Из этого стало бы известным, Кто имеет сильнейшую власть, и всем сделалось бы явным наилучшее. Итак, когда он повелел им первым совершить жертвоприношение, они выбрали себе тельца и разрезали его на части по обычаю, и, призывая четверообразного идола, именуемого Ваалом, однако, ничего не сделали. Тем не менее они, как сказано, кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями до пролития крови 32 . Затем повествовательный глас автора продолжает: Они пророчествовали до того, как прошел полдень 33 . А поскольку буква [Писания] не определила с точностью, были ли их пророчества истинными или ложными, не скажет ли кто-нибудь на этом основании, что это были истинные пророки? Ибо в тексте, согласно отрицательному правилу Оригена 34 , должно быть сказано: «Они пророчествовали только с виду, ничего истинного не говорили, поскольку произнесение предсказаний у них не практиковалось». Писание же просто и ясно возвещает: Они пророчествовали до того, как прошел полдень. Разве не следует из самой буквы повествования, что этот случай вполне подобен первому? Ибо если автор того и другого рассказов один и тот же, он из обоих повествований выводит одинаковый смысл. Так же как и здесь, выставив наперед именования идолослужителей, он ясно выразил мнение, что относительно таковых следует иметь в виду, что они лжепророки, оставившие предсказания, – так и там, наперед выставив лица, одержимые бесами, и действия беззаконного волхования, он по умолчанию указал, что должны думать люди, пребывающие в здравом уме, относительно тех, кто лишился рассудка. 9 . Однако, если я буду приводить подобные свидетельства, у меня, вероятно, не достанет времени. Посему я удовольствуюсь тем, что присовокуплю еще один только образ в качестве наглядного подтверждения. В записанном рассказе об Исходе запечатлено, как Сам Господь повелел спутникам Моисея и Аарона 35 бросить на землю жезл перед Фараоном, дабы, когда жезл превратится в змея, египтяне были бы поражены страшным знамением 36 . Когда же это было чудесным образом сделано, правитель, обманываемый своим глупым сумасбродством, призвал, сказано, вместе мудрецов и чародеев Египетских; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

Моисей и Аарон пришли к Фараону ...и сделали так, как повелел (им) Господь ( Исх. 7:10 ), т.е. обратили жезл в змия. Почему до сих пор Моисей медлил явить пред Фараоном полученную от Иеговы чудодейственную силу? Ответ на сие находим в предыдущем стихе. Он должен был начать свои чудотворения по желанию и вызову самого Фараона, дабы не были они нравственным насилием для него. Теперь, когда Фараон не говорит уже, что он не хочет знать Иеговы, а напротив, хочет узнать его и, окруженный своими рабами, требует чуда, теперь всего благовременнее было показать пред ним силу Иеговы. И бросил Аарон жезл свой пред Фараоном .... и он сделался змием. Что значит, что не Моисей совершает чудо с жезлом, а брат его Аарон? В первом стихе сей главы Господь говорит Моисею, что Он делает его как бы богом для Фараона, а брата Аарона – его пророком. Здесь же, на самом деле, Аарон является пророком своего брата не в слове только, но и на деле. Моисей же является пред Фараоном истинно как Бог, по слову и мановению коего даже другой совершает чудо. И призвал Фараон мудрецов (египетских) и чародеев; и эти волхвы... сделали то же своими чарами... но жезл Ааронов поглотил их жезлы ( Исх. 7:11, 12 ). Насчет чарований волхвов египетских существуют различные мнения толкователей. Одни полагают, что чудо волхвов был просто обман чувств, как, например, бывают оптические обманы 454 . Другие полагают, что то была ловкость рук, с какой, незаметно для зрителей, волхвы выпустили змей, находившихся прежде в их жезлах 455 . Третьи думают, что волхвы действовали силой диавольской, по попущению Божию 456 . Наконец, четвертые полагают, что маги египетские действовали естественными, но тайными силами природы 457 . Но ни обмана, ни простой ловкости в действиях египетских магов допустить нельзя, ибо и то и другое Моисей боговдохновенный и притом же сам наученный всей мудрости египетской, конечно заметил бы и не стал бы унижать свою чудодейственную силу состязанием с призраками и фокусами и, во всяком случае, заметил бы об этом для грядущего потомства в своей богодухновенной книге; между тем он говорит, что и Египетские волхвы сделали то же своими чарами и кроме сего жезл Ааронов проглотил их жезлы, значит проглотил не призраки, а действительных змей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но и этот суд Божий не вразумил непокорный народ израильский. Еще не раз во время странствования по пустыне восставал он против Бога и Моисея. Так, один раз подняли бунт против Моисея и Аарона некто Корей с Дафаном и Авироном и в заговор свой вовлекли 250 других знаменитых израильтян. Они начали укорять Моисея и Аарона во властолюбии и требовали, чтобы весь сонм израильский мог равно участвовать в правлении и священстве. Но Моисей отвечал им на это: «Приходите завтра перед Господом с вашим фимиамом, и тогда откроется, кого изберет Господь». Корей, собрав соумышленников своих, действительно явился перед скиниею свидения. Тогда открылась Слава Господня, и из облачного столба Господь сказал Моисею и Аарону: «Отступите от среды народа сего, Я сейчас истреблю всех их!» Но Моисей и Аарон возопили к Господу, говоря: «Боже духов и всякия плоти! Неужели ради греха одного на весь сонм гнев Твой?» Тогда Господь сказал: «Скажи же народу, чтобы отступили они от сонмища Кореева и от сонмища Дафанова и Авиронова». И лишь только народ отступил от них, как земля разверзлась и поглотила преступников со всеми семействами, с палатками и имением их, а на остальных 250 бунтовщиков упал огонь с небеси и пожрал их. Но жестокосердый народ не вразумился и этим; поднялся новый ропот на Моисея и Аарона за то, будто они одни были причиною погибели сих людей. Тогда Господь послал на них моровую язву, и жертвою ее были 14700 человек. В Кадисе народу не достало воды и снова поднялся ропот на Моисея. Но Господь сказал ему: «Возьми жезл твой и, вместе с братом твоим Аароном, созови весь сонм Израилев и в их присутствии скажи камню, чтобы он дал воды». Моисей и Аарон собрали народ и воззвали к нему: «Послушайте вы, непокорные, разве нам из этого камня известь вам воду?» Но Моисей не сказал камню, как повелел ему Бог, а с гневом поднял руку свою и ударил дважды жезлом в камень. Вода действительно полилась из камня, и в таком количестве, что весь народ и весь скот их могли напиться, но Моисею и Аарону сказано было Господом: «Поскольку вы не исполнили верно слова Моего и не прославили Меня перед сынами Израилевыми, за то не вы введете народ сей в землю, которую Я дам им». В память этого гнева Божия источник тот назван был водою пререкания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

XVII. Ожесточение Фараона; десять язв Египетских Оба брата предстали Фараону: «так говорит Господь, сказали они, отпусти людей Моих, чтобы сотворили Мне праздник в пустыне.» – Царь ответствовал: «кто сей, которого гласа я бы послушал? – не знаю Господа, не отпущу Израиля! Зачем развращаете людей моих? Пусть каждый идет на свое дело», и велел приставникам еще более обременить работой пришельцев, лишив их всякой помощи. Народ Израильский принужден был сам собирать солому, для делания кирпичей, и наказанию подвергались не исполнявшие чрезмерных уроков; тщетно вопияли к Царю старейшины, о неправде и обидах: «вы праздны, вы праздны,» было жестоким ответом Фараона, «оттого хотите идти приносить жертву в пустыне.» Старейшины, возвращаясь из палат царских, винили Моисея и Аарона за то, что без пользы ожесточили сердце Фараоново, дав ему только меч в руки, и воззвал Моисей к Богу, его пославшему. «Увидишь, что сотворю Фараону, ответствовал Господь, силой отпустит он народ и изгонит его из земли своей. Я Бог, явившийся Аврааму, Исааку, Иакову, и поставивший с ними завет, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю их странствия. Слышу стенание сынов Израилевых и помню завет мой; скажи им: рукой высокой и судом великим, изведу их из плена Египетского и введу в землю обетованную, их наследие; иди к Фараону, скажи, чтобы отпустил народ мой.» – Но Моисей возразил Господу: «сыны Израилевы не послушали меня по малодушию; как же послушает несловесного Фараон?» «Вот, Я поставлю тебя богом Фараону и Аарона твоим пророком, ответствовал Господь; брату своему скажи слово Мое и он передаст его Царю; вижу и попускаю ожесточение сердца Фараонова и умножу чудеса Мои в Египте, доколе не изведу, рукой сильной, народ Мой и познают Египтяне, что Я Господь.» – Моисей и Аарон, во свидетельство слов своих, повергли пред Царем жезл, который обратился в змея; то же сделали чарованиями и волхвы Египетские, чтобы поколебать веру Фараонову; но жезл Ааронов пожрал жезлы их и отягчилось сердце Царя. – На утро, исходящему к реке, предстали опять оба брата, по заповеди Господней, требуя чтобы отпустил народ, и совершили новое знамение, которое было начатком десять язв Египетских. Тем же жезлом ударил Аарон по водам речным, и воды превратились в кровь, так что издохли все рыбы, и жители принуждены были ископать себе колодези окрест реки; но и волхвы Фараоновы сделали нечто подобное чарованиями, и не смягчилось царское сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Если за первыми девяти казнями мы действительно видим разных богов, которых почитали египтяне, то десятая казнь – смерть первенцев – с чем же она может быть связана? Она может быть связана с тем распространенным явлением, когда к ребенку относятся как к богу, когда вокруг него хороводят и не предоставляют ему никакой самостоятельности, не воспитывают его в страхе Господнем, чтобы «не травмировать его детское сознание». И мы читаем с вами далее: Исх.6:6–7 . «И сделали Моисей и Аарон, как повелел им Господь, так они и сделали. Моисей [был] восьмидесяти, а Аарон восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону». Всегда, когда в Библии упоминается возраст человека, это значит, что Бог его хвалит! Например, сказано, что Измаил пошел на обрезание, когда Авраам обрезал себя и стал обрезывать весь свой дом, в тринадцать лет. Ведь в тринадцать лет он мог просто убежать от этой внешне странной процедуры, но он встал в один ряд вместе со взрослыми мужчинами и прошел обрезание! Когда об Аврааме говорится, что в начале его религиозной деятельности, когда Господь призвал его словами «Лех леха» – «иди и познай себя» – ему было семьдесят пять лет, то это тоже похвала Аврааму! Это значит, что, не смотря на его семидесятипятилетний возраст, жизнь у него только начинается! Здесь же Моисею восемьдесят, а Аарону восемьдесят три. Помните, мы беседовали с вами о том, что Моисей говорил: «Есть другой, которого Ты можешь послать», имея в виду именно Аарона, который на три года был старше его? Обычно, в восемьдесят лет, – ну какие тут могут быть деяния!? Но и у Моисея в эти восемьдесят лет, и у Аарона в восемьдесят три только начинается настоящая жизнь. То есть возраст не может являться каким-то препятствием, если человек получает особое Божье благословение. Ведь по-настоящему жизнь у человека начинается тогда, когда он познает Бога и старается следовать Его святыми заповедями. Исх.7:8–10 . «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: сделайте чудо, то ты скажи Аарону: возьми жезл твой и брось пред фараоном – он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

...и Он (Господь) сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина?... Я буду при устах твоих и при устах его... он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога... ( Исх. 4:15, 16 ). Т.е. Аарон будет узнавать волю Божию от Моисея. Моисей будет источником Божиих откровений для Аарона. Наш славянский перевод, в настоящем случае, есть толкование еврейского подлинника: " ты же (т.е. Моисей) будеши ему (Аарону) в тех, яже к Богу», т.е. будешь тем, что принадлежит или свойственно Богу. И жезл сей, (который был обращен в змея), возьми в руку твою ( Исх. 4:17 ): Конечно, сообщенная Моисею чудодейственная сила была не в его жезле. Но все-таки Господь повелевает Моисею взять с собой в Египет этот именно, а не другой какой-нибудь жезл потому, что он был памятником совершенных Моисеем чудес и мог быть для колеблющегося духа Моисеева уверительным и успокоительным залогом сообщенной чудодейственной силы. И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они?... ( Исх. 4:18 ). Почему Моисей умалчивает пред тестем своим о настоящей цели своего путешествия в Египет? По духу смирения, который не позволял ему обнаруживать ни перед кем тайны своей беседы с Иеговою и своего высокого посланничества, а с другой стороны по осторожности и точному исполнению слов Иеговы, ибо Иегова только посылает его в Египет, но не уполномочивает тотчас же перед всеми объявить о своем посольстве. Черта высокая в избраннике Божием и будущем вожде народа еврейского. И сказал Господь Моисею...: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих... и отправился в землю Египетскую. И сказал Господь Моисею... смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицом Фараона, а Я ожесточу сердце Фараона, и он не отпустит народа ( Исх. 4:19–21 ). Сии слова Божии надо понимать в не собственном смысле, а так, что Господь за нераскаянность Фараона хочет отнять от него способность внимать глаголам благодати своей 443 . Ожесточение сердца человеческого есть такое состояние, когда ни милости, ни наказания Божии не трогают более погрязшего во грехе человека. До такого ужасного состояния человек сам себя доводит, Господь же только допускает такое состояние, не желая делать насилия человеческой свободе; от того-то ниже и говорится, что Фараон сам ожесточил сердце свое 444 . «Бог же приписывает себе действие ожесточения сего так же, как в другом месте Иисус Христос присвояет себе меч, разделяющий фамилии, или как кроткий господин, чтобы изобразить свое снисхождение, может сказать о лукавом рабе, что он его испортил 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Мы можем указать и ещё одно буквальное значение. Так, в ковчеге хранились скрижали Завета, чтобы не дать никому забыть о Законе, по каковой причине [в Писании] сказано: «И дам тебе две скрижали каменные, и Закон, и заповеди, которые Я написал, дабы ты обучил им» 171 детей Израиля ( Исх. 24, 12 ). Жезл Аарона был там для того, чтобы уберечь людей от неповиновения священству Аарона, по каковой причине [в Писании] сказано: «Положи опять жезл Ааронов пред ковчегом откровения на сохранение, в знамение для непокорных» детей Израиля ( Чис. 17, 10 ). Манна хранилась в ковчеге для того, чтобы напоминать им о благодеянии, которое оказал Бог детям Израиля в пустыне, по каковой причине [в Писании] сказано: «Наполните манною гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне» ( Исх. 16, 32 ). Светильник служил для украшения храма, поскольку великолепие дома особенно заметно при хорошем освещении. Далее, светильник имел семь ответвлений, которые, по мнению Иосифа, должны были обозначать семь планет, т. е. что им освещался весь мир. Поэтому светильник был помещен на южной стороне – ведь именно из этого квадранта планеты движутся по направлению к нам. Жертвенник для приношения курений был установлен для того, чтобы в скинии всегда благоухал фимиам, чем выказывалось почтение к скинии и, кроме того, устранялось зловоние, обусловливаемое кровопролитием при приношении жертв (ведь люди отвергают дурно пахнущее как что-то мерзкое и при этом очень ценят то, что благоухает). Стол был помещен для того, чтобы показать, что обслуживавшие храм священники питались от храма, в связи с чем [в Писании] сказано, что никто, кроме священников, не мог есть те двенадцать хлебов предложений, которые выставлялись на стол в память о двенадцати племенах ( Мф. 12, 4 ). При этом стол не был поставлен посредине, перед самой покрышкой, чтобы исключить всякую возможность для служения идолам, поскольку язычники при праздновании луны устанавливали стол прямо перед идолом луны, по каковой причине [в Писании] сказано: «Женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для «богини неба " » ( Иер. 7, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

119 Почему родители Марии призывают для сопровождения её непорочных дев с зажженными светильниками – это объясняет нам само же протоевангелие. Иоаким и Анна беспокоились о том, чтобы их дитя не развлекалось, не обратило бы к ним своих взоров во время пути и не сделало бы несколько шагов назад, что считалось дурным предзнаменованием. Они ставят Марию на одну из ступеней храма. В то время, когда переменяли путевые одежды свои на более торжественные, Мария без сторонней помощи взошла по 15-ти ступеням храма. Апокрифы удивляются не этому обстоятельству (восхождению Марии), а скорее тому, что, восходя по лестнице, она ни разу не обернулась назад, протоевангелие главным образом и обращает вникание только на это последнее обстоятельство. 120 «И получил свой жезл Иосиф, и вот голубь вылетел из жезла и сел на голову Иосифа». Протоеванг., гл. 9, стр. 18, Evang. Аросг., Teschendorf. 121 По протоевангелию: «И отвечал Иосиф: «Стар я и имею сыновей, она же юна. Я боюсь быть посмешищем у сынов Израилевых». Тогда сказал священник Иосифу: «Побойся Господа Бога твоего и вспомни, что сотворил Бог Дофану, и Авирону, и Корею, как разверзлась земля и они поглощены ею за свое сопротивление. Побойся же, Иосиф, чтобы не случилось того же и с домом твоим». И, убоявшись, взял её Иосиф на соблюдение к себе и сказал: «Мария, вот я взял тебя из храма Господня и теперь оставляю тебя в доме своем, и ухожу строить строения свои, но скоро возвращусь к тебе, Господь хранит тебя (гл. 9, Evangel. Apocr., Tischend., p. 18 и 19. 122 «Возьми из сынов Израилевых по единому жезлу, жезл от всех князей их, по домам отечества их, двенадцать жезлов, имя же каждого напиши на жезле его. Имя Аарона напиши на жезле… и да положи их в скинии свидения… и будет человек, его же аще изберу, жезл его прозябнет». 123 «Понеже станетъ царь на старомъ пути, на начал обоихъ путей, еже волхвовати яко же вскипти жезлу и вопрошати ваяныхъ и вражити во утробхъ» и проч. 142 Sota V, 1, см. Selden «Uxor Hebr. lib. III, стр. 13. sq., Fabric. Bibliogr. Antiquar. p. 420. ed, 11. Leben Iesu n. d. Apocryph. R. Hoffm., p. 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

17: 6). Здесь следует продолжить уже приводившуюся цитату из Послания к коринфянам: «и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10: 3–4). «Из духовного последующего камня» – то есть камня, который за ними следует. Святитель Иоанн Златоуст, объясняя мысль св. апостола Павла, говорит, что «хотя это было чувственно [то есть манна и вода, чудесным образом произведенная из скалы], однако подавалось духовно, не по законам природы, а по благодати. Не камень по естеству своему источал воду… но все это сделал некоторый другой, духовный камень, то есть Христос, Который постоянно сопутствовал им и творил все чудеса и поэтому говорит последующаго. Видишь ли мудрость Павла, как он объясняет, что Христос есть податель и того и другого, и таким образом сближает прообраз с истиною?» [см. 77, c. 352]. Святитель Григорий Нисский говорит об этом так: «…ибо тот, кто оставил в воде мертвого египтянина [страсти], познал сладость древа и понежился в апостольских источниках, отдыхая под тенью пальм [в Еламе], способен отныне принять и Бога. Ибо скала, как говорит апостол, – это Христос (1 Кор. 10: 4), недоступный и твердый для неверующих. Но если кто-то приносит жезл веры, то Он становится водой для жаждущих и входит внутрь принимающих Его. Как Он говорит: Я и Отец Мой – “Мы придем к нему и обитель у него сотворим” (Ин. 14: 23)» с. 59]. Здесь указывается на то, что именно вера является возможностью приобщиться к духовным дарованиям, которые изобильно из Бога изливаются. Жезл Аарона есть жезл веры. И некоторое подтверждение этому мы увидим тогда, когда узнаем, как согрешили Моисей и Аарон, в результате чего они не смогли войти в землю обетованную. Битва с амаликитянами . Следующее чудо – это поражение амаликитян, которые пришли и воевали с израильтянами. Иисус Навин, ученик Моисея, руководил битвой, а Моисей в это время молился на вершине холма. Причем было замечено, что когда Моисей молится, воздевая руки, то побеждают израильтяне, когда Моисей ослабевает, то израильтяне начинают проигрывать (Исх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

§ 66. Гл. VII:10–8, 1–15: ожесточение Фараона и противление его воли, Божией, поддерживаемое Египетскими волхвами. Изложание содержания. – Здесь рассказывается о первых трех чудесах, совершенных Моисеем пред Фараоном в состязании с Египетскими волхвами, из которых два последние чуда были вместе и первыми двумя (из десяти) казнями над Египтом. При этом Моисей является для Фараона вместо Бога (истинного), а Аарон, брат Моисея, как пророк его (7:1–2). Первое чудо, совершенное по требованию Фараона в доказательство полученных Моисеем полномочий от Бога, состояло в том, что Аарон, по слову Моисея, бросил свой жезл «пред Фараоном и рабами его», и жезл обратился в змея. Призванные Фараоном волхвы, Ианний и Иамврий ( 2Тим.3:8 ), сделали тоже; но истинность и превосходство чуда Моисеева пред мнимым чудом волхвов обнаружились тем, что «пожре жезл Ааронов оных жезлы». Однакоже сердце Фараона ожесточилось, и он не послушал Моисея и Аарона ( Исх.7:10–13 ). На другой день Моисей и Аарон, но повелению Господа, опять являются пред Фараоном в то время, когда он шел к реке для религиозных омовений. Аарон по слову Моисея ударяет по водам Нила своим жезлом, и все воды Нила и других водохранилищ обратились в кровь, так что перемерли все рабы в реке и вода от гниения их трупов испарилась. и пить ее было не возможно (ст.14–21). Но и волхвы Египетские сделали «своими чарованиями» нечто подобное, и Фараон опять не послушал посланников Иеговы (ст.22–23). Египтяне же принуждены были копать новые колодези, чтобы только найти воду, годную для питья. Это была первая казнь Божия на языческий Египет. Она продолжалась семь дней (ст. 24–25). После того Моисей и Аарон опять являются пред Фараоном с требованием от имени Иеговы отпустить народ Еврейский для служения Богу и совершают новое чудо. По мановению жезла Ааронова из вод выходят жабы и наполняют все жилища Египтян, начиная от дворца Фараона (8:1–6). И этому чуду подражали в малом виде волхвы, но они не могли уничтожить жаб, почему Фараон и просил молитв Моисея (ст.7–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010