Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием, в честь святого Василия Великого . Тогда же, в Херсонесе, совершилось его бракосочетание с царевной Анной. Князь Владимир в качестве «вена» (выкупа) за жену возвратил город Херсонес Византии, построив в нем в память о своем крещении храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В Киев князь Владимир вернулся вместе с княжной Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой Богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского (†101; память 25 ноября), и его ученика Фивы. Арабский историк Яхья Антиохийский (конец Х–начало XI в.) и армянский историк Стефан из Тарона, прозванный Асохиком (конец X в.), сообщают, что после женитьбы князя Владимира на царевне Анне он помог византийскому императору Василию II подавить восстание Варды Фоки, послав для этого русское войско. Таким образом упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией. По возвращении в Киев князь Владимир собрал двенадцать своих сыновей и, подготовив их к принятию веры Христовой, крестил. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и принялся ревностно истреблять языческих идолов: одни были сожжены, другие изрублены, а главный идол – Перун был сброшен с холма в Днепр. Сразу же по истреблении идолов последовало оглашение киевлян евангельской проповедью. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. Одни киевляне тогда же приняли святое Крещение, другие колебались. Великий князь Владимир назначил определенный день всенародного Крещения (по некоторым сведениям, 1 августа 988 года) и объявил по всему городу: «Аще кто необрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!». Только самые закоренелые язычники воспротивились этому повелению великого князя и бежали из Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Межрелигиозный диалог - одна из основных тем проходящего на Родосе форума «Диалог цивилизаций» Москва, 9 октября 2007 г. Более 700 участников из 60 стран мира примут участие в пятой, юбилейной сессии Международного общественного форума «Диалог цивилизаций», которая пройдет 10-14 октября 2007 г. на о. Родос (Греция). Председатель Попечительского совета Форума, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин считает, что за  пять лет «Диалог цивилизаций» стал влиятельной общественной силой в формировании демократического глобального гражданского общества, основанного на гуманитарном диалоге цивилизаций. Об этом он заявил 8 октября на пресс-конференции в «Интерфаксе». Известные ученые, общественные и религиозные деятели, правоведы и экономисты примут участие в пленарных заседаниях, круглых столах и семинарах, сообщает Благовест-инфо. Традиционной для Родосского форума является тема «Религия и диалог цивилизаций», которую обсудят представители различных религиозных организаций на специальной секции. «Межконфессиональное представительство в этом году очень широкое», -- рассказал журналистам Владимир Якунин. Он перечислил «завсегдатаев» форума: это представительные делегации Русской Православной Церкви, Греческой Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви, еврейских и мусульманских религиозных организаций. Особенностью религиозной секции на 5-м Форуме В.Якунин считает более активное участие Римско-Католической Церкви, которая делегирует для участия в Форуме нескольких епископов. Как сообщается в пресс-релизе Форума, участниками секции «Религия и диалог цивилизаций» станут около 50-ти представителей главных мировых религий из 17-ти государств, в том числе: митрополит Ташкентский Владимир, архиепископ Езник Петросян, глава Отдела внешних церковных связей Армянской Апостольской Церкви, епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний, представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, епископ Штутгардский Агапит, епископ Фермопильский Иоаннис, Секретарь Папского совета по культуре Бернард Ардура, Председатель ИСЕСКО Яхья Паллавиччини, Председатель Исламского совета по религиозной и расовой гармонии Саид Абдулджалил (Великобритания), генеральный секретарь Арабской группы по христианско-мусульманскому диалогу Джарджур Риад (Ливан), председатель Европейского Еврейского конгресса Вячеслав Кантор, президент Еврейского фонда Украины и Международного фонда толерантности Александр Фельдман.

http://pravoslavie.ru/24303.html

80 . Сократ Схоластик . Церковная история. Саратов, 1911 (на шмуцтитуле-1912). 81 . Сфрандзи Георгий. Хроника/Пер. и прим. Е.Д.Джагацпанян/Кавказ и Византия. Т. 5. 1987. 82 . Феофан. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта/Пер. В.И.Оболенского и  Ф.А.Терновского . М., 1890. 83 . Феофилакт Симокатта. История/Пер. С.П.Кондратьева. М., 1957. 84 . Филосторгий. Сокращенная церковная история Филосторгия, сделанная патриархом Фотием/ХЧ, 1854. 4. 85 . Чичуров М.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора1/Текст, пер., комм. М., 1980. (Переводы даны в сокращенном по ср. с виде). 86 . Эклога. Византийский законодательный свод VIII в./Пер., комм. Е.Э.Липшиц. М., 1965. 87 . Эпиграммы Павла Силенциария и Македония Консула/ВВ. Т. 30. 1969. 88 . Яхья Антиохийский/Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского/3ап. Имп. Акад. Наук. Т. 44, ч. 1. Спб., 1883. 89 .Номоз Зтратиотикоз (Воинский закон)/Пер. В.В.Кучмы. ВВ. Т. 32. 1971. 2. Литература 90 . Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. 91 . Азаревич Д.И. История византийского права. Т. 1, ч. 1, 2. Ярославль, 1876–1877. 92 . Алексеев Ю.Г. Государь Всея Руси. Новосиб., 1991. 93 . Алексей (Дородницын), еп. Чистопольский. Византийские церковные мистики XIV века (Препод. Григорий Палама , Николай Кавасила  и преп. Григорий Синаит )/Православный собеседник. Казань, 1906. 94 . Античность и Византия: Сб. статей/Отв. ред. Л.А.Фрейберг. М., 1975. 95 . Ариньон Ж.-П. Международные отношения Киевской Руси в середине X века и крещение княгини Ольги/ВВ. Т. 41. 1980. 96 . Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза:Альбом репродукций. Л.; М., 1966. 97 . Барабанов Н.Д. Византия и Русь в начале XIV века. Некоторые аспекты отношений патриархата и митрополита/ВО. М., 1991. 98 . Беляев Д.Ф. Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм св. Софии в IX-X вв./3аписки Имп. Русск. Археологического О-ва. Т. 5, вып. 1–4. Спб., 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Синонимом веры в текстах выступает «закон», и в рассказах послов, отправленных в другие страны, говорится о наблюдаемых обычаях. Здесь происходит характерное для Средневековья смещение в область ритуала, обряда. Признание службы в св. Софии наиболее впечатляющей и устанавливающей связь с Небом («не знали мы – на Небе или на земле мы были»), что коррелирует с символической трактовкой церковного здания как «земного Неба», в определенном смысле предвосхищает особенность русской церковной мысли, для которой богослужение (как отмечали исследователи Г. Федотов , Г. Подскальский) стало ядром христианской жизни. В отмеченной летописцем реакции Владимира на рассказ о Страшном суде обозначена тема, проходящая через все Средневековье, – существенность эсхатологических представлений, соизмеримость событий не только с предшествующей традицией, но и с предсказаниями о конце времен, что вообще становится характерным для русского летописания. Другая легенда о крещении связана с походом Владимира на Корсунь, обещанием императоров выдать за князя-варвара сестру Анну и, в качестве условия брака, – крещением князя Владимира («Корсунская легенда»). Эта версия дополняется рассказами о наказании Владимира слепотой из-за промедления с крещением. Эту версию подтверждают предметы церковной утвари из Херсонеса («корсунские» иконы, кресты, врата), которые неоднократно упоминаются в текстах и сохранились в ряде древнерусских городов. О походе Владимира на Хрисополь сообщает Яхья Антиохийский, в рассказе которого Владимир выступает союзником императоров в борьбе с узурпатором Вардой Фокой в 988 г. Что касается похода на Корсунь, то существуют разные версии объяснения причин этого события: 1) Владимир выступал как союзник императоров против мятежного города; 2) Владимир пошел против Корсуня из-за отказа императоров соблюдать условия договора. Расходятся источники и в вопросе о месте и дате крещения Владимира (о существовании разных версий этого события было известно уже летописцу). После возвращения из Корсуня происходит крещение киевлян по указанию Владимира. Летописный рассказ не упоминает о приезде вместе с Анной митрополита или епископа. Отсутствие прямых указаний породило в исторической литературе множество версий о происхождении иерархии на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После крещения населения Киева и Новгорода был взят курс на обращение в христианство всей Русской земли. Опорными пунктами христианизации, к-рую активно проводил кн. Владимир, стали города - центры гос. власти: «И нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градом и селом» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 118). Важным мероприятием политики христианизации князя стала подготовка клира для совершения богослужений. ПВЛ сообщает, что Владимир «послав нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное» (Там же. Стб. 118-119). По данным археологии, после К. Р. усиливается тенденция изменения погребального обряда на Руси: на смену кремации все чаще приходит ингумация, к-рая станет преобладающей в XI в. Первостепенной задачей власти было создание церковной организации. Вопрос о том, что представляла собой Русская Церковь при кн. Владимире, связан с проблемой возникновения Киевской митрополии. ПВЛ сообщает о строительстве кафедрального митрополичьего собора Св. Софии в Киеве под 6545 (1037) г., а о Киевском митр. Феопемпте впервые упоминает только под 6547 (1039) г. (Там же. Стб. 151, 153). Эти свидетельства дали основание ряду исследователей предположить, что церковная орг-ция на Руси возникла значительно позже офиц. крещения. Были высказаны следующие гипотезы: 1) первоначально Русь не имела органов церковного управления и собственной иерархии, являясь миссийной епархией (А. М. Амманн); 2) К-поль отказал Русской Церкви в автокефалии, поэтому до 1037 г. она состояла в ведении Болгарского Патриархата (впосл. архиепископии) в Охриде (Присёлков); 3) не желая подчинять Русскую Церковь визант. господству, кн. Владимир признал ее главой архиепископа Херсонского (Ф. Дворник) или Тмутараканского (Г. В. Вернадский); 4) первоначально Русская Церковь находилась под влиянием лат. Церкви (Н. А. Баумгартен). Однако большинство исследователей полагают, что возникновение древнерусской церковной организации во главе с митрополитом произошло либо одновременно с крещением, либо вскоре после него (Мюллер, Поппе, Я. Н. Щапов, Назаренко). О том, что для крещения кн. Владимира и населения Руси из Византии были направлены «митрополиты и епископы», сообщает Яхья Антиохийский (Др. Русь в свете зарубежных источников. 2009. Т. 3. С. 106). Кроме того, известно, что уже в нач. XI в. в столице Руси существовал кафедральный храм Киевского митрополита - собор Св. Софии (очевидно, еще деревянный). Согласно сообщению саксонского хрониста Титмара Мерзебургского, польск. кн. Болеслав I Храбрый, вступив в Киев в авг. 1018 г., был торжественно встречен митрополитом («архиепископом») в соборе Св. Софии (Там же. 2010. Т. 4. С. 81).

http://pravenc.ru/text/2459053.html

Со сводкой мнений всех исследователей по вопросу поездки княгини Ольги в Константинополь и ее крещения там и со всей библиографией можно познакомиться в двух недавно вышедших работах: в книге А. Н. Сахарова «Дипломатия древней Руси» (М., 1980. С. 260–290, собственно о крещении — С. 272–278) и в уже упомянутой книге А. В. Назаренко «Немецкие летописные источники IX–XI веков» (М., 1993. С. 114–119). Следует обратить внимание на серию статей Г. Г. Литаврина и А. В. Назаренко. Г. Г. Литаврин в большинстве работ настаивает на 946 г. крещения княгини Ольги, А. В. Назаренко — на 957 г. К сожалению, в книге А. Н. Сахарова имеется досадная неточность в передаче суждения митрополита Макария о крещении княгини Ольги (на с. 262–263). См.: Толочко П. П. Древний Киев. Киев, 1983. С. 40–42. Рис. 19 на с. 42. Высказанную мысль можно проиллюстрировать на примере летописного сказания. Расслоение, начатое серьезной, впрочем не совсем свободной от духа времени, работой А. А. Шахматова «Корсунская легенда о крещении Владимира» (СПб., 1906. С. 1–124, отдельный оттиск из «Сборника статей в честь В. И. Ламанского»), было продолжено в работах других исследователей. В качестве примера процитируем книгу В. М. Зубарь и Ю. Павленко «Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси»: «Таким образом, можно согласиться с тем, что ни сам Владимир, ни его бояре и старцы веры не выбирали, и сказание об этом событии в основе исторически не достоверно» (Киев, 1988. С. 172). Об аналогичной ситуации в Болгарии см.: Sansterre J.-M. Les missionnaires Latins, Grecs et Orientaux en Bulgarie dans second moimiй du IXe siucle//Byzantion. 1982. T. 52. P. 375–388. В этой работе, основанной на источниках, разбирается вопрос о миссиях и миссионерах, действительно побывавших в Болгарии с целью склонить болгар к принятию определенной веры. Васильевский В. Г. К истории 976–986 гг. (из Ал-Макина и Иоанна Геометра)//Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. 2. С. 56–124; Барон Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхья Антиохийского. СПб., 1883.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

Psellos M. Chronographie ou histoire d " un siucle de Byzance (976–1077)/Texte йmablie et trad. par E. Renauld. Paris, 1926. T. 1. XIII. P. 9. Русский перевод: Пселл М. Хронография//Пер., ст. и примеч. Я. Н. Любарского. М., 1978. XIII. С. 10; Scylitze J. Synopsis historiarum//Corpus fontium historiae Byzantinae. 1973. V. 5. P. 338 (88–90); Leonis Diaconi Caloensis. Historiae libri decem. Bonnae. 1825. X. 6. P. 168 (19–22), 169 (7–13). Русский перевод: Лев Диакон. История/Пер. М. М. Кожиенко; Ст. М. Я. Сюзюмова. М., 1988. (X. 6). С. 87–88, 89–91. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, писателя XI столетия. М., 1864/Подгот. изд. Н. Эмина. Кн. III. Гл. 25–26. С. 179. Эта точка зрения является общераспространенной и приведена практически во всей литературе, написанной на тему крещения Руси при князе Владимире. Примером могут послужить работы О. М. Рапова в большом количестве вышедшие в 1987–1989 гг. По О. М. Рапову, взятие Корсуни (Херсона) произошло в 990 г. «Следовательно,— пишет он,— город был взят самое раннее в феврале-марте 990 г.» (Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII вв. М., 1988. С. 236). По мысли автора, крещение князя Владимира не связано с походом на Корсунь и произошло за два года до него. Это обосновывается следующим образом: «Его крещение в 988 г. в условиях, когда огромное большинство населения Руси исповедовало языческую религию, должно было держаться в глубокой тайне. Кто знал, как дальше повернутся события, выполнят ли византийские василевсы принятые на себя обязательства, не придется ли князю отказаться от христианства?.. Потому-то и возникли различные домыслы о месте крещения Владимира, поскольку немногие приближенные видели, как крестился князь в 988 г.» (Там же. С. 245). «И стало опасным дело его и был им озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги,— чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которыя были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку, и завладел царь Василий приморскою областью и захватил все суда, которые были в руках Фоки» (барон Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхья Антиохийского. СПб., 1883. С. 23–24).

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИБН ДЖАРИР [араб.    ] Абу Наср Яхья († после 1079/80), богослов Сирийской яковитской Церкви . Происходил из Тагрита, большую часть жизни провел в Багдаде, где стал учеником Ибн Зуры († 1008), изучал перипатетическую философию (см. ст. Перипатетики ) и диалектику (философская школа Яхьи ибн Ади ). В 1057/58 г. совершил паломничество в К-поль к Нерукотворному образу Спасителя на убрусе. И. Д.- автор богословского компендиума «Руководитель» (  ), встречающегося в рукописях также под заглавиями «Светильник», «Книга руководства в науке познания и христианской веры». Критическое издание текста отсутствует; отдельные главы были изданы У. Кьюртоном (1865), Л. Шейхо в журналах «аль-Машрик» (1913. T. 16. С. 241-250) и «аль-Хикма» (1927/1928. Т. 2. С. 458-466; 1930. Т. 4. С. 412-416, 589-592) и яковитским Антиохийским патриархом Ефремом I Бар Саумом в «Патриаршем журнале» (1935. Т. 3. С. 6-10; 1939. Т. 6. С. 91-98, 117-129). Существуют переводы гл. 1 на нем. язык Г. Графа и глав 29-31 на франц. язык Г. Хури-Саркиса. В наст. время над публикацией ряда глав работают Х. Самир и Р. Джабр Муавад. Книга состоит из 54 глав; несмотря на то что в последовательности глав и рассмотрении проблем нет ярко выраженного порядка и взаимосвязи, можно отметить, что 1-я гл. пропедевтическая и по преимуществу затрагивает вопросы естественного богопознания, Божественного Откровения, а также оправданности научного обоснования религии (где в наибольшей степени проявляется влияние школы Яхьи ибн Ади); затем, в догматической части, обсуждаются проблемы, связанные с христологией и домостроительством спасения; в последующих главах, посвященных сравнению Ветхого и Нового Завета, акцент сделан на утверждении истинности христианства и его превосходства над иудаизмом; далее помещен разбор многочисленных аспектов церковно-практической жизни (устройство и чин освящения храма, церковная иерархия, облачения, миро, крещение, брак, покаяние, молитвы, светильники, пост и др.); в последних 4 главах рассматривается практика совершения Евхаристии. Автор стремился создать апологию христианства, направленную прежде всего против ислама, а также против иудаизма. Книга является ценным источником для изучения богословия и истории не только Сирийской яковитской Церкви, но и несторианской, мелькитской (православной), копт. и арм. общин, с обычаями и практикой к-рых И. Д. был, по всей вероятности, непосредственно знаком. По его мнению (гл. 7), разделение вост. христиан на несториан, яковитов и мелькитов существует лишь на вербальном уровне, а их богослужение и церковная жизнь основаны на одном и том же учении. 31-я гл. книги широко использовалась копт. писателем аль-Мутаманом Абу Исхаком ибн аль-Ассалем (см. в ст. Ассалиды ) при составлении «Свода основ религии» (ок. 1260).

http://pravenc.ru/text/200427.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР I Патриарх Иерусалимский (11 июля 1020 - после 1048?). Происходил из визант. земель, был священником. Видимо, попал в плен в ходе одной из пограничных войн с мусульманами и был продан в рабство в Египет. Владел ремеслом плотника и был задействован в обслуживании дворцовых построек фатимидского халифа аль-Хакима (996-1021). До поставления на Патриаршество имел семью, сына и дочь, что было специально отмечено летописцем, как черта, необычная для патриархов той эпохи. Правление халифа аль-Хакима ознаменовалось жесточайшими гонениями на инаковерующих, в т. ч. преследованиями и убийствами иерархов и массовым разрушением храмов. Наибольший резонанс в христ. мире вызвало разорение в 1009 г. Гроба Господня (Воскресения Христова) храма в Иерусалиме и др. палестинских святынь. Вскоре после этого Палестину захватил бедуинский вождь Муфарридж ибн аль-Джаррах, к-рый, желая заручиться расположением Византийской империи, санкционировал избрание нового Иерусалимского патриарха Феофила I и восстановление разрушенного храма Св. Гроба. В 1013 г. Фатимиды возвратили себе контроль над Палестиной, патриарх Феофил I бежал, но получил возможность вернуться. Он умер в нач. 1020 г. После этого Н. обратился к халифу аль-Хакиму с просьбой сделать его Иерусалимским патриархом. Халиф отдал соответствующее распоряжение, и в июле 1020 г. состоялась хиротония Н. В последние годы своего правления аль-Хаким отказался от политики религ. гонений и стал постепенно возвращать христианам права на восстановление разрушенных церквей. Летописец Яхья Антиохийский , современник событий, приводит текст указа, изданного халифом на имя Н., о разрешении отстроить храм Гроба Господня, церкви Вифлеема, Рамлы и др. палестинские храмы и мон-ри, а также о возвращении принадлежавшего им вакуфного имущества. Судя по контексту, указ был издан в кон. лета или нач. осени 1020 г. Месяцем джумада II 411 г. хиджры (21 сент.-20 окт. 1020) датируется еще одно повеление халифа о возвращении христианам отнятых у них церковных зданий на всей территории Фатимидского государства и о свободе вероисповедания. Одним из следствий этого указа стало освобождение грека Феодора, занимавшего епископскую кафедру палестинского г. Бейсан (ныне Бейт-Шеан, Израиль), а потом ставшего митрополитом Каира. Персоналии Н. и Феодора свидетельствуют о заметном присутствии греков среди высшей правосл. иерархии Ближ. Востока в нач. XI в.

http://pravenc.ru/text/2565514.html

Исаак П Ангел , византийский император в 1185–1195 гг. – 50 Исидор из Милета (VI в.), один из архитекторов храма Св. Софии – 260, 262 Йазид II, арабский халиф в 720–724 гг. (девятый халиф из династии Омейядов) – 343 Йакут (Йакут ибн " Абдаллах ал-Хамави ар-Руми, ок. 1179–1229), арабский историк и географ – 408 Йахйа Антиохийский (Яхья, XV в.), арабский христианский историк, путешественник – 409 Йездегирд (Иездегерд), персидский шах в 438–457 гг. – 154, 155 Кавад Широе, персидский шах в 488–531 гг. – 271, 309 Калеб (Ацбыха, 1-я пол. VI в.), негус аксумский (эфиопский император) ок. 525 – ок. 550 гг. – 194 Калигула (Гай Цезарь Германии, 12–41), римский император в 37–41 гг. – 114 Каллиник (VIII в.), изобретатель «греческого огня» – 292 Канар М. (Canard), французский византинист – 486 Каподистрия Иоаннис (1776–1831), граф, первый президент Греции в 1827–1831 гг. – 53 Карамзин Николай Михайлович (1766–1826), русский писатель и историк – 487 Карл Великий (742–814), король франков с 768 г., император с 800, основатель династии Каролингов – 63, 355–359, 360, 374, 387, 473 Карл Лысый (823–877), король Аквитании с 848 г., король Лотарингии с 869, император с 875 (из династии Каролингов) – 430 Карл Мартелл (ок. 688–741), франкский полководец, с 715 г. майордом Франкского королевства – 320, 441 Кассия (1-я пол. IX в.), византийская инокиня-поэтесса – 393, 394 Кассиодор (Флавий Магн Аврелий, ок. 490–583), римский политический деятель (с 514 г. консул при Теодорихе I) и латинский писатель (автор «Истории готов», сохранившейся лишь в эксцерптах Иордана) – 186 Каэтани Леоне (Caetani), итальянский востоковед – 284, 285 Кир , префект Константинополя в годы правления Феодосия II – 162 Кир († 311), св. мученик, пострадавший в Александрии – 313 Кирилл Скифопольский (VI в.), византийский агиограф, монах Лавры св. Сав-вы в Палестине – 258 Кирилл († 444), патриарх Александрийский в 412–444 гг., принимавший активное участие в догматических спорах (главный противник патриарха Дестория), в своей полемической и политической деятельности не стеснял себя никакими средствами – 156, 157, 182

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010