Праздников, в центре которых помещен Крест Христов, у Церкви несколько. Все они понуждают верующих людей поднять головы от земли и посмотреть ввысь. На небо смотрел царь Константин в тот таинственный полдень накануне битвы, когда Крест сиял на небе сильнее самого солнечного диска, и буквы складывались в краткую и многообещающую фразу: «Сим победишь». На небо смотрели христиане Иерусалима в далеком 351 году, когда среди белого дня, сияя всеми цветами радуги, знак Креста простерся по небу над городом от горы Елеонской до Голгофы. В память этого события есть у церкви праздник 7 (20) мая. На небо посмотрят люди в последнее время, когда «после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе ; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29-30). Именно знак Креста, как знак Царский, знак победы и перенесенного Христом страдания мы усматриваем в этих пророческих словах Нового Завета. Но приблизим к себе ныне эту пугающую радость. Вернее, приблизимся сами ко Кресту с радостью и трепетом. И первым делом воздадим должное царице Елене. Несколько столетий прошло со времени Евангельских событий до ее дней. Иерусалима давно уже не было на карте мира. Вместо него был переименованный Адрианом город Элия Капитолина, в котором евреям под страхом смертной казни запрещали селиться. Место крестного Искупительного страдания Христа было забыто, затеряно, и храм Венеры стоял там, где Сын Божий висел посреди двух разбойников. Сто лет. Мало это или много? Сто лет отделяют нас от праздника трехсотлетия Дома Романовых. А двести лет? Столько прошло от нас до Наполеоновского нашествия. А триста лет? А это уже расстояние от нас до Петра Первого. Не являются ли эти эпохи какой-то далекой жизнью, достойной только учебника истории? Не сон ли это? И много ли мы помним, знаем, бережем с тех пор? Что-то, конечно, бережем, но что-то и безвозвратно утратили. Точно так же можно было безвозвратно утратить память о Святых местах, если бы не Елена. А ведь от ее дней до дней Христовых страданий примерно столько же, сколько от наших дней до Петра Первого.

http://pravoslavie.ru/60657.html

Следующее событие, которое мы могли бы связать с археологией – это Тайная Вечеря , совершенная накануне Крестных страданий Господа Иисуса Христа. В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной Вечери, которое носит название Сионской Горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами, и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Внутри нее находится михраб, направленный в сторону Мекки. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская Горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы не можем установить достоверно. Церковь, называемая Сионской горницей В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Подлинность ее доказана недостаточно точно. Однако, если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра , сказанные в день Пятидесятницы: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня» (Деян 2:29). В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида. Но даже если место нахождения Сионской горницы определено правильно, паломники в Иерусалим должны понимать, что это не та самая Сионская горница, в которой Христос вкушал хлеб и вино с учениками. Более того, существуют исторические затруднения для реконструкции домов и зданий времен Господа Иисуса Христа. Это связано с тем, что Иерусалим был несколько раз разрушен. Первый раз это произошло в 70 году, когда римляне буквально не оставили камня на камне. Во втором веке город был перестроен императором Адрианом, и на месте разрушенного Иерусалима был основан римский город Элия Капитолина. При императоре Константине и императрице Елене, его матери, были произведены значительные изыскания, в результате которых был найден крест Господа, найдено место Его погребения. А в 614 году город был разрушен персами, которые сожгли Иерусалим и разрушили храм Гроба Господня.

http://pravmir.ru/archeologia-evangelia/

Уже Навуходоносор, по выражению Библии, «пахал Сион, как хлебное поле». Все исторические народы Европы, Азии и Африки, по очереди захватывают его и разоряют, Египетские Птоломеи и Сирийские Антиохи, Греки и Римляне... Парфяне следуют за Римлянами, Римляне за Парфянами... Ужаснее всех варварских разорений – разорение римских императоров, двойное разорение сначала Тита, потом Адриана... После взятия Иерусалима Титом через одни только ворота было вынесено более 115.000 трупов... Историки насчитывали, что в эту войну всего истреблено почти полтора миллиона Евреев, кроме погибших от огня и голода. 100.000 пленников увезено было в Рим. Юноши и женщины продавались по 30 динариев, словно в напоминание тех 30 динариев, за которые Иуда продал Учителя своего. – «Кровь Его на нас и на чадах наших!» вопила иерусалимская толпа. Прошло 38 лет, – и Иерусалим действительно потонул в собственной крови своей... Уверяют, что легионы Тита стояли на том самом месте горы Масличной, с которого Христос предсказал гибель Иерусалиму. «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» в изумлении говорил Ему один из учеников, указывая на храм. «Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне...» «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения...» Адриан докончил уничтожение Иерусалима и царства Израильского. Еще 585.000 Иудеев было убито в войне с ним; бесчисленные толпы проданы в рабство. 50 замков и около 1.000 городков и местечек сравнены с землею. Самое имя Иерусалима было стерто с карты мира, и вместо священного града Давидова на священной почве Сиона подняла свои нечестивые стены языческая «Элия Адрианова». На месте разрушенного храма воздвигнута статуя Юпитера, над Голгофою стал идол Венеры, и Вифлеемские ясли Христа посвящены сладострастному Адонису... В IV веке имя Иерусалима было совсем забыто Римлянами... Даже до VII века европейские географы и путешественники продолжают по-старому величать его Элией...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рукополагал новоизбранного обычно митрополит бет-лапатский 116 , а один из епископов, обычно кашкарский, при этом являлся в странном, по нашим понятиям, положении: служил за архидиакона. „И архидиакон, то есть епископ кашкарский, возложив на плечо свое [по-диаконски] орарь, возглашает „lam“ (Мир!)“ 117 . Экскурс В. Смутное время в истории сиро-персидской церкви Для этого очерка я располагаю только теми небогатыми данными, которые собраны в J.S.Assemani Bibliotheca Orientalis (Romae 1725.28), III, 1, pp. 620–623; III, 2, pp. 948–951, в Gregorii Barhebraei chronicon ecclesiasticum edd. J.B.Abbeloos et T.J.Lamy (Lovanii 1877), III, 567–576, и в P.B.Gams Series episcoporum ecclesiae catholicae (Ratisbonae 1873), 456. 457. – Неурядица начинается с того, что поставленный в „католикоса-патриарха Востока“ 118 в феврале 1318 г. Тимофей II есть последний католикос, о котором сохранились надлежащие сведения. Дальнейшие списки составлены на основании известий отрывочных и случайных, и едва ли можно ручаться даже за то, что Денха II был непосредственным преемником Тимофея II. Самоочевидно и то, что списки А и Б едва ли полны. А потому читатель благоволит не придавать особой ценности и самому счету имен (Элия XII, Элия XIII, Шимъон XIII, Шимъон XIV, и т. п.): я воспроизвожу эти цифры так, как они поставлены у Abbeloos-Lamy, вот и весь их raison d’être. Даже и там, где, по веским основаниям, я отказываюсь от этих цифр, я ставлю их в (), а свой счет веду славянскими цифрами. Список В дан на основании Gams. Читатель благоволит не удивляться и тому, что не только для европейцев, но и для самих сиро-халдеев трудно различить этих преемствующих патриархов друг от друга: в XV и XVI вв. вошел в силу тупоумный обычай – при хиротонии в патриарха принимать все одно и то же имя (смотря по ветви: или Элия, или Шимъон, или Йосеф). Линия А (Багдад, Мосул) 83 Тимофей II с февр. 1318 †1328 Денха II преемник Тимофея II жив в 1360 – 1364 гг. Шимъон II Вдовство кафедры 9 лет и 9 месяцев Шимъон III Элия IV Шимъон IV жив в 1445 г. Шимъон V на кафедре в 1447 г. и 1490 г. † 1503. Элия V † 1504. Шимъон VI жив в 1530 г. [†5 августа 1538 г. ] Ишояв Шимъон VII брат Шимъона VI с 1538 † 1551.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

122 Сирское «Sûlqâ» значит «Вознесение» (у армян имя «h αμβαдз ουμν», Хамбардзумн, тоже значит «Вознесение»); еще более обычное сирское имя «Denâ» значит « πιφνια», «Богоявление». 123 Г. Мирза Юсуф-хан [бар-]Арсеньюс любезно сообщил мне, что родом из Хусрава и Павел Беджан, Paul Bedjan «р. d. l. m. (­prêtre de la mission, presbyter Congregationis Missionis sec non Puellarum Charitatis), а в настоящее время и «Consulteur de la S[acra], C[ongregatio]. de la Propagande», энергичный издатель сирских текстов (напр., его «Acta Martyrum et Sanctorum», сборник, представляющий в астоящее время уже 7 томов in-8– vo ). 124 Это «исповедание веры» потом перешло и в напись на гробнице Элии и с некоторыми вариантами повторялось в надгробных написях его преемников. Основные христологические термины несторианского вероисповедания читаются, впрочем, уже на гробнице Шимъона VIII. Ассемани получил от маусильского «Codsus diaconus» копии пяти надгробных написей «diligenter descripmas» и издал их в В. Or. III, 2, рр, 948. 949. А в октябре 1896 г. в Sitzungsberichte d. k. preussischen Akademie d. Wiss. zu Berlin (philos.-hist. Classe, XLI) изданы «Aramäisch Inschriften» von Eduard Sachau, в том числе и несколько из монастыря «Rabban Hormizd» [иначе: ,,Rabban Hôrmûz“], копии с которых доставил ему аббат Шмуель Джемиль, воспитанник римской пропаганды. Профессору Захау, видимо, осталось неизвестно (S. 1059­9), что самый текст некоторых из этих написей уже издан у Ассемани (Захау цитует только «В. Or. III [I], р. 621fi», где эти написи «sind erwähnt»). Из сличения этих двух изданий видно, что «Codsus diaconus» не только не пекся о дипломатической точности в копировке [напр., в приведенной выше выписке вм. kynîn и qnûmîn Джемиль читает kyn и qnûm], но отличался неисправимой склонностью пересказывать тексты написей своими словами. Он, напр., сообщил, что Элия скончался «в месяце ияре 1902 года ионийскаго» [в мае 1591 г. по р. Хр.] «и управлял кафедрою пятнадцать лет». На этом основании Ассемани логично заключил, что предшественник Элии скончался в 1576 г., и Abbeloos-Lamy писали: «Элия VI с 1559 † 1576, Элия VII с 1576 † в мае 1591».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВДОКИЯ ЭЛИЯ АФИНАИДА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. царица Евдокия. Мраморная инкрустация (X-XI в., Константинополь). Стамбул, Археологический музей Евдокия Элия Афинаида, Старшая ( 400 - 460 ), императрица Восточно-Римская , святая благоверная Память 13 августа (Греч. ) Родилась в Афинах в 400 году, дочь Леонтия Софиста, язычника и учителя риторики. Была необычайно красива и хорошо образована отцом. В 421 г. она осталась практически без средств к существованию, так как Леонтий умер, все состояние завещав ее братьям, а ей оставив лишь сто золотых, на том основании, что " ее от всех забот избавит счастливый случай, удача, какой не выпадало на долю ни одной женщине " . Тогда Афинаида, привыкшая к обеспеченной жизни, отправилась в Константинополь , к своей тетке, вхожей во дворец. Та устроила племяннице аудиенцию у Пульхерии , сестры императора Феодосия II Малого , которая так пленилась ее красотой, умом и красноречием, что сделала ее своей придворной дамой и убедила креститься . Император, увидев Афинаиду, влюбился без памяти. Вскоре ее крестил сам патриарх Аттик с именем Евдокия. 7 июня 421 года Евдокия стала супругой императора, а 2 января 423 года была объявлена августой . Император Феодосий горячо полюбил свою жену. К несчастью для него, впоследствии между двумя глубоко почитаемыми им женщинами, Пульхерией и Евдокией, испортились отношения. В высшей степени важно, что царица Евдокия осталась незамешанной ни в одну политическую или придворную интригу и ни разу не позволила себе резких мер против преобладающего влияния августы Пульхерии. В 437 г. в Константинополе дочь Феодосия и Евдокии царевна Евдокия сосватана была за Валентиниана III , императора Западной империи. Это было важное политическое событие, сулившее для Восточной империи расширение ее политического влияния на Западе. После этого события царица Евдокия предприняла путешествие ко святым местам. По пути в Иерусалим она посетила Антиохию , где она оказала поистине царскую щедрость, назначив 200 ф. золота на исправление бань и приказав расширить городские стены на казенные средства, за что благодарные жители воздвигли ей статую.

http://drevo-info.ru/articles/13121.html

(О не произносимом «y» ср. Хр. Чт. 1899, I, 334, прим. 11) – Лашум, Lšûm. τ Λασουμν κτμα το Βηγαρμεν (Hoffmann, Auszüge, 274. 273), епископская кафедра в Бет-Гармай, ныне Ласим. Только на карте Черника (Ergzhft. 44, Tafel 3) нахожу я Lasim. Перевожу его положение на карту Киперта и получаю след. координаты по Киперту: По воздушной линии Ласим лежит в 2774 саженях на юго-запад-к западу (SWgW, α ­ 237°31») от Таука, в 18231 саж. к югу (S, α=180°10 " 0«,724) от Керкука (Карка-д-Бет-Слок). – Элия нисивинский, на основании церковной истории Мики и церковной истории Алахазки, dh Alhâz e khâ, под 907 г. (окт. 595-сент. 596, respectiue под шестым годом Хосрау II, 26 июня 595–24 июня 596) пишет: „в этом [году] поставлен был Савришо, епископ лашумский, в католикоса, в пятый день недели пасхи, dh-pheça т. е. в великий четверток, 19 апреля 596 г. – В богатом деталями рассказе Амру (Assemani, III, 1, рр. 443. 444) сообщаются те же даты: в шестой год Хосрау II Савришо прибыл ко двору „в понедельник на другой день [праздника] осанн“ (т. е. в понедельник страстной седьмицы) и „в день пасхи“, fï-1-yaumil-fiçi (т, е. „великий четверг“) поставлен в патриарха. – Амру сохранил и ту интересную подробность, что собравшиеся для избрания католикоса епископы „оставались у него месяц“, baqiya ъindahu šahr an , следовательно, до последней недели мая. Это подтверждается документально датою X собора: „в месяце ияре [мае] в лето шестое хранимого и блюдомого помощью небесной победителя и героя (ga n bra и милосердого умирителя мира, царя царей Хосрау, в преподобное правление отца отцов и пастыря пастырей, отца нашего блаженного, назорея телом и духом, мар-Савришо, католикоса патриарха, когда были мы собравшись (kuîšîn hwên nau) пред его преподобие, мы, митрополиты и епископы“. – На основании церковной истории Мики под 916 г. (окт. 604-сент. 605) Элия нисивинский пишет: „в лето пятнадцатое Хосрау (23 июня 604–22 июня 605) преставился [Са]вришо католикос в Нисивине граде в месяце аве [августе] в воскресенье“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАР-КОХБА [арам.     - сын звезды], прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее. Основной причиной восстания послужило решение имп. Адриана построить на месте разрушенного римлянами в 70 г. Иерусалима рим. колонию Элия Капитолина с храмом Юпитера. Восставшие провозгласили своей целью спасение Израиля, освобождение Иерусалима и восстановление храма. Адриан, сосредоточив в Иудее крупные силы и лучших полководцев, добился ценой тяжелых потерь подавления восстания. В 135 г. Б.-К. погиб при захвате римлянами крепости Бетар недалеко от Иерусалима. Огромное число жителей Иудеи пали в боях или умерли от голода и эпидемий, Иудея была переименована в Сирию Палестину. Евреям было запрещено не только жить в Иерусалиме, но даже приближаться к нему. Он был отстроен заново как рим. г. Элия Капитолина. Имп. Адриан ввел ряд суровых запретов религ. характера, в частности на обряд обрезания. За отказ подчиняться этим требованиям был подвергнут мучительной казни один из самых авторитетных евр. законоучителей рабби Акива . После смерти Адриана (138) эти запреты были отменены. Серебряная монета Бар-Кохбы. Аверс с надписью: «Второй год освобождения Израиля» Серебряная монета Бар-Кохбы. Аверс с надписью: «Второй год освобождения Израиля» «Римская история» греч. историка Диона Кассия (LXIX 12-14) является основным источником, рассказывающим о ходе восстания, однако в ней ничего не сообщается о его вожде. O происхождении и жизни Б.-К. до начала восстания сведений также нет. Сохранившиеся разнородные, фрагментарные и не всегда достоверные свидетельства позволяют воссоздать неск. различных образов Б.-К. В изображении христ. писателей II-VI вв. Б.-К. предстает разбойником, самозванцем и жестоким гонителем христиан. Евсевий Кесарийский пишет, что «вождем иудеев был человек по имени Баркохеба, что значит «звезда»,- убийца и разбойник; он, ссылаясь на это имя, внушал рабам, будто он светило, спустившееся с неба, дабы чудом даровать им замученным свет» (Hist. eccl. IV 6. 2-3). Ссылаясь на апологию мч. Иустина Философа , жившего в Палестине при Б.-К., Евсевий указывает: «Баркохеба, предводитель иудейского восстания, приказывал жестоко пытать только христиан, если они не отреклись от Христа и отказывались хулить Его» (Ibid. IV 8. 4); в «Хронике», дошедшей до нас в лат. версии Иеронима, Евсевий сообщает о др. причинах жестокости Б.-К.: «Семнадцатый год правления Адриана [т. е. 133 г. по Р. Х.- Ред.] Кохеба, вождь иудейской секты, преследовал христиан и убивал их всевозможными способами, они отказывались помогать ему против римских войск» (PL. 26. Col. 619). Подобный образ Б.-К. сложился в среде палестинских христиан как под воздействием тех гонений, к-рым подвергались их собратья, не желавшие участвовать в восстании против Рима, так и вслед. широко распространенных среди них ожиданий прихода лжемессии.

http://pravenc.ru/text/77550.html

В следующем (371) году: воскресенье Пасхи 22 Фармуфа, в 15 день майских календ, – возраст луны 16, епакта 20, седьмичный день 5, – в четырнадцатый год индиктиона; во второй год консульства Грациана Августа и Проба; в правление того же Палладия, которому преемствовал, в звании епарха Египта, Элий Палладий из Палестины, прозванный Брадобреем. В следующем (372) году: воскресенье Пасхи 13 Фармуфа, в 6 день апрельских идов, – возраст луны 19 69 , епакта 1, седьмичный день 70 , – в пятнадцатый год индиктиона; в консульство Модеста и Аринтея, в управление Египтом того же Элия Палладия, прозваннаго Брадобреем. В следующем (373) году: воскресенье Пасхи 5 Фармуфа, за день до апрельских календ, – возраст луны 21, епакта 12, седьмичный день 1, – в первый год индиктиона; в четвертый год консульства Валентиниана и Валента, в управление Египтом того же епарха Элия Палладия. – Когда этот год приближался к концу, Афанасий чудесным образом скончал жизнь 7 Пахона 71 . Окончились Κελαια, то есть Оглавления праздничных посланий святого Афанасия, епископа Александрийскаго. Первое праздничное послание епископа Афанасия, по которому воскресенье Пасхи в сорок пятом году эры Диоклетиана 73 было одиннадцатаго Фармуфа, за восемь дней до апрельских идов 74 ; в восьмое консульство Константина Августа и четвертое – Константина Кесаря, когда Септимий Зений был префектом 75 , – во второй год индиктиона; – о посте, трубах и праздниках. 1) Приидите, возлюбленные! Надлежащее время призывает нас к тому, чтобы мы совершили празднество. Снова Солнце Правды, освещая нас Своими Божественными лучами, заранее предуказывает нам время празднования, в которое мы, покорные Ему, должны праздновать так, чтобы радость не миновала нас, хотя время преходяще. Ибо знать благопотребное время первее всего необходимо при упражнении в добродетели; как и блаженный Павел, наставляя ученика своего знать надлежащее время, поучает его в сих словах: «настой благовременне и безвременне» ( 2Тим. 4, 2 ); дабы он, зная то и другое, выполнял то, что приличествует своему времени, от неблаговременнаго же порицания удерживался. Так равно и Бог всяческих, по образному изречению премудраго Соломона, все распределил по временам и срокам ( Еккл. 3, 1 ), дабы повсюду в благопотребное время распространилось спасение человеков. Точно также и Премудрость Божия, Господь и Спаситель наш Иисус Христос , сходя в души преподобных не безвременно, но благовременно, уготовляет их в друзей Божиих и пророков ( Прем. 7, 27 ). Итак, когда весьма многие молились о сем и говорили: «кто даст от Сиона спасение Израилево» ( Псал. 52, 7 )? – Невеста, как написано в Песни Песней, молилась так: «кто даст тя брате мой ссуща сосцы матере моея» ( Песн. 8, 1 )? т. е. чтобы ты стал подобен человекам и восприял на Себя вместо нас скорби человеческия.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Затем Аппий Клавдий, один из децемвиров, который принимал величайшее участие в написании XII таблиц. После него (другой) Аппий Клавдий того же рода обладал огромными знаниями; он был назван «centemmanus» («сторуким»)... Передают, что он написал иски, и прежде всего о перерыве давности. Эта книга не сохранилась. § 37. После него был муж величайшего знания Семпроний, которого римский народ называл «мудрым» (sofos – греч.), и никто до него не носил такого прозвища. Затем – Гай Сципион Назика, который получил от сената имя «лучшего»... Затем – Квинт Муций. § 38. Вслед за ними учил Тиберий Корунканий, который, как я сказал, первый начал публично преподавать; из его писаний ничего не сохранилось, но его ответы были многочисленны и памятны. Затем Секст Элий и его брат Публий Элий, а также Публий Атилий обнаруживали в преподавании величайшую мудрость, и два Элия были консулами, а Атилию народ дал впервые название «мудрец» («sapiens»). Секста Элия восхвалял Энний, и сохранилась его книга под заглавием «Tripertita» (От «tres» (три) и «pars» (часть)). Эта книга является как бы колыбелью права; она названа «Tripertita» потому, что после закона XII таблиц прибавлено толкование и присоединены legis actiones. Ему же приписываются три другие книги, но некоторые отрицают его авторство... Затем Марк Катон, глава фамилии Порциев, книги которого сохранились, но больше – его сына. § 39. После них был Публий Муций, и Брут, и Манилий, которые основали цивильное право. Из них Публий Муций оставил десять книг, Брут – семь, Манилий – три; сохранились тома, озаглавленные «Памятники Манилия». Публий Муций и Манилий были консулами, Брут – претором, а Муций – впоследствии – даже верховным жрецом. § 40. После них был Публий Рутилий Руф, который был консулом в Риме и проконсулом в Азии, Павел Вергиний и Квинт Туберон, который был стоиком и слушателем Пансы и сам был консулом. В то же время Секст Помпей, дядя Гнея Помпея; и Целий Антипатер, который составил историю, но занимался более красноречием, чем наукой права.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010