Неудивительно после сего, если даже такие великие мужи, как апостол Павел, вознёсшийся до третьего неба и удостоившийся тайн Божиих ( 2Кор. 12:2 ), всегда страшились, взирая на важность пастырского долга. Словом, пастырь Церкви ввиду его высокого и святого служения должен быть чистым, непорочным и неповинным пред Господом Богом. Но являемся ли мы на самом деле таковыми? Исполняем ли мы апостольский завет: „образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою”? 51 Следуем ли словам Божественного Учителя: „тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже есть на небесах” 52 . Приближаемся, хотя отчасти, к тому идеалу священства, который изображён в творениях святых Отцов и Учителей Церкви? Нет, нет и нет. По крайней мере, не все, не всегда, не во всём. И потому народ отшатнулся от нас, не возлюбил нас и пошёл к сектантам. – „Почему бы и не ходить в церковь , – говорят сютаевцы, – дайте нам таких священников, каких требует Евангелие, и мы пойдём к ним и за ними. Седьмая глава послания к евреям указывает, что священники должны быть святыми и не причастными злу” 53 . – „Когда при производстве следствия в Ярославском уезде, Красносельском приходе, – сообщает граф Стенбок, – я был удивлён, что крестьяне, называя себя православными, уклоняются от причастия и недоумевал, какие тому причины, то один из тайных раскольников, крестьянин деревни Кетова, Яков Батыев, объяснил мне откровенно, что это всё „колеблющиеся”, из которых с каждым годом многие переходят в какую-нибудь раскольническую секту”. На мой вопрос: отчего же происходит это равнодушие? Он чистосердечно отвечал: – Оттого, что попы стали всем уж чересчур не любы 54 . В 1910 году в редакцию Екатеринославских Епархиальных Ведомостей „14 ревнителей и истых православных христиан” прислали письмо следующего содержания: „Какая польза, если пастырь учит не пьянствовать, а сам, чтобы получить несколько мешков пшеницы после освящения полей, устраивает у себя такую пирушку, что мужики уходят от него чуть ли не ползком. Говорит тот же пастырь: „будьте честны”, а сам выдаёт документы с подложными печатями. Учат пастыри своих пасомых жить друг с другом в мире и согласии. А сами? Сами никогда не выполняют этого, ссорясь из-за денежных счетов, или из-за старшинства. Учат иереи стоять в церкви благоговейно, чинно, а сами совершают службу спеша: священник пропускает молитвы, диакон что-то бормочет себе под нос, и присутствующие в храме из всей ектеньи слышат только одно: „помолимся, помолимся”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Отдельно стоявшая теплая церковь Сретения Господня с алтарным приделом Успения Богоматери была освящена в 1670 г., в 1806-м - расписана ярославским мастером Дмитрием Ивановым Сарафанниковым. К концу XIX столетия теплый храм сильно обветшал и стал мал для растущего прихода. «Ярославские епархиальные ведомости» писали о состоянии церкви: «известно, что богомольцев в приходских храмах летом бывает менее, чем зимой, а потому летний Никитский храм при незначительной вместимости был достаточен для прихода, но нельзя сказать того же о зимнем храме». Зимой богомольцев, «преимущественно бедняков», в храме собиралось множество, и при таком «многолюдстве, особенно в праздники свечи не могли гореть при недостатке воздуха, со стен и потолка текло и капало всюду». Автор с горечью отмечал, что в таких условиях трудно было ожидать от прихожан молитвенного настроения. Сначала прихожане решили расширить летнюю церковь, превратив ее в теплую, но члены Ярославской археологической комиссии не разрешили эту перестройку «по причине архитектурной ценности» памятника. К обновлению же зимнего храма местные специалисты препятствий не увидели, поскольку от его прежнего вида мало что осталось: «Живопись новая, стены выкрашены масляной краской, иконостас позднейший». Протоиерей Николай Крылов и церковный староста К.А. Белозеров задались целью соорудить новый храм, не причиняя неудобств прихожанам. По совету архитекторов было задумано поставить просторную церковь поверх старой теплой, временно не ломая ее. Строительство требовало не малых средств, а в церковной кассе имелось всего тысяча рублей, но уже на закладке храма 9 июня 1900 г. прихожане выразили желание участвовать в богоугодном деле посильными жертвами. Этот пример свидетельствует о том, что ярославская традиция сооружения приходской церкви «всем миром» к началу XX в. не пресеклась. Так, сохранились сведения об одной бедной вдове, которая из своего небольшого содержания подала «на доброе дело» 25 руб. Сам К.А. Белозеров, увлекшись работой, не жалел на строительство ни своего времени, ни личных средств.

http://sobory.ru/article/?object=00979

Престольный праздник Грузинской иконы Божией Матери отмечался 22 августа (ст. ст.). В ближайшее воскресенье после этого праздника на площади перед великовской церковью проходила Грузинская ярмарка. На ней торговали воском, мелочным и красным товаром, кожаными изделиями, глиняной посудой, железными и чугунными товарами, игрушками, книгами, иконами Холуйского письма. Также можно было купить на ярмарке различную одежду и обувь, льняное и постное масло, пшеничную муку, пшено, соль и сальные свечи. Для поддержания ярмарочного веселья там же торговали вином и мясной закуской к нему, калачами, орехами и пряниками. Но среди ярмарок Ковровского уезда великовская считалась второстепенной, сумма проданных товаров не превышала 2000 рублей. Следующим великовским священником стал о. Иоанн Остроумов, в 1877 г. награжденный скуфьей от Св. Синода. Его сын Алексей Иванович Остроумов (помощник регента архиерейского хора и учитель пения во Владимирском духовном училище) родился в 1860 г. в с. Великово на Тальше, умер в 1910 г., похоронен в селе Великово на Тальше. Остроумова сменил священник Федор Петрович Борисовский (1864 - 29 июня 1913), брат священномученика митрополита Ярославского и Ростовского Павла (Борисовского), бывшего епискола Суздальского. Член ковровского отделения епархиального училищного совета, имевший архиерейские награды до наперсного креста включительно. При церкви колокольня и каменная ограда. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Грузинской Божией Матери и в теплом приделе: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Св. муч. Параскевы. Из священных церковных предметов заслуживали особенное внимание: а) два серебро-позолоченные креста, из коих в одном находятся частицы св. мощей мучеников Сергия и Поликарпа; б) икона Святителя и Чудотворца Николая также с св. мощами; в) древняя икона Грузинской Божией Матери; г) хрустальный потир. Церковные документы хранились в целости: копии метрических ведомостей с 1802 г. и исповедные росписи с 1823 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. Земли при церкви: усадебной 2 десятины, сенокосной 3 десят., пахатной 23 дес. и неудобной 7 десятин. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал: за требоисправления 500 руб., от хлебных и других сборов 30 руб., от земли 80 руб. и процентов с причтового капитала 30 руб. 40 коп., а всего в год 640 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

http://sobory.ru/article/?object=02494

Церковным старостой с 1894 года числился ярославский первогильдейский купец Ф.Е. Вахромеев, во время своей службы пожертвовавший 6000 руб. Церковная библиотека в 1912 г. насчитывала 350 томов, ежегодно выписывались «духовные издания»: Душеполезное чтение, Странник, Руководство для сельских пастырей, Церковные и Ярославские Епархиальные Ведомости. В 1906 г. прихожанами Петропавловской церкви значились 582 человека - 527 мужчин (из них 420 составляли военные и воспитанники училища) и 53 женщины. В мае 1918 г. храмовое имущество по уполномочию Комиссариата по церковным и монастырским имуществам Ярославля и Ярославского уезда было передано во временное бесплатное пользование приходской общины. В октябре 1918 г. прихожанами Петропавловского храма было подано два прошения в Комиссариат по церковным и монастырским имуществам Ярославля и Ярославского уезда с просьбой не применять постановление об освобождении помещений из-под домовых церквей при учебных заведениях к Петропавловской церкви, «так как последняя не является домовой церковью, находясь не в школьном и не при школе состоящем, а в своем собственном, специально для храма выстроенном, помещении, и представляла и представляет из себя не церковь при учебном заведении, а церковь приходскую, в прежнее время таковую по преимуществу, а ныне – исключительно». 1 января 1919 г. по распоряжению Ярославской Ликвидационной комиссии Петропавловский храм был опечатан. В марте 1919 г. командир Ярославского Отдельного Караульного Батальона сообщал в Отдел по учету Церковно-монастырского имущества, что «для совершения богослужения в церкви Петра и Павла, что при кадетском корпусе, с моей стороны препятствий не встречается». Ярославской Губернской Комиссии по церковно-монастырским делам причту и группе верующих граждан прихода церкви Петра и Павла был выдан мандат в том, что «согласно декрета «об отделении церкви от Государства» и заключении договора на основании ходатайства верующих граждан, железно-дорожных служащих и уведомление Ярославского Отделения Караульного Батальона к открытию означенной церкви со стороны Комиссии препятствия нет».

http://sobory.ru/article/?object=20771

С 16 апр. 1860 г. по ходатайству Ярославского архиеп. Нила (Исаковича) по программе, аналогичной плану архиеп. Иннокентия, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости» , на 2,5 месяца опередившие «Херсонские ЕВ». Большинство епархиальных журналов назывались Е. в., хотя встречались и нестандартные заглавия. С 1861 г. издания выходили в Киеве, Тамбове и Чернигове, с 1862 г.- в Калуге, Каменце-Подольске ( «Подольские епархиальные ведомости» ) и Туле, с 1863 г.- в Вильне ( «Литовские епархиальные ведомости» ), Вятке (ныне Киров), Иркутске и Полтаве, с 1864 г.- в Вологде и Н. Новгороде, с 1865 г.- во Владимире, в Орле, Рязани, Саратове и Смоленске, с 1866 г.- в Воронеже и Пензе, с 1867 г.- в Казани ( «Известия по Казанской епархии» ), Кишинёве, Кременце ( «Волынские епархиальные ведомости» , с 1908 изд. в Житомире), Перми, Самаре и Харькове, с 1868 г.- в Минске, с 1869 г.- в Москве (с 1880 «Московские церковные ведомости»), Новочеркасске ( «Донские епархиальные ведомости» ) и Симферополе ( «Таврические епархиальные ведомости» ), с 1871 г.- в Белгороде ( «Курские епархиальные ведомости» , с 1882 изд. в Курске), с 1872 г.- в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), с 1873 г.- в Оренбурге и Ставрополе ( «Кавказские епархиальные ведомости» , с 1886 «Ставропольские епархиальные ведомости» ), с 1874 г.- в Витебске ( «Полоцкие епархиальные ведомости» ), с 1875 г.- в Астрахани и Новгороде, с 1876 г.- в Симбирске (ныне Ульяновск), с 1877 г.- в Варшаве ( «Холмско-Варшавский епархиальный вестник» ) и Твери, с 1879 г.- в Уфе, с 1880 г.- в Риге («Рижский епархиальный листок», с 1887 «Рижские епархиальные ведомости» ) и Томске, с 1882 г.- в Тобольске, с 1883 г.- в Могилёве, с 1884 г.- в Красноярске ( «Енисейские епархиальные ведомости» ), с 1885 г.- в Архангельске («Архангельские епархиальные известия», с 1888 «Архангельские епархиальные ведомости» ) и Костроме, с 1886 г.- в Екатеринбурге, с 1887 г.- в Якутске, с 1891 г.- в Тифлисе (ныне Тбилиси) ( «Духовный вестник Грузинского Экзархата» ), с 1894 г.- в Благовещенске ( «Камчатские епархиальные ведомости» , с 1899 «Благовещенские епархиальные ведомости» ) и Пскове, с 1895 г.- во Владикавказе и в С.-Петербурге ( «Известия по Санкт-Петербургской епархии» ), с 1898 г.- в Омске и Петрозаводске ( «Олонецкие епархиальные ведомости» ), с 1900 г.- в Чите ( «Забайкальские епархиальные ведомости» ), с 1901 г.- в Гродно, с 1903 г.- во Владивостоке, с 1906 г.- в Верном (ныне Алма-Ата) ( «Туркестанские епархиальные ведомости» ) и Холме (ныне Хелм, Польша) ( «Холмская церковная жизнь» ).

http://pravenc.ru/text/190001.html

Во время своих многочисленных, порой даже очень опасных для жизни, поездок по Сибири владыка Нил всегда находил время полюбоваться местными красотами. Многочисленные поэтические описания природы Сибири можно встретить на страницах всё тех же «Путевых записок». Кроме того за всё своё время пребывания в Сибири, а это целых 15 лет, архиепископ собрал уникальную минералогическую коллекцию. После смерти владыки коллекция эта, согласно его завещанию, была передана в минералогический музей Санкт-Петербургского университета. Вот как оценивал значение этого собрания В. И. Вернадский, который после окончания Санкт-Петербургского университета в 1885 г. был хранителем минералогического музея: «Коллекция архиепископа Нила являлась одним из драгоценнейших и лучших частных собраний в России и содержит много важных данных для минералогии Сибири; особенно хорошо в ней представлены кристаллы драгоценных камней Сибири: топазы, бериллы, турмалины Для будущей минералогии Сибири архиепископу Нилу удалось сохранить много данных, которые без него пропали бы навсегда. Минералогическая коллекция архиепископа Нила была составлена не случайно, а с любовью и трудом и сохранила нам драгоценные, теперь недоступные памятники минералогии Сибири первой половины Не лишним будет напомнить, что именно по инициативе и благословению архиепископа Нила в Русской Церкви в 1860 г. вышли первые епархиальные ведомостиЯрославские. Потом будут Херсонские, Киевские, Тамбовские… К началу XX столетия практически каждая епархия будет издавать свои ведомости. Но первый епархиальный журнал вышел в Ярославле при архиепископе Ниле! Благодаря своей научной и общественной деятельности архиепископ Нил еще при жизни не был обойден вниманием научного и литературного сообщества. Так, архиепископ Нил был избран почетным членом Санкт-Петербургского и Казанского университетов. Также владыка Нил стал прототипом главного героя рассказа Н.С. Лескова «На краю света». В настоящее время исследователи также не проходят мимо имени архиепископа Нила. Одних привлекает упомянутая минералогическая коллекция. Другие обращают внимание на «Путевые заметки». Одна из современных исследовательниц после небольшого, но емкого анализа этого весьма интересного сочинения преосвященного Нила, пришла к выводу, что “Путевые заметки” «должны рассматриваться не только в рамках собственно церковной литературы, но и как одно из выдающихся произведений русской литературы в целом, сопоставимое с другими шедеврами жанра Что касается шедевров, то к ним относятся «Письма из Франции» Д.И. Фонвизина, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Путешествия вокруг света…» И.Ф. Крузенштерна, «Фрегат Паллада» И.А. Гончарова, «Странник» А.Ф. Вельтмана, «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф.М. Достоевского.

http://pravoslavie.ru/73373.html

Воспитанник Санкт-Петербургской Духовной академии получил хорошее образование. Монашеский постриг над ним совершил ректор, архиепископ Сергий (Страгородский). Вряд ли стоит считать Илиодора " невежественным иеромонахом " По меркам той эпохи он получил превосходное образование. Свое священническое служение начал в Ярославской епархии преподавателем семинарии. В эти годы у него сложились хорошие отношения с губернатором А.П. Роговичем, известным своими правыми убеждениями. Увлечение Илиодора черносотенными идеями привело к конфликту с учащимися и закончилось шумным изгнанием с преподавательской должности. Первоначально иеромонаха приютил у себя на Волыни архиепископ Антоний (Храповицкий). Редакторская деятельность Илиодора в " Почаевских листках " привела его к конфликту с синодальными властями. Так, самый крупный Почаевский отдел СРН опирался на поддержку церковного издательства, принадлежавшего Успенской Лавре. У " Почаевских известий " , формально принадлежавших СРН, " Почаевского листка " и " Почаевских епархиальных ведомостей " был один редактор, архимандрит Виталий (Максименко) Радикализм " Почаевских известий " достигал пика, когда редакторские функции исполнял иеромонах Илиодор. Один из номеров газеты вызвал серьезные нарекания со стороны обер-прокурора Синода. П.П. Извольский переслал " Почаевских известий " за 1907 год архиепископу Антонию (Храповицкому) со словами: " Верю, что осудите слова и выражения, каким не место в этом издании " Данный номер вышел под общим заголовком " Люди, освобождайтесь от жидов " . Общее содержание газеты было посвящено идее изгнания еврейского населения с волынской земли. Тема демонизации евреев хорошо отражена в заголовках номера: " жиды работают во всю, а крестьяне только затылки почесывают " , " оборотная сторона жидовской клеветы " , " жид ехал за границу " . Газета вещала: " Все гнусные пороки, которыми страдает русский человек, как то, пьянство, воровство и прочая безнравственность, все это плод жидовской деятельности. По природе своей - жид лентяй и враг телесных работ " Естественно, такая " проповедь " имела весьма печальные последствия, если находила последователей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/343/...

Следующим серьезным «ударом» для К. стал отказ правящего архиерея выделить деньги на издание к 150-летию Ярославской ДС (в 1898) сборника материалов по ее истории. Эти материалы К. собирал на протяжении неск. лет лично или через своих бывш. учеников не только в архивах и книгохранилищах, но и по селам, в домах духовенства. Едва выслужив 30-летний срок, К. в 1899 г. ушел в отставку; потеря сферы деятельности и семейные проблемы привели его к скорой кончине. Лит. наследие К. невелико: основную часть составляют переводы сочинений Оригена «О молитве», «Увещание к мученичеству» и Климента Александрийского «Увещание к эллинам», «Педагог» и «Строматы». Переводы древних авторов К. считал самым главным делом на современном ему этапе развития рус. богословия. Кроме переводов перу К. принадлежит ряд толкований на отдельные книги и фрагменты Свящ. Писания, часть из них подписана (иногда с ошибкой в инициале: М. К.- см.: Ярославские ЕВ. 1871. 4. С. 27), часть была опубликована анонимно. Наиболее значимыми из этих работ являются толкования пророчеств о Мессии в Книге прор. Исаии и Псалтири, опубликованные в «Ярославских епархиальных ведомостях» в 1871-1872 гг. Толкования построены преимущественно на рассмотрении новозаветного исполнения мессианских пророчеств. Кроме того, К. сравнивает ветхозаветные толкования св. отцов и учителей Церкви ранних веков (II-V вв.), как греческих, так и латинских, приходя к выводу о практически единогласном мнении древней Церкви о значении мессианских пророчеств. Мнения «современных иудейских и рационалистических толкователей» К. привлекает в основном для того, чтобы показать, в чем они расходятся с новозаветным пониманием ветхозаветных пророчеств. Наконец, внимание современников привлекло изложение преподавательского опыта К. в виде «речей из учебной практики» в 1876 г. Поводом к их выпуску стала дискуссия о преподавании древних языков в духовной школе. В связи с актуальностью темы труд был переиздан через 10 лет. Соч.: Опыт истолкования XLI гл.: Книга прор.

http://pravenc.ru/text/2458755.html

церкви. В архипастырской попечительности о тех и других чадах св. церкви, преосвященный открыл, с разрешения Святейшего Синода, в июне 1851 г., Нило-Столбенскую пустынь в расстоянии 257 верст от г. Иркутска, по монгольской границе, у подножья Саянского хребта. Две особенные цели имелись еще в виду при учреждении этой обители: одна, – чтобы озарять окрестных язычников светом Христовой веры, укоренять в среде обращенных истины ее учения, распространять между ними грамотность и те начала, на коих зиждется просвещение; другая, – чтобы введением при пустыне хлебопашества показать новым христианам пользу оного, возбудить в них стремление к подражанию и путем ознакомления с сельским хозяйством, способствовать переходу из кочевого быта в оседлое состояние. Почти 15 лет трудился преосвященный Нил на пользу иркутской паствы, умножившейся при нем значительным числом обращенных в христианство ; а в 1853 году перемещен на ярославскую епархиальную кафедру. Время управления его этой епархией ознаменовано особыми его попечениями об улучшении быта приходского духовенства. Архиепископ Нил успел подвигнуть своим словом все сословия к живому участию в сем деле и пожертвованиям на обеспечение в содержании церковных причтов; таким образом, в короткое время образован для этой цели неприкосновенный капитал в 1 200 000 руб. и устроены помещения для причтов при 632 церквах. Вообще, содержание духовенства при 900 церквах ярославской епархии, заботливостью преосвященного, обеспечено денежным окладом и доходами с имуществ более чем на 80 000 руб. в год. Попечительно устрояя ярославскую епархию, почивший архипастырь не переставал, в тоже время, трудиться на духовную пользу обращенных им некогда в христианство бурят иркутской епархии, – с ревностью продолжая перевод разных богослужебных и духовного содержания книг на монголо-бурятский язык; так, за время служения его на ярославской кафедре, изданы на этом языке: начатки христианского учения, краткий молитвослов, служебник, требник, ирмологий, октоих, часослов, цветная и постная триоди, последование на день св. Пасхи и общая минея. Читать далее Источник: Заслуги Преосвященного Ярославского Нила (по всеподданнейшему отчету обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1874 год)//Ярославские Епархиальные ведомости. 1876. 14. С. 111-112. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Филиппов А. Послание патриарха Тихона к духовенству от 25 сент./8 окт. 1919 г. М., 1920. Чистович И. А. Санкт – Петербургская духовная академия за последние 30 лет. СПб., 1889. Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991. Периодика Американский православный вестник, 1903 – 1907. Бакунина Э. Н. О последних днях патриарха Тихона//Вестник русского христианского движения во Франции. 1975. 115. Вестник Виленского Св. – Духовского Братства, 1914 – 1916. Вешнева М. А. Это память о днях в Донском...//Юность. 1990. N° 9. Всероссийский церковно – общественный вестник, 1917–1918. Известия ЦК КПСС. 1990. 4. Литовские епархиальные ведомости, 1914 – 1916. Любимов Н. Неувядаемый цвет//Москва. 1993. 7. Михайловский В. В России на краю... Из дневников 1917 – 1920 – х годов//Москва. 1993. 2. Московские церковные ведомости, 1917 – 1918. Новиков Н. Родословное древо святителя Тихона//Московский церковный вестник. 1992. N° 4. Одинцов М. Жребий пастыря//Наука и религия. 1989. N° 1, 4 – 6. Православный благовестник, 1900 – 1907. Псковский городской листок. 1891. N° 93, 96. Революция и Церковь , 1919 – 1924. Свет России. Московские воспоминания 1923 – 1927//Православная беседа. 1993. N° 2. Странник. 1893. N° 12; 1897. N° 6, 7. Трубецкой Г. Памяти св. патриарха Тихона//Путь. Париж, 1925, сентябрь. Холмско – Варшавский епархиальный вестник, 1892 – 1898. Церковные ведомости и Прибавления к церковным ведомостям, 1917 – 1918. Ярославские епархиальные ведомости, 1907 – 1914. Архивные материалы и рукописи Архив Министерства безопасности Российской Федерации, следственное дело патриарха Тихона, т. 2, 3, 5 – 29 (1 – й том утерян, 4 – й выдавать запрещено). Архив Министерства безопасности Российской Федерации, следственное дело митрополита Вениамина (Казанского). ГАРФ, ф. 130, оп. 2; ф. 55, оп. 1, д. 409; ф. 336, оп. 1; ф. 393, оп. 2, д. 1851; ф. 543, оп. 1; ф. 691с, оп. 1; ф. 1235, оп. 56, 95; ф. 1065, оп. 1 – 4; ф. 5263, оп. 1; ф. 5446с, оп. 55; ф. 5853, оп. 1; ф. 5972, оп. 1, д. 21а; ф. 6343, оп. 1; ф. Р – 1034, оп. 1 – 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010