После этого он и сам стал ходить по водам. Вскоре Иулиания скончалась, удостоившись видений и получив «завет». Фаддей подвизался потом один в различных пустынях; его слушались звери и говорили с ним по человечески. К нему собрались ученики: Елисей, который скоро умер, Илия, Филимон. Он решился основать свой монастырь и послал в местность Таамин выбрать гору и поставить табот. Илия и Филимон пошли сначала в Аксум и приобщились там св. таин; за это время Фаддей успел трижды побывать в Иерусалиме и приобщиться. Вернувшись, ученики сказали: «мы нашли две горы: одна из них красивая, по имени Матр, но от нее далеко вода; вода другой Бртрв хороша». И опечалился старец, когда они опорочили Матар, и сказали они ему: «отче, не печалься о сем: поселись, где тебе угодно». Он сказал им: «вы опорочили ,и теперь бесполезно». И он выбрал Бртрв. Они пошли туда и нашли там логовище носорога и льва. Эта пустыня была неприятна для вида и весьма страшна; в ней не было слышно шума людей, а только зверей. Отец наш жил здесь с учениками своими много дней в любви нелицемерной, в посте, многом бдении, в молитве. И отец наш усугубил обычные подвиги и делал каждую ночь по 1000 поклонов на восток, по 1000 на запад, по 1000 на юг, по 1000 на север, на каждый угол земли. Они устроили небольшую сень для церкви и поместили в ней табот Марии и совершали там литургию. И посеяли немного дагусы 34 и nehig 35 для церкви. Был там с отцом нашим Фаддеем Филимон, сын его брата. Его послал однажды отец наш совершить немного «созерцание» 36 . Он отправился и совершал его от утра до 5-го часа. Увидал это отец наш и сказал ему: «зачем ты увеличил?» и наложил на него подвиг лежать здесь, на спине, созерцая солнце. Он пробыл так до вечера. Отец наш увидал и сказал: «зачем ты усугубил подвиг? Встань, сын мой». И встал благословенный ученик, и вернулся в его пещеру, и пребывал с ним. И пришли к ним разбойники, ограбили их и надругались над ними и унесли все, что нашли, а они приняли это испытание, славя Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

И разгневался великим гневом. И повелел ученикам своим принести бичи. Они тотчас принесли веревки; он приказал связать его но рукам и ногам четырем крепким мужам четырьмя веревками. И они растянули его на четыре стороны и повалили задом на землю. Он сказал: «пусть придет теперь бог твой Гор спасти тебя от руки моей, если у него есть власть, и да уверуют в тебя служащие тебе, а если нет, то пусть умертвить меня Бог мой Иисус Христос . Вот я посрамил тебя рукою моею, и поражу тебя многими ударами, и людей твоих пленю для Бога моего». Затем повелел отец наш бить его сухой воловьей жилой, и его били жестоко, пока не отпала и не разорвалась кожа живота его и всего тела от головы до чресл и не потекла кровь, обагрившая землю. И был великий ужас в этот день среди собравшихся; объял их страх и трепет, и утомились те, которые били. И приказал он (бить) поочередно двум по два. И делилось мясо его на мелкие куски. Приказал он бить поочередно (по одному), а затем – отвязать и бросить и вымыть свои одежды, где капнула кровь этого нечистого волхва, а также вымыть руки и веревки. Потом возгласил этого волхва и приказал ему идти домой. И сказал отец наш Такда-Хаврьят: «скажи богу твоему Гору и отцу твоему позорному, братьям и сродникам твоим нечистым: «вы с богами вашими нечисты более псов, ибо пес знает своего хозяина, а вы (не знаете) Создавшего вас». А когда спросят тебя относительный твоих побоев, скажи: «Такла-Хаврьят, странник и монах говорит вам: «бегите в другой город, а если будете противиться, я приду и погублю вас силою Бога моего». Услыхав это, он пошел, то ступая, то падая на землю. Видя это, мы прославили Бога, на имя которого уповаем, который дарует силу и победу рабам своим. Потом мы вернулись в наши кельи. А этот волхв пришел к своим родичам. Когда они увидали его раны, вострепетали и подумали, что его искусал зверь. Они стали препираться между собой, и собрались к нему мужчины и женщины и сказали: «что с тобой». Он рассказал им все, как было, и как его поспал (святой).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Когда он шел, на него напали разбойники, увели быка, а самого избили. Он вернулся, плача, в Бртрв и рассказал настоятелю все случившееся, пошел к граду отца нашего Фаддея и сказал: «Отче мой Фаддей, зачем ты оставил достояние твое? Ведь я поручил себя молитве твоей, и теперь верую в тебя». Так сказав, он вышел из церкви, пошел к настоятелю и сказал: «благослови путь мой». Настоятель дал ему две одежды и отпустил с миром. Он шел по дороге десять дней и прибыл в свою область; лег под тенью дерева и заснул. Проснувшись, он увидал у воды этого быка, пасущимся по траве. Он подумал и сказал: «что это за чудо?» Он встал посмотреть, есть ли при нем стерегущий, и никого не оказалось. Он взял его и повел к макванену области (hagar) и сказал ему: «есть ли кто либо, кто бы знал этого быка, или нет?» Отвечал макванен Калеб и сказал: «где ты нашел его?» Он ответил: «я был в области Тамбена у гроба аввы Фаддея, мученика Эфиопского, именуемой Бртрв. Этого быка дал мне настоятель монастыря, а на пути отняли его у меня разбойники и самого меня избили; я пошел плача, и чрез десять дней нашел его и привел к тебе». Удивился макванен и сказал: «пусть соберутся люди великие и малые, и мы исследуем, есть ли кто либо знающий; и если никого не найдется, это воистину чудо». Он тотчас велел собраться всем людям области (hagar) и, когда они собрались, приказал привести этого быка. Он поставил посередине и сказал: «кто из вас знает этого быка?» Отвечали: «не знаем». Макванен сказал этому человеку: «воистину ты – избранный Божий и славного рода. Возьми этого быка, и Бог да благословит тебя». Взяв быка, он продал его за 60 солей. Заболел человек, купивший быка, а Фере-Хецан, идя по пути, остановился у дверей этого богача, не зная, что он купил его быка. На другой день этот богач захворал и велел разделить свое имущество и наследство детям, и сказал: «нет ли бедного у дверей моих, чтобы дать ему милостыню?» Отвечали: «есть один человек». Он сказал: «возьмите этого быка и отдайте ему ради Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Этот монах знал все сокровенное, как свидетельствовал сам блаженный отец наш Такла-Хаврьят, говоря: «этот монах знал прежде чем двигаться горам, куда они двинутся, где будут их деревья и куда пойдут их камни, ибо в нем был Дух Святой, все ведавший». И сказал он отцу нашему Такла-Хаврьяту: «нет тебе части идти в Иерусалим, возвращайся в землю Шоа, и там окончи подвиг свой». Сказал отец наш Такла-Хаврьят: «не пойду я назад: кто, взявшись за рало, возвращается назад? Право царствие Божие». Сказал монах: «истину говорю тебе: если не поверишь слову моему, то я возвещаю тебе чудо, которое будет тебе: ты возвратишься назад и вернешься в свой город и, если сегодня ты придешь сюда и мы встретимся на этом месте, эти чада твои не вернутся, кроме одного: один захворает, когда ты придешь в Энфраз, и ты оставишь его там, двое пойдут с тобой, но не возвратятся назад, и один пойдет с тобой с младшим сыном твоим». После этого они простились. Он отправился поклониться гробнице девяти святых, чтобы получить их благословение, и посетил каждый из монастырей их и поклонился гробам их. Потом он вернулся и пришел в землю Энфраз и прибыл в один монастырь. Здесь захворал его сын, и он оставил его там. И пошел он в землю Шоа в свои пределы и прежде всего пошел в монастырь отца нашего Такла-Хайманота, поклонился гробницам и посетил всех братьев своих. Потом он вернулся в землю Тигрэ с двумя чадами своими с этим сыном. И встретился он с тем монахом, который сказал: «исполнилось». И увидав его, улыбнулся. Они облобызались, дивились величию Божию и прославляли Его. Потом он ушел и прибыл в пустыню Цебл и тут нашел 400.090 святых, возненавидевших и оставивших сей мир. У них не было ни одежды для прикрытия, ни посохов в руках, ни сандалий на ногах, но только власяницы и пояса кожаные на чреслах. Он благословился от них и приветствовал их. И сказали они мне все бывшее и будущее. Потом пошел я и перешел в некую пустыню, и там нашел 800.400 святых, которых сокрыл Бог от этого мира преходящего; они не имели желаний, и у них не было ни одежд, ни посохов; они не отдыхали ни днем, ни ночью, славословя Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Потом он ходил по области Влдеб, где были пустынники, и посещал их. Он заходил ко всем святым, приветствуя их. Пришел он в один монастырь, и там сотворил прилежное моление (mehl) и провел там две четыредесятницы, связав назад руки и привязав себя веревкой к стволу большого дерева, не одеваясь, ни днем, когда жег его солнечный жар, ни ночью в холод и мороз, и не вкушая от древесных плодов до окончания этих дней. Не пил он и воды, и было единственное питие его слезы и плачь... Потом он перешел в Дабра-Дарба в мужской монастырь и постился там святую четыредесятницу, не вкушая пищи, кроме суббот и праздников... И пришел к нему глас: «встань и иди в землю Цаламет, ибо найдешь там многих людей, которые пойдут рукою твоею. Иди и проповедуй во имя Мое». После Пасхи он встал и пошел в страну Цаламет, и прибыл туда. На другой день встретилась с отцом нашим Такла-Хаврьятом мать сеюма Цаламта и сказала ему: «сын мой пошел воевать с христианами: скажи ему, чтобы он вернулся, да послушает он тебя». Он встал, и пошел, и встретил сеюма Цаламта с многочисленным войском, и сказал ему: «куда идешь ты?» Отвечает ему сеюм цаламтский: «воевать с христианами». Увидав благодать слова его, и сладость речи его, и красноречие уст его, и свет, что на лице его, и лицо его, как у ангела Божия, удивился, и полюбил его, и повиновался ему, как раб господину своему и рабыня госпоже своей, ибо дал ему Бог благодать, как Моисею пророку перед сынами Израилевыми. И когда они возвратились, пришли к нему все воины со щитами и копьями и поклонились отцу нашему Такла-Хаврьяту те из них, которые были христиане, и сказали ему: «отче, Бог привел тебя к нам; мы же боимся жить здесь, ибо они воюют с христианами». Затем сеюм Цаламта пошел в свое жилище и сказал отцу нашему: «завтра я вернусь к тебе». Вернулся и отец наш Такла-Хаврьят в свое жилище. Иудеи сказали пророку: «есть здесь монах, презирающий закон наш и учащий закону христианскому; он знает писания». Тот разгневался и сказал: «я приду и одолею его».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Потом пришли к отцу нашему и рассказали, как умер этот гордый человек. Услыхав, отец наш Такла-Хаврьят удивился и сказал: «благословен Господь и благословенно имя Его падением гордых, и славим Он устами святых». Когда услыхали об этом родичи и соседи его, был страх великий в земле Цаламет и говорили многие: «мы веруем в Бога сего человека Такла-Хаврьята. Они пришли к нему и сказали: «окрести нас, мужчин и женщин». Он дал им совершенную веру в Троицу, они крестились в большом количестве. Отец наш прожил здесь 20 месяцев, уча их алчущих духом от плодов писаний ветхих и новых. (Далее говорится об отшествии от них святого после поучения и поставления им наставников, о плаче их при разлуке). «И он ушел в Самн». Когда я был на пути, рассказывал он, «беседовала со мною Владычица Мария и сказала мне: «иди в этот монастырь, и найдешь там трех святых сокровенных». Послушался я и пошел, и нашел их, как мне сказала Матерь Света. Я поклонился им, и они мне говорили о величии Божьем. И сказали мне: «ступай во внутреннюю пустыню, и найдешь двух святых пречестных». Я пошел и нашел их в этой пустыне, приветствовал их, и они говорили мне о величии Божьем и сказали: «возвратись в свой город, и там ты найдешь, к чему стремишься». Тогда я вернулся в мою келью в Самн». Здесь научил многих людей отец наш Такла-Хаврьят, ибо не тверда была вера земли Самен. Здесь он жил много дней, уча их посту и молитве, пока не укрепилась вера их. Был один иудей, учитель иудейский. Когда он услыхал об учении отца нашего Такла-Хаварьяга, учившего новому завету, убежал в пустыню. Услыхав об этом, отец наш Такла-Хаврьят приказал верующим в слово его схватить этого иудея и привести к себе. Получив приказание, они пошли в сказали иудею, что ищет его отец наш Такла-Хаврьят, и сказали ему: «повелел вам отец наш привести тебя к нему». иудей, услыхав, сказал им: «этот монах не соблазняет вас, во вы блюдите ваше учение, которому я наставил вас, я же не пойду туда, где этот монах, не увижу лица его и не услышу беседы его».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

И я ушел от него. Через немного дней я вернулся к нему, и нашел его убитым мечем, и отпел и похоронил его, и измерил волоса тела его – и оказалось 24 пяди. Ему открыл Бог, чтобы он приготовился к подвигу, как могучий и борец». И видя труды их, он (т. е. Такла-Хаврьят) упрекал душу свою»… «...Сказал отец наш Такла-Хаврьят: «Однажды шел я по пути и услыхал крик – кричали младенцы и жаловались перед Богом, говоря: «доколе, Господи, Ты не будешь мстить за кровь нашу, ибо не довели нас до возраста, когда бы мы могли творить волю Твою и получить воздаяние за добрые деяния наши и возмездие за злые? Убила нас мать зельем, когда мы находились в утробе». Услыхав это, я вострепетал, и убоялся, и удивился, и сказал: «что это значит?», и помолился, да откроет мне Бог объяснение сего. И прибыл я в землю Энфраз в женский монастырь, в котором находилась одна женщина, изрядная монахиня, раба Божия, по имени Fer-Mrjm, и рассказал ей об этом и сказал ей: «помолись, ради любви Божией». И стали мы молиться оба с великим бдением, постом и молитвою и слезами многими. И принял Бог молитву нашу и моление наше, и услыхал я голос, возгласивший: «это сделала такая-то монахиня». Я встал и пошел искать эту монахиню, и искал ее с великим усердием, и нашел. И сказал я ей: «скажи мне, что ты совершила, чтобы я дал тебе исповедь?» И она рассказала мне все, как она зачинала трижды, и как умерщвляла зельем из-за страха людей. Тогда я утешил ее и дал ей исповедь по канонам апостольским и сказал ей: «молись Богу, да отпустит он тебе грех твой». Сам я ушел, молясь об отпущении грехов ее. И тогда умолкли младенцы... и я понял, что Бог простил ей грех»... Далее приводится со слов святого, призывая Св. Духа в свидетели, «подлинный» рассказ одной изнасилованной монахини: Богоматерь и Архангел Михаил явились ей, когда она плакала и молилась, и вернули девство». Потом пошел я в страну Тигрэ и провел там часть четыредесятницы. В пяток на 6-й неделе («Осанны») прибыл я в Аксум, матерь градов, чтобы получить благословение от мощей праведников и служителей Бога, царей Абрх (sic!) и Ацбха и всех митрополитов. Я вошел и припал к гробам их. В воскресенье Осанны Христовой, когда я стоял на молитве в церкви и пел псалмы, подошла ко мне изрядная инокиня, раба Божия, восхищенная духом из Дабра-Либаноса, обители отца нашего Ткла-Хйманота, по имени Сион-Замад, и сказала мне: «мир тебе». Сказал и я: «мир Бога да будет с тобою». Мы дивились и прославили Его. Я начал псалтырь Давида от начала до конца. Когда я подходил к какому либо из псалмов, она говорила: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу» до конца. Потом она сокрылась от меня, и я сказал: «дивен Бог, дивен».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Я прибегаю к тебе, ибо верую в молитву твою». И пошел отец наш святой Абия-Эгзиэ опять к макванену и передал ему все, что ему было сксазано. И сказал этот макванен: «вот я приду к тебе за тобой». И ответил ему отец наш святой Абия-Эгзиэ: «не думай, что защита Божия подобна моей убогой: Господь мой Иисус Христос –Крепкий и Сильный». Тогда сказал преступный макванен своим войскам: «пойдем воевать в Тамбен». Отец наш Абия-Эгзиэ ушел от него, молясь и прося Бога Господа своего. И поднявшись из Амба-Санайт, он прибыл в Мерхаца-Айба (Mörglda-Ajba), где остановился и сделал крестное знамение жезлом, говоря: «я – раб Иисуса Христа, Сына Бога Живого запечатываю сию страну во имя Отца и Сына и Св. Духа, и теперь посмотрю, пройдут ли они по ней!» И встал макванен со своим воинством при пламени и грозе и прибыл туда, где святой запечатал жезлом со знамением креста и не мог пройти, хотя и не боялся, и остановился. И услышал он гром, который был подобен конскому топоту в шум многочисленного войска, и ему показалось, что его застигают и против него воюют. И вошел в сердце его страх и трепет и великий ужас. Бежали они, толпясь и мешая войску. Одни из них побросали свои одежды, другие – щиты и копья, иные – стрелы и луки, а иные – что было у них в руках, пока дошли до Амба-Санайт. И когда они, вернувшись назад, увидели, что никто их не гнал и не преследовал, стали говорить друг другу: «что случилось с нами на дороге, что мы бежали, когда нас никто не гнал и не преследовал?» И отвечали они: «не был ли это Абия-Эгзиэ, который проклял нас, ибо когда он сказал макванену: «он прибег ко мне», тот противился ему и не принял слова его. И посему случилось с нами все это, ибо слышали мы некогда, как рассказывали люди о нем и говорили: «все, что он говорил словом, делал для него Бог. И им, зная это, затыкали сердца свои, и теперь сделались посмешищем и посмеянием для Видящих нас». Затем рассказывается еще о трех чудесах святого. Поселянин, не позволявший пройти ему по засеянному полю и заставивший идти по терновнику, ранившему ноги, был вразумлен тем, что вихрь со всех сторон нанес терновник, закрывший его поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010