Так, однажды постом в субботу, на рассвете воскресенья, во время чтения Евангелия от Иоанна явился дьявол , чтобы убить святого дубиной и отомстить ему за изгнания. Такла-Хаврьят извлек свое железо с 8 гвоздями, которое он носил, «поминая пригвождение Господа нашего». Явилась светоносная сень, и дьявол бежал со своими помощниками. Чудесный юноша, сошедши с неба провел Такла-Хаврьята с учениками через реку, разлившуюся не в обычное время по действу дьявола. В ночь на Богоявление, когда он с неким монахом Зара-Сионом совершал великое водоосвящение, сошел на него Дух Св. в виде белого голубя. «Сие поведал мне по его преставлении отец наш Зара-Сион, отец множества, как Израиль, которого назвал отец его Андрей, звезда западная. Он заповедал чадам своим творить память его из рода в род. И я согласился с ним, увидав чудо в день Крещения»... и т. д. Наконец, повествуется о кончине, которой предшествовало явление Богоматери, восхищение на небо, где он провел три недели. Получил обычные 7 венцов и обитель у Георгия и Иоанна Колова. Житие заканчивается стихотворным послесловием, последняя часть которого следующая: «се оставил пастырь стадо свое и учитель учеников своих, военачальник воинство свое! Се умолкла труба евангельская, возглашавшая для собирания верных! Се сокрылся от нас светильник вселенной, сиявший учением своим! Бегите омраченные, которых дьявол уловил в сеть свою! Нет более друга, исцелявшего души, уязвленные стрелою врага, помазанием благовония во Иисусе Христе. Сокрылась жемчужина во гробе, не приобретаемая дорогою ценой! Увы нам, горе нам, оставленным наставником нашим: мы не найдем, подобного тебе отца, который будет учить нас пути жизни и слову веры!» Приведенный пересказ и подлинные выдержки достаточны, чтобы признать в агиологическом тексте, из которого они взяты, один из наиболее интересных памятников эфиопской литературы. Несмотря на обычное обилие невероятных чудес, местами непоследовательность рассказа и порчу текста, он имеет для исследователя большую важность, не только снабжая любопытными бытовыми подробностями, но и давая интересные параллели к историческим памятникам своей эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Затем он вошел в свое жилище, надел веревку на шею, удавился и умер. И рассказали об этом посланные отцу нашему Такла-Хаврьяту. И сказал он: «не прикасайтесь к трупу его, не трогайте его руками, ибо нечист сей душегубец и сопричастник Иуде». И повлекли его в пропасть. Услыхав об этом, один иудей из числа верующих сказал отцу нашему Такла-Хаврьяту: «слушай, отче, сие было по воле Божией. Когда он сам слыхал, что умер кто либо из христиан, то говорил: «не касайтесь его». По писанию, кто копает яму для ближнего, сам впадает в нее. Ты учил пути жизни днем, а он соблазнял ночью». Однажды, в день Успения Владычицы нашей Марии Девы, когда он стоял в церкви и иереи служили, вошел пророк иудейский, названным отцом нашим во крещении, о котором я упоминал раньше, Иесхло-Крестос. Он хотел войти в церковь , но его не пускали диаконы, ибо он был мал в христианстве и не тверда была вера его. Сказал им отец наш Такла-Хаврьят: «не удерживайте его, пусть войдет». Он вошел за завесу светилища; завеса была открыта; он подошел к престолу табота, поклонился трижды (и сказал): «верую, верую, верую». Потом он произнес из Исаии пророка: «и бысть в лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа сидяща на престоле высоце и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И Серафимы стояху окрест его и глаголаху: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земли славы Его» ( Ис. 6:1 – 4 ). Отец наш, услыхав это, обрадовался, как бы приобретя обильную добычу, ибо он облагодетельствовал его, (исторгнув) от царя персидского, сиречь дьявола, и вернул к царю небесному. И поспешно подошел к нему и сказал: «чадо мое святое, о ком сие сказано древле?» Отвечал тот: «согласно прежнему моему закону, или по закону христианскому?»: Сказал святой: «первое «Свят» сказано об Отце, второе – о Сыне, третье – о Св. Духе». После этого он благословил его и сказал: «да благословит тебя Бог, и да укрепит в вере своей». И был сей муж благ и богобоязлив... Послушайте пока, я расскажу вам, братия, как говорил мне он сам. «Я молился, чтобы показал мне Бог гроб Моисея, верховного пророка, раба Господня, хотел поклонится гробнице его, ибо возлюбило его сердце мое, ибо он глаголал ко Творцу своему лицом к лицу, якоже аще бы кто возглаголал к своему другу ( Исх. 33:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Как и все эфиопские агиологические произведения, и данное составлено для чтения в церкви на день памяти святого. Об этом прямо сказано в стихотворном вступлении: «да расскажем повесть о человеке Божьем, читаемую 26-го числа месяца хедара». Житие состоит из ряда повествований об отдельных событиях, чудесах и т. п., по большей части предваряемых обращением к слушателям и заключаемых кратким поучением, часто с приведением библейских цитат. Например, (f. 170 ч. II): «Послушайте, братия, чада церковные, таковое смирение с деянием, которое он предпочел. Ибо сим смирением приобрел он возношение. Сила молитвы его да сохранит нас от мира погибели во веки веков. Аминь». Или, например, заключение повествования на f. 199 v.: «И ублажили нового апостола, Такла-Хаврьята, учителя и проповедника (?), говоря: «воистину, он ревнитель, как Илия, и учитель, как Павел, исполнен премудрости, как Стефан, и камень веры, как Петр, проповедник Евангелия, как все апостолы, конь Духа и любитель пустыни, как Антоний и Макарий. Похвала памяти его сладостна для великого и малого. Благословение помощи его да будет нам, как, одеяние, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Далее идет начало следующего повествования: «Послушайте еще, отцы наши и братия, собравшиеся в сей святой храм, дивное и чудное. что сотворил Бог (f. 200) для сего отца нашего Такла-Хаврьята, девственника я иерея, блаженного и святого». После следующего за этим рассказа о посрамлении святым пришедших к нему бесов, читаем: «Таков обычай сатаны. Когда он приходит бороться со святыми, и те начинают молиться, (обратившись) спиной к западу, а лицом (к востоку), он не входит и не может видеть образа лица Божия и помазания Духа Святого и сияния благодати Христовой на челе их, как сказал Господь наш в Евангелии: «всяк, делаяй злая, ненавидит света, и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть» ( Иоан. 3, 20 ). А кто это, чьи дела лукавы, как не сатана, противящийся святым, да восхитит их с собою во тьму? А тьма – дела греховные. А тот, чьи дела праведны, заботится о совершении их и идет к свету, да явятся дела его, яко о Бозе суть соделана. Воистину сей отец наш Такла-Хаврьят – девственник, и иерей, и пророк, и апостол, и дела его явились, как свет с верой. И плоть его пригвождена железом в память провождения на кресте рук и ног, Господа сил и царя царей, Бога богов. И сего рода горело тело его любовью Духа Святого и не охладил он духа и тела водою греха. Посему дана была ему на земле жизнь ангельская и сатана не одолел его уловлением в грехи, хитростью, и нападением, явно и ужасая, придет ли он в полночь, сделавшись в своей задней части змием, или придет тайно, неся дубину». Иногда такие риторические заключения сделаны рифмованными стихами: ff. 8 (r – v.), 17 3v.1, 182 v.1, 186 v.2, 193 v.1, 195 v.2, а также начало заключения всего произведения ff. 205 v.1–206 v.2.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Никто не пас их; они возвращались и паслись, как хотели. Все видевшие дивились и изумлялись величию молитвы аввы Яфкерана-Эгзиэ. И пребывал этот больной, питаясь молоком и маслом этой коровы. И велел он животным бессловесным пастись и возвращаться, без пастуха, силою молитвы святого. Паки слушайте со вниманием, голуби Евангелия чистые, от величия чудес сей звезды честной, аввы Яфкерана-Эгзиэ. Однажды один пастух волов поймал в сеть птицу. Он умертвил ее, выщипал перья и крылья, привязал ее за шею к и повесил себе на грудь от восхода солнца до 8 часа дня. Святой авва Яфкерана-Эгзиэ, окончив молитву 6-го часа, вышел из своей кельи и, идя под гору среди деревьев, встретил пастуха и увидал птицу, повешенную за mtab. Подозвал его авва Яфкерана-Эгзиэ и, когда пастух подошел к нему, взял птицу и поставил на руке своей. Он увидал, что она высохла, будучи мертвой от утра до 8-го часа. Он дунул на нее трижды, благословил ее; она тотчас ожила; выросли у нее перья и крылья; она тотчас улетела и направилась к своим ближним. Видя это, пастух трепетал и дивился и простирал свои руки. И стоял он долго, ибо овладело им изумление. Святой же позвал пастуха, показал ему, подожил перст свой на уста его, чтобы он молчал и не говорил об этом никому. Но пастух не помышлял о том, что он сказал ему: «молчи!». Он вернулся в свой город и рассказал это своему отцу. Отец его, услыхав, удивился и сказал своему сыну: «бдюди, чадо, не говори другим, чтобы не скорбел на тебя раб Божий, ибо ненавидит он славу, и ты не умер бы и не опечалил меня, отца твоего». Сын сказал: «да будет, как ты сказал». И стал отец сего отрока оттоле верным и пребывал, уповая на молитву святого аввы Яфкерана-Эгзиэ 15 . Однажды, когда он шел в церковь , еще не дойдя до дверей, увидел труп, весь черный, в длину величиной с большого змея; рот его был, как пропасть великая, зубы – как меч. Ангел Божий с мечем, облеченный светом, рассек его и отделил его голову. Отец наш, видя это, трепетал и ужасался и пошел назад. И сказал ему Ангел: «не бойся! Приди, взгляни на того, кого ты поборол; посмотри на того, что с тобой боролся и тебе досаждал.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Вся земля ночью стала светла, как в полдень, и он увидал ангелов восходящих и нисходящих по горе. Видя это, он вострепетал и пал на лицо свое. И сказал муж оный: «послан ко мне один из светоносных ангелов, и отнял у меня страх, и возвел меня на Дабра-Гуэгуэбен, и видел я сего светоносного мужа, беседующим с аввой Яфкерана-Эгзиэ и ангелами, которые кланялись Ему. И сказал он мне: «поклонись мужу светоносному, беседующему с аввой Яфкерана-Эгзиэ, ибо он – Господь всей твари. Услыхав это, я тотчас поклонился в страхе. И сказал мне святой авва Яфкерана-Эгзиэ: «сын мой, не открывай людям, пока я во плоти, того, что ты видел». Когда он это сказал, я спустился в дом мой, дивясь и изумляясь величию сего чуда. Спустя немного я посмотрел и увидел, что светлый столп стал обращаться к небу; светоносный муж и ангелы все вместе поднялись и скрылись в небе. Прибавил к этому сей муж: «это я видел не во сне, не случайно, и не как привидение, но лицом к лицу, причем очи мои видели и уши слышали, и ведает Бог , испытующий сердца». Это сказал один монах из чад святого. Благословение его да будет на нас. Аминь. з) Исцеление глухонемого, просившего милостыню «по всем городам». и) Авва Яфкерана-Эгзиэ пришел к литургии в день воскресный. Когда возгласил священник: «поклонимся Отцу и Сыну и Св. Духу», он склонил голову свою до колен, и затем опять поднял ее вверх. Потом снова он наклонил ее до ступни ног, и опять поднял вверх, и затем в третий раз наклонил ее до ступни. Сказал один святой Божий, по имени Марк: «пришло мне на мысль, лишился ли этот монах рассудка, ибо он делает поклон в день воскресный?» Приобщившись св. тайн, мы вернулись в свои дома. На другой день послышался звук из его кельи. Ученик его, придя, послал ко мне позвать меня. Когда я пришел к нему, он разговаривал со мною при помощи азбуки, и сказал мне: «зачем ты оскорбил меня? Ведь писание говорит, что хуже всего оскорбление ближнего». Я же забыл свою мысль и спросил его: «чем я оскорбил тебя, отче?» он ответил: «вчера во время обедни разве ты не оскорбил меня, сказав: «не лишился ли рассудка этот монах, ибо он делает поклоны в день воскресный?».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

таин. Сей был подобен авва Марку из Дабра-Тормак. Потом на третий день Пасхи (во вторник Пасхи) прибыли посланные от Ведема, царя (nags– st. cstr.) Годжама и сказали ему: «зачем ты живешь в земле пустынной? Вернись в твой монастырь: я и сам боюсь за себя». Святой услыхав, отказался идти. Когда посланные хотели силой взять его, он сказал им: «подождите немного, пока я выйду в мою келью». И он вошел в великую пропасть и бросился туда, и по воле Господа Бога своего повис на дереве за платье посреди пропасти. Он уподобился авве Павлу (Bul) 5 . Посланные искали его повсюду и не находили и, не находя, плакали. Один человек, работая внизу куалы, увидал святого повисшим за одежду свою на дереве, подобно пауку, не двигаясь ни вверх, ни вниз, и колеблясь туда и сюда. Он позвал посланных и сказал им: «что вы ищете? Они рассказали ему. Он, услыхав, сказал: «я видел висящего среди пропасти подобно пауку, не он ли это?» Те посмотрели и, узнав его, сильно скорбели: он показался им мертвым. Тотчас спустили они свои одежды, сделав из них род веревки и спустили Габра-Киркоса. Когда тот хотел вывести его, святой противился и предпочитал убить себя по потере награды своей–лучше смерть для боящегося Бога. Потом он вышел оттуда с великим принуждением, и это было по совету святых, возлюбивших его, чтобы доставить его к царю. Тотчас вывели его и повели к царю Ведему. Придя к царю, святой вознегодовал на него. И убоялся царь великим страхом и сказал: «я звал тебя по любви, отче святой». И так сказав, он заплакал. Сказал святой авва Яфкерана-Эгзиэ царю: «какое место ты дашь мне?» Услыхав это, согласились и примирились святые и царь, и дали ему остров Мецлэ, на котором были монахини; их перевели на Гуагуэт. И вошел сюда святой авва Яфкерана-Эгзиэ и пребывал в посте и молитве, по обычаю. Он осмотрел гору Гуэгуэбен, где совершил свой превосходящий меру подвиг. И вышел он из Мецлэ и взошел на гору Гуэгуэбен и творил там и труд и бдение поочередно, там и на Мецлэ. Небура-эдом был тогда поставлен авва Иаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Вот он рассечен и повержен пред тобою. Впредь успокойся и отдохни!» Так сказав, он скрылся. Потом, когда усугубилось прославление отца нашего, он возненавидел его и хотел переселиться в другую страну. Тогда он (?) показал ему чудо и знамение. И возвел его на высокую гору и (показал) весь мир, полный копий, стрел и луков и людей, сражавшихся между собою. И сказал я: «что значит этот грех , и смятение, и вражда?» И сказал он мне: «отныне ты терпи здесь!» Так сказав, он дал мне ломоть хлеба, величиной с кулак, красивый видом, и сказал мне: потерпи, пока не потребишь его. Отец наш, слыша это, дивился, и наименовал сию гору «Святой» 16 . Еще подвиг дивный. Он постился 40 дней, исключая субботы, не вкушая ничего: ни листьев, ни воды. Так он провел три четыредесятницы. Разумей, человек, если у тебя есть ум: три раза по 40, не будет ли 120 дней? И это, как я сказал тебе, не одного года, а трех лет. Сие подобно Моисею, когда он взошел на гору Kebron, ибо постились люди 40 дней. И далее, ради десятисловия, написанного на скрижалях, постился он 40 дней, и в третий раз – ради сокрушения скрижалей. Еще подвиг дивный. Будем стоять и слушать, и слушание наше да будет ушами духовными. Будем восхвалять, поскольку можем, подвиги толикого подвижника, аввы Яфкерана-Эгзиэ. Он делал ежечасно по 7 тысяч поклонов, как колесо, и число поклонов его 42000. Он не знал трехдневного поста, а только четверодневньй, пятидневный и постился по седмицам (?). Мы же, когда говорим иерею и исповедуем грехи наши, и если он даст нам трехдневный пост, то (?) в одну ночь падаем и ворочаемся туда и сюда, ищем прохлады и воздуха. А если не полон желудок наш, как обычно, разве мы не открываем рта? Ныне же, братия, воздадим славословие и вознесем благодарение Богу сего подвижника, и он посетит нас своею милостью. Аминь. И сей изрядный авва Яфкерана-Эгзиэ повелел чадам своим и заставил их во дни жатвы собирать пищу, не из желания питаться и удовлетворить свою плоть, но для питания алчущих и приятия странных, памятуя сказанное: «Авраам страннолюбец, и Бог , с ним»; и паки сказано: «суть нецыи, иже прияша Ангелы ( Евр. 12:2 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

И пошел небура-эд, и вернулся из земли Египетской в радости силой молитвы изрядного. Вернувшись от царя, небура-эд пришел к авве Яфкерана-Эгзиэ, приветствовал его и рассказал ему все, что было, и дал ему сосуды для священнодействия. И они стали друзьями, как Ионафан и Давид в день тот, и с этого времени не могли разлучить их люди. Потом умер небура-эд авва Иаков и был погребен в монастыре Цн. Молитва его да придет на нас. Аминь. А святой авва Яфкерана-Эгзиэ пребывал, подвизаясь много. Он разговаривал не иначе, как при помощи азбуки, и устроил небольшой мартирий; сам кадил и спускался к морю Азаф и, возвращаясь, сам справлял диаконскую и иерейскую службу и, выходя с литургии, раздавал хлебы благословения чадам своим. Сам он входил в затвор, а чада его – на остров Мецлэ, и ночевали там. На другой день рано утром они приходили к отцу своему духовному и видали лицо его, как лицо ангела Божия. И боялись его весьма, и никто не говорил ему из чад его: «возлежи, сегодня праздник!» Пищей его было в год три эфы не хлеба, а плодов травы, и кто знает, кроме Бога-Творца его, ел он, или не ел? . . . Ученик его говорил: «на трапезе постной я дал ему три канона (?) муки всего с горсть одной руки, а в великий четверток он по обычаю. Когда я приблизился со страхом и трепетом, он дал мне эту муку и сказал мне: «дай воздержным пришельцам». И я приготовлял, как прежде, и не убавлялось, разве только на половину горсти. И исполнилось сказанное: «не о хлебе едином ( Мф.4:4 ). И при таком воздержании, он сам кадил и служил и ходил за водой, а ученикам не давал печь хлеба. И борясь там с дьяволом , врагом правды, он однажды шел в церковь . Там находился ров. Тот бросил его туда, и он едва не умер. И шатались 6 его. Поднял его Христос, и он сидел в уединении, и безленностно кадил церковь . И снова когда однажды он находился у огня, который погас и который он хотел раздуть, явился враг и толкнул его, так что он вкусил устами своими персти с огнем. И это было не раз, или два, или три, а много раз. Когда он обуревал его, подвижник устроил два бревна, приладив их, как это делает медник. Так поступил святой, чтобы зажечь огонь, взявшись за эти бревна, вследствие многих оскорблений врага. И снова толкнул тот его на эти бревна, чтобы выскочили глаза его. Он спасся от этого. И когда он ему продолжал досаждать, он сделал мех. Далее, когда он многократно читал псалтырь Давида, пришел сатана, унес этот псалтырь, с силой бросил его и разорвал псалом, а его самого ударил по лицу, бросил в него камнем и сделал

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Сжались кости его на бедрах, затвердела кожа головы и помутились глаза его от многих слез, отяжелели ноги его от многого стояния, и весь он высох от забвения пищи и пития. Братия, это явно, а что он творил тайно, никто не знает, кроме Творца его. В таких подвигах он провел 6 лет. Потом он пошел в землю Хамла и взошел на гору, именуемую Айфарба. Здесь он прожил год, питаясь растениями пустыни и плодами деревьев и кореньями». В дальнейшей жизни «пищею его было в год три эфы не хлеба, а плодов травы, и кто знает, кроме Бога, Творца его, ел он или не ел?». Три года он не пил воды (— заметь, при жаре жажда особенно мучительна —) довольствуясь тем, что опускал в воду 3 стебля одного растения и потом, во время обеда, выжимал их себе в рот. «В день, когда шел дождь, он очищал камень и пил с него то немногое, что стекало». — «Еще подвиг духовный: Он постился 40 дней, исключая суббот, не вкушая ничего: ни листьев, ни воды. Так он провел три четыредесятницы разумей, человече, если у тебя есть ум: три раза по 40 не будет ли 120 дней? и это, как я сказал тебе, (в продолжение) — не одного года, а трех лет». — «Еще подвиг духовный: Яфкерана–Эгзиэ делал ежечасно по 7–ми тысяч поклонов, как колесо, и число поклонов его 42000. Он не знал трех–дневного поста, а только четверо–дневный, пяти–дневный и постился по седмицам». Однажды он поселился «на остров Галила, где не было людей, но было пустынное место. Здесь он жил в посте и молитве и в слезах три года, прославляя Бога, воздерживался три года, не имея помощника ни в рубке дров, ни в черпании воды, ни в утешении, но устроил пребывание свое, как бесплотный». «Паки послушайте, — приглашает Житие, — нечто из величия сего изрядного, звезды пречестной, аввы Яфкерана–Эгзиэ. Был в те дни один монах, святой Божий, по имени Захария. Он жил на острове Галела, где некогда обитал святой авва Яфкерана–Эгзиэ. Они созерцали друг друга духовными очами и любили друг друга весьма. Однажды сговорились они: «Встретимся там–то на озер Азаф — я из Гуэгуэбена, ты — из Галела, чтобы(утешить друг друга, ради величия Божия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

и силою Бога своего он встал и выздоровел. И это он делал не раз, или два, или три, а много раз. он черпал из моря Azf воду. Это видели и дивились (крутизне) холма и спуска Дабра-Гузгуэбена. Однажды святой пошел ползком за водой. Он сел и поставил ее перед собой. Увидав это, явился сатана, перевернул (воду), и она вылилась. Он снова поставил, и тот снова перевернул, и она вылилась. Так он делал несколько раз – до трех или четырех раз. Затем, постясь в четыредесятницу, он решил почерпнуть воду, и спустился к морю Азаф и, зачерпнув, поднялся и страдал от сильного голода и жажды. Придя к своему жилищу, он поставил перед собой (воду), и она вылилась. В третий час он помолился молча с терпением, снова принес сосуд и зачерпнул из озера, взобрался утомившись, пришел к своей келье и поставил воду перед собой, укрепив камнем. Она наклонилась и вылилась. Увидав это, он умолк. И помолился в полдень и затем снова спустился, чтобы зачерпнуть воду, и все время возвещал хвалу Богу. И зачерпнул он снова и пришел к своему жилищу, и поставил перед собой, привязав ушки сосуда к дереву, и стал молиться. Пришел тот враг правды, отвязал и вылил перед ним. В 9-й час тоже самое, и так он делал три раза. Святой скорбел, упал духом, был весь удручен, ибо это был пост четыредесятицы, и он не мог что либо сказать и что либо сделать, ибо высохла гортань его, изнемогли колени его, исчезла плоть его. Он посидел немного, и снова стал молиться, по обычаю, без замедления и заснул, удрученный от великого голода и жажды. На другой день он размыслил и сказал: «возьму я три стебля tku, спущусь к озеру и опущу их туда; когда они напитаются водой 7 выжав моей рукой, я промочу гортань мою». Он взял и поднялся на гору, и во время обеда выжал их и стал пить, но в гортань его попало лишь немного. Это было подобно авве Макарию, когда он находился в пустыне Скитской. Он черпал воду далеко, на расстоянии половины дня пути по песку, и пройдя, он не находил пути и возвращался только на другой день и весьма страдал. Потом он бросал пальмовые ветви для указания, но их сдувал враг и много раз досаждал ему. Так он жил три года, и после этого вышла вода в келье его. Молитвы его да будут с нами. Аминь. Подобным же образом и преизобильный подвигами авва Яфкерана-Эгзиэ источил воду молитвою своею из сухого камня, и была она исцелением для многих, приходивших с верою. Молитва его да будет с нами. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010