иером. Иаков (Цветков) Св. великомученице Евфимии 253 (Июля 11-го). Кондак, глас 2-й. Подоб. Еже о нас исполнись. .. Подвиги в страданиях, подвиги в вере ты усердно подъяла за Христа, Жениха твоего: но и ныне молися, да низложена будет, подобно как оныя ереси, и гордыня врагов под ноги наших царей, предстательством Богородицы (δι τς Θεοτκου), ты, от шести сот тридесяти богоносных отцев примшая определение веры (ρον λαβοσα) 254 , и хранящая оное, всехвальная. Икосы: (Τ τν σν) Чему кто либо прежде подивится о тебе 255 , – страданиям твоим, или твоим доблестям; твоему девству, или твоей безпорочной жизни? Ты возвеселила Бога Отца, уневестив себя Его Сыну, и украсив себя для Пресвятаго Духа. Кто был бы способен к сему; кто может ныне 256 высказать, сколько немерцающих добродителей тебя украшают? Подобно как солнце от востока, возмявая от гроба своего, ты повсюду блистаешь и светозаришь лучами па земле и на море, по всей вселенной (πειρον), освящаешь и благоухаешь в концах земли. Посему вверен тебе свиток (τμον πεπστευσαι) от шести сот тридесяти богоносных отец – ты, приимшая определение веры и хранящая оное, всехвальная. ( ταφ) Гробница, где почивают нетленный твои мощи, мученице, есть алавастр, полный благодатного игра. Христос устроил ее, да подает она укрепление притекающим к ней теми кровьми, который, после всех претерпенных мучений (κρον βασνων λαβοσα), ты источаешь, и которыми подаешь освящение, врачуя всякую болезнь. Ты кивот больший Моисеева, где положены были скрижали, жезл (Ааронов) прозябший и златая стамна, в которой хранилась небесная манна; ты несравненно выше ея, крепко держа этот божественный символ, прияв оный в письмени для сохранения непоколебимой веры в Господа и Бога. Посему вверен тебе свиток от шести сот тридесяти богоносных отец, – ты, приимшая определение веры и хранящая оное, всехвальная. (Σ ληθινν) 257 Тебе вверена истинная манна, свиток святых отец, исписанный Духом Святым (κ Πνεματος το γου τν γραφντα); ты неприкосновенное сокровище ( θησαυρς θειδησ) Церкви, держа в дланях своих всякое спасете человеков, в котором некоторые, замышлявшие похитить и отнять оное, на самом деле (κι τ περ) убедились, открыв гроб твой; ибо, коснувшись рукою с тем, чтобы похитить оное (π τ φελειν υτν), обрели тебя крепко держащею то, что тебе даровано было, с клятвою обещавшись хранить и иметь тебя непколебимою твердынею мира, – шы, от шестисот тридесяти богоносных отец приимшая определение веры и хранящая оное, всехвальная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самое начало сего праздника чрезвычайно величественно: «с нами Бог – разумейте, языцы» – воспевает в начале богослужения святая церковь , – «с нами Бог». Кажется, довольно и сих слов для того, чтобы нечаянно, неожиданно возрадовался христианский мир, и замолк мир языческий: воссияло для нас Солнце правды – и покрылось вечной тьмой царство мрака и заблуждений. Все события древние – прообразовательные – предвозвещали о пришествии Сына Божия на землю: и лествица, Иаковом во сне виденная, и Чермное море, немокренно пройденное израильтянами, и купина горящая и несгораемая, виденная Моисеем, и столп огненный и облачный, и скиния свидения, и ковчег завета, и стамна златая, и жезл Ааронов, принесший цвет, и седмисвещник, и руно Гедеоново, и врата, пройденные одним Богом и навсегда оставшиеся затворенными; и вот ныне на самом деле исполнилось то, что было предсказано и предизображено пророками и прообразовательными событиями: Бог является на земле, зачинается во утробе пренепорочной Девы Марии. Кто мог думать и гадать, что к незнатной сироте – пренепорочной Деве – будет посольство от Самого Бога? Воспитывалась при Божием храме, вручена на пропитание незнатному старцу, в виде обрученной Девы, жила в Назарете, незнатном городе, под крышей дома древодела Иосифа. Кто из знатных и богатых того времени мог обратить внимание на Всецарицу Богородицу, послужившую орудием спасения всему роду человеческому? Да и теперь смотрит ли кто на убогую добродетель? Мир всегда наружностью только поражается, для него высокие добродетели под убогой крышей не имеют никакой цены; а между тем пророк сказал, что вся слава дщери Царевой, то есть Девы Марии – внутри Ея 80 ; там царство и блеск всех пренебесных добродетелей. Там, в пренепорочной Деве Марии, зачатый от Духа Свята, Виновник всякой славы земной и небесной: где Бог, там всякая слава и все славное. Благочестивая и благоговейная душа, приникни к этой глубочайшей тайне: но не дерзай вдумываться в ее сущность. Сама Мария с изумлением и с некоторым недоумением вопросила архангела: како будет сие? и когда архангел сказал: Дух Святый найдет на Тя, – то и Пресвятая Дева замолкла, сказавши только: будь Мне по слову твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Лествица Иакова. Роспись алтаря храма святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея В чем будем искать пользы от почитания бесплотных сил? Очевидно, в защите от другой части бесплотных существ, которые, в отличие от Михаила и воинства его, Бога отнюдь не любят и желают противного Ему. Это воистину так. Но не только это. Не бывает одного вреда от одного греха, но растекается грех и вред от него в разные стороны. Не бывает и одной лишь пользы от одного доброго дела, но кольцами по воде расходятся блага от одной доброй мысли, одного доброго занятия. Воспевая чистейших небесных служителей Божиих, мы можем крепче уразуметь, насколько велика, и чиста, и славна Матерь Божия. Ведь именуется Она у нас не ложно Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. И можно от разумения славы Херувимов и Серафимов перейти мыслью к Деве Марии и паче Ее возлюбить, славе Ее удивляясь. Первый раз слышим о Херувимах при рассказе об изгнании из Рая. «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3, 24) Сего Херувима с мечом огненным отвела от входа в Рай Дева Мария – рождением Иисуса Христа. Рай нам снова отверст в Иисусе, благодаря Матери Его. Воистину Она Честнейшая Херувим. Золотой сосуд с манной – это образ Девы Марии, ибо подлинная манна есть Христос Снова слышим имя Херувимов при устроении скинии. Моисею повелевает Бог соорудить ковчег, поместить туда манну, жезл Ааронов расцветший и скрижали Завета, а над ним – «херувимы славы, осеняющие очистилище» (Евр. 9, 5) Херувимы над ковчегом, а манна, и скрижали, и жезл – внутри. Все эти предметы на Матерь Божию указуют. Золотой сосуд с манной – это образ Девы Марии, ибо подлинная манна есть Христос, небесный Хлеб, сошедший с Небес, а Она – Та, что вместила Его. Жезл сухой, давший плод, есть образ Ее девства, однако же давшего рождение. Скрижали есть написанные заповеди, а Христос есть Живое Слово, которое уже не на досках каменных, в живой утробе Девы написалось. Поэтому то, что Богородицы касается, есть внутри ковчега, а Херувимы – снаружи, на осенении, словно на страже.

http://pravoslavie.ru/125715.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аарон Праотец, прав. - житие Аарон Первосвященник Аарон (+ 1445 до Р.Х.), первый ветхозаветный первосвященник. День памяти: Июль 20 Сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина, старший брат пророка Моисея, родился в Египте. Он помогал Моисею в освобождении еврейского народа из египетского рабства, являясь перед фараоном как представитель пророка, говорящий за него (Исх. 4, 14- 17). Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном (в частности, Ааронов жезл превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волшебников) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней. Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей-кохенов у евреев (см. Ветхозаветное священство), и священнический сан стал наследственным в его роде — против чего безуспешно восстал Корей, представитель левитов, со своими сообщниками. Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение. Аарон был также верховным судьёй Израиля и учителем народа. Во время пребывания Моисея на Синае Аарон, соблазняемый народом, сделал для него золотого тельца. Аарон участвовал затем в сорокалетнем странствовании евреев по пустыне, где и был, по велению Божию, поставлен первосвященником. Год рождения Аарона должен быть отнесен к 1578 году до Р. Х. Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет. Скончался Аарон 123-х лет от роду, в 1445 году до Р.Х. на горе Ор в пустыне (в аравийской пустыне на горе Ор, находящейся на юге от Палестины, вблизи древнего идумейского города Petra, каковая местность и поныне известна у арабов под названием Джебль неби Гаруна, т. е. Гора пророка Аарона.), так же как и Моисей, не достигнув земли обетованной, в наказание за ропот на Бога (Чис. 20, 10). Весь род Аарона был избран Богом для священнического служения в Ветхозаветной Церкви, и звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.

http://pravicon.com/info-1599

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Канон Покрову Пресвятой Богородицы КАНОН ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Празднуем 1(14) октября Тропарь, Глас 4 Днесь благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе Пречистому Образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. КАНОН, ГЛАС 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. С чинми святых Ангел, и с соборы пророк и апостол, во славе велицей, яко Мати Божия днесь в Церковь вшедши за христианы молишися, от напасти и печали избавляеши вся, покрывающи Твоею милостию. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Скинию Тя Моисей, и жезл Ааронов именова: Ты бо животное древо Христа процвела еси. К Немуже дерзновение имущи, за ны чествующия Тя, Царице, помолися, избавити нас от всякаго зла: да Твоего Покрова праздник славим. Слава: Не яко пред кивотом древле собрав Давид лики, играет, но паче ныне с чинми святых пред Тобою текущи в церковь, Тебе кланяющеся глаголет: моли за чествующия Тя люди, да Твой славяще Покров, честно празднуем. И ныне: Поют Тя, Богородице, Ангельстии чини, и славят патриарси со святители, пред лицем Ти текуще в церковь. С нимиже Тя тогда святый Андрей виде за ны грешныя к Богу молящуюся, помиловати люди, славящие Твоего Покрова праздник. Песнь 3 Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди: в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, радуйся, одушевленная трапезо, Хлеб Животный вмещшая. Радуйся, животныя воды источниче неистощимый, Владычице. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Твои раби, Владычице, в церкви Твоей верою предстояще, Твоея ожидаем милости: посети наше смирение, и Твоим святым покровом защити Императора и люди от всякаго зла.

http://pravicon.com/info-3982

По Эфиопии с президентской ратью совершил путешествие Федор Конюхов Итак, Федору удалось то, о чем могут только мечтать короли. Да и сам он, отправляясь в первый поход по Азовскому морю на одолженном тайком отцовском баркасе, даже не подозревал, что дорога в конце концов приведет его к часовне в городе Аксуме, где сегодня хранится одна из главных христианских святынь. 23 августа, 2011 Итак, Федору удалось то, о чем могут только мечтать короли. Да и сам он, отправляясь в первый поход по Азовскому морю на одолженном тайком отцовском баркасе, даже не подозревал, что дорога в конце концов приведет его к часовне в городе Аксуме, где сегодня хранится одна из главных христианских святынь. Федор Конюхов со всеми почестями был принят президентом Эфиопии Вольде-Гиоргисом и главным хранителем христианской святыни — Ковчега Завета, отшельником Теклемариамом. На поклон к отшельнику Ковчег Завета считается одной из главных святынь христианского мира. Он представляет собой ларец, сделанный из акации и инкрустированный золотом. Венчает его золотая крышка. В Ковчеге находились: золотой сосуд с манной небесной, жезл Ааронов, две скрижали с десятью заповедями Ветхого Завета. Три тысячи лет тому в эпоху царя Соломона древние израильтяне утратили Ковчег. Последнее упоминание о нем датируется 586 годом до нашей эры. Ларец был спрятан вместе с другими предметами первого храма в пещере на Голгофе накануне взятия Иерусалима царем Навуходоносором. Впоследствии поисками Ковчега безуспешно занимались крестоносцы, тамплиеры, военные и масоны. Лишь в девяностых годах прошлого столетия Грэм Хэнкок обнаружил следы ларца в Эфиопии. По мнению исследователя, Ковчег Завета был вывезен из Иерусалимского храма в 600 году до Рождества Христова. В течение последующих двухсот лет святыня охранялась ортодоксальными евреями, а позже ее переправили в Эфиопию. В 370 году от Рождества Христова ларец перенесли в город Аксум к принявшему христианство королю. К слову, христианство здесь утвердилось за семьсот лет до крещения Руси.

http://pravmir.ru/po-efiopii-s-prezident...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный страстотерпче и исповедниче Христов, Святителю Никодиме, Церкви Зиждителя крестоносителю верный, пламенем любви Христовой разжигаемый, якоже жезл Ааронов, на камене веры процвел еси; биения и поношения, и темничные изнурения от спиры богоборческия сладце претерпел еси, со всеми страстотерпцы народов наших, Русь Святую Православную, яко вертоград Христов, прославил еси, основание Церкви Христовой в Ней утверждающе. Мы же, взирая на благия страдания твоя, зовем ти: Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый. Икос 1 Ангелы и Боголюбивые людие днесь Христу благодарение и славословие приносят, от рода священническаго, яко же иногда преславнаго Предтечу, глашатая и пастыря овец Церкви Своея избравшего тя, Святителю Богомудре Никодиме, да во дни гонений лютых, яко страж верный и пастырь добрый, паству Костромскую на растерзание волков лютых не оставиши, но душу свою за спасение ея положиши. О сем ублажаем Тя сицевыми похвали: Радуйся, рода иерейского богоугодной молитвы рождение; Радуйся, земли костромския благоуханное цветение. Радуйся, Духа Святаго сосуде избранный; Радуйся, силою и действием Сего облагодатствованный. Радуйся, ковчеже чистоты и целомудрия; Радуйся, воплощение доброты и Богомудрия. Радуйся, святой Руси — Божие предначертание; Радуйся, севера земли нашея немеркнущее сияние. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый. Кондак 2 Видя Господь ниву духовную народов наших православных, плеве ли произрастающую, делателя неленостного, наставника и сеятеля слова Божия в сердца юных отроков, избра тя, вертоградарю Христов Никодиме. Ты же, видя ветры адовы поднимавшийся Русь Святую опустошити, струями Божественнаго Откровения питомцы своя напаял еси, и яко воинов Христовых противу борющих на Церковь Святую приуготовлял еси, да неумолкнет в народе нашем победная песнь Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум Богодухновенный укрепи и просвети тя, светильниче веры, всеблаженне Никодиме, егда некии пастыринаемники, увидевше волков лютых, соблазняша тя бежати в страны далече, бросив верных на гибельное растерзание, ты же, яко пастырь добрый, со апостолом Павлом рекл еси: мне бо во еже жити — Христос, а еже умерти — преобретение, предавшись воле Божьей, чад верных своих не оставил еси. О сем взываем Ти умильно:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Рождество Христово. Фреска. Монастырь Студеница. Сербия Диакон Владимир Василик Рождественский кондак: примечания переводчика Благосклонному вниманию читателей предлагается впервые переведенный на русский язык полный текст кондака на Рождество Христово, написанный Гомером ромеев — преподобным Романом Сладкопевцем (490–560). Многим известно, что творческий путь преподобного Романа начался в Константинополе, куда ему пришлось переехать во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах. В этом храме он приобрел благодать составления кондаков, когда в вечер Рождества Христова ему во сне явилась Пресвятая Богородица, дала и повелела съесть пергаменный свиток. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного рождает». Однако далеко не всем известно, что этот знаменитый кондак — лишь один из четырех рождественских кондаков. Один из них — «Ангельские приидите силы» до сих пор стихословится накануне Рождества Христова (современные стихиры преподобного Романа). Предлагаемый кондак — четвертый по счету, одно время пелся во время попразднества Рождества. Время его создания — 20–30-е годы VI века. Богословие кондака говорит о Рождестве Христовом как об исполнении ветхозаветных пророчеств: Удивился Иосиф, сверхприродное созерцав, И воспринял он в свой ум Дождь , сошедший на руно, Богородице, в бессеменном Твоем зачатьи, Купину в огне неопалимую, Ааронов жезл произросший. С другой стороны, Воплощение — создание нового мира и рекапитуляция падения Адама: Пал Адам, посему Бог Адама, Адаму измышляя воскресение, От чрева Твоего Сего воспринял. Пала когда-то жена, и Жена ныне восставляет. От Девы рождается Девственник. Преподобному Роману не чужда концепция Воплощения как божественной военной хитрости в борьбе с дьяволом за спасение человека: Ибо не мнит бесчестием царь, когда он врага желает низложить, Коль во одежду воина он облекается.

http://pravoslavie.ru/89476.html

Служба Успения Пресвятыя Богородицы и похвалы на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии В издательстве Сретенского монастыря вышло богослужебное издание «Служба Успения Пресвятыя Богородицы и похвалы на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» Служба Успения Пресвятыя Богородицы и похвалы на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 128 с. Сборник содержит тексты богослужебных последований в день праздника Успения Пресвятой Богородицы и похвалы на святое преставление Владычицы нашей Богородицы. В приложении печатаются поучения на день праздника из Пролога, слово святителя Андрея Критского. «Вас же, светлейшее собрание, призываю к окончанию слова: придите и воспоем погребальные песни, торжественно шествуя пред девственном телом, и посильными почестями увенчаем Ту, Которая дала начало празднику! Но — для большего торжества — да явится ныне все собрание небесных и земных, и да исполнит со мною исходную песнь и погребальную хвалу!.. Стечемся к Богородице все вместе: лики отцов и патриархов, духи пророков и чины иереев, собор мучеников, души праведных, ряды преподобных, всякое достоинство и возраст, цари и владыки, начальники и подначальные! Юноши и девицы, старцы с отроками... да хвалят! (Пс. 148, 12–13). Скажите Матери Божией: как блажен дом Давида, из чрева которого произросла Ты, Богоматерь! Матери и девы, прославьте единую Матерь и Приснодеву! — Невесты, предварите Неневестную и Нетленную, единую без болезней Рождшую Непостижимого! Неплодные и вдовицы, восплещите Непознавшей мужа и Отменившей законы неплодия! Ликуйте, девы, предшествуя нетленному чадорождению! Благословите, народы, ублажайте, языки; пойте Матери Божией, все колена земли, — величайте Ее с пением и кимвалами! Возьми, Мариам, тимпан и выйди пред девами! Подвигни лиру, Давид, возвысь голос и воспой Царицу твою! Созови дев, собери хор поющих: пусть текут они за одром и перед одром. Вот — новый Кивот славы Божией, в Котором золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета (Евр. 9, 4). Вот — Глава, о Которой возглашали прорицания пророков (см. Ис. 7, 8). Вот — Лествица, Которую узрел причастный Божественным тайнам Иаков: около Нее он видел ангелов Божиих восходящих. Вот — Дверь небесная, о Которой он сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные (Быт. 28, 17)». (Из «Слова на Успение Пресвятой Богородицы» преподобного Андрея Критского).

http://pravoslavie.ru/98752.html

Фото: foma.ru «Много столетий все живое ожидало Ее рождения» Архимандрит Ефрем Ватопедский — о благословении Рождества Богородицы 21 сентября, 2021 Архимандрит Ефрем Ватопедский — о благословении Рождества Богородицы Фото: foma.ru «Представьте, если бы Божии прародители перестали молиться, когда Бог не отвечал на их прошения — что было бы, если бы они утратили веру и перестали умолять Его? Их молитвенный труд был вознагражден лишь спустя многие годы!» В Рождество Пресвятой Богородицы архимандрит Ефрем рассуждает о чуде рождения Матери Божией. Вместившая Невместимого Архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря Пресвятая Богородица занимает особое место в православном богослужении. Можно даже сказать, что Ей отведено центральное, ключевое место. Не случайно именно Богородичные праздники начинают и завершают богослужебный год. Первый двунадесятый праздник церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы, а в конце его Церковь чествует положение Ее пояса. Сегодняшний день дарит нам большую духовную радость, дорогие отцы и братия, потому что мы празднуем рождение Приснодевы и Богородицы Марии — благоуханнейшего цветка, прозябшего из корене Иессеова . Это рождение радости всеобщей , которая, по словам святого Андрея Критского, являет собой «начало всех праздников, приготовляющее нас к Тайне Боговоплощения». Рождение Пресвятой Девы стало проводником к обновлению, восстановлению и возрождению всего, что только есть на свете. Сегодня рождается Та, Кто здесь, на земле, в земном времени родит таинственным и непостижимым образом Превечного Бога, Создателя и Спасителя мира. В Ветхом Завете есть множество пророческих текстов, предвозвещающих и проображающих явление Богородицы. Она завершает, воплощает в жизнь ветхозаветный «педагогический» процесс подготовки человека ко встрече с воплотившимся Спасителем. Пресвятую Деву предобразил горящий куст в видении Моисея; скрижали, явленные Богом; скиния и Святая Святых, манна небесная, расцветший ааронов жезл, лестница во сне Иакова, овечья шерсть, расстеленная Гедеоном, неиссеченный камень, печь огненная, оросившая прохладой отроков вавилонских. 

http://pravmir.ru/chto-esli-by-bozhii-pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010