Предложить адвентистам подать новый устав с соблюдением всех правил, установленных законом о регистрации религиозных обществ. в) О разрешении печатания плаката редакции ж «Атеист» – «Святое причастие». в) Разрешить. г) О разрешении издания антирег з . пьесы «Чудо». г) Ввиду бессодержательности пьесы в издании отказать. д) О разрешении Менонитскому и с/х. обществу издания журнала «Практический сельский хозяин» 375 . д) Разрешить. е) О разрешении адвентистам получение из-за границы религ[иозной] литературы. е) Отказать и предложить печатать здесь. Поручить т. Тучкову договориться с кем следует, чтобы пересылаемая из-за границы анархо-непротивленческая (сектантская) литература по почте не пропускалась. ж) О разрешении казанским церковникам-обновленцам издание журнала. ж) Разрешить издание не журнала, а епархиальные ведомости. Поручить т. Тучкову дать директиву по линии ОГПУ, чтобы впредь религ[иозные] журналы к изданию церковниками к не допускались, указав при этом, что и последние могут в исключительных случаях издавать епарх[иальные] ведомости о церковных распоряжениях. з) О разрешении в гор. Омске Сибирск[ого] Съезда представителей лютеранских приходов на 9–10 июня г. 3) Разрешить. и) Разрешить издание не журнала, а епархиальных ведомостей, в которых должны помещаться сведения, исключительно касающиеся церковных распоряжений. и) Разрешить издание не журнала, а епархиальных ведомостей, в которых должны помещаться сведения, исключительно касающиеся церковных распоряжений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ: Ярославский (ЯРОСЛАВСКИЙ). СЕКРЕТАРЬ: Е. Тучков (ТУЧКОВ). «21 л » марта 1925 г. Отпечатано м в 2-х экз[емплярах]: Разослано н Подлинник в Секретариат ЦК РКП(б). Копия – при делах ОГПУ. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 775. Л. 32–34. Машинописный подлинник. Подписи – автографы, рядом машинописью. На л. 32 в левом верхнем углу красными чернилами помета Е. А. Тучкова: « Срочно. Сов[ершенно] Секр[етно]. Т. Ярославскому. Прошу подписать и вернуть мне. Е. Тучков. 21/III». Выше текста документа штамп «Бюро Секретариата Ц.К.Р.К.П.» с датой «25 МАР[ТА] 1925» и рукописным входящим номером.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, 2 апреля 1870 г. Ярославский архиерей Нил предложил своей консистории учредить местный цензурный комитет. Но уже спустя три года по частному случаю от Св. Синода пришло разъяснение, что под местной цензурой следует понимать назначаемых епархиальным преосвященным цензоров епархиальных ведомостей или цензоров проповедей и катехизических поучений. Таким образом, «цензурные по епархиям Комитеты Св. Синодом постепенно были закрываемы». Последний – Ярославский, закрыли в 1896 г. Что же осталось? Остались епархиальные цензоры для разъяснения проповедей. 342 В результате, писал Н. Корсунский, «жизнь епархиальных редакций отменой местной цензуры решительно заедена». Редактор просил снабдить его правом столиц (С.-Петербурга и Москвы) печатать в Ярославле без цензуры брошюры и книги под условием – ранее выпуска их из типографии представлять в канцелярию Св. Синода и обер-прокурора, а также в другие правительственные учреждения по несколько экземпляров. «Благословите посему, Ваше Высокопревосходительство, – заканчивалась записка, – для блага дела установить прежний порядок вещей, восстановив существовавший у нас в годы 1870–96. местный цензурный комитет, или как хотите его назовите, принесший епархии и церковной науке немало пользы, а местных деятелей оживлявший. Это есть желание и Его Высокопреосвященства». 343 Итог записки был самым неожиданным. Его высокопреосвященство отстранил Н. Корсунского от заведывания редакцией Ярославских епархиальных ведомостей, что встретило полное понимание у обер-прокурора, выразившего, правда, сочувствие отстраненному. 344 Действия Победоносцева, впрочем, невозможно назвать алогичными. Он продолжал свою прежнюю политику, направленную на усиление контроля над духовной жизнью православной России. Для примера, вспомним, что при пересмотре цензурного устава в 1885 г. были окончательно упразднены существовавшие при провинциальных духовных академиях (т. е. в Киеве и Казани) цензурные комитеты. Таким образом, цензура окончательно «прописалась» в столицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Никонова, новгород-северское иером. Никодима и саратовское Г. И. Чернышевского). Сорок описаний являются коллективными трудами, и в 23 из них указаны составители (архангельское 1894-1896 гг., владикавказское, владимирские 1886 и 1893-1898 гг., волынское, вятское 1912 г., донское, костромское, литовское, минское 1864 г., могилёвское, омское, подольское 1893 г., полтавское, рязанские, симбирское, смоленские, тамбовское 1861 г., тверское, уфимское и ярославское). Однако структура и содержание этих изданий, а также данные по истории создания нек-рых из них свидетельствуют о том, что они были подготовлены не одним лицом, но явились результатом коллективных усилий. Задача их составителей заключалась прежде всего в сборе, обработке и систематизации описаний отдельных приходов, присланных местными причтами. Из числа авторов, составителей и редакторов епархиальных описаний 28 относится к духовенству (8 - к черному и 20 - к белому (варшавское описание было составлено архим. Амвросием (Лотоцким) в бытность его ключарем варшавского кафедрального собора, а издано уже после принятия им монашества)) и 23 - к мирянам. Среди них значатся 4 архиерея, 3 архимандрита (являвшихся одновременно ректорами духовных семинарий), соборный иеромонах, 20 протоиереев и священников (7 из них занимали также различные должности в духовных и светских учебных заведениях, и 2 были редакторами епархиальных ведомостей), 16 преподавателей (инспекторов, смотрителей) духовных семинарий и уч-щ, 4 секретаря и архивариус духовных консисторий, студент Московского ун-та. 11 описаний было издано епархиальными историко-статистическими и церковно-археологическими комитетами и об-вами, 8 - редакциями епархиальных ведомостей и известий, 3 - церковными и епархиальными братствами, по 1 - губ. статистическим комитетом, губ. ученой архивной комиссией, канцелярией духовной консистории, КДА, Одесским об-вом истории и древностей. Издающие орг-ции в др. описаниях не названы. Основу большинства епархиальных описаний составляет список церквей, приходов и причтов с разнообразными историко-статистическими и справочными сведениями о них.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Начав с Ярославля и окрестностей, он постепенно посетил самые отдаленные приходы Ярославской епархии. При объездах он лично знакомился с приходским духовенством, с его деятельностью и поведением, узнавал семейное и материальное положение причта, входил во все подробности приходской жизни и уяснял себе характер и наклонности каждого пастыря и церковнослужителя. Сам сын провинциального священника, святитель прекрасно понимал нужды провинциального духовенства и относился к нему с сочувствием и пастырской любовью. «Епархиальные ведомости» того времени, и другие источники донесли до нас множество рассказов о визитах архиепископа Тихона в города и веси Ярославской епархии. Так, один из очевидцев вспоминает, как однажды, посетив одно из сел на окраине Ярославля, святитель Тихон застал местного священника на огороде за уборкой картофеля. Внезапно увидев архиерея, батюшка испугался, однако ласковое, а не начальнически-строгое обращение владыки, его веселый и добрый нрав ободрили священника. Другой подобный случай: «В один из многочисленных объездов своей епархии владыка Тихон заехал в какую-то пошехонскую глушь, в дебри, и посетил приходской храм, священником в котором состоял семинарист, недавно получивший духовное образование и женившийся. Естественно, что появление маститого и заслуженного архиепископа, хотя и известного своим благодушным и милостивым нравом, произвело «целое землетрясение». Осмотрев храм, владыка, по обычаю, посетил домик батюшки и угостился предложенным скудным деревенским яством. Поговорив о деле и немного побеседовав о посторонних предметах, владыка, ввиду предстоявшего ему дальнего пути, стал собираться. Когда он вышел в сени, здесь, по старой русской традиции, появилась молодая матушка со стопкой, которую она держала трясущимися руками на тарелке: «Посошок – на дорогу!» И батюшка, и матушка, низко кланяясь, просили владыку «не побрезговать». Умиленный радушием бесхитростных юных хозяев, архипастырь взял стопку и, пригубив, почувствовал, что это какая-то гадость, поморщился и произнес от неожиданности: «Горько».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих открыто и под спудом почивающих в соборах, церквах, часовнях и монастырях не только Новгорода и его ближайших окрестностей, но и всей Новгородской епархии, с историческими, хронологическими и географическими сведениями о местах их почивания, и Указатель чудотворных святых икон... Составлен Новгородского кафедрального Софийского соборасвященником Гавриилом Краснянским . Новгород, 1876.  Олонецких: Преподобные Обонежские пустынники: материалы для истории колонизации и культуры Обонежского края. Статья  Е. В. Барсова  в Олонецких Губернских Ведомостях 1867-го года, 9, 10, 28, 35 и 40. Подвижники и монастыри крайнего севера. Сочинение К. Докучаева-Баскова, печатавшееся первоначально в Христианском Чтении и вышедшее отдельной книгой в 1891-м году.  Псковских: В. Истории княжества Псковского         Евгения, часть III (Киев, 1831), стр. 74–81, помещен: Хронологический список Псковских угодников Божиих, издревле во Пскове почитаемых, из коих иные внесены Российскою церковью и в месяцесловы церковные, иных память творится только в церквах при гробах их, а иные вписаны только в Псковские синодики церковные.  Сибирских: Сказания о некоторых Сибирских подвижниках благочестия. Протоиерея М. Путинцева. Москва, 1889. Смоленских: Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Спб., 1864. Неизвестного автора (о святых епархии – стр. 279 sqq).  Соловецких: Соловецкий Патерик. Спб., 1873. Неизвестного автора. Верное и краткое исчисление, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших и исторические сведения о церковном их почитании. Иером. Никодима. Спб., 1900.  Ярославских: Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Гр.  Μ . В. Толстова. Ярославль, 1885. Список угодников Божиих и других лиц подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упоминаемых в разных печатных и рукописных святцах и исторических указателях, священника К. Ярославского, напечатанный в 20-м, 22-м и 23-м Ярославских Епархиальных Ведомостей за 1887-й год.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Титова : «Позвольте преподнести Вам составленный мной указатель к нашим Епархиальным Ведомостям. Если у Вас имеется такой, то не откажите прислать обратно. Я составил указатель по возможности ясный, так как самому приходится часто прибегать к указателям, а потому и знать условия пользования ими. Пожалуйста, рассмотрите его, и если возможно выскажите свое откровенное мнение». В ответ на это письмо г. Титова , Преосвященный писал: «Приношу Вам искреннюю благодарность за доставление мне экземпляра составленной и изданной Вами книги: «Ярославские Епархиальные Ведомости». Труд Ваш заслуживает полного одобрения и может служить прекрасным пособием к изучению истории и археологии Ярославской епархии. – У нас, в Твери, Епархиальные Ведомости издаются с 1877 г., но никому не пришло на мысль сделать что-либо подобное Вам. Может быть, Ваш труд со временем найдет подражателей и у нас. Моим учено-литературным занятиям должен быть положен конец. Мое зрение так ослабело, что я не могу ни писанного, ни мелко-печатного читать без помощи чужих очей». 14-го чис. Преосвященный Савва получил письмо из Костромы от Преосвященного Виссариона: «Приближаются великие праздники; честь имею, хоть и преждевременно, приветствовать Вас по сему случаю и пожелать Вам многообразных милостей от Христа Спаса, нас ради человек воплотившегося, приявшего обрезание и крещение. Дерзаю преподнести Вам мою последнюю книгу, под заглавием: «Голос Пастыря». Может быть, этот старческий голос покажется Вам хриплым и слабым. Но и Вы, Владыка, не первой молодости. Посему, уповаю, что снисходительно отнесетесь к моему старческому изделию. Не всем яге быть такими стариками, как митрополит Филарет, который чем старее становился по телу, тем юнее был по духу. Изданные Вами произведения Филарета составляют любимое мое чтение. Очень было бы желательно видеть продолжение Вашего труда по изданию их. Вы в Москве мне говорили, что у Вас имеется множество Филаретовского материала. Да поможет Вам Господь сделать его известным публике.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Нельзя ли Вам ускорить печатанием дневника А. В. Горского? Заключающиеся в нем беседы Владыки с автором дневника составляют для меня предмет самого живого интереса. Поздравьте меня с новосельем. 12 мая я переселился с Ярославского подворья на Митрофановское, находящееся на углу Кабинетской и Звенигородской ул. По этому новому адресу прошу посылать мне ваши письма и официальные, если случатся, бумаги». 27-го числа получено было мной два письма: одно из Твери, а другое из Москвы. Из Твери писал мне от 26-го числа Редактор Епархиальных Ведомостей прот. В. Ф. Владиславлев: «Письма Высокопреосвященного Гавриила 302 и Иннокентия 303 мной получены и будет напечатаны в ближайшем Тверских Епархиальных Ведомостей. Для Тверского духовенства они будут дороги по той любви, которую питало и питает оно к преосвященному Гавриилу, как Архипастырю добрейшему 304 . Приветствую Вас от лица всех Членов Консистории и всего Тверского Духовенства со званием Почетного Члена С. П. Духовной Академии. Слава и честь Отца радует детей его». Из Москвы писала А. П. Ушакова: «Честь имею поздравить Вас с завтрашними великими праздниками. Слышала и соболезную, что Вы не на «Селигере». Прилагаю вырезку; жаль, что на такие письма, как Гнедича, никто из компетентных не потрудится ответить; а кривотолки не пользуют нравственность человечества. Болезненно поражено делом Булах, и что дерзнули коснуться личности усопшего святителя… Что-нибудь да тут дело на так. Нет ли тут политической какой подкладки. Больше писать не дерзаю… со мной так долго не разговаривают, что может быть и эти строки будут слишком дерзновенны " … Приложенная при письме вырезка из «Современ. Известий» следующего содержания: «Об архимандричьих шапках. (письмо редактору). Многоуважаемый г. редактор! Недавнее распоряжение Св. Синода (Совр. Изв. 114) о том, что протоиереи не должны быть представляемы к награждению митрой на том основании, что ношение митры, по существующему положению, присвоено сану архиерея и архимандрита, побуждает меня обратиться к вам с просьбой о разрешении давнего моего по этому предмету недоразумения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Поройков Василий Алексеевич , диакон села Нижне-Никульского Рыбинского уезда, родился в последнем десятке прошлого столетия в селе Леонтьевском Угличского уезда. Отец его был здесь священником. Умер 1 мая 1847 г. Отлично зная древние языки, он еще в молодых летах начал брать к себе на воспитание детей духовенства, и с ними проходил полный курс уездного училища. Поступавшие затем из его училища в семинарию молодые люди, имевшие отличную подготовку и приученные им к труду, все без исключения были лучшими учениками. Дело обучения вел он в своей школе один. Число его учеников ежегодно колебалось от 25 до 30 . Кроме педагогической способности Василий Алексеевич был еще поэт. Некоторые из его стихотворений напечатаны в некрологе его 28 . Ржевский Алексей Андреевич Ржевский Алексей Андреевич , сын диакона Ростовского собора, родился в 1841 г., воспитывался в Ярославской семинарии, а потом в Московской духовной академии. В этой последней окончил он курс в 1864 г., и в ноябре того же года определен преподавателем логики, психологии, патрологии и латинского языка в Екатеринославскую духовную семинарию; кроме того, он был и секретарем правления семинарии, и по поручению епархиального начальства рассматривал катехизические поучения священников Екатеринославской губернии. Помимо всех занятий по духовному ведомству, имел он и другие занятия: 8 лет (1865–1873 г.) был преподавателем латинского языка в старших классах Екатеринославской гимназии. Умер 14 июля 1880 г. в Екатеринославле. На акте, при открытии, в начале 70-х годов, нового семинарского здания в Екатеринославле, Алексей Андреевич прочел обширную «записку о состоянии семинарии до постройки нового здания и о ходе постройки этого здания». В 1872 г., когда состоялось определение об издании в Екатеринославле епархиальных ведомостей, покойный был помощником редактора их. С первых же пор он очень-усердно поддерживал новое дело, помещая в ведомостях свои работы; но еще более он трудился для них, сделавшись сам редактором. Сотрудничал он также и в Православном Обозрении.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРСУНСКИЙ Николай Николаевич (20.01.1843, г. Ростов Ярославской губ.- 9.06.1899, Ярославль), правосл. богослов, публицист, переводчик трудов авторов древней Церкви. Сын протоиерея Вознесенской ц. г. Ростова. В 1856 г. К. окончил Борисоглебское ДУ, в 1862 г.- Ярославскую ДС в 1-м разряде, поступил волонтером в МДА, к-рую окончил в 1866 г. во 2-м разряде. Степень кандидата богословия была присуждена К. 18 июня 1869 г. за соч. «Борьба отцов и учителей церкви во втором и третьем веках против гностиков» (РГБ ОР. Ф. 172. К. 273. Ед. хр. 4). 14 июля того же года был назначен в Ярославскую ДС преподавателем греч. языка. С 1871 г. и до своей кончины К. являлся бессменным редактором неофиц. части «Ярославских ЕВ». В самом начале своей деятельности от имени редакции он призывал епархиальное духовенство активно сотрудничать в газете епархиальных ведомостей, присылать заметки, «чрез которые духовенство знакомилось бы с церковно-религиозной жизнью края» (Ярославские ЕВ. 1871. 16. С. 123-124). В дальнейшем он помещал материалы о проводимых в Ярославской епархии реформах и как редактор комментировал их (Там же. 18. С. 139-144; 29. С. 231-234 и далее), но постепенно разочаровался в освещении повседневных тем. Историки Ярославской епархии отмечали, что содержание газеты начиная с сер. 80-х гг. XIX в. стало отражать преимущественно научные интересы редактора: основную ее часть составляли переводы сочинений Оригена и Климента Александрийского, сделанные самим К. ( Титов А. А. Ярославские ЕВ: Неофиц. ч.: указатель. Серг. П., 1893. С. VI). В дек. 1893 г. К., «желая получить некоторое признание», представил в Совет МДА комментированные переводы сочинений Климента Александрийского «Педагог» и «Строматы», прося принять их в качестве магист. диссертации и допустить его к переэкзаменовке на степень магистра (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1813. Л. 6). Обосновывая в письмах Совету МДА и любимому учителю проф. МДА Е. Е. Голубинскому право на получение магист. степени, К. сформулировал свой взгляд на развитие богословской науки и значение комментированных переводов древних церковных авторов. Во-первых, «чрез этот перевод и разъясняющие комментарии» вводятся в общее пользование «принципы и идеи славного учителя Церкви», поэтому это «произведение авторское, равное сочинению»; во-вторых, комментированные переводы не менее, если не более авторских сочинений, оказывают «созидающее влияние» на «богословскую мысль и весь организм Церкви»; в-третьих, «монография об известном отце или учителе Церкви без перевода его творений скорее вредна, чем полезна для Церкви», ибо отнимается возможность «непосредственного соприкосновения со святым отцом и священным писателем» (РГБ ОР. Ф. 541. К. 8. Ед. хр. 70. Л. 24-25 об.). Но дело с получением магист. степени не имело положительного результата.

http://pravenc.ru/text/2458755.html

Во время своих многочисленных, порой даже очень опасных для жизни, поездок по Сибири владыка Нил всегда находил время полюбоваться местными красотами. Многочисленные поэтические описания природы Сибири можно встретить на страницах всё тех же «Путевых записок». Кроме того за всё своё время пребывания в Сибири, а это целых 15 лет, архиепископ собрал уникальную минералогическую коллекцию. После смерти владыки коллекция эта, согласно его завещанию, была передана в минералогический музей Санкт-Петербургского университета. Вот как оценивал значение этого собрания В. И. Вернадский, который после окончания Санкт-Петербургского университета в 1885 г. был хранителем минералогического музея: «Коллекция архиепископа Нила являлась одним из драгоценнейших и лучших частных собраний в России и содержит много важных данных для минералогии Сибири; особенно хорошо в ней представлены кристаллы драгоценных камней Сибири: топазы, бериллы, турмалины Для будущей минералогии Сибири архиепископу Нилу удалось сохранить много данных, которые без него пропали бы навсегда. Минералогическая коллекция архиепископа Нила была составлена не случайно, а с любовью и трудом и сохранила нам драгоценные, теперь недоступные памятники минералогии Сибири первой половины Не лишним будет напомнить, что именно по инициативе и благословению архиепископа Нила в Русской Церкви в 1860 г. вышли первые епархиальные ведомостиЯрославские. Потом будут Херсонские, Киевские, Тамбовские… К началу XX столетия практически каждая епархия будет издавать свои ведомости. Но первый епархиальный журнал вышел в Ярославле при архиепископе Ниле! Благодаря своей научной и общественной деятельности архиепископ Нил еще при жизни не был обойден вниманием научного и литературного сообщества. Так, архиепископ Нил был избран почетным членом Санкт-Петербургского и Казанского университетов. Также владыка Нил стал прототипом главного героя рассказа Н.С. Лескова «На краю света». В настоящее время исследователи также не проходят мимо имени архиепископа Нила. Одних привлекает упомянутая минералогическая коллекция. Другие обращают внимание на «Путевые заметки». Одна из современных исследовательниц после небольшого, но емкого анализа этого весьма интересного сочинения преосвященного Нила, пришла к выводу, что “Путевые заметки” «должны рассматриваться не только в рамках собственно церковной литературы, но и как одно из выдающихся произведений русской литературы в целом, сопоставимое с другими шедеврами жанра Что касается шедевров, то к ним относятся «Письма из Франции» Д.И. Фонвизина, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Путешествия вокруг света…» И.Ф. Крузенштерна, «Фрегат Паллада» И.А. Гончарова, «Странник» А.Ф. Вельтмана, «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф.М. Достоевского.

http://pravoslavie.ru/73373.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010