«Голову с ногами и внутренностями». Начало и середина, как невидимый совет; ноги, как человек. Голова с ногами и внутренностями. Начало, середина и конец: все содержит, заключает и соединяет в Себе самом неразрешимыми связями, сделавшись действительно посредником между Богом и человеком. «Голову с ногами и внутренностями». Высота, глубина и широта суть утверждения земли. «Голову с ногами и внутренностями». Закон и слово, как совет. «Как прекрасны на горах ноги благовестника» ( Ис. 52:7 ). «Костей ее не сокрушайте» ( Исх. 12:46 ), – чтобы удостоверить воскресение с телом. " Подай, – говорит, – перст твой в раны от гвоздей» ( Иоан. 20:27, 25 ), чтобы знать, «ибо дух плоти и костей не имеет» ( Лк. 24:39 ). Опресноки ешьте с горькими травами, – потому что горьки они для тебя и знаменуют горькие дела. «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» ( Ис.1:7 ). «Ешьте пасху с поспешностью» ( Исх. 12:11 ). И конечно, всякому намеревающемуся приступить к такому телу должно быть добрым и трезвым. «Препоясав чресла ваши». Должны быть оставлены природные путы – плотские стремления и грязные удовольствия. »Обув ноги«, – чтобы пути были правильные, опоры – не кривые для утверждения истины. Сандалии ваши, которые Моисей развязал, а Христос подвязал, на ногах ваших. »Сними, – говорится, – обувь твою с ног твоих» ( Исх. 3:5 ), – чтобы видно было временное значение закона. «Я недостоин развязать ремень обуви Его» ( Лк. 3:16 ), – чтобы показать всеобщее значение заключенного договора. «И взяли каждый свой жезл» ( Чис. 17:9 ). Знак божественной силы, опора мыслительной твердости. Жезл (для) Моисея, жезл (для) Аарона, жезл ореховый, жезл, разделяющий бездны морские, жезл, подслащающий горечь источников, жезл, на котором покоятся семь святых даров Духа Божественного: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» ( Ис. 11:2–3 ). Это – пасха, пасха Господня! возгласил Дух, потому что она не образ, не вымысел, не тень, но пасха истинно Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

из церкви Св. Георгия Апортианона на Кипре 1072 (ил. 3) уподоблен лозе Давидовой. Тема лозы Давидовой напоминает о Древе Иессевом. символизирующем единство Ветхого и Нового Заветов и исполнение Божественного обетования о воплощении Мессии и Спасении: «И произойдет отрасль от корпя Пессева. и ветвь произрастет от корня его: и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия... И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясани- ем бедер Его – истина» ( Ис. 11: 1–2. 5 ). Мотив прорастающего древа с изображением Спаса Еммануила – образа воплотившегося Христа Предвечного ( Ис. 7: 14–15 ) на царских дверях XVI в. из капеллы Иоанна Предтечи на Синае 1073 уподобляет вал процветшему жезлу Аарона. Как известно, в христианской экзегетической литературе и гимнографии процветший жезл Аарона является прообразом чудесного рождения Христа. Согласно книге Чисел (17: 8). жезл Аарона, расцветший, пустивший почки и принесший плоды – миндалины в Скинии Свидения решил спор колен Израиля о праве на священство. По повелению Бога он стал храниться в Скинии перед Ковчегом Откровения. «И сказал Господь Моисею: положи опять жезл Ааронов пред Ковчегом Откровения на сохранение, в знамение для непокорных» ( Числа 17: 10 ). Резные врата такого типа утрачивают традиционные филенки и превращаются в своего рода икону. Символика этих враг раскрывается благодаря присутствию на них изображений Давида и Соломона, первых устроителей земного Дома Божественной Премудрости, пророков Моисея и первосвященника Аарона. Традиция их изображения в полный рост на полотнищах врат, лишенных каких-либо конструктивных членений, прослеживается на протяжении столетий от средневизантийского периода вплоть до нового времени. Например, пророки Моисей и первосвященник Аарон изображены на выдающемся по качеству памятнике – царских вратах начала XIII в. из монастыря Св. Екатерины на Синае 1074 (ил. 2). а также на вратах XVI в. из капеллы Иоанна Предтечи на Синае 1075 и на вратах второй половины XVIII в из Византийского музея в Афинах.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Уже в четвертый раз со времени выхода из Египта такие слова говорит Господь Моисею. Как поступили Моисей и Аарон? Они опять пали на лица свои. Здесь мы видим подтверждение слов Писания, что Моисей был кротчайший из всех людей ( Числ. 12:3 ). Что такое кротость? В чем ее проявление? В том, чтобы без гнева терпеливо переносить всякие оскорбления и нападки. «И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ. Стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось» ( Числ. 16:46–48 ). Обратите внимание, как действует Аарон. Он не просто пошел, не будем забывать, что ему уже за восемьдесят, он побежал. Побежал, чтобы встать между живыми и мертвыми и прекратить гибель людей, весьма враждебно по отношению к нему настроенных. Это свидетельство исключительного великодушия Моисея и Аарона, их высокого нравственного состояния, которое гораздо выше того, что можно требовать от человека, жившего до Христа. Это пример пастырского служения, который являет первосвященник Аарон. Мы видим Моисея и Аарона заступниками и предстоятелями народа, несущими свое служение с величайшим самоотвержением.  7.5. Жезл Ааронов Господь подтвердил богоизбранность ветхозаветного священства. Когда от всех колен было положено по жезлу перед ковчегом завета, то жезл с именем Аарона, положенный от колена Левия, не просто расцвел, но и принес плоды ( Числ. 17:8 ). Этот жезл впоследствии хранился в Святая Святых, и предание говорит, что он никогда не засыхал. Это чудо является пророческим. Преподобный Ефрем Сирин объясняет его применительно к воскресению: «Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопокланяемой плоти Еммануиловой, ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным, и понесши неповинное страдание, в Себе Самом явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет Никола Пуссен — французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Долгое время жил и работал в Риме. Практически все его картины — на историко-мифологические сюжеты. Сюжет о чудесном превращении жезла Аарона в змея описывается в книге Исход: «Моисей и Аарон пришли к фараону и сделали так, как повелел им Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов Египетских и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил им Господь» ( Исх. 7.10-13 ). Подобное превращение было дано Моисею как доказательство его общения с Богом и как знак Божественного благоволения, символизирующего победу правой веры над языческим чародейством. Превращение жезла в змея знаменует переход Христа к смерти, а превращение змея в жезл — воскресение Христово с Его Телом, которое есть Церковь. Описание На представленном полотне Моисей предстает перед нами глубоким старцем с длинной седой бородой. Он облачен в струящуюся тогу из дорогой ткани. Жест Моисея выражает изумление и благоговение перед свершившимся чудом, которое предстает перед его глазами — вместо посоха на земле извивается гибкие змеиные тела, сплетенные в клубок. Рядом с пророком процессия волхвов, облаченная в роскошные одежды, которые носили богатые римляне. На лицах их испуг и удивление одновременно: двое из них перстами указывают на змей,  тогда как остальные на небо. Действие происходит в просторной римской зале, справа и слева художник изображает драпировку, играющую роль кулис. Жесты персонажей нарочито выразительны. Мастер чеканной, ритмичной композиции художник из первых оценил монументальность локального цвета: на картине мы видим гармоничное сочетание желтого и оранжево-алого цветов с контрастным белым цветом. Свет падает на главных персонажей, тогда как второстепенные остаются как бы в тени. История Данное полотно относится ко времени пребывания художника в Риме. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 35  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/moisej-prevrashhaet...

И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Ягве Моисею ( Исх. 16:33–34 ). Помимо свидетельства о попечительной милости Божией над Своим народом, сосуд с манной около ковчега прообразовательно указывал на грядущего Мессию, на истинный хлеб, сходящий с небес. О том св. Кирилл Александрийский : «Златая стамна, заключавшая в себе чувственную манну, являет нам свыше сшедшее и животворящее Слово, т.е. от Отца, как бы в священном и нескверном теле» О поклонении и служении в духе и истине, ч. 2, кн. 10, с. 456]. Христос Сам в Капернаумской синагоге сопоставил манну небесную с истинным хлебом жизни, Своей пречистой Плотию, даруемой верным во святой Евхаристии ( Ин. 6:31–33 ). Расцветший жезл Аарона. После бунта Корея, Дафана и Авирона, Ягве явил, что не всем дано священнодействовать, а только колену Левия. Из жезлов от всех колен израильских, положенных пред Ягве, расцвел только жезл Ааронов. И положил Моисей жезлы от всех колен израильских пред лицем Ягве, в скинии откровения. На другой день вошел Моисей (и Аарон) в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левина, расцвел, пустил почки, дал цветы и принес миндали ( Чис. 17:7–8 ). И вот, расцветший жезл Ааронов был положен у ковчега свидетельства для утверждения истинного священства, служителей славы Ягве во Израиле. Св. Кирилл Александрийский : «Итак, то, что жезл процвел, есть ясный признак того, что божественный Аарон светло и особенно избран был из рода Левиина на священнодействие. Но если перейти от этого жезла, как грубого еще образа, к духовному созерцанию, то снова воссияет таинство Христа» [там же, с. 457]. Христос – истинный Первосвященник по чину Мелхиседека и установил в Церкви Своей истинно апостольское священство. Жезл же Ааронов – строгое предостережение всем кореям, дафанам и авиронам всех времен, в том числе и беззаконным самочинным сектантским учителям и пасторам. – Свиток с книгой закона (Торы). Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Ягве, сказав: возьмите сию книгу закона, положите ее одесную ковчега завета Ягве, Бога вашего, и она там будет свидетельством...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Правильная сфера законной теократии может иметь только один религиозный центр, ору высшую духовную власть, одного первосвященника помазанного. Только под условием единства духовной власти может она исполнять свое высшее назначение и быть плодоносной. И когда сыны Израилевы усомнились в этой истине, Бог Израилев особым чудом засвидетельствовал ее. «И говорил Ягвэ Моисею и сказал: — Говори сынам Израилевым и возьми от них по жезлу от (главного в колене) дома отеческого от всех князей в домах отеческих их — двенадцать жезлов, — каждого имя напиши на жезле его. Имя же Аароново напиши на жезле (колена) Лэви; ибо жезл один главе отеческих домов их. И положи их в шатре завета, пред (кивотом) свидетельства, куда Я прихожу к вам на свидание. И будет муж, кого Я изберу, — жезл его расцветет, и устраню Я от Себя ропот сынов Израилевых, что ропщут они на вас. — И говорил Моисей сынам Израилевым, и дали ему все князья их по одному жезлу каждый князь глава отеческих домов их — двенадцать жезлов; и жезл Ааронов среди жезлов их. И положил Моисей жезлы пред лице Ягвэ в шатре Свидетельства. И было на другой день и вошел Моисей в шатер Свидетельства, — и вот расцвел жезл Аарона за дом Лэви; и распустились листья и расцвели цветы и образовались миндалины. И вынес Моисей все жезлы от лица Ягвэ во всем сынам ИзраиАевым; и увидели они 507 и взяли каждый жезл свой. И сказал Ягвэ Моиоею: — верни жезл Ааронов пред (кивот) Свидетельства для сохранения в знамение сынам горечи, чтобы окончился ропот их на Женя, и не умерли бы они. — И сделал Моисей, — как заповедал ему Ягвэ, так и сделал» (Числа XVII, 16—26). Все князья Израильские (и даже всякий Израильтянин) имели право на первосвященство. Но настаиванье на собственном праве оказывается бесплодным, а плодотворно лишь исполнение обязанностей, возложенных свыше. И если они возложены на одного, то притязания многих суть дело горечи и распри, — дело не только бесплодное, но и пагубное; да окончится ропот их на Меня, чтобы не умереть им. VI. Священство есть удел Ягвэ, — часть выделенная из остального народа и посвященная исключительно служению Божию. Первосвященник как вершина и средоточие этого божественного удела представляет собою полнейшую и совершеннейшую жертву человеческого элемента Божеству, он есть всецело «святыня Богу» (кодэш ла — Ягвэ), как и написано на челе его. В этой священной власти божественное начало, как стоящее над человеком, вполне покрывать Собою все человеческое, и это последнее имеет здесь значение лишь постольку, поскольку оно служит простым орудием или проводником божественного действия.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Важно раскрыть духовно-прообразовательный смысл событий библейской истории Мы стремились сделать наше пособие систематическим и универсальным. В книге большой раздел посвящен Священному Писанию Ветхого Завета (168 страниц). Ветхий Завет – наше духовное детство. «Если же вы Христовы, – говорит святой апостол Павел, – то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3: 29). Поэтому в нашей книге мы не просто пересказываем основные события библейской истории, но стремимся раскрыть их духовно-прообразовательный смысл. Приведу пример. После ропота народа на Моисея и Аарона, Господь, чтобы укрепить в народе веру в богоизбранность первосвященника, сотворил чудо с сухим жезлом Аарона . Он повелел Моисею взять ото всех начальников колен жезлы и написать имя каждого на своем жезле. Моисей положил их в скинии собрания перед ковчегом завета. На другой день вошел Моисей в скинию. Жезл Аарона «пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис. 17: 8). Он был положен пред ковчегом откровения на сохранение в знамение для непокорных. Процветший (по-славянски – прозябший) жезл Аарона был символом:      – В притче о мытаре и фарисее последний ставит себе в заслугу два постных дня в неделю. В какие дни постился фарисей? Что говорит ваш учебник: постились люди в библейские времена? – Фарисей из притчи Господней постился два раза в седмицу добровольно, что и ставил себе в заслугу. У фарисеев было в обычае поститься в пятый день недели, когда пророк Моисей взошел на гору Синай, и во второй день, когда он спустился с горы. По Закону Моисея для всех евреев был установлен только один день поста в году – в день Очищения. В вавилонском плену для евреев были установлены еще однодневные посты: в девятый день четвертого месяца – в знак скорби (в 587/6 г. до Р.Х. халдеи взяли Иерусалим), а также в десятый день пятого месяца, в который был разрушен город и сожжен Храм. Однако любой из сынов Израиля мог добровольно наложить на себя пост. О таких постах часто говорится в книгах Ветхого Завета. Пост мог быть однодневным, а иногда продолжался много дней: пророк Моисей на горе Синай в присутствии Бога провел без еды и воды 40 дней. Столько же дней постился и пророк Илия.

http://pravoslavie.ru/97604.html

Жезл Ааронов процветший прообразовал Иисуса Христа, происшедшего от племени Давидова, усеченного до корня, находившегося в неизвестности и унижении. Прибытие израильтян в Кадес. Смерть Мариам. Вода из камня. Смерть Аарона. Медный змий. Завоевание восточной части земли обетованной Когда наступил сороковой год странствования израильтян по пустыне, они пришли в Кадес, на границу Идумеи. Здесь умерла Мариам, а Моисею и Аарону Бог сказал, что они не войдут в землю обетованную, по следующему обстоятельству. Не было воды, и народ поднял ропот на Моисея и Аарона. Моисей и Аарон обратились к Богу. Господь сказал Моисею: «Возьми жезл и с Аароном собери народ, и скажите скале, и она даст из себя воду». Но Моисей и Аарон не в точности исполнили повеление Божие: собрали народ к скале, и Моисей сказал: «Послушайте, непокорные, разве нам из скалы этой известь для вас воду?» – и ударил жезлом в скалу дважды. И потекло много воды. Но Господь сказал Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, дабы явить святость Мою пред Израилем, вы не введете народа этого в землю, которую Я даю ему». Из Кадеса израильтяне хотели идти в Ханаанскую землю чрез Едомскую землю, но царь Едомский не пустил их. Поэтому они должны были обойти Едомскую землю 240 . Когда израильтяне пришли к горе Ор, Моисей, по повелению Божию, возвел на эту гору Аарона и сына его Елеазара, снял с Аарона священные одежды и возложил на Елеазара. После этого Аарон умер на горе 241 . Отправившись от горы Ор, израильтяне в пустыне стали роптать на Бога и на Моисея и говорили: «Зачем вывели вы нас из Египта, чтобы умереть в пустыне? Нет здесь ни хлеба, ни воды; душе нашей опротивела эта негодная пища (манна)». За это послал Господь змеев, которые жалили людей, и умерло множество народа. Когда народ покаялся в своем грехе, Моисей помолился Богу, и Господь сказал ему: «Сделай медного змея и выставь его на знамя, чтобы каждый ужаленный, взглянув на него, оставался жив». Моисей сделал медного змея и выставил его на знамя. После этого все ужаленные змеями, взглянув на медного змея, оставались живы 242 ( Чис. 20, 21:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Много чудес происходило с людьми во время скитаний по пустыне. Некоторые из них записаны в Ветхом Завете. От границы земли Ханаанской евреи по велению Божию возвратились назад в Аравийскую пустыню. Здесь они странствовали 40 лет, переходя с одного места на другое, пока не умерли все, кто вышел взрослым из Египта. Хотя они знали, что Господь послал им это наказание за неверие и неповиновение Богу, однако еще несколько раз во время странствования роптали на Моисея и на Самого Бога. Однажды левит Корей с Дафаном и Авироном подговорили народных старейшин взбунтоваться против Моисея и Аарона. Собравшись против Моисея и Аарона, они сказали: «Мы все равны, зачем же вы ставите себя выше всех и управляете нами?» За этот бунт старейшины были сожжены огнем небесным, а где стояли Корей, Дафан и Авирон, там расселась земля и поглотила их. На другой день весь народ собрался к Моисею и Аарону и стал роптать на них за то, что они были причиной гибели этих людей. Тогда Господь послал моровую язву, от которой умерло около 15 000 человек. Для того чтобы никогда не было спора о том, кому быть первосвященником, Моисей по велению Божию потребовал, чтобы от каждого колена (поколения) сынов Израиля был принесен жезл. Эти жезлы вместе с жезлом Аарона были положены в скинии перед ковчегом. На другой день оказалось, что жезл Аарона расцвел. Это было знаком, что Аарон и потомки его должны быть первосвященниками. На сороковом году своего странствования евреи однажды не нашли в пустыне воды и опять стали роптать. Бог сказал Моисею: «Возьми посох и вместе с Аароном созови народ и скажи скале, чтобы она дала воду». Моисей созвал народ, но не приказал скале дать воду, а ударил жезлом дважды по ней. Воды из нее действительно потекло много, но так как Моисей и Аарон не исполнили повеления Божия, то Господь сказал, что они не войдут в землю Ханаанскую. Вскоре после этого Аарон умер, а первосвященником стал его сын Елеазар. Еще раз евреи подняли на Моисея ропот за то, что не было у них хлеба, а кормили их одной манной. За это Господь послал на них ядовитых змей, от укусов которых много умерло людей. Потом, когда народ раскаялся в своем грехе, Моисей по велению Божию сделал из меди змея и повесил его на высоком шесте. После этого все укушенные, взглянув на медного змея, оставались живыми.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Но те спрятались во дворе скинии, и разъяренная толпа, обступив скинию, хотела побить камнями уже не только Иисуса и Халева, но и Моисеяс Аароном. Вдруг облако Господне осенила скинию, и Господь, обращаясь к Моисею, сказал: « Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя [и от дома отца твоего] народ многочисленнее и сильнее его » (Чис.14:11–12). Вновь Моисей с молитвой обратился к Богу о помиловании Израиля. И вновь молитва вождя спасла евреев от неминуемой гибели. И хотя по молитвам Моисея израильтяне избавились от гнева Божия, Господь повелевает Моисею сообщить народу о том, что ни один израильтянин старше двадцати лет не войдет в обетованную землю: « все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все, раздражавшие Меня, не увидят ее » (Чис.14:22–23). В наказание за непослушание израильтянам теперь предстоит скитаться в пустыне в течение сорока лет (по числу сорока дней пребывания соглядатаев в обетованной земле), и в пустыне закончит свою жизнь все старшее поколение. Сорокалетнее странствование по пустыне Пустыня стала школой нравственного воспитания для народа. Евреи должны были приучиться к точному исполнению закона, данного на Синае, поэтому все нарушители его карались беспощадно. Тем более строго наказывались те, кто сознательно возмущал народ против постановлений закона. Так это было, когда три иудея – Корей, Дафан и Авирон произвели открытое возмущение против Моисея и, особенно против закрепления власти священства за потомками Аарона и коленом Левиным (Числ., гл. 16). Они требовали признания всеобщего священства и отказывались признавать власть Моисея. Возмущение приняло огромные размеры и не утихало, несмотря на увещания Моисея. Тогда народ постиг страшный суд Божий: под восставшими разверзлась земля и поглотила людей Кореевых и все дома их; затем вышел огонь и уничтожил двести пятьдесят мужей, самовольно притязавших на священство. Когда и после этого волнение не утихало, началась в народе болезнь, от которой умерло еще 14 700 человек. И, наконец, было дано особое знамение, подтверждающее первосвященство Аарона: двенадцать жезлов представителей всех колен были положены в скинии, но расцвел только жезл Аарона (Числ., гл. 17). По повелению Божию, чудесно процветший жезл Ааронов был положен в ковчег Завета – в память будущим родам. Это жезл стал прообразом бессеменного зачатия и рождения Пречистой Девой Марией Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010