Лит.: Строев. Словарь. С. 406-407; Πολτης Ν. Γ. Μελται περ το βου κα τς γλσσης το λληνικο λαο. Παραδσεις. Αθναι, 1904. 2 Τ. N 207, 208, 260; idem. Λαογραφικ σμμεικτα. Αθναι, 1920. Τ. 1. Σ. 89; 19752. Τ. 2. Σ. 148, 174; Τ. 3. Σ. 6, 14; Botte B. Le culte d " Élie dans l " Église chrétienne//Élie le prophète. Bruges, 1956. Vol. 1. P. 208-218. (Les Études Carmélitaines; 35); Spasky Th. Le culte du prophète Élie et sa figure dans la tradition orientale//Ibid. P. 219-232; Spadafora F. Elia profeta, culto//BiblSS. Vol. 4. Col. 1032-1039; Макашина Т. С. Ильин день и Илья-пророк в народных представлениях и фольклоре восточных славян//Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. C. 83-101; Λουκτος Δ. Σ. Τ καλοκαιριν. Αθνα, 19922. Σ. 87-95; Агапкина Т. А. Ильин день//Славянские древности. М., 1999. Т. 2. С. 402-405; Белова О. В. Илья св.//Там же. С. 405-407; Иванов С. А. Когда в Киеве появился первый христианский храм//Славяне и их соседи. М., 2004. Вып. 11: Слав. мир между Римом и К-полем. С. 9-18; СККДР. Вып. 3. Ч. 4: Доп. С. 877. В мусульманскую традицию почитание И. перешло, по всей видимости, из христ. среды. Об этом свидетельствуют написание его имени - Ильяс (арабизированный вариант греч. формы) и его упоминание в Коране в ряду новозаветных праведников (Закария, Яхья, Иса; VI 85). Второй раз И. упоминается в Коране как посланник Аллаха, отвращавший народ от поклонения Ваалу (XXXVII 123-132, в ст. 130 - особая форма имени Ильясин, видимо, обусловлена рифмой). В позднейшей мусульм. лит-ре образ И. был дополнен на основании библейских сведений и иудейских легенд. Постепенно возникла тенденция отождествлять И. с др. персонажами, которые считаются в исламе «не испытавшими смерти»,- Идрисом (чаще отождествляется с библейским Енохом) и мифическим аль-Хидром (аль-Хадир; отождествляется также с вмч. Георгием Победоносцем) (4-м «бессмертным» в исламе считается Иса (Иисус)). Отождествление И. с Идрисом более характерно для классической экзегетической традиции и опирается на отрывок XXXVII 123-132, в к-ром имя Ильяс заменяется именем Идрис, напр. в толковании ат-Табари (ум. 923). Отождествление с аль-Хидром, получившее большое распространение в народной среде, вероятно, восходит к комментарию на отрывок XVIII 59-81, в к-ром есть параллели с мидрашитской легендой об И. и о рабби Йошуа бен Леви; героем этого коранического повествования обычно считается аль-Хидр. В народных преданиях И. и аль-Хидр выступают то как одно лицо, то как братья или спутники.

http://pravenc.ru/text/389301.html

В качестве источников Аш – Шафии использовал: Коран Сунна. Единственное условие, которое Аш – Шафии предъявлял к хадисам – это их достоверность (сахих). Иджма – согласованное мнение сахаба (сподвижников). Ар – раи. Принималось и индивидуальное мнение сахаба, при условии отсутствия среди них расхождений. Если же наблюдались разногласия, то избирался вариант, наиболее близкий к главным источникам. Кийяс. Аш – Шафии признавал и принцип аналогии, однако ставил его ниже мнений сахаба. Истисхаб. (поиск связи, увязки) Этот метод основывается на предположении, что правовые заключения, сформулированные при определенных обстоятельствах, сохраняют свою юридическую силу до того момента, когда становится достоверно известно об изменениях этих обстоятельств. Например, при длительном отсутствии человека, когда неизвестно, жив он или нет, согласно принципу истисхаба, все правила остаются в силе, как при живом человеке, пока не выяснится истина. Основные ученики этого мазхаба: Аль – Музани (791 – 876 гт.), Ар – Раби Аль – Маради (790 – 873 гг.), Юсуф ибн Яхья Аль – Буайти(?). В настоящее время большинство шафиитов проживает в Египте, Южной части Аравийского полуострова (Йемене, Хадрамуте), Шри – Ланке, Индонезии, Малайзии, Восточной Африке (Кении, Танзании), и в Суринаме (Южная Америка). Мазхаб ханбалитов Мазхаб основал очень известный и популярный ученый своего времени Абдаллах Ахмад ибн Ханбал Аш – Шайбани (778/780 – 855 гт.) Он занимался изучением права и хадисов у имама Юсуфа, ученика Абу – Ханифы, а также у самого Аш – Шафии. Имам Ахмад прославился, как великий рассказчик хадисов, которых он помнил наизусть огромное количество. Как и некоторые из имамов, Ахмад подвергся преследованиям со стороны халифов. В то время халифат принял концепцию мутазилитов (отколовшихся). По приказу халифа Аль – Мамуна (правил 813 или 818 – 832 гг.) имам Ахмад был заключен на два года за то, что отверг учение о сотворенности Корана. Будучи выпущен, он продолжил преподавательскую деятельность в Багдаде. Впоследствии он опять подвергся преследованиям со стороны нового халифа Аль – Уатака (правил 842 – 846 гг.) и был вынужден скрываться до тех пор, пока вновь вступивший халиф Аль – Мутауаккиль (прав. 847 – 861 гг.) официально не отверг идеологию мутазилитов. Последние годы жизни Ахмад провел в Багдаде, где занимался преподавательской деятельностью вплоть до своей смерта в 855 году.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Джихадисты обезглавили ливанца, который уговаривал своих детей не воевать в рядах ИГИЛ 02.11.2015 01:33 Версия для печати Ракка, Сирия, 2 ноября, Сath.ch-apic/Благовест-инфо. Ливанец Махмуд Хусейн был обезглавлен боевиками «Исламского государства» за то, что пытался уговорить своих детей покинуть ряды этой экстремисткой организации. Полгода назад двое детей Хусейна – 18-тилетний сын Яхья и его дочь, имя которой не сообщается, – вступили в ИГИЛ, пишет ливанская франкоязычная газета «L’Orient Le-Jour». Чтобы спасти детей, 50-летний житель ливанского Триполи отправился в Сирию, где ему удалось найти их. Однако встреча закончилась трагедией: сын принял отца враждебно, назвав его неверным и ливанским шпионом. Боевики ИГИЛ задержали Хусейна, допрашивали его в течение двух дней и решили казнить. В сообщении, отправленном родственникам убитого, джихадисты поясняют, что ливанец был обезглавлен за «вероотступничество и шпионаж в пользу ливанского государства и турецкого посольства». Еще одна дочь Махмуда Хусейна – вторая жена салафитского проповедника Омара Бакри Фостока, уроженца Сирии, долгое время прожившего в Англии. В июле ливанский военный трибунал приговорил его к трем годам лишения свободы за призывы к гражданской войне.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По естественной необходимости, вместе с этими религиями должны были оставаться без всякого повреждения и св. книги, в которых содержалось учение этих религий. Действительно св. книги В. и Н. Завета как можно заключать из самого Корана, оставались неповрежденными до выступления Мухаммеда на поприще общественного учителя веры, – а повреждены были кем то уже после его выступления, с тою именно целию, чтоб иметь право не признавать Мухаммеда, будто бы предвозвещенного в Писании и не верить его премудрому Корану 352 . Кто же, именно, спрашиваем, повредил книги священного Писания? Из мест Корана, где он упрекает христиан и иудеев, будто они повинуются своим пастырям и учителям больше, чем самому Богу, а этих последних в том, что они совращают с правого пути своих пасомых 353 , – из этих мест, по спасении их с некоторыми другими местами, в которых говорится о повреждении св. Писания 354 , надобно заключать, что не кто другой, а именно пастыри и учители и виновны в этом повреждении. Лучшие мухаммеданские толковники не оставляют ни малейшего сомнения в справедливости нашего заключения. Яхья 355 , на основании авторитетов Халяби, Хасана и других высоко уважаемых в мухаммеданском мире, говорит, что иудейские и христиан, учители, по научению сатаны, повредили Закон Моисеев и Евангелие. По всей вероятности, и это мнение начало свое ведет из такого же мутного источника, из какого произошло и первое мнение. Именно: оно образовалось под влиянием взаимных споров, какие, после Мухаммеда возникали у мухаммедан с христианами и иудеями. Споры эти начались и были довольно жарки еще при жизни самого Мухаммеда, которому, замечает Вейль, не очень легко было вести их, не так легко, как легко вел он их с меккскими язычниками. По большой части Мухаммеду приводилось терпеть поражения ссылки его на св. Писание были осмеиваемы... Помянутые споры не утратили своего жара и впоследствии, особенно в первые времена распространения Ислама по смежным с Аравию странам и по-прежнему были крайне не выгодны для последователей его.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В Дамаске его взял под покровительство могущественный клан религ. деятелей - бану Заки, во главе к-рого стоял буд. великий кади Сирии Мухьи ад-Дин Ибн Заки. И. А. была назначена ежедневная пенсия в 30 дирхемов, к-рая помогала ему обеспечивать большую семью: 2 жен, 2 сыновей, неизвестное число дочерей и внуков и более 10 учеников, находившихся, по обычаю, на содержании у наставника. В этот период среди его учеников был Музафар аль-Дин (ум. в 1238), правитель Дамаска. В документе, датированном 1234 г., И. А. дает ему разрешение учиться по своим рукописям, перечисляя 290 названий. В 1229 г. у И. А. было видение, в к-ром Мухаммад повелел ему написать кн. «Геммы мудрости» («Фусус ал-хикам»), ставшую самым известным произведением И. А. В последние годы жизни И. А. продолжал писать и преподавать. Он умер в кругу родственников, друзей и учеников и был похоронен в пригороде Дамаска у горы Касьюн. Во время правления османского султана Селима I (1512-1520) над могилой И. А. была сооружена мечеть, существующая и в наст. время. Сочинения Наследие И. А. многогранно и разнородно, и причиной тому не только особенности его мировосприятия, но и разноплановый материал, лежащий в основе его теорий. Мн. исследователи называют И. А. «гением систематизации», который подвел итог 5-вековому развитию суфийской традиции: он собрал все то, что писали и передавали изустно мусульм. аскеты и суфии, начиная с аль-Хасана аль-Басри (VIII в.) и заканчивая современниками И. А. (XII-XIII вв.). Более того, он не ограничился суннитским исламом и использовал нек-рые положения эзотерических учений шиитских сект, в частности исмаилитов. Наиболее авторитетный список произведений И. А., составленный егип. исследователем Османом Яхья ( Yahia O. Histoire et classification de l " oeuvre d " Ibn " Arabi. Damas, 1964. 2 vol.), насчитывает 856 сочинений, из них 550 сохранилось до наст. времени в 2917 рукописях. И. А. упоминал 290-300 названий. Главными произведениями И. А. являются «Мекканские откровения» (560 глав и ок.

http://pravenc.ru/text/200421.html

Через некоторое время, когда умирает искавший души Младенца царь Ирод, Иисус и Его семейство возвращаются на родину. Тайна пророка Яхья Иса рос усердным, не по годам умным мальчиком. С самого раннего детства Он был отмечен печатью особого призвания и благодати Божией. Когда Иисусу исполнилось тридцать лет, он встретился с пророком Яхьей (Иоанном Крестителем), сыном Захарии. Коран сообщает, что Яхья был мудр ещё в детстве, благочестив, богобоязнен, воздержан, кроток с родителями. Он был подтверждением истинности “Слова Аллаха”, т. е. Исы и его миссии (3:38/33 41 ⁄ 36 ,19:1–15). Предание рассказывает о последовавших затем событиях жизни Иоанна. Он был первым, кто предсказал посланничество Иисуса, уверовал в него, помогал ему и был затем убит. Мусульманское предание особо выделяет мотив кипящей крови Яхья- она кипела на блюде с его головой и на его могиле. Когда Иоанна обезглавили, и его голову принесли царю Ироду на подносе, из раны упала капля крови и стала кипеть – ее не приняла земля. Место захоронения головы Яхья – в знаменитой Омейядской мечети Дамаска – ныне является местом массового паломничества мусульман. Мощные глухие стены отделяют мечеть Омейядов от шумного города. Внутренний двор вымощен квадратными каменными плитами, отполированными до зеркального блеска, и имеет форму прямоугольника размером с три футбольных поля. Только шелест длинных халатов правоверных, воркование голубей, да детский смех нарушают священный покой древней площади. Поначалу я растерялся. Никто не знает, где здесь гробница Иоанна Крестителя. Хорошо, француз подсказал. Длинноволосый парень в драных джинсах, сидит на каменном полу и глубокомысленно поглощает банку “Кока-колы”. Присаживаюсь рядом. “Джон Баптист? – усмехается он, – ты бы еще спросил у них, где здесь баптистерий. Муслимы зовут его Яхья. Иди вон в те ворота под мозаикой”. Кстати, насчет крещальни он, оказывается, не шутил. В восточной части бывшего византийского храма св. Иоанна Крестителя, которую халиф Омар переделал в мечеть, до сих пор стоит мраморная купель с жертвенником.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Национальная библиотека передала книги в дар приходу 27 мая 2005 г. 12:11 В Республике Ингушетия прошла акция «Храм памяти народа — Духовному храму» под эгидой Президента республики М.М. Зязикова. В рамках акции Национальная библиотека РИ передала в дар Покровской церкви станицы Орджоникидзевской литературу по христианству. В церемонии приняли участие генеральный директор Национальной библиотеки Ц. Газдиева, благочинный православных церквей Республики Ингушетия и Чеченской Республики иеромонах Варлаам (Пономарев), представители Администрации Президента и Правительства РИ, администрации Сунженского района, имам местной мечети Яхья Махлоев; сотрудники Центральной библиотечной системы и школьники. Национальная библиотека РИ получила в дар от Российского библейского общества к празднику Воскресения Христова Священное Писание, изданное на пожертвования христиан России. «Мы рады возможности, в свою очередь, поделиться с Покровской церковью ценным даром: «Ветхий Завет» (шрифтом Брайля), «Новый Завет» (шрифтом Брайля), «Библия в пересказе для детей» (шрифтом Брайля) (книга I, II, III), «Библия», «Библейские рассказы для детей» (аудиокассеты)», — сказала в своем выступлении Ц. Газдиева. В ответном слове иеромонах Варлаам отметил, что руководство республики оказывает заботу и внимание о русскоязычном населении Ингушетии. Оно чувствуется во всем, и подтверждается каждодневной политикой. «Религия наша призывает нас к тому, чтобы мы ценили друг друга, во всем помогали друг другу. Нас всех создал Всевышний и мы должны нести в душе добро», — продолжил имам местной мечети Яхья Махлоев. Ингушетия, кстати, единственный субъект РФ на Кавказе, куда возвращаются люди, некогда покинувшие ее. Планируется построение рядом двух храмов — мусульманской мечети и православной церкви в столице республики — Магасе. Национальная библиотека традиционно является местом общения творческой интеллигенции, ученых, писателей, общественных деятелей. Теперь она стала и связующим звеном в духовном общении представителей различных конфессий. Сайт Ставропольская епархии Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/17762.html

Однажды, в уже " просвещенном " XIX веке мусульманские фанатики в одночасье вырезали 10 000 жителей этих кварталов. Но те, кто исповедуют Христа, а это почти каждый десятый житель Сирии, твердо помнят евангельскую истину о том, что " многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное " . Когда переступаешь невысокую преграду в воротах, отделяющих мечеть Омейядов от внешнего мира, шум многолюдного базара Хамидия, мирская суета остаются снаружи вместе с обувью. Огромное сооружение, представляющее собой странный гибрид мечети и православного храма, несомненно, главная достопримечательность Дамаска. Здесь хранится голова Иоанна Крестителя, которую отсекли по приказу царя Ирода. Это место одинаково свято как для мусульман, так для христиан, только магометане почитают пророка под именем Яхья. Десять тысяч мастеров десять лет воплощали в камне распоряжение халифа Валида бен Абд-эль-Малика, " построить мечеть, какой не было и не будет " . Она должна была символизировать могущество империи Омейядов, распростершейся от Инда до Пиреннев. Нужно сказать, замысел удался. Мощные глухие стены отделяют мечеть от шумного города. Внутренний двор вымощен квадратными каменными плитами, отполированными до зеркального блеска, и имеет форму прямоугольника размером с три футбольных поля. Только шелест длинных халатов правоверных, воркование голубей, да детский смех нарушают священный покой древней площади. Поначалу я растерялся. Никто не знает, где здесь гробница Иоанна Крестителя. Хорошо, француз подсказал. Длинноволосый парень в драных джинсах, сидит на каменном полу и глубокомысленно поглощает банку " Кока-колы " . Присаживаюсь рядом. " Джон Баптист? - усмехается он, - ты бы еще спросил у них, где здесь баптистерий. Муслимы зовут его Яхья. Иди вон в те ворота под мозаикой " . Кстати, насчет крещальни он, оказывается, не шутил. В восточной части бывшего храма Св. Иоанна Крестителя до сих пор стоит мраморная купель с жертвенником. Правда, здесь уже 1300 лет никого не крестили. Со двора в зал ведут 22 двери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Началась поездка митрополита Кирилла в Йемен 7 декабря 2005 г. 18:44 С 5 декабря митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, находится в качестве официального гостя в Йеменской Республике — по приглашению государственного руководства этой страны. В аэропорту Саны, столицы государства, высокого представителя Русской Православной Церкви встречал заместитель министра вакуфов и моральной ориентации шейх Яхья Наджар и другие представители государственных структур Йемена. С российской стороны во встрече участвовал Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Йемене А.С. Засыпкин, которого сопровождали сотрудники российского посольства. Приветствуя высокого гостя, шейх Яхья Наджар подчеркнул важность визита представителя Русской Православной Церкви для развития добрых отношений между народами двух стран. В аэропорту владыка ответил на вопросы йеменского национального информационного агентства «Саба». Говоря о цели приезда в эту страну, митрополит Кирилл отметил, что его визит является одним из тех шагов, какие предпринимает Русская Православная Церковь для развития христианско-мусульманского диалога. Он подчеркнул, что традиционно дружественные отношения между народами России и Йемена в данном отношении обладают значительным потенциалом. По мнению владыки Кирилла, этому также может способствовать приверженность представителей двух мировых религий традиционным моральным ценностям, а также их верность собственной цивилизационной идентичности в условиях глобализирующегося мира. В поездке в Йеменскую Республику митрополита Кирилла сопровождают священник Георгий Рябых, помощник Председателя ОВЦС МП, и А.В. Охоткин, российский ученый-арабист и общественный деятель. Патриархия.ru по материалам Службы коммуникации ОВЦС Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/66875.html

Председатель ОВЦС встретился с представителями исламской общины Италии 18 октября 2011 г. 20:13 18 октября 2011 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с представителями исламской общины Италии шейхом Абдул-Вахедом Паллавичини и имамом Яхья Паллавичини. Митрополит Иларион рассказал исламским религиозным лидерам Италии о богатом опыте межрелигиозного диалога в России, где веками мирно сосуществовали представители Православия и ислама. Владыка Иларион подчеркнул, что отсутствие конфликтов на религиозной почве — результат открытого взаимодействия лидеров общин и воспитания верующих в своей традиции. Председатель Отдела внешних церковных связей отметил, что главным содержанием диалога и сотрудничества лидеров авраамических религий должны стать семейные ценности, которые в секулярном обществе находятся в состоянии упадка. По мнению митрополита Волоколамского Илариона, именно идеалы семьи могут сделать традиционные религии союзниками в противодействии моральному релятивизму современного общества. Владыка Иларион сообщил исламским деятелям Италии, что Русская Православная Церковь с обеспокоенностью следит за ухудшением положения христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке, подвергающимся в последнее время преследованиям и дискриминации. Лидеры мусульманской общины Италии разделили озабоченность развитием ситуации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки и высказали намерение сотрудничать с Русской Православной Церковью по актуальным вопросам, представляющим взаимный интерес. Во встрече приняли участие сотрудники ОВЦС иеромонах Иоанн (Гуайта) и В.В. Кипшидзе, а также члены итальянской делегации Халима Руббо и Яхья Дзаноло. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1651823.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010