святыми.... мне осталось только повторить и все оставшиеся дни молиться перед ликом твоим пресветлым. Пресвятая БОГОРОДИЦЕ спаси нас Лариса 3 декабря 2013, 22:01 Спасибо,что напоминаете нам о душе.А то мы уже за сараем гору не видим,то есть в повседневной суете забываем о главном,о том зачем пришли в этот мир. Лариса 3 декабря 2013, 21:55 Спасибо,что напоминаете нам о душе.А то мы уже за сараем гору не видим,то есть в повседневной суете забываем о главном. Георгий 7 декабря 2011, 05:56 Чудесная картина. А почему авторы картин на сайте не указываются? Дионисий 5 декабря 2011, 20:06 Радуйся, Радосте наша! Покрый нас от всякого зла Честным Твоим Омофором!.. Александр 5 декабря 2011, 14:13 Святейшая всех святых! Единственная впитавшая всю полноту духовной жизни (начиная с трех лет о роду) И это служение началось с Ее восхождения по ступеням в Иерусалимский Храм. По словам афонских старцев, Божья Матерь, есть первая монахиня. Скиния Моисея преобразовала Деву Марию, вселился в которую Сам Бог! О, прекраснейшая и сладчайшая Дщерь! О, крин, выросший посреди терния от благороднейшего Царского корня, Тобою обогатилось царство священства. Цвет неувядаемый. Палата Царя Небесного! (Св. И. Дамаскин) Увенчана славою (род Царский) Увенчана честию (от племени Архиерейского) Почтенна (служением и благовещением архангела) Славнейшею Серафим и Честнейшею Херувим Мария (с евр. «госпожа», «надежда») Рода Царского и Архиерейского. Из Царского рода Давида - отец Иоаким. Из Племени Ааронова священник - мать Анна. Ибо если ветхозаветный ковчег, носивший в себе манну, служил прообразом Пресвятой Девы, внесен был в храм при всем Израиле. Также введён одушевлённый кивот. Отцы Церкви называли Марию - Новой Евой. Бл. Августин; творение Девы называет «делом вечного света» Кивот, ковчег - деревянный ящик-снаружи золотой, в нем находились: Скрижали завета, манна и жезл Ааронов. Жезл был прообраз Божьей Матери. Ковчег вносил в храм царь Давид. Одушевленный Кивот вводит в храм Царь Небесный. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/50238.html

Эта иконография известна по книжным миниатюрам (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в., л. 98об.) и иллюстрациям Октатевхов XI-XIII вв., где А. представлен в ряде сюжетов: жезл А. превращается перед фараоном в змея и поглощает жезлы егип. чародеев (Исх 7. 10-12) (одно из ранних изображений - на вратах ц. св. Сабины в Риме, ок. 430 г.); А. и Ор поддерживают руки Моисея в битве с амаликитянами (Исх 17. 12) и др. (см. Ааронов жезл). В XI в. образ А. появляется в монументальной живописи, изображение его помещалось в росписи объема алтаря (Св. София Киевская, сер. XI в., Антониев Римлянина мон-рь, 1117-1119 гг.). Эта традиция в рус. памятниках удерживается вплоть до XVI в. (собор Ферапонтова мон-ря , 1502 г.). Образ А. входил в пророческий ряд высокого иконостаса , где изображался обычно с развернутым свитком или с процветшим жезлом в руке; среди наиболее ранних - изображения А. в иконостасах 50-70-х гг. XVI в. собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря, ц. Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде. Лит.: LCI. Bd. 1. Sp. 2-4. В. Д. Сарабьянов А. в иудейской традиции В период Второго храма фигура А. нередко приобретала символический смысл. Это видно, в частности, из кумран. документов (III в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.). В них А.- условное обозначение ветхозаветного священства. Кумраниты верили, что Помазанников Божиих будет двое - первосвященник и царь . В «Уставе общины» предвещается приход «Мессий Аарона и Израиля» (1QS 9. 11). В кумран. текстах А.- образ Мессии-Первосвященника. «Дамасский документ», возможно, говорит лишь об одном Мессии: «Восстанет Мессия Аарона и Израиля» (CD 12. 23-13. 1); «Мессия Аарона и Израиля очистит их грех» (CD 14. 19) и др. В «Дополнениях к Уставу общины» сообщается о некоем мессианском пире, на к-ром «сыны Аарона» имеют привилегированное положение: они садятся прежде Мессии Израиля (царя, в данном случае, видимо, отличного от «Мессии Аарона» - 1QSa 2. 12-14). Раввинистическую лит-ру отличает особая любовь к личности А. Раввины описывают А. как великого миротворца, к-рый «не уйдет, покуда не увидит, что не осталось более ни капли злобы в душе...

http://pravenc.ru/text/62368.html

1. Рождество Богородицы Прежде нежели Спаситель явился на земле, благодать Божья предъизбрала и предъуготовила для Него пречистую Матерь Деву. В бедном городе Галилеи (северной области Палестины), Назарете родилась Пресвятая Дева, от всех родов избранная и всех тварей небесных и земных высшая 6 . Родители Ее были: праведные Иоаким и Анна. Св. Иоаким происходил от колена Иудина, из царственного дома Давидова, а праведная Анна была отраслью первосвященнического рода Ааронова. Таким образом Дева Мария, в самом рождении Своем, была «венчана славой и честью: славой, яко от корени царского прозябшая, – честью, яко от архиерейского племени израстшая» говорит Св. Димитрий Ростовский . Уже в престарелых летах, после долгих и слезных молитв, Иоаким и Анна получили от Бога преблагословенную Дщерь, которая избавила их от стыда бесчадия. Ангел Господень предвозвестил им о рождении Пре­святой Девы и повелел наречь Ей имя – Мария, что значит госпожа, или высокая. Св. Церковь , прославляя в священных песнях рождество Божьей Матери (8–го Сентября), воспоминает и относящиеся к Ней прообразо­вания Ветхого Завета. В паремиях, читаемых на всенощном бдении, Церковь научает нас созерцать Матерь Божью под образом лествицы Иакова, соединявшей небо с землей, под обра­зом запечатленных врат Иезекииля, которыми Господь имел прийти к человекам, под об­разом Дома, который создала Себе Премудрость Божья. В чтении из послания Апостола Павла к Евреям, указываются другие прообразы Девы Марии: Скиния, Ковчег Завета, Жезл Ааронов, Стамна златая, имущая манну, Святое Святых, доступное для одного Первосвященника. В Евангелии, читаемом на утреннем Богослужении, повествуется о том, как праведная Елизавета, по внушению Святого Духа, нарекла Деву Марию Матерью Господа, а Сама Она пророчески пред­возвестила о Себе: отныне ублажат Мя вси роди. Евангелием, читаемым на литургии, Церковь научает, чтобы Христиане не слишком много заботились о житейском, но особенно старались слушать слово Божье и исполнять его. В том же Евангелии повествуется, как одна женщина, слушая проповедь Иисуса Христа, громогласно нарекла Матерь Его блаженной 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

    «Како будет сие, идеже мужа не знаю», — спрашивала давшая обет девства Мария у Архангела Гавриила, благовестившего Ей о рождении Христа.    И ответил Ангел: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя; темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий» (Лк. 1:34—35).    Позднее Ангел явился к праведному Иосифу, который захотел отпустить из дому Марию, зная что Она зачала, не вступая с ним в брачное сожительство. Иосифу Архангел Гавриил сказал: «Не убойся прияти Мариам, жены твоея, рождшеебося в Ней от Духа есть Свята», и напомнил ему пророчества Исаии о зачатии Девою (Мф. 1:18—25).    Прозябший Ааронов жезл (Чис 17:8), камень без рук отторгнувшийся от горы, виденный Навуходоносором во сне, истолкованном пророком Даниилом (Дан 2:31—45), затворенные врата, виденные пророком Иезекиилем (Иез 44:1—4), и многое другое в Ветхом Завете прообразовало рождение Девою. Подобно тому, как Адам был сотворён Словом Божиим из необделанной и девственной земли, так и Себе Слово Божие создало плоть от девственной утробы, когда Сын Божий сделался новым Адамом, чтобы исправить грехопадение первого Адама (Св. Ириней Лионский, кн. III).    Отвергать бессеменное рождение Христа могут и могли лишь отвергающие Евангелие, а Христова Церковь искони исповедует Христа «воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы». Но рождение Бога от Приснодевы явилось камнем преткновения для тех людей, которые желали называться христианами, но не желали смириться умом и ревновать о чистоте жизни. Чистая жизнь Марии явилась укором для тех, которые нечисты и в своих помыслах. Чтобы показаться христианами, они не смели отрицать, что Христос родился от Девы, но стали утверждать, что Мария оставалась Девою лишь «дондеже роди сына Своего первенца... Иисуса» (Мф. 1:25).    «После рождения Иисуса», — говорил в IV веке лжеучитель Гелвидий, а также многие до и после него, — «Мария вступила в супружескую жизнь с Иосифом и имела от него детей, именуемых в Евангелии братьями и сестрами Христа». Но слово «дондеже» не означает, что Мария оставалась Девою лишь до известного времени. Слово «дондеже» и ему подобные часто означают вечность. В Священном Писании говорится о Христе:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3271...

В белом одеянии приимите Ее, ангелы; хвалите, небеса; славьте, земнородные, и восклицайте: град Бога, Царя великаго ( Пс. 47:1, 3 )! Скачи, земля; возвести славу девы, чудеса погребения, как Она перенесена, дабы был в чести пустой гроб. Собери, Иудея, сынов твоих, проповедуй происшедшую от иуды Царицу. Дерзай, не бойся; празднуй праздники твои, Иерусалим; воспой по-Давидски, ясно скажи: во исходе Израилеве от Египта ( Пс. 113:1 ). Матерь Сион, избранная Богом, воспой погребальное, но не рыдай в отчаянной скорби: ибо радостно, и не плачевно торжество настоящего дня. Гефсимания, приими новую Царицу; изнеси потребное для погребения, убери гроб благовониями. Твердо охраняй святыню, поелику она будет общим для ангелов и людей покланяемым стяжанием; поведай последующим поколениям о преставлении, уступая дух Богоматери высшим духам, нам же раздавая освящение, как из вечного источника, из оного тела. Стечемся к Богородице все вместе: лики отцов и патриархов, духи пророков и чины иереев, собор мучеников, души праведных, ряды преподобных, всякое достоинство и возраст, цари и владыки, начальники и подначальные, юноши и девы, старцы с юнотами, воспойте ( Пс. 148:12 ). Скажите Матери Божией: «как блажен дом Давида, из чрева которого произрасла Ты, Богоматерь! Матери и девы, прославьте единую Матерь и Приснодеву; невесты, предварите Неневестную и нетленную, единую без болезней Рождшую Непостижимого. Неплодные и вдовицы, восплещите Непознавшей мужа и пременившей законы неплодия. Ликуйте, девы; предшествуя нетленному чадорождению; благословите, народы, ублажайте, языки; пойте Матери Божией, все колена земли; с пением и кимвалами величайте. Возьми, Мариам, тимпан и выйди пред девами. Подвигни лиру, Давид, возвысь голос и воспой Царицу Твою. Созови дев, собери хор поющих, пусть текут они за одром и пред одром. Вот – новый кивот славы Божией, в котором стамна златая и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета ( Евр. 9:4 ). Вот – глава, о которой взглашали прорицания пророков ( Ис. 7:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В самом деле, возражение сильно, таково, что в состоянии поколебать даже и несколько знакомых с писаниями; но разрешается оно весьма легко. Ибо отнюдь не плакал бы Господь о разрушении Иерусалима, если бы не любил его. Он плакал и о Лазаре, потому что любил его. Да и с первого взгляда ясно, что грех принадлежал людям, а не месту. Но как избиение народа, пленение города клонились к тому, чтобы при разрушении города был наказан народ; так и храм затем был разрушен, чтобы погибли прообразовательные жертвы. А что касается самого места, то с течением времени оно стало гораздо священнее, чем было дотоле. Прежде иудеями почитались Святая Святых, потому, что там находились Херувимы, очистилище, ковчег завета, манна, жезл Ааронов и золотой жертвенник. Но не досточтимее ли кажется тебе гроб Господень? Потому что, когда ни войдем в него, всегда увидим Спасителя, лежащего в плащанице, а пробудем там немного, увидим и ангела, сидящего у ног, а в головах сударь свитый. Слава этого гроба была предсказана задолго до того, как он был иссечен Иосифом; это мы знаем из пророчества Исаии, говорящего: и будет покой Его – честь ( Ис. 11:10 ), то есть место погребения Господня сделается для всех достопокланяемым. Но ты скажешь, как же мы читаем в Иоанновом Апокалипсисе: зверь, иже исходит от бездны, убиет я, и трупы их оставит на стогнах града великаго, иже нарицается духовне Содом и Египет, идеже и Господь наш распят бысть ( Апок. 11:7–8 ). Если, говоришь ты, града великого, идеже распят бысть Господь, нет другого, кроме Иерусалима, а место, где распят Господь, нарицается духовне Содом и Египет, значит Содом и Египет, где распят был Господь, и есть Иерусалим. Сначала мы хотим заметить тебе, что священное Писание вообще не может противоречить самому себе, и в особенности не может разногласить одна и та же книга, или, сказать еще ближе, – одно и то же место одной и той же книги. Но в Апокалипсисе, из которого ты теперь представила свидетельства, менее чем десять стихов назад, написано: востани и измери церковь Божию и олтарь и кланяющыяся в ней: а двор сущий внутрь церкве изнеси внеуду, ниже измери его, зане дан бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы ( Апок. 11:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Все памяти святых достославны. Но ничто не равняется славою с настоящим торжеством. Авель именит жертвою; Енох памятен благоугождением; Мелхиседек прославляется как образ Христов; Авраам возвеличивается за веру; Иосиф чтится за целомудрие; Иов заслужил удивление терпением; Моисей знаменит как законодатель; Иисус Навин памятен как военачальник; Сампсон досточтим как собеседник Божий; Илия достохвален как ревнитель; Исаия достославен как богослов; Даниил достоублажаем как прозорливец; Иезекииль досточуден как созерцатель неизреченного; Давид именуется отцом таинства по плоти; Соломон превозносится как мудрый; но все это – ничто в сравнении с Богородицею Мариею. Все они видели (Христа) только в гаданиях, а Она во чреве носила Воплотившегося. И что могло бы воспрепятствовать неизреченному Домостроительству Бога Слова? Грубость ли (плоти) ? Но это – вещественная принадлежность, а Слово (само по Себе) чуждо такой грубости. Чрезвычайность ли такого уничижения? Но Божество не ограничено. Зачатие ли? Но Сотворивший (Деву) не осквернился, так же как и Воплотившийся и Родившийся от Нее; и даже человеколюбие приносит Царю тем большую славу. Рождение ли? Но оно не умалило Безначального. Вочеловечение ли? Но естество Божеское не потерпело изменения. Матерь ли по плоти? Но (Родившийся) не перестал быть по Божеству без матери. Ясли? Но (Сын) не оставил недра Отчего. Вертеп ли? Но Троица никогда не оставляла престола. Итак, в мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицею Мариею. Человек! Прейдя умом твоим все творения и смотри, может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу? Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслию в небеса, испытай все невидимые силы и скажи, есть ли другое подобное чудо во всех тварях? Небеса поведают славу Божию ( Пс. 18, 2 ); Ангелы служат (Богу) со страхом, Архангелы поклоняются с трепетом, Серафимы, летая окрест, не приближаются и трепеща взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф: исполнены небеса и земля славы Его ( Ис. 6, 3 ); воды не перенесли гласа ( Лк. 8, 24 ); облака служили колесницею при трусе воскресения; солнце, не стерпев поругания (Творцу), вострепетало; ад от страха изрыгнул мертвецов; вереи адовы от одного взора сокрушились; гора, принявшая сошествие (Божие), воздымилась ( Исх. 19,13 ); купина, не снося видения, возгорелась; Иордан, устрашившись, обратился вспять; море, убоявшись жезла, разделилось, повинуясь предзнаменованию Владычному, жезл Ааронов силою преобразования расцвел, преступив закон природы; огнь в Вавилоне устыдился лика троичного: исчисли все чудесное и дивись превосходству Девы. Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла во чертог Свой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Желая возможно глубже выявить отличие христианского иконопочитания от языческого идолопоклонства, защитники общецерковного учения останавливаются своим вниманием на уяснении того, в чем именно выражается христианское Богопочитание. Почитание икон обычно, выражается в поклонении, которое есть знак покорности, смирения и почтения. Родов же поклонения весьма много. Первый род поклонения есть поклонение служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по природе Своей достоин поклонения; высшая ферма этого поклонения покоится на искренней любви человека к Богу и сыновнем расположении к Нему. Далее следует поклонение тем, на ком почил Бог , Который один только свят и во святых почивает, как-то: во Святой Богородице и всех святых людях. Это – все те, которые по возможности уподобились Богу как вследствие своего собственного произволения, так и Божия пребывания и содействия. Они достойны поклонения не сами по себе, не по природе, а как причастники Того, Кто Бог по природе, как имеющие в себе Того, Кто по природе достоин поклонения; подобно тому, как накаленное в огне железо не по природе недоступно для прикосновения и жгуче, но как причастное тому, что жгуче по природе. Следующее место занимают творения, чрез которые и в которых Бог совершил наше спасение, частию прежде пришествия Господа, частию после содеянного Им во плоти домостроительства, как, например, находящиеся в Вифлееме ясли и вертеп, Голгофа, древо креста, святой гроб и т. п. «Не из-за природы их поклоняюсь, – разъясняет св. Иоанн Дамаскин , – но потому, что они суть вместилище божественной деятельности, и потому, что чрез них и в них соблаговолил Бог совершить наше опасение». Предметом поклонения для христиан является, наконец, все то, что посвящено Богу, как-то: святые Евангелия, дискосы, потиры и т. п., а также предметы, которые в Ветхом Завете были символом будущего, как, например, жезл Ааронов, образно выражавший таинство Девы, также Купина Моисея, бывшая тоже образом Богоматери». «Если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, есть земля святая, – объясняет св. Иоанн Дамаскин , – то во сколько раз больше этот образ? Ибо он не только святой, но, осмелюсь говорить, даже из святых святой».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ) Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ) На нек-рых иконах «Г. Н.» кон. XVI-XVII в. прообразовательные изображения надписаны: на иконе рубежа XVI и XVII вв. из Крестовоздвиженской ц. Переславля-Залесского (ПЗИХМЗ) Богоматерь прославляется как Неопалимая Купина, Лествица Иаковля, Дверь Иезекиилева, Древо, Руно Гедеоново, «Клеща» из видения Исаии, процветший Жезл Ааронов, Киот Давидов, Гора, Престол, Палата, Одр, Свеща, Свещница. На свитке в руке Младенца текст: «Внемлите люди Мои, яко Аз есмь Бог… преж(д)е бе рож(д)ен... от Отца и от Девы после без мужа воплощеся, да спасу Адама падшаго прелщением змииным». С кон. XVI в. к традиц. для «Г. Н.» символическим атрибутам добавились впервые появившиеся в «Неопалимой Купине» изображения Христа Царя в стенах града (Пс 86. 3), древа (7-й икос Акафиста) и запечатанного источника (Песн 4. 12). В XVII-XVIII вв. в композицию «Г. Н.», как и в нек-рые др. Богородичные сюжеты, часто включают изображения облаков, солнца и луны. Облака образуют над Богоматерью и Младенцем подобие арочного завершения. Иногда Богородице предстоят архангелы Михаил и Гавриил (икона мастера Александра Иванова Казанцева, 1691, ГРМ). На иконе из ярославской ц. во имя прор. Илии (сер. XVII в.) известная по строгановским иконам композиция получила развернутое решение «небесной части». Господь Саваоф представлен в окружении 9 ангельских чинов. Избыточной декоративностью отличается икона «Г. Н.» XVII в. из ц. в честь Воскресения Христова в Кадашах (ныне в ГИМ). Хитон Богоматери обильно покрыт золотым орнаментом, а мафорий - крупными белыми и красными цветами. Среди прообразовательных символов представлены гора и камень, лествица, город, в стенах к-рого помещено поясное изображение Христа Царя, а также цветущий зеленый луг на лоне Божией Матери. Такое решение темы «Г. Н.» могло быть связано с характерной для 2-й пол. XVII в. «вертоградной» символикой, с темой сада-рая. С XVII в. предпочтение все чаще отдавалось поясному варианту изображения Богоматери, при этом количество символических атрибутов может изменяться.

http://pravenc.ru/text/166171.html

Манна – в память потомству, дабы видели хлеб, которым «Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли египетской» ( Исх.16:32 . Евр.9:4 ). Прозябший жезл Ааронов, покрытый цветами и плодами, в знамение сынов ослушливых, чтобы прекратился ропот, и они не умирали; – в память и свидетельство потомству, что Аарон воспринял священство по воле Божией, а не по пристрастию братнему ( Чис.17:10 . Евр.9:4 ). Ковчег завета покрыт был золотым покровом, который называется очистилищем. По сторонам очистилища поставлены были золотые изображения херувимов, одно против другого, как таинников Божиих ( Быт.3:24 ), с распростертыми вверх крылами, коими соосеняли и покрывали очистилище, а лицами склоняясь друг ко другу и приникая в сокровенную тайну очистилища. Соосеняющие крыла херувимов были собственно местом престола и откровений Божиих ( Исх.25:17–22 ). Таким образом для Восседающего на херувимех ( Пс.79:2 ) ковчег служил подножием. В великий праздник очищения первосвященник приближался к очистилищу и семь раз жертвенною кровью с перста своего кропил на него спереди и пред ним, и очищал святилище от нечистот сынов Израилевых, и от преступлений их, и от всех грехов их. От этого очищения покров кивота называется очистилищем ( Лев.16:14–16 ). Вся скиния была общим местом ( Лев.1:1 ), а ковчег завета особенным, где Господь являлся и открывал волю Свою народу ( Исх.25:22 ). Будучи престолом невидимого присутствия всемогущего Бога, пребывание ковчега среди народа служило для него знамением надежды, помощи и славы, и страхом для его врагов ( Чис.10:34, 36 . 1Цар.4:3–7, 8–22 ). При переходе евреев чрез Иордан, вода потекла вверх от лица кивота завета Господа всея земли, когда он переходил чрез Иордан ( Нав.4:7 ); пред ковчегом пали стены Иерихона ( Нав.6 ); силою ковчега сокрушен был идол Дагон, и язычники, взявшие ковчег завета в плен, поражены были разными казнями ( 1Цар.5 ). К ковчегу завета иудеи всегда обращали взоры свои в молитвах своих ( 3Цар.8:22 . 2Пар.5:7 . Дан.6:10 ). В первом иерусалимском храме ковчег завета поставлен был так же, как и в скинии ( 2Пар.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010