И с этими словами отослал его в его монастырь. Настоятель, узнав, что он посвящен в иереи, обрадовался великой радостью».–в беседе с одним другом, Такла-Хаврьят сказал, что у него есть другое имя, и предложил ему молиться об открытии этого имени. Послышался глас с неба, который назвал его Замада-Орини за терпение в подвиге, Замада-Аарон – за священство, Замада-Набият – за пророчество. Он рассказывал: «однажды побудила меня мысль, говоря: «выйди в пустыню». Я вышел и ходил, и там встретил женщину, по имени Арв. Я спросил ее: «сколько тебе лет, откуда ты пришла в эту пустыню?». Она отвечала мне: «мне 70 лет». Чем ты питаешься?» Она отвечала: «этими листьям снизу». Мне показалось горько, как алоэ (agustr), и я вскрикнул. Она сказала мне: «попробуй сверху» и мне показалось сладко, как мед. И прославил я Бога, творящего так для любящих Его. И она объяснила мне все. Затем пошел я в другую пустыню, и нашел там человека Божия великого и преславного, по имени Ираклид; за ним следовало два льва. Я благословился от него, облобызал его руки и ноги, и он поведал мне все...» «После этого вышел он из Дабра-Либаноса и пошел в город области Мугар именуемый городом Растений. Вошел он в церковь , поклонился и помолился. Окончив молитву, он вышел и встретил вдову, рабу Божию, по имени Эгзиэ-Кебр, и приветствовал ее целованием духовным, и они беседовали о величии Божьем. Она рассказала ему о гробнице митрополита, о том, что она находится в земле Гуаль близ города Растений, и имя этого митрополита Афанасий. Услыхав это, отец наш сказал ей: «поведи меня туда, чтобы я увидал его гробницу». Она позвала сына своего, по имени Хабта-Микэля, и поручила ему проводить его к гробнице митрополита. Отец паш пришел туда, поклонился и облобызал могилу, остался там семь дней и молился. И он сотворил чудеса и знамения...» «После этого он размышлял о жизни святых, обитавших в пустыне. Трое скончались от войны, один – от яда, один – от срамных слушаний, один – от срамных видений. Услыхав об этом, он вышел из пустыни и пошел в город Аги и жил в земле Зй.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Он боялся Бога, подобно ему, и сказал ему: «приди, отпразднуем Богоявление, и принеси с собою табот священнодействия и книги, чтобы нам приобщиться тела святого и крови честной Господа нашего Иисуса Христа». Услыхав это послание, святой Божий сказал: «хорошо». И встал он и пошел с таботом священнодействия, и пришел к отцу нашему Самуилу, ибо были они друзья. Пошли они вместе к реке Такац и стали совершать здесь службу Крещения. Они провели всю ночь в молитве и молении к Богу, Господу своему, и в освящении воды по уставу книг. Когда наступило время крещения, вошли святые в воду. Тотчас сошел Дух Святой в виде огня и озарил всю реку. Все пришедшие на эту службу крещения получили благодать Св. Духа, как и все, погрузившиеся в сей день в реку, даром сих святых рабов Божиих. Как сладостно повествование о сих двух столпах преизрядных! Вдевшие Духа Святого сошедшего суть воистину белые голуби, как написано в «Набиуде». Они украшены чистотою, как сыны Громовы». Интересна ссылка на монашескую книгу «Набиуд», переведенную довольно рано и уже известную в рукописи XV века. Другая ссылка на эту книгу находится после повествования о праздновании 40-го дня по кончине Самуила. Это повествование имеется только в древней рукоп. 61 (f. 94 v.), где оно в своей первой части тождественно с рассказом первой редакции (f. 93); различие заключается в том, что из присутствующих на первом месте поставлен «Aronjos», царь Serha-Sejon вм. Anorjios, иерей из S. S. Вероятно, второе более правильно. Церха-Сион может быть Аксум. После слов: «ибо он был девствен и непорочен», следует: «и было ниспослано благословение от Бога, достаточное для рода родов. Прежде чем было излито это благословение, как было повелено, устроили братия ссору. И тотчас исчезло все в в небо, ибо где ссора, там нет благоволения Божия. Как сказано в Набиуде: «хуже всего ссора и распря среди братии, и не исправится путь таковых, и Дух Святой удалится от них. Но не оставил Бог людей, собравшихся из дальних и ближних мест, чтобы получить благословение сего святого, явно во время возношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

п. Упоминание о могиле какого-то митрополита Афанасия близ Мугара в местности Гуаль (f. 6 v.) имеет интерес и должно быть отмечено. Отсутствие Афанасия в известных пока списках митрополитов не может само по себе служить доказательством неправдоподобности сообщения. Списки эти для более древних времен недостоверны, особенно обозначенной у Гвиди цифрой II 60 . Помещенный у него на первом месте (I) более надежен, так как составлен на основании бывших доступными автору сведений о гробницах иерархов и не стремится дать полный их перечень. Гробницы, как оказывается, рассеяны по всей Абиссинии, и ничего нет удивительного в том, что составителю осталось неизвестной гробница Афанасия, находящаяся на самом юге страны. Нам представляется возможным видеть в этом данном житии одно из таких преданий, какие были источником для составителя списка I. – Заслуживает внимания также известие о почитании гробниц царей-просветителей в Аксуне (f. 184 v.). Такова историческая сторона жития. Не менее, если не более интереса его литературная форма. Такла-Хаврьят всю жизнь проводит в странствиях по монастырям, пустыням и святым местам Эфиопии. Он посещает и отдельных отшельников, и их сонмы, ищет подвижников и встречает пустынников и пустынниц, беседует с ними, созерцает их чудеса. Все это напоминает коптскую монашескую литературу скитского типа, наиболее типичными представителями которого являются известные жития Онуфрия, Павла Фивейского и изданное нами – Кира 61 . И здесь не обходится без «Синодоса» – святой посещает подвижников, следуя его велению. Указанные агиологические произведения все имеются в эфиопском переводе, были достаточно распространены, и влияние их на эфиопского агиобиографа вполне естественно. 3 Возможно, что здесь описка вм. Bud – тогда придется перевести «огонь от bud» – огонь, зажженный волхвами «буда» 4 Т.е. в страстную седьмицу, когда богослужебные книги заменяются (особенно в первые три дня и великий пяток) книгой «Gebra Hemmt» 5 Египетский подвижник, житие которого пользуется большим распространением в Абиссинии (напр. От. 694, 702, 711 Брит. Муз.). Особенно любят рассказывать о том, будто Авив-Була бросился с дерева на мечи, ревнуя о распятии Спасителя. Картина, изображающая этот «подвиг», принадлежащая кисти художника Илии, имеется в Азиатском Музее Академии Наук. См. Наше описание «Эфиопские рукописи в Петербурге», стр. 101 и табл. III, 2

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Тайнам перестал плевать 57 , то здесь мы находим целый рассказ, имеющий целью сделать это обыкновение обязательным для всех и ставящий его под авторитет чуда (f. 179 v.). И здесь, как и в других известных нам житиях рассказываются случаи с потреблением блевотины (f. 172). – К числу догматических мест жития следует отнести также f. 171 v., где указывается на равночестность Ипостасей Св. Троицы. Это, как мы знаем, заботило в те времена эфиопских монахов всех направлений и особенно подчеркнуто в житиях евстафианцев. Наш текст указывает на ту эпоху, когда и в дабралибаносские сферы проник то же догматический педантизм. Частые ссылки на книгу «Синодос» и возвеличение субботы (ff. 175–178), опять-таки подкрепленное чудом, делают это житие мало отличным по духу от писаний евстафианских монахов. Если оно отстоит от времени Такла-Хаврьята не слишком далеко, то это обстоятельство указывает на быстроту, с которой евстафианский дух проник во всю эфиопскую церковь после примирительного собора при Зара-Якобе. Житие выставляет Такла-Хаврьята миссионером не только среди язычников юга, но и среди иудействующих севера. То, что повествуется на ff. 187–191 о его подвигах в областях Цаламте и Самене, имеет интерес, хотя мы не видим, имело это место при Зара-Якобе, или при Баэда-Марьяме. При первом из этих царей области эти отложились; их правители Амба-Нахад и Цахай стали истреблять в них христианство и разбили царские войска 58 ; только при Баэда-Марьяме их вернул к повиновению вельможа Марк, после чего они обновили в своей области церкви, которые они некогда сожгли; царь установил (там) закон христианский и новых военных колонистов (sewä) 59 . Возможно, что миссионерство Такла-Хаврьята агиобиограф представлял себе именно в это время, говоря о крестившихся из страха царя и вельмож». Частые перемены в отношениях к царю и религии объясняют нам и то обстоятельство, что сеюм Цаламта идет «воевать с христианами», а мать его просит святого вернуть его. Такое явление вполне понятно при частых обращениях и отпадениях, при взаимных браках в семьях вассалов различных областей исконно христианских, иудействующих, мусульманских и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

И если хороша была вера их, благословлял их, а если нет– собирал и учил их и старейшин церкви, возвещая от нового и ветхого (завета) веру с делами. И слушая сладость слова его, все соглашались с ним и говорили: «молись Господу Богу твоему и живи с нами». И сей отец наш Такла-Хаврьят, когда укреплялась вера их, возвращался (?) по воле Божией и уходил в монастырь и учил монахов подвигам иночества, как дал ему Бог (дар) врачевания. И дивились сладости слова его и красоте нрава его и повиновались ему все, и никто не противился ему, ни макванен, ни иерей, ни nebura-ed, ни воин царя. И все повиновались слову его и рабам Божьим; таков их обычай. И львы повинуются и все дикие звери слушаются их, не говоря уже о людях. И нося весь этот грозд благословения, шествовал он по всей стране Эфиопской. И жезл его творил чудеса и знамения, как у Моисея, верховного пророка, ударившего по морю Чермному. Об этом сообщил мне один монах, человек Божий: «взял я посох отца нашего Такла-Хаврьята, да будет мне упованием, и поместил его в моей келье. Он сотворил для меня много чудес: много больных приходило ко мне: я омывал этот посох, поминая труды мар-отца нашего Такла-Хаврьята, и давал им пить или окроплял их, и они исцелялись от болезней своих». Далее приводится рассказ монахини Sjon-Zamad о чудесах от ручного креста святого (m’tab), выпрошенного ею от него и оставленного в кельи; на нем были изображены: Ветхий Денми, 4 Животных, 24 Старца, Богоматерь с Младенцем, 7 архангелов, 12 апостолов, мученики Георгий и Меркурий. Исцеление домашних некоего Габра-Марьяма от лихорадки святым, давшим им выпить воды после омовения своего ma’tab. рассказ приводится со слов этого человека. Пришел отец наш Такла-Хаврьят в местность земли Мугар, именуемую Адада, и учил в нем слову веры. Была там гора, называемая Габарм. И услыхал отец наш, что живут Maqwz по соседству с христианами и дружат с жителями города, он собрал людей этого города, мужей и жен со священниками и спросил их о вере их. Они рассказали, как служат (они) и Maqwzj, и сказал им отец наш: «чему учит вас этот Maqwazj?» Отвечали они мар-Такла-Хаврьяту: «он говорит нам: «если вы будете исполнять волю мою, будете живы, я благословлю вас, а если будете противиться повелениям моим, умрете с сыновьями и дочерьми вашими и скотом».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Увидав его раны и выслушав его речь, с которой он был послан, они понесли его к сеюму Мугара, по имени Бк и рассказали ему, как поступил, и как бил, и как изувечил его отец наш Такла-Хаврьят, человек Божий. Сеюм, услыхав, закричал и сказал: «кто поставил этого монаха мамхером, и небура-эдом и апостолом и проповедником?», и показал этого раненого на сходбище и рынке. Все вострепетали. Когда смотрели на волхва, тело его имело цвет белой проказы. Они сказали: «люди бьют по спине, а у этого избита шея и передняя сторона. Никогда не видали мы таких побоев, ни во дворе царя, ни во дворе макваненов». И отрядил этот сеюм многих воинов, чтобы схватить отца нашего Такла-Хаврьята. И когда жители Габарм услыхали это, пришел один человек из находившихся на рынке и застал отца нашего Такла-Хаврьята сидевшим и учившим писанию среди собранных, и рассказал ему все, что слышал от сеюма. Услыхав это, отец наш Такла-Хаврьят встал и препоясал чресла свои радостью, и исполнил его огонь ревности Божией... И 29 магабита (25 марта), в день Вочеловечения, праздник Господа нашего, собрал он учеников своих и сказал им: «следуйте за мной, куда я пойду». И пошли за ним иереи и диаконы, монахи и мужи, верующие в слово его, чтобы не служить другому Богу, кроме Св. Троицы… И пришел он туда, где находились волхвы, и повелел ученикам своим обойти, как обошел Иисус, сын Навин, погубляя необрезанных седмикратным (sam’u!) обхождением и ниспроверг тотчас стены Иерихона. Так поступил и сей человек Божий, отец наш Такла-Хаврьят. Когда услыхали волхвы шум восклицаний, растаяли, как воск от лица огня. Некоторые сказали: «видим!» и упали в пропасть, и когда они сказали: «видим!», то унеслись при помощи своих волхвований, и не оказалось в (городе) никого, кроме жен и детей их. И взяли этих жен, и оказалось в нем много имущества и одежды. И сказал отец паш Такла-Хаврьят: «принесите огня, чтобы нам сжечь дома их». И сказали жители города отцу нашему Такла-Хаврьяту: «сначала, отче, вынесем их имущество, чтобы потрудиться для церкви, или для царского дома, или для дела (?wa-la-geber), ведь у них много добра».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

63 v. – 6 б.), помещенный в первой редакции гораздо раньше. Точно также переставлены эпизоды с монахом, ушедшим самовольно в Иерусалим, о «земле псов» и т. п. Последний рассказ вставлен между вторым восхищением на небо и кончиной. Из сказаний, свойственных только второй редакции, остановимся прежде всего на следующем (f. 76): «Однажды пошел отец наш в один монастырь навестить монахов. Когда он там находился, явились к нему посланные из монастыря учителя его аввы Адхани и сказали: «Монастырь отца твоего разграбил разбойник, не оставив ничего из священной утвари: они вошли, разбив окно церкви. Поэтому помолись Богу, и он услышит тебя». Это они говорили когда он стоял на пороге церкви, чтобы идти принять св. дары в 9 час. Когда ему сказали, он весьма опечалился и сказал: «Господи, очи Твои видят всю землю. Не дай погибнуть гробу отца моего, раба твоего Адхани, человека Божия; не скрой этого лукавого, куда бы он ни ушел: на восток, запад, север, или юг. Если Ты не приведешь ко мне этого злодея с достоянием отца моего, и не поставишь его предо мною сегодня, ты отринул меня Господи, Господи мой, от лица Твоего». По окончании литургии в тот же день, когда он выходил из церкви, подошел к нему монах, держа этого злодея, и поставил его пред отцом нашим, когда он был в церковной ограде. и сказал: «отче, вот я привел этого злодея, ограбившего достояние твоего учителя; я нашел его на дороге, когда он шел, взяв в одном masqanet; возьми, и делай, что хочешь». Когда осмотрели мешок, нашли всю церковную утварь, которая не пострадала. И благословил отец наш этого монаха. Потом послали злодея с церковною утварью и привели его в Дабра-Банкуаль. Когда увидали святые, удивились и прославили Бога, особенно же, когда им рассказали все, что совершил отец ваш». Другой рассказ (f. 60 v.) говорит о сношениях Самуила с Габра-Маскалем из Лагасо, известным и из первой редакции (f. 62). «Однажды 11-го тера, в день Богоявления позвал отец наш одного иеромонаха, чистого, настоятеля великой обители, по имени Габра-Маскаля из Дабра-Лагасо.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Что ж, если оно в существе своем одинаково с духом? В таком случае весь соблазн исчезает. Можно верить, что оно и есть таково: ибо гораздо лучше представлять существо человека состоящим из одного чего-то, а не из двух разнородных» (О человеке. лекц. 2-я, стр. 85). – Интересн. мысли о том же предмете содержатся в «Дневнике» о. Иоанна Кронштадтского и в «Книге бытия моего» Еп. Порфирия Успенского . 528 Этот взгляд на монашество из новейших писателей особенно настойчиво проводится Еп. Игнатием Брянчаниновым. Но именно тогда делается непреложно ясным, что монашество требует совсем особых условий жизни и совсем вне -мирно, так что «ангел во плоти» не может вмешиваться в дела не только политики, но даже церковные, как то постановлено 4-м правилом 4-го Халкидонского вселенского собора. 529 Ориген, – О нач. I. 7, § 5. – Mi gr., T. 11, coll. 1751–1776. – Должно сказать, впрочем, что вопрос о само-оскоплении Оригена весьма темен. По крайней мере, даже не скрывающий своей враждебности к Оригену св. Епифаний Кипрский повествует о сем в выражениях весьма неопределенных: «Об этом Оригене рассказывают , что он умыслил нечто против своего тела. Одни говорят, что он оскопил себя, чтобы не волноваться сладострастием, не разжигаться и не распаляться плотскими движениями; иные же говорят не так, а что он придумал прикладывать к известным членам какое-то лекарство и иссушать их. Другие отваживаются взносить на него и нечто другое, напр., будто он отыскал какую-то траву, целительно действующую на память. Мы не совсем верим необыкновенным рассказам о нем, однако ж не опустили передать эти рассказы» ( Епифаний Кипр., Об Оригене – 44-ой, а по общ. пор. 62-й ереси, гл. 3. Твор., М., 1872, ч. 3, стр. 84). Это сообщение невольно заставляет считать все эти слухи об Оригене сплетнями, подобными тем, какие окружали свв. Афанасия В., Иоанна Злат. и др., и от тяготы которых не бывает избавлен ни один выдающийся человек. Можно считать установленным лишь факт беспримерной умственной продуктивности Оригена и, вероятно стоящий в связи с этим, факт полного воздержания. Но от Оригена действительно веет скопческим духом, как и вообще ото всех душ с рационалистическим строем. 530 Ср. «Гимн Солнцу» Франциска Ассизского, тоже сурового аскета. П. Сабатье , – Жизнь Франциска Ас., пер. с фр., Μ., 1895 г., стр. 313, 314, 336, 339; подлин. итал. текст на стр. 311–312. 531 Б. [Α.] Тураев, – Некоторые жития абиссинских святых («Визант. Времен.», Т. 13, вып. 2, 1906 г.). Житие Яфкерана-Эгзиэ находится в числе коллекции рукописей Пар. Нац. Библ. (бывшая кол. d’Abbadie, 56) и переведено на рус. яз. в ук. раб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Затем он чудесно отделил от песка тело Христово и положил себе на голову под клобук. «Через несколько времени это сделалось теплым и мягким, как тело агнца». Приводится постановление Синодоса о неприличии плевать и рассказываются случаи исцелений слюной христианина. «Потом он надумал идти в Иерусалим поклониться (месту), где распят и погребен был Господь наш. Он вышел и отправился в землю Энфраз, обошел все монастыри и монахов, чтобы благословиться от них. И просил он их, говоря: «молитесь за меня Богу, да упрочит путь мой, чтобы придти мне в Иерусалим и сделаться там мучеником. Молитесь за меня, чтобы укрепил меня укрепивший мучеников и благословите чад моих». И он вспомянул всех прибегавших к нему. И пришел он в один монастырь и нашел там одного отшельника, боящегося Бога, стал у дверей его и сказал: «доложите обо мне авве». Тот узрел Духом Святым и вышел поспешно и сказал: «зачем вы заставляете стоять человека Божия Такла-Хаврьята». И улыбнувшись, он обнял его, как будто знал его раньше. И сказал ему Такла-Хаврьят отец наш: «откуда ты знаешь меня и называешь меня по имени?» Отвечал он: «Я узнал тебя, когда ты был в Дабра-Либаносе связанный в 7-й час. Восхитили тебя и вознесли на небо. И меня поставили вместе с тобой и дали тебе 5 святых одежд, а мне дали две, и я сказал ангелу, поставившему меня: «почему ты дал ему 5 одежд, а мне две?» И ответил он: «есть и для тебя (еще) 5, а для него (еще) две, для украшения вас обоих (всего) семь». И сказал я ангелу: «как его имя и где его земля?» И ответил он: «Такла-Хаврьят из Дабра-Либаноса». Тогда-то я узнал тебя. Услыхав это, он тотчас узнал восхищенного, и они беседовали о величии Божьем. И вышел он и пошел в землю Тигрэ, обходил монастыри, монахов, пустынников и затворников и благословлялся от них. Когда однажды он шел с учениками, и они были впереди, а он следовал за ними, обернувшись, они увидали его стоящим с одним монахом, пришедшим неизвестно откуда. Они удивились. И сказал отцу нашему Такла-Хаврьяту этот монах: «куда идешь ты?» Отец наш ответил: «в Иерусалим ко гробу Господа моего, поклониться там; хочу я также сделаться мучеником, быть убитым мечем, или побитым камнями, или брошенным в огонь, или причаститься страстям Христовым, как сказал Павел, язык благовонный» ( Рим. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

На недоумение последних она ответила: «он пришельствовал из монастыря в монастырь, ради любви к Сыну моему». Арх. Михаил подал ему райскую ветвь», и с этого дня у него исчезли все земные желания и потребность пищи, он стал есть только бобы, благословенные для него Богородицей. – Однажды от сильной усталости заснул, не окончив формулы поклонения Св. Троице («и Св. Духу»). Восхищенный на небо, увидел Третье Лицо, находившееся над Двумя, гневным и, на свой вопрос, получил прощение за отделение Св. Духа от Двух других Лиц. После раскаяния и произнесения правильной формулы был отпущен. Ангел объяснил ему, что по пророку «иерей сидит одесную, а любовь и мир (т. е. Дух Св.) – над Обоими». Наученный этим, святой всегда «наставлял учеников своих правильно поклонятся Троице – Богу нашему». – Великое почтение к св. тайнам явил святой, потребивши зловонную блевотину принесенного в церковь и приобщенного в его присутствии тяжкого больного. За это ему явился Спаситель и обещал прославить его перед небесными так, как он прославил Его перед людьми, затем коснулся и зажег солнце на лице его. По просьбе святого, не желавшего прославления до смерти, солнце было перенесено к ногам. Агиограф сравнивает святого с Моисеем. Потом Спаситель явился еще раз и заключил с ним «завет», причем дал ему власть видеть души при их исхождении из тел. «Сказал отец наш Такла-Хаврьят одному человеку Божию, что желает встретиться с его учителем. Тот ответил: «невозможно, ибо он совсем не выходит». Сказал отец наш: «ты скажи ему». И когда он усиленно просил его, этот человек пошел и сказал. Раб Божий, услыхав это, сказал: «не удерживай его, приведи его тотчас». Тогда пришел отец наш, а этот отшельник имел в земле пещеру и не выходил, ни днем, ни ночью. Сказал отец наш: «мир тебе!» Сказал тот: «мир Бога да будет с тобой». Потом он поднял руку из рва своего к отцу нашему, и отец наш спустился в ров до чресл, и они коснулись друг друга концами пальцев рук своих. Сказал отец наш: «каковы деяния твои?» Отвечал тот: «тебя привел Бог, а мне повелел поведать тебе о себе от начала до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010