Для окончания ли переговоров, или для утверждения уже заключенного договора, Владимир отправил в Константинополь свое ответное посольство. Не в интересах императорского правительства было задерживать русских послов, и к половине лета Владимир уже мог приступить к выполнению второй статьи договора, к оказанию Василию военной помощи. Из русских источников известие об этом сохранилось в летописной повести, год которой принадлежит, по-видимому, самому начальному летописцу, и в Похвале Иакова. Оба эти источника единогласно свидетельствуют, что в 988 году Владимир лично предпринимал военный поход из Киева; разнятся же они н следующем: летописная повесть называет этот поход Корсунским, Иаков же говорит, что поход этот предпринят был к порогам. Ниже увидим, что в этом разногласии нет противоречия. Из этого похода Владимир возвратился в Киев действительно только после взятия Корсуня и в этом смысле он может быть назван корсуньским. Что же касается похода к порогам, то смысл этого известия выяснится дальше. Из иностранных писателей об этом походе, или вернее, о помощи, оказанной Василию Владимиром, говорят византийцы: Михаил Пселл , Кедрин и Зовара, и арабы: Яхья, Ал-Макин и Йбн-ал-Атир. Разница в их показаниях заключается в том, что по представлению Ал-Макина и Йбн-ал-Атира Владимир лично командовал войском, сражавшимся против Фоки, тогда как все остальные упомянутые писатели говорят лишь о русском вспомогательном отряде, что, как увидим ниже, гораздо ближе к действительности. Как только прибыли русские войска, Василий немедленно напал на хрисопольский лагерь и нанес своим противникам полное поражение. Вот как описывает этот бой Асохик: «начальник гавани (константинопольской), заключив с царем Василием мирный договор, ночью перевел на противоположный берег все войска, (бывшие) в городе, равно как и войска западных стран (русских и другую наемную силу). Они обошли крепость сзади, и засели в засаде. Между тем с рассветом со стороны города военные корабли с факелами двинулись на крепость. Крепостные войска при виде этого вышли против них на бой. Тогда, сидевшие в засаде за крепостью, пошли на них, и часть войска Дельфинаса предали мечу, а другую загнали в море» 149 . Оба начальника неприятельского войска попали в плен: брата Фоки, Никифора, Василий в оковах заключил в темницу, а Калокира Дельфинаса приказал живым посадить на кол 150 . По словам Асохина это случилось в 988 году. Сказав это, Асохик продолжает: «с наступлением следующего года» и пр. Из этого можно заключить, что хрисопольская битва произошла в конце 988 мартовского года, и во всяком случае глубокою осенью этого года, что согласно с общим ходом событий. IX

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то время и я сам (добавляет автор), описывающий сие бедствие, по несчастию находился при государе в должности диакона " 59 . Из передачи этого факта другими современными историками отметим следующие, не лишенные вероятия, варианты. Яхья говорит, что император не добровольно оставил осаду города, а поспешно бежал, и что это бегство вызвано было неожиданно пущенным по войскам слухом о том, что горный перевал отрезан неприятелем 60 . Асохик сообщает, что Болгары, «окружив в горных проходах царя со всем его войском, всех предали мечу; только армянская пехота, спереди и сзади обступив царя Василия, другою горною дорогою вывела его в Македонию. Вся же конница (греческая) со всем скарбом и царским убранством предалась неприятелю 61 . Это случилось 17 августа 986 года. Это страшное поражение имело решающее значение на ход последующих событий; постигшее императора несчастье придало смелости его врагам; а врагов у него было немало. Самым опасным на этот раз оказался Варда Фока. Василий, по-видимому, еще раньше заподозривал его в честолюбивых замыслах и поэтому, лишив его военного поста доместика (главнокомандующего) над всею восточною (азиатскою) армией, назначил дукою (губернатором) над востоком и правителем Антиохии и всех областей востока, – т. е. повторил в отношении к нему тот же прием, какой раньше применен был в отношении к Склиру. Честолюбивый Фока и его сторонники ждали лишь удобного случая для того, чтобы поднять против императора знамя бунта. Такой случай скоро представился. Неудача императора в болгарском походе вызвала надежды и в старом бунтовщике Склире, которого эмир все еще держал в заключении. «И дошло это (слух о поражении Василия) до Склира и он послал к Сам-сам-ал-дауле, прося его отпустить его, чтобы он мог воспользоваться случаем; и просил его помочь ему людьми и припасами, и обещал ему исполнить то, к чему он обязался пред его отцем Адуд-ал-даулой 62 . И согласился Самсам-ал-даула на это и взял со Склира, его брата Константина и Романа, сына Склира, клятвы и обязательства в честном выполнении всего этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

субконтиненте. В правление Палов на территории совр. Б. появились первые мусульмане - араб. купцы основали свои колонии на побережье Бенгальского зал. недалеко от Читтагонга. Еще при последних Палах в Зап. Бенгалии возвысились князья из рода Сенов, индусов по вероисповеданию. Постепенно присоединив к своим владениям большую часть Бенгалии, Сены стали насаждать там индуизм с присущим ему жестким делением населения на касты. В 1204 г. северо-запад Бенгалии попал под власть мусульм. правителя султана Мухаммада Гури. Гос-во Сенов, потерявшее половину территории, просуществовало еще ок. 50 лет. Завоеванные земли находились в номинальной зависимости от Делийского султаната. Назначаемые из Дели наместники пользовались почти полной самостоятельностью. В нач. XIV в. Делийский султанат подчинил себе почти всю Бенгалию. С этого времени здесь началось широкое распространение ислама. Наибольший успех новая религия имела у населения вост. областей. В 1328 г. Бенгалия была разделена на 3 провинции с центрами в Сатгаоне, Сонаргаоне и Чатгаоне. Через 10 лет наместник Сонаргаона Фахруддин Мубарак Шах объявил о своей независимости от Дели. Следующие 2 столетия Бенгалия существовала как независимое гос-во, в к-ром сменилось неск. династий мусульм. властителей. В 1970 г. Народная лига во главе с Шейхом Муджибуром Рахманом одержала победу на выборах в Национальную ассамблею Пакистана. Не желая признать итоги выборов и передать власть народным избранникам, правящий режим ген. Яхья Хана предпринял 26 марта 1971 г. попытку подавить национально-освободительное движение бенгальцев вооруженным путем. Ответом стало провозглашение независимости Б. и начало освободительной войны. Получив военную поддержку со стороны Индии, сторонники независимости Б. одержали в девятимесячной войне победу и вынудили восточнобенг. группировку пакистанских войск капитулировать. Акт о капитуляции был подписан 16 дек. 1971 г. Пришедшая к власти Народная лига получила в наследство от пакистанских властей разрушенное войной народное хозяйство и множество социально-экономических проблем.

http://pravenc.ru/text/77476.html

В интернете собирают подписи в защиту Мериам, приговоренной к смерти за Христа Хартум, 17 мая 2014 г. Слева: Даниэль и Мериам, свадебная фотография. Справа: их сын Мартин      По уточненным данным, Мериам Яхья Ибрагим, которая в четверг была приговорена к смертной казни в Судане за то, что она – христианка, принадлежит к Эфиопской Церкви, сообщает CNN. «Я христианка, – сказала Мериам в своем ответном слове после оглашения приговора, – и я останусь христианкой». Ее юристы говорят, что намерены обжаловать приговор, который немедленно вызвал бурную реакцию правозащитных организаций по всему миру. Однако Мериам, – она находится на восьмом месяце беременности, – вместе со своим 20-месячным сыном по-прежнему остается в тюрьме, куда она была заключена в феврале этого года, а   муж-христианин – инвалид, передвигающийся в кресле-каталке, – не может даже увидеться с ними. Мериам родилась в Судане. Ее отец – мусульманин, а мать – христианка из Эфиопии. Отец ушел, когда девочке было всего шесть лет, и Мериам была воспитана ее мамой-христианкой. Тем не менее, поскольку отцом Мериам был мусульманин, суд рассматривает её именно как мусульманку, – а раз так, ее брак с не-мусульманином по шариату является недействительным. Мериам осудили за «вероотступничество», которого не совершала, и за прелюбодеяние, которого она тоже не совершала. Она приговорена к 100 ударам плетью и смертной казни через повешение. Если ничего не изменится, приговор будет приведен в исполнение после того, как она родит, и ребенку исполнится два года. Все это время они проведут в тюрьме. Как уже сообщалось, суд дал Мериам три дня на раздумься – если бы она отказалась от Христа и признала себя мусульманкой, ее бы не приговорили к смерти. Однако ее ответ нам известен: «Я христианка, и я останусь христианкой». «Она очень тверда. И она – настоящая христианка. И когда-нибудь она выйдет на свободу», – говорит ее адвокат, Мухаммед Джар эль-Наби. «Я так страдаю. Я не знаю, что делать, – сказал ее муж Даниэль Вани CNN через несколько часов после вынесения приговора. – Я только молюсь». Ее муж – инвалид, он не может передвигаться сам, а только в инвалидном кресле. В четверг полиция не разрешила ему присутствовать в зале суда.

http://pravoslavie.ru/70763.html

Примерно по такому же мошенническому принципу и создавались все остальные числовые «чудеса» Корана, то есть делался выборочный подбор тех или иных грамматических форм слова, исключая все неудобные варианты, пока не получалось заранее известное число 134 . Сами мусульмане, которые исследовали подобную методику получения «чудес», заявляют, что «числовых чудес», о которых говорят некоторые мусульманские авторы в своих книгах, «не существует, и эти книги основаны на выборочном подходе для того, чтобы доказать эту гипотезу и уверить в этом читателя» 135 . Сюда же можно отнести так называемые « чудеса » с химическими элементами , которые якобы указаны в Коране. По словам Х. Яхьи, «буквы арабского алфавита расположены в айатах Суры „Железо“ в такой уникальной форме, что айаты, с одной стороны, раскрывают нам важнейшие мировоззренческие повеления и запреты Всевышнего Творца, раскрывают нам вероустав Аллаха, с другой стороны, открывают нам знания о многих химических элементах, их особенностях, атомные массы и номера» 136 . Здесь примерно такая же картина, как и с «математическими чудесами». Если взять и проанализировать, например, «чудеса» с любыми тремя химическими элементами, в произвольном порядке (1, 2 и 4-й у Х. Яхьи): элемент радон (86Rn), цирконий (40Zr) и фтор (9F), то везде можно увидеть подтасовку, а иногда и прямой обман. Х. Яхья утверждает, что обозначение элемента радон (Rn) присутствует в 22-м айате Суры «Железо», причём от начала айата до этого сочетания букв ровно 86 букв, что соответствует его атомному номеру. Однако почему-то приводит арабский текст не 22 айата, а 20-го, да и само сочетание букв R и n получается, если взять буквы двух разных слов – конец слова лькуффара – «неверующих» и начало слова набаа туху – «растение». С цирконием более сложная ситуация, о нём якобы говорит 13-й айат данной Суры, и нужное сочетание букв Zr получается через 40 букв от начала айата, что соответствует атомному номеру циркония как химического элемента в периодической системе элементов Д.И. Менделеева, а «от сочетания букв Zr до конца айата имеется 91 буква», что совпадает с атомной массой данного элемента. Если с некоторой натяжкой число 40 от начала получить можно 137 , то с числом 91 проблема: если вести счет арабских букв непосредственно после сочетания букв Zr, получается ровно 94 буквы. Число 91 получается, только если вести счёт не сразу после букв Zr, а со следующего слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Да и без этих связей арабских евреев с прочими своими единоплеменниками иудейские сказания о ветхозаветных лицах и событиях могли в Аравии развиваться на основании древних иудейских преданий и распространяться по Аравии отчасти вследствие близких социальных отношений арабов с иудеями, а частию – путем иудейской пропаганды. Из истории известно, что ко времени Мухаммеда иудейство исповедовали в Аравии не только отдельные личности из арабов, но и целые семейства, роды. А с принятием иудейства прозелиты его из арабов необходимо принимали и иудейские священные сказания, которые, таким образом, не только распространялись в Аравии между туземцами, но и подвергались своеобразным изменениям, как это видно даже из имен некоторых пророков, упоминаемых в Коране. В этих именах мы замечаем, с одной стороны, фонетические изменения, как напр. в имени Ибрагим Авраам вм. еврейского Ибрагам, в имени Сулейман Соломон вм. евр. Шеломо, в имени Яхья Иоанн вм. евр. Иоханан, в имени Ясуг Иисус вм. евр. Егошуе, откуда извращённое кораническое Гыса (по казан. Гайса) и пр. С другой мы замечаем в коранических именах пророков положительную замену их новыми именами, происшедшими совершенно от других корней, как это видно в имени напр. Еноха, употребляемого в Коране в форме Идрис, в имени Ионы, употребляемого в Коране в форме сложного имени Дзу-н-нун и Сихибу-ль-хаут. Из истории жизни самого Мухаммеда известно, что он был хорошо знаком с некоторыми учеными иудеями, как это можно видеть из приведенных уже толкований Бяйзави, и особенно был близок с родственником своим по Хадидже, Варакою и отшельником Бахирою, которые оба были люди книжные, читали свящ. книги иудеев и христиан. Враги Мухаммеда не признавали за рассказами Корана божественного происхождения и говорили поэтому, что Мухаммеду помогают в составлении рассказов Корана о пророках иудеи, и что рассказы эти не представляют ничего нового, сравнительно с известными уже в Аравии рассказами. В Коране мы читаем еще, что содержание ого имеет близкое отношение к древним свиткам 182 , к свиткам Авраама и Моисея 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

То есть имею больше прав на него, чем он сам. Как указывается в одном из комментариев, это значит, что каждый верующий должен подчиняться пророку больше, чем собственной душе. См. также суру 33, аят 6 (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Другими словами, возместить долг покойного за счет общественных средств (байт аль-малъ) (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Хадис 415//«Сахих» имама Муслима (Муслим. Сахих: мухтасар)... С. 187. Хадис 38//Рийад ас-салихин [Электронный ресурс]//ISNAD. Хадисы пророка Мухаммада. URL: http://isnad.link/book/riyadh-as-salikhin . Хадис 14// Имам Яхья ибн Шараф ан-Навави . Сады праведных (краткое изложение)/Сост. Абу Али аль-Ашари; канонич. ред. Ахмад Абу Яхья; 1-е изд. – М.: Даруль-Фикр, 2021. – 320 с. С. 20. Курсив наш. – В.Н. Хадис 1817//«Сахих» имама Муслима (Муслим. Сахих: мухтасар)... С. 723–724. Хадис 1818//«Сахих» имама Муслима (Муслим. Сахих: мухтасар)... С. 724. Хадис 1098//«Сахих» имама Муслима (Муслим. Сахих: мухтасар)... С. 433. Курсив наш. – В.Н. Хадис 1646//Сунан ат-Тирмизи. Книга 20. О достоинствах джихада (хадисы 1619–1669) [Электронный ресурс]. ISNAD. Хадисы пророка Мухаммада. URL: . Курсив наш. – В.Н. Хадис 1099//«Сахих» имама Муслима (Муслим. Сахих: мухтасар)... С. 433. Курсив наш. – В.Н. Интихар// Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. С. 282. «Ширк – признание какого-либо реального или мифического объекта или субъекта равным Аллаху в могуществе или творческой способности, а также признание в нем божественности с последующим почитанием, служением и поклонением ему» (см. Ширк// Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. С. 872–873). Коран/Пер. с араб. И,Ю. Крачковского. С. 23. Аль-Мунтахаб: «Тафсир Аль-Коран». С. 47. Курсив наш. – В.Н. Коран/Пер. с араб. И,Ю. Крачковского. С. 61. Аль-Мунтахаб: «Тафсир Аль-Коран». С. 103. Коран: Перевод смыслов/Пер. с араб. Э.Р. Кулиева. С. 61. Аляутдинов Ш. Самоубийцы в Исламе [Электронный ресурс]//Umma.ru. URL: http://umma.ru/samoubijtsy-v-islame/ .

http://bogoslov.ru/article/6191717

Строгановы пригласили Ермака, когда он был уже в весьма солидном возрасте. Скорее всего, они и раньше снабжали и оснащали его дружину в период войн с Казанью, Ливонией и т.д. Согласно версии великоустюгского историка-краеведа Александра Иванова, Строгановы пригласили Ермака, потому что здесь случился мор, унесший жизни многих жителей, людей для защиты территории от набегов не хватало. Значит, надо было призвать казаков. У читателя сразу возникнет вопрос: как и откуда появились казаки в Двинской земле? Для ответа на него углубимся еще на несколько столетий. Казак - это, прежде всего, профессиональный воин, с малых лет обучавшийся ратному искусству. Например, донские казаки, пришедшие помогать Ивану Грозному, были специалистами по минному делу, а это - профессиональное воинское мастерство, ведь, как говорится, минер ошибается только единожды. Поэтому версии происхождения казаков исключительно из беглых крестьян не выдерживают серьезной критики Они, конечно, тоже были, но не играли ведущей роли. И воин, и путешественник должны быть хорошо подготовленными, тренированными и закаленными бойцами. Это в полной мере доказал поход Ермака. Почему-то считается, что казак обязательно должен быть всадником. Хотя начальная история казачества была связана не с конями, а со стругами и чайками. Достаточно вспомнить знаменитые Босфорские войны - казачьи набеги на Турцию, когда она была в зените могущества, громила австрийцев, поляков, испанцев, итальянские государства. То есть Османская империя была одной из мощнейших, но при этом казачьи формирования нападали непосредственно на Стамбул. Интересно, что в 17-м веке в Архангельске побывал в сопровождении казаков т.н. «царевич Яхья», который претендовал на султанский трон. Но тогда царь Алексей Михайлович, с которым он вел переписку, не решился его поддержать. Самые серьезные историки казачества, в том числе те, кто жили на Дону, считают, что большое количество станиц на Дону, частично - на Тереке и Кубани, не говоря уже про Сибирское казачье войско, были основаны двинянами и хлыновцами, потомками новгородцев. Ушкуйники, в свою очередь, были продолжателями дела варягов. Варяги - это ведь не национальность; среди них были не только выходцы из Скандинавии, викинги, но и славяне. Судя по всему, это были жители и Новгорода, и Киева, и других древнерусских земель, и все они ходили в походы. Эта традиция сохранилась в Великом Новгороде: собирали самых буйных и энергичных, чтобы они не «партизанили» в городе, то есть наиболее пассионарную часть населения. Они и осваивали Север (Заволочье, Биармию) и еще до Ермака побывали в Сибири. Вели они себя к местному населению не так грубо, поэтому отношения России с сибирскими племенами устанавливались достаточно быстро.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/29/...

18 Ту же мысль подает Бейзави, когда заменяет слово (assiduus fuit in negotio) словом ( в III ф. знач. assiduus fuit, continuo versatus fuit cum aliquo); Бейзави, 16, 54. Заменяя слово (вера) словом (воздаяние) и др., Бейзави, правда, дает другой смысл и всему этому месту, но собственное значение слова – вера, поэтому вернее приведенное толкование Джелаль-ед-дина. 19 . Джелаль-ед-дин говорит, что Аль-раким – названа доска во входе в пещеру, на которой были написаны имена и фамилии отроков, а Яхья говорит, что Аль-раким есть имя долины, в которой находилась пещера (Marac. sur. 18:8). 20 См. примеч. Саля на Коран 85 суры. Пространно излагается в Чет. Мин. на 24 окт., – страдан. св. муч. Арефы и иже с ним. 21 Повреждение Пятокнижия, по мнению мусульман, составляет все то, чем разнятся книги Моисеевы от Корана, и уничтожение пророчеств о Мухаммеде. Конечно, здесь можно было бы исторически доказать, что евреи не могли испортить Пятокнижия; выставить на вид то, как сохранялись св. книги, в каком уважении были они у евреев, особенно во времена бедствий, когда они видели в книгах лучшее свое наследство – обетования Избавителя и пр. Но мусульманин едва ли этому поверит, как истории, противоречащей его убеждениям, потому доказательством неповрежденности Пятокнижия может служить большая часть тех приноровлений к понятиям мусульман о св. книгах, какие высказаны в защиту Евангелия. В частности, неповрежденность исторической части св. книг можно доказать чрез сравнение между рассказами Библии и Корана о ветхозаветных праведниках. 22 Мусульмане находят следующее отношение между словами Спасителя и словами Корана: в Евангелии на греческом языке Утешитель читается παρκλητος, а в Коране – славный, по-гречески будет περικλυτς, и вот этим-то созвучием мусульмане воспользовались, чтобы слова Спасителя о Святом Духе отнести к Мухаммеду. Не входя здесь в полемику, не указывая на несоответствие воинственного духа Мухаммеда Утешителю и т. п., мы укажем мусульманам на то, что всего виднее и понятнее, именно – что Иисус Христос обещал послать Апостолам Утешителя вскоре после Своего Вознесения – чрез несколько дней, и для того повелел им дожидаться, сидеть в Иерусалиме и не расходиться, а Мухаммед явился чрез 600 лет. Какое же тут соответствие обещанию Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Выпукнении верху плечное указует злосердие и злопомнение. Мышки долгия, ажилъ досягнеть дланию до колена, указуеть на щедрость, и учтивость, и добродушие; короткии же – се есть любитель сваръ и мягкосердъ. Длань долгая с палцими долгими – указъ на чистое мастеръство рукоделное и смышлениа царская. Стегна и голении много мясо стегонное – указъ на худосильство и слабость. Толстина же голенная и лыточная знаменуеть на твердость ножную и силу животную. Нога грубая мясом указуеть глуповъство и кривдолюбие, малая же и мягкая – указъ на збродню. Тонкая же и малая пта – указъ на злосердие, толстая пта – указ крпкосердие. Ступни широкии и тихии – се есть полонъ длы, словы своими, обзирается на последняя и мягкосердъ. Образ же доброго прироженья. Тло его мягко и сыровьствяно, среднее межи тонким и толстым, межи долгим и коротким; бл с румяностию или смядостию; тонок лицом; власы середнии межи голыми и мохнатыми, русовлас; ровенъ главою в количевъстве, ровенъ шиею, тонокъ плечима, не грубъ мясом по животу и стегнах; глас его чистъ, не сипав, межи толстым и тонким; длани его прямы, палцы его долгы, погнулися на тонкость; слова его малы, а много вяжють; а мало смеется, в час потребный; и прирожение его склонено в кручину черную и черленую; 743 и посмотръ его весел; и не старуеть над тобою вещми неподобными ему. Сей воистинну наразумнйший, что сотворил Богъ. Сякого или близка к сему ищи, да будешь поспешенъ. Якоже вдаешь, иже государь болши ему потребенъ до людей, нижели людем до него. И про то да разумей знаменъ сих предреченых и углуби разумъ свой приподобный и полный во мудрость сию, да будеши беспечаленъ в делехъ своих помощиею Божиею. 697 Рече Патрекий списатель... – В еврейской версии «Тайной Тайных» переводчиком назван его сын, Яхья бен Албатрик, вольноотпущенник халифа аль-Мамуна. 698 «...царю великому Александру, сыну Нектанавову, нарицаему Рогатымъ». – В Романе об Александре Псевдокаллисфена рассказывается, как египетский царь Нектанав обманом овладел Олимпиадой, женой Филиппа Македонского; от их союза родился Александр Македонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010