Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел говорит: «Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (ст. 11–12). Христос пришел как Первосвященник будущих благ. Из самих этих слов апостола можно сделать вывод о том, что от колена Левиина происходили первосвященники благ для того времени настоящих, а для нас, во времена Нового Завета, уже прошедших, Господь же Иисус Христос был Первосвященником благ будущих по отношению к Ветхому Завету. Эти будущие блага — не какое-то частичное примирение с Богом, не страх Божий и не подзаконное жительство, но прощение грехов, надежда на вечную жизнь, дерзновение называться сынами и дщерями Божиими — и не только называться, но и подлинно быть ими. И это сейчас, на земле, а если под будущими благами понимать то, что ожидает нас, верующих во Христа, в будущей жизни после нашей кончины, и в особенности после воскресения из мертвых, то, конечно, первосвященство Христово, которое дарует нам эти блага, неизмеримо выше любого человеческого священства, и даже подзаконного Моисеева. Все остальные священники, под которыми я имею в виду всех тех, кто в разных народах пытался от лица людей предстательствовать перед невидимой таинственной силой или силами, как бы они их ни называли и ни понимали, хотя и мнили себя служителями Божиими, на самом деле таковыми не являлись. Обратим внимание на слова «Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею». Что такое «большая и совершеннейшая скиния»? Это, прежде всего, Сам Христос. Как в скинии, сотворенной по образцу, виденному Моисеем на горе, было Святое Святых, в котором находился кивот, а в нем манна, расцветший жезл Аарона и скрижали, так и в человеческой плоти Господа Иисуса Христа пребывало Его Божество. Манна, ниспосланная иудеям с неба, была как раз образом сошедшего с неба, воплотившегося Сына Божия. Но под скинией нужно понимать не только тело Господа Иисуса, но и то место, куда Он вошел и где воссел одесную Отца, то есть горнюю скинию. Можно даже сделать более подробное толкование. Как скиния разделялась на Святое и Святое Святых, так нечто подобное можно сказать и в отношении Спасителя: плоть, человеческое естество Господа нашего Иисуса Христа, Его воплощение — это Святое, а сидение одесную Отца — это Святое Святых. И как во Святое Святых ветхозаветной скинии можно было попасть только пройдя через Святое с определенными молитвами и жертвоприношениями, так и человеческому естеству нельзя было вновь взойти к Богу и воссоединиться с Ним никак иначе, как только пройдя через ту часть скинии, которая являлась воплощением Сына Божия. Так совершилось наше спасение и освящение.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Вопрос. Закончив наставление о вере словами: «истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (ст. 47), что делает Иисус Христос? Ответ. Он снова повторяет эти замечательные слова: «Я есмь хлеб жизни» (ст. 48). Вопрос. Иисус Христос показывает ли, что хлеб, который Он даст, превосходнее чудесной манны, а следовательно и обыкновенных хлеба и вина, которые составляют таинство штундистов? Ответ. Он говорит: «отцы ваши ели манну в пустыне, и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (ст. 49–50). Вопрос. В каких словах Иисус Христос яснее определяет сей хлеб? Ответ. Он говорит: «хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (ст. 51). Вопрос. Как поняли иудеи эти слова? Ответ. Иудеи стали спорить между собою, говоря: «как Он может дать вам есть Плоть Свою?» (ст. 52). Подобный вопрос предлагают в настоящее время штундисты: «как хлеб и вино могут преложиться в Тело и Кровь Господа?» – спрашивают они. Какая великая хула произносится этим вопросом на всемогущего Бога! Как Он произвел мир из ничего? ( Быт. 1 гл.). Как Он обратил жезл Аарона в змея? ( Исх.7:8–12 ). Как Он претворил воду в вино в Кане? ( Ин.2:1–10 ). Как Он напитал пять тысяч человек пятью хлебами? ( Ин.6:9–13 ). Вопрос. Если бы Иисус Христос имел намерение сказать, что то, что Он даст, есть обыкновенные хлеб и вино, то неужели Он, благий и премудрый, не сделал бы этого, видя неверие иудеев? Ответ. Он тогда объяснил бы, как это Он делал в других случаях, что слова Его не должны быть понимаемы буквально, но иносказательно; что Он желал сказать, что даст хлеб и вино, как воспоминание о Его смерти. Вопрос. Дает ли Иисус Христос подобное объяснение Своих слов? Ответ. Нет, Он повторяет ту же истину в выражениях более ясных и сильных: «Иисус же сказал им: истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (ст. 53). Вопрос. В других случаях, когда Иисус Христос предлагал учение в иносказательной речи, не делал ли Он непосредственно за сим объяснения, чтобы слова Его не были поняты ложно, и чтобы народ не был введен в заблуждение иносказательной речью, понимая буквально Его слова? Ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Можно ли согласиться с теми, которые утверждают, что Тело Господа только пребывает с хлебом? Ответ. Нет; потому что Иисус Христос не говорит: в этом хлебе или с этим хлебом, или под этим хлебом, или в этом хлебе принятом с верою, или с этим хлебом, когда вы его примите, – есть Мое Тело; но Он ясно говорит: сие есть Тело Мое. То, что Иисус Христос держал в Своих пречистых руках, не могло быть в одно и то же время хлебом и Телом Его. Вопрос. Укажите в Св. Писании еще несколько примеров, где по слову Иисуса Христа тотчас совершалось чудо? Ответ. «Царедворец говорит Ему: «Господи, приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров» ( Ин.4:49–53 ; см. Мф.8:26 ; Мк.7:32–35 ). Вопрос. Что должно отвечать тем, которые спрашивают: «как возможно, чтобы хлеб претворился в Тело Господа»? Ответ. Их должно спросить: как Бог сотворил мир из ничего; как воды Египта превратились в кровь; как жезл Аарона превратился в змея; как вода на браке в Кане превратилась в вино? Вопрос. Каким образом Тело и Кровь Господа могут присутствовать под видом хлеба и вина? Ответ. Так же, как ангелы являлись праведникам в образе человека: говорили, ходили, ели, как бы они были настоящими людьми. Святый Дух явился в телесном образе голубя ( Лк.3:22 ), а в другой раз в виде огненных языков ( Деян.2:3 ). Вопрос. Каким образом Тело Иисуса Христа в одно и то же время может пребывать во многих местах? Ответ. Мы мало знаем свойства и совершенства прославленных тел; но мы знаем, что она не подобны телам смертным. Каким образом тело Спасителя прошло сквозь запертые двери? ( Ин.20:19, 26 ). Каким образом после вознесения, хотя Иисус Христос пребывает на небе, явился он ап. Павлу? ( 1Кор.15:8 ). Наконец, если всемогущество Божие не достаточно для того, чтобы одно и тоже Тело Господа в одно и то же время находилось во многих местах, то каким образом Иисус Христос насытил пять тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами ( Ин.5:10 ), и в другой раз – четыре тысячи – семью хлебами и несколькими малыми рыбами? ( Мк.8:1–9 ; Лк.9:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вот и последний предел их волхвованию. Больше они уже не в состоянии будут сделать ничего подобного. Десница Господня боголепно в крепости прославилась. По просьбе фараона Моисей помолился ко Господу об истреблении жаб – и они вымерли везде: в домах и на нивах, кроме реки, в которой, по условию с фараоном, Моисей оставил их. И вот, их собрали в одно место и явилось множество стогов из жаб, и земля засмерделась ужасно. Получив отраду, фараон ожесточился сердцем и опять не захотел отпустить евреев. Чудна дела Твоя, Господи, как послушны Тебе твари Твои: от удара жезла ползут из всех водных вместилищ жабы и покрывают землю Египетскую. Но откуда они взялись? Ужели они столько скрывались до этого в водах и только по мановению чудодействующего жезла выползли из них? Судя по их беспримерному множеству, надобно думать, что воды извели их нарочито, по слову Господню. Как же сделали это волхвы? Бог попустил сатане сделать подобное же чудо – произвесть жаб, так как попускает ему самому преображаться в Ангела светла для обольщения людей. Но не попустил ему истребить их. Как непомерно множество жаб! – их собрали множество стогов, так что от них воссмердела земля. Ужасно! Далее – Господь говорит Моисею: скажи Аарону: простри рукою жезл свой и ударь им в земную персть: и будут скнипы на людях и на скотах, на фараоне и дому его и на рабах его, и весь песок по всей земле египетской обратится в скнипы (маленькие насекомые наподобие клопов). Аарон сделал, как сказано, и везде появились скнипы. Волхвы египетские силились своими волхвованиями извести скнипов, так же как Аарон произвел их, и – не могли, сказавши, что в скнипах виден явно перст Божий. Фараон опять ожесточился и не послушал Моисея и Аарона. Господь снова говорит Моисею: встань завтра утром и стань пред фараоном, который выйдет на воду, и скажи ему: вот что говорит Господь: отпусти людей Моих, чтобы они послужили Мне в пустыне. Если же не хочешь отпустить, то вот, Я посылаю на тебя и на рабов твоих и на всех подданных твоих в Египте и на домы ваши песьих мух, и домы египетские наполнятся песьими мухами и вся земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Гл. 6, 23 Поя же Аарóн Елисавéту, дщéрь Аминадáвову, сестрý Наассóнову, себе в женý, и роди емý Надáва и Авиýда, и Елеазáра и Ифамáра Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара По объяснению бл. Феодорита, «Моисей, сделав нам известным не только отца, но и брата жены Аароновой, указывает соединение колен царского и священнического и тем показывает, что Владыка Христос произошёл от обоих колен, став по человечеству и Царём, и Священником» (тв. т. 1, стр. 115). Гл. 7, 20 И сотвориша тáко Моисéй и Аарóн, якоже заповеда им Госпóдь: и взéм Аарóн жéзл свóй, удáри вóду речную пред фараóном и пред рабы егó, и преложи всю вóду речную в крóвь И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь «Начало знамений Моисеевых – кровь и вода, – замечает св. Кирилл Иерусалимский , – и то же самое было окончанием всех знамений Иисусовых. Прежде всего, Моисей превратил реку в кровь, а Иисус после всего испустил из ребра воду с кровью ( Ин.19, 34 )» («Огласительные поучения» XIII, 21; стр. 258). Причём «в жезле Аарона, – по мнению св. Ефрема Сирина , – виден образ креста» (тв. ч. 6, стр. 476), а по мнению св. Кирилла Александрийского , он означает Самого Христа (тв. ч. 2, стр. 206). Агнец Пасхальный «Подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать и говорю), – пишет св. Григорий Богослов , – была неясным прообразованием прообразования» (тв. ч. 1, стр. 176). «Случившееся в Египте, – говорит и св. Иоанн Златоуст , – когда надлежало совершить Пасху, было образом настоящих событий» («Беседы на Евангелие от Матфея» ч. 3, стр. 198), а именно: «Иудейская Пасха есть образ, а христианская – истина. Та избавляла от телесной смерти, а эта прекратила гнев Божий, которому подпала вся вселенная. Та избавляла некогда от Египта, эта освободила от идолослужения. Та погубила фараона, эта – дьявола. После той – Палестина, после этой – небо» (тв. т. 1, стр. 677–678).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

е. в окрестности города Цоана, иначе Тана или Таниса, находившегося в нижнем Египте, где и совершены были Моисеем чудеса – казни над Египтом. 13–14. Разверзе море и проведе их, представи воды яко мех, и настави я облаком во дни и всю нощь просвещением огня. Асаф воспоминает своим слушателям те величайшие чудеса, которые совершил Господь, но которые забыты сынами Ефремовыми, т. е. всем царством Израильским (ст. 9–12). – Разверзе море и проведе их, – Господь, изводили Израиля из Египта, разверз пред ним бездну вод Красного моря и провел его по дну моря. Представи воды, яко мех, – разделил воды моря сильным восточным ветром; Господь поставил их по правую и по левую сторону неподвижно, так что они были как-бы в кожанных мехах (– в коих обыкновенно содержат воду жители востока ( Исх.14:21–22 ). И настави я облаком во дни, – когда вел их Господь, то наставлял их или показывал им путь в течение дня облаком, и всю нощь просвещением огня, иначе – во всю ночь освещал путь светом огня. По свидетельству Бытописателя, когда «двинулись сыны Израилевы из Сокхофа, и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни, то Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем, и столп огненный ночью от лица всего народа» ( Исх.13:20–22 ; Ср. Чис.10:34 ). 15–16. Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе, и изведе воду из камене и низведе яко реки воды. Счастливо живя в земле Обетованной, при полном изобилии всех благ, народ Израильский забыл, как некогда Господь спас его праотцев в пустыне Аравийской от смертельной жажды. – «Господь разверзе – рассек каменную скалу в пустыни, и напоил их, как из великой бездны,» т. е. появилась столь обильная вода, как бы здесь было глубочайшее озеро. – Так было в Рафидиме ( Исх.17:1–6 ). – «И извел Господь воду из каменной скалы, и воды потекли, как реки». Так было в пустыни Син, близ Кадеса. Когда народ, томимый смертельной жаждой, роптал на Моисея и Аарона, то «Моисей взял жезл от лица Господа, как Он повелел ему... И поднял Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его» ( Чис.20:1–4,9,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

( Евр.9:1-7 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 1 Итак, имел и первый Завет и свои богослужебные предписания и своё земное святилище.  2 Была устроена скиния. Первая часть её, в которой был светильник и стол с хлебами предложения, называлась «Святая».  3 А часть скинии, которая за второй завесой, называлась «Святая Святых».  4 В ней был золотой жертвенник для каждения и Ковчег Завета, со всех сторон окованный золотом. В ковчеге – золотой сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и скрижали Завета.  5 А над ковчегом – херувимы славы, осеняющие его крышку, место очищения. Но сейчас об этом не стоит говорить подробно. 6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники, чтобы совершать богослужение;  7 а во вторую – только один первосвященник, и только один раз в год, и непременно с кровью, которую он приносит за себя и за совершенные по неведению грехи всего народа. Церковное предание содержит рассказ о том, как Дева Мария, которой исполнилось всего три года, была введена в Иерусалимское святилище. Она поднялась по ступеням и взошла на паперть, где ее встретил первосвященник Захария и ввел во Святая Святых – в ту часть храма, где обитал Сам Господь Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника, да и то лишь один раз в году, когда был праздник Дня очищения. И вот Божией благодатью святилище Иерусалимского храма открывается Богоизбранной Отроковице, и Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую живую жертву – Бога и Человека Иисуса Христа. Это предание легло в основу двунадесятого праздника Введения во Храм. Событию Введения и посвящено наше сегодняшнее чтение Апостола, отрывок из Послания к Евреям, в котором предельно кратко описано ветхозаветное святилище, скиния первого Завета, о которой Господь сказал Моисею: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх.25:8 ). На первый взгляд не очень понятно, какое отношение имеет это чтение к празднику Введения.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

И обрежет Господь Бог твой, говорится в книге Второзакония, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы жить тебе ( Втор.30:6 ). Что это за будущее обрезание сердец и притом всеобщее, как не то освящение, какое подается верующим в Таинстве Святого Крещения? Так и свидетельствует о том Святой Апостол Павел. В Нем (во Христе), говорит он, вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым ( Кол.2:11 ). Потому-то, очевидно, обрезание и заменено в христианстве Таинством Святого Крещения. Священные места и лица. Священные места и лица были по преимуществу носителями идей мессианских. Эти идеи были одни и те же. Все, что выражали собою, сперва, скиния и, потом, храм, выражали, в одинаковой мере, и лица, каковыми были: первосвященник, священники и левиты. Как скиния и храм, так и лица священные одинаково изображали собою Церковь Божию в том тройственном ее состоянии, в каком является она до времени искупления, во время искупления и после выполнения указанного ей назначения. Изображение этих идей скинией и храмом давалось следующим образом. Как каждое из этих святилищ было единственным в народе святилищем, так и Церковь Божия имела быть Церковью единою для всего человечества. Есть у Меня, говорит Христос Спаситель, и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой и будет одно стадо и один Пастырь ( Ин.10:16 ). Как в скинии и храме было три отделения: двор с находившимся среди него жертвенником, святое с трапезой для хлебов, седмисвещником и алтарем кадильным, и святое святых с ковчегом завета, вмещавшем в себе: скрижали закона, жезл Аарона и манну, так и Церковь Божия имела пройти три состояния: состояние подготовления к спасению с ее Христом, только жертвами изображаемым, состояние совершения спасения с ее Христом, явившемся для нее, как свет мира ( Ин.8:12 ), как хлеб животный ( Ин.6:51 ) и как приятное Богу благоухание ( Еф.5:2 ), и состояние славы с ее Христом, вошедшим с Своею кровью в самое небо ( Евр.9:24 ), сидящим одесную Отца ( 1Пет.3:22 ) и вечно о нас ходатайствующим ( Евр.7:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Ибо Бог напитает нас «хлебом слезным» и напоит «слезами», но «в мере» (ср. Пс.79:6 ). И эту меру каждый определяет для себя своей жизнью, согрешая больше или меньше. Ибо, как сказано, «чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения» ( Пс.74:9 ). Без сомнения, каждый смешивает его, и оно становится его осуждением, которое определяется не только сотворенным им злом, но и добром. И когда они смешиваются, «осадок ее 18 », который, как мне думается, относится к совершённому злу, до конца не будет «выжат» (ср. Пс.74:9 ). 1.9. Но, как мы сказали, все это «в руке Господа», и должно нам поспешить к исправлению, без притворства обратиться к покаянию, скорбеть о прошлом, быть бдительным в будущем, призывать помощь Бога; ибо как только обратишься и восскорбишь, тотчас будешь спасен, ибо обрящешь «ходатая пред Отцем, Иисуса Христа» (ср. 1Ин.2:1 ; Рим.8:34 ), а Он намного выше Моисея, который, однако, молился за этот народ (ср. Чис.21:7 ) и был услышан. И, возможно, потому и написано, что Моисей просит за грехи прежнего народа и вымаливает прощение, чтобы у нас было намного больше доверия, так как ходатай наш Иисус, вне всякого сомнения, вымолит нам прощение у Отца; если только мы обратимся к Нему, если «не отступит назад сердце наше» (ср. Пс.43:19 ), как и Иоанн говорит в своем послании: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.2:1–2 ). «Ему слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.5:11 ). Гомилия IX. О кадильницах Корея, о том, как народ восстал на Моисея, и о жезлах, среди которых расцвел жезл Аарона. 1.1. У Бога, как это дано понять, нет ничего бесполезного, ничего излишнего, но даже то, что, как кажется, людям нужно удалить и отвергнуть, оказывается необходимым. Это позволяет нам понять сегодняшнее чтение, которое рассказывает о кадильницах Корея и об остальных, согрешивших вместе с ним. И даже эти кадильницы Бог повелевает не выбрасывать, но разбить «их в листы для покрытия жертвенника» ( Чис.16:38 (17:3)).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17–18). Такое деление закона на двое прежде всего в данных словах не содержится, ничем не может быть оправдано и является решительно ни на чем не основанным измышлением. У израильтян собственно был только один закон – это закон Божий. Он дан был Богом, но дан чрез посредника Моисея, а потому и называется и законом Бога, Который дал его, и законом Моисея, рукою которого он был преподан. В самом деле, Господь говорить: «Моисей дал вам обрезание» и «в субботу человек принимает обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев» ( Ин. 7:22–28 ). Но разве обрезание от Моисея? Ведь оно дано Аврааму и следовательно нарушался закон не Моисеев. Равным образом Моисею приписывается и то, будто бы он сказал: «почитай отца и мать», тогда как это ясно названо «заповедью Божией» ( Мк. 7:9–10 ). В других местах Св. Писания закон о жертвах и постановление о браках называется или «законом Господним» или «заповедью Божией» ( Лк. 2:22–24 ; Ездр. 9:10–14 ; Неем. 10:28–30 ). Итак, можно говорить только об одном ветхозаветном законе Божием. Что касается того обстоятельства, что каменные скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, были положены в Ковчег Завета, а книга закона только одесную Ковчега, то едва ли оно может быть доказательством преимущества, как утверждают субботники, скрижалей пред книгами Завета. Скрижали были положены в Ковчег не ради написанных на них слов, ибо те же самые слова написаны были и в книге, а ради самих скрижалей, как и сосуд с манной и жезл Аарона расцветший «на память» и «знамение сынам израилевым» ( Исх. 16:32–34 ; Чис. 17:8–10 ; Евр. 9:4 ). Если бы на самом деле закон Бога, написанный на скрижалях, был важнее книги Завета, то, очевидно, Бог сохранил бы для нас скорее то, что важнее, т. е. скрижали каменные. Однако скрижали погибли и погибли навсегда, между тем как книги Моисеевы сохранились. То правда, что Иисус Христос по обыкновению Своему ходил в день субботний в синагогу и там читал Священное Писание и поучал народ.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010