Глава IX Преобразовательное значение устройства скинии и ветхозаветного Богослужения (1–10). Исполнение прообразов в первосвященническом служении Иисуса Христа (11–15). Необходимость смерти жертв в Ветхом Завете (16–22). Раз и навсегда принесенная Христом Жертва за всех людей (24–28). В IX-й главе апостол продолжает (к Евр.8:5 ) показывать, как ветхозаветное святилище с его священными принадлежностями и служением бледнеет пред многомилостивым и величественным служением Новозаветного Первосвященника и Его Святилища. При этом он мудро обращает свой взор к скинии и Богослужебным установлениям более давнего времени, как потому, что многих подробностей скинии и Богослужения уже не было в современном иерусалимском храме, так и потому, что таким указанием на старобогослужебную обстановку сильнее всего можно было заинтересовать евреев ввиду беспредельного уважения их ко всему, идущему от времен Моисея. Евр.9:1 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: Постановление о Богослужении и святилище земное – в противоположность «нерукотворному небесному» святилищу Христову ( Евр.9:11 и Евр.9:24 ). Евр.9:2 .  ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». Евр.9:3 .  За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», Евр.9:4 .  имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, Евр.9:5 .  а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. Описание обстановки скинии, согласно с Библейскими данными о ней, ср. Исх 25:37, 9:4 ; Лев.24:6 ; Чис 4:12 ; о Завесе Исх 26:33 ; о прочих предметах скинии – Исх 30:1–3, 25:10–11 ; Чис 17:10 ; Втор 10:1 ; 1Цар 4:22 ; Иез 9:3 ; Исх.40:26 и Исх.40:34 ; Лев.16:14–15 . Обо всем этом, по выражению апостола, «не нужно теперь говорить подробно», потому что все это предполагается само собою хорошо известным читателю, как дорогое и близкое его сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иконопочитание 1 . Священные принадлежности храма, определенные Богом. Первый завет имел постановление о богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется святое. За второю же завесою была скиния, называемая святое святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета; а над ним –херувимы славы, осеняющие очистилище ( Евр.9:1–5 ). Подробнее читай Исход, гл. 25–31, 35–40. 2 . Изображения в храме, установленные Богом. И сказал Господь Моисею, говоря: сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края… и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дал тебе ( Исх.25:1,18–19,21 ). И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечку его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; три чашечки на подобие миндального цветка с яблоком и цветами должны быть на одной ветви, и три чашечки на подобие миндального цветка на другой ветви ( Исх.25:31,33 ). И сделай умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания ( Исх.38:8 ). 3 . Кроме постоянных богослужебных принадлежностей и священных изображений в скинии, впоследствии времени Бог повелел сделать Моисею новое священно-таинственное изображение. И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, взглянув на него, ужаляемый останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Числ.21:8–9 ). 4 . Что знаменовало это изображение? И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому ( Ин.3:14 ). Примечание. Этот медный змей был предизображением Самого Спасителя; потому-то он имел силу исцелять больных, обращавшихся с верою к этому прообразу Спасителя. Но когда израильтяне стали почитать это изображение ради целительной силы за бога, т. е. обратили его в кумира – идола, чем осквернили его и извратили первоначальное его назначение, то царь Езекия предпочел совсем уничтожить змея, чтобы пресечь осквернение сего Богом дарованного изображения и отвратить израильтян от идолопоклонства ( 4Цар.18:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Беседа первая Сегодня мы празднуем память святых отцов Седьмого Вселенского Собора, которые подняли вопрос о том, можно ли изображать лицо Спасителя. В Ветхом Завете было запрещено изображать Бога. Так, перед освящением иконы Христа Спасителя мы читаем: «Господи Боже Вседержителю, Боже отец наших, хотяй люди Твоя, избраннаго Израиля, от прелести идолослужения избавити и в познании и служении Тебе, Единому Истинному Богу, всегда неотступно имети, еже не творити себе образа и подобия Тебе, Истинному Богу, сопротивнаго, во еже яко Богу кланятися и служити ему, прещением запретил еси». 1 Но отсюда еще не следует, что и в Новом Завете изображение Бога на иконах также запрещено. Как искусный врач не всем и не всегда дает одно лекарство, но каждому приличное и полезное, смотря по свойству страны, болезни и времени, иное младенцу, иное взрослому, так и совершеннейший Врач душ тем, которые еще суть младенцы и страждут болезнию идолослужения, которые идолов почитают богами и поклонение Богу отвергают и приличную Ему славу воздают твари, воспретил делать изображения. Такой закон был дан иудеям. Дело в том, что израильскому народу в силу его склонности к идолослужению было запрещено изображать Бога. Тем не менее некоторые символические изображения были и в Ветхом Завете, как и говорится дальше в той же молитве: «Паки же подобия и образы, имиже не чуждых ложных богов, но Тебе, Единаго Истиннаго Бога, Пресвятое и Великолепое имя славится, Моисеом первее в Твоем законном святилищи, над кивотом свидения херувима два злата, два же у углов очищения поставите, на опонах же множество херувимов делом швейным устроити и сооружити повелел еси; и Соломоном в олтаре херувима два, от древа кипариса златом объята поставлена быста; кивот же, в немже скрижали Завета камении, стамна злата, и Ааронов жезл бяху, яко тии с людьми ту сущии, и славы Твоея величество знаменующий, и память Твоих преславных чудес и благодеяний имеющий (аще и дело рук человеческих бяху) со страхом и трепетом и благолепным поклонением, каждением же и пред теми молением, чтити сия повелел еси, и честь оную, яко Тебе Самому отданную, милостивно приимал еси». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Беседа 43 на псалом 133 103 Пс.133:1 .  Песнь степеней. Ныне благословите Господа, все рабы Господни, стоящие в храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Общее содержание заключительного псалма степеней. – От христианина требуется высшая святость, чем от живших под законом. – «Ночью поднимайте руки ваши» ( Пс.133:2 ) – Исполняющий это по­лучит благословение от Господа. – Для чего прибав­лено: «от Сиона и: сотворивший небо и землю» ( Пс.133:3 )? Здесь пророк оканчивает «Песни степеней», давая своей речи прекрасное заключение, – славословие и благословение. Он желает, чтобы рабы Господни были такими не только по веро­исповеданию, но и по образу жизни. Поэтому и прибавляет: «стоящие в храме Господнем, во дворах дома Бога нашего». Нечис­тому и оскверненному не позволительно даже входить в свя­щенную ограду. Поэтому, кто достоин войти, тот достоин и благословлять. Дом Божий подобен небу; как туда не позволяется входить никакой противной силе, так и в дом Божий. Представь, человек, какое ты получил достоинство, и, так как сам ты сделался храмом (Божиим), какую ты должен наблюдать чистоту. Как же ты можешь соблюдать чистоту? Если станешь отвергать всякий порочный помысл, если сделаешь область своих мыслей недоступною для диавольских внушений, если будешь постоянно украшать свою душу, как не­приступное святилище. Если в храме иудейском не всякое место доступно было для всех, но было много различных от­делений, из которых одно назначалось для прозелитов, другое для иудеев по происхождению, иное для священников, иное для одного первосвященника, и притом даже для него не всегда, а только однажды в год, то представь, какую святость нужно иметь тебе, получившему знамения гораздо важнейшие, нежели какие имело тогда святое святых! Не херувим, но сам Гос­подь херувимов обитает в тебе, не стамну, манну, каменные скрижали и жезл Ааронов получаешь ты, но тело и кровь Господа, Дух вместо письмен и благодать, превышающую чело­веческое разумение, и дар неизреченный. А чем больших ты удостоен знамений и страшных таинств, тем большая тре­буется от тебя святость, и тем большему подвергнешься на­казанию, если преступишь заповеданное тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 17 Чудесно расцветший и принесший плоды сухой жезл Аарона. Чис.17:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.17:2 .  скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; Чис.17:3 .  имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их [должны они дать]; Чис.17:4 .  и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам; Чис.17:5 .  и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. (Евр. ст. 16–20). Чтобы сильнее укрепить в народе веру в богоизбранность первосвященника и дать постоянное осязательное свидетельство ее, Бог совершает чудо с сухим жезлом Аарона. Вслед за грозным знамением смерти упорствующих в своем неверии следовало знамение, которое указывало на полноту духовной жизни, даруемую избранному и через избранного всем верным сынам Израиля. Чис.17:6 .  И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их. Берутся жезлы, как выражение власти. Жезл Левиина колена был тринадцатым. Чис.17:8 .  На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. По верованию Церкви, расцветший жезл Аарона прообразовал: а) бессеменное происхождение Иисуса Христа по плоти от безневестной Девы Марии: «Жезл Ааронов прозябший (читаем в Богород. по 1 п. кан. 23 апр.), иже от Иессева прображаше израстший корень, Тя Пречистую, цвет миру воссиявшую, Бога воплощенна» и пр.; б) нетление плоти Христовой: «ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл нетленным; в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» (св. Ефр. Сир., Толк. на кн. Чис., гл. XVII), – соделываясь «подобием будущего воскресения» человеков (св. Епиф. Кипр.); в) обилие возрождающей и укрепляющей благодати Божией в Церкви Христовой: «Жезл во образ тайны приемлется, прозябанием бо предрассуждает священника: не плодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо креста в державу и утверждение» (3 п. кан. Честн. Кр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6.5. Жезл Аронов 6.6. Грех Моисея и Аарона Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 6.5. Жезл Аронов Затем, чтобы прекратить раз и навсегда эти искушения, Господь дал знамения расцветшего жезла Ааронова, когда от всех колен было положено по жезлу. На жезле от колена Левия было написано имя Аароново, и этот жезл не просто расцвел, но и принес плоды. Этот жезл впоследствии хранился в Святом Святых, и предание говорит, что этот жезл никогда не засыхал, то есть он так и продолжал быть процветшим. Это чудо является пророческим. Преподобный Ефрем Сирин объясняет его применительно к воскресению: «Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопокланяемой плоти Еммануиловой, ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным, и понесши неповинное страдание, в Себе Самом явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» т. 6, с. 415]. Также прозябший жезл прообразует Богородицу. Особенно популярно это толкование в богослужебных текстах (см. напр. с. 131]). 6.6. Грех Моисея и Аарона После этого, во время стоянки в Кадесе, умирает Мариам. В народе снова возникает ропот из-за нехватки воды, похожий на тот, что был в начале путешествия. Господь повелевает Моисею и Аарону сказать слово скале пред лицом всех, и скала изведет воду. Однако Моисей, трудно сказать по какой причине, по недостатку ли веры или по раздражению или еще почему-то, вместо того чтобы буквально исполнить повеление Божие, ударяет жезлом по этой скале, причем ударяет дважды. Кроме того, они укоряют народ не по повелению Божию, но от себя, чего ранее никогда не делал. В результате, Господь им говорит, что «за то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис. 20:12). Понятно, что и в первый раз отнюдь не силою удара, не силою жезла была изведена вода из камня, но милостью Божией. Если Господь сказал, что достаточно будет их слов, то следовало этому поверить, и Моисей и Аарон действительно не входят в землю обетованную.

http://sedmitza.ru/lib/text/430985/

13. Принадлежности престола Принадлежностями престола служат: 1) Антиминс, 2) Крест, 3) Евангелие, 4) Дарохранительница, 5) Дароносица, и 6) Мирница. 1) Антиминс. Антиминс слово греческое, значит «вместо – престолие». Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображениями: посреди – положение во гробе Тела Христова, по углам – четырех Евангелистов и по сторонам – орудий страдания Христа. В Антиминс влагается частица св. мощей в воспоминание того, что древние храмы строились над мощами св. мучеников. Антиминсы появились во время гонения христиан: гонимые христиане не могли открыто совершать Богослужение на освященных престолах; поэтому для удобства должны были употреблять антиминсы. По окончании гонения, когда число храмов умножилось и везде освящать престолы сделалось невозможным для архиереев, тогда они начали в одном месте освящать несколько антиминсов и посылать их в новые храмы, чтобы на них, как на освященных престолах совершалась литургия. Антиминс раскрывается только, во время литургии, а в остальное время он бывает сложен и завернут в другой большой плат, который называется «илитон». Илитон – слово греческое, значит, «обвертка или повязка». Он, как и антиминс, всегда находится на престоле и означает ту повязку, которая была на главе Иисуса Христа, лежащего во гробе. 2) Крест. На престоле полагается святый крест для напоминания того, что мы спасаемся верою в Господа Иисуса Христа, распятого на кресте. В скинии Моисея вместо этого креста находился жезл Ааронов. 3) Евангелие. Евангелие, лежащее на престоле, содержит написанное Слово Божие, возвещающее нам спасение. В скинии, вместо евангелия, в ковчеге завета находились скрижали с заповедями закона Божия. 4) Дарохранительница. Дарохранительницею называется небольшой сосуд, имеющий вид пещеры или гробницы. В дарохранительнице сохраняются Св. Дары для литургии преждеосвященных Даров и для причащения больных. Дарохранительница всегда находится на престоле и изображает гробь Христов. В скинии Моисея в ковчеге завета, вместо Дарохранительницы, находился сосуд с манною.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Не соблазниться на зло — самая главная победа христианина Источник: Горловская и Славянская епархия      Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! От всей души поздравляю вас с праздником Богоявления, с сегодняшним спасительным и радостным днём! В первую очередь я хотел бы поблагодарить всех вас за то, что вы сегодня пришли в храм Божий, не испугались тех обстоятельств, в которых мы сегодня живём, чтобы прикоснуться к Божественной благодати, к великой святыне, которой сегодня становится вода, освящённая благодатью Всесвятаго и Животворящего Духа. О сегодняшнем дне апостол Павел сказал: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком» (Тит. 2:11). Благодать Божия — это великая сила, которую в этом мире мы напрямую связываем с Самим Богом: она неотделима от Бога, только Господь эту силу посылает и дарует. Только через благодать Божию мы можем прикоснуться к великому и непостижимому Богу. Благодать Божия и раньше, до пришествия в мир Христа, являлась в этом мире. Мы знаем, что она являлась на отдельных людях, таких как пророки, судьи, благочестивые цари и праведники. Благодать Божия являлась и на некоторых предметах, например, на сухой палке, которая по молитвам первосвященника Аарона произрастила живые ветви — жезл Ааронов, подтвердивший истинность его священства. Благодать Божия являлась и через то, что на земле появлялась манна, которой питались израильтяне в пустыне, отверзался источник воды там, где его не должно было быть. Но с пришествием в мир Сына Божия, Спасителя, благодать Божия является теперь уже не каким-то отдельным людям, а всем нам, каждому из нас, для того чтобы в нашей жизни занять своё место, для того чтобы подарить нам радость, дать нам силу и надежду. Когда в жизни бывает много земных радостей, иногда они от нас заслоняют то, что человек создан для самой высокой и самой большой радости — радости общения с Богом. И радость общения с Богом мы заменяем многочисленными радостями, которые сегодня есть, а завтра нет.

http://pravoslavie.ru/76663.html

Все памяти святых достославны. Но ничто не равняется славою с настоящим торжеством. Авель именит жертвою, Енох памятен благоугождением; Мельхиседек прославляется, как образ Христов; Авраам возвеличивается за веру; Исаак восхваляется, как прообраз; Иаков ублажается за борьбу; Иосиф чтится за целомудрие; Иов заслужил удивление терпением; Моисей знаменит, как законодатель; Иисус Навин памятен, как военачальник; Сампсон досточтим, как собеседник Божий; Илия достохвален, как ревнитель; Исаия достославен, как богослов; Даниил достоублажаем, как прозорливец; Иезекеиль досточуден, как созерцатель неизреченного; Давид именуется отцом таинства по плоти; Соломон превозносится, как мудрый; но все это – ничто в сравнении с Богородицею Мариею. Все они видели (Христа) только в гаданиях, а Она во чреве носила Воплотившегося. И что могло бы воспрепятствовать неизреченному домостроительству Бога Слова? Грубость ли (плоти)? Но это – вещественная принадлежность, а Слово (само по Себе) чуждо такой грубости. Чрезвычайность ли такого уничижения? Но Божество не ограничено. Зачатие ли? Но Сотворившей (Деву) не осквернился, также как и Воплотившийся и Родившийся от Нее; и даже человеколюбие приносит Царю тем большую славу. Рождение ли? Но оно не умалило Безначального. Вочеловечение ли? Но естество Божеское не потерпело измнения. Матерь ли по плоти? Но (Родившийся) не перестал быть по Божеству без матери. Ясли? Но (Сын) не оставил недра Отчего. Вертеп ли? Но Троица никогда не оставляла престола. И так, в мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицею Мариею. Человек! Прейди умом твоим все творения, и смотри, может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу? Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслию в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи, есть ли другое подобное чудо во всех тварях? Небеса поведают славу Божию ( Пс. 18:2 ); Ангелы служат (Богу) со страхом; Архангелы покланяются с трепетом; Херувимы, немогущие (зреть славы), ужасаются; Серафимы, летая окрест, не приближаются, и трепеща взывают: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнены небеса и земля славы Его ( Ис. 6:3 ); воды не перенесли гласа ( Лк. 8:24 ); облака служили колесницею при трусе воскресения; солнце, не стерпев поругания (Творцу), вострепетало; ад от страха изрыгнул мертвецов; вереи адовы от одного взора сокрушились; гора, принявшая сошествие (Божие), воздымилась ( Исх. 19:13 ); купина, не снося видения, возгорелась; Иордан, устрашившись, обратился вспять; море, убоявшись жезла, разделилось, повинуясь предзнаменованию Владычнему; жезл Ааронов силой прообразования расцвел, преступив закон природы; огнь в Вавилоне устыдился лика Троичного: исчисли все чудесное, и дивись превосходству Девы. Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла в чертог Свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Дева Мария Он [Христос] очистил Деву и потом родился, дабы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовив Духом Святым; и потом утроба, став чистой, зачинает Его. Очистил Деву при Ее непорочности, поэтому, и родившись, оставил Девой. Перед восходом солнечным все делается световидным. А если солнце, выходя наружу, все озаряет собой, что произведет оно, всецело заключенное в храмине? Если Христос, озарив Павла с небес, обратил его к благочестию и волка сделал овцой, гонителя – апостолом, бесчеловечного – сердобольным и непокорного – благопокорным, то не тем ли более Божие Слово, внутренне пребывая в Марии, соделывало Ее чуждой всего нечистого и плотского? Принял залог – веру Отроковицы, и благодать не только преклонилась к Ней, но по справедливости сообщила Ей силу нетления. Вера принесла в дар естество, а благодать, восприявшая его, не попустила уже прикоснуться к нему тлению, но усвоила себе, как царь, взяв себе в собственность сосуд простолюдина. И стала Мария не женой, но Девой по благодати. Не говорю, что Мария стала бессмертной, но что, осияваемая благодатью, Она не возмущалась греховными желаниями. Адам был причиной болезней происшедшей от него жены; ныне отъята болезнь ее, потому что Дева родила ей Спасителя. Если родительницу Еву родил нерожденный муж, то не гораздо ли вероятнее, что дщерь Евы могла родить Сына безмужно? Девственная земля родила Адама – владыку земли, ныне Дева родила Адама – Владыку небес. Прозяб жезл Ааронов, и сухое древо принесло плод, тайна эта объясняется ныне, потому что рождает девственное чрево. Просили себе чада с горькими слезами Анна, с обетами и мольбами Сарра и Ревекка, с усиленной молитвой Елисавета. И только после продолжительных скорбей были они утешены. Блаженна Дева Мария, Она без обетов и моления, в девстве Своем зачала и родила Господа всех, которые рождались и будут рождаться от жен, – Господа всех целомудренных и праведных, священников и царей. Какая мать носимому во чреве ее могла говорить то же, что Мария? Какая мать дерзала сына своего именовать Сыном Творца, Сыном Создателя, Сыном Всевышнего?

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010