Между тем, проповедь Иоанна Предтечи и крещение, им совершаемое, возбудили внимание Синедриона в Иерусалиме. Старейшины народа Иудейского решились послать к нему священников и левитов, чтобы узнать, не Мессия ли он? Посольство нашло его по другую сторону Иордана, в Вифаваре. Посланные спрашивают: «кто ты?» Иоанн объявляет прямо, что он не Христос. Они говорят: «так что же? ты Илия?» Многие из Иудеев веровали, что Илия, вознесшийся на небо, перед пришествием Мессии, сойдет опять на землю, и сделает нужные приготовления к принятию Его, как Царя. Иоанн отвечает, что он не Илия. Спрашивают далее: «ты (известный) Пророк?» Вероятно, разумели здесь Иеремию, о котором говорили, что он, во время разрушения Иерусалима и храма Халдеями, вынес ковчег со скрижалями Завета, сосуд с манной и жезл Ааронов, и скрыл в одной пещере горы Навав, и, что, перед пришествием Мессии, он воскреснет, и эти вещи опять откроет, (сн. 2Мак. 2:4–8 ). Иоанн говорит на это: «Нет». Посланные продолжают: «кто же ты? Чтобы нам принести какой-нибудь ответ тем, которые послали нас: что ты говоришь сам о себе?». Он говорит: «я – голос вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу! ( Ис. 40:3 ) как сказал пророк Исайя». Ученые Фарисеи не обдумали этих слов, которые, однако же, решали все их недоумения. Они предлагают еще вопрос: «что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни Пророк?» Иоанн отвечает: «я крещу в воде; но среди вас есть уже, Которого вы не знаете. Он идет вслед за мною, хотя был прежде меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его». После этого посольства, на другой день, Иоанн видит, идущего к нему, Иисуса, и говорит: «се, Агнец Божий, Который принимает на Себя грех мира. Именно о Нем я и говорил: – вслед за мною идет Муж, Который был прежде меня, потому что Он, древнейший, предо мной. – И я не знал, что Он таков; а, между тем, я должен был крестить в воде для того, чтобы Он явлен был Израильскому народу. Кто послал меня крестить водою, Тот сказал: – «на Кого ты увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем; Тот есть, Крестящий Духом Святым», – и я свидетельствую, что видел, как Дух, подобно голубю, сходил с неба, и почил на Нем; и утверждаю, что это – Сын Божий». 5. Первые последователи Иисуса Христа: Андрей, Иоанн, Симон Петр, Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–51)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Ныне же о едином речем, иже они обносими лютою ересию глаголють, яко не подобаеть покланятися плотьскому смотрению, иже нас ради въчеловечшася Бога Слова, ради иконного въображениа образу Господа нашего Иисуса Христа, и пречистая Богородица и всех святых, и честному и животворящему кресту, и божественому евангелию, и святым и животворящим Христовым тайнам, и освященным съсудом, в них же божественаа таинства съвръшаются, и честным святых мощем, и божественым церквам. Прежде убо подобает разумети, что есть икона, и что есть идол, многа убо и неизреченна разделениа и различениа имуть святые иконы, их же мы христиане почитаем, от скверных идол, их же еллини почитаху: божественых бо икон и пръвообразное свято есть и честно, идольскае же пръвообразное сквернейша суть и нечиста и бесовскаа изъбретениа. Аще ли же иконы подобна суть идолом, то и скиниа, юже сътвори Моиси, и церков, юже създа Соломон, подобии суть идольскым церквам, и жрътвы, иже в них бываху, подобии суть еллиньским жрътвам, иже идолом приношаху, и ковчег, в нем же скрижали завета и прочаа подобна есть твоему ковчегу, в нем же имаши домовные потребы, и жезл Ааронов прозябший подобен твоему жезлу, им же подъпираешися, и свещник златый и седмосветлый подобен есть твоему светилнику, иже в дому твоем вжигаеши. Аще убо сиа подобна суть, подобии суть и святые иконы. Но никако же нимало! Но почитаеши сиа того ради, яко благодать Божиа изволи теми приходити. Тем же образом и ныне благоизволи благодать Божиа святых ради икон, и честного и животворящего креста, и прочих божественых и освященных вещей к нам приходити. И яко же при Нои можаше Бог и без ковчега спасти Ноя, вся бо тому възможна. Но яко же Ною бездушьною и рукотвореною вещию устрой спасение, тако и нам бездушными сими божествеными вещми сътвори спасение. Тако же и еврея можаше Бог и без медная змиа спасти от змиина угрызения, но изволи своими неизреченными судьбами медною змиею от смерти избавити, тако и нам ныне Господь Бог нашь видимых сих ради святых икон и прочих божественых вещей мыслено спасение сътвори.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Слава, и ныне, глас 8, Сергия Святоградца Придите, все верные, к Деве поспешим./Ибо вот, рождается/до зачатия предопределенная Бога нашего Матерь,/девства сокровище, Ааронов проросший жезл от корня Иессеева,/пророков возвещение/и праведных Иоакима и Анны отрасль./И вот, Она рождается и мир с Нею обновляется;/рождается, и Церковь в свое благолепие облекается;/ Она – храм святой, вместилище Божества,/девственное орудие, царский чертог,/в котором совершилось неслыханное таинство/неизреченного единения сочетавшихся во Христе естеств./Ему поклоняясь, воспеваем/всенепорочной Девы рождество. Тропарь, глас 4 Рождество Твоё, Богородица Дева,/радость возвестило всей вселенной,/ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш;/и, отменив проклятие, Он дал благословение,/и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную. (3) НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь праздника, трижды. По 1 стихословии седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: Возгласи, Давид, в чем поклялся тебе Бог?/« То, в чем Он мне поклялся, – говорит, –/вот, уже исполнил,/дав от плода чрева моего Деву,/от Которой родился Создатель Христос, новый Адам,/Царь на престоле моем; и царствует Он ныне,/имея царство непоколебимое»./Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей! Слава, и ныне: повторяем то же. По 2 стихословии седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: От корня Иессеева и из чресл Давидовых/Божия Отроковица Мариам/в сей день рождается нам,/и вся обновленной и обоженной является./Радуйтесь вместе, небо и земля,/восхвалите Ее, племена народов!/Иоаким веселится и Анна торжествует, взывая:/«Неплодная рождает Богородицу/и Питательницу Жизни нашей!» Слава, и ныне: повторяем то же. Величание Величаем Тебя, Пресвятая Дева,/и чтим святых Твоих родителей/и всеславное славим/рождество Твое. Псалом избранный Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его. Пс 131:1 Как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова. Пс 131:2 Вот, мы услышали, что оно в Ефрафе, нашли его на равнинах лесистых. Пс 131:6 Славное сказано о тебе, город Божий. Пс 86:3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Храм иерусалимский, вновь отстраивающийся тогда Иродом, занимал обширную площадь и обнесен был стенами; средину этой площади занимало здание самого храма, не очень обширное, но храмом назывались и все постройки около этого здания. Между внешней стеной и самим зданием храма были так называемые дворы храма, отделенные один от другого стенами и зданиями: дворы так называемые язычников (самый обширный), жен, израильтян и священников. Самое здание храма состояло из двух отделений: первое называлось «святое», второе – «святое святых», отделявшееся от первого массивной и драгоценной завесой. Во святом святых, в прежнем Соломоновом храме хранились: кивот завета, стамна с манной и жезл Ааронов прозябший; но во время плена Вавилонского они утратились и теперь заменены были подобием их. Во святом, или святилище, прямо против входа, перед завесой стоял алтарь кадильный, по правую сторону его – стол с хлебами предложения, а по левую – золотой семисвещный светильник. Во святое святых входил один только первосвященник, и то только один раз в год с жертвенной кровью; в святилище же ежедневно входили священники для воскурения фимиама, перемены хлебов предложения и возжжения светильников. А народ молился во дворах храма, особенно около алтаря жертвенного, во дворе жен и израильтян. В эту достопамятную чреду праведный старец-священник, по жребию, воскурял фимиам, т. е. брал часть особенным образом приготовляемого для сей цели исключительно курильного порошка и возжигал его на жертвеннике в известный, определенный законом, час дня, и воссылал при сем молитвы к Богу. Уединение во святилище пред лицом Божиим, при виде священных предметов, при совершении священнодействия, без сомнения, возбуждало в благочестивом старце-священнике особенно благоговейные чувства и особую горячность в молитве. Но вот однажды, когда он вошел во святилище, внезапно увидел он между жертвенником кадильным и столом с хлебами предложения ангела Господня. Смутился праведный старец, и напал на него страх от необычайного явления. Успокоив смущение святого старца и рассеяв страх его, ангел предвозвещает ему рождение от него сына и дает сам имя ему Иоанн. Затем описывает этого сына такими возвышенными чертами, которые указывали на особенное необычайное предназначение его. Опытный в Писании старец без сомнения понял из слов ангела, что сын его будет пророк, даже более, ибо черты, какими ангел изображал его, – черты пророка, как изображаются пророки в ветхозаветных писаниях, по крайней мере некоторые: он будет исполнен Духа Святого от чрева матери, он будет по духу и силе Илия фесвитянин, – этого довольно было для Захарии, дабы понять, что ангел предвозвещает ему рождение от него сына-пророка, и пророка величайшего. Другие прикровенные черты указывали в нем будущего предтечу ожидаемого Мессии, и праведный старец мог, хотя отчасти, понимать и их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/a...

Но Он есть жезл и в ином отношении, как обладающий всем и содержащий в благосостоянии, восстановляющий немощное или естество человеческое, едва не потрясаемое и не потопляемое от страстей. Так блаженный Давид поет от лица всех вообще людей: жезл твой и палица твоя, та мя утешиста ( Пс.22:4 ); потому что утверждает праведныя Господь, согласно написанному ( Пс.36:17 ). Наименован Он устами пророков также и палицею славною, жезлы величия ( Иер.48:17 ). И в ином смысле Он есть жезл, поскольку есть пастырь добрый, душу свою полагающий за овцы ( Ин.10:11 ). Так и сказано Ему чрез одного из святых пророков: паси люди твоя жезлом, племя твое 37 , овцы наследия твоего ( Мих.7:14 ). Но если кому кажется, что поскольку Он есть Судия и воздаст каждому по делам его, поэтому, и весьма справедливо, именуется жезлом, то он будет разуметь так же прекрасно. Ибо сказано было Ему, когда Израиль безумствовал против Него и неудержимо склонился к непослушанию: упасеши и жезлом железным, и то сосуды скуделничи сокрушиши я ( Пс.2:9 ), Так нам назнаменает Его и закон премудрого Моисея; потому что в прообраз Христа принимается и жезл Ааронов прозябший и внесенный во Святая святых, так как он процвел и произвел орехи ( Числ.17:8 ; сн. Евр.9:4 ). Теперь необходимо сказать, в чем состоит смысл изображаемого в тенях. Некоторые, занимающиеся естествословием (естественными науками), утверждают, что ореховый жезл, если его приложить к голове чьей-нибудь, способен по своему естеству произвести бессонницу. Итак, поскольку Христос имел благодатию Божиею, как говорит блаженный Павел, за всех вкусить смерти ( Евр.2:9 ) и, как бы немного воздремав, опять восстать от сна и воскреснуть боголепно, поправ смерть: то посему Он и уподобляется ореховому жезлу. Посредством этого-то Божественного и мысленного жезла совершал чудеса Моисей, избавляя Израиля от рабства Египетского. Поэтому он и наименовал его жезлом Божиим ( Исх.17:9 ; срав. Исх.4:20 ), так как он был для него как жезл силы, согласно написанному ( Пс.109:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Вместе с этим Господь сказал Моисею, что чей жезл прозябнет, того Он изберет Себе на служение в первосвященники. На другой день оказалось, что жезл Ааронов расцвел и дал плоды, а все другие жезлы остались сухими. После этого старейшины и весь народ убедились в богоизбранности рода Ааронова: чудесно прозябший жезл, по повелению Божию, был положен пред ковчегом завета в знамение непокорных, чтобы прекратить ропот их на Бога и чтобы они не умирали. Народ был проникнут чувством страха и раскаяния и обращался за успокоением к своему вождю Моисею (1–13 ст.). 1 ст. Божественное посланничество Моисея, которое хотели предвосхитить себе бунтовщики, было утверждено за ним чудесною казнью, посланною Богом на возмутителей (XVI гл. 32–33 ст.). Богоизбрание же Аарона, как первосвященника было также подтверждено наказанием, постигшим главного возмутителя Корея и его сообщников. Кроме того, чтобы устранить повторение подобных посягательств на власть первосвященника и священников, которая предоставлена была Аарону и сыновьям его, Господь совершил чудо с прозябшим жезлом. 2–9 ст. Жезл издавна считался символом власти, достоинства и руководительства. Он обыкновенно в древности употреблялся вождями кочевых народов, как знак предводительства над ними ( Ucx. XIV ). В обыденной, частной жизни им пользовались путешественники для удобства хождения ( Ucx. XII, 11 ) и пастухи в качестве орудия для защиты своих стад от нападения хищных зверей и для счета животных, отмечавшихся жезлом при выпуске их из загороженного места ( Лeb. XVII, 30–34 ст.). Сделавшись принадлежностью первосвященника, жезл должен был внушать ему о тех высоких обязанностях, которые соединялись с его званием, например о требовании достойного великому сану образа жизни, о готовности ходить по заповедям Божиим, о рачительном попечении пасомых в целях спасения их и т.д. Чудесное прозябение жезла указывало на то, что в деятельности своей первосвященник должен быть жив, деятелен и благоплоден (Иерем. I гл., 11 –12). В духовно-таинственном смысле, по учению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Господи, помилуй, трижды. Седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Дева Мария и Богородица истинно,/яко облак света, днесь возсия нам/и от праведных предгрядет в славу нашу./Не ктому Адам осуждается,/и Ева от уз свободися,/и сего ради зовем, вопиюще со дерзновением единей Чистей:/радость возвещает рождество Твое всей вселенней. Мариам, поистине Дева и Богородица,/как облако светлое в сей день воссияла нам/и от праведных появляется к славе нашей./Адам больше не осуждается,/и Ева освобождена от уз./Потому и мы взываем,/восклицая с дерзновением к Единой Чистой:/“Радость возвещает рождество Твое всей вселенной!” Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи,/слух Твоего смотрения/и прославих Тя,/Едине Человеколюбче. Канон 1. Ирмос: Услышал я, Господи,/весть о Твоем замысле/и прославил Тебя,/единый Человеколюбец. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Воспеваем Тя, Господи,/верным спасительное пристанище подавшаго всем,/Тебе Рождшую. Воспеваем Тебя, Господи,/даровавшего всем верным спасительную пристань –/во чреве Тебя Носившую. Тя, Богоневесто,/похвалу всем Христос яви и державу/поющим верно Твое таинство. Тебя, Невеста Божия,/Христос явил хвалой и силою для всех,/воспевающих с верою Твое таинство. Неискусобрачная Владычице,/Твоими молитвами избавляеми прегрешений,/благоразумно вси Тя ублажаем. Брака не познавшая Владычица!/Твоими мольбами избавляясь от согрешений,/мы все Тебя благодарно прославляем. Ин канон. Патриарх Иаков, провидев, Спасе, величия ясно строения Твоего,/вопияше Духом, ко Иуде глаголя тайно:/от леторасли возшел еси, Сыне мой,/возвещая Тя от Девы Бога. Канон Патриарх Иаков, предвидев ясно/великие дела Твоего, Спаситель, домостроительства,/взывал в Духе, возглашая таинственно Иуде:/“От отрасли моей взошел ты, сын!” –/возвещая о Тебе,/рожденном от Девы Боге. Ныне жезл Ааронов, от корене Давидова прозябший,/ныне Дева Чистая происходит,/и сликовствует Небо и земля, и вся отечествия языков,/и Анна и Иоаким таинственно. Ныне жезл Ааронов,/от корня Давидова произросший,/ныне Дева чистая от Анны происходит,/и ликуют вместе небо и земля,/и все племена народов,/и Анна с Иоакимом таинственно.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanony-ro...

   У иудеев был древний закон, или лучше, начнем речь с более раннего. Когда Бог избавил еврейский народ от египетских мук и рабства чужеземному царю, то видя, что они имеют остатки нечестия, увлекаются чувственными предметами и удивляются величию и красоте храмов, повелел им построить храм, который не только ценностью материала и разнообразием искусства, но и видом постройки превосходил все храмы на земле. Как чадолюбивый отец, к которому возвратился его сын, долгое время обращавшийся с людьми порочными, развратными и потерянными и отведавший большой роскоши, — окружает его вместе с безопасностью и почетом еще изобилием, дабы он, ни в чем не нуждаясь, не вспомнил о прежних удовольствиях и не пожелал обратиться к ним; так и Бог, видя, что иудеи увлекаются чувственными предметами, доставляет им и это в превосходном виде, дабы они никогда не пришли к пожеланию египетского или того, что они испытали у египтян. Он созидает храм по образу всего мира, чувственного и умственного. Как в мире есть земля и небо и средостение между ними — твердь, так Он повелел построить и храм. Разделив этот храм на две части и в средине их распростерши завесу, внешнюю часть от завесы Он сделал доступною для всех, а внутреннюю — недоступною и незримою для всех, кроме одного только первосвященника. Что это — не наша догадка, но действительно храм устроен был по образу всего мира, послушай, что говорит Павел о Христе, возшедшем на небо: «не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных» (Евр. IX:24), показывая, что устроенное здесь было образом истинного. А что и завеса отделяла святое святых от внешнего святилища, как это небо отделяет находящееся над ним от всего, находящегося у нас, послушай, как и на это указал он, назвав небо завесою. Говоря о надежде, что ее «аки кóтву имамы души, тверду же и известну», он прибавил: «и входящую во внутреннейшее завесы, идеже Предтеча о нас вниде Иисус», выше неба (Евр. VI:19, 20). Видишь ли, как он назвал небо завесою? Вне завесы находились светильник, и трапеза, и медный жертвенник, принимавший жертвы и всесожжения; а внутри за завесою — ковчег, обложенный со всех сторон золотом, вмещавший в себе скрижали завета, золотой сосуд с манною, и жезл Ааронов процветший, и золотой жертвенник не для жертв и всесожжений, но для одного только фимиама.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3375...

А что пишу теперь, то уже очень правда. «Кто мя устроит по месяцам преждних дней» (Иов. 29:2), в которые я увеселялся с тобой злостраданием, потому что скорбное, но добровольное, предпочтительнее приятного, но невольного? Кто даст мне сии псалмопения, бдения и молитвенные к Богу переселения? Кто даст жизнь как бы невещественную и бесплатную? Кто даст согласие и единодушие братьев, которых ты ведешь на высоту и к обожанию? Кто даст соревнование и поощрение к добродетели, которое мы ограждали письменными уставами и правилами? Кто даст трудолюбие в чтении Божьих словес, и при путеводительстве Духа обретаемый в них свет? Кто даст (скажу о самом малом и незначительном) поденные и ручные работы: переноску дров, тесание камней, сажание, поливку? Кто даст этот золотой явор, который дороже Ксерксова, под которым сиживал не царь пресыщенный, но монах изнуренный, который насадил я, напоил Аполлос, или твоя пречестность, а взрастил Бог к моей чести, чтоб сохранялся он у вас памятником моего трудолюбия, как читаем и верим, что и в киоте хранился проросший жезл Ааронов? Легче пожелать всего этого, но не так легко получить сие. Приди же ко мне на помощь, соедини со мной свои усилия, содействуй мне в добродетели, и если собрали мы прежде что-либо полезное, то охраняй сие своими молитвами, чтобы не рассеяться мне понемногу, как рассеивается тень с преклонением дня. А я тобой дышу более, нежели воздухом, и тем единственно живу, что, бывая ли с тобой вместе, или розно, но мысленно всегда неразлучен. 11. К Василию Великому (11) Св. Василия, который против собственного желания рукоположен в сан пресвитера, примером своим поощряет к терпению и увещевает к ревностному исполнению обязанностей нового сана (364 г.).   Хвалю начало твоего письма. Да и что твое не заслуживает похвалы? И ты взят в плен, как и я, включен в список, потому что оба мы принужденно возведены в степень пресвитерства, хотя домогались и не этого. Ибо достовернее всякого другого можем засвидетельствовать друг о друге, что нам по сердцу философия тихоходная, которая держится низу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3053...

Израильтяне поверили бывшему откровению и возблагодарили Господа за оказываемую им милость (rл.III–IV). После этого Моисей и Аарон с старейшинами от народа явились к Фараону и смиренно просили от имени Иеговы отпустить Евреев для совершения праздника в пустыню на три дня пути. Фараон гордо отказал просителям и, упрекая их в праздности, повелел приставникам над работами из Египтян отягчить работы Евреев тем, что не выдавать им от казны соломы для кирпичей, как было прежде, а между тем урочное количество кирпичей требовать по прежнему. Теперь Господь приказал Моисею явиться пред Фараоном как бы Богом, а Аарон будет его пророком, и силою чудес и казней защищать права Господа на народ Свой от незаконных посягательств Фараона, несправедливо угнетавшего свободных поселенцев в Египте, Евреев. Чудеса начались превращением пред Фараоном жезла Ааронова в змея; сделали тоже и волхвы Египетские с своими жезлами, но жезл Ааронов поглотил жезлы тех (V–VII, 1–13). Потом в виду упорства и ожесточения Фараона начались казни. Первою казнью было обращение нильской воды и всей воды на поверхности земли в Египте в кровь, чему подражали отчасти и волхвы Египетские; второю казнью было изведение из воды жаб, чему также подражали волхвы, но они не могли удалить от Фараона жаб. Посему Фараон просил Моисея помолиться Господу об удалении жаб, обещая отпустить Евреев для принесния жертвы в пустыне; но потом не исполнил своего обещания. Третья казнь состояла в обращении персти земной в мошек (скнипов); этому чуду не могли уже подражать волхвы и признали Моисея и Аарона истинными чудотворцами от Бога. Четвертою казнью было нападение песьих мух, от которых «погибала земля Египетская», но которых не было в земле Гееем, где жили Евреи, так что, начиная с этой казни, все остальные казни не касались Евреев (гл. VII. 14–8). За тем последовали одна за другою еще пять казней: мор скота, гнойные струпы на людях и на скоте, необычайный град с страшною грозою, нашествие саранчи, »какой прежде не бывало и после сего не будет такой», и трехдневная тьма, »осязаемая тьма» по всей Египетской, при чем в жилищах Евреев был свет (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010