В 1711 году пришел в Почаев из Брацлава некий пан Каминский с двумя своими братьями и просил игумена Иосифа Добрянского дозволить им в храме помолиться. Брат его Владислав, увидя нетленные мощи преподобного Иова, усомнился в их святости и подумал, что иноки ради корысти «одного из старцев усушили себе, дабы прельщать людей и собирать сокровище». Затем, отстояв службу, братья пошли в дом свой. В ту же ночь Каминский внезапно был пробужден криком Владислава: «Отселе уже не буду!» В недоумении он разбудил брата и спросил его, по какой причине он так кричит и устрашается? «Или ты не видишь страшного сего старца с палицею, – отвечал Владислав, – грозящего мне, чтобы я не смел хульно говорить о святых Божиих? Спасите меня из рук блаженного Иова». На другой день братья все трое снова прибыли в обитель Почаевскую и здесь, усердно помолившись перед ракой преподобного о прощении грехов своих, клятвенно засвидетельствовали сие событие перед лицом игумена (109, 184–185). Инок Троице-Сергиевой Лавры о. Исаакий рассказал о себе: «Родители мои были исполнены веры, благочестия и любви к Богу, чему и я был ими научен. Святое настроение я сохранял до пятого класса семинарии. С вступлением моим в пятый класс нашлись недобрые люди, которые дали мне почитать несколько книг антирелигиозного содержания. Мой юный ум был отравлен, как ядом, и я стал безбожником. Убеждения свои, исполненные неверия, я даже осмелился высказать своему отцу, который говорил мне: «Ох, Иван, не летай в гордости своей так высоко. Смотри, там тебя духовный ястреб-диавол склюет». Время уже близилось к окончанию семинарии, а я по убеждению был безбожник. В день выпускного акта все воспитанники семинарии пожелали отслужить молебен Царице Небесной, перед Ее чудотворным образом Смоленской. Торжественное шествие с чудотворной иконой из собора в семинарию должно было проходить по улице, где находились дома падших женщин, которые сами погибали в тяжком грехе и многих собою привлекали на грех блуда. Видимо, Царице Небесной неугодно было идти этой дорогой, и лишь только шествие свернуло на эту улицу, свершилось дивное чудо. Икона Божией Матери встала, и никакая сила не могла двинуть ее с места. Это знамение свидетельствует, сколь противен грех плотской скверны для Царицы Небесной. Оно послужило великим вразумлением для всего народа, в особенности же для питомцев семинарии. И на мою грешную душу подействовало это чудо. Я мгновенно прозрел душою. Мне ясна стала святая истина о действии благодати Божией, которую исповедует и проповедует Православная Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В 1782 г. церковь сгорела почти со всем своим имуществом; вместо нее вскоре была построена новая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. В 1829-40 гг. вместо деревянной церкви в Заястребье был построен каменный храм. Первоначально в храме было устроено два престола: в холодном - во имя Живоначальной Троицы, в трапезе теплой – во имя св. Николая чудотв. В 1860 г. в трапезе был устроен другой престол во имя Крещения Господня. В холодном храме сначала был поставлен иконостас и иконы из деревянной церкви, но в 1876-78 гг. иконостас был переделан, иконы поновлены и частью заменены новыми. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Благодаря пожару 1782 г. в церкви не сохранилось ни древних икон, ни старинной утвари. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: от земли, от хлебных сборов с прихожан и от служб и требоисправлений до 750 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села Заястребья и 6 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 963 души муж. пола и 1096 жен. В селе с 1885 г. существует церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Село Заястребье, расположенное на р. Ястреб, в старину называлось Крутец. Оно находится в 50 верстах от Владимира и в 12 верстах от Судогды. Эти земли в 1582 году были куплены боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым и вложены в Костромской Троицкий Ипатьевский монастырь. Вскоре здесь была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы, строение монастырское с монастырскими келиями. До 1764 года село Заястребье с приходскими деревнями принадлежало Костромскому монастырю. Первая церковвь, по-видимому, располагалась ближе к реке, чем современный каменный храм. В настоящее время посредине села еще можно видеть остатки старинного погоста, где и был этот храм.

http://sobory.ru/article/?object=06163

Из записей патриаршего казенного приказа видно, что в 1702 году в Заястребье было две деревянные церкви. Одна из них пустая во имя Живоначальной Троицы " о двух главах, главы обиты чещуею деревянною, кресты железные, у церкви с дву сторон паперти, церковь и олтарь и трапеза и паперти крыты тесом " . За ветхостью это первое монастырское строение было разобрано. Что касается второй церкви, то она была освящена тоже во имя Живоначальной Троицы, была одноглавой. Церковь имела много икон, богато украшенных. В том числе местный образ Живоначальной Троицы, писан золотом и красками с серебрянными позолоченными венцами; образ Спасителя с предстоящими свт. Иоанном Златоустом и прпп. Зосимой и Савватием. Образы Владимирской и Казанской Божией Матери, а также местный образ свт. Николая Чудотворца с житием. Все в серебрянных позолоченных окладах. К церкви был прирублен придел во имя свт. Николая и шатровая колокольня. В начале 18 столетия в селе помимо крестьянских дворов сохранялся и монастырский двор. В 1782 году в результате пожара сгорела вся церковь почти со всем своим имуществом. Только в 1829 году началось строительство каменного храма, которое продолжалось в течение 11 лет. Первоначально в храме было два престола: в холодном во имя Живоначальной Троицы, а в теплой во имя свт. Николая. В 1860 году был пристроен еще один придел - во имя Крещения Господня. Сохранившиеся от пожара иконы были перенесены в новый храм и поновлены. Приход состоял из села Заястребья и деревень: Алферовой (1 км), Дворишневой (2 км), Овсянниковой (3 км), Прокуниной (11 км), Артемовской (11 км), Данильцевой (11 км). По клировым ведомостям 19 века в них проживало 963 человек муж. и 1096 жен. пола. Из них раскольников было 23 человек. С 1885 года в с. Заястребье была церковно-приходская школа. В 1896 году было в ней 24 ученика. В 4 км от села Заястребья, вверх по течению реки Ястреб, на высоком, лесистом левом берегу можно видеть следы когда-то существовавшего здесь поселения. Старожилы села это место называют " Пустынькой " .

http://sobory.ru/article/?object=06163

Неземное Дитя. На душе Становилось теплее и тише – Ночь Святая входила в права, И струилась под каждою крышей Вековечная песнь Рождества. Величие Рождества Две тысячи лет назад На землю пришел Христос И отдал Небесный сад Изнемогавшим от слез. Небесное Царство – всем, Кто сбросит грехи с души, В предызбранный Вифлеем Принес Он в ночной тиши. Текли под убогий кров Господние слова, Что только к Христу любовь Возводит на Небеса. Две тысячи лет – не миг, Но вновь у яслей Христа Стоит потрясенный мир И будет стоять всегда. Ликуй же земля и пой! – Сжигая любовью тьму, Навеки Господь с тобой И с теми, кто внял Ему, Кто принял Божьи слова, Несет за Христом свой крест… Величие Рождества – Святые врата Небес. 2000 г. Сретенье в Петербурге Теплым взглядом зиму согревая, – Кто поверит? – вестницей весны Я смотрела из окна трамвая На снежинки поздней белизны. Падал снег, мне душу покрывая Глубиной нездешней тишины. А кругом, измученный железом, Бряцал Питер жизнью городской. Упирались спаренные рельсы В перекресток пажити людской. И юнец, любовью первой грезя, Напевал с Дианою Гурцкой. Наседал, как на добычу ястреб, Черный зонт на плечи старика. Вот кто был с погодой не согласен! – Выдавала сизая рука. На нее – свеченьем неба ясен – Падал снег, искрившийся слегка. Обновлялись дворики-колодцы, Снегом подбеленные под мел. Где-то здесь перемещался Бродский, Что умело Сретенье воспел И явил советское юродство – Вот и не остался не у дел. Главок разноцветное плетенье У собора Спаса-на крови Намекало – рая бледной тенью – Проходящим мимо о Любви – Той, что достигается смиреньем И мольбой – «Господь, благослови!» А вверху расплывчатый остаток Солнца удалялся на покой. Девушка, отмеченная мартом, Пронесла подснежники домой. Падал снег, но глина под асфальтом Праздновала Сретенье со мной. Удивлялись люди – не снежинки, – Как моя улыбка на лице Не осталась в сердце невидимкой, А цвела в хитросплетеньи цен, Что роились на листках рекламы, Залепляя мошкарой глаза… Вспоминалось о грехе Адама И о том, что Симеон сказал. Масленица

http://azbyka.ru/fiction/sbornik-pravosl...

Но хотя многие не желают притекать под Ее кров, Она простирает омофор Своего милосердия для всех, желая принять к Себе и добрых, и злых, и чистых, и нечистых, чтобы спасти всех, уподобляясь Ноеву ковчегу, в котором спаслись и добрые, и злые, и чистые, и нечистые животные. Пресвятая Богородица спасает злых и нечистых, но только тогда, когда они уподобятся зверям в Ноевом ковчеге, переменившим свирепость на кротость, ибо там лев не убивал оленя, ястреб не терзал голубя, волк овцы и медведь коровы, но все пребывали в мире и кротости. Если подобно тому и злобствующие изменят свое злонравие на доброту, свирепость на кротость, вражду на мир, то они получат спасение под кровом святого Ее омофора от потопа гееннского и вечной погибели; иначе они будут изгнаны и погибнут. Во времена, предшествующие новозаветным, мы находим четыре прибежища, спасавшие людей от смерти. В законе естественном патриарх Ной с женой и чадами своими спасся от воды в ковчеге, а Лот с дочерьми своими спасся от огня на горе. В законе же Моисеевом находим еще два прибежища. Одно – скиния свидетельства или храм Божий, в котором спаслись Моисей и Аарон от народной ярости. Второе же – шесть городов левитских, называемых городами убежища, ибо всякий, случайно убивший человека и убежавший в один из тех городов, не подлежал мщению мстителей за него. Подобным образом и в Новом Завете имеются четыре прибежища от гнева Божия. Первое – человечество Христово и страсти Его, как ковчег, ибо прибегающие сюда со слезами покаяния спасаются от потопления греховного. Второе – святые угодники Божии, как горы, ибо они, живя внизу, мудрствовали о небесном и, пребывая на земле плотью, духом жили на небе, согласно словам Божественного Павла: «Наше же жительство – на небесах» ( Флп. 3:20 ). Восходящий на эти горы, притекающий с молитвой к святым Божиим, освобождается от огня гееннского. Третье прибежище – Церковь , как скиния свидетельства. Ибо приходящий в нее через святое Крещение, истинное покаяние и прочие Божественные Таинства, получает спасение от вины за грех и от долга вечной смерти за всякие преступления. Четвертое – Пресвятая Дева Мария, как град убежища, ибо, прибегающие к Ней с сокрушением не только освобождаются из рук адского мучителя, но и спасаются от самой десницы Бога и от меча гнева Его: из первых – непобедимой силой, от второго – молитвой и заступничеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Пророк Давид говорит: “я сказал: „исповедаю Господу преступления мои,” и Ты снял с меня вину греха моего” ( Пс. 31:5 ).” И много поучив его о спасении души, преподобный взял сосуд с красками, которыми писал иконы, намазал этими красками лицо больного, покрыл и гнойные струпья и тем возвратил ему прежнее благообразие. Потом он привел его в Печерскую церковь , дал ему причаститься Святых Тайн и велел умыться водой, которой умываются священники. И тотчас с прокаженного спали струпья и он исцелел… Преподобный же Алипий сказал бывшим тут: “Братия! Слушайте!” И, указывая на исцеленного, стал говорить: “Никакой слуга не может служить двум господам. Вот он прежде служил врагу грехом чарования, а потом пришел к Богу; прежде отчаивался в своем спасении, проказа сильнее напала на него за его неверие. “Просите, – Господь сказал, – просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна” ( Ин. 16:24 ), – и не просто просите, но с верою просите и приимете. Когда же он покаялся Богу, поставив меня свидетелем, Скорый на милость сжалился над ним и исцелил его.” (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 146). Инок Троице-Сергиевой Лавры отец Исаакий (скончавшийся в 1903 г.) поведал о себе: “Мои родители были исполнены истинной веры, благочестия и любви к Богу, чему и я ими был научен. Святое настроение я сохранял нерушимо до пятого класса семинарии. С моим переходом в пятый класс нашлись недобрые люди из товарищей, которые принесли мне прочитать несколько книг антирелигиозного содержания. Мой юный ум был ими отравлен, как ядом, и я стал безбожником. Убеждения свои, исполненные неверия, я даже имел смелость высказывать своему отцу, который говорил мне: “Ох, Иван, не летай в гордости своей так высоко. Смотри, там тебя духовный ястреб – диавол склюет.” Время приблизилось к окончанию курса в семинарии, а я по убеждению был безбожник. В день выпускного акта после экзаменов все воспитанники семинарии пожелали отслужить молебен Царице Небесной, пред Ее чудотворным образом Смоленской Одигитрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Святые Кирилл и Мефодий были сыновьями Льва – военачальника, командовавшего в Фессалониках полком в тысячу человек. Они с детства владели славянским языком. В семье Льва было семеро детей. Старший брат Мефодий (возможно, в миру его звали Михаил ) отличался способностями и добросовестностью и был отлично образован. Он скоро получил высокий пост на гражданской службе. Самым младшим из детей Льва был Константин (постригшись в монахи перед своей кончиной, он и получил ставшее затем знаменитым имя Кирилл ). Семья Льва отличалась благочестием, и дети получали в ней подлинно христианское воспитание, видя перед собой пример своих родителей. Константин был мальчик задумчивый, чувствительный, бывали у него странные сны. Он всегда старался понять истинный смысл всего, что происходило. Однажды он отправился с другими мальчиками из знатных семей на ястребиную охоту, которая в этой среде являлась обычным развлечением. К его горю, любимый его ястреб, им самим обученный, взвившись в небо, улетел очень далеко, и оказалось невозможно позвать его обратно. Вернувшись домой без ястреба, Константин был в отчаянии. Два дня он не мог успокоиться, не ел, не спал. Вдруг его посетила мысль: а ведь в этом событии есть свой глубокий смысл. Стоит ли отдавать свое время суетным развлечениям? Нужно искать то, что дает смысл жизни человека. Подростком Константин был выбран, чтобы учиться вместе с императором. Михаилом III (царствовал с 842 по 867 г.), в то время еще совсем ребенком. Он был сыном императрицы Феодоры , окончательно утвердившей иконопочитание в Византии. Константин помогал юному императору усваивать науки, и они искренне подружились. Учителями их были известные философы и богословы, такие как святой Фотий – будущий Константинопольский Патриарх. Перед Константином открывалось блестящее будущее. Философия стала его любимым предметом. Ему было только 20 лет, когда его назначили преподавать философию в высшем училище в Константинополе. Это было время, когда еще продолжались споры о почитании икон, и Константин показал себя одаренным и убедительным защитником иконопочитания. При дворе и в городе его теперь именуют не иначе как Философом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Слава о преподобном разносилась повсюду, и обитель его распространялась. Умножалось число учеников преподобного; в числе их были: святой Иосиф, который впоследствии создал обитель в Волоке-Ламском, Иннокентий, Исаия, сродник блаженного, Вассиан, описатель жизни преподобного, впоследствии архиепископ Ростовский, и много других добродетельных мужей. Преподобный задумал строить каменную церковь и сам трудился, созидал ее: несмотря на непогоду, в ветхом рубище, он носил на постройку камни и воду. Построив церковь , преподобный украсил ее иконным писанием. В числе иконописцев был художник-мирянин Дионисий; он был болен ногами и потому не мог работать. «Начни доброе дело, – сказал ему преподобный, – и Господь с Пречистой Матерью исцелят тебя!» Художник приступил к работе и получил исцеление. Преподобный запретил иконописцам-мирянам употреблять в стенах обители мясную пищу, а велел ходить для сего в соседнюю деревню. Иконописцы, однако же, забыли это запрещение и раз принесли с собой из деревни печеный окорок мяса, начиненный яйцами, и стали ужинать. Первый вкусил вышеупомянутый Дионисий, но вместо яиц в мясе оказались черви... Вдруг все тело Дионисия покрылось струпьями, и он, плача, послал товарищей просить прощения у преподобного. Пафнутий велел ему идти в церковь ; там после молебна окропил его святой водой; Дионисий заснул после того и, проснувшись, уже не чувствовал никакой болезни. Все струпья пропали. Место, где была обитель, было окружено густым лесом. Множество грачей гнездилось там. Любвеобильный игумен не дозволял губить их или трогать их птенцов. Однажды сын городского воеводы, проезжая мимо, пустил в них стрелу и убил одну птицу. Он был рад своей ловкости и, обернувшись назад, хвалился перед своими спутниками. Но вдруг почувствовал, что голова его осталась в таком положении, в котором он обернулся. Он никак не мог повернуть ее. Видя в этом наказание Божие, сын воеводы пошел к преподобному и просил у него прощения. Преподобный с улыбкой сказал ему: «Отомстил тебе Бог и за кровь неповинной птицы» – и, отслужив молебен, осенил его крестом, после чего голова стала на свое место. Другой юноша пустил своего ястреба на ворона, но ястреб тотчас же сам пал мертвый к ногам хозяина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Хорошая у нас капуста будет! Червяк ее уж не тронет. Вон наши длинноносые сторожа как на грядках стараются! Подросли скворчата, начали из домика выглядывать. Целый день пищат — есть просят. Родители им только успевают корм приносить. А к вечеру усядутся старики на веточку возле домика, перышки друг у друга чистят, отдыхают после дневных хлопот. Вот как-то под вечер сидели скворец со скворчихой на яблоне. Вдруг откуда ни возьмись — ястреб. Налетел, схватил скворца и потащил. Мы с папой как раз в это время в саду были. Закричали, вдогонку пустились. Я бегу, камнями бросаю, кричу: «Брось, брось!» Ястреб испугался, бросил добычу и улетел. Подбежал я: лежит скворушка на земле, клюв открыт, дышит тяжело — наверно, ястреб его здорово помял. Принес я скворца домой, настелил в клетку свежей травы и положил его. Наутро он немного оправился, не лежал, а сидел в уголке. Дал я ему гусениц, червей. Одного червяка он клюнул и съел, а больше не стал. Папа сказал: — Ничего, поправится. Только уж он теперь скворчат кормить не сможет: ему самому сил набираться нужно. Придется тебе помогать скворчихе детей растить. Ей одной такую семью не прокормить. С тех пор я бывало каждый день наберу гусениц, червяков и положу их на дощечку под яблоней. Скворчиха это живо приметила. Только я принесу еду, отойду в сторону, а она уж тут как тут. Подлетит, сядет на дощечку, схватит гусеницу и прямо в скворечник. В один миг все детям перетаскает. Скворец мой тоже поправляться начал. Аппетит у него после болезни отличный стал. Я с ног сбился, не успевал еду носить. Наконец скворчата подросли и начали из гнезда вылетать, а потом и совсем улетели из сада. Тут уж я посвободнее вздохнул — один у меня только иждивенец остался. Скворец скоро совсем поправился. Стал я его понемногу из клетки выпускать. Летает он бывало по комнате, а как проголодается, назад в клетку летит. Ручной — ничего не боится, на плечо ко мне сядет или на голову. Соберемся мы обедать, застучат ложками, тарелками — скворец прямо на стол, крошки со скатерти собирает. Очень любил он мясо. Как подадут его, норовит со сковородки кусочек стащить. Мама смеется, гонит его: «Обожжешься ведь!» А он перышки топорщит, на маму сердится, кричит: «Чир-чиррр!» Мы его Чир-Чирычем и прозвали.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-ohotni...

Ветхозаветные апокрифы связывают символику трона Соломона с мессианскими пророчествами. Согласно легендам, на ступенях престола соседствовали скульптурные лев и вол, волк и ягненок, леопард и козленок, орел и павлин, ястреб и глубь. Трон окружали семисвечник, пальмы и павлины. Золотые виноградные лозы образовывали сень над престолом. Когда царь поднимался по ступеням, животные поднимали лапы, приветствуя царя, а над богато украшенным креслом летал механический голубь. Древнееврейские толкования сохранили легендарные подробности, связанные с троном Соломона. Ниже приводится один из вариантов агады: " Престол был покрыт лучшим золотом из Офира и осыпан жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветными каменьями белых, зеленых и красных тонов. Устройства престол был такого. Верх - закругляющийся сзади высоко над сиденьем. Ступеней - шесть, и на них фигуры из чистого золота. На первой ступени, лежат: с одной стороны - лев, с другой - вол. На второй ступени - волк и ягненок. На третьей - леопард и козленок. На четвертой - медведь и олень. На пятой - орел и голубь. На шестой - ястреб и воробей. Спинка заканчивалась фигурою горлицы, держащей в коготках ястреба. С обеих сторон престола расположены были двадцать четыре виноградных лозы, образующих сень над ним; за лозами - декорированные тканями белого виссона финиковые пальмы, и на них павлины из слоновой кости. Тут же, полые внутри, фигуры двух львов, наполненные благовониями. Благовония начинали сочиться при восхождении Соломона по ступеням трона. Внутри престола помещался механизм, который приходил в действие, едва царь ступит ногою на первую ступень. В ту же минуту лев протягивал лапу, вол ногу, и царь, опираясь на них, как на перила, поднимался на следующую ступень. То же самое повторялось на каждой из шести ступеней. Когда царь достигал верхней ступени, слетали орлы и усаживали его на трон, после чего крупнейший из орлов возлагал венец на голову его. В эту минуту приходил в движение скрытый в механизме серебряный змей, - львы и орлы укрепляли балдахин над царем, а помещавшийся на особой колонне голубь поднимался со своего места, открывал ковчег и вынутый оттуда Свиток Завета клал на руки Соломону. Тогда первосвященник со старейшинами, приветствуя царя, занимали места свои по обеим сторонам царя и приступали к делам судебным.

http://pravoslavie.ru/25.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010