Услыхав это, я пал на лицо свое в ноги ему и сказал: «прости мне, отче святой. Я думал, что ты – человек, подобный мне, и не знал, что ты ведаешь помышление мое, как Творец». Тогда он сказал мне: «слушай, чадо мое, что я скажу тебе, да не сомневается сердце твое: я, будучи там во время обедни, когда сказал священник: «поклонимся … увидал разверзшимися 7 небес и ангелов (всех) поименно слагавших венцы свои и склонявших головы свои пред Божеством Троицы 12 . (Ср. Апокал. 4:10). Этого ты не открывай людям, пока я нахожусь в мире сем». С этого времени человек этот более не осуждал… й) Был один мирянин, приходивший к авве Яфкерана-Эгзиэ. Жена его была весьма добрая и страннолюбивая. Однажды пришел странник к сему верному. Тот, увидав его, разгневался и вознегодовал на него. Жена его сказала ему: «не пребывал ли ты у аввы Яфкерана-Эгзиэ? Разве он приказывал тебе ненавидеть странников?» Он хотел побить ее и, посидев немного, пошел к авве Яфкерана-Эгзиэ. Тот сказал ему: «зачем ты хотел ударить жену твою?» Услыхав, он вострепетал весьма и сказал: «прости мне, отче, отселе я буду во всем поступать по твоему приказанию». И отселе он сделался верным. к) Остановление именем святого убежавшего мула. л) Наказание смертью гиены, умертвившей быка, назначенного для милостыни. м) Был один иеромонах, посещавший авву Яфкерана-Эгзиэ. Он пришел и утешился (исповедался) и сказал: «я приду тогда-то». Святой сказал: «ты не придешь в этот день, ибо на пути твоем находятся мрачные черви». Так он говорил, имея в виду войну. В назначенный день пришел сеюм Ведо, и была большая битва. Этот иерей едва не подвергся опасности в бегстве; он спасся силою молитвы святого от убиения. И когда окончилась битва, он пришел к ближнему и рассказал ему все случившееся. С этого времени он не преступал слова блаженного. н) Однажды он вышел из Мецлэ на челне с таботом Михаила и тремя мирянами. Вышел из озера большой бегемот, бросился на челнок и выбросил их. Миряне, умея плавать, вышли из озера, а блаженный авва Яфкерана-Эгзиэ сделал одеяние свое кораблем, и под ним сгустилась вода по повелению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Паки послушайте, христиане, об изрядствах сего отца изрядного и пророка, аввы Яфкерана-Эгзиэ. Были у него чада в земле Энфраз два мамхера: имя одному Кирилл, имя другому Иоанн Кам. Они были усердные затворники, научившиеся у него затворничеству, видевшие подвиги и красоту изрядства его преобильного. Однажды пришли они к отцу своему святому из монастырей своих, чтобы навестить его. Был еще один монах, по имени Косма, живший в местности, называемой Вайн, а до того в – Зазо, монастыре св. Иакова Аббхэльского. Он пришел с отцом своим, и с ним один святой, по имени Самуил, с отцом своим, из города Аксума. И этот монах Косма спорил и препирался с святым Иаковом по поводу пострижения в монашество женщин. Он отделился от этих ближних своих и ушел в местность Вайн, а отец его умер в монастыре св. Иакова. Святой же Самуил простился со святым Иаковом и ушел в пустыню, именуемую Вальдеб. И сей Косма сказал настоятелю обители в Вайн, по имени Ливанию: «позволь мне поселиться одному в затворе». Тот спросил: «ты иеромонах?» Он ответил и сказал: «да». Сказал ему святой Ливаний: «поселись, но блюдись от превозношения». И сказал он ему: «молись за меня, отче». Потом этот несчастный Косма наложил на себя великое воздержание: не ел печеного на огне, но мочил бобы в воде или вялил на солнце в песке. Затем понудила его мысль сказать настоятелю монастыря: «пойду я к авве Яфкерана-Эгзиэ утешиться». И сказал тот ему: «хорошо, ступай». Пришел он к святому авве Яфкерана-Эгзиэ и приветствовал его; тот дал ему келью для одного. Вечером послал к нему святой вареную овощь и ячменной муки, сказав: «возьми, странник, вкуси ради любви Божией». Лукавый, увидав, весьма разгневался и вернул ему, говоря: «не испытываешь ли ты меня, Косму? Разве ты не слыхал, что я не ем вареного на огне, или ты не знаешь дел моих? Возьми же и отдай другому страннику». И взял ученик святого овощь и отнес к своему учителю, авве Яфкерана-Эгзиэ, и рассказал ему все, что сказал ему этот хвастливый. Услыхав, святой промолчал немного, потом воспламенился Духом Святым, обитавшим на нем, и сказал: «ступай, позови Кирилла и Иоанна Кама и Марка».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Автор вашего жития скуп на обозначение времени: он не говорит, сколько лет жил святой, сколько времени правил он в различных местах своих подвигов (за единственным исключением f. 6 v. – 6 лет в монастыре св. Кирика). Но он приводит иногда даты другого рода, которые кажутся приемлемы и помогают установлению общей хронологии. Яфкерана-Эгзиэ исполнился год, когда прибыл митрополит Иоанн; впервые появляется он на берегу озера при царе Амда-Сионе и годжамском «nagsi» Зенакмере: затем ему приходится иметь дело с «nagsi» Ведемом; по поводу истории с отступником Космой упоминается митрополит Салама, по видимому еще при жизни святого. Наконец, Косму сокрушают царь Давид (1380–1409) и тиграйский макванен Акхадом уже по смерти святого. Митрополит Иоанн, вероятно, тождественен с упоминаемым в житии Такла-Хайманота; м. б. это Иоанн V списка, изданного Гвиди под II 23 ; Салама – конечно, Салама III, столь известный из жития Филиппа дабра-либапосского, Аарона и др. текстов, современник Сайфа-Арада. Еще одно свидетельство в пользу нашего мнения об этом митрополите! 24 Таким образом, время жизни Яфкерана-Эгзиэ придется приблизительно на ±1290 – ±1350. Годжамские владетели с царским титулом nagsi, это наследие смутного времени, упоминаются уже в поэтической хронике войн Амда-Сиона 25 , что же касается тиграйских макваненов. То и они известны из жития современных Амда-Сиопу святых, напр. Евстафия 26 . Интересно, что макванен Тигре Акхадом упоминается в житии Такла-Хаврьята, как прадед этого святого, жившего при Зара-Якобе. Это не противоречит данным жития Яфкерана-Эгзиэ. История Космы и его приключений среди фалашей Самена (f. 20 сл.) принадлежит к числу наиболее интересных мест жития; совершенно оспаривать ее мы не имеем основания. – О гонениях и жестокостях Амда-Сиона житие ничего не знает. Остается указать на некоторые интересные частности. Озеро именуется «морем Азф»; Цана – остров на нем с монастырем св. Кирика. Имя «Азф» встречается еще в похвальном заключении жития Евстафия; там говорится о 9½ коленах, несших кивот по морю Азф 27 . Таким образом, имя имеет претензию быть библейским и м. б. вышло из имени Чермного моря. Яфкерана-Эгзиэ считает путешествие к нему как будто равным пилигримству в Иерусалим (f. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Таким образом, остров Галила и здесь упоминается отдельно. Из жития мы знаем, что Яфкерана-Эгзиэ, бывший первым ее насельником (f. 8 v.), потом оставил ero (f. 10) и вместо него на Галиле поселился монах Захария, (f. 38), несомненно тождественный с упоминаемым в хронике. Не противоречит житию и повествование хроники о пострижении святого. Правда, в житии его учитель назван не Мадханина-Эгзиэ, а Адхани (f. 4), но что эти два лица тождественны, видно из жития Самуила Вальдебского по рукоп. d’Abbadie 32 и 61 (вторая – XV в.), в которых банкуальский преподобный, постригший Самуила, также назван Адхани. Имени Банкуала нет в нашем житии. Что касается Самуила Вальдебского, το и этот современник упоминается, как я полагаю, в тексте, а именно на f. 18, где говорится о святом Самуиле из Аксума, постригшемся в монахи вместе со своим отцом и впоследствии ушедшем в пустыню Вальдеба. Упоминается 20 здесь и обитель Вайн, столь известная из жития Самуила, но в нашем тексте не Самуил уходит в нее, а его спутник Косма, с которым он вместе находился в монастыре Зз св. Иакова. О последнем нет упоминания в житиях Самуила. Конечно, в нашем житии возможны ошибки. Интересно также, что в житии Самуила Вальдебского находятся указания на его связь с монахами острова Галила 21 . Очевидно, приозерное монашество было в сношениях с Вальдебским, и тем более ценны сведения, сообщаемые ими друг о друге. Таким образом житие, в общем, выдерживает критику, говоря о монахах-современниках святого. Возможно, что его сведения о существовании обителей на островах вносят поправку к летописному повествованию, равно как и сведение о существовании уже во время, предшествующее прибытию Яфкерана-Эгзиэ, тех благочинных «nebura-d», о которых говорит житие Филиппа, как о учрежденных впервые этим «эчегге», также должно быть принято в соображение. Житие, приводит даже имена современных святому благочинных: Арганон (sic!) и Иаков. Последнее имя заслуживает доверия: автор говорит (f. 13 v.), что он был погребен в монастыре Цана. Вероятно, его гробница на этом острове пользовалась известностью и почитанием, когда писалось житие. Отношения между святыми и этими благочинными рассказаны в житии довольно подробно (ff. 4 и 8 v. сл.): после продолжительных препирательств и отказов Яфкерана-Эгзиэ подчиниться, они, по словам жития, вылились в форму дружбы «Давида и Иоанафана» (f. 13). На смертном одре святой убеждает своих учеников не признавать никого наставником, кроме митрополита (f. 42. v.), ибо и он сам «не признавал другого наставника». Очевидно, озерные монахи имели притязание на известную автономию, если можно так выразиться, ставропигиальность и независимость от дабра-либаносской организации. Несомненно этим стремлениям содействовала и близость к гондарскому двору 22 , уже проглядывающая и в вашем житии: царь Амда-Сион, отправляясь на войну, берет табот из монастыря св. Кирика (f. 4 v. сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Тотчас я бросился бежать на небольшое расстояние; потом не знаю, что случилось со мной: восхищен ли я был облаком, или гласом ангеловым, не знаю, Господь весть. Я очутился у врат церкви и, видя пожар, вострепетал весьма. Войдя, я увидал там отца моего авву Яфкерана-Эгзиэ и схватил его, чтобы вывести. Он сказал мне: «оставь меня умереть здесь с моим таботом Михаила». Я ответил: «не оставлю тебя, отче». И с этими словами вынес его. Тогда мы увидали чудо и табот Михаила вышедшим вон из пламени властью Бога, архангела Михаила и силой молитвы аввы Яфкерана-Эгзиэ чудотворца ...» 17 . И однажды, когда находился на острове Мецлэ авва Захария и хотел уходить в свой монастырь, внезапно явилось светлое облако, взяло его и быстро перенесло в Дабра-Гуэгуэбэн. Видя это, авва Захария весьма дивился и изумлялся и славил Бога, творящего чудеса на ученике своем, авве Яфкерана-Эгзиэ. В другой раз авва Захария увидал его сидящим на светлом облаке, которое перенесло на остров Галл. Они облобызались лобызанием духовным и беседовали о величии Творца, Бога своего. Потом они простились, и сказал авва Захария авве ЯФкерана-Эгзиэ: «помяни меня в молитве твоей, новый Илия». Потом они вернулись в свои обители в мире. Однажды, когда он молился, явился ему Спаситель наш Христос, поминанию которого подобает поклонение , и пал святой на лицо свое, и поднял его Господь, и отнял страх от него и сказал: «встань, возлюбленный мой, мир тебе, радуйся, ибо окончился подвиг дней твоих, и ты уходишь в царство небесное. И всякому, кто будет творить память твою и веровать в молитву твою, Я дам живот вечный. Я благословлю чад твоих и тех, которые будут погребены в монастыре твоем, Я помилую ради величия молитвы твоей святой. Я сотворю чудеса и знамения в обители твоей после твоего преставления, во всем». И так сказав, Спаситель возшел на небеса в великой славе. А святой поведал сие одному сыну своему, по имени Крестос Безна, благому и исполненному Духа Святого. Молитва и предстательство его да сохранит всех нас в бытие истинном, и на небесах да удостоит нас воздаяния благого… Сказал некто, бывший свидетелем, и свидетельство его истинно: «когда я молился в полночь, я увидал столп света на подобие огня; высота его была от земли до небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Сии лукавые люди говорили между собою: «это тот, о котором говорили пророки: пришел с востока к нам Сын Божий». И все сказали: воистину это он, не вкушающий пищи, кроме меда и молока, и исцеляющий больных». Так говоря, они радовались, пошли все вместе и поклонились еми и сказали: «ты – сын Божий». Когда он услыхал это, то не укорил их, но вошел сатана в сердце его. И они взяли его и привели в страну свою, собрали множество войска и назвали его отступническим именем Закуатэ. Выйдя, они сошлись с кантибой Дамбии, сразились и победили его, и он согласился с ними. Потом он вышел и сжег много церквей, прибыл в землю Энфразе, убил авву Кирилла и авву Иоанна Кама, авву Тансеа-Мадхена с чадами их З6-ю. Так исполнилось слово святого пророка Яфкерана-Эгзиэ. И других погибло без числа во всем Энфразе, монахов и монахинь ради сего нечестивого. Когда он затем убил многих сеюмов и макваненов, царь Давид, услыхав об этом, послал макванена Тигре по имени Акхадома. Тот сошелся с ним у земли называемой Генз. На другой день поверг его Бог, как Голиафа исполина, рукою сего верного и боящегося Бога. Люди христианские ликовали смерти сего отступника, второго Диоклетиана, и многие братия удивились пророчеству аввы Яфкерана-Эгзиэ, пророка высокого, ведца тайных раньше, чем они случились. Молитва и моление его, прошение и предстательство его да будет на нас. Аминь. Паки, верные, послушайте от чудес сего чистого аввы Яфкерана-Эгзиэ. Был один добродетельный ученик его. Однажды пошел он по своему делу и встретился в земле Годжам с неким человеком боящимся Бога. Услыхав об изрядствах святого, он спросил ученика о красоте подвигов аввы Яфкерана-Эгзиэ. Ученик рассказал ему все изрядства учителя своего. Сей верный весьма удивился и сказал: «прибегаю к молитве его святой». Так говоря, он вручил ученику для святого чашу, чтобы употреблять ее в его монастыре для священнодействия. Ученик сказал: «я не могу, не спросив учителя моего». Верный, услыхав это, опечалился весьма и упрашивал его принять от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Приводим и ее в переводе: „И во дни Амда-Сиона, царя эфиопского, было гонение на мужей и жен, на монахов и священников. Говорил им царь: „будьте со мной заодно в молитве“. Отвечали все единогласно царю: „мы не будем с тобой заодно, ибо ты женился на жене отца твоего, что запрещает закон творить“. И опять сказал им царь: „будьте со изной заодно“. Отвечали ему авва Бацалога-Микаэль, авва Евстафий и все мамхеры единогласно: „гласа твоего мы не послушаем, и повеления твоего не исполним, делай с нами, что хочешь, ибо готовы мы умереть ради закона Бога нашего“. И сказал Господь ваш в Евангелии: „блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть царствие небесное“. Тогда изгнал их царь. И отец наш Евстафий ушел в изгнание во дни Нагада-Крестоса, макванена Сараве. И было число изгнанных с ним 1000 человек. И когда увидел Варасина-Эгзиэ авву Евстафия, полюбил его весьма, Видя смирение его и кротость и доброе хождение без мирского попечения. И сказал отец наш Евстафий Варасина-Эгзиэ: „живи с одной женой, как заповедано христианам. И ныне послушай, Варасина-Эгзиэ, так говорит Бог: ибо тебя я поставил макваненом над народом моим, то не отниму я сана от тебя и детей твоих и не обойдет река земли твоей – Сараве“. Когда сказал так отец наш Евстафий, сей последователь пророков, отвечал ему Варасина-Эгзиэ: „посоветуюсь со своим народом“. Тогда сказал авва Евстафий: „отошел от него сан от детей его и отдан другой ветви из детей отца его“. Случилось так, и по сему он стал известен, как пророк“. Таким образом Евстафий выступает здесь таким же ревнителем чистоты семейных отношений и так же основывается в этом случае на закон Божий. Да и трудно представить себе дело иначе. Едва ли этот ревнитель, не вкушавший 7 лет от земли плодов Сараве за многоженство ее учителей, в годину, когда все лучшие силы эфиопской церкви восстали против беззаконий светского владыки, молчал и не принимал участия в общем благородном протесте. В то дикое время, когда дабро-либаносские монахи, на что нам указывает житие Филиппа, старались об упорядочении семейных отношений, основываясь на апостольских правилах, не мог не делать того же и на севере подвижник, поставивший целью своей деятельности проведение в жизнь этих правил и „закона Господня“, изложенного в „81 писании“ и Синодосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Есть ли кто бессмертный? Не скорбите, как потерявшие надежду. Разве не сказал: «праведные не умирают, но отходят ко Господу своему». И я говорю вам, я нашел говорящего без лжи: «если почиет настоятель обители, и место его благословенно, сие есть знамение спасения. Вы же любите друг друга и чтите поставленного над вами, как отца своего, ибо быть мамхером дается от Бога. И он да поступает с вами, как с детьми. Блюдите, не прогневите его, ибо не неважное дело прогневить мамхера, но соблюдайте слово истины. И если вы так будете поступать, при успении вашем скажет он вам: «благо, благо!» И ныне, братия, Христос да будет с вами во веки веков. Аминь. Аминь. Сие написал Фома грешный. Да напишет имя его на столпе златом Иисус Христос … Яфкерана-Эгзиэ принадлежит к числу имен, занесенных на страницы краткой хроники, где под царствованием Амда-Сиона м. пр. упоминается этот святой в числе «семи звезд», получивших «в один и тот же день» монашество из рук Мадханина-Эгзиэ, основателя Банкуальского монастыря, ученика Такла-Хайманота. В числе других шести преподобпых назван и Самуил Вальдебский; сам же Яфкерана-Эгзиэ наименован «Гугубенским» 18 . Последнее вполне подтверждается нашим житием, так как из него видно, что Гугубенская гора была главным местом подвигов святого и на ней им был основан монастырь. На островах озера, кроме Галила, уже были монахи: на Цн в монастыре св. Кирика была богатая обитель, служившая резиденцией благочинного на Мецлэ–женский монастырь, на Дага – отдельные отшельники. В этом отношении кратная хроника говорит другое, приурочивая, как будто, население монахами островов к гонению Амда-Сиона и возводя их основателей к известному Филиппу дабра-либаносскому. «Филипп эчегге был изгнан из Шоа и жил в Анко и Гешена. Здесь он сделал монахами многих людей. Из них: авва За Иоханнес кебранский, авва Такла-Альфадимский, авва Такаста-Берхан из монастыря Цот и мамхеры, основавшие монастыри от Qarod до Ferq; половина их – на островах Цн, половина – в Багацаре. И авва Захария, взошедший на остров Galil, был во дни государя Амда-Сиона» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Ученик пошел и привел их. Сказал святой ученику: «расскажи им, что сказал тебе этот человек. И рассказал он им все, и показал овощь, которую отверг он. Удивились святые его словам, и святой пророк Яфкерана Эгзиэ был свидетелем и сказал им: «слушайте, чада мои, слово сие от меня убогого отца вашего: «второй иудей Финхас, разрушивший святой град Награн, сей нечестивец, неужели кажется вам монахом и иереем? Истину говорю вам, он разрушит святой град Энфраз». Сказал ему святой Иоанн Кама: «потерпи, отче, не говори так, ибо были многие, которые говорили нам, ничтожные сердцем отшельники сих дней (?)»; они возвещали то, что исполнялось (?)». Вознегодовал святой на Иоанна Кама и сказал ему: «тебя и братьев твоих убьет он. Сколько мучеников умрет с вами из-за этого нечестивца! Сколько душ погибнет ради него; дни его малы, и Бог потребит память его скоро от лица земли. Но я не буду участником сего горького испытания, которое произойдет от cero лицемера, второго Диоклитиана: я отойду к Богу моему». Сказали ему: «отче, если так, свяжем его: если ты уйдешь от него, погибнет душа его». И сказал он: «невозможно. Совершилось! (?) И ты, Иоанн Кама, не боишься ли?» Отвечал святой Иоанн Кама: «ложь, будто я боюсь смерти мученичества. Разве я не говорил тебе каждый день: отпусти меня в Иерусалим умереть там?». Отвечал святой и сказал ему: «ты не пойдешь во Иерусалим, но здесь со мною будет гроб твой». Сказал святой Иоанн Кама: «воля Божия да исполнится по слову твоему». И блаженный авва Яфкерана-Эгзиэ, по окончании всего сказанного учениками своими, сказал им: «никому не рассказывайте этого». Отвечали они: «да поможет нам молитва твоя исполнить все, что ты заповедал нам». Тогда сказал им святой: «да благословит Господь нас и да поможет вам исполнить повеления Его. Ступайте, возвращайтесь в дома свои». И возвратились они, дивясь и изумляясь словам пророка Божия аввы Яфкерана-Эгзиэ. Утром пришел этот лукавый Косма, простился со святым и сказал ему: «помяни меня в молитве твоей». Сказал ему святой: «отгони лукавство и превозношение из сердца твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Еще до прибытия (святого) его оклеветали пред ним, говоря: «какой-то отшельник вывел монахинь из их монастыря». Авва Иаков, услыхав это, послал к святому, говоря: «уходи из моего монастыря». Блаженный, услыхав это, опечалился великой печалью. Не малое дело братия мои, опечалить боящегося Бога! И святой авва Яфкерана-Эгзиэ переселился оттуда, помня слово евангельское: «егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий» ( Мф. 10:23 ). Святой переселился оттуда и отправился на остров Галила, где не было людей, но было пустынное место. Здесь он жил в посте и молитве и в слезах три года, славя Бога. Слушай слушаемое и да войдет в сердце твое сладость, возлюби нищету! Сей авва Яфкерана-Эгзиэ разве не был человеком, подобно нам? Он был подобострастен нам, как сказал Апостол ( Иак. 5:17 ) относительно Илии. И сей воздерживался три года, не имея помощника ни в рубке дров, ни в черпании воды, ни в утешении, но устроил пребывание свое, как бесплотный. Находясь здесь, он впал в сильную болезнь. Плачьте братия, да капают слезы из глаз ваших! Кто не восплачет, слушая сие и не будучи, подобно мне, сух сердцем? Кто посетил его в болезни его? И кто сказал ему: «что ты будешь пить и что есть? Кто сидел у изголовья его, чтобы поднять голову его, и кто у ног? Однажды погас огонь, и он жил 6 недель, не имея согревающего. Братия, помышляйте о сем, что случается с человеком великое сокрушение, когда он не находит согревающего. И однажды отправился kantabi на охоту на берег моря и сказал: «жив ли монах, пребывающий на этом озере, или почил?» И позвал он одного из своих приближенных и сказал ему: «иди, узнай, в живых ли он?» Пошел этот приближенный, и в это время загремел гром; он позвал, и никто не ответил. А святой авва Яфкерана-Эгзиэ, приближаясь к смерти от сильного страдания, надел клобук на голову и простер мантию свою… и он заснул, припав к земле. Зрите, возлюбленные, сию великую напасть, приключившуюся рабу Божию ради любви к Богу своему. – Тогда пришел приближенный и нашел его лежащим ниц и без огня, ударил свои руки и плакал на языке страны своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010