Поликарп, епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (Гонорский Петр) Родился в 1813 году в Тамбовской губернии в семье причетника. Первоначально учился в Тамбовской духовной семинарии. В 1834 году, по окончании курса Тамбовской духовной семинарии, поступил в Московскую духовную академию. 13 июня 1837 года пострижен в монашество; 4 июля рукоположен во иеродиакона, а 20 июля 1838 года – во иеромонаха. В 1838 году окончил курс Московской духовной академии со степенью кандидата богословия; 8 августа того же года определен смотрителем Ростовских Борисоглебских духовных училищ Ярославской губернии. 28 сентября 1842 года назначен учителем Псковской духовной семинарии. 3 декабря 1845 года определен цензором проповедей псковского уездного духовенства. В июне 1845 года и в июле 1850 года обозревал Великолуцкое, Порховское и Торопецкое духовные училища. С 8 мая 1848 года (по Строеву, с 1852 года) – игумен Псковского Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря. С 17 февраля 1850 года исполнял должность ректора Псковской духовной семинарии. 8 апреля 1856 года возведен в сан архимандрита. 13 марта 1858 года перемещен смотрителем Санкт-Петербургского Александро-Невского училища с увольнением от настоятельства Крыпецкого монастыря. С 17 марта 1866 года – наместник Александро-Невской лавры. 14 января 1868 года хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. 8 ноября 1886 года уволен на покой в Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь. Скончался 7 марта 1891 года в Нижнем Новгороде. Погребен в Печерском монастыре, в усыпальнице под собором. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской духовной академии до ее преобразования 1814–1870 гг. – М., 1879. – С. 164. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1406. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 393, 608. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 59. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896. 401. Списки студентов Московской духовной академии за 75 лет ее существования, 1814–1889 гг. – М., 1889. – С. 22. Нижегородские епархиальные ведомости. – 1891. 6 (некролог). Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891. – 13. – С. 422 (некролог). Церковный вестник. – СПб., 1891, 13. – С. 201. Известия по Казанской епархии. – 1869, 4. – С. 98. –»– 1886. 24. – С. 623. Русский архив. – М., 1903. – Кн. 2, 6. – С. 282. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 14. – С. 355. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Раслово, урочище. Церковь Воскресения Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Расловский приход. Современное местоположение: северо-западнее д. Батово, Плосковское с/п, Грязовецкий р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Грязовецкий уезд, Вологодская губерния. Расловская Воскресенская церковь существовала уже в XVI в. Каменная церковь построена в 1837 г. Паперть пристроена в 1866 г. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, мчч. Флора и Лавра, вмч. Димитрия Солунского. Расловский приход был объединён с Банчаковским около 1874 г. Приходское попечительство при Расловской церкви открыто 25 декабря 1867 г., председателем избран приходской священник Константин Лебедев. В 1869 г. на второе трёхлетие избран председателем тот же священник и дополнительный член крестьянин Александр Алексеев. В 1868 г. в Вологодских епархиальных ведомостях было объявлено о преподании архипастырской благодарности и благословения уроженцам Расловского Воскресенского прихода: " Благочинный Грязовецкого уезда священник Василий Иллювиев от 24 Января, донес Его Преосвященству, что Расловского Воскресенского прихода крестьянин деревни Новгородова Георгий Сергеев и сын его царскосельский 2-й гильдии купец Иван Георгиев произвели в течение последних 6 лет значительные пожертвования утварными и ризническими вещами к приходской их церкви, простирающиеся до 3710 руб., и пожертвовано деньгами на колокол 600 руб., на устройство нового крыльца при церкви 320 руб., и на исправление 5-ти глав на церкви – 200 руб. " . В 1898 г. известия из села Раслова были тревожными: в ночь на 10 сентября было предпринята попытка ограбить Воскресенскую Расловскую церковь, которая стояла при оживлённой дороге из г. Грязовца в Любим (Ярославской губ.). Неладное заметили две женщины, жительницы д. Максимово, в 1 версте от Раслова, которые утром должны были идти молотить к священнику. Но из-за бессонницы они не смогли уснуть и отправились около полуночи, надеясь вздремнуть у огонька в овине. Подходя к церкви, они услышали лязг разбитого стекла, испугались и бросились в сторожку, будить сторожа. Ограбление было предотвращено, но злоумышленникам удалось скрыться. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=38395

Ярославль. Церковь Вознесения Господня в Толчкове. Вознесенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1683 и 1685. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Ярославль, Большая Фёдоровская, 96 (территория завода " Русские краски " ) Координаты: 57.610438, 39.857278 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Вторая теплая во именование Вознесения Господня с приделом по правую сторону во святом алтаре во имя пресвятой Богородицы иконы Казанской. Построена каменным строением по старанию приходских людей в 1663 году, а кем освящена, известия нет. Внутри стенным письмом не расписана, а только выбелена; пол во всей церкви кирпичный; покрыта тесом, а глава по железной решетке белым листовым железом. " Церкви Ярославля в 1781 году " , написанные по просьбе А.П. Мельгунова и опубликованные В. Лествицыным в Ярославских епархиальных ведомостях. В третьем томе " Монастырей и храмов Земли Ярославской " приводится другая дата построения - 1668 год. Быть может, 1668 неправильно прочитанное 1663 или наборот. Так или иначе, та и другая дата представляются сомнительными. Во-первых, церкви с прямоугольным алтарём появились в Ярославле лишь в 1670-х г. (церковь Владимира на Божедомке http://sobory.ru/article/?object=00981) и прочно вошли в обиход в 1680-х - 90-х годах; во-вторых, характерные двуверхие наличники получили распространение и вовсе лишь в 1680-х-90-х годах (церковь Тихвинской иконы Божией Матери 1686 г. http://sobory.ru/article/?object=06022, Николы Пенского 1688 г. http://sobory.ru/article/?object=08910, Параскевы Пятницы 1692 г. http://sobory.ru/article/?object=03214 и др.). Да и вообще бросается в глаза сходство Воскресенской и Тихвинской церквей. Указанные церкви объединяет приземистость, равная ширина всех объёмов, чаще всего полное отсутствие или слишком упрощённый карниз (редко - кокошники), простое венчание (двух и четырёхскатная кровля, одна, три или пять глухих глав на глухих шеях). Кроме того, обычно вначале строились холодные церкви, а потом - тёплые. Учитывая, что Иоанновская церковь построена в 1671-1687 гг., естественно предположить постройку Вознесенской церкви в конце 1680-х - 1690-х годах. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59314

Ярославль. Церковь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при тюремном замке. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Богородская церковь при тюремном замке Основана в 1813 г. распоряжением ярославского губернатора М.Н. Голицина на казенные средства; новое здание построено в 1868 г. на казенные средства. Церковь помещалась в центральной части второго и третьего этажей северо-восточной половины главного каменного тюремного корпуса, деревянная звонница располагалась над фасадом тюрьмы. Престол один - в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Первоначально богослужения совершали священники Леонтьевской кладбищенской церкви; в 1848 г. была утвердили должность священника, в 1859 г. – должность псаломщика. Священнослужители проживали на казенных квартирах. Причту выплачивалось жалованье из средств Попечительного о тюрьмах Комитета (в 1901 г. соответственно 600 руб. священнику и 300 руб. псаломщику). Недвижимый причтовый капитал в 1909 г. составлял 1466 руб. Среди жертвователей в пользу священно- и церковнослужителей Богородской церкви - ярославская мещанка Елена Семеновна Волкова. Капитал находился в распоряжении Ярославского тюремного комитета. Причтом ежегодно уплачивались взносы на духовные учебные заведения, церковь от сбора была освобождена Церковный капитал (в 1909 г. - 900 руб.) находился в распоряжении Ярославского попечительного о тюрьмах Комитета. Для церковной библиотеки выписывались Церковные и Ярославские Епархиальные ведомости. С 1890 г. при тюрьме существовала школа грамоты, в которой преподавали священник и псаломщик. В 1917 г. прихожан насчитывалось 362 человека (245 мужчин, из них 147 заключенных, и 117 женщин, из них 47 заключенных). ГАЯО. Ф.230. Оп.2. Д.2527. Л. 107-110, Д.3112. Л.125-127, Д.4615. Л.56-6, Д.5055. Л.221-224, Д.5135. Л.226-231 Ф.1118, Оп.1. Д. 4083, Д.4084. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=20304

Некоторое время правящим епископом в Вологде был Иннокентий (Борисов , † 1857), который с любовью относился к ссыльному архиерею, а последний, в свою очередь, питал к преосвященному Иннокентию чувство глубокой благодарности за его участливое внимание. Епископ Иннокентий был для преосвященного Иринея вестником радостного сообщения о разрешении в священнослужении. Это известие преосвященный встретил с такой радостью, какую трудно передать словами. Он залился слезами и потом долго не мог успокоиться. Теперь, когда преосвященному Иринею было разрешено архиерейское служение и выход из обители, он перезнакомился чуть ли не со всеми жителями Вологды, много помогал бедным. Народ любил и уважал его, считая его мучеником, безвинно пострадавшим от своих врагов, прозорливым и юродивым. Известие о переводе преосвященного на новое место жители встретили с грустью. 25 мая под колокольный звон всех городских церквей преосвященный прощался с Вологдой, заехал в храмы, находящиеся на пути его следования, а при выезде из города благословил его в последний раз. В Толгском монастыре архиепископ Ириней вел тот же суровый образ жизни. Труды: Инструкция миссионеру среди бурят. О происхождении двуперстного, троеперстного и имясловного крестного сложения. Письма к Иннокентию Херсонскому // Барсов Н. И. Материалы для биографии Иннокентия. См. также: Киевские и Вологодские епархиальные ведомости. – 1861. Статьи и проповеди//Ярославские епархиальные ведомости. – 1869, 29–52. Пензенские епархиальные ведомости. – 1869, 20–23; 1870, 2. Русская старина. – СПб., 1872. – Т. 5; 1878. – Т. 23; 1879. – Т. 24, где напечатано также подлинное судное дело о нем. Литература: Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 2. – С. 632. Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. – М., 1889. – С. 58–64 (и прим.), 95–96. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 252.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 417, 479. Лебедев А. П. Успенский кафедральный собор в Ярославле. – 2-е изд. – Ярославль, 1896. – С. 40, 41. Павел, иеромонах. Воспоминание о преосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Ярославль, 1877. Кроткое А. С. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. – СПб., 1901. – С. 227. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 1, 3, 4, 5, 6. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810–1880): Биографический очерк. – М., 1881. – С. 86–101. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – М., 1877. – С. 169 и далее. Угреша: Историческое описание Николо-Угрешского монастыря. – М., 1883. – С. 34. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 112, 148, 155, 308, 478, 491, 518, 524, 525, 565, 589, 635, 703, 704. Сборник для любителей духовного чтения иеромонаха Никифора. – М., 1888. – С. 681–684. Памяти преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского, иеромонаха Ефрема. – Киев, 1902. Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию (1843–1847). – М., 1883. – С. 28, 29, 39, 66, 69, 78, 187. Письма Филарета, митрополита Московского к Леониду, епископу Дмитровскому, впоследствии Ярославскому. – М., 1883. См. также: Душеполезное чтение. – М., 1883. – Ч. 2. – С. 103–119. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 151, 154, 189, 190 и др.; ч. 2. – С. 47, 103 и др. Московские епархиальные ведомости. – 1870, 49. –»– 1871, 16. –»– 1876, 28. – С. 223–227; 52. – С. 460–462. Московские ведомости. – М., 1874, 109. –»– 1876, 328, 333. Ярославские епархиальные ведомости. – 1876, 50. – С. 393–396; 51. – С. 401–408.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

24 апр. совершил последнее богослужение в Одессе, 26 апр. покинул город. И. был избран почетным членом Кременецкого Богоявленского братства Волынской губ. (1881), Российского об-ва покровительства животным (1881), Имп. Православного Палестинского об-ва (1883; имел знак об-ва 1-й степени), Иоанно-Предтеченского братства в Каменце-Подольске (1884), братства свт. Димитрия Ростовского (1884), Ростовского музея церковных древностей (1885), Курского губ. статистического комитета (1887), Каменец-Подольского благотворительного об-ва (1887), Курского об-ва вспомоществования учащимся (1888), братства Св. Софии в Новгороде (1888), Суджанского благотворительного об-ва в Курской губ. (1888), Подольского епархиального историко-статистического комитета (1891), братства равноап. вел. кн. Владимира в Берлине (1892), Одесского Имп. об-ва истории и древностей (1894), СПбДА (1896), КДА (1901), КазДА (1903), действительным членом Холмского правосл. Богородичного братства (1884; имел знак 1-й степени) и др. Награжден орденом св. Анны 1-й (1879) и 2-й (1861) степени и знаками этого ордена с имп. короной (1865), орденами св. Владимира 1-й (1904) и 2-й (1883) степени, св. Александра Невского (1891) и бриллиантовыми знаками этого ордена (1896), бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (23 июня 1901), а также болг. орденом «За гражданские заслуги» 1-й степени. Скончался во время богослужения в алтаре Воскресенского собора Новоиерусалимского мон-ря, погребен в этой обители. Заупокойную литургию 27 мая 1907 г. совершили митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) и еп. Омский Григорий (Полетаев) (друг И. по Нижегородской ДС, проживавший на покое в Новоспасском московском мон-ре) в сослужении новоиерусалимской братии. В отпевании принял участие и Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов) . Слова, речи и поучения И. печатались в «Ярославских ЕВ», «Подольских ЕВ», «Волынских епархиальных ведомостях» , «Курских епархиальных ведомостях» , «Херсонских епархиальных ведомостях» . И. не любил длинных поучений, считая, что «надо говорить столько, сколько может внимательно, без напряжения прослушать человек, пребывающий в труде, в работе или в службе; не доводя его до притупления, при котором он стоит в храме, не слушая» ( Андреевский.

http://pravenc.ru/text/1237941.html

В Иркутске М. занимался и научными исследованиями. Он первым из ректоров обратил внимание на семинарскую б-ку, в которой обнаружил рукописи XVII и XVIII вв., в частности, жизнеописание патриарха Московского и всея Руси Никона с пометами архиеп. Феофана (Прокоповича) и рукописи, касающиеся КДА. В 1869 г. в связи с 50-летием академии М. передал в академическую б-ку рукописные книги «Палинодия» (1621) и «Книга о вере» архим. Захарии (Копыстенского) , а также сочинение волынского помещика Евстафия Гизеля (Киселя) «Antapologia, или Опровержение Апологии Мелетия Смотрицкого», изданное в 1632 г. под именем Геласия Диплица с посвящением митр. Киевскому свт. Петру (Могиле) . За это М. было «преподано благословение» Синода от 7 апр. 1870 г. и выражена признательность КДА (50-летний юбилей КДА. 1869. С. 359). Настоятель иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) монастыря Мартиниан (Муратовский) указал М. на хранившуюся в б-ке обители рукопись с поучениями, к-рые предание приписывало 1-му еп. Иркутскому и Нерчинскому свт. Иннокентию (Кульчицкому) . Нек-рые списки поучений хранились у жителей Иркутска. М. решил доказать несомненную принадлежность поучений свт. Иннокентию, с 1871 по 1873 г. в «Иркутских епархиальных ведомостях» печатал исследование под заглавием «Предание о проповедничестве св. Иннокентия, первого епископа Иркутского и Чудотворца». Там же М. напечатал и сами поучения, по словам современника, «принятые к сердцу всею Сибирью», сделав проповеди свт. Иннокентия доступными читателям. 300 экз. своей книги «О проповедничестве св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и Чудотворца...» (Иркутск, 1873) пожертвовал в б-ки духовно-учебных заведений Иркутской епархии, за что ему было «преподано благословение» Синода. Свой труд М. выслал архиеп. Ярославскому и Ростовскому Нилу (Исаковичу) , в 1838-1853 гг. возглавлявшему Иркутскую епархию. Последний в своем отзыве 26 февр. 1874 г. писал: «Труд этот давно вызывал делателя, только не обреталось его... Вы тщательно исполнили долг свой. Характер поучений святителя определен и объяснен как нельзя лучше. Теперь остается издать их отдельною книгою, с ликом святителя и его житием. Это будет венцом вашего труда» (Отзыв высокопр. Нила, архиеп. Ярославского, об издании поучений св. Иннокентия, еп. Иркутского…//Иркутские ЕВ. 1874. 15, 13 апр. С. 176).

http://pravenc.ru/text/2563922.html

В статье приводится восторженное описание здания: «Вновь сооруженный храм, по своей красоте и великолепной внутренней отделке, принадлежит к числу выдающихся церквей Ярославской епархии. Он выстроен в византийском стиле, по проекту архитектора Гейнца. Длина церкви с алтарями 17 саженей, ширина 9, а вышина более двенадцати саженей (36х19х27 м). Все три алтаря расположены в один ряд. Верх церкви увенчан пятью громадными куполами, с вызолоченными крестами. К западной части храма примыкает трапеза, а над западными дверями помещается о четырех ярусах колокольня с шатрообразною кровлей, увенчанной вызолоченною главою и крестом. На третьем ярусе колокольни помещены восемь колоколов, из которых главный весит триста пудов, а остальные более трехсот пудов. Средний храм посвящен св. Николаю чудотворцу, правый придел – св. апостолу Петру, а левый – свв. Преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам. Иконостасы главного храма о пяти ярусах, а приделов – о трех ярусах, вызолоченные и по местам украшены резьбою. Все святые иконы художественно написаны во фряжском стиле по вызолоченному фону в Москве художником Соколовым. Перед иконами помещены вызолоченные подсвечники и лампады, а у клиросов ценные хоругви. Утварь: свв. Евангелия, напрестольные кресты и сосуды сделаны из серебра с позолотой и весят около двух пудов. Облачения на св. престол, жертвенники и духовенство сделаны были ко дню освящения из дорогой золотой парчи. Снаружи весь храм окрашен в светлые краски, и так как он расположен на возвышенном месте возле села, то поэтому и виден на далекое пространство. Вокруг храма устроена каменная ограда». Приведенное описание со страниц «Ярославских епархиальных ведомостей», давало единственные сведения, позволявшие представить облик Никольской церкви. Каким бы содержательным оно ни было, самого подробного описания недостаточно, чтобы даже в общих чертах достоверно установить композицию, детали и другие архитектурные особенности. Как говорится, лучше один раз увидеть. И такая возможность, к счастью, существует. Содержащиеся в архивном деле проектные чертежи позволяют воочию представить каким был храм.

http://sobory.ru/article/?object=39135

Возрождение церкви началось в 1995 году. В течение многих лет восстановительными работами занималось Патриаршее подворье города Ростова. В настоящее время для богослужения используется тёплая трапезная часть храма. Святой престол в алтаре посвящён святым бессребреникам Косьме и Дамиану Асийским, память которых отмечается 1 (14) ноября и освящён 13 октября 2002 года протоиереем Вячеславом Савиных по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В январе 2004 года по благословению Высокопреосвященного Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского, был образован приход церкви святых Косьмы и Дамиана Ярославской епархии Русской Православной Церкви. Колокольный набор храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана в начале 20 века: 2478 кг (151 п. 12 ф.), 1090 кг (66 п. 23 ф.), 404 кг (24 п. 27 ф.), 244 кг (14 п. 36 ф.), 126 кг (7 п. 27 ф.), 33 кг (2 п.) По материалам: ГМЗРК Р-217, Л.38.Ярославские Епархиальные ведомости, 1911. А.Е. Веденеева Колокольные наборы приходских церквей Ростова и ростовского уезда в начале XX в.//Колокола и колокольни Ростова Великого. Ярославль, 1995. С. 101-102. А.А. Титов. Переписные и дозорные книги Ростова-Великаго. - М., 1911. С. 63. А.А. Титов. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. Среди домов Ярославской улицы не сразу увидишь невысокую одноглавую церковь с шатровой колокольней, расположенную в Космодемьянском переулке (совр. Перовский пер.). Это храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии, но в Ростове он больше известен как церковь святых Космы и Дамиана, поскольку она находится на месте одноимённого деревянного храма, который, в свою очередь, стоял на месте существовавшего здесь в древности монастыря в честь этих святых. Каменную церковь заложили в 1762 году, а освятили в 1775-м. Главный престол во вновь построенном храме посвящён иконе Божией Матери Одигитрии, приделы - во имя святых Космы и Дамиана Римских (правый) и святых Константина и Елены (левый). Переосвящение главного престола связано с почитанием чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии, которая находилась в деревянной Космодемьянской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00601

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010