Иорданский голубок наш где летает, о том никто не знает. А я в келье сижу и что-нибудь пишу. Почта берется доставить вам печатные творения мои, но так, что не я, а вы должны заплатить за пересылку их от нашей границы. Вот это уж не хорошо! Ведь и книги-то мои не стоят того, что вам придется заплатить за доставку их. Итак, пусть они лежат здесь до возвращения вашего. Вам кланяется Тютчева. Я бываю у нее. Христианская душа! Благовонный цветок в вертограде Божием! Поручаю вам сказать Эдитте Феодоровне, что неистовство ее при вести о нападках на меня я признал за тот душевный огонь, который, если бы она была правительница, как Деворра, истребил бы Толстого Сисару. Ее и вашим добрым расположением ко мне объясняется одна тайна души моей, именно, видение вас обоих во сне в ночь под первый день нового 1854 года, когда я жил еще в св. Граде и не знал вас. Это видение тогда же записано мною; и я про себя вспомнил его тотчас, как впервые увидел вас у г-жи Ширман, а Эдитту в Ораниенбауме. По этому видению обе вы уже были знакомы мне. Душа моя – зеркало, в котором отражается многое будущее, как настоящее, и отражается всегда в верных эмблемах. Такая способность моя изумляет меня самого и нередко пугает. Если бы вы прочли описание всех вещих и исполнившихся сновидений моих, то искренно сказали бы: «Верно слово св. Августина: nous sommes trop élevés au dessus de nous mêmes!». Не хочется прекращать беседу с вами, а пора умолкнуть. Умолкаю, сказав последнее слово: Благословение Господне на вас! Цветите на радость мне и многим и вместо меня молча взгляните на великую сестру милосердия с благоговением, любовью и беспредельной преданностью. 162 Что Бог отнял истину и благодать Духа Своего Святаго у целого собрания епископов, чтобы отдать их одному. Пер. ред. 163 Что божественная мудрость не хранит более под сенью своей святилища семена сверхъестественных способностей, которыми одарены были некогда пророки, апостолы и св. отцы церкви? Протестанты считают их потерянными и, может быть, даже отрицают, что они когда бы то ни было существовали. Однако они тут и всегда готовы расцвести, как жезл Ааронов, когда времена и служба церкви потребуют помощи от их присутствия. Пер. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но отчего же иудеи не говорят ни о своих полях и кущах, ни об этой потерянной ими свободе, славе и могуществе? Отчего молчат они об этом своем горе? Оттого, что сознают себя самих виноватыми в нем; ибо знают, что за грехи их Бог отцов их лишил их этого счастья. Вот почему, сидя на реках вавилонских и проливая слезы, несомненно растворенные горячей любовью к родине, – любовью и физической, и политической, они воспоминают не о красотах Иудеи и не о внешней ее славе, а о Сионе – этой священной горе Иерусалима, на которой построен был мудрым Соломоном великолепный храм истинному Богу, теперь разрушенный, разграбленный, сожженный. В этом храме они приносили жертвы истинному Богу, избравшему их некогда в народ Свой; в нем хранились памятники издревле бывшего Божия благоволения к ним – ковчег Завета и в нем стамна с манною, жезл Ааронов прозябший и скрижали Завета; святое святых этого храма осенялось облаком, как видимым, знамением Божия присутствия. Теперь все это – самое священное и дорогое для них, отнято, уничтожено. Ясный знак, что отлетела от них доселе миловавшая их благодать Божия. Нет у них теперь Сиона; Бог Царь их, живший в этом Сионе, ушел от них за грехи их... Вот о чем плачут они, воспоминая о Сионе. Печаль их – не печаль мира сего, а печаль, яже по Богу, яже во спасение соделывает ( 2Кор.7:10 ). Не ясно ли, как любовь к отечеству в пленных иудеях из физической и политической перешла в любовь нравственную, религиозную и вызвала в них чувство покаяния? О, не погибли еще эти люди, которых горе не ожесточило против покаравшего их Бога, не привело их к глухому ропоту и отчаянию, а смирило, вызвало слезы умиления, зажгло искру Божию!.. Вот чему, а не ропоту и недовольству всякого рода нужно учиться у пленных иудеев и нам – в нашем великом горе общественном! Но прислушаемся, что говорят пленники иудейские дальше... На вербиих посреде его обесихом органы наша. На, ивах, изобильно растущих на берегах вавилонских рек, повесили мы свои арфы, так звучат по-русски слова иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Вместо сдачи экзамена мы писали рефераты. Православием я тогда не интересовался, воспринимая его как этнографический заповедник, писал про индуизм. Стал много читать о разных религиях, но ни на чем не останавливался. Физика мне сильно помогла, я не мог поверить в противоречие различных религиозных теорий фактам. Религия для меня должна была быть идеальной. И в определенный момент мне стало ясно, что эта идеальность состоит в том, чтобы не быть нацеленной только на человека. Восточные же религии с их медитацией и различными практиками направлены только на стремящегося с самосовершенствованию человека. Тогда я увидел контраст между медитацией и молитвой Иисусовой. Молитва Иисусова не ставит целью самосовершенствование — напротив, она ведет к смирению и самоумалению человека перед Богом. И увидев это, я понял: все, хватит путешествовать, теперь я дома. Священство через тернии — Когда отец Георгий решил стать священником? Отец Георгий: Мой духовник, мудрый человек, о священстве думать запрещал и говорил: «Жезл Ааронов не ищут, но когда его предлагают — не отказываются!». Я и не искал. У нас в Твери был союз православных мирян. Его председателем был глава городской думы, а заместителем председателя — я. Нам выделили половину храма (другая была занята магазином), где мы встречались, проводили собрания и молились. И тогда встал вопрос о том, что нам нужен священник. Председатель, будучи главой думы, священником быть не мог (потом, правда, он отказался от политической карьеры и тоже принял сан), и предложил меня. Я пришел к нашему духовнику и очень просто заявил: «Меня братия к вам послала за саном!» У батюшки сидел другой архимандрит, они переглянулись да как расхохотались! И послали меня подальше. Я и ушел. Через какое-то время я написал акафист в честь иконы Божией Матери «Тучная Гора» и попросил нашего председателя показать его владыке, чтобы он благословил для келейного чтения. А владыке акафист понравился, и он пригласил меня к себе. И вот тогда-то он сам и предложил мне священство.

http://pravmir.ru/neformatnaya-matushka/

С Моим ли всемогуществом тебе бояться фараона? На этот раз тебе ничто не страшно, потому что вся вселенная со всеми своими стихиями и животными послушна будет тебе, как покорная раба. Иди и будь покоен, в надежде на совершенный успех! Боже великий! Повергаюсь во прах пред Твоим всемогуществом и благостию: слабого и смертного облек Ты Своим всемогуществом, слабому смертному покорил Ты и землю, и море, и воздух, и огонь. Как хорошо быть верным рабом Твоим! 3 ст. Умножу знамения Моя и чудеса в земли Египетстей, – то есть явления, дела, по которым узнают, что они – дела рук Моих, Моего всемогущества. 10. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Не знамение ли это Божия всемогущества? Да, из этого чуда я вижу, что оно – дело Божие. Только Творец может бездушную вещь сделать одушевленной. Волхвы хотя делали подобные чудеса, но призрачные, или если не призрачные, то в явлениях их был сам диавол, тогда как чудеса Моисея, быв совершены силою Божиею, не заключали в себе Божества, Которое вездесуще. Притом надо заметить, что жезл Ааронов пожрал жезлы жрецов. На следующий день по повелению Господню Моисей встречается с фараоном на берегу реки, по которому фараон, вероятно, прогуливался. В руках Моисея был жезл, который обращен был прежде в змия. Будущий вождь еврейского народа должен был сказать фараону следующее: Господь Бог еврейский послал меня к тебе с такими словами: отпусти людей Моих для того, чтобы они послужили Мне в пустыне: ты не послушал Меня до сих пор. Вот что говорит Господь: ты Меня узнаешь по следующему знаку: вот я, Моисей, ударю жезлом, который в руке моей, по речной воде, и она превратится в кровь, и рыбы речные вымрут, река засмердит, и египтяне не в состоянии будут пить из нее воды. Затем Господь говорит Моисею: скажи Аарону, брату твоему: возьми жезл свой в руку свою и простри руку твою на воды египетские: на их реки, колодцы, озера и на всякое собрание вод их – и везде будет кровь. И стала кровь по всей земле египетской, даже в деревьях и камнях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Е   Ева • Евангелие • Евангелие от Иоанна • Евангелие от Луки • Евангелие от Марка • Евангелие от Матфея • Евангелист или благовестник • Еввул • Евеи • Евей • Евер • Евильмеродах • Евника • Евнух • Еводия и Синтихия • Евреи • Евтих • Евфрат • Египет • Еглаим • Еглон • Едем • Еден • Едер • Едом • Едрея • Еж • Ездра • Езекия • Екбатана • Екрон • Елам • Елаф • Елдад и Модал • Елеазар • Елеале • Елеонская гора • Елиаким • Елизавета • Вариисус, Елима • Елимелех • Елим • Елиса • Елисей • Елифаз • Елиав • Елиаким • Елиам • Елиезер • Елиуд • Елиуй • Елкана • Елкосея • Еллада • Еллассар • Еллинисты • Еллины, Еллада • Елмодам • Елнафан • Елон • Елуль • Елханан • Елцафан • Еман • Емаф • Емаф-Сува • Емек-Кециц • Емима • Еммануил • Еммор • Ен • Ен-Ганним • Енгедди • Аэндор, Ен-Дор • Ен-Риммон • Ен-Шемеш • Ена • Енаим • Енаки • Енакимы • Енномова долина • Енон • Енос • Енох • Епанча • Епафрас • Епафродит • Епенет • Ераст • Ермоген • Ермон • Ерм и Ермий • Есевон • Есек • Еслим • Есром • Есть книгу • Есфирь • Етаним • Ефа • Ефам • Етам • Ефан • Ефваал • Ефер • Ефес • Ефиопия • Ефод • Ефраим • Ефрафа • Ефремов лес • Ефрем • Ефрон • Еффафа • Еффей • Ецион-Гавер • Ешбаал • Ештаол • Естаол • Ештемо • Естемоа • Ж   Жаба • Жатва • ЖезлЖезл АароновЖезл миндальный • Железо • Желтый шелк • Желудок • Желчь • Жемчуг • Жених • Женщина • Жернов • Жертва • Жертва благодарения • Жертва возлияния • Жертва всесожжения • Жертва за грех и жертва повинности • Жертва мирная • Жертва по обету • Жертва ревнования • Жертва усердия • Жертва от усердия • Животные • Жребий • Жрецы • Жук • Журавль З   Завад • Завдий • Завеса • Завет • Завулон • Завуф • Заем • Закалывание • Закваска • Заклинатели • Заклятие или заклятое • Закон • Законники • Закон Моисея • Закхей • Залог • Замзумимы • Замврий • Заноах • Западное море • Запечатление Духом • Записи Гада прозорливца • Записи Ииуя, сына Ананиева • Записи Нафана пророка • Записи Самея пророка и Адды прозорливца • Записи Хозая • Заповеди человеческие • Запястье • Зара • Зарай • Заред • Захария • Заяц • Звезды • Зеббуда • Зеведей • Зевей и Салман • Зевул • Зелфа • Земледелие • Землетрясение • Земля • Земля горшечника • Земля крови • Земля Хамова • Зереш • Зеркала • Зерно • Зив • Зилот • Зимврия • Зимран • Зимри • Зина • Зиф • Зихрий • Змей • Знамение • Золото • Золотая кадильница • Золотой жертвенник • Золотой нарост • Зоровавель • Зохелет • Зрелище • Зузим

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

21). И не сказал Он: разрушьте это тело, но " храм " , чтобы показать Бога, обитающего (в нём), - разрушьте церковь, много лучшую иудейской. Тот (храм) имел закон, а этот Законодателя; тот - букву убивающую, а этот - дух животворящий; тот - жезл Ааронов, а этот - жезл Иессеев. 3. В другом опять месте, по совершены Им чуда над хлебами, отплыв с ними (учениками), Он переправился на (другой) берег, и говорил ученикам: " смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской " (Мат. 16:6). Они же, услышав о закваске, предполагали о хлебах; а Он говорил не о хлебах, но об учении фарисеев. Так как иначе Он сказал, а иначе они предполагали, то смотри, как Он исправляет это, говоря: " что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали " , но об учении фарисеев, чтобы внимать (Мат. 16:8-10; 16:11-12)? Видишь ли, что как евангелист относительно храма, так здесь Он сам исправляет предположение заблуждавшихся? Так и в том, что Он делает Себя равным Богу: если бы Он не делал Себя равным Богу, а иудеи это предполагали на основании сказанного, то евангелист исправил бы это предположение, и сказал бы, что иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу, а Он не делал этого и не давал повода. Чтобы ты узнал из самого изречения, что это (богоравенство) особенно Он желал укоренить в умах людей, обратимся к прежнему слову и узнаем, в каком некогда обвинении Он так защищался. Что (такое) некогда было, за что Он обвинялся? Что в субботу совершал дела: " искали убить Его за то " , - сказано, - " что Он делал такие [дела] в субботу " (Ин. 5:16). Что именно " такие " ? Что Он исцелил расслабленного, повелел ему взять свою постель и отойти в свой дом. Потому и говорили, спрашивая его: кто приказал ему делать это в субботу? А он говорил: " Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и " иди в дом твой (ст. 11). Преследовали Его, сердясь за это, - что Он приказал в субботу то, что казалось преступлением и разрушением закона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1645...

И не сказал Он: разрушьте это тело, но – «храм», чтобы показать Бога, обитающего (в нём), – разрушьте церковь , много лучшую иудейской. Тот (храм) имел закон, а этот Законодателя; тот – букву убивающую, а этот – дух животворящий; тот – жезл Ааронов, а этот – жезл Иессеев. 3 . В другом опять месте, по совершении Им чуда над хлебами, отплыв с ними (учениками), Он переправился на (другой) берег, и говорил ученикам: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» ( Мф.16:6 ). Они же, услышав о закваске, предполагали о хлебах; а Он говорил не о хлебах, но об учении фарисеев. Так как иначе Он сказал, а иначе они предполагали, то смотри, как Он исправляет это, говоря: «неужели и вы еще не разумеете? и не помните о пяти хлебах, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам», но об учении фарисеев, чтобы внимать ( Мф.15:16; 16:9–11 )? Видишь ли, что как евангелист относительно храма, так здесь Он сам исправляет предположение заблуждавшихся? Так и в том, что Он делает Себя равным Богу: если бы Он не делал Себя равным Богу, а иудеи это предполагали на основании сказанного, то евангелист исправил бы это предположение, и сказал бы, что иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу, а Он не делал этого и не давал повода. Чтобы ты узнал из самого изречения, что это (богоравенство) особенно Он желал укоренить в умах людей, обратимся к прежнему слову и узнаем, в каком некогда обвинении Он так защищался. Что (такое) некогда было, за что Он обвинялся? Что в субботу совершал дела: «стали гнать, – сказано, – Его за то, что Он делал такие дела в субботу» ( Ин.5:16 ). Что именно «такие»? Что Он исцелил расслабленного, повелел ему взять свою постель и отойти в свой дом. Потому и говорили, спрашивая его: кто приказал ему делать это в субботу? А он говорил: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и» иди в дом твой ( Ин.5:11 ). Преследовали Его, сердясь за это, – что Он приказал в субботу то, что казалось преступлением и разрушением закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Евр.9:4 .  имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, Ковчег завета называется так потому, что в нем находились скрижали, содержащие закон ( Исх.40:20 ). где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, Все эти вещи служили памятниками иудейской неблагодарности. «Золотой сосуд с манною» – в воспоминание того, что они, питаясь ею чудесным образом, возроптали ( Исх.16:3–10 ), и чтобы потомки помнили как о Божием благоволении, так и об озлоблении их. «Жезл Ааронов» – в воспоминание возмущения, бывшего против него ( Числ.17 ). «Скрижали завета» – в память того, что они сокрушили первые своим идолослужением. Ты спросишь, каким образом в книге Царств написано, что в ковчеге ничего не было другого, кроме скрижалей, апостол же теперь утверждает, что в нем были положены и золотой сосуд, и жезл Ааронов? Так как он наилучшим образом был воспитан Гамалиилом ( Деян.22:3 ) в еврействе, то он, вероятно, заимствовал это из предания; ибо и ныне фарисействующие евреи соглашаются, что это было так. Однако не сначала, но при Иеремии, когда было необходимым скрывать ковчег, тогда, говорят, вероятно, и были сложены в ковчег и эти вещи. Евр.9:5 .  а над ним То есть над ковчегом. херувимы славы, (ср. Исх.25:18–20 ) Славные, или подчиненные Богу; но служившие для славы Его. И это выставляет нарочито с той целью, чтобы показать превосходство того, что у нас. осеняющие очистилище; «Очистилищем» назвал крышку ковчега, как ты более точно узнаешь об этом из самого Писания, и, прельщаемый словами некоторых, не подумай, что это – что-нибудь иное. Конечно, он этим указал на Христа, Который сделался умилостивлением за наши грехи. Запечатлел все, что было в Ветхом Завете, и утвердил. о чем не нужно теперь говорить подробно. Здесь показывает, что все это было не только видимое, но и служило знаком чего-то другого, изъяснение чего требует слишком много времени. Евр.9:6 .  При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Ибо не мнит бесчестием царь, когда он врага желает низложить, Коль во одежду воина он облекается. И посему сразившего Адама Бог, стремясь сразить, Воплощается от Девы. И ставится капкан для вселукавца. Наш образ принял Бог предвечный. Ведь без семени Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает. Прежде манну и сосуд золотой Моисей ковчег описует исполненный. Что же значит сие, да исследуем. Ничто же праздным не находится и неясным в Писании. Но все прямо и истинно. Златой сосуд — Христово тело, Манна — Божественный Логос, с ним соединенный. Что же ковчег есть? Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает. Ныне я зрю Ааронов сей жезл, что расцвел без поливавшего. Ведь о нем написали Амос и Исаия. Глаголят: «Изыдет жезл от корня Иессеева И из корня цветок». Кто же жезл Аарона и Иессея? Мария, процветшая невозделанно плод жизни для нас. Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает. Ведь некогда в купине был огонь, не паля терновник, но световодствуя, Как ныне в Деве Господь. Не желал обмануть Моисея ведь Бог Или ввести в заблужденье. Но дал ему Он знать то, что будет. Показал купину огненосну, чтобы он узнал, что Христа Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает. Иисусе, Тебя открывают Писания, манну и стамну знаменующие, Цвет от корня познать нам дарующие. И Твою Матерь нарицают цветом, ковчегом, жезлом, Несущую во чреве, Через Духа отверстую, И пребывшую затворенной, да всяк скажет: «Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает». Радости глагол изрек Гавриил, в Деву он Слово засеял Безбрачное рождение, Духом явив: «Се с Тобою Господь и от Тебя и пред Тобою Отец Твой и Сын Твой, Пославший меня к Тебе и предваривший меня, И после Рождества чистой Тебя соблюдший, да всякий речет: “Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает”. Пал Адам, посему Бог Адама, Адаму измышляя воскресение, От чрева Твоего Сего воспринял. Пала когда-то жена — и Жена ныне восставляет. От Девы рождается Девственник. Ведь Еву Адам не познал тогда, И Богородицу ныне Иосиф. Но без семени Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает».

http://pravoslavie.ru/89476.html

Созерцаемое нами животворящее древо крестное подает врачевство очам того, кто был обольщен в раю воззрением на убийственное древо. Прикасаясь к сему древу устами и предлагая оное очам своим, мы тем самым освобождаемся от вкушения и осязания смертоносного древа. О, великий дар, столь торжественно предлагаемый ныне! О, неизреченное блаженство!.. Некогда умерщвленные древом, мы ныне чрез древо же получаем жизнь, - прежде обольщенные древом, мы ныне древом же прогоняем древнего змия. Поистине, дивное и преславное изменение! Вместо смерти нам даруется жизнь, вместо тления - нетление, вместо бесчестия - слава. И потому не без причины святый апостол взывал: мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, им же мне мир распяся, и аз миру (Гал.6,14). От креста просиявает высочайшая премудрость, которая посрамляет гордую мирскую мудрость и являет ее буйством. Бесчисленные благодеяния, доставленные нам крестом, подавили семена злобы и нечестия. Даже один вид и изображение сего древа еще с самого начала мира были уже предвестниками и предтечами великих событий. Всякий, кто желает знать это, тотчас может увидеть. Ной вместе с своими сыновьями и их женами и со всякого рода животными не избег ли по воле Божией всеобщего потопа посредством малого древа (Прем.10,4). А что обозначал жезл Иосифов, на верх которого поклонился патриарх Иаков (Евр.11,21, Быт.47,31), как не образ того животворящего древа, которому ныне воздается поклонение. Не был ли образом креста и жезл Моисеев, который претворил воду в кровь и поглотил мнимых змей, - одним ударом разделил море, другим снова соединил воды моря и таким образом в одно и то же время и потопил врагов, и сохранил избранный народ. Тем же точно, т.е. образом креста, был и жезл Ааронов, в один день процветший и тем доказавший законность священства (Чис.17,8). Но нам пришлось бы слишком распространиться, если бы мы захотели здесь совокупить все предзнаменования креста. Его прообразовал и Авраам, когда возложил своего сына на костер дров (Быт.22,13). Его прообразовал и Иаков, когда положив руки одна на другую, преподал благословение Иосифу (Быт.48,14). Сверх того, сам Моисей в своем лице явил образ креста, когда поднятием рук обращал амаликитян в бегство (Исх.17,11). Также смотри, и на Елисея, который бросил кусок дерева в воду и сим деревом из глубины извлек железо (4Цар.2,8). Но не только в ветхом завете, а и в законе благодати образы креста неоднократно обнаруживали свою дивную силу в одержании побед над врагами в отгнании бесов, в исцелении болезней и во многих других бесчисленных случаях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/982/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010