Таким образом, остров Галила и здесь упоминается отдельно. Из жития мы знаем, что Яфкерана-Эгзиэ, бывший первым ее насельником (f. 8 v.), потом оставил ero (f. 10) и вместо него на Галиле поселился монах Захария, (f. 38), несомненно тождественный с упоминаемым в хронике. Не противоречит житию и повествование хроники о пострижении святого. Правда, в житии его учитель назван не Мадханина-Эгзиэ, а Адхани (f. 4), но что эти два лица тождественны, видно из жития Самуила Вальдебского по рукоп. d’Abbadie 32 и 61 (вторая – XV в.), в которых банкуальский преподобный, постригший Самуила, также назван Адхани. Имени Банкуала нет в нашем житии. Что касается Самуила Вальдебского, το и этот современник упоминается, как я полагаю, в тексте, а именно на f. 18, где говорится о святом Самуиле из Аксума, постригшемся в монахи вместе со своим отцом и впоследствии ушедшем в пустыню Вальдеба. Упоминается 20 здесь и обитель Вайн, столь известная из жития Самуила, но в нашем тексте не Самуил уходит в нее, а его спутник Косма, с которым он вместе находился в монастыре Зз св. Иакова. О последнем нет упоминания в житиях Самуила. Конечно, в нашем житии возможны ошибки. Интересно также, что в житии Самуила Вальдебского находятся указания на его связь с монахами острова Галила 21 . Очевидно, приозерное монашество было в сношениях с Вальдебским, и тем более ценны сведения, сообщаемые ими друг о друге. Таким образом житие, в общем, выдерживает критику, говоря о монахах-современниках святого. Возможно, что его сведения о существовании обителей на островах вносят поправку к летописному повествованию, равно как и сведение о существовании уже во время, предшествующее прибытию Яфкерана-Эгзиэ, тех благочинных «nebura-d», о которых говорит житие Филиппа, как о учрежденных впервые этим «эчегге», также должно быть принято в соображение. Житие, приводит даже имена современных святому благочинных: Арганон (sic!) и Иаков. Последнее имя заслуживает доверия: автор говорит (f. 13 v.), что он был погребен в монастыре Цана. Вероятно, его гробница на этом острове пользовалась известностью и почитанием, когда писалось житие. Отношения между святыми и этими благочинными рассказаны в житии довольно подробно (ff. 4 и 8 v. сл.): после продолжительных препирательств и отказов Яфкерана-Эгзиэ подчиниться, они, по словам жития, вылились в форму дружбы «Давида и Иоанафана» (f. 13). На смертном одре святой убеждает своих учеников не признавать никого наставником, кроме митрополита (f. 42. v.), ибо и он сам «не признавал другого наставника». Очевидно, озерные монахи имели притязание на известную автономию, если можно так выразиться, ставропигиальность и независимость от дабра-либаносской организации. Несомненно этим стремлениям содействовала и близость к гондарскому двору 22 , уже проглядывающая и в вашем житии: царь Амда-Сион, отправляясь на войну, берет табот из монастыря св. Кирика (f. 4 v. сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

После настойчивых просьб согласиться, он взял эту чашу, дивную видом и блиставшую. Потом он распростился и ушел. На пути на него напали разбойники, избили, разбили эту чашу, отняли все вещи и платье его. Увидав, что чаша разбита, они бросили ее и ушли. Ученик поднял черепки чаши, разбившейся на мелкие части, плакал и сказал: «о молитва отца моего Яфкерана-Эгзиэ, неужели ты оставила меня в руках этих разбойников?» Так говоря, он пришел к одному человеку, которого давно знал, и рассказал ему все, что сделали с ним разбойники. Верный, услыхав, дал ему одежду и мантию. Он пошел и прибыл к авве Яфкерана-Эгзиэ и рассказал ему все. Святой, услыхав, сказал ему: «принеси чашу, которую дал тебе этот человек». И сказал ученик: «кто рассказал тебе, отче?» Он ответил: «чего тебе испытывать меня – покажи мне эту чашу». Он сказал ему: «как Господь Бог мой ты находишься со мною и видишь меня». Так сказав, он понес черепки чаши, чтобы показать ему, и нашел чашу целой, как будто она никогда не разбивалась. Он удивился и изумился и поклонился в ноги святому и прославил Господа Бога cero чудотворца, аввы Яфкерана-Эгзиэ. И сказал ему святой: «не открывай людям, пока я в живых в плоти сей». И принял он от него чашу и благословил человека, пославшего ее ему. Следует новое чудо с рыбами: монах должен был взять трех из пойманных рыб, остальных отпустить. Он поймал четырех и всех высушил. Лишнюю рыбу святой велел ему бросить назад в озеро, и она ожила. – В следующем чуде рассказывается о наказании болезнью укравших у святого священные сосуды. Они исцелились по молитве его, приведя ему для прокормления странников 8 быков. – Далее рассказывается, что монах из трех рыб, назначенных для странников, две утаил, и они превратились в змей, погнавшихся за ним. После его раскаяния и по молитве святого они приняли прежний вид. Затем о наказании различными увечьями дерзкого человека Дебци из Фогары 10 со всем потомством, вошедшего в келью святого, взявшего рог с nehigu 11 , служившим для пропитания, и съевшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Ученик пошел и привел их. Сказал святой ученику: «расскажи им, что сказал тебе этот человек. И рассказал он им все, и показал овощь, которую отверг он. Удивились святые его словам, и святой пророк Яфкерана Эгзиэ был свидетелем и сказал им: «слушайте, чада мои, слово сие от меня убогого отца вашего: «второй иудей Финхас, разрушивший святой град Награн, сей нечестивец, неужели кажется вам монахом и иереем? Истину говорю вам, он разрушит святой град Энфраз». Сказал ему святой Иоанн Кама: «потерпи, отче, не говори так, ибо были многие, которые говорили нам, ничтожные сердцем отшельники сих дней (?)»; они возвещали то, что исполнялось (?)». Вознегодовал святой на Иоанна Кама и сказал ему: «тебя и братьев твоих убьет он. Сколько мучеников умрет с вами из-за этого нечестивца! Сколько душ погибнет ради него; дни его малы, и Бог потребит память его скоро от лица земли. Но я не буду участником сего горького испытания, которое произойдет от cero лицемера, второго Диоклитиана: я отойду к Богу моему». Сказали ему: «отче, если так, свяжем его: если ты уйдешь от него, погибнет душа его». И сказал он: «невозможно. Совершилось! (?) И ты, Иоанн Кама, не боишься ли?» Отвечал святой Иоанн Кама: «ложь, будто я боюсь смерти мученичества. Разве я не говорил тебе каждый день: отпусти меня в Иерусалим умереть там?». Отвечал святой и сказал ему: «ты не пойдешь во Иерусалим, но здесь со мною будет гроб твой». Сказал святой Иоанн Кама: «воля Божия да исполнится по слову твоему». И блаженный авва Яфкерана-Эгзиэ, по окончании всего сказанного учениками своими, сказал им: «никому не рассказывайте этого». Отвечали они: «да поможет нам молитва твоя исполнить все, что ты заповедал нам». Тогда сказал им святой: «да благословит Господь нас и да поможет вам исполнить повеления Его. Ступайте, возвращайтесь в дома свои». И возвратились они, дивясь и изумляясь словам пророка Божия аввы Яфкерана-Эгзиэ. Утром пришел этот лукавый Косма, простился со святым и сказал ему: «помяни меня в молитве твоей». Сказал ему святой: «отгони лукавство и превозношение из сердца твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Еще до прибытия (святого) его оклеветали пред ним, говоря: «какой-то отшельник вывел монахинь из их монастыря». Авва Иаков, услыхав это, послал к святому, говоря: «уходи из моего монастыря». Блаженный, услыхав это, опечалился великой печалью. Не малое дело братия мои, опечалить боящегося Бога! И святой авва Яфкерана-Эгзиэ переселился оттуда, помня слово евангельское: «егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий» ( Мф. 10:23 ). Святой переселился оттуда и отправился на остров Галила, где не было людей, но было пустынное место. Здесь он жил в посте и молитве и в слезах три года, славя Бога. Слушай слушаемое и да войдет в сердце твое сладость, возлюби нищету! Сей авва Яфкерана-Эгзиэ разве не был человеком, подобно нам? Он был подобострастен нам, как сказал Апостол ( Иак. 5:17 ) относительно Илии. И сей воздерживался три года, не имея помощника ни в рубке дров, ни в черпании воды, ни в утешении, но устроил пребывание свое, как бесплотный. Находясь здесь, он впал в сильную болезнь. Плачьте братия, да капают слезы из глаз ваших! Кто не восплачет, слушая сие и не будучи, подобно мне, сух сердцем? Кто посетил его в болезни его? И кто сказал ему: «что ты будешь пить и что есть? Кто сидел у изголовья его, чтобы поднять голову его, и кто у ног? Однажды погас огонь, и он жил 6 недель, не имея согревающего. Братия, помышляйте о сем, что случается с человеком великое сокрушение, когда он не находит согревающего. И однажды отправился kantabi на охоту на берег моря и сказал: «жив ли монах, пребывающий на этом озере, или почил?» И позвал он одного из своих приближенных и сказал ему: «иди, узнай, в живых ли он?» Пошел этот приближенный, и в это время загремел гром; он позвал, и никто не ответил. А святой авва Яфкерана-Эгзиэ, приближаясь к смерти от сильного страдания, надел клобук на голову и простер мантию свою… и он заснул, припав к земле. Зрите, возлюбленные, сию великую напасть, приключившуюся рабу Божию ради любви к Богу своему. – Тогда пришел приближенный и нашел его лежащим ниц и без огня, ударил свои руки и плакал на языке страны своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Зрите, братия, сей великий подвиг святого. В день, когда шел дождь, он очищал камень и пил с него то немногое, что стекало (?) 8 . Зрите сей великий подвиг. Когда окончились искушения демонов, один стал к востоку, другой – к западу близ аввы Яфкерана-Эгзиэ и возгласили: «победил ты нас! Победил ты нас! Больше мы не придем в монастырь твой». Святой, услыхав это, обрадовался о Господе Боге своем, победившем ему врага его, и возблагодарил Его, ибо он принял молитву его. Затем, однажды, находясь там, авва Яфкерана-Эгзиэ сказал своему ученику: «иди, закинь сеть, и сколько за один раз поймаешь рыбы, пусть будет тебе достаточно. Блюди, не закидывай сети вторично». Ученик пошел, закинул сеть в озеро и извлек множество рыб. Он обрадовался, закинул во второй и в третий раз, извлек множество рыбы и вернулся к святому и сказал ему: «я вернулся по молитве твоей; кому мне отдать?» Святой сказал ему: «ступай, высуши и принеси сюда». Он пошел, разложил огонь и бросил в него рыбы. Те скакали среди огня, как в воде. Ученик, увидав это чудо, весьма удивился и изумился, взял их и отнес к святому и рассказал ему. Святой сказал: «не принес ли ты других рыб, о которых я не приказывал тебе? Тогда вспомнил ученик слово, сказанное святым: «не закидывай сети более одного раза», пал в ноги святому, плакал горько и говорил: «прости мне и дай покаяние, избранник Божий, ради моего преступления». Святой поднял его и сказал: «да простит тебе Бог ! Верни их туда, откуда взял, и блюди впредь, не преступай слова моего, да не настигнет тебя гнев Божий». Увидав этих рыб живыми, святой благословил их и сказал ученику: «ты хотел безвременно погубить их, но они по милости Божией спаслись. Не видали ли тебя люди, когда рыбы отказывались сушиться?» Он ответил: «да». Святой сказал: «ступай, позови всех, которые тебя видели». Они собрались, и он заклял их не рассказывать о нем, пока он находится в живых, ибо весьма презирал суетную славу. И сказал ученик: «отче, кому отдать тех, которые высохли?» Он сказал: «отдай странным». И ученик, исполняя приказание святого, отдал высушенные рыбы странникам, а живых рыб, к которым не прикоснулся огонь, снес и бросил в озеро. Они тотчас стали прыгать по воде живые, без повреждений, пробыв 3 часа на суше и в огне до 9-го часа. И когда увидал ученик, что рыбы скачут, обратился к востоку и поклонился лицу Божию, прославил и благословил Бога святого аввы Яфкерана-Эгзиэ и вернулся в молчании и готовности исполнять повеления святого. И с этих пор этот ученик не преступал его слова. Дивно чудо сие, братия, удивившее его – не прикоснулся огонь рыбам озера; ибо рыба, удаленная из воды, умирает. О, возлюбленные! рыб не коснулось пламя по величию молитвы сего святого: сколь велика надежда у тех, которые полагаются на молитву сего избранного и творят память его. Предстательство молитвы его да будет с нами. Аминь 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Есть ли кто бессмертный? Не скорбите, как потерявшие надежду. Разве не сказал: «праведные не умирают, но отходят ко Господу своему». И я говорю вам, я нашел говорящего без лжи: «если почиет настоятель обители, и место его благословенно, сие есть знамение спасения. Вы же любите друг друга и чтите поставленного над вами, как отца своего, ибо быть мамхером дается от Бога. И он да поступает с вами, как с детьми. Блюдите, не прогневите его, ибо не неважное дело прогневить мамхера, но соблюдайте слово истины. И если вы так будете поступать, при успении вашем скажет он вам: «благо, благо!» И ныне, братия, Христос да будет с вами во веки веков. Аминь. Аминь. Сие написал Фома грешный. Да напишет имя его на столпе златом Иисус Христос … Яфкерана-Эгзиэ принадлежит к числу имен, занесенных на страницы краткой хроники, где под царствованием Амда-Сиона м. пр. упоминается этот святой в числе «семи звезд», получивших «в один и тот же день» монашество из рук Мадханина-Эгзиэ, основателя Банкуальского монастыря, ученика Такла-Хайманота. В числе других шести преподобпых назван и Самуил Вальдебский; сам же Яфкерана-Эгзиэ наименован «Гугубенским» 18 . Последнее вполне подтверждается нашим житием, так как из него видно, что Гугубенская гора была главным местом подвигов святого и на ней им был основан монастырь. На островах озера, кроме Галила, уже были монахи: на Цн в монастыре св. Кирика была богатая обитель, служившая резиденцией благочинного на Мецлэ–женский монастырь, на Дага – отдельные отшельники. В этом отношении кратная хроника говорит другое, приурочивая, как будто, население монахами островов к гонению Амда-Сиона и возводя их основателей к известному Филиппу дабра-либаносскому. «Филипп эчегге был изгнан из Шоа и жил в Анко и Гешена. Здесь он сделал монахами многих людей. Из них: авва За Иоханнес кебранский, авва Такла-Альфадимский, авва Такаста-Берхан из монастыря Цот и мамхеры, основавшие монастыри от Qarod до Ferq; половина их – на островах Цн, половина – в Багацаре. И авва Захария, взошедший на остров Galil, был во дни государя Амда-Сиона» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Почему же нам не написать житие того, кто постился ночи и дни? Неужели ты думаешь, что меньше сей отец наш древних отцов, имена которых славны? Возлюбленный мой, не думай так, и не будь подобен сомневающемуся и хулящему Духа Святого и противящемуся рабам Божьим. И апостолы сказали: «не чтущий мучеников не будет подобен им». Разве ты подпадаешь проклятию, слушая это слово? Ты прибегни к молитве его и ревнуй деяниям его насколько можешь. Братие, что слаще любви Божией? Он отверг мир здешний, да приобрящет тамошний, закрыл уши свои, чтобы не слыхать праздного слова, закрыл очи свои, чтобы не видеть суеты, желая видеть лицо Иисуса, жениха небесного, и ясно слышать глас Его сладкий. Он перестал говорить с людьми, ибо пленила его любовь к Богу. Привел нам Бог доброго заступника. Как сказал пророк: «не оставит Господь землю без священников и праведных». Скажем, как Исаия пророк ( Ис. 1:9 ): «аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом». И похвалимся о нем, взяв из слова Савла, языка благо- вонного: «толик имуще облежащь нас облак свидетелей» ( Евр. 12:1 ). Воистину мы имеем отца нашего Яфкерана-Эгзиэ, который молится за нас, и не за одних нас, но за всю вселенную: за царя, и за митрополита, да даст им веру православную, христианам – соблюдение, язычникам обращение, всей твари милость и милосердие да дарует. Обратимся к началу повествования, которое предстоит нам, и расскажем все от рождения его. Благослови, Владыко! Иисусе Христе, Сыне Бога живого, открой мне и ниспошли на меня благодать Духа Святого, глаголавшего пророки и умудрившего Апостолы и весь собор церковный, право правивший слово истины. Поведай мне подвиги и красоту изрядства блаженного отца Яфкерана-Эгзиэ, раба Твоего, и да будет прибылью, утешением и пользой для слушающих, верных, которые уповают на молитву непорочных. Был один муж в стране Эфиопской в области Тиграй от пределов, именуемых Хагарай. Он был праведен и боялся Бога. Имя его – Габра-Иясус. И жена его из той же местности, по имени Евфимия, раба Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

И он высек огонь из дерева, зачерпнул воды, поставил это и ушел. Святой, напившись, вздохнул немного. И когда по прошествии многих дней мы спрашивали его и говорили: «отче, что ты видел тогда», он негодовал на нас из ненависти к восхвалению. Когда истощилась вода, принесенная святой взял тыкву и отправился, ползая на животе. И придя к воде, он напился и остался там. На другой день утром он зачерпнул воды и пошел, останавливаясь для краткого отдыха через каждые два локтя: тыква падала туда и сюда, и не разбивалась. В час захода солнца он прибыл к своему обиталищу и устроил здесь молитвенный дом, крышу и 4 (локтя?) в длину и 3 в ширину. – Прибыли посланные благочинным (liqa-khnt) три мирянина и помогли ему строить. Однажды заставило святого его помышление «иди, черпай воду». И сильно было у него это помышление. И наполнил он водой сосуд. И снова заставило его помышление: «иди, убери камни, оставшиеся от крыши церкви, которые вокруг». И он это сделал: взобрался на крышу с глиной для скрепления досок. Явился дьявол враг правды, ударил его и сбросил вниз, и он едва не умер. И он лежал от Пятидесятницы до праздника Креста, пья воду, которую черпал там. И исполнилось на нем слово Апостола: «страдающий телом выплачивает наказания за грехи». И Павел сказал: «временные страдания наши устроят нам славу и честь» (Ср. Римл. 8:18 ). По прошествии трех лет послал к нему небура-эд двух братьев: Габра-Киркоса и Иоанна. Придя, они спросили святого, и тот отказался возвращаться в свой монастырь. Габра-Киркос и Иоанн вернулись и рассказали небура-эду. Тот, услыхав об этом, пошел сам и пришел к авве Яфкерана-Эгзиэ. Святой услыхав, сказал небуре-эду: «оставь меня, достаточно с меня прежнего оскорбления». Снова упрашивали его небура-эд, Габра-Киркос, Габра-Крестос и авва Иоанн, начальники монастыря, чтобы он вернулся в свой монастырь Мецлэ или Гуэгубен или в Дг. И сказал он: «ныне, если ты снова не оскорбишь меня, да будет по слову твоему». И они помирились. И встал авва Яфкерана-Эгзиэ и сказал: «хотел бы я прежде увидать Дага».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Не могу удержаться, чтобы не привести одну из аскетических выписок «Столпа». Это кусочек из жизни аввы Яфкерана абиссинского – «звезды евангельской… кроткого сердцем, слеза которого была близка к очам его для любви Божией, и печальника за всех, за людей, и скотов, и даже до червей». Далее говорится о том, как однажды он и его друг авва Захария, живший вдалеке, встретились на озере Азаф, «чтобы утешить друг друга, ради величия Божия». «И пошли оба, как по-суху, по озеру силою Господа Бога своего, и встретились среди озера, и облобызались духовно. Снял авва Захария свои сандалии и отряс прах с них; снял и авва Яфкерана-Эгзиэ и нашел немного влаги на сандалиях своих. Показал авва Яфкерана авве Захарии: «Брат мой возлюбленный, почему мокры мои сандалии?.. Скажи мне, прошу тебя, о возлюбленный мой». Отвечал авва Захария и сказал ему: «Отче, встань, помолимся Господу Богу нашему, да откроет нам, почему нашлась влага в сандалиях твоих«… Они встали вместе и помолились. После молитвы сказал авва Захария авве Яфкерана-Эгзиэ: «Отче, не за изрядство мое явлено сие мне, а ради величия молитвы твоей. Сандалии твои омочены водою потому, что ты скрыл плоды ячменя, чтобы не съели их птицы, тогда как Бог милосерд и помышляет о всей твари и дает ей пищу. Потому-то и оказалась влага на сандалиях твоих». После этой выписки мысль уже с большим, чем прежде, пониманием возвращается к эпиграфу этого письма: «Яснеет к свету». Кстати, эпиграфы-виньетки взяты из книги Амбодика «Symbola et Emblemata selecta». Краски для обложки книжки подобраны по основным цветам древних Софийных икон 123 . «Один из новейших исследователей, – пишет Флоренский, – характеризует подвижничество как «искусство святости»… Но эта характеристика – вовсе не новость… Это – не метафора, ибо если всякое художество есть преобразование того или другого вещества, вложение в него нового образа высшего порядка, то в чем ином состоит духовное делание (христианского подвига), как не в преобразовании всего существа человеческого?» 124 ·

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Вот абиссинский святой Яфкерана–Эгзиэ Гугубенский  , «звезда пречистая и светлая», как называет его Житие. «Во имя Отца и Сына и Св. Духа, — говорит его Житие, — начинаем с помощью Господа нашего Иисуса Христа писать житие и подвиги, и труд, и воздержание не только от хлеба и воды, но и от слов праздных, умерщвляющих душу. И воспомянем преизобилие терпения, явленного людям, а что он творил тайно, кто ведает, кроме Творца его? Мы поведаем благость отца нашего изрядного деянием аввы Яфкерана–Эгзиэ. Мы не дойдем до половины этого, но (опишем лишь то), что пришло на язык или попало на глаз, как говорит Книга Притчей: «Есть море, длина, ширина и глубина которого неизвестны, и пришла птица, называемая " Ewit, самая меньшая из всего рода птиц. Она прилетела и пила из этого моря». О возлюбленные, разве истощится море от пития птицы? Так же не истощится и не исчерпается житие сего аввы–инока, звезды евангельской, главы звезд светлых, кроткого сердцем, слеза которого была близка к очам его для любви Божией, и печальника за всех, за людей и скотов и даже до червей». Воистину, — говорится в ином месте Жития, — мы имеем отца нашего Яфкерана–Эгзиэ, который молится за нас, и не за одних нас, но за всю вселенную; за царя и за митрополита, да дает им веру православную, христианам — соблюдение её, язычникам обращение, всей твари милость и милосердие да дарует». «И чтили его цари макванены, сеюмы за нищету его и отшельничество. Он был страшен для них, как страшный лев. Всех приходивших к нему, он утешал ко благу. Всем был открыт дом его». Подвиги его были самые суровые. «Он постился дни и ночи». «Отверг мир здешний, да приобрящет тамошний, закрыл уши свои чтобы не слыхать праздного слова, закрыл очи свои, чтобы не видеть суеты, желая видеть лицо Иисуса, Жениха Небесного, и ясно слышать глас Его сладкий. Он перестал говорит с людьми, ибо пленила его любовь к Богу», и с приходящими объяснялся только знаками, или при помощи азбуки. «Потом, — рассказывает Житие, — он начал подвизаться трудным подвигом, трудом, бдением, молитвою, поклонами, частым постом с молитвою, причем слезы его лились, как потоки воды; воздержанием и удержанием языка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010