– Основываясь на показании Ишо’днаха, митрополита нисивинского (d-nçîb h în!!!), Элия пишет под 939 г.: «в начале своего царствования он (Шеройе) повелел, да будет избран Ишо’яв гдальский, епископ баладский, и да будет поставлен в католикоса». Кавад-Шеройе намерен был услугами католикоса и епископов воспользоваться при заключении мира с Ираклием. Уже в начале марта 628 г. византийский император принимал посла от Шеройе. Очевидно, новый шахан-шах смотрел на это, как на дело первостепенной для него важности. Не диво, если в самом начале своего царствования он отдал приказание об избрании католикоса и сам же наметил лицо, ему угодное. С другой стороны, и персидские христиане, умудренные долголетним вдовством церкви селевкийско-ктисифонской, едва ли сделали затруднения правительству продолжительной «избирательной борьбой», и весною, быть может, даже к пасхе, 27 марта 628 г., – Ишо’яв был уже поставлен в католикоса. А под 23 годом хиджры (19 ноября 643–6 ноября 644), на основании Ишо’денхи, митрополита басрского, Элия отмечает: «в этом [году] преставился католикос Ишояв гдалайя». В таком случае он патриаршествовал maximum 16 лет и 7 месяцев. Между тем, Амру продолжительность его правления определяет даже в 19 лет, изданная проф. Гвиди сирская хроника – 18 лет. Nöldeke, Chronik, 34. Поэтому я принимаю, что 62718­645, и ставлю дату: Ишо’яв II † 645 г. sa ,,gyurgys“ (обычная орфография), de ,,gaurgys“, т.е. Gîwargîs, Ge’worgîs, Γεργιος. Даты Амру (II, 421; III, 1, р. 153): Гиваргис умер на двадцатом году своего правления, а был поставлен в католикоса в 972 году (окт. 660-сент. 661 г.). Даты Таумы маргского (Assemani III, 1, р. 151), который из „церковной истории Мараткена“ (eqlsastîqi’d h -Mr y ’at h qen) выписывает след. строки: „в один год воцарился Хасан (asau) и поставлен Гиваргис; и после того как сей патриаршествовал и оный царствовал двадцать два года, преставились от жизни оба в том же двадцать втором году“. Синхронизм так интересен, что едва ли выдуман. Prima facie, конечно, он грубо ошибочен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Вместе с разрушением храма исчезли почти все религиозно-политические группировки. Радикальные националисты погибли во время восстания; часть иудеев, не найдя ответа на вопрос о том, почему Бог допустил разрушение храма, отошла от иудаизма, либо став язычниками, либо обратившись в христианство. Единственной группой, способной влиять на религ. и политические процессы, оставались фарисеи, вошедшие в историю евр. традиции под именем таннаев («хранителей традиции»). Именно они в Ямнии и еще в неск. академиях после долгих споров создали законодательную систему, явившуюся основой Талмуда. Центром внехрамового иудаизма стали синагогальное богослужение и домашние ритуалы (см. ст. Иудаизм ). При императорах Траяне (98-117) и Адриане Публии Элии (117-138) положение евреев еще более усложнилось. Враждебность между евреями и др. народами, ухудшение экономического положения, апокалиптические настроения, усилившиеся после подавления восстания в Иудее, привели к волнениям в евр. диаспоре, особенно в Египте и Вавилонии. В Иудее также было неспокойно: постоянное военное присутствие, жестокость рим. властей, провозглашенный Адрианом запрет на обрезание ( Eshel. 2006) и обучение Торе в конце концов привели к восстанию Бар-Кохбы, продолжавшемуся с 132 по 135 г. Результатом этого восстания и последовавших за ним гонений стала массовая гибель иудеев ( Dio Cassius. Hist. Rom. 69:11-15; Вавилонский Талмуд. Авода Зара 17б-18а) и полное разрушение значительной части евр. поселений. На месте Иерусалима была построена рим. колония, названная Элия Капитолина (от 2-го имени имп. Публия Элия Адриана и капитолийских богов) (см. в ст. Иерусалим ). После поражения восстания Бар-Кохбы евреи не предпринимали попыток добиться независимости. Их жизнь сосредоточилась на религии (см. Иудаизм ). С. В. Бабкина Лит.: Общие работы. Unger M. F. Archeology and the OT. Grand Rapids, 1954; Albright W. F. From the Stone Age to Christianity. Garden City, 19572; idem. The Archaeology of Palestine. Harmondworth, 19602.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Как следствие неудавшегося восстания евреям был запрещён доступ в Иерусалим. Иудейское руководство, Синедрион, переехало из Иавнеи в Галилею. В Иерусалиме на древней Храмовой горе были сооружены храмы Адриану и Юпитеру. Иерусалим был переименован в Элия Капитолина (Элия от Адриан Элий, а Капитолина – от Капитолий Юпитера). В стремлении уничтожить саму память о связи евреев с их Обетованной Землёй Адриан велел переименовать целую страну, назвав её Сирия- Палестина, таким образом возродив имя древнего врага евреев, филистимлян. Современное название Палестина уходит корнями именно к этому решению императора Адриана. АРХЕОЛОГИЯ и СВИТКИ В начале 1960-х годов в пещерах Иудейской пустыни, особенно в районе нагала Хевер, южнее Эн-Геди, археологи обнаружили богатую коллекцию предметов и документов времени восстания Бар-Кохбы. В этих пещерах прятались участники еврейского сопротивления. Среди найденных ими предметов были одежда (накидки и плащи), монеты, драгоценности и бронзовые кувшины и чаши. Среди документов были имущественные акты с печатями и письма от Симона Бар-Косибы (Кохбы), предписывающие распределение припасов в связи с приближающимся праздником Кущей (см. Yigal Yadin, Bar- Kochva, 1971). Из-за печальных последствий неудавшихся восстаний евреев против Рима (Первое восстание, восстание диаспоры и восстание Бар-Кохбы) иудаизм в последующие несколько сот лет относился к мессианским политическим движениям с подозрением. Мишна и Талмуд предоставляют решение о приходе каких-либо политических мессий Богу и относят такое вмешательство в далёкое будущее. МИШНА, 200–220 годы по Р.Х. После поражения восстания Бар-Кохбы центр иудейской жизни в Израиле сместился в Галилею. Центральной фигурой в это время становится князь Иуда (Иегуда Ха Наси, прибл. 150–220 гг.). Под руководством князя Иуды в селении Шефарам, а затем в Бейт-Шеариме – Бесара на западе Нижней Галилеи, был воссоздан Синедрион (см. карту 1–4). Приблизительно в 200 году раввин Иуда перевёл Синедрион в город Сепфорис. В Сепфорисе в 200–220 годах этот князь собрал большой свод устных законов в письменный труд, известный в настоящее время как Мишна.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

И сейчас на могиле святого исповедника даруются Христом многие чудеса. Там разбиваются оковы узников, просвещаются слепые, изгоняются демоны, расслабленным возвращается крепость, выздоравливают мучащиеся от приступов лихорадки. Настолько часто совершаются там чудеса, что писать о них по порядку было бы слишком долго. Рассказывал мне муж, достойный доверия 151 , о том, что недавно прозрели там четверо слепых, и что человека, которого он некогда знал хромым, видел там недавно совершенно здоровым. Глава 61. О могиле Элия, епископа того же города Между тем, как я шел по городу на встречу с вышеупомянутым епископом и осматривал святые места Лугдуна, муж, что вел нас, пригласил помолиться в крипте 152 святого Элия 153 , говоря, что там почивает великий служитель Божий. Когда же мы совершили молитву, я молча с изумлением смотрел на гробницу святого и хотел спросить о чудесах его, как вдруг вижу – на входе в крипту написана фреска: осквернитель могил обнажает бездыханное тело. Пока я пытался догадаться, что бы могло означать нарисованное при входе, муж поведал следующее: «Святой Элий епископствовал в этом городе еще в языческие времена. Скончавшись, он был погребен христианами. Следующей ночью некий язычник, придя и отвалив могильный камень, поднял перед собой тело Святого и пытался обнажить его. А тот, протянув мощные руки, крепко обхватил того человека, притянув его к себе. Наступило утро, сбежался народ, а он все еще не выпускал того несчастного, держа его руками, словно обвившимисявиноградными лозами. Тогда судья того места приказал оттащить грабителя и наказать по закону 154 , но святой не отпустил его. Тогда, уразумев повеление усопшего, судья обещал не карать смертью преступника, и тот, тут же освободившись, ушел невредимым». O священное наказание, исполненное истинного человеколюбия! Он удержал человека, чтобы обнаружилось его беззаконие, но не допустил казнить того, в ком уже произошла перемена к добру! Глава 62. О дочери императора Льва Когда дочь римского императора Льва 155 , одержимая нечистым духом, однажды была приведена к святым мощам, тот демон внезапно возопил: «Не выйду из нее, пока не придет сюда лугдунский архидиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Но никакое из преступлений не скрылось от нашего благочестия; потому что известия о событиях и донесения о каждом из них показали, как город Элия взят был, будто неприятелями, вами, которые должны обитать в монастырях и пребывать только в подобных местах; или – как нечестиво совершено было убийство почтенной памяти диакона, и как его тело, после смерти, лишенное обыкновенного погребения, влачимое, бесчувственно было поругано; как дома были зажигаемы, ворота города запирались, будто в независимом государстве, стены города оберегались, и, когда насильственно отворена была темница, доставлено было учинившим злодеяния прощение преступлений и случай к опасному побегу. Когда зло более и более усиливаюсь, вы показали, что предшествующие события очень незначительны в сравнении с последующими, так как вознамерились чрез посланного (злодея) убить святейшего епископа Иувеналия и других почтенных иереев. Когда же посланный обманулся в надежде, то он совершил (преступление), не имеющее отношения к его собственному и пославших его безумию, поразив мечем священной памяти епископа Севериана и не пощадив бывших с ним. Каким образом совершены эти и гнуснейшие этих преступления, и кто были действующие (лица), стало известно из того, что было заявлено в различных судах и доведено до нашего высочайшего слуха, и что в точности обнаруживает ваш образ мыслей, по которому вы с готовностью решались на весьма многие преступления, не потому, чтобы хотели защищать или охранять божественную веру, по потому, что старались доставить себе, к пагубе городов, предстоятельские и священнические должности, которых вы показали себя совершенно чуждыми. Наше благочестие удивляется, ради чего вы анафематствуете Евтихия, – хорошо поступая в этом случае, – а Феодосию, во всем дерзкому, вы отдаете самих себя, тогда как он мыслит согласно с Евтихием, который, поревновав безумию Валентина и Аполлинария против православной веры, привел в смятение святейшие церкви и сделался виновником разорения и жестокой гибели для городов, а для вас стал вождем в столь непозволительных и беззаконных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

3) Кроме рассмотренных двух форм брака (confarreationis et usus), существовала y Римлян еще третья, – coëmptio. Цицерон прежде всех упоминает о ней точно и ясно и из слов его должно заключить, что это был брак cum in manum conventione 140 . Слова его служат главным источником в этом случае и подтверждаются в сочинениях Гая и Ульпияна 141 . Другие писатели, менее важны и служат только подкреплением первых. Так Фестус ссылается только на слова Галла Элия 142 ; a Арнобий только упоминает, что между прочими формами брака была и coëmptio 143 . Сервий Грамматик в комментариях Енеиды и Георгиков, хотя описывает подробно обряд совершения брака per coëmptionem, но 1) он не был юрист и следовательно не заслуживает полной доверенности, и 2) мнение его, что жена и муж взаимно себя (se invicem) покупали противоречит понятию de manu; может быть, как Группен замечает, слова его списаны из сочинений Боэтия и кем либо из новейших подложно вставлены 144 . Впрочем слова Боэтия 145 основаны на институтах Ульпияна и выражение sese invicem етеге не значит еще mutuam coëmptionem venditionemque facere, как это заключил Исидор 146 : «nam antiquitus nuptiarum erat ritus quod se maritus et uxor invicem emebant, ne videretur ancilla uxor sicut habemus in jure;» напротив под выражением этим, сообщенным нам Боэтием, можно понимать продажу со стороны жены и куплю со стороны мужа; a в словах: utrum vir sibi paterfamilias esse vellet заключается только вопрос: хочет ли муж купить жену и быть ее супругом-господином? Это явствует из слов: et erat mulier materfamilias, viro filiae loco. Из выше приведенных слов Цицерона и других Писателей должно заключить, что coëmptio совершалась с согласия отца, или опекунов невесты, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя (Libripens). Тут было в полном смысле mancipatio 147 и жена продавала сама себя; вследствие чего coëmptionem facere относится всегда к жене и значит тоже что жениться 148 . Coëmptionator было классическое название мужа, по сказанию Ульпияна. Из речи Цицерона pro Muraena, выше приведенной, видно, что было рода два coëmptionis: a) matrimonii causa, б) fiduciae causa. Последний был как бы насмешкою над законом, и в заключение его, помещались уже условия развода. Он заключался в том случае, ежели женщина была наследницею имения, обремененного повинностью жертвоприношений (sacra); во избежание их, с упадком духа религиозности, наследница обыкновенно выходила замуж per coëmtionem за старика, близкого к кончине, с условием, чтобы он тотчас после замужества, эмансипировал ее, с возвратом по частям полученного имения, оставаясь сам наследником, по имени, целого (universitatis). С кончиною старца прекращались sacra, лежавшие на имении. Старцы такие назывались senes coëmptionales.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

52 Важность лысины для посвященных в культ Исиды и Осириса подчеркивает Апулей. См.: Метаморфозы, 11, 28 и 30. 62 Гомер. Илиада, 1.529–530: «Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида/Окрест безсмертной главы, и потрясся Олимп многохолмный…» 68 Мода ссылаться на египетские практики и обычаи достаточно стара. См., например: Геродот. История, 2; Платон. Федр, 274e-275b, Критий, 113a и др. И в I-III вв. н.э. достаточно вспомнить популярность Герметического свода или «Египетских мистерий» Ямвлиха. 69 Ср.: Порфирий. О воздержании, 4, 8, 5. Египетское священство было наследственным, как, впрочем, и иудейское. Даже в Элевсине мы встречаем два рода, поставляющие в мистерион иерофантов. 72 Вероятно, речь идет о статуе Сераписа, созданной Тразимедом Паросским для храма в Эпидавре приблизительно в 370 г. до н.э. Отождествление Сераписа с Асклепием имеет место уже у Элия Аристида (см.: Элий Аристид. Священные речи). 73 Фукидид, I, 20, 3. Историк говорит, однако, не об эллинах, но о людях вообще. Похоже, Синезий издевается над стилем ближневосточной антиэллинской полемики, которая к его времени сама уже стала общим местом. 74 Имеется в виду Серапейон в Александрии – наиболее известный в качестве места паломничества жаждущих исцеления. 75 Это слово часто встречается в греческой литературе, когда речь идет о чарах, волшебстве, колдовстве; в этом же смысле оно употребляется и в «Халдейских оракулах». Выделяют два основных значения: птица вертошейка (torquilla), использовавшаяся при любовной ворожбе, и «магическое колесо», употреблявшееся при любых вообще привораживаниях. У Синезия термин, по-видимому, лишен всякой конкретики. 82 Ср.: Гомер. Одиссея, 18. 354–355 (Афина изменила на время внешность Одиссея, дабы он не был узнан женихами). 84 По-видимому, Синезий рассуждает примерно следующим образом: лысина – исключительное свойство видимых человеку богов. Но боги владеют также и всеми благами, в том числе здоровьем души и тела. Таким образом, лысина и эти блага оказываются связаны между собой. А отсюда один шаг до вывода о том, что лысина – залог здоровья человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Поскольку сны мыслились продолжениями восприятий, то они могли быть (как и любые вообще восприятия) материалом для прогностических суждений. Как констатация факта провидческих снов согласовывалась с вышеизложенной теорией сна-восприятия – неясно. Здесь я позволю остановиться и заметить, что такая конструкция Аристотеля далеко не случайна. Поскольку Бог был первично осознан Аристотелем как причина мира, а сам мир – как целое, структурированное и обусловленное причинностью, то вполне очевидно, что в сущем, которое понято таким образом, просто не находилось места для божественных снов. Только с введением стоиками понятий всеобщего смешения и мировой симпатии пророческий характер снов опять получил понятийное основание. Благодаря Цицерону и Филону Иудею, мы можем неплохо представить, как дело обстояло у стоиков, поскольку оба они списали свое учение с Нумения Апамейского: первый – в трактате о дивинации, второй – о пророческих ветхозаветных снах (при этом Цицерон указал свой источник, Филон же – разумеется, нет). Итак, мы можем с уверенностью сказать, что к I в. н.э. крупнейший из мыслителей – Нумений, а вслед за ним и его эпигоны занялись классификаторством (прежде всего, разумеется, провидческих снов). Здесь были выделены три их вида: Цицерон благодаря прорицательной силе, наполняющей душу благодаря провидческой способности души благодаря тому, что ум движется вместе с Умом вселенной благодаря духам-посредникам, возвещающим истину посылаемые человеку Высшим Богом неведомые образы боги, возвещающие душе во сне истину Тенденция эта преобладала до самого конца античности, давая все более и более изысканные классификации. При этом начиная со II в. н.э., т.е. с движения второй софистики, мы имеем памятники, полностью отвечающие требованиям Синезия о работе с воображением. Прежде всего, это «Священные Речи» Элия Аристида – в точности то, что Синезий называл мемуарами: описание своей жизни в связи со снами и откровениями Асклепия, которого Элий считал своим покровителем. Флавий Филострат был создателем и вдохновителем самого жанра Дневника и считал ведение таких записей лучшим упражнением для оратора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Под именем Луция Аврелия Коммода фигурирует император Луций Вер, полное имя которого было Луций Элий Аврелий Коммод, а после вступления вместе с Марком на престол он стал зваться Цезарь Луций Аврелий Вер Август. Луций был сыном Элия Вера, усыновленного императором Адрианом. По настоянию Адриана Луций Вер был усыновлен Антонином Пием вместе с Марком Аврелием. Традиция рисует Вера, в противоположность Марку, как склонного к распущенности и разгульной жизни. Однако известно, что именно под его руководством была проведена блестящая победоносная кампания против парфян (162–166 гг.). Луций Вер внезапно скончался в 169 г. во время похода против германцев. 123 Гонения начались серией указов, которыми было предписано не только арестовывать известных христиан, но и целенаправленно отыскивать их. Для этого поощрялись доносы на христиан, а доносчик получал имущество обвиняемого. Впервые были четко предписаны особенности наказания христиан: их подвергали пыткам, чтобы принудить к отречению, но если они не отрекались, то их казнили. Уже в этот период христиан стали широко обвинять в тягчайших преступлениях – убийствах, людоедстве и пр., так что даже отрекшихся от христианства продолжали держать в тюрьме как убийц (см. Euseb., НЕ, V, 1). Это гонение охватило различные регионы империи: Малую Азию (мучения в 167 г. в Смирне Поликарпа и 11 христиан из Филадельфии), Галлию (мучения ок. 40 христиан в Лугдуне и Виенне в 177 г.), Рим (мученическая смерть Юстина Философа и 6 его учеников в 167 г.). Евсевий (V, 5) отмечает, что гонение прекратилось по приказу самого Марка Аврелия. И хотя дата этого приказа, приводимая Евсевием (174 г.), вызывает резонные возражения исследователей, вполне возможно, что какой-то аналогичный указ был издан после 177 г. 124 Кроме этого послания из трудов Поликарпа известны несколько «Ответов», содержащих разъяснение некоторых изречений Христа. Упоминаются также его послание в афинской церкви и книги «Учение» и «Против Евиона». 125 См. комментарии к Геннадию, прим. 45. Следует отметить, что дальнейшая цитата из труда Папия является цитатой из труда Евсевия (III, 39, 3–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игнатий несет на своем теле или надел на себя в процессии изображение своего страдающего Бога Отца. Так же как послы или священники надевали на себя божественные изображения или несли их во главе своих процессий, сам страдающий Бог , можно так сказать, возглавляет процессию в лице епископа, который, как мы вскоре увидим, является изображением или tupos Отца. Вот что он говорит эфесянам: Как подражатели Богу, воспламенившись божественною кровью, вы совершенно исполнили в отношении ко мне родственное дело. Когда вы услышали, что я связан в Сирии за общее имя и упование, вы поспешили видеть меня, надеющегося по вашей молитве принять в Риме битву со зверями, чтобы посредством мученичества мне сделаться учеником 175 . Этот отрывок напоминает об одной эпиграфической надписи времен правления Адриана и в связи с его международной культовой дионисийской ассоциацией, где о некоем Элии Помпеане отзываются с одобрением, потому что «он поспешно созвал действующих лиц, уже отправившихся, и обеспечил каждую часть мистериальной постановки» 176 . Союз с божеством осуществлялся через участие в мистериальном представлении и в подражании истории бога. Эфесяне также были «подражателями Богу», торопясь присоединяться к Игнатию и сформировать его процессию, как актеры Элия, которые должны были участвовать в драме Дионисия. Как мы видели, sunodos Адриана распространялся по всему миру, и также Игнатий укажет на значение своей культовой процессии как относящейся к «общему имени и надежде». Мы также видели, что theophoros мот нести изображение священных предметов бога, так же как изображение самого бога. В культе Ma Беллоны в Риме, как и в культе Аттиса, священник, который нес корзину или cistus, содержащую изувеченные половые органы Аттиса, описан как cistophoros. Так же как за именем Игнатия следует титул theophoros, этот священник назван L. Lartius Anthus Cistophoros. Члены культа Аттиса были известны своими дикими, оргиастическими танцами во время процессии и членовредительством в подражании Аттису. Лартий (Lartius) изображен на рельефе с лавровым венцом, украшенным тремя медальонами с изображениями или tupoi божеств. В своей левой руке он держит два двойных топора, а в правой – ветвь лавра, чтобы кропить кровью, пущенной после членовредительства при помощи топоров. Он носит корону, возможно, первоначально золотую, из листьев лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010