Вода из скалы. Следующие чудеса произошли в Рефидиме. Первое – это изведение воды из скалы, когда Моисей по повелению Божьему ударил жезлом своим в скалу и из нее пошла вода. Здесь следует продолжить уже приводившуюся цитату из послания к коринфянам: «и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:3-4). «От духовнаго последующаго камене» – то есть камня, который за ними следует. Иногда это понималось так, что ту скалу, из которой Моисей произвел воду, потом погрузили на повозку и возили за собой как постоянный источник воды. Но речь идет не о том. Святитель Иоанн Златоуст говорит так, что «хотя это было чувственно [то есть манна и вода, чудесным образом произведенная из скалы], однако подавалось духовно, не по законам природы, а по благодати. Не камень по естеству своему источал воду, … но все это сделал некоторый другой, духовный камень, то есть Христос, Который постоянно сопутствовал им и творил все чудеса и поэтому говорит последующаго. Видишь ли мудрость Павла, как он объясняет, что Христос есть податель и того и другого, и таким образом сближает прообраз с истиною?» c. 352]. Святитель Григорий Нисский говорит об этом так: «ибо тот, кто оставил в воде мертвого египтянина [страсти], познал сладость древа и понежился в апостольских источниках, отдыхая под тенью пальм [в Еламе], способен отныне принять и Бога. Ибо скала, как говорит апостол, – это Христос (1 Кор. 4:10), недоступный и твердый для неверующих. Но если кто-то приносит жезл веры, то Он становится водой для жаждущих и входит внутрь принимающих Его. Как Он говорит: Я и Отец Мой – »Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23)» Здесь указывается на то, что именно вера является возможностью приобщиться к духовным дарованиям, которые изобильно из Бога изливаются. Жезл Аарона есть жезл веры. И некоторое подтверждение этому мы увидим тогда, когда вспомним, как согрешили Моисей и Аарон, в результате чего они не смогли войти в землю обетованную.

http://sedmitza.ru/lib/text/430931/

Законодатель отметил, что сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской ( Исх. 16:35 ).    Вода из скалы.  Следующие чудеса произошли в Рефидиме. Первое – это изведение воды из скалы, когда Моисей по повелению Божьему ударил жезлом своим в скалу и из нее пошла вода ( Исх. 17:6 ). Здесь следует продолжить уже приводившуюся цитату из послания к коринфянам: «и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор. 10:3–4 ). «От духовнаго последующаго камене» – то есть камня, который за ними следует. Святитель Иоанн Златоуст , объясняя мысль св. апостола Павла, говорит, что «хотя это было чувственно [то есть манна и вода, чудесным образом произведенная из скалы], однако подавалось духовно, не по законам природы, а по благодати. ‹…› Не камень по естеству своему источал воду ... но всё это сделал некоторый другой, духовный камень, т.е. Христос, Который постоянно сопутствовал им и творил все чудеса и поэтому говорит последующаго. Видишь ли мудрость Павла, как он объясняет, что Христос есть податель и того и другого, и таким образом сближает прообраз с истиною?» 104 . Святитель Григорий Нисский говорит об этом так: «ибо тот, кто оставил в воде мертвого египтянина [страсти], познал сладость древа и понежился в апостольских источниках, отдыхая под тенью пальм [в Еламе], способен отныне принять и Бога. Ибо скала, как говорит апостол,– это Христос ( 1Кор. 4:10 ), недоступный и твердый для неверующих. Но если кто-то приносит жезл веры, то Он становится водой для жаждущих и входит внутрь принимающих Его. Как Он говорит: Я и Отец Мой – “Мы придем к нему и обитель у него сотворим” ( Ин. 14:23 )» 105 . Здесь указывается на то, что именно вера является возможностью приобщиться к духовным дарованиям, которые изобильно из Бога изливаются. Жезл Аарона есть жезл веры. И некоторое подтверждение этому мы увидим тогда, когда узнаём, как согрешили Моисей и Аарон, в результате чего они не смогли войти в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими (Иов 1:6–22 — 2:1–10). Свернуть Песнь 5 Пятая песнь посвящена пророку Моисею. Его имя переводится как «взятый из воды». Когда египетский фараон повелел истреблять всех новорожденных евреев, мать Моисея, Иохаведа, желая спасти сына, положила его в корзину и отправила по реке Нил. Младенца случайно нашла дочь фараона и взяла его к себе. Когда Моисей вырос, он однажды увидел, как египетский надзиратель издевается над евреем. Моисей убил египтянина и убежал в пустыню. Вспоминая это событие, Андрей Критский призывает душу усмирить гордыню, чтобы она не мешала покаянию. «Яко Моисей великий египтянина, ума уязвивши, окаянная, не убила еси, душе, и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием?» (Подобно великому Моисею, поразившему египтянина, ты не умертвила, несчастная душа, гордого ума; как же, скажи, вселишься ты в пустыню от страстей через покаяние?) Впоследствии Моисей вывел еврейский народ из Египта через Красное море. Уходя от погони фараона, пророк ударил жезлом по воде. Море расступилось, и евреи смогли перейти его. Затем Моисей простер свой жезл над морем, после чего его воды сомкнулись над головами преследователей. Вспоминая это чудо, преподобный Андрей сравнивает действия Моисея с жезлом с крестным знамением и замечает, что с помощью Божией человек способен совершить великие вещи. «Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити» (Изобрази, душа, Моисеев жезл, поражающий море и огустевающий глубину, в знамение Божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое). У Моисея также был брат Аарон, его ближайший помощник и первый израильский первосвященник. Андрей Критский противопоставляет благочестие Аарона нечестию двух его дальних потомков, сыновей первосвященника Илии Офни и Финееса. Последние жили уже в более позднюю эпоху. Они были священниками, но вели порочный образ жизни, за что в итоге и были наказаны. С ними автор сравнивает свою душу. «Аарон приношаше огнь Богу, непорочный, нелестный, но Офни и Финеес, яко ты, душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие» (Аарон приносил Богу огонь чистый, беспримесный, но Офни и Финеес принесли, как ты, душа, отчужденную от Бога нечистую жизнь).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Иаков положил жезлы в сосуды, получил то, что овцы дяди его зачинали во чреве, и он брал себе приплод. Тот же Иаков хвалился тем, что он с жезлом перешел реку. Он же говорит, что видел лестницу , и на ней, по свидетельству Писаний, утверждался Бог. (…) Прозябший жезл Аарона показал быть ему первосвященником. Исаия предсказал, что от корня Иессеева родится жезл — Христос. И Давид говорит, что праведный, “как дерево, посаженное при проходах рек , которое во время свое даст плод свой и которого лист не отпадет”. Еще сказано, что праведник “процветет, как финик ”. У дерева Бог явился Аврааму, как написано, “у дуба Мамврийского”. По переходе чрез Иордан народ нашел семьдесят ив и двенадцать источников. Давид говорит, что чрез жезл и палку он получил от Бога утешение. Елисей, бросив дерево в реку Иордан, вызвал со дна железный топор, с которым сыновья пророческие пришли рубить деревья на постройку дома , чтобы в нем читать и размышлять о законе и повелениях Божиих, как и Христос наш искупил нас, погруженных в тягчайшие грехи, сделанные нами, — через Свое распятие на дереве и через освящение нас водою» . В другом месте святой Иустин говорит о древе Ноева ковчега: «Христос, перворожденный всей твари, сделался также началом рода, рожденного Им посредством воды и веры, и дерева, содержащего таинство креста, подобно как Ной спасся на дереве, плавая по водам с семейством своим» . То же у Иринея Лионского: «И когда Иаков шел по Месопотамии, он видел в видении, что Он стоял вверху на лестнице . То есть на дереве , которое простиралось до самого неба, ибо по ней восходят на небо верующие в Него» . И опять Тертуллиан: «Вот и еще дерево , которое Исаак, сын Авраамов, нес на плечах своих для принесения себя в жертву, когда Бог того потребовал. Поскольку это был символ, исполнение которого Христос предоставил Себе: то Исаак был пощажен, а вместо него вознесен на жертвенник овен, держимый рогами в кустарнике. Христос тоже нес на плечах Своих древо креста и пригвоздил тело свое к рогам или оконечностям его, увенчанный тернием.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Раз, находясь со стадами своими у горы Хорив, Моисей увидел куст, горевший огнем и не сгоравший. Изумленный, он подходит ближе к тому месту и слышит голос, взывавший к нему из куста: «Моисей! Моисей!» «Что, Господи?» – отвечал он. Голос продолжал: «Не приближайся сюда! Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором стоишь, есть святая земля!» И потом сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова!» Тогда Моисей, объятый благоговением, закрыл лицо свое. Бог же сказал: «Я вижу бедствие народа Моего в Египте и хочу теперь избавить его от рук египтян и ввести в землю, текущую млеком и медом. Итак, пойди туда! Я пошлю тебя к фараону, и ты изведешь из Египта народ Мой, детей Израилевых». Призвание было слишком важно, и Моисей стал отказываться. «Кто я такой, – говорил он, – чтобы мне идти к фараону и извести детей Израилевых из Египта?» Бог же сказал ему: «Я буду с тобою». «Но поверят ли мне дети Израилевы? – продолжал Моисей. – Не скажут ли: «Господь не являлся тебе!»?» Тогда Бог говорит ему: «Что у тебя в руке?» «Жезл», – отвечал Моисей. «Брось же его на землю!» Моисей бросил жезл на землю, и вдруг он обратился в змею. Моисей в испуге отскочил. Но Господь сказал ему: «Протяни руку твою и схвати ее за хвост!» Он сделал это, и змея обратилась в руках его опять в жезл. Далее говорит ему Бог: «Положи руку твою в пазуху!» Моисей сделал это, и рука его покрылась проказою, как снегом. Но, по гласу Божию, он снова положил руку в пазуху, и она стала опять чиста, как и прежде. «Если, – сказал Бог, – они не поверят и этим двум знамениям, то возьми воды из реки, вылей ее на землю – и вода станет кровью». Но Моисей продолжал отговариваться: «Ах, Господи! Никогда не был я красноречив; к тому же, косноязычен я». Господь же ответствовал: «Кто даровал уста человеку? Или кто делает немым и глухим, или зрячим и слепым? Не Я ли, Господь Бог ? Итак, иди; Я отверзу уста твои и научу тебя, что ты должен говорить». И потом прибавил: «Вот брат твой Аарон выйдет к тебе навстречу. Ты же вложи слова твои в уста его, и он будет говорить за тебя». Тогда Моисей повиновался. Пришед в Египет, Моисей нашел брата своего Аарона и вместе с ним, собрав старейшин израильского народа, возвестил им, что Бог хочет извести народ свой из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Действительно, по слову Божию – «Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» ( Исх.10:21–23 ). Затем, Господь преложил или претворил воду Египтян в кровь и вместо с тем уморил рыбу их, жившую в той воде. – Так именно, по повелению Господа – «поднял Аарон жезл свой и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в рек (Нил!) превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могла пить воды из реки; и была кровь (вместо воды) во всей земле Египетской» ( Исх.7:20–21 ). Потом, чрез Аарона, послал Господь на Египет такое множество жаб, что ими закипела вся земля, т. е. земля произвела их такое множество, что они двигались и прыгали всюду длинными и густыми рядами, представляя вид сильно взволнованной, как бы кипящей массы... Этих жаб было такое множество, что они проникали всюду, даже в сокровищницы царей или в самые внутренние и потайные места, царских дворцов – спальни и кладовые ( Исх.8:5–6 ; ср. ст. 12–14). 31–33. Рече, и приидоша пессия мухи, и скнипы во вся пределы их. Положи дожди их грады, огнь попаляющь в земли их: и порази винограды их и смоквы их, и сотри всякое древо предел их. Когда Фараон продолжал упорствовать и не отпускать Израильтян из Египта, то Господь продолжал посылать на него новые и новые казни, при посредстве; Моисея и Аарона. – Сказал Господь и пришли песии мухи, – насекомые, особенно назойливые и кусающие с нетерпимою болью. И пришли также скнипы – очень мелкие мухи (москиты), всюду проникающая и кусающая особенно ночью. Те и другие наполнили все пределы их, – были ее в окрестностях! какого-либо города, по берегам какого-либо озера, болота, реки, канала, а всюду. – Это было именно так: «Аарон простер руку свою с жезлом своим (чудодейственным!»), ударил в персть земную, и яви шее мошки на людях и на скот. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской» ( Исх.8:17 ; ср. Ис.77:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Едва израильтяне собрались в поход, как заболел первосвященник Аарон. Моисей по повелению Божию на глазах всего народа возвел умирающего первосвященника на гору Ор. Там Моисей снял с Аарона первосвященнические одежды и облачил в них Елеазара, третьего сына Аарона. Так впервые совершился обряд передачи первосвященнического звания от отца к сыну. Аарон умер на горе Ор и был там оплакан и погребен. Медный змей  Чис. 21 После погребения своего первосвященника израильтяне двинулись на юг, к заливу Акаба. Они шли по длинному каменистому ущелью, страдая от недостатка воды и пищи. Утомленные люди стали опять роптать на Бога и Моисея. За это их постигло очередное наказание: в лагере появилось огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерли многие люди. Видя наказание Божие израильтяне раскаялись и просили Моисея помолиться о них Господу. Господь повелел Моисею отлить медного змея и прикрепить его на знамя посреди лагеря. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змея, тот оставался живым. Этот медный змей в Ветхом Завете был прообразом Христа, Спасителя. Христос распял с Собою на кресте все наши грехи, и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от своих грехов и спасаемся от вечной смерти (Ин. 3. 14–15). Дальнейший путь к обетованной земле От берега залива Акаба израильтяне свернули на север, обогнули враждебный Едом и с боями стали продвигаться к восточному берегу Иордана. Вскоре евреи завладели всем Заиорданьем, вплоть до озера Геннисарет. Теперь у них была удобная база для нападения на Ханаан, и Моисей приказал сосредоточить войска в Моаве на восточной стороне берега Иордана. На противоположном берегу, верстах в двенадцати от реки, возвышались грозные твердыни Иерихона, который как бы держал в своих руках ключи к земле обетованной. Моавитский царь Валак с тревогой следил за успехами израильтян: после победы над амореями и царем Огом они стали опасными соседями. Боясь выступить против них открыто с оружием в руках, Валак решил прибегнуть за помощью к пророку Валааму. О Валааме, который жил на Евфрате, ходил слух, что кого он благословит, тот будет благословен; а кого он проклянет, тот проклят. Моавитский царь через послов просил пророка прийти к нему и предать проклятию израильский народ. Валаам пришел к Валаку, но вместо того, чтобы проклясть пришельцев из Египта, он с вершины горы по внушению Божию благословил еврейский народ. Свое благословение Валаам окончил пророческим предсказанием о том, что в израильском народе явится Спаситель мира: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17). Правда, после этого благословения Валаам посоветовал Валаку разложить еврейский народ посредством моавитских распутных женщин, но Моисей и первосвященник Елеазар разрушили коварный совет Валаама. Израильтяне истребили многих моавитян; при этом избиении был убит и Валаам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

И вот Моисей поднял жезл к небу, и Господь навел южный ветер на целый день и на всю ночь; было утро, и ветер южный поднял пругов и навел их на всю землю Египетскую, и они во множестве напали на все пределы земли Египетской; прежде этого не было таких пругов и после не будет. И покрыли они всю землю, и истлела земля: они съели всю траву и всякий плод на деревьях; не осталось никакой зелени ни на деревьях, ни на земле по всей земле Египетской. Фараон поспешно позвал к себе Моисея и Аарона и сказал им: согрешил я пред Господом Богом вашим и пред вами. Простите еще ныне мой грех и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он избавил меня от этой смерти. Моисей вышел от фараона и помолился Господу. Господь переменил ветер; подул сильный ветер с моря и взял пругов, и бросил их в Чермное море: по всей земле Египетской не осталось ни одного пруга. Фараон опять, по жестокосердию, не захотел отпустить евреев. Господь сказал Моисею: простри руку свою к небу; пусть будет тьма по земле Египетской, осязаемая тьма (густая). Моисей простер руку свою к небу, и стали тьма, мрак, буря на всей земле Египетской три дня. Никто не видал брата своего три дня, никто не вставал с постели своей три дня, между тем как у израильтян был свет во всех их жилищах. Фараон опять позвал Моисея и Аарона и сказал им: идите, послужите Господу Богу вашему: только овец и волов оставьте, а имение ваше пусть пойдет с вами. Моисей сказал: нет, ты дай нам и всесожжения, и жертвы, которые принесли бы мы Господу Богу нашему. Не имение только наше, но и скот наш пойдет с нами: не оставим и копыта; мы из него принесем жертвы Господу Богу своему; если не будет с нами скота, чем мы послужим Богу своему, когда придем на место? Фараон ожесточился на этот раз сильнее всех предыдущих разов. С гневом сказал он Моисею: ступай прочь от меня и не являйся больше ко мне на лицо. Если же явишься, смерть тебе. А Моисей сказал: если тебе угодно, я не явлюсь к тебе больше. Гл.11. Господь говорит Моисею: еще одну язву наведу Я на фараона и на Египет, и после того он отпустит вас отсюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак, Моисей, по повелению Божию, взял жезл Аарона, хранившийся в скинии, собрал народ перед камнем и сказал ему: «Послушайте, народ мятежный и маловерный, можем ли мы извести вам воду из сего камня, после того, как вы сделались столь недостойны такого чуда»? Потом Моисей воздвиг руку свою и ударил камень два раза жезлом (вместо того, чтобы, как повелел Господь, только сказать ему слово) – и из него истекла вода в таком изобилии, что достаточно было для утоления жажды народа и всех стад его. Господь прогневался на Моисея и Аарона и сказал им: «За то, что вы не уверовали в Меня и не прославили Меня перед сынами Израилевыми, не сочли достаточным одного слова для изведения воды из камня, за это вы не введете этот народ в землю, которую Я дам ему». Место, где сыны Израилевы роптали на Господа, и где Господь чудесным изведением воды из камня явил им славу Свою, а Моисею и Аарону объявил Свой гнев и наказание, названо водой пререкания. Назидательные размышления Вот для нас превосходный пример осторожности в наших суждениях! Не судите, – говорит нам Иисус Христос, – да не судимы будете: вот истина, достойная внимательного размышления! Один кажется нам виновен и между тем, на самом деле, совершенно невинен, или, по крайней мере, согрешение его весьма извинительно; другой кажется нам непорочным, но он не таков в глазах Того, перед Которым единым открыты сокровеннейшие тайны совести. Читая повествование о чудесном изведении воды из камня ударом жезла Моисея, мы не замечаем в этом случае ничего такого, чем бы Моисей и Аарон могли прогневать Бога: но мы не можем не поверить существованию со стороны их какой-нибудь вины в этом случае, когда Сам Бог упрекал вождей народа Своего в маловерии и строго наказал их за оное. Пример Моисея, впадшего в согрешение, для нас весьма поучителен; этот случай нам представляет новый опыт немощи человеческой и побуждение бдеть неусыпно над собой, не полагаясь на свою мудрость и добродетель, и молить Господа, да сохранит нас от падения. Подобный поучительный пример немощи человеческой представляет ладение Давида – одного из знаменитейших предков Мессии, Петра – первоверховного Апостола, который изъявлял даже готовность пожертвовать жизнью. «Тем же», -по совету Ап. Павла, – мняйся стояти, да блюдется, да не падет» ( 1Кор. 10, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Казни египетские  Исх. 5–11 С того памятного дня, когда Моисей в приступе гнева убил египтянина, прошло сорок лет. В Египте уже правил другой фараон, при его дворе служило новое поколение чиновников. Можно было думать, что преступление Моисея стерлось в памяти людей, и бывшему изгнаннику ничего больше не угрожало. Впрочем, кто бы узнал в бородатом азиате в грубом, длинном плаще с пастушьим посохом в руке изысканного молодого египтянина, приемного сына царевны, о котором когда-то столько говорили! Смело вошел избранник Божий вместе со своим братом к фараону и сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но египетский владыка отверг просьбу Моисея, он резко ответил просителям: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа Израиля не отпущу» (Исх. 5:1–2). С этими словами фараон выдворил ходатаев за угнетенный народ, а своим чиновникам сказал, что от безделья у евреев такие праздные мысли, поэтому их надо еще больше закабалить. В виде наказания он повелел израильтянам не только вырабатывать ранее установленную норму кирпичей, но сверх того самим доставлять солому для их выделки. Это требовало дополнительного рабочего времени, так как соломы в Египте было не слишком много и приходилось искать ее по всей стране. А если кто-либо по этой причине не успевал изготовить установленное количество кирпичей, ему грозила тяжелая кара. Израильтяне, удрученные таким оборотом дела, сетовали на Моисея за то, что его ходатайство перед фараоном принесло больше вреда, чем пользы. Тогда Моисей и Аарон по повелению Божию опять явились к царю. Чтобы убедить его, что они действительно посланники Божий, Аарон бросил на пол свой жезл, и он мгновенно превратился в ползающего змея. Но фараон с улыбкой сожаления посмотрел на Моисея и Аарона, велел привести своих чародеев, и те проделали то же самое, что и Аарон. На фараона не произвело особого впечатления даже то обстоятельство, что змей Аарона пожрал змеев египетских волхвов. Сердце фараона ожесточилось, и он велел выпроводить братьев из дворца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010