А. составил «Толкование на Апокалипсис», в к-ром он использует труды Андрея Кесарийского и Икумения . Не сохранились написанные А. анакреонтические стихи, посвященные Патриарху Фотию, празднику обновления Новой церкви в К-поле и т. д. По предположению Й. Кодера, А. является автором т. н. «Монемвасийской хроники», повествующей об основании г. Монемвасии и о событиях, происходивших на Пелопоннесе в кон. VI - нач. IX в. Из собрания рукописей, принадлежащих А., сохранились рукописи Евклида, Платона, Аристотеля, Элия Аристида, сочинений раннехрист. апологетов, Лукиана, догматических сочинений, Номоканона XIV титулов . На полях нек-рых рукописей А. своей рукой делал замечания, и они являются одними из древнейших автографов, сохранившихся до наст. времени. Также известны схолии А. на Свящ. Писание, на письма и «Амфилохии» Патриарха Фотия. Соч.: PG. 106. Col. 493-785; Проповедь на 1-й псалом/Пер. еп. Арсения (Иващенко). М., 1891; Arethae Scripta Minora//Ed. L. G. Westerink. Lpz., 1972. 2 vol. Лит.: Κουγες Σ. Ο Καισαρεας Αρθας κα το ργον ατο. Αθναι, 1913; Schmid J. Untersuchungen zur Geschichte des griechischen Apokalypsetextes. I. Der Apokalypsetext des Arethas von Kaisareia//BNJ. 1936. Beih. 17; idem Die handschriftliche Überlieferung des Arethas von Kaisareia//BNJ. 1939-1943. Bd. 16. S. 72-81; Шангин М. А. Византийские политические деятели первой половины X в.//Визант. сб. М.; Л., 1945. С. 228-248; он же. Письма Арефы - новый источник о политических событиях в Византии 931-934 гг.//ВВ. 1947. Т. 26. С. 235-260; Jenkins R. , Laourdas B. , Mango C. A. Nine Orations of Arethas from cod. Marc. gr. 524//BZ. 1954. Bd. 47. S. 1-17; idem. Eight Letters of Arethas on the Fourth Marriage of Leo the Wise//Hellenika. 1956. T. 14. Р. 333-372; Псамафийская хроника/Пер., предисл. и коммент. А. П. Каждана//Две византийские хроники Х века. М., 1959. C. 116-117, 124; Zardini E. Sulla biblioteca dell " arcivescovo Areta di Caesarea (IX-X secolo)//Akten des XI. Intern. Byzantinistenkongresses. Münch., 1960. S. 671-678; Lemerle P. Le premier humanisme byzantin. P., 1971. P. 237-280; Koder J. Arethas von Kaisareia und die sogennante Chronik von Monembasia//JÖB. 1978. Bd. 25. S. 75-80; Podskalsky G. Byzantinische Reichseschatologie. Münch., 1972. S. 88-89; Fonki B. L. Scriptoria bizantini. Risultati e prospettive della ricerca//RSBN. 1980-1982. Vol. 17-19. P. 99-108.

http://pravenc.ru/text/75908.html

   Надо признать, что испанец Феодосий, далекий от Востока, прибыв сюда, не принял ошибочной позиции гордого римского властителя. Пред ним развернулась картина фактической оккупации всего Востока завоевателями. Но готы инстинктивно и разумно чувствовали, что, сохраняя оккупационное верховенство, они одни еще не в силах создать здесь нормальный государственный уклад. И Феодосий разумно пошел навстречу этому государственному кондоминиону. Он два года (379—380) резидировал в Фессалонике, вел искусные переговоры с готами и сорвал их завоевательский дух. Он уступил им места поселения и здесь, в Европе, во Фракии, и на Востоке через проливы в Малой Азии. Равным образом привлек их к равноправному участию и в военном и гражданском управлении.    Феодосий был религиозен и верен западному никейскому православию, как и жена его Элия Флакилла. Они оба противополагали себя Востоку, отравленному арианством. A в этот момент в гибели Валента видели Божию кару за еретичество. Оба вдохновлялись изгнанием арианской болезни и восстановлением на Востоке их римского, западного православия, опираясь на ромофильствующую Александрию. Так как на церковно-римскомЗападе к этому времени установился согласный мир и союз власти церковной и государственной, то заложенные в основу его еще Константином Великим предпосылки языческой теократии теперь беспрепятственно воплотились в тот всем понятный союз религии и государства, который раньше лишь по горькому недоразумению породил период гонений. Теперь в сознании и самих императоров, и епископата, можно сказать, мгновенно, как нечто самопонятное, традиционное и не требующее доказательств, всплыло тысячелетнее римское слияние религии с государством, власти императорской с властью жреческой. Раз дана Imperium, то в тех же руках дано и sacerdocium. Раз дан imperator, то в его лице дан и pontifex maximus. На Западе это самосознание уже быстро скристаллизовалось и стало, как говорится, «само собой разумеющимся». На Востоке, еще не обретшем мира церковного, такого упрощенного представления о гармонии церкви и государства еще не было.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ИЕРУСАЛИМ, КОТОРЫЙ ВИДЕЛ ХРИСТОС 4 мин., 20.01.2010 Тысячи христианских паломников ежегодно стекаются в Иерусалим, чтобы посредством посещения святых мест мысленно вернуться к деталям священной истории и стать соучастниками библейских событий. Но сегодня вы уже не увидите Иерусалим таким, каким его видели Христос и апостолы, — от того города в первозданном виде сохранилось лишь несколько археологических объектов. Иерусалим и христианские памятники в этом городе многократно разрушались и перестраивались. Критичными стали разрушения, произведенные римлянами во время первого и второго антиримских восстаний (66–70 и 132–135 годы), после чего город был заново отстроен римскими властями под именем «Элия Капитолина». В позднейшие периоды церкви и святыни неоднократно разрушались, воссоздавались, перестраивались... Все эти позднейшие постройки могут ввести в заблуждение современного паломника как изменившимся внешним видом (в готическом или турецком стиле), так и дислокацией — например, нынешняя крепостная стена, построенная в основном при султане Сулеймане Великолепном (после 1538 г.), только на отдельных отрезках совпадает со стенами города в новозаветный период, а предполагаемое место, где располагалась Голгофа, оказалось в городской черте. По каким же постройкам можно понять, как выглядел Иерусалим времен Христа? Самым важным археологическим объектом того времени следует признать юго-западную, южную и юго-восточную части стены платформы Храмовой горы. Благодаря раскопкам в XX веке была расчищена часть иродианской улицы, проходившей во времена Христа вдоль западной стены Храмовой горы. В этой части хорошо видна типичная иродианская кладка — огромные камни, весом, как правило, около 70–80 тонн, с узнаваемой отделкой. Знаменитая арка Робинсона указывает на один из входов на Храмовую гору. Другой интересный артефакт — трубный камень, который изначально находился на юго-западном углу карниза Храмовой горы и указывал место, где должны были стоять священники, трубя в трубу, чтобы возвещать о наступлении или окончании субботы.

http://foma.ru/ierusalim-kotoryij-videl-...

Начало II столетия ознаменовалось появлением Симона Бар-Кохбы (Сына Звезды), в Талмуде называемого Бар-Козибой (Сыном Лжи). Отношение к этому человеку было неоднозначным, но самый авторитетный раввин того времени – равви Акиба принял его, уверовал, благословил и провозгласил Мессией. Объявленный Мессией, Бар-Кохба поднимает второе восстание против римлян. В то время римский император Адриан начинает восстановление Иерусалима под названием Элия Капитолия. На месте Голгофы и Храма Соломона он воздвигает капища римских богов и богинь. Иудеи восприняли это как величайшее осквернение своих святынь. И вот Бар-Кохба, как Мессия, поднимает восстание, и ведет иудеев. Интересна его молитва, сохранившаяся в Талмуде: «Господи, можешь не помогать, только не мешай!» Эти слова очевидно проникнуты духом антихриста. «Я пришел во имя Отца, и Меня не приняли. Другой придет во имя свое, и его примите…» Ждать пришлось недолго; со времени Христа прошла всего сотня лет. Закончилось все разгромом восстания римской армией. С тех пор иудеи рассеяны по всей земле. Сама иудейская синагога была вынуждена признать Бар-Кохбу лжемессией. Представьте себе трагедию эмаусских путников. Мы редко задумываемся о ней. Ведь они уверовали в живого Христа, и вот уже третий день как оказывается, что Иисус из Назарета, Тот Иисус, Который насытил пятью хлебами пять тысяч человек, Тот Иисус, Который произнес Нагорную проповедь, исцелял и изгонял бесов, мертв! Неужели Он оказался, страшно вымолвить это слово, обманщиком? Уже третий день, как Его нет на земле, значит, пророчества не сбылись! Путники говорят об этом Воскресшему Иисусу, и, как мы знаем, Господь открывается им в преломлении хлеба. Но какое испытание веры! Какую трагедию духа суждено было пережить этим людям! Так же пришлось разувериться в Бар-Кохбе и иудеям. Но на этом антихристианство не закончилось. Саббатей Цви в заключении История иудаизма знает еще одного лжемессию – Саббатея (Шабтая) Цви. Шел XVII век. Это время было неласковым к иудеям. Еще полыхали костры инквизиции, существовали гетто – еврейские кварталы, за пределы которых иудеям выходить запрещалось, систематически устраивались погромы, вызывая ответную ненависть иудеев по отношению к христианам.

http://pravoslavie.ru/58221.html

Беотийское захолустье оставалось для Плутарха милым родным домом на всю жизнь. Конечно, человек с его живостью и любознательностью не мог отказаться от путешествий: помимо двух посещений Рима, он побывал в Александрии, по-видимому, также в Ионии, а уж материковую Грецию изъездил вдоль и поперек. В связи со своими учеными занятиями он испытывал постоянную потребность в посещении мест исторических событий и особенно в хороших книжных собраниях, которых, как он сам жалуется, в Херонее ему недоставало; разглядывать памятники старины и расспрашивать о местных обычаях было его страстью. Тем более примечательно, что большую часть жизни он провел на родине. «Что до меня, то я живу в маленьком городе и, чтобы он не сделался еще меньше, охотно в нем остаюсь», – замечает он сам («Демосфен», 2). Для него было внутренне невозможным избрать жизнь гастролирующего виртуоза-софиста или странствующего философа, которую в течение продолжительного времени вели и Дион Хрисостом, и Элий Аристид, и Лукиан. Другое дело, что ему случалось выступать с популярно-философскими лекциями в Сардах и в Италии; такие выступления в чужих городах, которые сами по себе были неизбежной уступкой культурному быту эпохи, в его жизни оставались эпизодами. В целом ему чужда была атмосфера космополитизма и сенсации, которая сформировала нервность Диона Хрисостома, самомнение Элия Аристида. Патриотизм – одна из важнейших ценностей Плутарха. В темпераментно написанном трактате «Хорошо ли сказано: «Живи незаметно?» он убежденно отстаивает против эпикурейцев идеал гражданской общности и активности: «…Но тот, кто славит в нравственных вопросах закон, общность и гражданственность, …чего ради ему скрывать свою жизнь? Чтобы ни на кого не оказать воспитующего воздействия, никого не побудить к состязанию в добродетели, ни для кого не послужить благим примером? Если бы Фемистокл скрывал свою жизнь от афинян, Камилл – от римлян, Платон – от Диона, то ни Эллада не одолела бы Ксеркса, ни город Рим не сохранил бы своего существования, ни Сицилия не была бы освобождена.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Однажды рано утром я сидела одна под развесистою смоковницей, когда к ограде подошли двое странников и, поклонившись мне, сказали: — Мир дому сему и всем в нем живущим! — Войдите, — пригласила их вдова, увидев их из окна, — войдите, у меня найдется хлеб, если вы голодны, и вода для обмытия ваших ног. Странники вошли в дом, и, когда насытились и отдохнули под гостеприимным ее кровом, один из них сказал ей: — Наступил день спасения для дома твоего! Мы — ученики Иисуса Назорея, посланные Им по городам и селениям, чтобы проповедовать Евангелие, ибо явился Мессия в мир. Услышав эти слова, мы с Марией сильно обрадовались, потому что уже давно ничего о Нем не слыхали. Они сообщили нам” что Пророк в настоящее время находится в Самарии, где приводит народ в изумление Своими чудотворными деяниями. — Не придет ли Он в наш город? — спросила вдова, и глаза ее заблистали радостною надеждой. — Он, наверное, будет здесь, — ответил один из учеников — и если узнает, что вы приняли нас, без сомнения, посетит ваш дом, ибо никогда не забывает чаши с водой, поданной во Имя Его. Странники ушли, призвав благословение Божие на наше смиренное жилище, но не прошло и получаса, как до нас начали долетать громкие крики и брань. Мы с Марией тотчас поднялись на крышу и увидели наших посетителей, стоящих на площади у входа в синагогу и призывающих к покаянию собравшийся около них народ. Но жестокосердные жители Наина не хотели внимать их словам и с яростью бросали в них камнями. Тогда один из них, сняв с ног сандали, отряс прах от ног своих и громко провозгласил: — Как вы отворотились от грядущего к вам спасения, так и мы обращаем на вас прах отверженной земли вашей! И оба проповедника удалились, сопровождаемые криками преследующей их толпы. Причиной этого нападения на невинных и безоружных людей был разосланный по всей земле Иудейской приказ от высшего синедриона изгонять отовсюду проповедующих ложное учение выдающего себя за Христа Иисуса из Назарета. Пока мы с Марией рассуждали о злостных преследованиях, возбуждаемых против Божиего Пророка, жизнь Которого представляет собой непрерывную цепь добра и милосердия, к нам в комнату вошла молодая девушка по имени Руфь. Она держала в руке открытое письмо, и, как бы в противоположность нашему печальному настроение, прелестное лицо ее сияло радостным сознанием близкого счастья. Руфь была сиротой, воспитанной в доме своего дяди левита Элия, пользующегося в городе большим уважением и почетом.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

Самым популярным богом-целителем был Асклепий (Эскулап). Ему было посвящено множество храмов (в Афинах, Коринфе, Пергаме и др.). Многочисленными чудесными исцелениями прославилось святилище в Эпидавре (VI в. до Р. Х. – IV в.). Там практиковался священный сон (лат. incubatio) – желающие получить исцеление должны были заснуть в специальной комнате внутри святилища. Во сне им являлся сам Асклепий и исцелял или давал указания, что для этого нужно сделать. Факты исцелений тщательно фиксировались на стелах внутри храма ( Павсаний . Описание Эллады 2. 27. 3) . Про Асклепия рассказывали, что, будучи еще человеком, он воскрешал умерших людей с помощью крови или особой травы ( Аполлодор . Мифологическая библиотека 3. 10. 3; Гигин . Астрономия 2. 14. 5). Аполлодор и Гигин приводят даже поименные списки тех, кого воскресил Асклепий (у Аполлодора воскрешение с помощью травы приписывается не Асклепию, а Полииду; в чем именно состоял способ воскрешения с помощью травы и как это магическое действо было связано с пророчествами, рассказывается у Апулея в «Метаморфозах»: некий египетский пророк Затклас, помолившись «служителю богов», положил на грудь и на уста умершему особую траву, затем помолился молча, повернувшись к востоку, и после этого труп юноши ожил, и он рассказал, от чего умер ( Апулей . Метаморфозы 2. 28–29). Сохранились также воспоминания одного из исцеленных Асклепием – софиста Элия Аристида, который, судя по его признаниям, страдал астмой, гипертонией, головными болями, бессонницей и расстройством желудка ( Элий Аристид . Речи 47–52 (Keil); очевидно, что речь идет лишь о симптомах, по описанию которых очень трудно поставить диагноз и сказать, чем же на самом деле он был болен). Культ Асклепия был связан и с практической медициной. Например, в храме на о. Кос были найдены медицинские инструменты, но при этом – ни одной надписи о чудесных исцелениях (в тоже время раскопки в эпидаврском храме не подтвердили сведений о проводившихся там хирургических операциях). Широкая известность чудес, совершенных Асклепием, давала повод античным критикам обвинять евангелистов в плагиате ( Ориген . Против Цельса 3. 25, 42; Юлиан Отступник . Против христиан 200ab; Речи 4. 144b) . Чудотворцы и маги

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

В неравной борьбе, по свидетельству Диона Кассия, погибло более полумиллиона иудеев. Тысячи пленных по самым низким ценам продавались на рынках Газы и Хеврона, а не проданный остаток был отослан в Египет. Укрывавшиеся в пещерах беглецы, служившие предметом охоты для римлян, доходили до такого состояния, что должны были питаться трупами, валявшимися повсюду. Помимо этого, Адриан жестоко отмстил иудеям за их мессианские надежды и приложил все старания к тому, чтобы подавить в них все мечты о политической свободе. Подобно Антиоху Епифану, пытавшемуся иногда эллинизировать Палестину, и Адриан хотел превратить её в языческую страну. Священный город иудейский, – будущая столица ожидавшегося мессианского царства, был выстроен вновь, но по образцу городов греческих. На месте, где стоял некогда храм Иеговы, было воздвигнуто капище Юпитеру Капитолийскому; на Голгофе был построен храм Венеры, а городские улицы украсились статуями богов римских, греческих, финикийских и статуей самого императора. Оскорбление, нанесённое национальному чувству иудеев, увеличивалось ещё тем, что на южных воротах города было сделано рельефное изображение свиной головы, а древнее название – Иерусалим, было заменено новым Элия Капитолина. Так заплатили иудеи за свою первую попытку основать мессианское царство по самоизмышлённому идеалу. Эта неудача надолго заставила иудеев забыть мессианские мечты, но не подавила их окончательно. Когда в конце IV в. началось великое переселение народов, когда у прежней всемирной империи отнимались одна за другою большие области и даже самый «вечный город» пал под ударами варваров, иудейские надежды на Мессию оживились вновь. В войнах и бедствиях увидели, согласно раввинским толкованиям, признаки скорого пришествия Мессии, а на основании изречения Сивиллы ожидали наступления его в 440 году. Возбуждённый подобными надеждами, один человек на острове Крите стал выдавать себя за Мессию и вместе с тем за Моисея. В течение целого года он путешествовал по острову, проповедуя о наступлении мессианского времени и обещая всех, желающих следовать за ним, вести по морю, как по суше в обетованную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Ille ego, qui quondam gracili modulatus avena Carmen, et egressus silvis vicina coegi Ut quamvis avido parerent arva colono, Gratum opus agricolis… ; во–вторых, начальные слова поэтической автобиографии Овидия: Поэт мог так говорить о себе в античной литературе, но художнику это было «не по чину». Теперь гордое Ille ego произносится от имени художника. Здесь мы имеем шанс уловить важную деталь: лексический ряд, применяемый с эпохи Ренессанса к художникам, взят из древней практики восхваления поэтов и особенно риторов. (Ритор для античности часто выше поэта: мог же Цицерон назвать поэзию в сравнении с риторикой «более легковесным видом словесного искусства»! ) Возможность величаться «Ille ego» переходит к художнику от поэта; эпитет «божественного» переходит к нему прежде всего от оратора. Без «божественного» Элия Аристида и «божественного» Либания, «божественного» Цицерона и всех прочих невозможен был бы «божественный» Микеланд- жело. Обожествление ритора послужило первостепенным прецедентом для обожествления живописца, ваятеля, зодчего. В этой связи стоит отметить, что сопоставление живописи, ваяния и зодчества именно с ораторским искусством для Ренессанса вполне сознательно и принципиально. По утверждению Энея Сильвия Пикко- ломини, «любят друг друга взаимно сии два художества, красноречие и живопись» . По старой памяти, в послушании античной традиции, искусства, имеющие дело с материальными объектами и постольку не «свободные», субординированы искусствам «свободным» и прежде всего риторике. Но субординация эта — дружеская, в ней сохраняется близость, и момент близости важнее момента субординации. «Художества, ближе всего подходящие к свободным, каковы суть художества живописи, ваяния в камне и бронзе и зодчества», говорится у Лоренцо Баллы в предисловии к его «Красотам языка латинского» . Описание внутреннего членения пластических искусств приноравливается, прилаживается к риторическим схемам. В этом смысле характерно замечание Лудовико Дольчи, принадлежащее уже постренес- сансной эпохе (1557 г.): «Вся сумма живописи, по суждению моему, разделяется на три части: Нахождение, Рисунок и Колорит (Invenzione, Disegno е Colorito)» . Нельзя не вспомнить, что труд оратора с античных времен делится на Inventio, Dispositio et Elocutio.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

3) Долгое время спустя после перевода Библии на греческий язык неизменность еврейского текста Библии была закреплена трудами мазоретов, так называемых владетелей «мазоры», т. е. предания, которые, в целях предохранить Библию от дальнейших изменений в произношении, придумали систему обозначения точками гласных звуков. Система эта одобрена была Тивериадской школой, процветавшей от VII до X в., однако и теперь еще, согласно древним преданиям, в синагогах употребляется Библия не только без всяких гласных, но и без ударений. Своей работой мазореты утвердили неприкосновенность текста Библии, положив вокруг него как бы «ограду закона» («sepes legis», по словам Элия левита, ученого еврея). Весьма важно в целях правильного понимания пунктуации, сделанной мазоретами, усвоить следующий вывод проф. Юнгерова: «Древние греческие переводчики – Иосиф Флавий, Филон, священные новозаветные писатели понимали ветхозаветный текст в несравненном большинстве случаев вполне согласно с пониманием его при современной пунктуации... Согласие сказанных авторов с современной еврейской пунктуацией утверждает авторитет сей последней и согласие ее с древним еврейским преданием о еврейском словопроизношении («Общее введение в священ. Ветхо-Заветные книги», стр. 240). На главы Библия была разделена по смыслу кардиналом XIII в. Стефаном Лангтоном, а на стихи знаменитым Парижским типографом Робертом Стефаном в 1551 году. Деление сделано не везде удачно, но попытку папы Сикста V исправить его пришлось оставить, так как к делению Роберта Стефана уже привыкли. 4) В настоящее время Библия Ветхо-Заветная известна нам, главным образом, в переводе LXX, но ранее этого перевода, уже со времен Ездры, чувствовалась нужда для самых Палестинских иудеев в переводе Библии на разговорный арамейский язык (смесь древнееврейского языка с халдейским наречием). Древнейшие переводы Библии на разговорный язык, каковым со времени плена Вавилонского стал язык арамейский, называются таргумами, от еврейского слова targum – истолкование (cp. «драгоман» – фр. переводчик.) Эти переводы, вернее перефразы были сначала устными, но потом они стали записываться и их историческая важность заключается в том, что они своим согласием с текстом мазоретской Библии подтверждают неприкосновенность Библии, а в апологетическом отношении утверждают верность христианского понимания мессианских мест Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010