Наряду с другими бытовыми чертами следует отметить заботу монахов о скором погребении святого, даже вопреки его предсмертной воле (f. 42 v.), в церкви, из боязни, чтобы его тела не похитили (f. 43) почитатели. «Не отдадим праведника и не отпустим из своей страны» был ответ на поползновения пришедших на погребение. Вспомним о кровопролитиях из-за мощей Анании, житие которого описано недавно Конти-Россини 28 . Интереснейшие повествования о судьбе монашеских общин на озере Цана через 250 лет дают нам и хроники, и особенно разобранное нами в наших «Исследованиях» житие Валатта-Петрос. К нему мы и отсылаем читателя. Заметим здесь только, что память о Яфкерана-Эгзиэ свято чтилась и в те времена. Валатта-Петрос ссылается на его пространное житие относительно недопущения женщин на Мецлэ 29 . Очевидно, у нее под руками была другая редакция жития, т. к. в нашем нет этого запрещения, нет и той цитаты, которая приводится святой. И это тем более существенно, что в житии неоднократно говорится о столкновениях Янферана-Эгзиэ с монахинями и о неприятностях, которые он от них терпел. Таким образом, для автора представлялся случай привести это заклятие, но он не сделал этого ни в связи рассказа, ни в повествовании о предсмертных наставлениях святого. Фаддей Бартарваский «Житие и страдание блаженного и святого, совершенного девственника, звезды пустынной, великого отца нашего Фаддея учителя, окончившего подвиг свой в малой церкви рукою разбойников от огня в день субботы христианской», а также ученика его Филимона, дошло до нас в рукописи 177 коллекции д’Аббади на 57 + 60 листах 30 и для историка дает крайне мало. Написанные расплывчатым, риторическим стилем, изобилуя повторениями и описаниями самых невероятных аскетических подвигов и чудес, оба эти жития не дают прежде всего самого главного и необходимого для возможности пользоваться ими, как историческим источником – определения времени. В них нет никаких указаний на время жизни этих святых, не принимавших участия в событиях эпохи. Единственное место, которое может служить косвенным хронологическим указанием, находится в конце жития Фаддея в назидании (f. 47 v.) «отче наш Фаддей, молись о прощении нас грешных! Если мы будем так говорить, он осенит нас святыми крыльями духа, как это видел авва Самуил из Дабра-Алелуйа Духом Святым; находясь в келье, он видел, что он осенял, как шатер страну Танбен от р. Вара до р. Геб 31 . Увидав это чудо, он удивился весьма и сказал: «кто ты, и как имя твое?» Отец наш ответил: «я – Фаддей Бартарваский 32 . Так возвестил авве Филимону из Дабра-Айсема Самуил из Дабра- Алелуиа, видевший Духом Святым». Отсюда ясно, что Фаддей жил до Самуила из монастыря Аллилуя, современника Ираклида 33 . Весьма вероятно, что постригший его в монахи – Мадханина-Эгзиэ тождествен с основателем Банкуальской обители, учеником Такла-Хайманота (cp. f. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Лексикон автора выводит за пределы Дилльманна, и мы были принуждены некоторые слова оставить без перевода. Кроме того и текст не всегда дошел в исправности, отчего некоторые места нами непоняты и выпущены. Во имя Отца и Сына и Св. Духа, Единого Бога, начинаем с помощью Господа нашего Иисуса Христа писать житие и подвиги и труды и воздержание не только от хлеба и воды, но и от слов праздных, умерщвляющих душу. И воспомянем преизобилие терпения, явленного людям, а что он творил тайно, кто ведает, кроме Творца его? Мы поведаем благость отца нашего изрядного деянием аввы Яфкерана Эгзиэ. Мы не дойдем до половины этого, но (опишем лишь то), что пришло на язык или попало на глаз, как говорит книга Притчей: «есть море, длина, широта и глубина которого неизвестны, и пришла птица, называемая (’Ewit), самая меньшая из всего рода птиц 1 . Она прилетела и пила из этого моря». O возлюбленные, разве истощится море от пития птицы? Так же не истощится и не исчерпается житие сего аввы инока, звезды евангельской, главы звезд светлых, кроткого сердцем, слеза которого была близка к очам его для любви Божией и печальника за всех, за людей и за скотов до червей. И ныне скажем: «не достойно нам отверзать уста свои для восхваления величия чудес, сотворенных молитвою твоею святою, отче наш Яфкерана-Эгзиэ. O чада церкви, все слушающие подвиги сего добляго, будьте бдительны, стойте и слушайте духовными ушами, а не телесными, утвержденными извне. И когда ты будешь говорить сонному слово однажды, дважды и трижды, и пробудившись он скажет тебе: «что ты говоришь?». Также и неразумный, подобный мне, если, слушая это житие, скажет: «зачем написали это житие, бывшее не в наши дни?», то слушай, подобный мне убогий, и знай: зачем нам было писать его, когда отец наш был во плоти, чтобы прославить его? Иное дело после успения его, как сказал Соломон: «память праведного во век пребывает, память праведного с похвалами ( Притч. 10:7 ), и рог его вознесется во славе» ( Пс. 111:9 ). Разве сей ниже деяний одного из отцов, по имени авва Гор, который всегда ел во время путешествия 2 ? Житие его написано.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Услыхав об этом, блаженный сказал: «молчи!» И подумал этот недостойный монах побить святого и убить его, но прежде, чем он исполнил свое намерение, с ним случилась беда и он упал на лицо свое. Был (тут) один монах, который сказал этому больному: «брат, прошу тебя, скажи грех твой, чтобы тебе не умереть». Когда он был близок к смерти, сказал: «я хотел ударить этого отшельника». Когда он исповедал свой грех, он отпустил ему, как Бог его, и тотчас велел ему приобщиться и благословил его. Он выздоровел и пошел потом к авве Яфкерана-Эгзиэ в монастырь Цн. Когда последний там находился, однажды позвал своего ученика и сказал ему: «ступай в Дг, принеси сосуд ддя священнодействия». Сказал ученик: «отче, сегодня воскресение, когда мне вернуться?». Сказал святой: «сегодня вернись». Сказал он: «невозможно». Сказал святой: «поможет тебе Бог». Тотчас встал ученик и сел на челнок, скорбя. И когда он греб, он заснул, и проснувшись, нашел себя на берегу озера на Дг, а он думал, что на Цн. Убедившись, ученик удивился молитве святого, взял сосуды для священнодействия из Дг. И сев в челнок, заснул опять, как и раньше, и вернулся вовремя. Придя, он поклонился пред лицом святого. И сказал тот ему: «не открывай людям». Молитва его да будет с нами. Аминь. После этого возвратился святой авва Яфкерана-Эгзиэ в монастырь Мецлэ. Мецлэ состояло также из двух островов. Святой, находясь там, подвизался великим подвигом, победил демонов и терпением своим изгнал их. Когда демоны увидали красоту изрядства его, воскликнули от страха молитвы его, говоря: «ты победил нас! Ты победил нас! Мы оставляем тебе твою гору». Святой, услыхав это, возрадовался великою радостью и прославил Бога за то, что Он дал ему власть над нечистыми демонами. А сатана, враг доброго, заставил помышление небура-эда захотеть изгнать святого отсюда, чтобы вернуть монахинь. И он послал к нему сказать: «уходи с моего острова». Святой отказался уходить. Небура-эд прислал женщин соблазнять его. Женщины пришли. Святой, услыхав шум от женщин, бросил свой псалтырь и убежал в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

И все были запечатлены даром благодати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь». Что может дать нам сопоставление обеих редакций? Историка оно не обогатит новыми сведениями, если не считать приведенного рассказа о грабеже в Банкуале, случае, по-видимому в достаточной мере ординарном в Абиссинии во все времена ее истории. Следует отметить имя Адхани, вместо Мадханина-Эгзиэ, по-видимому более распространенное среди озерного монашества и известное нам из жития Яфкерана-Эгзиэ. Несколько биографических подробностей и бытовых черт – вот и все, чем обогащает исследователя новая редакция. Трудно даже сказать, следует ли считать рассказ о «распре» во время 40-го дня вставкой во второй редакции, или сознательным пропуском – в первой. Возможно, что монах, начитавшийся Набиуда, всюду искал приложения его изречений и образов, но естественнее предположить все же вторую возможность. Если это так, то устраняется мысль о зависимости второй редакции от первой и все тождественные места объясняются или обратным предположением или, что более вероятно – общими устными (может быть и письменными) источниками. Особенно интересно, что сходными оказываются по большей части рассказы, приводимые в первом лице. Отсутствие рассказа о царе Давиде делает это место жития еще менее надежным для историка. Рассказ о патриархе как будто хочет доказать, что новый светильник Эфиопии действительно «просиял до пределов Египта». При всех различиях, характер обеих редакций сходен, и обе они заняты перечислениями чудес, пересказом легенд, обе одинаково мало дорожат не только исторической обстановкой, но и стройностью изложения биографии святого. И здесь мы ничего не узнаем о Вальдебском монашестве. Синаксарное житие Самуила не вполне совпадает и со второй редакцией, но все же ближе к ней. Так, и оно не знает посещения святым царя, и оно рассказывает о переходе через поток с огнем и псалтырем. Отсутствие рассказа о «земле псов» может быть объясняется тем, что автор, следуя второй редакции, где он помещен между последим восхищением Самуила на небе и кончиной, не желал прерывать этих двух внутренне связанных рассказов. Упоминание о сатане, принимавшем «образы страшных зверей», также находит себе источник во второй редакции, где есть рассказ о явлении Самуилу сатаны в виде змия. Из второй редакции заимствовал синаксарь и то, что святой в Банкуале был мельником. Существенной разницей остаются: имя «МадханинаЭгзиэ» и особенно то, что Самуил уходит в Банкуаль по смерти «отца и матери». Если первое еще можно объяснить редакционной поправкой собирателя синаксарных сказаний, то второе едва ли исходит из подобной причины или недоразумения: история отца Самуила занимает слишком много места в обеих редакциях жития. Такла-Хаврьят

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Говори все учения мои, отягощай, как я отягощал, и облегчай, как я облегчал; так пребывай, не уклоняясь от слова его ни направо, ни налево. И я не признавал другого наставника, кроме митрополита». Когда он так сказал, мы сказали ему: «разреши всех и молись за царя и митрополита и весь мир». Так сказав, он позвал нас трех братьев и сказал нам: «чада мои, труден исход души из тела. Возьмитесь за мою голову, грудь и ноги. И он тотчас воскликнул (застонал), взялся за голову свою, и ему ясна стала болезнь. Мы заплакали и застонали. Он сказал нам: «плачьте обо мне, чада мои», и с этими словами предал дух свой и почил. Братие, исполнилось сказанное в псалтыре: «всякия кончины виден конец». Отче, уснула душа твоя от скорби. Тогда было у нас рыдание, и вопли, и плач, и крик великий. Мы внесли его в церковь и поспешно погребли его, чтобы не похитили его у нас насильно. Прибыли миряне и монахи и вельможи, пришли жители двух сторон. Половина говорили: «выкопаем, вынесем и унесем», а другая половина: «не отдадим такового праведника и не отпустим его из своей страны». Едва не дошло до побоища. И оставили. Братия, чада Яфкерана-Эгзиэ вожделенного, плачьте рыданием Иеремии или Давида. Где вы найдете такого столпа света? Вот упал дом, строитель которого благ! Плачьте, отцы, и да капают слезы из очей ваших! Кто отныне будет шептать вам из окна и разговаривать при помощи азбуки? Кто отныне будет поститься и утруждаться ради вас? Какой отныне услышите голос страшный, как льва? Плачьте миряне, убогие: кто отныне, покровительствуя вам, спасет вас из руки оскорбляющего и сильного? Плачьте, миряне! Это умолк спасавший вас! Плачьте наставники, сидевшие у него, утренюя. Плачьте просители милостыни: кто отныне подаст вам в кротости? Плачьте сироты, старицы и вдовицы о том, на кого вы надеялись, которого вы не увидите, который исполнял желания ваши, как отец и мать. О смерть, ответь мне, почему ты не боишься воплей и криков людей, не боишься царя, митрополита, вельможи и малого? Братия, лишенные отца нашего, утешьте сердца ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

О том, какая это эпоха, не может быть сомнений. Это – время завершения устроения новой Абиссинии, период «реформ» Зара-Якоба. Имени этого царя нет в житии, но в качестве современников и наставников Такла-Хаврьята названы дабра-либаносские настоятели Иоанн-Кама и Андрей; оба относятся к XV веку; Андрей неоднократно упоминается в хронике Зара-Якоба и его преемника, Баэда-Марьяма. Настоятельство Иоанна-Кама, как увидим ниже, падает на время Исаака (1414 – 1429). Такла-Хаврьят прибыл в обитель еще при Иоанне-Кама; его связывало с Дабра-Либаносом не только духовное влечение, но и родство – он был братом будущего настоятеля Андрея. Сведения о его родственных отношениях для нас также интересы, хотя при испорченности текста мы не в состоянии вполне ими воспользоваться. Ясно только, что в четвертом или третьем поколении он нисходит от тиграйского макванена Акхадома, которого мы встретили уже в житии Яфкерана-Эгзиэ, как современника царя Давида (1382–1411). Таким образом, генеалогия святого не противоречит историческим данным жития 46 . К числу последних можно также отнести упоминание об авве Иоанне дабра-вифатском (f. 3 v.), к которому приходит Такла-Хаврьят в самом начале своих подвигов, прямо из родительского дома. Как известно, из краткой хроники, этот преподобный почил в 10-й год царствования Зара-Якоба 47 . Культурно-исторические данные жития замечательно близки к тем, которые почерпываются из других памятников эпохи Зара-Якоба, как исторических, так и агиологических. Укажем на f. 185, где рассказан случай изуверства, поразительно аналогичный тому, который с ужасом передает Зара-Якоб в своей «Книге Света» и который имел место еще при его отце Исааке в Дамоте 48 . Где произошел описанный в нашем житие случай, не говорится: на берегу Такацы грешник ожидал святого, придя из «своей страны». И там, и здесь, виновницей изуверства была колдунья (mrit); и там, и здесь побуждением было желание разбогатеть. Но в «Книге Света» видна некоторая связь между изуверством и его целью: злодей убивает отца и съедает его части, чтобы сделаться его наследником; возможно, что и здесь каннибальство объясняется верой в унаследование всех духовных свойств и материальных прав покойного.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Кто так говорит, и кто не верует, тот явный душегубец. Особенно же, чада моя, блюдитесь в этот день от тех, которые говорят: «человек умерщвляет и человек оживлят», да не выйдете из стада Христова и не будете отлучены от чад церкви святой 42 . О, чада мои! Не от себя говорю я вам, но то, что слышал от святых апостолов, приявших водительство в царствие небесное». И снова сказал он им: «стяжайте смирение и кротость и безмолвие; не говорите праздного в церкви, ибо празднословящий в церкви подобен бросающему прах на главу жениха. Блюдитесь, чада мои, от пустословия во время молитвы. Кто разговаривает во время трапезы в собрании монахов, уподобляется месящему навоз и абсипт вместе со сладким медом; ибо сказал сам Сын: «идеже два или три собраны во имя Мое, ту есмь и Аз посреде их». Как радуется жених о невесте, так радуется Христос о душе праведника чистого, ибо всякая чистая душа – невеста Божия. Сие блюдите, чада моя», сказал Фаддей ученикам своим». Как мы уже сказали, временем жизни Фаддея с большой долей вероятности можно признать XIV в.: он был современником Абия-Эгзиэ и Самуила Вальдебского, также учеников Мадханина-Эгзиэ и постриженцев Банкуаля. Интересно, что житие его во многом напоминает жития этих двух подвижников севера. Литературная сторона и слог его приближают к первому из упомянутых агиологических памятников: здесь та же риторичность, расплывчатость, то же отсутствие системы, м. пр. странное распределение материала в два отдела, разделяемые кончиной святых, причем во второй вошли не только посмертные чудеса, но и рассказы о некоторых случаях из жизни и чудесах, совершенных до преставления. С житием Самуила Вальдебского наш текст роднит содержание: и здесь отец святого уходит в монахи, и здесь животные служат и поклоняются святому, который также ходит по воде, видит небеса и сам возносится на них и пребывает на них 12 лет с 24 старцами небесными, видит славу своих будущих чад и почитателей и т.п. Очевидно, перед нами произведения одной агиографической школы северной Абиссинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

На другой день узнав, что он боится Бога, его позвали, введи, облобызали и дали келью для одного. Святой Божий, увидав жертвенное благовоние обители, весьма обрадовался и сказал небура-эду: «повели мне служить в bta-geber (ризнице?)». Отвечал небура-эд «да даст тебе Бог силу и совершение». И пребывал он, служа церкви с великим тщанием. Потом послал царь, чтобы принесли ему табот из монастыря Цава, ибо хотел идти на войну. И послали и принесли ему табот, освященный во имя Кирика. Взяв его, он пошел на войну и победил неверных врагов силою Иисуса Христа, Бога Кирика. И вернулся он в радости в дом царствия своего и поместил табот в храме Иисуса в лагере двора своей резиденции. Священники одели этот табот в золотую пелену. Когда он пробыл здесь несколько дней, (царь) велел вернуть его в монастырь Цаны. Царь дал новые пелены, и их надели на ту золотую пелену. И взяли табот и вернули его место. Придворное духовенство (khnta-dabtar), не найдя золотой пелены, сказало царю: «(исчезла) золотая пелена, бывшая от дней отца твоего до сего дня, которой нет подобного во всем доме царствия твоего». Тотчас царь послал диакона в монастырь Цн сказать: «верните мне золотую пелену табота Иисуса, принадлежащую моему двору и имеющуюся от дней отца моего до ныне, и я дам вам в обмен другую». Посланный прибыл в монастырь Цаны. Авва Яфекрана-Эгзиэ сказал: «когда я прислуживал в beta geber (ризнице), пришел ко мне отрок малый, облеченный в свет, увенчанный светом на голове и держащий в руке светоносный крест. Увидав его, я вострепетал, удал на лицо свое. Он тотчас поднял меня, взял за руку и сказал: «не бойся, иди, скажи царскому послу»: «не бери золотой пелены: я явился господину твоему, царю, и сказал ему: «зачем послал ты взять золотое облачение, находящееся в моей обители? хочешь ли ты с меня одно золотое облачение? желательно, чтобы ты прибавил мне другое». Когда я это ему сказал, он послал другого посла вслед за тобой, который скажет: «оставь эту золотую пелену. И вот он идет. если ты не веришь».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

34 «Specie di grano sielto, Eleusine tocusso» (Guidi Vocab. Amar. 691). " Из нее приготовляется лучшее пиво; Вадьдеба по обилию этого злака называется «dagus- sama» (ibid.). 37 Странно: только что было вложено в уста Фаддея пророчество о своем преставлении через 7 дней. Не заимствование ли из жития Самуила Вальдебского? См. наши «Исследования» стр. 186, f. 57. Впрочем, в житии нет хронологической тщательности. Заметим, что эти 12 лет небесного пребывания не отмечены в перечислении лет различных периодов жизни святого на f. 39. Вообще, эта таблица лет спутана и не свободна от ошибок. Между прочим, в ней указаны два периода жизни святого в пустыне по 70 лет, тогда как в данном месте он сам суммирует ее всего в 70 лет. 38 Отдельное житие св. великом. Варвары пока неизвестно в эфиопской литературе: оно входит в состав сборника «деяний мучеников», древнейший экземпляр которого, м. 6. XIV в., имеется в Брит. Муз. под 689 (Wright, Catalogue, p. 160). 39 Упоминается в житии Самуила Вальдебского (f. 62), как одно из мест подвигов этого преподобного. См. «Исследования» 187. Понятно в виду соседства Тамбена и Вальдеба. 40 Вероятно, тождественна с известной из жития Иоханны, находящейся также в Тамбене (см. Zotenberg, Catal. p. 199), и с «амбой аввы Иоханны» в Тамбене, где муч. преп. жил изгнанный Аарон Дивный (см. «Исследования», стр. 136). 45 В тексте испорчено. Ср. по изданию Rev. Horner, The Statutes of the Apostles, p. 5, четвертая строка сверху – р. 131, 27 (перевод). 46 В тексте f. 2 в генеалогии, вероятно, пропуск. Вероятно, выпало имя жены Акхадома и первое упоминание о сыне. Возможно, что правильный текст давал следующую схему: Акхадом + x, дочь его Мрьям-Семр + y; внук Атфяхан + Кац; затем Елена + Андрей – родители святого. Даже при таком исправлении текста, устанавливающем три поколения между Акхадомом и Такла-Хаврьятом, генеалогия может не противоречить тому, что святой уже около 1429 года является в монастырь: Акхадом мог быть послан Давидом в самом начале царствования Яфкер.-Эгзиэ f. 21, и в это время Елена уже могла быть на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Усилия отца и родичей вернуть ее не имели успеха: она постриглась, и настоятель даже сделал ее игуменьей. Тогда Елисей решился и сам уйти в тот же монастырь. Чрез три года он задумал предпринять паломничество в Иерусалим. На пути встретил его ангел в виде монаха и вернул его назад, указав на его долг – устроить свою семью. Возвратившись, он разделил свое имущество детям. Иулиания и двое младших: Фаддей и дочь Мекхена-Марьям последовали за ним в пресельничестве и отправились в тот же монастырь Куахайн. Фаддей скоро стал учиться и был поставлен диаконом. Монахи однако скоро подверглись искушению зависти, и по их наущению архимандрит (mamher) должен был против воли выслать пришельцев из монастыря. Изгнанники направились в Тамбен, где поселились в пещерах и проводили время в молитве и подвигах (стоял целый день, делал по нисколько тысяч поклонов днем и ночью, бил в грудь, смотрел в небо, проливал слезы до крови, бдел, ел смоквы не до сытости и т.п.). Дочери ходили собирать смоквы и не боялись зверей; их не трогали львы и с ними делились носороги, но однажды Мекхена-Марьям упала с дерева и убилась. «Пришли святые из монастыря и принесли ее в пещеру и погребли там». Это и наставления отца сильно подействовали на юного Фаддея, и он пошел к Мадханина-Эгзиэ и постригся в монахи. Вскоре Елисей, почувствовав приближение кончины, простился с детьми, и затем умер 27 генбота. «И послышалось благовоние кадила, и окружил пещеру великий свет , и сошел Господь наш Иисус Христос , и с ними ангелы и архангелы... И пришли святые мужи, отпели и погребли его, и были там многие знамения и чудеса». Фаддей затем пошел к митрополиту и получил священство, а потом стал подвизаться, уйдя в дальнюю пустыню; сестра осталась на прежнем месте и усилила свои аскетические подвиги, к ней стали приходить ученицы. Посещал ее и брат ее Фаддей. Однажды при нем она ходила по реке Варэ, разостлав мантию. Фаддей, видя это, усугубил свои подвиги, желая достичь такого же совершенства. Он 40 суток простоял в воде по шею с камнем на голове, пока не полилась из него кровь и ангел не явился исцелять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010