Пс.77:15–16 Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене и низведе яко реки воды. Продолжая то же обличение вероломных израильтян, пророк говорит далее о других чудесах, которые Господь Бог сотворил для них во время путешествия их по пустыне, именно он говорит о двух случаях чудесного изведения воды из камня, из которых первое описано в книге Исход ( Исх.17:1–7 ), где повествуется, что когда все общество народа израильского расположилось станом в Рефидиме, и не было воды для питья, то народ с ропотом и укоризнами стал требовать от Моисея воды. Тогда Господь повелел Моисею взять некоторых из старейшин израильских и тот жезл, которым он чудодейственно ударял и разделял воды моря, и идти с ними к скале горы Хорива ударить жезлом в скалу. Когда Моисей исполнил повеление Божие, Господь разверзе камень, и из скалы потекла вода в таком множестве, что ею напоены были многие тысячи народа и скота (напои я яко в бездне мнозе). О другом случае рассказано в книге Чисел ( Числ.20:1–11 ) таким образом: и пришли сыны Израилевы всем обществом в пустыню Син и остановились в Кадисе, и не было там воды ни для народа, ни для скота. И возроптал народ на Моисея и Аарона, говоря: для чего вывели вы нас на это негодное место, где нет ничего, даже воды для питья? И пошли Моисей и Аарон ко входу скинии и пали на лица свои, и явилась им слава Господня. И сказал Господь Моисею: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, и скажите в глазах их скале, она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы и напоишь общество и скот его. И хотя Моисей не в точности исполнил это повеление Господне, тем не менее Господь извел воду из камня, и потекла она в таком множестве, яко реки воды. В обоих этих случаях наглядным образом обнаружена сверхъестественная, чудодейственная сила Божественная, так что эти два чуда воочию свидетельствуют: с одной стороны, о всемогущей силе Божией, которая побеждает естества чин и всегда, когда только благоугодно Господу, разрушает законы природы, а с другой – о Его отеческой любви к Своему народу, покровительствующей ему и пекущейся о его спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Так у св. Ефрема (с. 249) и блаж. Феодорита (с. 110) Иероним приводит это толкование, но сам держится другого, понимая под тремя пастырями Моисея, Аарона и Мариам: «из них Мариам умерла в первый месяц, называющийся nisan, в пустыне Син; в том же месте и в тот же месяц вследствие воды пререкания, Моисей и Аарон были осуждены к тому, чтобы не войти в землю обетования ( Чис.20:10–13 ). И было так, что из тех трех вождей одна была поражена действительною смертью , другие два осуждены на смерть приговором божественного суда» (136). У св. Кирилла разумеются здесь «священники, судьи и сведущие в писаниях закона» – «книжники», или «законники» (с. 159–160). В позднейшее время толкователи более склонны разуметь в данном месте три суровых монархии, у которых в подчинении поочередно были евреи (Keil 620, Haupt 280; Zatw 1881. S. 27, Anm. 2, S. 71 и Anm; Marti 439). – Но и овцы не остаются безнаказанными, по упразднении трех жестоких пастухов они не проявляют должной доверчивости и покорности по отношению к своему Пастырю, и Он находит Себя вынужденным прекратить Свою деятельность по охранению стада, оставив его на произвол судьбы, на гибель от внешних бедствий и от внутренних раздоров. Зах.11:10 .  И возьму жезл Мой – благо­воле­ния и пере­ломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами. В знак этого Он ломает жезл, именуемый «благоволением» или «благодатью», и завет, заключенный Им со всеми народами, разрушается в тот же день ( Зах.11:11 ). Этот завет был благодетелен для охраняемого Пастырем стада, потому что в значительной мере парализовал то зло, которое могли бы языческие народы причинить народу избранному (Keil 622). Зах.11:11 .  И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожида­ю­щие Меня, что это слово Го­с­по­да. Это действие Пастыря доброго правильно понято только частью овец, смиренных и послушных, которые после того уразумели истину божественного посланничества доброго Пастыря и отдались Ему всецело, что и спасло их от гибели, постигшей непокорных овец.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Также прозябший жезл прообразует Богородицу. Особенно распространено это толкование в богослужебных текстах. Например, в каноне праздника Введения во Храм: «Прозябе иногда жезл Аронов, прообразующий, чистая, Божественное рождество, яко без семени зачнеши, и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися» 133 . 7.6. Грех Моисея и Аарона Во время стоянки в Кадесе умирает Мариам ( Числ. 20:1 ). В народе снова возникает ропот из-за нехватки воды, похожий на тот, что был в начале путешествия. Господь повелевает Моисею и Аарону сказать слово скале на глазах всего народа, и она изведет воду. Однако Моисей – трудно сказать, по какой причине, по недостатку ли веры или по раздражению на народ,– вместо того чтобы буквально исполнить повеление Божие, ударяет жезлом по этой скале, причем ударяет дважды. При этом он произносит укоризненное слово, не имея на то указания от Бога, чего ранее никогда не делал. В результате Господь говорит Моисею и Аарону: «за то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» ( Числ. 20:12 ). Понятно, что и в первый раз отнюдь не силою удара была изведена вода из камня, но милостью Божией. Если Господь сказал, что достаточно будет только слов, то следовало этому поверить. Еще в этой связи хочу обратить ваше внимание на ответственность, которую пророк Божий несет за каждое произнесенное им слово. И нам с вами Господь прямо сказал: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф. 12:36 ). В том, что Моисей не ввел народ в землю обетованную, конечно, есть и глубокий символический смысл. Какой? Пророк Моисей в первую очередь ассоциируется с Законом и является его символом. В Евангелии имя Моисея тождественно Закону (см. Лк. 16:29 ). Но если обетованная земля есть прообраз Царствия Небесного, а Закон не может ввести туда человека, то и Моисей приводит народ только до берега Иордана, где во главе его становится человек по имени Иисус. И уже он вводит израильтян в землю обетованную, что, конечно, является символом того, что Закон и пророки – до Христа, а после этого уже благодатью спасается человек и что закон является детоводителем ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Числ. Фегор (по славянской библии Фогор) значит; трещина, пропасть. 2. Гора Нево (по славянской Библ. Навав) 185 тесно связана с одним из достопамятнейших событий в истории Израиля; на этой горе провел последние минуты своей жизни Моисей и на ней скончался по непреложному определенно Божественному, не удостоившись вместе с народом перейти па правую сторону Иордана и вступить в Ханаан, в землю, которая и была в собственном смысле землею Обетованною, конечною целью продолжительной и многотрудной деятельности великого вождя Израильского народа. Кончина Моисея на горе Нево стоит в ближайшей связи с событием, описанным в 20 гл. кн. Числ. Из этой главы мы узнаем следующее. В первом месяце сорокового года по исшествии из Египта сыны Израилевы пришли в безводную пустыню Син и остановились при Кадесе. Отсутствие воды послужило поводом к возмущенно; народ собрался против Моисея и Аарона и возроптал на Моисея: зачем вы привели общество Господне в сию пустыню? И для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место? И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии и пали на лица свои, и явилась им слава Господня. И сказал Господь Моисею: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. Исполняя божественное повеление, Моисей взял жезл и, вместе с Аароном, собрал парод к скале. Но тут, в виду волнующегося народа, в виду сухой каменной скалы, Моисей смутился духом и в нем на мгновение поколебалось дотоле неизменно-твердое упование на Господа. Вместо того, чтобы тотчас же представить Израилю новое доказательство всемогущества Иеговы и тем обличить и прекратить маловерный ропот народа, он сам как бы усомнился в Божественном всемогуществе и, воскликнув: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду? погрешил пред Господом устами своими 186 ; затем вместо того, чтобы «сказать скале», как повелел Господь, словом совершить чудо, он оказал неповиновение воле Божественной, дважды ударил в скалу жезлом 187 , как бы полагая, что для совершения чуда и с его стороны потребно было некоторого рода усилие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

11:16, 17). Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о праздновании субботы в Новом Завете. Исследуя Св. Писание Нового Завета, мы встречаемся с замечательным фактом, что нигде нет ни одного слова и намека на то, чтобы Христос и св. апостолы требовали соблюдения субботы. Ссылка сектантов на слова Христа: «Не думайте что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить – пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна Иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:17, 18 ), нисколько не подтверждает их мнения о том, что Христос не отменил субботы. Если стать на точку зрения адвентистов, тогда придется на основании этих слов Христа признавать и обрезание и вообще весь закон Моисеев. Правда, сектанты делят закон на двое – на закон Моисея и закон Божий, но ведь Христос ясно сказал, что Он не пришел нарушать ни закон ни пророков. Следовательно, с точки зрения сектантов, как они понимают эти слова Христа, они должны обрезываться и вообще соблюдать закон Моисеев. Значит, сектанты, ссылаясь на это место, противоречат сами себе. Как же нужно понимать этот текст? На это мы отвечаем: Христос не нарушал закон и пророков, а обновил их и исправил. Так например, обрезание заменил крещением, празднование субботы заменил празднованием воскресного дня, ветхозаветные обряды заменены новозаветными. Не имеет также никакого основания и деление ветхозаветного закона на закон Моисеев и закон Божий. У евреев был только один закон; это – закон Божий. Закон дан был Богом через посредника Моисея. Так напр., в Св. Писании говорится: «Моисей дал вам обрезание и в субботу принимает человек обрезание,чтобы не был нарушен закон Моисеев» ( Иоан. 7:22, 23 ). Но разве обрезание от Моисея? Ведь оно дано Аврааму и, следовательно, нарушался закон не Моисеев. Это мы приводим для того, чтобы показать, что Св. Писание – и закон Моисеев и закон Божий считается за один закон, идущий от Бога. В других местах Св. Писания закон о жертвах и постановление о браках не называется законом Моисея, а называется «законам Господним» или «заповедью Божией» ( Лук. 2:22, 24 ; Ездр. 9:10, 14 ; Неем. 10:28, 30 ). Итак, можно говорить только об одном Ветхозаветном законе–Божием. Сектанты нам указывают, что каменные скрижали были положены в Ковчеге Завета, а книга закона только с правой стороны Ковчега. Но разве можно на основании сего доказывать преимущество скрижалей перед книгами Завета? Нисколько. В Ковчеге Завета, кроме скрижалей, находились: сосуд с манной, жезл Аарона расцветший ( Исх. 16:32,34 ; Числ. 17:8,10 ). Если бы скрижали были важнее книг Завета, то, очевидно, Бог сохранил бы для нас то, что было важнее. Однако Бог сохранил книги Моисеевы а скрижали погибли. Итак, для всякого беспристрастного искателя истины ясно, что деление сектантами Закона на закон Божий и закон Моисеев – есть произвольная выдумка.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

38. Переход евреев через Чермное море Евреи в количестве шестисот тысяч способных носить оружие мужчин, кроме женщин и детей, вышли из Египта. Они вышли так поспешно, что даже пищи себе не успели приготовить на дорогу. Они прожили в Египте, со времени переселения туда Иакова, двести четырнадцать лет. Евреи направились из Египта пустынною дорогою к Чермному морю. Они были вооружены. Моисей взял кости Иосифа, чтобы похоронить их в Палестине. Днем пред народом шел столп облачный, а ночью огненный, показывая путь. Отпустив народ, фараон сказал, что евреи «заблудились», и что пустыня их заперла. Он и египтяне начали раскаиваться в том, что отпустили народ. Фараон запряг колесницу свою и взял много других колесниц с всадниками и войском, пошел за евреями и настиг их, когда они расположились станом у моря. Евреи сильно устрашились и начали роптать на Моисея и Аарона за то, что они вывели их из Египта и подвергли такой опасности. Но Бог через Моисея велел сынам Израилевым, чтобы они шли. Столп облачный, стоявший пред станом, двинулся и пошел позади их. Это помешало египтянам приблизиться к евреям в ту же ночь. По повелению Божию Моисей поднял жезл свой и простер руку на море. Господь отогнал сильным восточным ветром море и сделал его сушею; и расступились воды. Евреи прошли посредине моря по суше; воды стояли стеною по правую и по левую стороны. Погнались и египтяне со своими колесницами и всадниками вслед за евреями. Но Господь привел в замешательство войско египетское и отнял колеса у военных колесниц, так что египтяне влекли их с трудом. Когда же евреи перешли через море, то Моисей простер руку свою опять над морем, и к утру вода возвратилась на свое место. Так потопил Господь египтян среди моря и избавил евреев от их рук. После перехода через Чермное море евреи воспели благодарственную песнь Богу, а Мариам, сестра Моисея, взяла тимпаны, с нею вышли и все женщины с тимпанами и пели, сопровождая свои песни игрою на этих струнных инструментах и плясками. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

41–50). Для окончательного убеждения недовольных в том, что Аарон с своим потомством избран во священство самим Богом, Господь совершил великое чудо: жезл Ааронов, положенный во святое святых вместе с другими двенадцатью жезлами начальников от всех других колен, в одну ночь «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (гл. XVII). В тоже время Господь подтвердил Аарону, чтобы он с своими сыновьями строго исполняли свои обязанности и не допускали небрежности и неисправности при священнодействиях, а также не допускали ко святилищу и жертвеннику прочих левитов и посторонних, чтобы «не умереть и им, и вам», – сказал Господь: подтвердил Господь также права священников на известные части от жертвенных приношений, на все приносимое к жертвернику и на все заклятое, и права левитов на десятину от всех прибытков Израильтяне, (гл. XVIII). Наконец для очищения от трупного осквернения, чему подверглись очень многие, почти все взрослые Израильтяне, в это страшное время, когда 14.700 человек были мгновенно поражены от Бога, Господь дал «устав закона» о жертве рыжей телицы, пепел которой должен служить к приготовлению очистительной воды (гл. XIX). в) Путешествие от Чермного моря до стана у горы Фасги в земле Моавитской (гл. XX и XXI). – Печальное тридцати-осьми-летнее скитание Евреев вокруг гор Сеирских и пребывание у Чермного моря, куда повелел Господь идти из Кадес-Варни, Моисей проходит молчанием (см. Вт.2:1–3 и Чис.33:36 ). В начале уже сорокового года странствования Евреи пришли в пустыню Син, которая на юге Ханаана и составляет часть пустыни Фаран, и остановились, опять у Кадеса. Здесь умерла Мариам. Здесь же по случаю недостатка воды Израильтяне старого поколения опять роптали на Моисея и Аарона, вспоминая нераскаянно страшные события первого стояния у Кадеса: «о! если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!» Бог повелел Моисею и Аарону известь воду из скалы при торжественном собрании народа. Но при совершении этого чуда согрешили и святые братья, постоянно смущаемые и раздражаемые упорным во зле и неблагодарным народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

7–15). Сказав: «Я есмь лоза», Христос непосредственно за сим объясняет, в каком смысле Он назвал Себя лозой, говоря, что мы должны питаться благодатью Его так же, как ветви питаются соками своего ствола; что мы любовию должны быть соединены с Ним также тесно, как Он соединен со Своим Отцем (ст. 5–10). Но когда Иисус Христос говорит: «Сие есть Тело Мое», Он не дает понять, что Он говорит иносказательно, и не дает никакого объяснения Своих слов. Иудеи соблазнились, многие из учеников оставили Его, все стали говорить: «какие странные слова», но Иисус Христос повторяет ту же истину решительно и ясно: «Если не будете есть Плоти Сына человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Вопрос. Св. Писание не учит ли, что Иисус Христос с Телом пребывает на небе, откуда Он придет при конце видимого мира для страшного суда? Ответ. Это учение ясно выражено в следующих словах Св. Писания: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Вопрос. Как согласить с этим то, что Тело Иисуса Христа присутствует в таинстве Евхаристии? Ответ. В этом убеждает нас тоже Св. Писание, которое учит, что Иисус Христос с Телом пребывает на небе; посему мы верим в то и другое. Тем же, которые увидели бы в этом противоречие, должно указать на то, что Господь, после своего вознесения на небо, видимым образом явился ап. Павлу в Иерусалимской крепости ( Деян.23:10–11 ). Вопрос. Как должно понимать слова Иисуса Христа: «нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» ( Мк.14:7 ). Ответ. Это Иисус Христос сказал о Своем видимом присутствии; невидимо же Он всегда пребывает с верующими в Него: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Вопрос. Как должно понимать слова ап. Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей...»? ( 1Кор.11:26 ). Ответ. Ап. Павел Тело Господа, предлагаемое верующим в таинстве Евхаристии, называет хлебом, потому что оно имеет вид хлеба; но он говорит: «сей хлеб», показывая этим, что он разумеет необыкновенный хлеб. Ап. Павел называет хлебом, но говорит, кто причащается его, тот причащается Тела Господа. Иисус Христос также употребляет слово хлеб, но присовокупляет: «хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Наконец, в Св. Писании есть много примеров, где предметы, природа которых изменена, удерживают то название, которое они имели прежде. Так, Ева названа костью ( Быт.2:23 ); Адам назван прахом, потому что он был создан из праха ( Быт.3:19 ); жезл Аарона назван жезлом и после того, как он превратился в змея ( Исх.7:12 ); вода, которая была претворена в вино, названа водою ( Ин.2:9 ). Св. Писание называет предметы по их наружному виду: так, ангелы, имеющие вид мужей, называются мужами ( Быт.18:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

„Говорит Валаам, сын Веоров, Говорит муж с открытым оком, Говорит слышащий слова Божьи, Имеющий ведение от Всевышнего, Который видит видение Всемогущего. Падает, но открыты очи его. Вижу его, но ныне еще нет Зрю его, но не близко, Восходит звезда от Иакова, И восстает жезл от Израиля, И разит князей Моава, И сокрушит всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, А Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет, И погубит оставшееся от города» 549 . После таких благословений Израилю, Валаам предсказал еще будущую судьбу тогдашних исторических народов, и затем «пошел обратно в свое место», а Валак, потерпев полную неудачу в своем коварном замысле, должен был изыскивать новые средства для борьбы с Израилем. Но ему помог в этом опять Валаам, который, лишившись своей «неправедной мзды» на одном деле, очевидно хотел получить ее на другом. По его совету, моавитяне попытались отвратить Израиля от его главной крепости, Иеговы, искушением сладострастия, и искушение было слишком велико для столь непостоянного народа. Он вполне предался преступной страсти и начал блудодействовать с дочерьми Моава (а также особенно с мадианитянками), и это преступное увлечение привело его к идолопоклонству, так что Израиль «кланялся богам их и прилепился к Ваал-Фегору», то есть, к худшей форме языческого распутного идолослужения. Тогда «воспламенился гнев Господень на Израиля». Нужно было очистить стан израильский от такой скверны. Ревнителем истины выступил Финеес, сын Елеазара первосвященника, внук Аарона, и он, захватив одного наглого блудника на месте преступления, копьем пронзил его вместе с мадианитянкой, после чего последовало общее избиение всех блудников, которых и погибло 24,000 человек. Финеесу за благочестивую ревность дано было обетование вечного священства в его потомстве. Но скоро постиг праведный суд Божий и самого советника на злое дело. По повелению Божию, израильтяне должны были истребить мадианитян, и в последовавшем избиении убит был и Валаам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   Храмом тогда была скиния, которую Писание иногда называет храмом; сказал Бог Моисею: «собери Мне народ в храм»; иногда же Писание называет ее скинией: «построй скинию»; иногда же — скинией собрания, говоря: «поставишь светильник семисвещный в скинии собрания». Моисей и Давид поклонялись и скинии, рукотворному храму, поклонялись и рукотворным предметам, сделанным в честь и славу Божию; ибо этими Божественными предметами и храм был освящен, из-за них и поклонялись храму, как свидетельствует книга Исход: когда закончил Моисей все дело постройки скинии собрания, он вложил в ковчег завет, то есть скрижали, сосуд с манной и жезл Аарона — все свидетельства о Боге, — и внес ковчег в скинию собрания, закрыл ковчег Божий завесой, и тогда облако покрыло храм и славы Господней наполнилась скиния (Исх. 40:18—34; ср.: Евр. 9:2—4). «И воззвал Господь к Моисею... из скинии собрания» (Лев. 1:1). Когда была построена скиния, не было никакого знамения, когда же был внесен ковчег Божий и то, что в нем содержалось, тогда славы Господней наполнилась скиния, и Господь говорил из скинии. Когда же, при Илии, ковчег был пленен, тогда люди восплакали, говоря «Отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий» (1 Цар. 4:22). А когда ковчег возвратился из плена, поставил его Давид в доме Аведдара и сказал: «Возвращу благословение в дом мой», — и взял его из дома Аведдара и перенес в город свой, и благословил Господь город его (2Цар. 6:10—12). Когда же Соломон построил храм, он внес туда все Божественные и досточтимые вещи в храм, то есть ковчег, скрижали, сосуд и другие, и тогда наполнился храм славы Господней и не могли священники стоять на служении (3 Цар. 8:4, 6, 10—11). Подумай только: этими Божественными вещами и храм освятился, и ради них люди поклонялись храму!    Из всех мест собирались люди, чтобы видеть храм и поклониться ему. Не только в самом Иерусалиме, но из других стран и городов поклонялись храму. Писание через Даниила пророка свидетельствует: Даниил в Вавилоне «трижды в день преклонял колени в сторону Иерусалима и молился своему Богу и славословил Его» (Ср.: Дан. 6:10). Разве камням или городским стенам поклонялся пророк? Ясно, что поклонялся он Божественному храму, ибо честен Иерусалим своим храмом, и ради него поклонялся Даниил Иерусалиму. Знал пророк, что Господь Вездесущ — и на востоке Он, и на западе, и на севере, и на юге, — но поклонялся только на юг, в направлении Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010