Вокруг него, как стекло на подобие множества белого снега, и круг этого стекла на подобие радуги зеленого цвета. Увидав, я испугался. И сказал мне тот, кто показывал: «понимаешь ли ты то, что видишь?» Я сказал: «нет, но ты, Господи, объясни мне». Ответил он и сказал мне: столп света, который ты видишь – молитва Яфкерана-Эгзиэ; стекло, что под столпом – чистота плоти его, не оскверненная грехом; круг цвета радуги – милостыня и добрые дела». И снова сказал он мне: «это я показал тебе, только зная его преставление через немного дней». Так сказав, он скрылся. Видевший говорил: «не привидением, не случайно видел я это, но ясно, и ведает Бог мой, памятованию которого подобает поклонение». Затем он впал в недуг; все мы собрались и скорбели. Увидав, что мы скорбим и плачем, он стал беседовать с нами, говоря: «чада мои, приблизилось преставление мое и отшествие от вас». Услыхав эту рану сердца, стали страдать сердца наши, и плакали мы. И сказал он нам: «вспоминайте мою жизнь с вами в убожестве». И начал он поучать и наставлять от ветхого и нового (завета). И снова сказал он нам: «лучше для вас, если я отойду, чтобы предстательствовать за вас пред Христом». И снова сказал он нам: ««возьмите себе подобного мне; я его поставил вам, вы его бойтесь и слушайтесь, как сказал Моисей пророк» ( Деян. 3:22 ). И сказал нам отец наш: «не погребите меня здесь у церкви, но вне, в пустыне бросьте меня». Это он сказал, ненавидя славу. Когда почил Арсений, он говорил чадам своим: «не погребите тела моего в гробнице, но повесьте его на дереве, чтобы ели и пользовались мною птицы, да будет мне благодеянием». Такую же ненависть к прославлению проявил и он. Потому сказал нам отец наш: «чада мои, не трепещите: смерть для всех – и для праведного и для грешника». И снова сказал он: «не полагайтесь на человека, который сегодня существует, а завтра – нет. О, чада мои! Я дам вам наставника, подобного мне, дайте ему испытывать вас. И ты, чадо, блюди, не делай себе никого наставником, кроме митрополита, ибо он – наш духовный отец и наш апостол, ибо власть в руках его и меч в устах его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Оба были праведны и верны более всех людей. Были они весьма богаты и славны родом и любили бедных. Не было у них детей, и они жили в печали и молились к Вышнему, и приносили обеты к церкви, именуемой Хамло. И Бог , да будет благословенно имя Его, услышал молитву их и принял моление их и даровал им чадо непорочное. Они назвали его Афкарана-Эгзиэ, ибо Он услышал прошение сердца их… По окончании дней очищения они отправили младенца в церковь и окрестили по закону христианскому. Когда младенцу исполнился год, вышел митрополит авва Иоанн из земли Египетской. Отец взял младенца и пошел к митрополиту. Когда тот увидал его, велел приблизить к себе и благословит младенца великим благословением. Взял его (отец) и вернулся под сень обители, именуемой Хамло. Когда затем наступило время учения, отправил его отец к мамхеру, и он изучил псалтырь Давида и чтение Св. Писания божественного, и книги Пророков и Апостолов, и толкования их, и все о Христе. И служил он братьям своим монахам хорошей службой. И однажды, когда он шел рубить дерево, сошел Дух Божий в виде пламени огненного и облек его всего и привел в оцепенение... И сего святого отрока наставил Дух Св. всякому слову Божию, и он был премудр и разумен весьма. И когда он окончил все свое учение, внушил ему Дух Святой, чтобы он сделался диаконом. Он пошел к митрополиту и принял диаконский сан, вернулся к своему учителю и облекся в одеяние монашества, ангельский образ. Потом стали беспокоить его две мысли, говорившие: «иди в Иерусалим» и «к морю Azf». Он сделал два жребия и положил их на табот; жребий выпал на море Азаф. Он простился с учителем своим, отцом нашим Адхани и был отпущен им. Он не взял ни из дома учителя своего, ни из дома отца своего, ни из дома родичей своих ничего, – кроме посоха . . . и пошел и прибыл к острову Цн, монастырю Кирика (makna – Qirqos) во дни Амда-Сиона царя и при небура-эде Цн по имени Арганон. И не позволили ему сходить на остров с уважением из боязни Znkmer " a, правителя (nagsi) Годжама. И переночевал он в скорби на берегу озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Пришел этот монах и спросил: «напомните обо мне отцу нашему Фаддею». Ему сказали: «кто этот Фаддей, о котором ты говоришь?» он ответил: «Фаддей пустынник». Ему сказали: «он был мучеником в древние дни; у нас есть дивное житие его и гробница, врачующая больных и расслабленных». Удивился старец, заплакал и сказал- «увы мне! он скрылся от меня!» Потом он рассказал все, что видел. ... Удивились святые, слыша это, и ужаснулись и прославили Отца и Сына и Св. Духа»… «Был один монах у р. Варэ, живший постоянно в пещере ради Господа и подвизавшийся молитвою и постом. Он был облечен во власяницу, не ел пищи. Когда он молился, увидел несущегося на огненных конях, который спросил его:«кто ты?» Он ответил: «я – сын Фаддея». Спросил: «много ли чад Фаддея?» Он ответил: «да, много», – «А сколько их?» Тот ответил: «нас много– до 100 т.; мы ездим на огненных конях». Сказал этот монах: «куда едешь ты?» Он ответил: «в Банкуаль, в монастырь аввы Мадханина-Эгзиэ по поручению моего учителя». И сказал он: «помяни меня в молитве твоей»... Жил в г. Себт человек, по имени Фере-Хецан из родичей отца нашего Фаддея по плоти. Он слышал, что отец наш Фаддей творит чудеса при гробнице своей над больными и хромыми и отверзает очи слепым и помогает в напастях. Услыхав это, он весьма обрадовался и спросил: «где город, в котором погребен сей праведный человек Божий?» Сказали ему знавшие: «в местности Тамбена, называемый Бртрв» 40 . Он спросил: «далеко это или близко?» Ему сказали: «десять дней пути». И он тотчас поторопился идти; взял продовольствие и отправился в мире. Прибыв в Бртрв, он пошел к гробу отца нашего, трижды поклонился, помолился, облобызал его и пошел к настоятелю монастыря и поручил себя ему. Тот его спросил: «откуда ты?» Он ответил: «из земли Себт». Настоятель сказал: «куда идешь?» Он ответил: «я пришел ко граду отца нашего Фаддея и к тебе». Тот спросил его: «откуда ты знаешь о нем?» Он ответил: «во всех концах вселенной можно услыхать о нем, а я из его родичей по плоти». Когда это услыхал настоятель, сказал: «иди в келью», и дал ему достаточно пищи и питья, а на другой день дал ему быка, отпустил с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭЦУА АМЛАК [эфиоп.     - блаженный Божий] (XV в.), эфиоп. св. (пам. эфиоп. 9 генбота мая]), основатель обители Энда-Селассие (сел. Троицы) в обл. Акэле-Гузай, одного из монастырских центров в совр. Эритрее. Согласно его житию, родителями Б. А. были Яфкерана Эгзиэ и его жена Зэмэдэ Марьям, к-рые отдали его учиться грамоте в школу при мон-ре Дэбрэ-Бизан. Там он решил принять монашество и был пострижен аввой Петром. Затем Б. А. пошел в древний знаменитый мон-рь Дэбрэ-Дамо, чтобы учиться церковному пению. Оба мон-ря, где он учился, были обителями общежительного устава, и Б. А. получил в них не только основы церковного образования, но и навыки монашеского общежития. Через нек-рое время он ушел в обл. Акэле-Гузай, где создал собственную обитель Энда-Селассие, ставшую впосл. крупным мон-рем. Его житие было составлено свящ. Исааком, вероятно, монахом основанной Б. А. обители, в 1510 г., спустя неск. лет после кончины подвижника. Лит.: Conti Rossini C. Besu " a Amlak e il convento della Trinità//Rendiconti della Reale Accad. dei Lincei. Ser. 5. 1902. Vol. 11. P. 389-429;           =Житие Бэцуа Амлака. Асмара, 1986 С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153771.html

Поэтому мы боимся я даем ему все, чего он хочет: одежды, быков, пищу. Когда он приходит к жилищам нашим, он ест и пьет; детей своих мы скрываем, чтобы он не заметил их, и они не умерли». Услыхав это, отец наш Такла-Хаврьят сказал им: «умрут дети ваши, как сказали эти проклятые?» И сказали они: «да, умрут». Улыбнувшись, отец наш сказал им: «да будет он вам бог, как вы чтите». Потом он наставил их слову· веры от ветхого и нового...и заклинал всех и каждого из мужчин и женщин со священниками не служить Maqwazaj и не давать ему ничего: «заклинаю вас, скажите мне и не скройте от меня, если он придет к вам». И сказали люди: «да, отче». И нашел он среди них не верующих в воскресение мертвых из числа священников и мирян, и не знающих писания. И научил их отец наш, что встанут мертвые в духе и теле... И уверовали в это по слову его жители города... Потом наступил великий пост, и он уединился в затворе. Пришел один из учеников его принести воды для поливки растений у церкви и увидал этого Maqwazaj издалека, идущим по пути. Воскликнул этот монах, говоря: «кто ты человек, идущий по дороге?» Ответил тот Maqwazaj: «имя мое Максар» И сказав так, он устрашил его. Услыхав это, монах бросился бежать силою Св. Духа и преследовать этого Maqwazaj. Он сдавил шею его, ударил его по щеке, так что обагрился глаз его кровью, и закричал он громогласно. Когда люди услыхали крик монаха, пришли помогать ему и, увидав этого Maqwazaj, удавленным рукой юного монаха, все вострепетали. Одни из них говорили: «если мы поможем монаху, убьет нас Maqwazaj своими чарами»; другие говорили: «если мы не поможем монаху, боимся отца нашего Такла-Хаврьята, ибо он заклял нас именем Божьим». Сказал им монах: «не бойтесь и не трепещите: я приведу вас к наставнику моему силой Бога моего, вы следуйте за мной». И он погнал его, давя его, и довел до дверей ограды, закричал мне – я находился в дверях отца нашего: он сказал мне: «расскажи обо мне отцу нашему: я привел Maqwazaj». И услыхал отец наш раньше, чем он ему рассказал, находясь в затворе своем, и сказал мне: «скажи ему, не вводи в ограду церкви, ибо он нечисть: я сам приду к вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

А огонь не коснулся его отнюдь.... И отпел его Крестос-Безана, и когда выносили тело его, поклонился ему трижды высокий холм. Мучеников нашли среди огня, там же нашли клобук, схиму, табот Марии и житие Варвары 38 ; огонь не коснулся их отнюдь. Прославили Бога, видя это чудо. И понесли тела их в Таампа и погребли там; и было много знамений и чудес. Прах их раздавали. Погребли их в одном месте... После этого построил ученик его авва Илия большую церковь и снабдил ее всем, книгами и пеленами, и жил много дней, а когда почил, был погребен в стране восточной, по имени Бхбехат. А другой ученик, по имени Филимон, был от юности бодр в молитве и труде в монастыре Дабра-Айсем и жил прешельствуя и усугубляя подвиги много дней. И соорудил он там большую церковь , а потом почил в славе. И сошел там великий свет, сошли Ангелы и дал ему Господь наш завет, и вознес душу его в царствие небесное, а плоть его, погребенная в Дабра-Айсем, исцеляла больных и расслабленных; и было их число 340». Остальная часть жития (ff. 35 v. – 57 r.) посвящена довольно беспорядочному набору повествований о чудесах Фаддея, рассказов о событиях его жизни, изречений и наставлений его в стиле ποφθγματα γερντων, риторических отступлений и панегирических вставок. Излагать все это представляется излишним; остановимся на некоторых выдержках, имеющих географический, бытовой, или литературный интерес. «Жил с ним один монах, когда еще он находился в жизни. Он сказал ему: «отче, пойду я навестить святых, пребывающих в пустыни Сф 39 . Он ответил: «ступай, чадо, Бог да управит путь твой». Он благословил его и послал. Пошел этот монах, прибыл в Сф и жпл там 50 лет. Через 50 лет он вернулся и пришел в Тамбен, к монастырю Таамин, пробыл здесь день и пошел в монастырь Бартрв. Идя, он подошел к подошве горы Аш и встретил здесь отца нашего Фаддея, несшего табот, как во дпи жизни своей. Увидав его, монах поклонился ему и сказал: «мир тебе, отче! Они обнялись, и отец наш Фаддей сказал: «я иду в Таамин вознести каждение и жертву, а ты иди и не оставайся здесь – спускайся в Бартрв».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

И в один из дней пришел пророк иудейский к отцу нашему Такла-Хаврьяту, когда тот находился в церкви и читал, стоя, евангелие Иоанна. Увидав его вид, внушающий страх и свет, что на лице его, он вострепетал и убоялся. Подошел к нему отец наш Такла-Хаврьят и сказал: «ты ли пророк иудеев, который учит их огню (?)?» И сказал он: «я». И он дал ему Евангелие и сказал: «читай». Он взял у него книгу и прочел, где было: «в начале бе Слово»... Прочитав это, он удивился и сказал на языке страны своей: «Jdr», что в переводе значит «Господи!» Они беседовали о писании от ветхого и нового завета, и объяснил ему отец наш Такла-Хаврьят все пророчества о Христе... И уверовал этот человек и сказал ему: «крести меня, отче, и даруй мне знамение христианства Потом пришел к нему сеюм Цаламта и возвестил ему отец наш Такла-Хаврьят учение жизни и беседовали с ним относительно крещения христианского. И сказал ему сеюм Цаламтский: «пойдем в землю Сума-Арва, там лучше, ибо она выше. Там я прикажу собраться народу, ты окрестишь их и возвестишь им слово жизни». Затем он вышел оттуда и вошел в церковь . Прибыл сеюм цаламтский, собрал народ из дальних и ближних мест, и вышел с ними отец наш Такла-Хаврьят на площадь. Его встретили и возлюбили все, видя сияние лица его. Он возвестил им учение жизни и сказал: «обратитесь к Богу и познайте Его». Когда они увидали сладость речи его, сердца их прилепились к красоте учения его и они сказали: «Бог привел тебя к нам, второй Илия». И все они уверовали от мала до велика и те, которые крестились раньше из угодничества к царю и в тайне делали дела отцов своих, услыхав сладость речи его и красоту учения его, сказали: «и мы христиане, но не по убеждению, а из страха повеления царя и макваненов; теперь мы уверовали, крести нас». Он сказал им: поклянитесь именем Божьим, что не возвратитесь в вашу веру». Они сказали: «да», и поклялись законом Моисеевым, ибо уважали его, как закон иудейский. И крестил он их во имя Отца и Сына и Св. Духа, и приобщил Св. Таин. И было число крестившихся 200, и он проводил их в мире в их жилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

И сказал он: «зачем отсылаешь меня, отче? Или я оскорбил тебя в моей прежней работе, какую бы ты ни поручил мне?» Ответил ему его учитель: не оскорбил ты меня чадо, но радовал». И сказал он: «да будет по слову твоему, отче». И благословил он их обоих, и ушли они в море. И жили они в уединении вблизи Банкуаля, много служа Богу. И был он как бы наставником для отца своего, как сказал авва Адхани: «будь ему наставником, исполняя волю его, и не упускай назидать его, да будет он бодр к деланию добра»... Далее говорится о воздержании и подвигах их, о том, что стали их навещать родичи своих, с благословения Адхани, ушли в место (makn), наз. Вайн, где «приняли их с радостью и поселили в обители... Однажды, находясь в этом монастыре (makn), он возбудил свою душу в сказал ей: «зачем ты пребываешь ленива?...» И так сказав, вышел из монастыря (ment), взяв с собою огонь и книгу Давида, которой утешался, и пошел в пустыню, не имея ничего, кроме посоха. Идя по пути, нашел реку, полную до краев, ибо было время дождей. Река от обилия дождя разлилась и поднялась до вершины деревьев. Увидав это, святой Божий весьма опечалился и сказал: «если я вернусь назад, пройдут мои дни в праздности и постигнет меня смерть без покаяния; если же я войду в этот поток, у меня не будет сил перейти его. Но лучше мне впасть в руки Бога и предать Ему душу свою, чем жить в праздности». Так сказав, взял огонь и псалтырь в узлы платья своего, и вошел в поток. Потом тотчас поднял и понес его, поместив ноги вверх, а голову вниз; руки его были простерты, как у трупа. Он упал духом. Поток вздымался; волны его поднимались, и по воле Божией оставила его волна на берегу. Он был, как труп, исчезло сердце его от ударов воды и от ужаса потока. Скоро вернулся дух его, и он узнал, где находится, ибо дивны дела Божии и благословенно имя Его. Одежда его была на нем, и клобук на голове его, вымокшие в воде. Тогда он подумал о книге и огне, и ощупал узел одежды своей, и нашел их без мокроты, и не было капель воды на них».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Далее идут рассказы о том, как его искали, о блевотине и голосе с неба, о жизни в монастыре, где он провел в строжайшем воздержании 12 лет, о том, как он ушел в далекую пустыню, где выкопал себе пещеру, о посещении За-Руфаэля и чудесном переходе вместе с ним через разлившийся поток (f. 52 сл. 1-й ред.). Этот последний рассказ передан почти слово в слово согласно с первой редакцией, причем, что крайне интересно, есть в нем и ссылка; «говорил ученик, который передал нам это», и самый рассказ дальше ведется в первом лице, как и в первой редакции. Почти дословно совладают и рассказы и о восхищении на небо и хождении с 24 старцами (f. 56 сл. 1-й ред.), а также о восхищении на небо в земле Сф (f. 67 сл. 1-й ред. И 57 в рук. 61). Эпизод с царем Давидом (f. 64 v. сл.) отсутствует в обеих рукописях второй редакции, что же касается патриарха Матвея (f. 79), то о чудесном посещении его Самуилом рассказано (f. 63 р. 61) в следующей форме: «Однажды, находясь в своей пустыни, сей святой позвал учеников своих и сказал им: «вот благословенный хлеб, данный мне Матвеем, патриархом Александрийским: возьмите и потребите его вместо тела и крови Христовых». И взяли мы и вкусили часть хлеба, и был он весьма сладок, и прекрасно было благовоние его. Он был сух, а когда мы вкушали, размягчился в устах. Потом принес он вам небольшой плат (mandil) и сказал: «прах отца нашего патриарха». И раздал нам по малому лоскуту. Тогда спросили мы: «отче, кто принес тебе это: мы не видали посланного к тебе, будучи твоими учениками, которые не удаляются от тебя и находятся под сенью твоей? Скажи нам отче». И сказал он нам: «чада, зачем вам спрашивать об этом? Бог знает происхождение сего, я же дал вам, чтобы вы получили благословение, и проявил любовь к вам, как сказал Господь наш: «возлюбите искреннего, как самих себя». И ныне, чада, не спрашивайте больше о сем». Тогда поняли мы, что восхитил его дух, и унес, и дал ему встретиться с патриархом. Ублажаем святость твою, облеченной смирением... светильник святой пустыни Вали, просиявший до пределов Египта»… Далее следует рассказ о явлении Иоанна Богослова по поводу Апокалипсиса (ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Придя к ним, я приветствовал их, и они встретили меня, как будто знали раньше, и поведали мне все. И сошел Спаситель наш с ангелами своими, водрузилась светоносная скиния, сошел иной с неба и служил Сам Спаситель наш, я же приблизился с ними впереди всех. И принес Спаситель наш три хлеба рукою своею; я взял этот хлеб первым и хотел вкусить от него. И сказал он мне: «не подобает вкушать в мире сем». И облагоухало меня благовоние этого хлеба на 30 дней, и не хотел я ни пищи, ни воды. Потом перешел я в некую пустыню и нашел в ней других святых, отвергших сей мир преходящий; число их 700 тыс. Они едят и пьют из руки Владычицы нашей Мария Богородицы, жизни всего мира, ежедневно, всегда. Я приветствовал их. Потом я ушел отсюда и перешел в другую пустыню и нашел в ней монаха, который весь был привязан к колу. Я приветствовал его. Увидав его распростертые руки, я вострепетал сердцем и запомнил свое неразумие. И сказал он мне: не бойся и не трепещи: Бог привел тебя ко мне. И поведал он мне сказанное Богом, и я рассказал ему, что надумал сойти в Иерусалим. Он сказал мне: «принеси мне ладана», и я дал ему чистого ладана и изрядного. Не успел я прикоснуться своею рукою, как на ней оказались слезы, кровь вместо слез, ибо не хватило слез его от многого плача – плакал он целый день. И сказал он мне: «не отдавай другому иерею, сам кади рукою твоею, и по направлению дыма этого ладана – путь твой, по которому ты пойдешь». И кадил я, придя к церкви 4-х Животных в день праздника их. И направление дыма каждения было к Шоа, как сказал он мне. Исцелилось в этот день четверо расслабленных. Тогда понял я часть свою, что она не паломничество в Иерусалим, но не оставило желания помышление мое. И однажды, идя по пути, я опять встретил одного святого Божия, который бежал, одетый волосами. И сказал я: «отче, почему ты бежишь?» Тот ответил мне: «Господь наш сказал мне: «ты умрешь от меча ради Меня и ради имени Моего». Я сказал ему: «разве лжет слово Божие, сказанное о тебе? Не беги более». Он сказал мне гласом пророчества: «когда я умру, погреби тело мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010