и порабощаю тело мое» (cp. Kop. I, 9, 27). И распространился слух о нем среди всех монахов, которые были в этой обители, о труде и бдении отрока. И когда они узнали о его первом подвиге, он оставил его и начал другой. Кто наставил отрока сего в таковой премудрости и славословии? Не Дух ли Святой? И просил ли он хлеба, чтобы есть и чаши, чтобы пить? Все это он презрел, и оставил беседовать и шутить с детьми; и он не веселился с отроками, ибо бодрствующие Ангелы охраняли его на всех путях его; от чрева матери он был чист и свят от пятен греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И сказал один старец, по имени Иесхалана-Эгзиабхр из числа крестившихся; его назвал отец наш Такла-Хаврьят Иесхалана-Крестос. Он спросил: после того, как я крестился, поститься ли мне в среду и пяток?» Он ответил: а почему же тебе не поститься?» Он сказал: «и не могу поститься, и по закону отцов моих я ел, и во дни молитвы нашей я стоял далеко, чтобы не заметили меня люди». Услыхав это, отец наш Такла-Хаврьят удивился и сказал: «постись у меня, если можешь, если же нет, я разрешу тебя». И согласился он. Он повел его в свою келью, и помолился за него Богу, и ласково беседовал с ним, пока не наступило время обеда, когда он сказал: «принесите ему есть». Потом он начал беседовать от писания, и когда наступило время 9-го часа, велел его накормить. Он провел два дня, и укрепил его Бог молитвой отца нашего Такла-Хаврьята, и был он благ и богобоязлив. После этого он окрестил многих людей мужчин и женщин, старцев и младенцев, и в эти дни не ел ничего, кроме суббот, чтобы помог ему Бог и обратил помышления людей к учению его и укрепил их в вере своей. Однажды вышел сын Кабантая, родственник сеюма Цаламта Зехур. Он вошел в дом священника заночевать. Его задержали и сказали о нем отцу нашему Такла-Хаврьяту: «он разграбит дома наши и перережет овец». И послал он к нему сказать: «не поступай насильственно относительно священников». Когда явились посланные, их не пустили к нему; они вернулись и сказали отцу нашему Такла-Хаврьяту. Тот сказал: вот поразит его Бог, как поразил Фараона, потопив в море». На другой день пошел этот человек, и поразила его болезнь. он послал к отцу нашему Такла-Хаврьяту, говоря: «я преступил слово твое, и посему овладела мною болезнь; ныне же пощади меня, отче, и помолись Богу, чтобы Он исцелил меня по молитве твоей». Сказал отец наш: «каким образом может Бог умерщвлять тебя и укреплять (?) тебя». Так сказал он, и сделал знак глазами, и умер этот человек злою смертью . Люди, услыхав об этом, трепетали и боялись, боялся и трепетал сеюм цаламтский и говорили все: «он – чудотворец».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

И я передал монаху. Потом пришел отец наш из затвора поспешно, я шел впереди его, и мы пришли туда, где был волхв. Послал он ко всем жителям города, чтобы они собрались к нему. Было собрание и поставил посреди их (?). И сказал отец наш Такла-Хаврьят среди собравшихся, облекшись в багряницу веры, окрашенную в день крещения, держа в руке своей лук креста победоносный. И сказал отец наш волхву: «скажи мне имя твое, злой дух, сын сатаны, враг правды проклятый и презираемый стадом Божьим? Ты говорил: «если вы будете меня оскорблять, я убью вас, а если будете хорошо относиться – будете живы». Правду ты говорил, или нет? Каковы твои дела, кто ты, и как твое имя?» Он, посрамленный, ответил по закону отца своего: «Maqwazaj». И сказал отец наш: «кому вы молитесь и кто бог ваш?» Ответил волхв: «бог наш называется Гор (Gor)». Услыхав это, отец наш Такла-Хаврьят, осенил свое лицо знамением креста святого и сказал: «во имя Отца и Сына и Св. Духа». Потом снова сказал: «Господа Бога всея твари вы не познаете, или на этого Гора нечистого навсегда упование ваше?» Отвечали и сказали ему: «мы не знаем Бога (Egzi’abhr), один Гор – бог (Amlk) наш. Кто такой Бог?» Гор – идол Египетский и Самарийский. В Египте он назван именем нечистого дьявола; к нему взывают и говорят «Диагорор», а в Самарии – «Гор». Одно призвание имен: Диагора у Египтян и Гора – у Самарян. Посему люди, которые с ними, называются «диагороровцы и горовцы». И говорят ложь от сердец своих и соблазняют многих людей волхвованиями своими те, которые – кони сатаны нечистого. И эти люди – волхвы, называемые Maqwazaj, заклинатели, над которыми нет Духа Святого, ибо от избытка своего говорят им нечистые Дигорохерклс Египтян и Горатинон Самарян. И когда спросил отец наш Такла-Хаврьят одного из них и сказал: «кто бог твой?» тот провозгласил диагороровцев по-египетски и Гора по самарийски, и не Господа Бога всяческих христианского. И услыхав, отец наш Такла-Хаврьят, что Maqwazj провозглашает имя Гора, бога своего нечистого, сказал ему: «если Гор бог твой, пусть он спасет тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

«Когда он шел по пути близ Такацы, подошел к нему человек и сказал: «прошу тебя, отче, прими молитву мою». И сказал ему отец наш: «говори», и отвел его в сторону. И сказал он: «утешь меня, ибо велик грех мой». Сказал я: «нет у тебя наставника?» Он ответил: «есть, но я боюсь множества грехов моих». Многим иереям я их рассказывал, и они говорили: «не можем тебя утешить, ибо велик грех твой». И продолжал этот человек: «Когда я находился в моей стране, пошел я к колдунье и спросил ее: «как мне разбогатеть?» Она сказала мне: «зарежь твою жену, вынь ее печень и внутренности, съешь, и тогда разбогатеешь». Я сказал: «она будет сопротивляться». Она сказала мне: «опой ее зельем, и когда опа упадет, зарежь ее». Я поступил, как она сказала мне, отрезал и вынул печень и внутренности и съел их. Потом я заплакал и зарыдал, чтобы услыхали соседи и люди, а ее отпел, завернув в одеяние, чтобы не узнали люди, и когда они приходили ко мне, говорил: «жена моя умерла, напившись яда». Потом я похоронил ее. Через несколько дней я вспомнил Бога, убоялся, вышел из моей страны, чтобы искать спасения души моей». Когда он это рассказал отцу нашему Такла-Хаврьяту, отец наш сказал ему: «не бойся, Бог простит тебе, только молись ему и побудь здесь, пока я приду к тебе». И сошел отец наш Такла-Хаврьят к Такаце, пришел к берегу реки, положил свои одежды, вошел в песок нагой; песок был раскален и жег, как пламя. Он поверг душу свою перед Богом и плакал, а песок палил плоть его, и она высохла как рыба. И молился он и говорил: «Господи Вседержитель...» до конца. И снова молился он, говоря: «покажи мне, Господи, и уясни, чем мне утешить сего подобного мне грешника». И тогда позвал его глас с неба и сказал ему: «Такла-Хаврьят, возлюбленный мой! Так как ты утрудил плоть свою ради этого грешника, послушай, что сказано в Евангелии: «больше сия любви никтоже имать...» то я простил ему грех его ради тебя. Предпиши ему паломничество в Иерусалим, согласно апостольским канонам: пусть идет, держась берега этой реки». – На пути его убили разбойники. Святой узнал об этом «духом».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Однажды, когда на пути я подошел к берегу большой реки и вечерело, мы остались там с моими учениками. Я провел всю ночь, молясь Богу. И явился мне Спаситель наш и сказал: «мир тебе, Такла-Хаврьят, возлюбленный Мой! Вот я покажу тебе то, о чем ты просил Меня». И он взял меня за десную руку и повел в пустыню и сказал: «вот гроб Моисея, раба Моего». И изголовья гробницы было большое дерево, подобного которому нет среди деревьев сего мира. Оно прекрасно ростом и листвой»… Далее сказал отец наш Такла-Хаврьят: «пришел я в пустыню Вльдеб и нашел там 7 монахинь-пустынниц, и приветствовал их. У них высохшие груди от многих трудов. У одной была дочь юная, красивая и статная. Мать скорбела о ней и о красоте лица ее, и молилась Богу, говоря: «возьми душу этой отроковицы раньше, чем увидит ее враг и душегубитель. Слушая это, я дивился премудрости этой матери. Она говорила мне о величии Божьем. Ушел я в другую пустыню, жил там, и на другой день вернулся к ним от многой любви к ним. И нашел эту отроковицу умершей, а мать ее держащей льва и бьющей его; он же склонился у ног ее. Потом она рассказала мне, как поразил и убил ее лев без пролития крови. И спросила она меня: «как получишь ты завтра причастие?» Я сказал им: «разве в пустыне я получу причастие?» Она ответила мне: «понесут (?) тебя сокровенные на крыльях своих и перенесут в Аксумский собор, и приобщатся вместе с тобой св. тайн». Услыхав это, я сказал: «грешный и беззаконный я недостоин сего; зачем вы мне это сказали?»… Потом он пошел в землю Вагр. Там его путеводил Бог, и однажды он пришел в землю, называемую Абахор и провел там ночь стоя, творя молитву к Богу. Ученики его спали, и я, юнейший из них, спал у ног отца нашего. Он разбудил меня, и я встал. Он сказал мне: «принеси светильник», и я принес и увидал у ног отца моего большого змея»... Святой велел разбудить других учеников и умертвпл его... Потом он исцелил бесноватого монаха в монастыре, который пришел навестить. «Когда он входил в церковь , он спрашивал жителей города, и они говорили ему о своей вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Предстательство его да будет с нами во веки веков. Аминь. И потом распространился слух о нем по всем странам, и всякому веровавшему в молитву отца нашего Филиппа он исполнял желания, будь это мужчина или женщина. Когда пекли хлебы, заклинали огонь именем его, чтобы он не жег хлебов, пока они не возвращались, ушедши куда-либо, и он исполнял им. И если бы мы записали, по одному все чудеса, которые явил Бог руками его, мы бы не дошли до конца, и мы оставили это, чтобы оно не показалось для слушателей безумием и праздностью. f.183. Вернемся к тому, что мы выше рассказывали. Когда царские воины взяли блаженного Филиппа и повели его до страны Куаркуара, выйдя из ворот этого города, оставили его и сказали привратнику, как повелел им царь; тот сказал им: «хорошо». И вернулись царские послы. И потом отец наш Филипп спустился в землю Залан. А язычники там убивали всех встречных. Блаженного же сохранил Бог, и он прошел там среди них. И прибыл он в область Тигрэ, когда там был маконеном Тарад " ана Эгзиэ. Исполнилось над ним слово евангельское. «Блаженни изгнаннии правды ради, яко тех есть царствие небесное». И он поселился там, избрав себе место Цемуна. И исцелял блаженный больных и страждущих силой молитвы своей, и Бог слушал молитву его и творца для него знамения и чудеса, и не только для него, но и для призывавших имя его с верой. И в те дни был маконен области Та(м)бена по имени Таамани Баэгзиабхер, и была у него дочь весьма красивая, а правая рука и нога у нее были расслаблены от рождения, и она не могла двигать ими. Многие маконены сватались за нее, видя красоту лица ее, привлекательность и благообразие ее красоты, и не зная об ее болезни, а когда (узнавали) ее недуг, покидали ее. И видя это ее отец и мать плакали весьма и говорили: «дочь наша, если бы ты была здорова, ты годилась бы для царей». Это и подобное они говорили. И тогда сказали отцу этой девицы о славном Филиппе: «мы слышали об одном монахе, что он противоречил царю, и царь изгнал его из Шоа сюда; он исцелял больных; если хочешь ее исцеления, пошли к нему, и он исцелит скоро».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Услыхав это, авва Яфкерана-Эгзиэ сказал: «да будет, как ты говоришь». Они встали вместе и помолились. После молитвы сказал авва Захария авве Яфкерава-Эгзиэ: «отче, не за изрядство мое явлено сие мне, а ради величия молитвы твоей святой. Сандалии твои омочены водой потому, что ты скрыл плоды ячменя, чтобы не съели их птицы, тогда как Бог милосерд и промышляет о всей твари и дает ей пищу. Посему то и оказалась влага на сандалиях твоих». Услыхав это, авва Яфкерана-Эгзиэ сказал авве Захарии: «ты, отче, помолись о мне». И они провели в беседе время до полудня, а потом вернулись в свои монастыри. Изрядный отец, авва Яфкерана-Эгзиэ перестал прятать от птиц плоды ячменя и продолжал молиться об этом деле. Спустя немного дней встал святой авва Яфкерана-Эгзиэ, надел сандалии на ноги свои, как раньше, и они условились между собою духовно относительно дня, когда встретятся. И авва Захария поднялся с острова Галл и приладил сандалии, как прежде. И пошли они оба к озеру, как по суху, и встретились на прежнем месте. И сняли они сандалии, сбросили прах, и не оказалось мокроты на сандалиях святого аввы Яфкерана-Эгзиэ. Тогда они обрадовались оба великою радостью и утешились величием Господа Бога своего, возблагодарили и прославили Его, что Он услышал моления их, и благословили Бога правды, и провели целый час. В восьмой час двя они простились, говоря: «будем всегда встречаться на этом месте, ибо оно угодно Богу, чтобы беседовать о величии Его». Так сказав, они облобызались лобызанием духовным и вернулись в свои обители с миром. И они в течение многих лет это делали. Авва Яфкерана-Эгзиэ усугубил свои подвиги в Дабра-Гуэгуэбене, и всегда духовно виделся с блаженным аввой Захарией. Однажды встал чистый авва Яфкерана-Эгзиэ и вышел из своей кельи, и, идя, увидел дым, выходящий из церкви. Он вострепетал и вошел в нее. И один верный человек, духовый сын святого, по имени Сарака-Берхан, находясь в земле Фогар, на берегу реки, называемой Гумар, сказал: «видел я дым и пламя в церкви Дабра-Гуэгузбена».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010