Между чудесами Моисея и Аарона и тем, что сделали египетские волхвы, есть существенная разница. Первые были явными доказательствами силы Божией, направленными к тому, чтобы подтвердить Божественное посланничество, равно как и истинность слов Моисея; последние все, напротив, были не чем иным как чарованием, то есть тайным искусством или фокусничеством, рассчитанным на обман, в котором (так же, как и тогда) упражняются иногда и в наше время. Указывают и более частную разницу между чудесами Моисея и волхованием египетских мудрецов. Моисей и Аарон были рабами Иеговы, они действовали по Божественному повелению и совершали свои чудеса силою Бога, а волхвы упражнялись в своем искусстве только по профессии, и своими делами они только морочили, обманывали людей. В рассматриваемом нами тексте прямо говорится: «Моисей и Аарон сделали, так как повелел им Господь, а волхвы Египетские сделали то же своими чарами». Употребленное здесь в еврейском подлиннике слово означает нечто такое, что совершено украдкой, тайком и рассчитано на обман. Чудеса Моисея представляли собой нечто оригинальное, небывалое и совершаемы были вопреки желанию могущественного царя и его приближенных – напротив, действия волхвов были слабым подражанием тому, что совершено было Божественной силой и выходили из того своекорыстного побуждения, чтобы не уронить себя в глазах фараона и его свиты. Первые совершены силой Бога и во славу Божию, а последние – по повелению деспотичного царя и из боязни подвергнуться его немилости. Почти все чудеса Моисея производились публично, открыто, они касались почти всего египетского народа, так что каждый не только знал, но на самом себе испытывал эти чудесные дела Бога; но действия египетских магов совершаемы были только в присутствии «некоторых» – фараона и его рабов, и о них никто более не узнал бы, если бы не упомянула о них сама Библия , по свойственной ей откровенности. И достаточно, наконец, доказано, что сделанное египетскими мудрецами могло быть совершено очень легко и без всякой сверхчеловеческой силы. Искусство, посредством которого волхвы подражали Моисею и Аарону, очень скоро отказало им; они не в состоянии были воспроизвести всех чудес Моисея и Аарона, но должны были признать, что они – дела Бога. «И сказали волхвы фараону: это перст Божий» ( Исх.8:19 ). Затем, если мы читаем, что «жезл Ааронов поглотил их жезлы» ( Исх.7:12 ), то и это было нечто такое, чему египетские волхвы только удивились, но не могли сделать ничего подобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Раби Фараоновы, услышав таковое от Моисея угрожение и чувствуя тягость прежних наказаний, единственно от самолюбия царя зависевших, рекоша к нему: доколе нам сия будет мука? Отпусти люди, да послужат Господу Богу своему: или видети хощеши, яко погибнет весь Египет? И по повелению Фараонову возвратиша Моисея и Аарона пред Фараона, и рече им Фараон: идите, и послужите Господу Богу вашему: кто же и кто суть идущии из вас на Богослужение? И рече Моисей с юнотами нашими, и с старцы пойдем, с сынми и дщерьми, и со овцами и волами нашими: будет бо велий праздник Господа Бога нашего, и мы все и всем должны пожертвовать Ему, яко верующие в Него. На что и Фараон согласившись рече им: да будет тако, Господь с вами: но рцыте, якоже отпущаю вас, еда отпустить должно и стяжание ваше? Видите, яко лукавство обретается в вас, вы с хитростью проситесь. Не тако да будет: но да идут мужие токмо, и да послужат Богу, прочие же да останутся: сего бо сами просите, и просили прежде: и изгнаша их от лица Фараонова ( Исх.10:7–11 ). Господь же, презирая на сие рече Моисею: простри руку твою на землю Египетскую: и да взыдут прузи на землю Египетскую, и снедят всю траву земную, и весь плод древесный, егоже остави град. И воздвиже Моисей жезл на небо. Господь же наведе ветр южный на землю во весь тот день, и во всю нощь: утро бысть, и во время утра ветр южный взя пруги, и наведе я на всю землю Египетскую, и нападоша на вся пределы Египетския мнози зело: прежде сих не быша сицевии прузи, и по сих не будет тако. И покрыша лице земное, и истле земля, и снедоша всю траву земную, и весь плод древесный, иже остася от града, прежде бывшего: не остася зелено ничтоже на древех, и по всей траве польней или полевой, по всей земли Египетстей. Что видя Фараон потщася призвати Моисея и Аарона, глаголя: согреших пред Господем Богом вашим, и к вам: простите убо мой грех еще ныне, и помолитеся Господу Богу вашему, да отъимет от мене смерть сию. И Моисей изыде от Фараона, и помолися ко Господу: и премени Господь от моря ветр велик, и взя ветром пруги, и вверже их в море чермное: и не остася ни един пруг на всей земли Египетстей. И ожесточи Господь сердце Фараоново, и не отпусти сынов Израилевых ( Исх.10:12–20 ), Господь оставил его в том упорном намерении, чтобы не отпустить от себя Израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Святая Святых — это закрытая от посторонних взоров часть скинии. Когда скинию ставили, Святая Святых была на западе. Там ничего не было, кроме ковчега Завета — ларца, где хранились скрижали, на которых были начертаны данные Богом 10 заповедей. Этот ковчег был символом присутствия Бога посреди людей. Господь давал видимый знак Своего присутствия в святейшем отделении скинии: там была шехина — светоносное облако (Лев 16:2). Когда царь Соломон (X век до Рождества Христова) построил в Иерусалиме храм, планировка его была подобной планировке древней скинии. Для Святая Святых было отведено западное помещение храма — давир (3 Цар 6:16). В это отделение также положили предметы, напоминающие о чудесах, явленных Богом Израилю: золотой сосуд, где хранилась манна — пища, которую Бог послал евреям в пустыне; жезл Аарона, брата Моисея, — посох из миндального дерева, вопреки законам природы расцветший (Евр 9:4–5). В 587 году до Р. Х. храм разрушили вавилоняне, а следы ковчега и прочих священных предметов были утеряны. Однако в восстановленном после вавилонского плена храме была выделена Святая Святых, правда лишенная находящихся здесь ранее святынь. В Святая Святых имел право входить только первосвященник из рода Аарона, прародителя всех израильских священников. Единственный раз в году, когда ему позволялось это делать, — был День Очищения (Йом-Кипур). Туда первосвященник входил с кровью жертвенных тельца и козла, чтобы окропить ими крышку ковчега в знак искупления грехов народа (Лев 16). Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям: За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых … а во вторую [скинию входил. — Прим. авт. ] однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа (Евр 9:3–7). Одновременно апостол Павел говорит, что на самом деле кровь жертвенных животных не очищала грехи: Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенн ыми приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр 10:1–4).

http://foma.ru/svjataja-svjatyh.html

Так, близ пустыни Фаран, когда они опять роптали на недостаток мяса, Господь послал множество перепелок, а народ принялся есть их с такою жадностью, что появился между ними мор, и целые толпы народа были поражены смертью. Место, где это происходило, названо гробами похотения. Когда израильтяне приблизились к границе земли Ханаанской, Моисей избрал 12 мужей и послал их осмотреть эту землю. Соглядатаи обошли всю страну и, возвратись, рассказывали, что земля та чрезвычайно богата и плодородна, и в доказательство показывали виноградную ветвь, которую принесли, перекинув чрез жердь; но вместе с этим они пугали израильтян рассказывали, что народы там необыкновенно сильные, и города у них укрепленные. Израильтяне пришли в ужас, хотели избрать себе других начальников и возвратиться в Египет. Напрасно Моисей с Аароном и двое из соглядатаев, Иисус Навин и Халев, старались успокоить народ и внушить им упование на Бога; народ не только не хотел их слушать, но даже грозил побить их камнями. За это Господь наказал израильтян тем, что определил, им странствовать в пустыне сорок лет, пока не помрут все, вышедшие из Египта, начиная с двадцатилетнего возраста; только Иисусу Навину и Халеву Господь обещал, что они приведут народ Его в землю обетованную. Возмущение Корея, Дафана и Авирона. Чудесный жезл Аарона Один раз левит Корей, с Дафаном и Авироном возмутились против Моисея и Аарона и начали требовать, чтобы весь народ мог участвовать в управлении и священстве; но Моисей отвечал им на это: приходите завтра с кадильницами и фимиамом к скинии, и тогда увидим, кого изберет Господь». Кореи собрал своих соумышленников " », которые вместе с ним не покорялись Моисею. Но лишь только они хотели приблизиться к скинии, как услышали голос Божий, который повелел Моисею и Аарону и всем, не участвовавшим в возмущении, отступить от тех, которые следовали за Кореем. Лишь только народ отступил, как земля расступилась и поглотила виновников возмущения, а на остальных непокорных упал огонь с неба и пожрал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Тогда все соглядатаи умерли, кроме Халева и Иисуса Навила, и плакал народ. Некоторые пошли против амаликитян без позволения Божия; а ковчег оставался в стане с Моисеем. Амаликитяне вышли и поразили их. Дается заповедь о всесожжениях, о начатках, о жертвах за грех. Захвачен человек, собиравший дрова в субботу, и по­бит камнями. Повелевается сделать кисти на краях одежды. Восстание Корея, Дафана и Авирона и наказание их. Остальной народ не вразумился этим, но опять восстал против Мои­сея, и умерло четырнадцать тысяч семь сот. Тогда процвел жезл Аарона. Указывается и определяется, что следует получать левитам и великому священнику. Дается закон о пепле телицы, из которого приготовлялась вода очищения. Некоторые думают, что эта телица была образом страдания Господа на­шего Иисуса Христа. Пеплом телицы очищался тот, кто делался нечистым от прикосновения к мертвому. Народ пришел в Кадис, и там умерла и погребена Мариам. Не имея воды, иудеи опять ропщут; но Моисей и Аарон получают повеление извести воду из камня. Моисей ударил о камень, сказав: разве нам из этой скалы извести для вас воду , и потекла вода. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему (Числ.20:10-12). Моисей отправляет послов к царю едомскому, чтобы он пропустил их; но тот не дозво­лил, и пошли от него в сторону сыны израильские. Когда до­шли они до горы Ор, то, по повелению Божию, Моисей, взяв Аарона и сына его Елеазара, возвел их на гору, и облек Елеазара в одежды Аароновы. Аарон скончался на горе, и пла­кал народ тридцать дней. Израильтяне победили хананеев и предали их проклятию. Пришедши к Чермному морю, обошли землю едомскую, стали малодушествовать и роптать на Моисея, и послал на них Бог змеев, которые умерщвляли их. Моисей помолился, и по повелению Божию сделал медного змия. Уку­шенный, посмотрев на змия, оставался жив. Об этом змие сказано в Евангелии: как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин.3:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тогда все соглядатаи умерли, кроме Халева и Иисуса Навила, и плакал народ. Некоторые пошли против амаликитян без позволения Божия; а ковчег оставался в стане с Моисеем. Амаликитяне вышли и поразили их. Дается заповедь о всесожжениях, о начатках, о жертвах за грех. Захвачен человек, собиравший дрова в субботу, и побит камнями. Повелевается сделать кисти на краях одежды. Восстание Корея, Дафана и Авирона и наказание их. Остальной народ не вразумился этим, но опять восстал против Моисея, и умерло четырнадцать тысяч семь сот. Тогда процвел жезл Аарона. Указывается и определяется, что следует получать левитам и великому священнику. Дается закон о пепле телицы, из которого приготовлялась вода очищения. Некоторые думают, что эта телица была образом страдания Господа нашего Иисуса Христа. Пеплом телицы очищался тот, кто делался нечистым от прикосновения к мертвому. Народ пришел в Кадис, и там умерла и погребена Мариам. Не имея воды, иудеи опять ропщут; но Моисей и Аарон получают повеление извести воду из камня. Моисей ударил о камень, сказав: разве нам из этой скалы извести для вас воду , и потекла вода. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему (Числ.20:10-12). Моисей отправляет послов к царю едомскому, чтобы он пропустил их; но тот не дозволил, и пошли от него в сторону сыны израильские. Когда дошли они до горы Ор, то, по повелению Божию, Моисей, взяв Аарона и сына его Елеазара, возвел их на гору, и облек Елеазара в одежды Аароновы. Аарон скончался на горе, и плакал народ тридцать дней. Израильтяне победили хананеев и предали их проклятию. Пришедши к Чермному морю, обошли землю едомскую, стали малодушествовать и роптать на Моисея, и послал на них Бог змеев, которые умерщвляли их. Моисей помолился, и по повелению Божию сделал медного змия. Укушенный, посмотрев на змия, оставался жив. Об этом змие сказано в Евангелии: как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин.3:14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Фараон продолжал упорствовать, тогда Господь повелел Аарону ударить посохом по земле, после чего, подобно песчаной буре, налетела мошкара, от неё не было спасенья ни людям, ни животным. Придворные чародеи пытались повторить и это, однако у них ничего не вышло. Потерпев поражение, они явились к фараону и сказали: «Это перст Божий!» Этим они хотели сказать, что через Моисея и Аарона действует Сам Господь и поэтому их чары бессильны. Но даже эти слова не убедили упрямого фараона. Против египетских чародеев Следующим наказанием для Египта стали «песьи мухи» — огромные оводы, которые жалили людей и животных. Испуганный фараон попросил Моисея и Аарона принести Богу жертву, чтобы избавить землю от этой напасти. Но после того как жертва была принесена и мухи перестали мучить египетский народ, решение фараона вновь изменилось. До этого момента еврейский народ страдал от всех этих тьма   напастей вместе с египтянами, но начиная со     следующей казни, Господь показал фараону, что Он оберегает Свой народ и казни вредят лишь египтянам и их имуществу. Следующей казнью была гибель египетского скота, за ней последовало поражение египтян язвами. Тогда Господь повелел Моисею передать фараону следующие слова: «Я поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблён был бы с земли: но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» ( Исх.9:15-16 ). Следующая казнь была поистине грозной: «Простёр Моисей жезл свой к небу, и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле» ( Исх.9:23 ). Град перебил множество людей и скота, а ещё из-за него погиб почти весь египетский урожай. После этого сердце фараона, казалось бы, дрогнуло, он позвал святых братьев и сказал: «На этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град; и отпущу вас и не буду более удерживать» ( Исх.9:27-28 ). Моисею помолился за египтян, и бедствие прекратилось, а фараон не спешил исполнять своё обещание.

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

3. Библейские примеры глубокой надежды на Бога I. Авраам верил Богу и уповал на Него; не имея надежды иметь детей, он не усомнился в обетовании Божием неверованием, но превозмог верою, прославив Бога, и знал, что Бог силен соделать то, что Он обещал. Когда же Бог даровал ему сына, он не пощадил этого единородного своего сына, принося его в жертву по повелению Божию. II. Моисей, укрепляемый Богом, все полки египетские в один раз потопил в море; на войне с амаликитянами, вместо бесчисленных воинских орудий имея один только жезл в руке, сказал он своему военачальнику (Иисусу Навину): «Выбери нам мужей (сильных) и пойди сразись с Амаликитянами; а я завтра стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей». Чудное дело! Моисей стоял, ничего не делая, как зритель, и поразил все полки врагов. III. Иисус Навин, военачальник, имея невыразимое словами упование, дерзнул повелеть солнцу, чтобы оно остановилось в своем течении, сказав: «Стой, солнце, над Гаваоном!»... и оно остановилось, и стояло среди неба, не спеша к западу почти целый день; и не было такого дня ни прежде, ни после того, в который бы Господь был так внимателен к голосу человеческому, и это потому, что Сам Господь сражался за израильтян ( Нав.10:12–14 ). IV. Что же припомнить нам о Халеве? – Он имел столь сильное упование на Бога, что не устрашился войти в среду многотысячного народа израильского, взбунтовавшегося против Моисея и Аарона, и обличить их беззаконие, говоря: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию (т. е. ханаанскую); только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» ( Чис.14:8–9 ). V. Столь же сильное упование на Бога имел Гедеон, рожденный скорее быть земледельцем, нежели воином; он, уповая на Бога, дерзнул с тремястами воинов выступить против бесчисленного неприятельского войска, напал на него и победил. VI. Упование на Бога Езекии обнаружилось во всей силе своей, когда Сеннахирим, царь ассирийский, обложил многочисленным войском Иерусалим. Езекия, укрепляя город Давидов, более всего укреплял в народе упование на Бога, говоря: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более защиты, нежели с ним; с ним мышца плотская (человеческая сила), а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться в войсках наших против врагов», – и укрепил он народ свой надеждою на Бога; и открылась чудная помощь Божия: Господь послал Ангела, и он истребил всех: и главноначальствующего, и начальствующих в войске царя ассирийского, и тот со стыдом возвратился в землю свою (Ср. 2Пар.32:7, 8, 21 , а также Ис.37:16, 17, 20, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Величит душа Моя Господа,/и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо, отныне ублажат Мя вси роди. Величает душа моя Господа/и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Лк 1:46 – 48 Апостол ко Евреем, зачало 320: Послание к Евреям, зачало 320 Братие, имеяше первая скиния оправдания службы, святое же людское. Скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светильник, и трапеза, и предложение хлебов, яже глаголется Святая. По вторей же завесе скиния глаголемая, Святая святых. Злату имущи кадильницу, и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета. Превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь: о нихже несть ныне глаголати подробну. Сим же тако устроеным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе. Во вторую же единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе, и о людских невежествиих. Братья, имел и первый завет постановления о служении и святилище, принадлежащее этому миру. Ибо устроена была скиния первая, в которой был и светильник, и трапеза, и предложение хлебов: она называется “Святое”. За второй же завесой – скиния, называемая “Святое Святых”, имеющая золотую кадильницу, и ковчег завета, со всех сторон покрытый золотом, в котором – сосуд золотой с манной, и жезл Аарона расцветший, и скрижали завета; а над ним – Херувимы славы, осеняющие очистилище, о чем не стоит ныне говорить подробно. И при таком устройстве в первую скинию постоянно входят священники, совершая служение, но во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую он приносит за себя и за грехи неведения народа. Евр 9:1–7 Совр. греч. и слав. текст: скиния ; в лучших древних списках это слово пропущено; контекст требует слова “завет” Аллилуия, глас 8: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии. Аллилуия, глас 8

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

– Возьми этот жезл и общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите камню перед ними, и даст камень воды из себя. И взял Моисей жезл,/64в стоявший перед Господом, и собрал(и) Моисей и общество перед камнем, и сказали народу: – Послушайте нас, непокорные, разве из камня этого изведем вам воду? И воздел Моисей руку свою, Б126 и ударил по камню жезлом (дважды), и потекло много воды, и пили собравшиеся и скот их. И сказал Господь Моисею и Аарону: – За то, что вы не верили (в Меня), (чтобы) явить святость Мою перед народом, за это не введете вы этот народ в землю, которую Я дал им ( Чис. 20:1–12 ). Поэтому «пусть приложится И101 Аарон к народу своему и умрет, чтобы вы не вошли в ту землю, так как вы прогневали Меня спором у воды» ( Чис. 20:24 ) и укором народа. Глава 19 " И возвел Моисей Аарона на гору, как повелел ему Господь перед всем/64г обществом, снял с него святительские одежды, и одел в них Елеазара, сына его, и умер Аарон на вершине горы, на 40-м году исхода сынов Израилевых, прожив 123 года. И увидело общество, что умер Аарон, и оплакивали его 30 дней» ( Чис. 20:24–29 ). «И после этого сказал Господь Моисею: – Взойди на гору Наваливскую и посмотри на землю, которую Я дал сынам Израилевым, и умри там так же, как умер брат твой Аарон на горе, потому что вы прекословили слову Моему о воде, когда был спор в Кадесе, и противились, и не явили святости Моей в народе. Так что увидишь напротив/65а землю – и туда не войдешь» ( Втор. 32:48–52 ). «Моисей же много и много раз молился Богу об этом и говорил: – (Дай мне,) о Владыка Господи, перейдя Иордан, увидеть ту благую землю и Б127 святую гору напротив И сказал ему Господь: – Довольно тебе. Смотри, не подходи ко Мне более говорить об этом, но взойди на верх горы и взгляни у моря, и на севере, и на юге, и на востоке, на благую землю, потому что ты глазами увидишь ее, и туда не войдешь» ( Втор. 3:25–27 ). И написав, по велению Господа, великую песнь ( Втор. 32:44 ) и завет (Втор. ЗЗ:1), и возложив руки свои на Иисуса Навина ( Втор. 34:9 ), чтобы перенял власть его, «взошел на гору Варимскую, она же Авамская. И показал ему Господь всю землю обещанную, и сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010