В качестве хозяйственного учреждения при нем существовал архиерейский дом. В каждой почти епархии издавались " Епархиальные Ведомости " . Почин в создании этого органа принадлежал архиепископу херсонскому Иннокентию (Борисову). В Свят. Синоде вопрос этот проведен был епископом херсонским Димитрием (Муретовым). В апреле 1861 г. первыми вышли в свет " Ярославские Епархиальные Ведомости " при архиеп. Ниле (Исаковиче). По данным 1904 г., " Епархиальные Ведомости " издавались во всех епархиях, кроме финляндской и туркестанской ( " Прав. Богосл. Энц " .). В 1816 г. из управления обер-священника, стоявшего с 1800 г. во главе духовенства армии и флота, выделено было особое управление духовенством гвардейских полков под ведением обер-священника главного штаба и гвардии. В 1840 г. учреждена должность обер-священника в отдельном кавказском корпусе, с подчинением обер-священнику армии и флота. Все это управление было независимо от епархиальных властей и подчинялось непосредственно Св. Синоду. В 1858 г. обер-священники были переименованы в главных священников. В 1890 г. все управление военным духовенством объединено под ведомством одного протопресвитера военного и морского духовенства и состоящего при нем духовного правления. Выше упоминалось о возникшем в 1808 г. комитете, одной из задач которого было изыскать средства для создания огромного капитала духовного ведомства, дававшего бы возможность обеспечить содержание духовенства. Война 1812 г. нарушила все эти предположения. При императоре Николае I усилен надел церквей землями. Для западных епархий с 1842 г. назначены были небольшие, вспомогательные к приходским средствам, оклады, которые с 1843 г. постепенно распространялись и на другие епархии. Предоставление духовенству казенного жалованья значительно усилилось в царствование императора Александра III. Средствами содержания белого духовенства служили: 1) казенное жалованье (заграничное духовенство, придворное, военное морское и часть приходского — по отчету за 1900 г. причты 24.660 церквей); 2) земельные наделы — от 33 до 99 десятин на причт, кроме усадеб, каковые земли не подлежали никаким налогам и могли быть отчуждаемы не иначе, как с Высочайшего соизволения; 3) доброхотные даяния, частью деньгами, а часто — в сельских приходах — хлебом и разными естественными продуктами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Некоторое время правящим епископом в Вологде был Иннокентий (Борисов , † 1857), который с любовью относился к ссыльному архиерею, а последний, в свою очередь, питал к преосвященному Иннокентию чувство глубокой благодарности за его участливое внимание. Епископ Иннокентий был для преосвященного Иринея вестником радостного сообщения о разрешении в священнослужении. Это известие преосвященный встретил с такой радостью, какую трудно передать словами. Он залился слезами и потом долго не мог успокоиться. Теперь, когда преосвященному Иринею было разрешено архиерейское служение и выход из обители, он перезнакомился чуть ли не со всеми жителями Вологды, много помогал бедным. Народ любил и уважал его, считая его мучеником, безвинно пострадавшим от своих врагов, прозорливым и юродивым. Известие о переводе преосвященного на новое место жители встретили с грустью. 25 мая под колокольный звон всех городских церквей преосвященный прощался с Вологдой, заехал в храмы, находящиеся на пути его следования, а при выезде из города благословил его в последний раз. В Толгском монастыре архиепископ Ириней вел тот же суровый образ жизни. Труды: Инструкция миссионеру среди бурят. О происхождении двуперстного, троеперстного и имясловного крестного сложения. Письма к Иннокентию Херсонскому // Барсов Н. И. Материалы для биографии Иннокентия. См. также: Киевские и Вологодские епархиальные ведомости. – 1861. Статьи и проповеди//Ярославские епархиальные ведомости. – 1869, 29–52. Пензенские епархиальные ведомости. – 1869, 20–23; 1870, 2. Русская старина. – СПб., 1872. – Т. 5; 1878. – Т. 23; 1879. – Т. 24, где напечатано также подлинное судное дело о нем. Литература: Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 2. – С. 632. Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. – М., 1889. – С. 58–64 (и прим.), 95–96. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 252.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ранее «Черниговские епархиальные ведомости», 1861–1900 Далее «Вера и жизнь», 1912–1917 Черниговский церковно-общественный вестник. Еженедельное издание при Черниговском князе-Михайловском братстве. Чернигов, 1914–1917. С 1915 года – 2 раза в неделю, с 1/108 1916года – 3 раза в неделю, с 136/239 – еженедельно Якутские епархиальные ведомости. Якутск, 1887–1917. 2 раза в месяц Ярославские епархиальные ведомости. Ярославль, 1860–1917. Еженедельно Балашовский пастырский листок. Балашов (Саратовская губерния), 1910–1911. Неопределенно Библиотека церковного реформатора. Бесплатное приложение к журналу «Луч света». СПб., 1908 2 раза в месяц Благая весть (Религиозно-нравственный журнал). СПб., 1913–1917. Ежемесячно Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной Академией. Сергиев Посад, 1892–1917. Ежемесячно. Ранее: Прибавления к «Творениям святых отцов в русском переводе», 1843–1891. Божия нива. Троицкий собеседник для церковно-приходских школ. Сергиев Посад, 1902–1917. Ежемесячно. Изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. С 1906 года – подзаголовок «Троицкий собеседник для православной школы и семьи» Братский листок. Бесплатное приложение к «Христианину». СПб., 1906–1910. Ежемесячно. Далее печатался на страницах журнала «Христианин», 1911–1916. Братский листок. Еженедельная народная газета. Минск, 1907–1910, в 1910 году – 2 раза в месяц Изд.: Минское православное братство С 1910 года – без подзаголовка Братский листок. Для религиозно-нравственного и патриотического чтения. Саратов, 1904–1912. 2 раза в неделю, с 93 1905 года – еженедельно Изд.: Совет Общества религиозно-нравственного просвещения при братстве Святого Креста. С 93 1905 года – без подзаголовка; с 1908 года подзаголовок – Чтение религиозно-нравственное, патриотическое, бытовое Братское слово. Журнал, посвященный изучению раскола. М., 1875–1876; 1883–1899; 1906–1917. 1875–1876 – 4 раза в год, 1883–1894 – 2 раза в месяц, 1895–1896 – 2 раза в неделю, с 1897 года – ежемесячно, с 1906 года – 2 раза в месяц, в 1907 и в сентябре 1916 года – ежемесячно

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

2 Письма митрополита Московского Филарета к родным. М., 1882. C. 1-2 3 Цит. по: Очерк жизнеописания Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского и Коломенского. С. 509. 4 Пензенские Епархиальные ведомости. 1868. 2. С. 58. 5 Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М., 1868, С. 34. 6 Цит. по: Владиславлев В. Ф. Филарет как истинный друг и товарищ. Тверь, 1894. с.17 7 Смирнов А., прот. Детство, отрочество, годы учения и учительства в Троицкой Лаврской семинарии митрополита Филарета. М., 1893. С. 49. 8 Письма митрополита Московского Филарета к родным. М., 1882. С. 79. 9 Пензенские Епархиальные ведомости. 1868. 2. С. 62. 10 Письма митрополита Московского Филарета к родным. М., 1882. С. 73. 11 Там же. С. 82. 12 Письма Преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского и Ростовского, к архимандриту Пимену, настоятелю Николаевского монастыря, что на Угреше. М., 1877. С. 137. 13 Пензенские Епархиальные ведомости. 1868. 2. С. 64-65. 14 Сушков Н. В. Указ. соч. С. 277. 15 Виноградов В. П. Платон и Филарет, митрополиты Московские. СПб., 1913. С. 3. 16 Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1983 С. 172. 17 Журналы и протоколы заседаний Предсоборного Присутствия. Т. IV. Журналы заседаний V отдела. СПб, 1907. С. 45. 18 Флоровский Г., прот. Указ. соч. С. 231. 19 Цит. по: Владиславлев В. Ф. Указ. соч. С. 65. 20 Цит. по: Душеполезное чтение. 1906. Ч. I. 3. С. 467. 21 Там же. С. 468. 22 Душеполезное чтение. 1906. Ч. I. 6. С. 256. 23 Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских. Кн. 2. 1887. С. 36-39. 24 Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1983. С. 206 25 Цит. по: Иоанн, еп. Сызранский. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Ч. 2. Куйбышев, машинопись, 1967. С. 275. 26 Филарет, митр. Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов. Т. II. СПб., 1885. С. 177. 27 Цит. по:Н.Ю. Сухова. Участие святителя Филарета (Дроздова) в развитии академического богословия XIX века. Филаретовский альманах. Вып. 2. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 66.

http://bogoslov.ru/article/6170678

В Великий Пяток (Слово у св. Плащаницы)//Новгородские епархиальные ведомости. 1909. Приложение к 7. Речь при наречении во епископа Угличского//Церковные ведомости. СПб., 1909. 13–14. Письмо святителя Димитрия Ростовского //Душеполезное чтение. 1911. Ч. 1. Святитель Димитрий – обличитель клеветы и защитник невинных//Душеполезное чтение. 1911. Т. 1. Апрель. Данные формального расследования поразительного явления Божией Матери и чуда от Ее иконы в Ростовской Благовещенской церкви//Душеполезное чтение. 1911. Т. 1. Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом. Сергиев Посад, 1911. Замечательный случай чудесного исцеления болящего ребенка по молитвам Святителя Димитрия Ростовского . Ростов, 1912. Святитель Димитрий – обличитель клеветы и защитник невинных. Со слов Корсакова. Ростов, 1912. Знамя Сапеги//Светильник. Религиозное искусство в прошлом и настоящем. 1913. 9. Новое чудо Святителя Димитрия, митрополита Ростовского//Душеполезное чтение. 1913. Ч. I. Посещение Ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря и г. Ростова императором Николаем II//Душеполезное чтение. 1913. Июль – август. Плащаница Ростовского Успенского собора//Светильник. 1914. 1. Новое поразительное чудо по молитвам пред иконой Божией Матери «Умиление»//Ярославские епархиальные ведомости. 1914. 23. Сказание о новопрославленной иконе Божией Матери «Умиление», находящейся в Благовещенской церкви г. Ростова. Казань, 1914. Посещение Ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря Елизаветой Федоровной//Душеполезное чтение. 1914. Ч. I. Памяти Александры Федоровны Мальгиной. Слово пред отпеванием А. Ф. Мальгиной. Ростов, 1915. Использованная литература Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943//Сост. М. И. Губонин. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года//Сост. свящ. А. Мазырин, О. В. Косик. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Список Сокращений архим. – архимандрит в. – век вв. – века Вед. – Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства и полиции вмц. – великомученица вмч. – великомученик г. – год; город гг. – года ГААО – Государственный архив Архангельской области ГАЯО – Государственный архив Ярославской области ГВ – губернские ведомости ГМИР – Государственный музей истории религии (С.-Петербург) губ. – губерния д. – дело доп. – дополнительное др. – другие ЕВ – епархиальные ведомости еп. – епископ игум. – игумения изд. – издание л. – лист МВ – Московские ведомости митр. – митрополит наст. – настоящее неоф. – неофициальная о. – отец об. – оборот оп. – опись отд. – отдельное полн. собр. соч. – полное собрание сочинений прав. – праведный примеч. – примечание прот. – протоиерей прп. – преподобный РГИА – Российский государственный исторический архив (С.-Петербург) РО РНБ – Рукописный отдел Российской национальной библиотеки (С.-Петербург) репр. – репринт св. – святой свт. – святитель свящ. – священник см. – смотри ср. – сравни сщмч. – священномученик т. – том т. д. – так далее указ. соч. – указанное сочинение урожд. – урожденная ф. – фонд ЦГИА СПб. – Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга ч. – часть 411 Начинаю свой дневник с 1887 года, когда я жила с мужем и своею матерью в городе Выборге, где муж мой занимал должность выборгского коменданта... – Генерал-лейтенант Михаил Лаврентьевич Духонин занимал должность военного коменданта Выборга с 23 апреля 1885 г. по 15 февраля 1889 г. 412 ...благодаря чтению Ренана и Шопенгауэра... – Ренан Жозеф Эрнест (1823–1892) – французский писатель, историк и филолог. Автор популярной в XIX в. книги «Жизнь Иисуса», в которой отрицается Божественное начало Господа Иисуса Христа. В книге Ренана Иисус Христос представлен идеальным, совершенным человеком. Шопенгауэр Артур (1788–1860) – немецкий философ, пытавшийся в своих трудах соединить философские идеи Запада и Востока. 413 ...со мной заговорил дух Скобелева и сообщил мне то, что никому на свете не было известно, кроме моего мужа. – Талантливый русский полководец генерал Михаил Дмитриевич Скобелев (1843–1882) был знаком с семьей Духониных со времен Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. По окончании войны, 7 апреля 1878 г., генерал М.Л. Духонин был назначен начальником штаба IV армейского корпуса, которым командовал генерал М.Д. Скобелев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

7 марта 1885 года Александр Лаврентьевич принимает монашество с наречением ему имени Агафангел – вестник любви. 10 марта 1885 года новопостриженный инок был рукоположен в иеромонахи, а 4 декабря 1886 года он назначается в далекую Сибирь, инспектором Томской духовной семинарии; 14 декабря он возведен в сан игумена. Молодой монах оправдывает свое новое имя, отличаясь своей исключительной любовью к детям. «Вы, дети, – трогательно говорил он впоследствии, будучи уже архиепископом Ярославским, при посещении одной из школ, – наша радость, наше счастье и наша печаль. Вы наше будущее. Мы сходим со сцены и передаем нажитое нами вам. Оглядываясь назад, мы видим свои ошибки. Дай вам Бог избежать их». (См.: Ярославские епархиальные ведомости, 1914, 20 января 1888 года он назначается ректором Иркутской духовной семинарии, а 15 июля 1889 года появляется указ о бытии ему епископом Киренским, викарием Иркутской епархии. 10 сентября 1889 года происходит епископская хиротония. Вопреки обыкновению, эта хиротония происходит не в Петербурге, а здесь же, в Сибири, в монастыре под Иркутском. Хиротония совершена епископом Томским Макарием и местным иркутским владыкой. Вскоре епископ Агафангел назначается в Тобольск. Он остается в Сибири до 1903 года, когда переводится в Ригу. Здесь в 1906 году епископ зарекомендовал себя как либеральный и гуманный архипастырь: благодаря его стараниям была спасена большая группа молодых людей, приговоренных военно-полевым судом к смертной казни. После краткого пребывания затем на Виленской кафедре архиепископ Агафангел указом от 2 января 1914 года переводится в Ярославль на место архиепископа Тихона. «Вы любили его, прошу вас и меня принять в любовь свою», – такими словами начал свою деятельность в Ярославле новый владыка». (Ярославские епархиальные ведомости, 1914, с.139.) Владыка Агафангел действительно пользовался любовью духовенства и мирян Ярославской епархии, которой он правил в течение долгих лет, сначала в сане архиепископа, а с 1918 года в сане митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каллист (Уэр) еп. Внутреннее Царство. Пер. с англ. Киев: Дух i лimepa, 2003. Каллист Уэр (еп.) Православный опыт покаяния//Соборность. Сборник. М., 1998, с.210–221. Кандорский Иван прот. Вольнодумец, убеждаемый в несправедливости его рассуждений, в истине бессмертия души и в любви Евангельския веры. М., 1811. /Кандорский Иван диакон/. Наука о душе или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия. М.: Тип. А. Решетникова, 1796 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996, с.168–219; отрывки: Русская религиозная антропология. Т. 1. М., 1997, с.113–120). Карпов В. Вступительная лекция в психологию//Памяти В. Н. Карпова... . СПб., 1868, с.1–41 (Христианское чтение. 1868, ч. II). Карпов В. Душа и действующие в природе силы//Христианское чтение. 1866, ч.1, с.219–250. Карпов В. О самопознании//Странник. 1860, ч.1, с.17–34. Карсавин Л. П. О бессмертии души//Ванеев А. А. Два года в Абези. Брюссель, 1990, с.231–269. Кашменский С. прот. Святоотеческое учение о душе. Пермь: Правосл. об-во «Панагия», 2002 (переизд.: Ч. 2. Отд. 1–3. Его же. Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой. Вятка, 1865). – (Святоотеческая христология и антропология. Вып. 3). Кашменский С. прот. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. Вятка, 1860–1865. Киприан Карфагенский . Книга о зрелищах//Его же. Творения. Ч. 2. Киев, 1891, с.353–363. Киприан (Керн) архим. Пастырская психиатрия//Его же. Православное пастырское служение. СПб., 1996, с.354–385. Кирилл Александрийский . Слово о исходе души//Христианское чтение. 1841, ч. 1. Кирилл Иерусалимский . О душе//Его же. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991, с.51–53. Климент Александрийский . О вере//Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1891, 29, с.449–464 (Строматы. Кн. 5. Гл. 1). Климент Александрийский . О надежде//Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1891, 30, с.465–471 (Строматы. Кн. 5. Гл. 2). Климков О. С. Психология аскетизма и целостность личности//Психология XXI века. Сборник тезисов. СПб., 2000, с. 24–26 (Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции «Психология XXI века», 13–15 апреля 2000 года).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад. Митрополит Иона создал знаменитые по всей Руси ростовские звоны. Самый большой колокол митрополит Иона назвал в честь своего отца – «Сысоем». По-видимому, владыка сочинил и музыку нескольких звонов – недаром один из них называется «ионинским». О колоколах Ростовского собора, музыкально настроенных, он писал князю Ростовскому Михаилу Михайловичу Темкину: «На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки». Труды: Благословенная грамота на построение новой церкви во имя Знамения Богородицы, данная 24 июня 1659 г. Романовского уезда Никольскому попу Никифору// Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву. – Сергиев Посад, 1897. – Вып. 4, 8. – С. 101–103. Благословенная грамота в Спасо-Ярославский монастырь о служении архимандриту литургии «на ковре с рипидами и со осенением свещным», данная в 1666 г.//Государственный исторический музей, собрание Вахрамеева, 1087, л. 217. Благословенная грамота на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, данная 16 декабря 1686 г. игумену Никону//Ярославские епархиальные ведомости. – 1860, 33. – Часть неофиц. – С. 309–310. Благословенная грамота на построение в Ярославле каменной церкви во имя Сошествия Святого Духа, данная 8 сентября 1688 г. попу Макарию//Ярославские епархиальные ведомости. – 1873, 48. – Часть неофиц. – С. 388–389. Память в Кирилло-Белозерский монастырь о совершении водоосвящения в навечерии праздника Богоявления, от 1 января 1656 г.//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 4, 333. – С. 495. Память о запрещении скоморохам и медвежьим поводчикам промышлять в Устюжском и Сольвычегодском уездах, от 23 октября 1657 г.//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 4, 98. – С. 138–139. Память в Сольвычегодск и Лузскую Пермцу с повелением поститься и совершать молебны по случаю войны с турками и крымскими татарами, от 10 октября 1678 г.//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 4, 229. – С.315–317.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Санкт-Петербург. Церковь Константина Ярославского и Варвары великомученицы в училище Императрицы Марии Феодоровны. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Константина и Варвары Год постройки:Между 1897 и 1906. Архитектор:П.М. Горбунов Адрес: Санкт-Петербург, Красное Село, Фабричный пос., д.7 Координаты: 59.727537, 30.096606 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Домовая церковь, находившаяся на втором этаже здания училища (1897г. постройки) была устроена на средства Варвары Александровны Печаткиной (вдовы владельца писчебумажной фабрики) и освящена 17 Сентября 1906г. настоятелем Николо-Богоявленского морского собора в СПб митрофорным прот.Николаем Кондратовым. Храм явл. приписным к Красносельской Свято-Троицкой церкви . Церковь была закрыта в 1920-е гг., тогда же была разобрана и шатровая колокольня с северной стороны здания. В 2007г. здание, в котором на протяжении более, чем 80-и лет находился жилой дом, было расселено, ввиду его аварийного состояния и в настоящее время стоит без окон и дверей в ожидании сноса, хотя еще 13 Августа 1990г. решением Исполкома Ленгорсовета оно было признано памятником арх. местного значения (!). Почитать подробнее об истории этого храма, а также увидеть старинные фотографии его внешнего вида и внутреннего убранства можно в статье " Храмы Красного Села и его окрестностей " , опубликованной в журнале " СПб епархиальные ведомости " , 2002, вып.26-27, сс.161-162. Вышеназванную статью можно также найти на сайте СПб митрополии http://www.mitropolia-spb.ru в разделе " Журналы " - " Санкт-Петербургские епархиальные ведомости " . Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08021

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010